Научная статья на тему 'Профессиональные стратегии студентов управленческих специальностей ФГБОУ во «Государственный университет управления»'

Профессиональные стратегии студентов управленческих специальностей ФГБОУ во «Государственный университет управления» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
490
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / КАРЬЕРНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПАССИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / СТУДЕНТ / ACTIVE STRATEGY / CAREER ORIENTATION / PASSIVE STRATEGY / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / PROFESSIONAL STRATEGIES / STUDENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Завельская Ирина Михайловна

В статье освещена актуальная проблема формирования профессиональных стратегий студентов управленческих специальностей в процессе обучения в вузе. На основе факторного анализа обосновываются место и роль профессиональных стратегий в системе жизненных стратегий личности. Приводятся результаты эмпирического исследования формирования профессиональных стратегий студентов в процессе обучения в высшей школе. Представлена типология профессиональных стратегий и рассмотрена направленность карьерных ориентаций студентов управленческих специальностей. Выявлены устойчивые связи между профессиональными стратегиями и личностными характеристиками респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Завельская Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the actual problem of the formation of professional strategies for students of managerial specialties in the process of studying at a university. The results of empirical research of students are given. On the basis of factor analysis, the place and role of professional strategies in the system of personal life strategies are substantiated. The results of empirical research in the field of higher education are given. The typology of professional strategies is presented and the orientation of career orientations of students in managerial specialties is considered. Identified stable links between professional strategies and personal characteristics of respondents.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стратегии студентов управленческих специальностей ФГБОУ во «Государственный университет управления»»

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316

ИМ. Завельская ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ

СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ФГБОУ ВО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Аннотация. В статье освещена актуальная проблема формирования профессиональных стратегий студентов управленческих специальностей в процессе обучения в вузе. На основе факторного анализа обосновываются место и роль профессиональных стратегий в системе жизненных стратегий личности. Приводятся результаты эмпирического исследования формирования профессиональных стратегий студентов в процессе обучения в высшей школе. Представлена типология профессиональных стратегий и рассмотрена направленность карьерных ори-ентаций студентов управленческих специальностей. Выявлены устойчивые связи между профессиональными стратегиями и личностными характеристиками респондентов.

Ключевые слова: активная стратегия, карьерная ориентация, пассивная стратегия, профессиональная социализация, профессиональная стратегия, студент.

Mna Zavdsitaya PROFESSIONAL STRATEGIES OF STUDENTS

IN MANAGERIAL SPECIALTIES AT THE STATE UNIVERCITY OF MANAGEMENT

Annotation. The article highlights the actual problem of the formation ofprofessional strategies for students of managerial specialties in the process of studying at a university. The results of empirical research of students are given. On the basis of factor analysis, the place and role of professional strategies in the system of personal life strategies are substantiated. The results of empirical research in the field of higher education are given. The typology of professional strategies is presented and the orientation of career orientations of students in managerial specialties is considered. Identified stable links between professional strategies and personal characteristics of respondents.

Keywords: active strategy, career orientation, passive strategy, professional socialization, professional strategies, student.

Сегодняшние студенты - это будущее нашей страны. Молодежь - один из главных источников экономической инициативы, нововведений и инноваций практически во всех сферах общественной жизни. Студенты, обучающиеся на управленческих специальностях, являются реальными и будущими социальными акторами и экономическими субъектами. Поэтому проблемы профессионального становления в процессе подготовки специалистов в высшей школе тесно связаны с перспективами развития общества и представляют огромный интерес как в научном, так и в практическом плане.

Проблема формирования профессиональных стратегий студентов приобретает особую важность в условиях современного динамичного общества, поскольку их планирование и реализация определяет будущую социально-профессиональную структуру общества, соотношение потребности рынка труда и возможности трудоустройства специалистов различных уровней и направлений подготовки, интенсивность конкуренции внутри профессиональных групп и т.д. [1; 5]. Множество возможных вари© Завельская И.М., 2017

антов развития профессиональной социализации студента затрудняет не только сам процесс изучения профессиональных стратегий, но и выбор самого студента в пользу той или иной стратегии. Выбирая определенную стратегию сегодня, студент закладывает основу своего профессионального будущего, профессиональной судьбы. Знание факторов, влияющих на профессиональные стратегии и формирующие их, имеет существенное практическое значение для разработки программ профессиональной социализации студентов в процессе обучения в вузе, прогнозирования поведения молодых специалистов на рынке труда, повышения эффективности контактов вузов и работодателей и других направлений работы с будущими высококвалифицированными кадрами [3].

В рамках данной статьи интерес представляют вопросы, связанные с профессиональным становлением студентов управленческих специальностей. В контексте изучения проблем, касающихся профессионального становления молодежи и формирования профессиональных планов, возникают вопросы и относительно типов профессиональных стратегий. Единая типология профессиональных стратегий в отечественной социологической науке до настоящего времени не разработана, но можно выделить работу Н. Н. Федотовой, так как ее типология получила наибольшее распространение. Также ее можно выделить в качестве «первопроходца» в данной области, поскольку она первая в отечественной науке предложила типологию профессиональных стратегий, составленную на основе теоретического анализа и вторичной обработки данных социологических и психологических исследований [4]. По мнению исследователя, на выбор той или иной стратегии наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

- ориентация на традиционную или современную ценностную систему;

- оценка человеком происходящих социальных преобразований, реформ, что может выражаться в одобрении или отрицании этих преобразований и реформ;

- уровень адаптации субъекта к новым правилам экономического поведения [4].

H. Н. Федотова выделяет две основные стратегии: активную и пассивную, которые раскрываются по-разному, образуя тем самым новые стратегии. Итак, можно выделить 5 типов профессиональных стратегий поведения молодежи.

I. Рефлективно-запаздывающая стратегия (относится к пассивным стратегиям). Люди, придерживающиеся данной стратегии, имеют старое ценностное сознание. Адаптация выражается в приспособлении, т.е., следуя различным нововведениям на уровне публичного социального поведения, не происходит их внутреннего принятия. При поиске работы уделяется особое внимание функциональному содержанию работы и условиям труда.

2. Умеренно-приспособительная стратегия (относится к пассивным стратегиям). У представителей пассивной умеренно-приспособительной стратегии также сохраняется старое ценностное сознание. Жизненная позиция этой группы не адаптирована к новым условиям, мышление носит профессионально-ориентированный пассивный характер, констатирующий социальные проблемы. Люди этой группы в профессиональной сфере отдают предпочтение стабильности дохода в ущерб его размеру, часто выбирают государственный сектор экономики. Здесь можно наблюдать феномен «семейная профессия», когда дети «наследуют» профессию родителей. Образование рассматривают как самоценность.

3. Позитивно-инструментальная стратегия (относится к активным стратегиям). Данная стратегия направлена на рациональное использование своих возможностей. Ценностное сознание противоречиво. К новым условиям успешно адаптируется. При этом могут даже выполнять конструктивную роль в обществе. Люди в этой группе могут и эмоционально взглянуть на процессы, которые происходят вокруг них (или в обществе в целом) и рационально осмыслить окружающее. Труд воспринимают не как средство достижения определенных целей, но как самоцель. Молодежь, использующая данную поведенческую стратегию, направлена на развитие своих навыков и способностей, ориентирована на творческий подход к труду. Успешная карьера и связанное с этим благосостояние -естественный, ожидаемый, но не единственный мотив социальной активности в этой группе.

4. Позитивно-активная (относится к активным стратегиям). Здесь у молодежи присутствует новое по характеру ценностное сознание. Людям данной группы присуще активное и конструктивное мышление, контроль направлен на конкретные и ситуативные проблемы, что способствует осуществлению регуляции деятельности, адекватную рыночным условиям. Этот тип обладает двойной адаптированностью к новым условиям - по своим ценностям и по своим социальным позициям. Используют общество для достижения своих целей, воспринимая его как объект, а себя как субъект. В профессиональной сфере ориентированы на создание собственного предприятия. Получение образования - не самоценность, а средство построения успешной карьеры и материального процветания. Ориентация на успех. Территориально данная группа характерна для больших городов и регионов с высокой интенсивностью развития коммерческого сектора и, в частности, малого бизнеса.

5. Криминально-карьерная стратегия (относится к активным стратегиям). Представители данной группы используют методы, которые связаны с дезорганизацией и аномией для укрепления личного благосостояния. Возможность получения высокого дохода зачастую связана с полулегальными и нелегальными способами деятельности, которые приводят молодежь этой группы в криминальные структуры. Здесь молодые люди имеют возможность реализовать индивидуальные представления о социальном успехе на основе жизненной модели, исключающей профессиональную деятельность, как условие жизни и развития [4].

Таким образом, в зависимости от выбранной стратегии молодежь по-разному реализует свой профессиональный потенциал, решает проблему получения профессионального образования, дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. Молодые люди с активной формой поведения ответственны, направлены на самореализацию и использование собственных ресурсов, а с пассивной стратегией - не хотят брать ответственность на себя, полагаются на содействие и помощь семьи, государства, не занимаются планированием своей профессии и карьеры.

Специфика профессиональной социализации студентов в системе российского высшего образования являлась предметом эмпирического исследования, проведенного в период 2010-2014 гг. в режиме мониторинга в ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» (далее - ГУУ) [2]. Исследователи сосредоточили внимание на динамике представлений студентов о будущей профессиональной деятельности на различных этапах обучения - с поступления в вуз до получения диплома о высшем образовании. Такой подход позволил выявить изменения в профессиональных стратегиях студентов и комплекс факторов, влияющих на профессиональную социализацию будущих специалистов [3].

Проведенное в 2017 г. в ГУУ эмпирическое исследование по выявлению профессиональных стратегий студентов управленческих специальностей являлось продолжением ранее проведенного исследования. В исследовании приняли участие студенты управленческих специальностей всех курсов. На протяжении всего обучения в высшей школе формируются профессиональные стратегии.

На вопрос, какое место в жизни студенты отводят профессии, подавляющее число опрошенных ставят в приоритет (70 %), второстепенное место профессия в жизни занимает лишь для 14 %. Можно сделать вывод о том, что для большинства студентов профессия является важной и неотъемлемой составляющей их жизни. Для наиболее полного понимания роли и места профессиональной деятельности в жизни студентов им предлагалось выбрать из списка жизненных планов и целей наиболее приоритетные для них, наиболее часто выбираемым ответом был «создать большую и дружную семью». Это вариант выбрали 25 %. Следующий по популярности ответ - «быть счастливым с любимым человеком» и «иметь хорошо оплачиваемую работу», которые выбрали 18 % опрошенных. Профессиональные планы можно отнести к вариантам ответа «иметь хорошо оплачиваемую работу» и «состояться в профессии». В первом случае профессия и работа рассматриваются как средство достижения материального благосостояния. Во втором случае профессиональный успех не всегда связан с материальным вознаграждением, профессия рассматривается как самоцель. Такой вариант выбрали лишь 11 % студентов.

Важность свободы и независимости отметили 8 % респондентов, 7 % говорили о значимости творчества и самореализации, высокий материальный достаток представляет важность для 8 %, а стабильность важна лишь для 3 % опрошенных. Таким образом, главное в жизни студентов управленческих специальностей - это создание семьи, счастье с любимым человеком и хорошо оплачиваемая работа. Профессия имеет большое значение, но она не всегда рассматривается как самоцель, зачастую профессия лишь средство получения высокого материального достатка.

Одним из важных в исследовании являлся вопрос о дальнейших планах студентов после окончания университета, так как данный вопрос предопределяет стратегии студентов. 19 % респондентов собирается совмещать образование в магистратуре с работой. Также студентов, планирующих продолжить образование, - 31 % (среди них по своей специальности - 18 %, по иной специальности - 13 %). Уехать заграницу желает 5 % студентов, 2 % из которых собираются там учиться, а 3 % - работать. Пойти работать планируют 25 % опрошенных, их них 11 % собираются работать по специальности, а остальные 14 % - туда, где хорошо платят и необязательно по специальности. Открыть свое дело собираются 10 % опрошенных студентов. Посвятить себя дому и семье планируют лишь 3 %. Для 6 % респондентов будущее видится туманным и неопределенным, 1 % не имеет никаких планов относительно будущего. Таким образом, мы видим, что большинство студентов задумываются о своем профессиональном будущем. Большое стремление продолжать образование, выявленное в предыдущем вопросе, подтверждается и здесь. Миграционные настроения низки: суммарно лишь 5 % планируют уехать за границу. Также обнаружено, что многие студенты стараются думать и о самообеспечении, т.е. планируют работать.

Важным моментом при изучении профессиональных стратегий являются планы относительно работы по осваиваемой специальности. Поэтому одним из вопросов в анкете был вопрос «Планируете ли Вы работать по получаемой Вами специальности?». Более половины опрошенных студентов (56 %) планируют работать по получаемой ими специальности, 32 % респондентов не определились, а 12 % не собираются работать по своей специальности. То есть мы видим, что большая часть имеет стремление работать по специальности, из чего можно сделать вывод о том, что эти студенты вполне удовлетворены выбранной специальностью и готовы связать с ней свое профессиональное будущее.

Поскольку профессиональная стратегия представляет собой определенный план действия, респондентам были заданы вопросы, направленные на выявление их действий при выборе места и условий работы. Выбор профессионального пути тесно связан с намерениями или их отсутствием по созданию собственного предприятия. Поэтому студентам предлагалось выбрать из двух вариантов развития событий тот, который отражает их мнение в наиболее полной форме. 48 % опрошенных респондентов собираются создать собственное предприятие. Эти студенты вполне уверены в своих силах, обладают лидерскими качествами, у них высокая мотивация и имеются необходимые материальные ресурсы. 29 % студентов собираются работать в качестве наемного работника. Такое распределение может быть связано с тем, что эти респонденты не совсем уверены в своих силах, или им не хватает ресурсов (как материальных, так и личностных) для создания собственного предприятия. 23 % респондентов затрудняются ответить на данный вопрос. Можно предположить, что эти опрошенные и имеют желание создать собственное предприятие, но не обладают достаточными ресурсами для этого.

Следующим выбором, который может встать перед студентами-управленцами при определении профессиональных стратегий, является выбор между стабильным размером и регулярностью выплат зарплаты и возможностью получать более высокую зарплату, но в условиях риска. Больше половины опрошенных студентов (57 %) готовы рисковать ради получения высокого дохода. Однако 34 % студентов отдают предпочтение стабильности в ущерб высокому доходу, лишь 9 % затрудняются ответить. Таким образом, для студентов управленческих специальностей наиболее приоритетным является соединение риска и возможности высокого дохода, нежели стабильность. Многие стараются устроить свою профессиональную жизнь за счет знакомств и связей. Поэтому одним из вопросов ис-

следования был вопрос о желании работы со знакомыми. Почти половина опрошенных (46 %) не придает значения наличию или отсутствию знакомых на работе. 31 % студентов не хотят работать со знакомыми, а 20 %, наоборот, предпочитают работать с ними. Таким образом, хотя половина респондентов и не придает особого значения этому фактору, для трети опрошенных студентов неприемлема работа со знакомыми, так как это приводит к смешению личного и работы.

Не менее важным в структуре профессиональных стратегий является должность, на которую рассчитывают респонденты. Ответы студентов отражают карьерные ориентации будущих специалистов и их направленность на горизонтальную или вертикальную карьеру. В первом случае привлекательной представляется перспектива стать высококлассным специалистом, востребованным и высокооплачиваемым профессионалом. Выбор вертикальной карьеры отражает направленность студента на управленческую деятельность, работу с людьми и готовность к работе в системе «человек-человек».

Из полученных данных видно, что 13 % респондентов планируют занять позицию рядового работника, 19 % студентов хотят занять должность ведущего специалиста. На позицию руководителя небольшого подразделения рассчитывают также 19 %, а на позицию руководителя большого подразделения немногим больше - 20 %. Должность руководителя предприятия планируют получить 26 %, вариант «другое» выбрали 3 %. Все ответы «другое» можно объединить в одну категорию - индивидуальный предприниматель. Таким образом, студенты управленческих специальностей настроены в целом оптимистично, они уверенны в своих силах, и тех, кто планирует получить невысокие должности меньшинство. Оптимизм и уверенность студентов управленческих специальностей подтверждается и следующим вопросом «Как Вы оцениваете вероятность того, что сможете найти перспективную работу?». 35 % респондентов отмечают высокую вероятность того, что они смогут найти перспективную работу, 54 % - среднюю вероятность, а низкую вероятность отметили 10 %, т.е. в целом студенты уверены в своих силах.

С помощью проведенного исследования была выявлена структура профессиональных стратегий студентов-бакалавров старших курсов ГУУ, т.е. элементы профессиональных стратегий, на основе которых были выявлены основные профессиональные стратегии. Также были установлены различные группы факторов, которые влияли на профессиональный выбор, т.е. на профессиональные стратегии. Были выявлены устойчивые связи между профессиональными стратегиями и личностными характеристиками респондентов.

При изучении профессиональных стратегий студентов управленческих специальностей студентов ГУУ было выявлено, что профессия в жизни современных студентов играет значительную роль. Для многих студентов является важным состояться в профессии, и их профессиональные стратегии в настоящий момент можно назвать практически сформированными. Они уже знают, чего хотят достичь в профессиональной сфере и имеют предположения, каким образом могут достигнуть своих целей.

Библиографический список

1. Животовская, И. Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты И. Г. Живо-товская // Глобализация и образование. - ИНИОН РАН. - М. 2001. - С. 25-31.

2. Мишина, Г. Н. Профессиональная социализация студентов в современном российском вузе : монография / Г. Н. Мишина, Е. В. Тихонова : Моск. гуманит. ун-т.- 2014. - 104 с.

3. Тихонова, Е. В. Профессиональная социализация студентов в современном российском вузе : социологический анализ / Alma mater. Вестник высшей школы. Научный журнал министерства образования и науки РФ. - 2012. - № 4. - С. 28-36.

4. Федотова, Н. Н. Социально-профессиональный статус поствузовской молодежи на рынке труда / Н. Н. Федотова : Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра. - 2000. - С. 44-45.

5. Шукшунов, В. Е. Проблемы инновационного пути развития российской экономики / Роль высшей школы в их решении. - М., 2003. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.