Научная статья на тему 'Акмеологический подход к формирования карьерных ориентаций специалистов социальной сферы'

Акмеологический подход к формирования карьерных ориентаций специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
523
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КАРЬЕРА / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / CAREER ORIENTATIONS / CAREER / ACMEOLOGICAL APPROACH / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусина-мазнова Галия Хамитовна, Тарасова Ирина Владимировна, Джумагалиева Гульфия Рашидовна

В статье формирование карьерных ориентаций специалистов социальной сферы исследуются с позиции акмеологического подхода и определяется как сформированность индивидуальной стратегии на пути к достижению вершин в профессиональном пространстве. Представлена классификация карьерных ориентаций и алгоритмы успешного формирования карьерных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мусина-мазнова Галия Хамитовна, Тарасова Ирина Владимировна, Джумагалиева Гульфия Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL APPROACH TO DEVELOPING CAREER ORIENTATIONS OF PROFESSIONALS IN THE SOCIAL SPHERE

Development of professionals’ career orientations in the social sphere is researched on the basis of acmeological approach and defined as formation of individual strategies on the way to achieving heights in the professional space. The article focuses on classification of career orientations and algorithms for successful development of career orientations

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к формирования карьерных ориентаций специалистов социальной сферы»

Г.Х. Мусина-Мазнова, И.В. Тарасова, Г.Р. Джумагалиева

(Астрахань)

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ACMEOLOGICAL APPROACH TO DEVELOPING CAREER ORIENTATIONS OF PROFESSIONALS IN THE SOCIAL SPHERE

В статье формирование карьерных ориентаций специалистов социальной сферы исследуются с позиции акмеологического подхода и определяется как сформированность индивидуальной стратегии на пути к достижению вершин в профессиональном пространстве. Представлена классификация карьерных ориентаций и алгоритмы успешного формирования карьерных ориен-таций.

Ключевые слова: карьерные ориентации, карьера, акмеологический подход, самореализация.

Development of professionals' career orientations in the social sphere is researched on the basis of acmeological approach and defined as formation of individual strategies on the way to achieving heights in the professional space. The article focuses on classification of career orientations and algorithms for successful development of career orientations.

Key words: career orientations, career, acmeological approach, self-realization.

Изменение социально-экономической ситуации в российском обществе повлекло за собой трансформацию ценностного сознания россиян, что привело к формированию нового отношения к карьерному становлению специалистов. Советская система ограничивала потребности и возможности карьерного роста субъектов в сфере профессиональной деятельности. В настоящее время в социально-экономической сфере деятельности индивида на первый план выходит его конкурентоспособность на рынке труда, продвижение по ступеням профессиональной, должностной, статусной иерархии.

Профессиональный стандарт специалиста социальной сферы требует включение в понятия об уровне профессиональной подготовленности специалиста кроме профессиональных знаний, умений и навыков, также способности к самоанализу, к само-

познанию, определению своих личностных качеств, способностей, склонностей, к мобилизации внутренних ресурсов личности, выстраиванию оптимальной траектории жизненного пути в зависимости от условий жизнедеятельности и своих личностных параметров.

Современная действительность способствует созданию условий для свободного самоопределения, самореализации человека, самостоятельного выбора им путей своего движения в социальной структуре и профессиональной деятельности. Динамичная карьера в настоящее время считается одним из ключевых показателей делового успеха и ощутимым результатом профессиональной деятельности человека. В основе карьерной мотивации специалистов социальной сферы лежит взаимосвязь самоутверждающих ориентаций и собственно профессиональных, способствующих самореализации, по-

вышению материального положения и престижа как основы высокого социального статуса и карьерного становления.

В научной литературе карьерные ориентации субъекта анализировались в следующих контекстах: стратегий жизни (К.А. Абульхано-ва-Славская), поведения (Е.Ю. Коржова), жизненных ориентаций (Н.А. Низовских), мотивов (А.В. Герасимов, А.С. Лукьянов), ценностей (Б. Идзиковски, И.Е. Акопова, Е.А. Махрина), отмечались как фактор успешности карьеры (Е.Н. Жорникова, Л.А. Зайцева, Е.А. Могилев-кин, М.В. Сафонова, Н.А. Тугунцева).

Теоретическими основами акмеологи-ческого подхода к формированию карьерных ориентаций являются: концепции профессионального становления и развития карьеры специалистов (М.В. Александрова, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазы-кин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, С. В. Митюнина, Н.С. Пряжников, В.Д. Ша-дриков, Р.М. Шерайзина); исследования в сфере карьерных ориентаций студентов (Ю.А. Бурмакова, А.А. Жданович, О.П. Тер-новская); карьерная готовность выпускников вуза (А.С. Миронова-Тихомирова); факторы карьерного роста специалиста (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.Г. Молл, Н.С. Пряж-ников ).

Профессиональное развитие специалистов в процессе карьерного становления привлекает все больше внимания исследователей в области акмеологии. Положения акмеологического подхода позволяют рассматривать личность как высшую ценность, а карьерное становление как результат достижения этой личностью максимальной вершины своего развития (К. А. Абульха-нова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.Ф. Вишнякова, Ю.А. Гагин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Е.И. Степанова, Г.С. Сухоб-ская). Акмеологический подход ориентирует будущего специалиста на прогрессивное развитие как личности и как профессионала. В процессе обучения создаются условия для максимальной творческой самореализации в профессиональной сфере [9].

Акмеологический подход формирует новый, системный способ мышления, практическую методологию, которая помогает создавать индивидуальные программы це-

лостного развития и достижения успеха в жизнедеятельности растущего и взрослого человека, модели их самореализации в непрерывной образовательной деятельности [2] Акмеологический подход актуализирует творческую активность специалиста, позволяет изучить потенциальные возможности профессионального роста, нацеливает на самосовершенствование, самореализацию, на достижение вершин в профессиональной деятельности.

Целью использования акмеологического подхода является сформированность акме-ологической культуры. К.К. Ахметова акме-ологическую культуру рассматривает как личностное новообразование, включающее всю совокупность индивидуально-личностных механизмов саморазвития, саморегуляции и самореализации; как вид личностной культуры, от которого зависит степень самореализации специалиста и который формируется в процессе непрерывного образования с помощью акмеологических технологий[ 2 ]. Таким образом, с акмеоло-гической точки зрения способность к самоактуализации и самореализации является необходимым условием для формирования карьерных ориентаций специалистов социальной сферы.

Чтобы перейти к сущности и характеристике карьерных ориентаций, кратко рассмотрим психологические карьерные устремления человека, которые, по мнению А.К. Канаматовой, являются «побудителями его активности в карьерной сфере, стимулирующими деятельность в направлении карьерного продвижения, карьерного роста, достижения высокой профессиональной успешности» [6, с. 15].

Карьерные устремления характеризуются рядом психологических феноменов человека. Отмечается связь карьерных устремлений субъекта с его карьерной ориентацией. В качестве таковых рассматриваются ценности карьеры, способ достижения успеха при построении карьеры, система оценки личностью этих способов достижения успеха в карьере, регулятор поведения личности в социальных условиях (Н.А. Волкова, Т.Г. Гне-дина, Дж. Келли, Н.Л. Кирт, Е.Ф. Рыбалко, Мак Адамс, Е.Г Молл, Ч. Осгуд, Э. Шейн и др.).

В основе карьерных ориентаций субъекта выделяется образ карьеры, сформированный у него в результате проживания некоторого потока жизненных событий и обретения в результате этого жизненного опыта. Карьерные устремления определенным образом зависят от отношения субъекта к своей карьере. Отношение к карьере представляет собой содержательно-целостную психологическую связь субъекта с различными сторонами его карьеры, интегрирующую в себе направленность на познание, оценку и построение карьеры [6, с. 12].

А.А. Жданович представляет карьерную ориентацию как элемент структуры профессиональной Я-концепции субъекта, «смысловая диспозиция, отражающая приоритетное направление профессионального продвижения. Имея для субъекта устойчивый жизненный смысл, она проявляется в эффектах смысловой регуляции, не связанной с мотивом актуальной деятельности» [5, с. 18].

Среди структурных компонентов профессиональной Я-концепции А.А. Жданович рассматривает профессиональные ценности, образы профессионального Я, карьерную ориентацию, мотив профессиональной деятельности, личностные смыслы профессионального продвижения, установку работать по специальности [5].

На основе анализа научных подходов к рассмотрению профессиональной карьеры и карьерных ориентаций выделяются следующие основные виды карьерной ориентации субъекта: вертикальная (стремление к социально-должностному росту) и горизонтальная (стремление к профессиональному мастерству). Перечисленные карьерные ориентации как смысловые диспозиции сопряжены с моральной оценкой субъекта, когда «горизонтальная карьерная ориентация воспринимается позитивно вне зависимости от культурных и концептуальных оснований, вертикальная, испытывая влияние культурного контекста, дифференцирована в зависимости от преобладания стратегий поведения» [5].

Теоретическое значение научного исследования «карьеры» Т.Г. Гнединой заключается в определении структурной модели ка-

рьеры как личностного проекта; выявлении карьерных ориентаций в целевом компоненте развития профессиональной карьеры; выделении взаимосвязи между карьерными ориентациями и мотивацией достижения успеха, локусом контроля, самооценкой и структурой потребностей [4, с. 15]. Таким образом, карьерную ориентацию в профессиональном росте специалиста можно представить, как разработку и реализацию личностной карьерной программы.

Карьерные ориентации выражают направленность личности на определенные нормы и ценности в области карьеры. О.П. Цариценцева выделяет функцию карьерных ориентаций в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражающую то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. Система карьерных ориентаций, таким образом, определяет путь и стратегию для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления [10, с. 186].

Т.Г. Гнедина исследует карьерные ориентации в тесной взаимосвязи с уровнем субъективного контроля. Осознанные карьерные ориентации и адекватная самооценка побуждают к реальным действиям, проявлению энергичности и настойчивости в достижении целей и преодолении препятствий. Взаимосвязь карьерных ориентаций с субъективным контролем, способствует достижению успехов в карьере, формированию высокой самооценки, уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях [4, с. 17].

Исходя из изученных нами точек зрения ученых относительно понятия «карьерные ориентации», предлагаем следующее определение. Профессиональные карьерные ориентации - это совокупность профессиональных и личностных целей, направленных на удовлетворение потребностей как профессионального, должностного роста, так и личностного саморазвития, детерминирующегося спланированными и регулятивными механизмами успешной реализации потребности карьерного становления:

стратегии, тактики, стили, поведение, отношения [7, с. 89] .

Для выделения карьерных ориентаций специалистов социальной сферы исследуем и проанализируем карьерные ориентации Э.Х. Шейна. Ученый выделяет восемь карьерных ориентаций («якорей»): профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность (места работы и места жительства), служение, вызов, интеграция, предпринимательство [11, с. 141]. Шкалы карьерных ориентаций включают в себя социальные установки, сформированные в процессе социализации, и личностные проекты профессионального развития. Карьерные ориентации («якоря») Э. Шейна можно объединить в три группы: профессиональные ориентации, управленческие ориентации, личностные интересы. Карьерные ориентации рассматриваем в двух аспектах: с одной стороны, исследуются профессионально-личностные возможности и компетентность, с другой - психофизиологические особенности личности. Психофизиологические характеристики: темперамент, склонности и способности (в том числе общие способности), здоровье, работоспособность. К психофизиологическим особенностям относятся мотивацион-ные, эмоциональные, поведенческие характеристики.

Изучив личностные и профессиональные потребности специалистов социальной сферы, предлагаем классификацию карьерных ориентаций.

1. Собственно профессиональные ориентации. Профессиональные ориентации связаны прежде всего с интересом к данному виду деятельности, с потребностью личности признания своих способностей, компетенций и талантов в специализированной профессиональной области. Специалист социальной сферы выбирает профессиональное пространство для своего развития, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремится к его достижению. Профессиональные ориентации и профессиональное мастерство совершенствуются и развиваются в процессе непрерывного профессионального образования.

2. Управленческие ориентации. Специалист социальной сферы проявляет управленческие и организаторские способности, отсюда вытекает его готовность управлять и желание организовывать деятельность, руководить коллективом и нести полноту ответственности за конечный результат.

3. Самоутверждающие ориентации. Потребностью специалиста социальной сферы является стремление к победе над собой и другими в конкурентном процессе, через преодоление трудностей получить возможность самореализоваться. Стремление к независимости и возможность самостоятельной профессиональной деятельности позволяет специалисту реализовать цели в профессиональном и социальном пространстве.

4. Созидательные ориентации. Потребности карьерного становления связаны со стремлением специалиста социальной сферы творчески работать, созидать, проектировать, находить инновационные подходы и варианты, рефлексировать творческие инновации.

5. Масштабные всеобъемлющие ориентации. Данные ориентации являются следствием высокой гуманистической направленности личности. Основными ценностями специалиста социальной сферы являются работа с людьми, помощь людям, желание принести пользу людям, государству и обществу, сделать мир лучше.

В основе карьерной мотивации специалистов социальной сферы лежит взаимосвязь самоутверждающих ориентаций и собственно профессиональных, способствующих самореализации и повышению престижа как основы высокого социального статуса.

Сформированность карьерных ориен-таций представляет собой максимальное раскрытие профессионального потенциала специалиста социальной сферы. При планировании и реализации профессиональной карьеры необходимо акцентировать внимание на степени выраженности карьерных ориентаций и личностных особенностях, характеризующих сферу самосознания (самооценка), саморефлексию, мотивационную

сферу (мотивацию достижения и удовлетворенность основных потребностей).

Рассмотрим алгоритмы успешного формирования карьерных ориентаций.

1. Самопознание, самоисследование, самодиагностика - изучение своих профессиональных способностей, интересов, направлений, раскрытие своих профессиональных потребностей и возможностей.

2. Самоанализ возможности карьерного роста - соотношение потребности организации и собственной личности в карьерном росте, адекватная самооценка возможности поэтапного карьерного становления и адекватная самооценка вершины карьерного роста.

3. Целеполагание собственной карьеры -объективная и адекватная постановка цели и задач поэтапного развития карьеры, умение определить конечную цель карьерного роста в соответствии с собственным про-

фессиональным потенциалом.

4. Самопроектирование поэтапного карьерного становления - повышение профессионального образования, выполнение профессиональных заданий и поручений.

5. Самоконтроль и самооценка - получение обратной связи.

6. Самореализация карьерного продвижения.

Таким образом, карьера выступает в роли своеобразного контекста трудовой жизни человека, структурируя его трудовой опыт последовательностью определенных ступеней, благодаря чему профессиональная жизнь видится не сплошной бессвязной массой действий и событий, а приобретает вид развития, упорядоченного этими ступенями. Карьера выстраивает путь человеческого развития, внося определенность в трудовую жизнь, ориентируя человека во времени и пространстве.

Литература

1. Александрова М.В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе. Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. 37с.

2. Ахметова К.К. Акмеологический подход в развитии личностного и профессионального роста человека // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. -№ 5-3. - С. 359-359.

3. Бегалиева С.Б. Акмеологический подход - новая парадигма в совершенствовании подготовки будущих специалистов // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 7.

- С. 123-126.

4. Гнедина Т. Г. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя. Автореферат. Хабаровск, 2006. С. 15-16.

5. Жданович А. А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов. Автореферат. Москва - 2008. С. 15-16.

6. Канаматова А. К. Межличностные отношения студентов вуза как детерминанта развития карьерных устремлений. Автореферат. - Пятигорск, 2010. - С. 15 .

7. Мусина-Мазнова Г.Х. Формирование карьерных ориентаций будущих социальных работников в процессе двухуровневой подготовки: монография/ -Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012.- С. 146.

8. Овсейчик Н.В. Карьерные ориентации и жизненные цели работников железнодорожного транспорта / Н.В Овсейчик // Вестник БГУ Сер. Социальная работа, психология.

- Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. Университета, 2007. - Вып. 4 - С.96-98.

9. Тарасова И.В. Акмеологические особенности профессионального самовыражения кадров управления. Автореферат. - Москва 2006.- С.16.

10. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг. Оренбург: Изд-во РИО ОУНБ им.Н.К.Крупской, 2009. С. 186 .

11. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002. — С.336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.