3. Kalugina E.V. Tutor support of teaching a foreign language in the educational space of Chelyabinsk State Pedagogical University. Vestnik Chelyabinskogogos. ped. un-ta, 2014. No. 1. P. 115-123. [in Russian].
4. Kovalyova T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. Profession of "a tutor" M.: Tver: SFC office. P. 246. [in Russian].
5. Potapova M.V., Tsilitsky V.S. Individual trajectory of tutorial support of the educational process as a social problem. UchenyiezapiskiuniversitetaP.F. Lesgafta, 2016. No. 11 (141). P. 158-162. [in Russian].
6. Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 44.03.03 Special (Defectological) Education (Bachelor's Degree)". Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1087 of October 1, 2015 [in Russian].
Сведение об авторе Дилицкий Виталий Сергеевич,
аспирант кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Tsilitsky Vitaly Sergeyevich,
Postgraduate Student,
Department of Pedagogy and Psychology
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.215
М.В. Циулина
I
ф
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ f Ц
РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ р ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 8 § СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА | i
Ü
В статье рассмотрены аксиологические основания концепции рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза. Представлены понятие «ценность», характеристика ценностей, классификации ценностей, механизм ценностного самоопределения личности.
Ключевые слова: ценности, педагогическая аксиология, профессиональная подготовка педагога, профессиональные ценности.
M.V. Tsiulina
AXIOLOGICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF REFLETIVE-VALUE FOLLOW-UP IN PROFESSIONAL AND CREATIVE TRAINING OF STUDENTS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article considers axiological grounds for the concept of reflective-value followe-up in professional and creative training of students at a pedagogical university. The study presents the concept of 'value', characterize and classify values, and describes the mechanism of personal value self-determination.
Key words: values, pedagogical axiology, professional teacher training, professional values.
Ф m
M
с о
и
н
5 ф
ф о с m о I-
о
ф I S -О ^ с;
ü
it о о
< с
го
X s
Sb
s ZT
od
Педагогическое сопровождение, обеспечивающее формирование рефлексивно-ценностного отношения к творчеству в профессии педагога у студентов в условиях высшего образования является актуальным аспектом нашего исследования. Для разработки концепции необходимо изучение состояния проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов, динамики развития проблемы, возможности ее творческого решения на современном этапе, научно-педагогического обеспечения, ресурсного наполнения, перспективы.
В логике исследования наиболее важно рассмотреть все основные понятия проблемы, чтобы выделить аспекты, раскрывающие сущность проблемы и ее направленность. Основные понятия выстраиваются в следующий логический ряд: ценность, рефлексия, рефлексивно-ценностное сопровождение, профессиональная подготовка студента педагогического вуза, творческая подготовка студента педагогического вуза. Основное интегрированное понятие «рефлексивно-ценностное сопровождение профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов» будет содержать научные основания философии, психологии, социологии, педагогики, физиологии и учитывать современные теории и концепции изучения данного вопроса в науке.
Важнейшим в категорийном поле проблемы выступает понятие «ценность». Аксиология - наука, исследующая и раскрывающая суть категории «ценность», виды, формы, типы ценностей, способы их существования и познания. Это понятие, являясь основным в аксиологии, выделяет в философии отдельную область, которая изучает природу ценностей, структуру ценностного мира человека, выявляет взаимосвязи различных ценностей между собой и влияние их друг на друга, их отражение в структуре личности. Также выделяется педагогическая аксиология, основные аспекты которой изучены А.В. Кирьяковой [3; 4], Т.А. Ольховской [3], Н.Л. Худяковой [5] и др.
С точки зрения философии «ценность» - это форма проявления отношения между объектом и субъектом. Аксиология рассматривает отношения «субъект-объект» и «объект-субъект». Рассматривая движение от субъекта к объекту в вопросе отношений, мы отмечаем реакцию субъекта на «отраженное» и, следовательно, степень соответствия объекта потребностям и целям субъекта.
В нашем случае важно понять, насколько «отраженное», то есть определенные ценностные структуры близки менталитету современного студента, будущего педагога; насколько внутренние ресурсы субъекта позволят реализоваться ценностному наполнению в соответствии с общественными и профессиональными ценностями и их интеграции. Нам необходимо привести процесс профессионально-ценностного воспитания студента педагогического вуза к определенному варианту развития ценностного ресурса личности, как полигона для строительства новых ценностных структур, касающихся творчества в профессии и постоянного самосознания и самоактуализации.
При движении от объекта к субъекту отмечается субъективное как отражение объективного, стремящегося наиболее точно соответствовать отраженному.
Будущий педагог постоянно находится в ситуации самоопределения и самоидентификации в отношении соответствия профессионально-педагогическим ценностям. Задумываясь о том, что является сутью идеалов, принципов профессии, молодой человек обращается к науке, как к истинно первой инстанции познания и принятия определенных ценностей.
Общетеоретическое научное познание ценностей выявляет сущность и обосновывает предельно общие идеалы, принципы, формы, понятия, свойства, структуры (иерархии) ценностных отношений.
В социальном плане ценность - это общественная значимость объекта для наблюдающего и оценивающего субъекта, его внутренний, эмоциональный ориентир деятельности. На каком уровне принятия некоей ценности находит-
ся наш субъект, такова его социальная цена. Регулирование этого уровня, наполнение энергетического ценностного ресурса нашего субъекта - важная задача данного исследования.
Если выделить ценности по степени общности, то это будут личные, групповые и общечеловеческие. По формам сознания и видам деятельности человека - экзистенциальные, нравственные (этические), эстетические, религиозные, политические, правовые, научные. Духовные, материальные и художественные ценности можно классифицировать по формам культуры.
Применительно к педагогическому аспекту исследуемой проблемы важны все обозначенные в классификации ценности. Однако для педагога имеют смысл в большей степени ценности нравственные, экзистенциальные и духовные, так как именно они формируют базовую ценностную основу воспитания нового поколения.
Нравственные ценности (добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие и т.п.) проявляются в поступках человека и характеризуют внутреннюю мотивацию личности. Поэтому нравственные ценности имеют иную природу, чем нравственные нормы. Нормы «спускаются» человеку извне, а ценности регулируются совестью.
Считаем необходимым расширение ценностного поля субъекта через его духовную мотивацию, через активное ценностное творчество, диктуемое совестью без отрыва от современного менталитета и существующих норм времени.
Исследование смысла своего бытия, способа своего существования в мире, выводит субъекта на два уровня истолкования этих позиций. Либо он утверждает уже обретенный способ существования, либо представляет образ желаемого, но пока недоступного бытия. Этот психологический внутренний диалог с самим собой порождает экзистенциальные ценности, наполняя их содержанием и смыслом, обогащая внутренний мир личности, подвигая субъекта к самодвижению вглубь себя, к рефлексии и самоанализу. Такое самообщение с позиций рефлек-
сивного анализа позволяет более тонко, направленно и корректно формировать экзистенциальную направляющую бытия субъекта.
Экзистенциальное поле педагога должно расти на крепкой ценностной почве, дабы подпитываться этой энергией, не взирая ни на какие жизненные трудности. Чем интереснее экзистенциальная позиция современного специалиста, тем проще ему входить в любое жизненное пространство с его особенностями и спецификой. База и ценностная почва всегда дадут результативный эффект при решении любой профессионально-педагогической задачи.
Духовные ценности (истина, красота, любовь, вера, творчество и т.п.) отражают идеалы общества, которые невозможно оценить и измерить ничем. Духовные ценности лежат в основе внутреннего мира человека, его пути, поиска смысла существования, развития мировоззрения, индивидуального взгляда на окружающий мир. Таковые ценности субъекта относятся к категории нематериальных категорий, которые управляют жизнью личности, помогают ей осуществлять каждодневный выбор, принимать правильные решения, взаимодействовать с другими людьми, соотносить свои ценности с общими, обогащаться и обогащать.
Общение порождает общность ценностей. Переживание ценностей другого человека, внутреннее их приятие или отрицание, или интеграция происходят не под влиянием внешнего давления, а вследствие работы души и совести. Слияние смысложизненных позиций, устремлений, идеалов участников общения выводит на внешний уровень функционирования ценностей: их воздействие на человеческую деятельность, поведение, отношение к миру, социуму, общественной жизни, культуре.
Педагогические ценности, как и ценности вообще, формируются не спонтанно. Они напрямую зависят от изменений в обществе, которые также влияют на развитие педагогики и образовательной практики.
В социокультурном масштабе определение ценностей происходит как соот-
X
ф
3 го
я " о ^
СО СО §■ 2
о
о о
е ?
Н £
о 3
£ Б
-8" § Ф т
| е
с О
к
з Ф
ъ £.
Ф о с ш о н
о
Ф X ^ -О
^ с; р
°8
о о < с
го
X
£ И
т
несение объекта или действий субъекта с некоторыми сложившимися в культуре образцами (идеалом, эталоном, нормой) и установление степени соответствия этому образцу. В нашем исследовании необходимо применение данного подхода при моделировании тактики рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов.
Определяя сущность понятия «ценность», выделяем его характеристики, свойственные формам общественного сознания, такие как: значимость, целесообразность, полезность, необходимость, нормативность.
Возникновение или развитие определенной ценности в процессе профессиональной подготовки студентов будет обусловлено общественным смыслом, который возникает при глубоком осознании необходимости и значимости творческого похода в профессии современного педагога. Смысл - основополагающая доминанта человеческого существования, которая в наше время приобретает особую остроту. Это актуальная во все времена ценность. Она определяет всю жизненную стратегию личности и приобретается человеком преимущественно в процессе образования, развития и саморазвития. Таким образом, мы видим взаимосвязь понятий «ценность» и «смысл». Это наблюдение также пригодится нам в процессе построения стратегии и тактики рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов.
Функциональность смыслов бесспорна. Если поступок, действие, высказывание, предмет оказываются значимым для человека, тогда они приобретают смысл в рамках его жизнедеятельности.
Во все исторические времена ценностные системы формировались и трансформировались в историческом развитии общества, меняя иерархии ценностей. Последние десятилетия можно констатировать, что основные человеческие ценности претерпевают не всегда качественные изменения.
Ценности - результат осознания человеком своего места в мире, осмысление
результатов своей жизнедеятельности, соответствия современным ориентирам открытости, скорости, мобильности, активности, возможности преобразования себя и окружающего мира.
Согласно классификации типов и форм деятельности (Э.Г. Юдин) наиболее важно включение личности в продуктивную деятельность, связанную с выработкой новых смыслов, целей и с помощью новых средств [7, с. 266], необходимым компонентом которой является творчество, позволяющее осуществлять целенаправленное преобразование себя и окружающей среды.
Любые ценности, прежде всего возникая как личностные, представляют собой мыслительные формы проекта будущего, создавая сферу должного в пространстве и времени. Формируется стремление человека к тому, что является значимым для него, соответствует его социально-культурным и природным возможностям на момент возникновения ценностей. При этом значимой самой по себе выступает та форма культурно-опосредованных отношений человека с миром и с самим собой, которая переживается им как сущностно необходимая, так как направлена на удовлетворение его базовых потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий [6, с. 31-95].
Для реализации успешной педагогической деятельности будущему учителю необходима сформированная современная система профессиональных ценностей, понимание сущности своей профессиональной деятельности и готовность к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии, качественном и закономерном процессе обогащения ценностей, ценностном самоопределении и смыслообразовании. Это положение приобретает особую актуальность в связи с ориентацией подготовки педагога на Профессиональный стандарт. Стандарт предполагает сформирован-ность профессиональных действий. В наших исследованиях одним из критериев
профессиональных действий является мотивационно-личностный критерий, одним из показателей которого является софмированность профессиональных ценностных ориентаций [1; 2].
Таким образом, мы полагаем, что ценностное самоопределение личности как педагогический феномен представляет собой процесс обретения личностью смысла, целей и ресурсов собственной жизни в контексте современного времени и пространства. Это генетически исходный процесс самодетерминации, т.е. осознанного стремления личности занять определенную позицию, в котором задействованы как внешние, так и внутренние факторы, но внутренний мотив самоопределения является центральным.
Механизм самоопределения - интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская). Жизненная ситуация для педагога - реализация гуманистического содержания профессионально-педагогической деятельности, где аксиология занимает царствующую роль. Суть педагогической аксиологии определяется спецификой деятельности, ее гуманистической социальной ролью и личностно образующими возможностями, духовным содержанием и рефлексивным контекстом.
Таким образом, считаем, что молодому педагогу, вступившему на путь профессиональной деятельности, высокий уровень
профессионально-педагогических ценностей станет той платформой, на которой будет строиться все дальнейшее развитие его личности. Структура профессиональной деятельности и ее содержание изменяются по мере личностного роста педагога. Со своей стороны, развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, ее переход на качественно новый уровень, обеспечивающий и питающий личностный социально-значимый результат любой профессиональной деятельности.
Сформированные профессиональные ценности являются основой гуманистической позиции личности педагога, определяют характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Несформированность профессиональных ценностей говорит об ограниченном социальном и профессиональном опыте, о низком уровне готовности продуктивно осуществлять педагогическую деятельность.
С течением времени профессиональные ценности трансформируются: ценности могут терять актуальность, могут появляться новые ценности, может меняется иерархия ценностей. Поэтому педагогический аспект рассматриваемой проблемы состоит в том, чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, ее ценностными ориентациями.
Библиографический список
1. Андриевская, Л.А. Критерии и показатели сформированное™ профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 9-13.
2. Андриевская, Л.А. Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 8. - С. 16-20.
3. Кирьякова, А.В. Аксиологический инструментарий развития инновационной образовательной практики современного университета [Текст] / А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховская // Инновации в наук. - 2012. - № 9. - С. 62-73.
4. Кирьякова, А.В. Аксиологический концепция ориентация личности в мире образования [Текст] / А.В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 1999. - № 1. -С. 13-19.
х
ф
3 го
я " о ^
СО СО §■ 2
о
о о
е ?
Н £
о 3
£ Б -8- § Ф т
| е
с О
к
^ ф
Ъ £.
Ф о с ш о н
о
Ф X ^ -О
^ с;
о о < с
5. Худякова, Н.Л. Аксиологические основы поведения человека [Текст]: учебное пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2010. - 109 с. (Классическое университетское образование).
6. Шелер, М. Положение человека в космосе [Текст] / М. Шелер // Проблемы человека в западной философии; пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988. - С. 31-95.
7. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность [Текст] / Э.Г. Юдин. - М.: Эдито-реал УРСС, 1997. - 444 с.
References
1. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Criteria and indicators of future teacher professional actions (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Cheyabinskogogosudarstvennogopeda-gogicheskogo universiteta, 2016. No. 9. P. 9-13. [in Russian].
2. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Tools to assess professional actions of a future teacher (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Chelyabin-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016. No. 8. P. 16-20. [in Russian].
3. Kiryakova A.V. Axiological tools for developing innovative educational practices of a modern university. Innovatsii v nauke, 2012. No. 9. P. 62-73. [in Russian].
4. Kiryakova A.V. Axiological concept of 'personal orientation' in the world of education. Vestnik Oren-burgskogogosudarstvennogo universiteta, 1999. No. 1. P. 13-19. [in Russian].
5. Khudyakova N.L. Axiological fundamentals of human behavior: texbook. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. un-ta, 2010. P. 109. [in Russian].
6. Sheler M. Human status in space. Human problems in the Western philosophy: translated from German. M: Progress, 1988. P. 31-95.
7. Yudin E.G. Methodology of science. Systematization. Activity. М.: Editorial URSS, 1997. P. 444.
Сведения об авторах: Диулина Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Tsiulina Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
ro
x ^
Sä
s
zr od