Людмила ДМИТРИЕВА
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО В СИСТЕМЕ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
В статье приводятся компоненты карьерных ориентаций государственного служащего, включающие когнитивную, мотивационно-ценностную и операциональную составляющие, оценивается значимость личностных качеств госслужащего для их профессиональной деятельности.
The article considers the specific characters of state employee's career orientations, which are displayed in a compound structure including cognitive, motivational-value and operative components. Also the article defines the importance of personal qualities of state employees in their professional activity.
Ключевые слова:
карьерные ориентации, компоненты карьерных ориентаций, личностные детерминанты профессиональной деятельности госслужащих, ценностные ориентации; career orientations, components of career orientations, personal determinants of state employees' professional activity, value orientations.
ДМИТРИЕВА Людмила Геннадьевна — д.псих.н.,
профессор кафедры менеджмента БАГСУ при Президенте РБ dmitrievalg@mail.ru
В последние десятилетия личность государственного служащего все чаще ассоциируется с институтами власти и политики. Роль государственного служащего в решении задач разного уровня значимо возрастает, увеличивается степень его ответствен -ности и влияния на происходящие в стране общественные, полити -ческие и экономические процессы. В свете этого интересны те цен -ностные и карьерные ориентации, которые формируют личность госслужащего. Исследователей интересует их специфика, структура и направленность, проявляющиеся в желании решать проблемы, в приоритетах и нравственных предпочтениях госслужащего.
Традиционно понятие «карьерные ориентации» принято рас -сматривать с точки зрения субъектно -деятельностного подхода, в рамках которого деятельность (в т.ч. и профессиональная) является главным источником развития личности. Исходя из проделанного нами анализа, мы полагаем, что этот психологический феномен необходимо изучать и с точки зрения мотивационно - ценностного, когнитивного и психосемантического подходов. В мотивационно -ценностном подходе карьерные ориентации раскрывают меха -низмы вызревания мотивов и формирования ценностей субъекта, являющихся основанием для становления духовно - нравственной составляющей этого феномена. В когнитивном подходе карьерные ориентации представляют собой процесс личностного осмысления происходящих с индивидом событий профессиональной жизни. Психосемантический подход рассматривает карьерные ориентации с точки зрения субъективных значений и способствует построению субъективных пространств личности.
В русле этих подходов имеется возможность выделить структурные компоненты карьерных ориентаций государственного служащего. Поскольку карьерные ориентации — это ценностные ориентации непосредственно в карьере, которыми субъект руководствуется, выбирая, определяя и моделируя свой профессиональный и в целом жизненный путь, мы вправе выделить мотивационно - ценностный компонент, в котором ценностные ориентации определяют моти -вацию государственного служащего. Кроме того, мы считаем, что в карьерных ориентациях всегда содержится смысл (личностный), который человек намерен реализовать в процессе профессиональ -ного развития. Поэтому мы определяем в структуре карьерных
ориентаций и когнитивный компонент. Именно в этом компоненте наиболее четко проявляется специфика карьер ной ориентированности госслужащих. В известной методике Э. Шейна («якоря карьеры») эта специфика отражается в том, что для государственного служащего (либо управленца) становятся важными (значимыми): служение, профессиональ -ная компетентность, менеджмент, авто номность, стабильность, вызов, интегра ция стилей жизни, предпринимательство. В теоретическом анализе мы выделили традиционный в исследовании личности госслужащего субъектно деятельностный подход, ориентированный, прежде всего, на реализацию ценностей, смыслов, про фессионализма госслужащих в действиях и поступках. Поэтому мы определили для себя еще один компонент — операцио -нальный, в котором реализуются личност -ные и профессионально важные качества государственного служащего.
По нашему убеждению, особенности карьерных ориентаций госслужащего должны рассматриваться в тесной вза имосвязи не только с профессионально важными, но и с личностными качествами. Профессии типа «человек — человек» (по классификации Е.И. Климова) во многом связаны именно с личностными характеристиками, которые достаточно часто определяют успешность субъекта в этом типе профессии, в отличие, например, от профессии инженера, где значимую роль играют навыки в области конкретных тех -нических областей, а личностные качества как бы уходят на второй план. Поэтому в дальнейшем анализе мы будем выделять две стороны профессионализма: личност -ную и профессиональную.
Проблема специфики профессионально важных качеств в сфере взаимодействий с людьми остается весьма острой и недо -статочно изученной. О наличии двух взаимосвязанных сторон — личностной и про -фессиональной — пишут А.К. Маркова, Н.С. Пряжников1. А.К. Маркова считает, что личностное самоопределение выше самоопределения профессионального. Например, «узкий специалист», который кроме своей работы ничем не интересуется, скорее всего слишком примитивен, чтобы считаться полноценной личностью
1 Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1966; Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. — М., 2005.
(Н.С. Пряжников). Это люди с потерян -ным (или не найденным) смыслом жизни при внешне вполне успешной профессио -нальной деятельности (В. Франкл).
Для нас особый интерес представляет специфика социально - психологического подхода к пониманию личности, кото -рая заключается в раскрытии механизмов социализации личности; изучении и диагностике ее социально-психологической структуры; влиянии на ее характеристики. Важнейшим (системообразующим) фактором личности профессионала является, по мнению Э.Ф. Зеера, направленность личности, которая включает в себя следу ющие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение. При этом «на разных этапах становления эти компоненты имеют различное психологи ческое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности»2.
Обычно к профессионально важным качествам относят интегративные индивидуально психологические осо бенности личности (внимание, память, воображение), психологические характеристики (устойчивость, терпеливость, выдержанность, волевые качества), личностно профессиональные качества (организованность, ответственность, дисциплинированность) и т.д. Между тем, в структуре профессионально важ ных качеств, которые принято выделять у госслужащего, отсутствует ценностная составляющая. На наш взгляд, морально нравственные характеристики государ -ственного служащего также необходимо отнести к профессионально важным каче ствам, т.к. эта профессия имеет особые статус и миссию.
По мнению А.А. Деркача3, личност -ными особенностями государственного служащего должны быть высокая само эффективность в сфере предметной дея тельности; высокий уровень самокон -троля и личной ответственности; развитая способность к прогнозированию; низкий уровень нейротизма и психотизма; высо -
2 Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб -ное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.
3 Деркач А.А. Основы общей и прикладной акмеологии. — М. : Изд-во РАГС им. Ф.Э. Дзержинского, 1995.
кий уровень развития коммуникативных качеств. На наш взгляд, есть необходи -мость дополнить классификацию такими характеристиками, как локус контроля, саморегуляция поведения, самоактуали зационные тенденции.
Кто же такой госслужащий? В соот -ветствии со ст. 3 федерального закона «Об основах государственной службы» госслужащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном действующим законодательством, обя -занности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета. Однако за этими сухими словами стоит личность конкрет ного человека. Именно поэтому исследо -вание должно базироваться на всесторон нем изучении личности государственного служащего.
Мы исходим из определения профес -сионала на государственной службе как «госслужащего, достигшего высокого уровня квалификации, сознательно изме няющего и развивающего себя в ходе осу ществления профессиональной деятель ности, вносящего свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашед шего индивидуальное предназначение в профессии, ориентированного на высокие достижения, гармонично сочетающего личные интересы и интересы общества»1.
В процессе анализа карьерных ори ентаций государственного служащего через призму личностных и профессио нально важных качеств мы пришли к выводу, что в систему психологических
1 Деркач А.А., Дьячков В.М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно -профессионального развития государственных служащих регионального управления. — М. : МААН, 1997.
характеристик госслужащих должны быть включены обобщенные характери стики мотивационно ценностной сферы и общей направленности личности. Тем более что в исследованиях ряда ученых выявлены такие доминирующие мотивы, как гарантия постоянной работы, стабиль -ность положения, стремление реализовать себя в профессиональной деятельности, обеспечение устойчивой перспективы дальнейшего роста2.
Итак. Будучи личностным образова -нием, карьерные ориентации обладают собственной структурой, в которую входят такие компоненты, как мотивационно ценностный, когнитивный и операцио нальный. В профессии государственного служащего, наряду с профессионально важными, особую роль играют личност ные качества. В этой профессии есть своя специфика, связанная с ценностной составляющей деятельности, т.к. здесь имеет место предназначенность, избран ность должности, что не может не повли -ять на карьерные ориентации. К тому же, есть два варианта влияния ценностных ориентаций на карьерные: воздействие уже сложившихся ценностей на профес -сиональное поведение госслужащего и формирование ценностей уже в процессе овладения этой профессией. На наш взгляд, это две самостоятельные истории, которые порождают вполне определенные личностные детерминанты. Поэтому мы считаем важным выделить значимость личностных качеств государственных служащих и их влияние на качества про фессиональные, что и определяет их спе цифику.
2 Ладанов И.Д. Практический менеджмент. — М. : Корпоративные стратегии, 2004.