Научная статья на тему 'Социально-исторические предпосылки становления проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза'

Социально-исторические предпосылки становления проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL AND HISTORICAL PRECONDITIONS / PERODIZATION / PEDAGOGICAL CREATIVE WORK / REFLECTION / VALUES / PEDAGOGICAL SUPPORT / REFLECTIVE VALUE SUPPORT OF PROFESSIONAL CREATIVE TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Циулина Марина Владимировна

В статье рассматриваются социально-исторические предпосылки становления проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза. Выделены группы социально-исторических предпосылок (социально-экономические, социокультурные, теоретико-методологические,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Циулина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and historical preconditions of the problem of reflexive value support of the professonal creative training of pedagogical university students

Social and historical preconditions of the formation of the problem of reflexive value support of the professional creative training of pedagogical university students are discussed. The groups of social and historical preconditions are identified (social and economic, social and cultural; theoretical and methodological, organization and practical); problem formation periods are structured and the periodization criterion is identified.

Текст научной работы на тему «Социально-исторические предпосылки становления проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза»

УДК 378 ББК 74.480

М.В. Циулина

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматриваются социально-исторические предпосылки становления проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза. Выделены группы социально-исторических предпосылок (социально-экономические, социокультурные, теоретико-методологические, организационно-практические); построена периодизация проблемы; определен критерий периодизации.

Ключевые слова: социально-исторические предпосылки, периодизация, педагогические творчество, рефлексия, ценности, педагогическое сопровождение, рефлексивно-ценностное сопровождение профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза.

M.V. Tsiulina

SOCIAL AND HISTORICAL PRECONDITIONS OF THE PROBLEM OF REFLEXIVE VALUE SUPPORT OF THE PROFESSONAL CREATIVE TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Social and historical preconditions of the formation of the problem of reflexive value support of the professional creative training of pedagogical university students are discussed. The groups of social and historical preconditions are identified (social and economic, social and cultural; theoretical and methodological, organization and practical); problem formation periods are structured and the periodization criterion is identified.

Key words: social and historical preconditions, perodization, pedagogical creative work, reflection, values, pedagogical support, reflective value support of professional creative training of pedagogical university students.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества, произошедшие за последние десятилетия, неизменно привели к смене ценностных ориентаций, необходимость формирования которых не только обусловлена обстановкой в стране, но и прописана в государственных нормативно-правовых актах [1, с. 35]. В настоящее время ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации ее творческих способностей. Важно отметить, что особо остро стоит

задача модернизации системы образования как ресурса этих изменений. В ряде государственных документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др.) одним из приоритетных системных направлений долгосрочного развития образования называется его кадровое обеспечение. В отечественной и зарубежной педагогике и психологии накоплен определенный опыт исследований по формированию различных сторон профессиональной подготовки будущего пе-

дагога [3, с. 10]. Все больше осознается значение и ценность профессионально-творческой подготовки как условия личностного, социального и профессионального становления человека, важнейшего ресурса стабильного развития мирового сообщества во всех сферах. Анализ научных трудов, нормативно-правовой документации, отражающие требования к подготовке специалистов вуза, позволяет констатировать, что компетентный специалист должен обладать и специальными знаниями и умениями, в том числе и рефлексивными, и ценностными ориентациями [2]. Это предопределило повышение внимания к проблеме профессионально-творческой подготовки студентов в педагогических вузах.

Исследование профессионально-творческой подготовки студентов заключается в обосновании и реализации педагогического влияния на данный процесс. Исторический аспект при рассмотрении становления проблемы педагогического влияния на профессионально-творческую подготовку студентов педагогических вузов предполагает изучение процессов зарождения и развития явления.

Проведем анализ социально-исторических предпосылок рассматриваемой проблемы. Под социально-историческими предпосылками возникновения и становления проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза вслед за Е.В. Яковлевым и Н.О. Яковлевой [5, с. 23] будем понимать объективно существующие (или существовавшие) обстоятельства, отражающие исторически определенный уровень развития общественных отношений с присущими им установками, раскрывающими осознание роли профессионально-творческой подготовки студентов и ее ценностных основ, норм ее проявления и регламентации в условиях образовательного процесса педагогических вузов, а также эволюцию теоретических представлений о педагогическом влиянии на ее становление и изменение.

Проведенный нами ретроспективный анализ становления проблемы профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза и ее рефлексивно-ценностной составляющей позволяет рассматривать основные группы социально-исторических предпосылок.

1. Социально-экономические и общественно-политические условия жизни общества, определяющие наличие или отсутствие социального заказа вузам на формирование рефлексивно-ценностного отношения к профессионально-творческой подготовке студентов педагогических вузов и особый тип регламентации их деятельности (социально-экономические предпосылки).

2. Основные тенденции развития социокультурного пространства, обусловливающие особое представление об общественных нормах, ценностях, значимости тех или иных общественных явлений (социокультурные предпосылки).

3. Уровень теоретической изученности проблемы формирования рефлексивно-ценностного отношения к профессионально-творческой подготовке студентов педагогических вузов научного осмысления данного феномена, методологической базы исследований, оценок и подходов ученых (теоретико-методологические предпосылки).

4. Сложившаяся практика педагогического влияния на профессионально-творческую подготовку студентов педагогических вузов. Сущность, содержание и способы изменения профессионально-творческой подготовки студентов на каждом из обозначенных этапов (организационно-практические предпосылки).

Для характеристики наиболее существенных событий, определения причинно-следственных связей в изучении проблемы целесообразно использовать периодизацию. В качестве критерия периодизации рассматриваем состояние теоретической разработки и практической реализации идеи о целесообразном характере педагогического влияния на формирование

о

¡£

о

ф

т

-

о

Сй

.о ь

о

ф X

с; .0

ю

о го

ах

с о

к ^ ^ о о

X ф

ф с; ■&

ей о

о -

X с

го 1- о к ^ го со

X ей

ф

^ с; £ о

.0 о ^

о ей о

о о ф

с О-Т

Ч С 2

Ф о О-и 1_ о

с о го

& с ч

о ф

X с

о 1- ей о н ^

ф т о о X

й! ф

о 1- ф

о о X о

о Сй

X ^ ¡£

.0 о ей

с; ^ О

го ф н

о

Ч

и ф О

О

го

X s

z

s ZT

QQ

рефлексивно-ценностного отношения к профессиональному творчеству у студентов педагогических вузов, обусловленное изменением системы общественных отношений и научной картины мира, предопределяющих тип постановки и решения задач по исследованию данной проблемы в конкретный период.

В России возникновение идеи о необходимости педагогического влияния на развитие профессионального творчества студентов для осуществления ими своего профессионального развития происходит в конце XIX века под влиянием, во-первых, растущих потребностей экономики, начала индустриализации, либерализации общественных отношений; во-вторых, ситуации роста и становления системы высшего образования, появления частных вузов, экспериментальных педагогических площадок, опытных станций; в-третьих, ситуации изменения научной картины мира в конце XIX века.

Вышесказанное и стало отправной точкой рассмотрения историографии проблемы и построения ее периодизации, включающей четыре этапа.

Первый этап (вторая половина XIX в. - 1917 г.) - этап становления проблемы - появление идеи о необходимости педагогического влияния на формирование ценностного отношения к профессиональному творчеству студента педагогического вуза. История проблемы формирования ценностного отношения к профессиональному творчеству студентов берет свое начало на рубеже Х1Х-ХХ веков. В 1840-е годы в образовании происходит смена парадигм: появляется новая демократическая аксиология педагогики.

Для России проблема ценностей образования приобрела особое значение в 50-60 гг. XIX в., когда стала интенсивно утверждаться его антрополого-гуманистическая парадигма (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.). В дальнейшем эта концепция развивались в трудах отечественных философов и педагогов рубежа Х1Х-ХХ вв., а также в практике педагогического образования. Поставленные на рубеже XIX и XX вв. русскими философами проблемы ценностей и идеалов воспитания положили на-

чало выделению ценностных оснований педагогического образования.

Отмена крепостного права, эпоха реформ 1860-х годов создали социокультурную ситуацию, которая открывала перспективы для российского образования. Предстояло модернизировать существующие учебные заведения, создать новые ступени образования и целые его направления (женское среднее и специальное образование, просвещение народов России). При этом впервые был поставлен вопрос о кардинальном их увеличении количества учащихся. Это требовало подготовки учителей и преподавателей профессиональной школы.

Развиваясь по пути индустриализации, Российская империя нуждаласьв подготовке разных специалистов, готовых к решению новых задач по обеспечению экономического развития страны, что повышало ценность профессионально-творческой подготовки студентов высших учебных учреждений педагогической направленности как будущей профессионально-педагогической элиты. Ценнейшая роль творчества в реализации любой профессиональной деятельности явилась в это время важнейшей составляющей прогресса развивающейся страны. Важную роль при этом отводят подготовке педагогических кадров, способных творчески преобразовывать действительность.

На протяжении всей второй половины XIX века сам социальный заказ на профессионально-творческую подготовку студентов перед высшим образованием не был сформирован. Государство и общество нуждалось в специалистах, готовых ответственно и инициативно решать профессиональные задачи, но проявление творческой активности студентов вызывало опасение в консервативных государственных кругах.

В развитии общественно-педагогической мысли второй половины XIX века видное место занимало социально-педагогическое направление, которое представляли общественные деятели, публицисты, педагоги (Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский Н.Г. Чернышевский и др.). В сфере обучения важнейшее значе-

ние придавалось развитиюпознавательно-творческой активности молодежи, «живого мышления» которое затем станет фактором их самообразования.

В науке вставал вопрос о том, что с применением творческого подхода в обучении студентов обучающийся сам ускоряет накопление знаний, умений, показывает более высокий уровень познавательной самостоятельности и инициативности, получает ценностные ориентиры в профессиональной сфере деятельности. Тем самым обеспечивается более яркое ценностно-смысловое, творческое восприятие мира.

В начале ХХ в. в России большое распространение получила теория «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Т. Шацкий, Н.В. Чехов и др.). На этом фоне в зарождающейся педагогике высшего образования появляется идея о необходимости педагогического влияния на формирование ценностного отношения к профессиональному творчеству у студентов высших учебных заведений, начинается целенаправленный поиск форм, средств построения образовательного процесса, в котором активная позиция студента выражалась бы в осознании (рефлексии) и реализации ценностных основ творчества в профессии учителя. Однако полноценной научной разработки проблемы в ключе сформулированной нами идеи на данном этапе не было, шел поиск и накопление эмпирического опыта ее решения.

В начале ХХ в. в связи с кризисом народного просвещения снова назревает проблема качественной подготовки учителей.

Итак, образовательная политика в России во второй половине XIX - начале XX в. оказалась не готовой к тем изменениям, которых требовала быстро изменяющаяся жизнь.

В результате обозначилось противоречие между реально возросшей тенденцией к профессионально-творческой самореализации студенческой молодежи (направленной на преобразование общества, понимание необходимости целенаправленного педагогического влияния на этот процесс передовых педагогов) и

недостаточным вниманием со стороны государства к этому явлению, что определило специфику данного исторического этапа.

Таким образом, на данном этапе (середина XIX в. - 1917 г.) складываются следующие социально-исторические предпосылки становления проблемы педагогического влияния на формирование ценностного отношения к профессиональному творчеству студентов в вузах:

1) социальные преобразования, связанные с индустриализацией и экономическим развитием страны, актуализируют потребность в образованных специалистах, происходит рост числа вузов, в которых обучается большое количество молодежи, нацеленной на творческое преобразование действительности, однако в условиях сложной, многокомпонентной структуры управления системой образования и отсутствия четкой государственной направленности в осуществлении преобразований вопросам творческой подготовки студентов вузов со стороны государства уделяется недостаточно внимания;

2) в общественном сознании прочно укрепляются идеи творческого осознания и преобразования окружающего мира, охватывающие студенчество, профессорско-преподавательский состав вузов, ученых, прогрессивных государственных деятелей, общественность;

3) идеи эволюционизма, внутренней детерминации человеческой осознанной деятельности, присущие неклассической научной картине мира, обусловливают появление идеи о необходимости и возможности педагогического влияния на формирование ценностного отношения к профессионально-творческой деятельности студента педагогического вуза;

4) опыт подготовки студентов, будущих педагогов, к активной творческой деятельности формируется как в вузах, так и на реальных экспериментальных станциях, в других общественно-педагогических объединениях.

В результате на данном этапе происходит осознание проблемы - необходимость педагогического влияния на фор-

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡£

о

ф

т

-

о

Сй

.о ь

о

ф X

с; .о

ю ц

о го

ах

с о

к ^ ^ о о

X ф

ф с; ■&

ей о

о -

X с

го 1- о к ^ го со

X ей

ф

^ с; £ о

.а о ^

о ей о

о о ф

с О-Т

Ч С 2

Ф о О-и 1_ о

с о го

ф с ч

о ф

X с

о н ей о н ^

ф т о о X

й! ф

о 1- ф

о о X о

о Сй

X ^ ¡£

.0 о ей

с; ^ О

го ф н

(3

ч

и ф о

О

го

X

s

z

s ZT

Ш

мирование ценностного отношения к творчеству в профессии педагога.

Второй этап (1917 - конец 50-х гг.) -поисковый этап - поиск и обоснование способов решения проблемы формирования у студентов педагогических вузов рефлексивно-ценностного отношения к творчеству в профессии педагога, накопление и анализ эмпирического опыта педагогического влияния на ее решение.

Изменение политического, социально-экономического и социально-культурного устройства государства привело к кардинальным преобразованиям всех сфер жизнедеятельности российского общества. Взяв курс на индустриализацию, страна остро нуждалась в грамотных специалистах, поддерживающих преобразования и готовых на деле решать поставленные задачи. Российское общество переживало мировоззренческий кризис, устанавливалась новая коммунистическая идеология.

С усилением командно-административной системы изменяется социальный заказ вузам. Общественная активность студентов сводится к формированию их интенсивной деятельности по реализации решений партии. Все чаще научную терминологию заменяет политический лексикон, доминирующую роль в теоретическом осмыслении путей формирования профессионально-творческой подготовки студентов в отечественной науке начинает выполнять идеология. Это фактически приводит к приостановке теоретической разработки путей педагогического влияния на формирование творческой профессионально-детерминированной позиции студентов.

Однако идея педагогического влияния на формирование у студентов творческой профессионально-детерминированной позиции находит поддержку государственной власти. О постановке перед студентами задачи творческого развития писали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др. Ученые поддерживали роль творчества в профессии учителя как носителя новых прогрессивных идей построения общества.

В 1920-х гг. отечественная педагогическая наука пережила заметный взлет,

тому было несколько причин: еще работали ученые дореволюционной поры; сохранялись связи с остальным педагогическим миром; руководители Наркомпроса были положительно настроены к нововведениям.

К концу 30-х годов увеличивается количество вузов и численность студенчества. В это время перед советской педагогикой были поставлены как самые актуальные задачи изучения и теоретического обобщения опыта лучших школ и учителей, вооружение учителей и родителей педагогическими знаниями, способствующими повышению уровня коммунистического воспитания молодежи.

Целевая установка на творческое осмысление действительности и профессионально-творческий подход к профессии определили и аспекты теоретического анализа развития творческой активности молодежи:

• осмысление сути понятия «творческая активность», ее сущностной характеристики (С.Н. Белоусова, С.И. Гессен), определение ее роли в развитии личности (П.П. Блонский);

• выявление факторов повышения социальной активности и поиск новых форм организации молодежи, среди которых выделяют общественные организации молодежи (Н.К. Крупская), самоуправление и общественно полезную деятельность по творческому преобразованию общества (А.С. Макаренко), социальную среду (С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин);

• разработка пути вовлечения обучающихся в активную творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, среди которых ведущим называют вовлечение воспитанников в решение социальных проблем в разных сферах жизни, опору на метод проектов (С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин).

В 1937-1941 гг. расширяются научные исследования по вопросам дидактики и теории воспитания, проводятся научно-практические конференции, на которых обобщается творческий опыт работы передовых учителей.

Великая Отечественная война ориентировала внимание педагогической нау-

ки к проблемам, которые определялись военной обстановкой: проблемы воспитания патриотизма, сознательной дисциплины, общественно полезного труда школьников.

Уход в Советскую Армию части научных работников, трудности военного времени сузили в первое время масштаб научных исследований. Но положение изменилось, когда в октябре 1943 года была создана Академия педагогических наук РСФСР.

В образовательном процессе подготовки педагогов в этот период важное место стало занимать развитие социального творчества как фактора общей профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов. Ценность этого фактора диктовалась социальной обстановкой данного временного периода.

Таким образом, в период 1917 - конца 50-х годов складываются следующие социально-исторические предпосылки становления проблемы формирования ценностного отношения к профессионально-творческой деятельности студентов педагогических вузов:

1) формируется социальный заказ и заказ государственной власти к учреждениям высшего профессионального образования на проявление творческой активности студентов и формирование ценностных основ педагогического труда;

2) в условиях изменения общественных ценностей, норм, значимости общественных явлений, нацеленных на идеологизацию общества, мысль идеологически обоснованного творческого освоения и преобразования действительности доминировала в общественном сознании;

3) теоретически обосновывается ценность творческой активности студентов и необходимость их профессионально-творческой подготовки как важный ресурс социальных преобразований, изучается влияние внешних факторов на совершенствование данного процесса;

4) в образовательном процессе подготовки педагогов важное место стало занимать развитие социального творчества как фактора общей профессионально-творческой подготовки студентов педа-

гогических вузов, разрабатываются разные методы и формы творческой общественной и профессиональной деятельности студентов.

На втором этапе формируются общественно-политические и организационно-практические предпосылки разработки проблемы формирования ценностного и творческого отношения к педагогическому труду в обучении будущих педагогов. Однако распространение командно-административных методов руководства практической педагогической работой, укрепление приоритета идейно-политических установок в отечественных научно-теоретических исследованиях, ориентация активности студентов на выполнение решений партии приводят к приостановке исследований данной проблемы.

Третий этап (конец 50 - начало 90-х гг. XX в.) - этап актуализации проблемы - теоретическая разработка и практическая реализация решения проблемы педагогического влияния на формирование рефлексивно-ценностного отношения к профессионально-педагогическому творчеству студентов в условиях высшего образования.

С конца 50-х годов в государстве и обществе начинается процесс либерализации. Общественное сознание наполняется ожиданием обновления, пробуждается стремление к реализации творческого потенциала, деятельности во благо общества с целью его совершенствования.

В 1960-1980-х гг. партийно-идеологическое давление на педагогическую науку постепенно слабело. Педагогические вузы получили четко сформулированный заказ на профессионально-творческую подготовку будущих педагогов, воспитателей и учителей будущих строителей коммунизма.

Повышение творческой активности студенческой молодежи заметно усилилось. На протяжении всего третьего этапа запрос высшей школе в подготовке социально активных специалистов все более отчетливо звучит в нормативных документах - от требования включения молодежи в решение общественных задач в 60-е годы к признанию молодежи общественной силой, привносящей в об-

о ^

о ф

т ^

о ш

з >7 2 о

Ф I

с; -о ю щ о го

О.!

с о

к § ? °

н

со о о

X

го н о

.

с

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

X г? ^ ф „

Ец 5е

- Л о О ш о

О о <и с о.т

Й ° о ас с; с О го Ц1-Ч ^ О Ф х с

£

т О о

5 1 X

г^1 Ф

еЩ

?! & О Ш I х ^ а

.0 О СО

с; а о го ф н ^ ц Р ОЭ-ч о Ф о О о.с

го

X s

z

s ZT

QQ

щество новое в 70-е, выполняющей функцию активного творческого освоения и преобразования мира в 80-е годы.

Заметно расширились возможности послевузовского образования. Наиболее перспективные, творчески ориентированные выпускники вузов направляли свои способности на развитие наук.

В рассматриваемый период заметно расширяются исследования по рассматриваемой проблеме. Ученые-психологи занимались изучением вопросов ценностных оснований личности и способов формирования таких основ (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.А. Бода-лев, Л.С. Выготский). В отечественной психологии появились исследования сути рефлексии (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн). Ученые рассматривали рефлексию как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом. В философии проблема рефлексии стала интересовать исследователей со второй половины ХХ века.

Опираясь на достижения психологии, физиологии, логики и других наук, в педагогике 60-х годов осуществляется поиск средств, форм и методов формирования творческой активности студентов и осознание ценностей творческого педагогического труда. Согласно Положению о высших учебных заведениях страны, вышедшему в 1961 году, признается необходимость обеспечения единства всех средств воспитательного воздействия на студентов [4].

Все более прочные позиции в сознании научной педагогической общественности занимает идея о важности и результативности применения форм педагогического воздействия на формирование личности студента вуза. Разрабатываются различные формы такого воздействия: педагогическая поддержка (А.С. Макаренко, И.П. Иванов, Ш.А. Амо-нашвили, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик), педагогическое сопровождение (В.И. Сло-бодчиков, Е.И. Исаев, А.Л. Уманский, Л.И. Уманский), педагогическое взаимодействие (В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская) и др.

Таким образом, начинается разработка педагогического обеспечения про-

цесса формирования ценностного отношения к профессионально-творческой деятельности педагога, которое сводится преимущественно к инструментальному аспекту, регулируемому партийными органами.

Ученые, изучая опыт различных регионов, социоориентированных неформальных организаций, выявляют наиболее успешные практики (для того времени инновации) и обеспечивают их реализацию в вузе, постепенно включая в план воспитательной работы вуза и в деятельность комсомольской организации.

Исследования проблем творчества, и в том числе формирования и развития творческих задатков, сложившиеся к началу 50-х годов, во второй половине ХХ века уже получили серьезный импульс вследствие бурного развития различных отраслей техники, связи, авиации и космонавтики, информатики, ядерной энергетики, массовой культуры. Воспитание творческой личности стало одной из основных задач образования.

Среди проблем совершенствования высшего педагогического образования, возникающих и разрешаемых в названный период, в исследовательских работах выдвигается в качестве центральной проблема развития творческих начал в подготовке к профессиональной деятельности будущего учителя. Эта проблема является практически наиболее острой и малоразработанной в педагогической науке. Творческие аспекты педагогической деятельности и подготовка студентов к творческой работе стали предметом диссертационных исследований А.П. Акимовой, В.А. Кан-Калика, Я.А. Пономарева, Г.М. Храмовой, Н.М. Яковлевой.

Таким образом, на данном этапе имеется социальный заказ и складываются условия для теоретической разработки и практического решения проблемы формирования ценностного отношения к профессионально-творческой подготовке студентов педагогических вузов, причем важность рефлексивного осмысления данного педагогического явления студентами пока остается неактуальным предметом исследований.

С начала 80-х годов проблема формирования ценностного отношения к творческой реализации профессионально-педагогической подготовки у студентов привлекает широкий круг исследователей. На фоне многочисленных публикаций все острее осознается потребность в концептуальном обосновании формирования рефлексивно-ценностного от-ношениякпрофессионально-творческой активности студентов в педагогике как пути целенаправленного педагогического влияния на этот процесс. Предпринимаются шаги в этом направлении: разработаны: концепция творческой интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская, 1981), теория развития творческой личности (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, 1985), концепция активности личности в обучении и профессиональном самоопределении (Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, 1984). Однако концепция формирования рефлексивно-ценностного отношения студентов к профессионально-педагогическому творчеству в этот период так и не была создана.

В целом на данном этапе (конец 50 -начало 90-х гг. ХХ в.) складываются следующие социально-исторические предпосылки:

• изменяется социальный заказ высшему профессиональному образованию на формирование у студентов ценностных основ профессии, на повышение творческой активности студентов и развитие рефлексивности;

• в общественном сознании закрепляются ценности творческого подхода к преобразованию действительности и в частности в профессиональной деятельности;

• созданатеоретико-методологическая база для решения проблемы целенаправленного педагогического влияния на формирование рефлексивно-ценностного отношения к профессионально-творческой деятельности студентов вуза, на основе которой раскрыты сущностные характеристики профессионально-творческой деятельности, особенности формирования ценностных основ педагогического труда, преимущества рефлексивного под-

хода к осуществлению профессионально-педагогической деятельности; разработан педагогический инструментарий обеспечения этого процесса; противоречивость исследований обусловлена приоритетом методологии материалистической диалектики, теории марксизма-ленинизма;

• накоплен и систематизирован практический опыт педагогического влияния на формирование рефлексивно-ценностного отношения к педагогическому труду и осознание результативности творческого подхода в реализации профессиональной деятельности студентов.

На данном этапе были сформированы теоретико-методологические предпосылки решения проблемы, однако работа велась в условиях доминирования идеологических установок, что создавало ряд противоречий: между теоретически обоснованным подходом к осуществлению педагогического влияния на осознании ценностей педагогического труда и реализацией творческого подхода в профессиональной деятельности студентов педагогических вузов на основе рефлексии, самодетерминации и самоорганизации обучающегося и действующей образовательной системой, ориентированной на приоритетность идеологических средств воспитания. Разрешение этого противоречия станет возможным только на следующем этапе.

Четвертый этап (1991 г. - по настоящее время) - этап диверсификации - разнообразие форм педагогического воздействия на формирование рефлексивно-ценностного отношения студентов к профессионально-творческой деятельности.

В начале 90-х годов происходит смена государственного строя. Революционная ситуация ввергает в кризис все сферы жизнедеятельности страны. Отказавшись от идеологии предшествующего этапа, общество ощущает ценностный вакуум, провозглашаются приоритеты интересов личности, гуманизация и демократизация, открытость и плюрализм, студенческая молодежь, как и все общество, оказывается в ситуации свободы выбора ценностных приоритетов, начинается рост индивидуализма, прагматиз-

о

^

о

ф

т

-

о

Сй

.о ь

о

ф X

с; .о

ю ц

о го

ах

с о

к ^ ^ о о

X ф

ф с; ■&

ей о

о -

X с

го 1- о к ^ го со

X ей

ф

с; £ о

.а о ^

о ей о

о о ф

с О-Т

Ч С 2

Ф о О-и 1_ о

с о го

ф с ч

о ф

X с

о н ей о н ^

ф т о о X

ах ф

о 1- ф

о о X о

о Сй

X ^ ¡£

.0 о ей

с; ^ О

го ф н

(3

ч

и ф о

О

го

X

s

z

s ZT

Ш

ма, снижается социальная и творческая активность студенчества. Строится рыночная экономика, становятся востребованными инициативные, самостоятельные, творческие специалисты, обладающие предпринимательской активностью.

В начале 90-х Россия столкнулась с серьезными экономическими проблемами, вызванными изменениями в производственных, торговых и инвестиционных моделях. Это привело к росту структурной безработицы и большому разрыву в профессиональных навыках и умениях. Решить эти проблемы без образования не представлялось возможным.

Ясно осознается кризис высшего образования в России. Сформировавшаяся ранее система подготовки специалистов перестала соответствовать складывающимся социально-экономическим условиям, а стратегия ее дальнейшего развития только разрабатывалась.

С начала 2000-х годов ориентация системы образования на создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России определена в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.). Позже приоритет развития созидательной творческой активности молодежи определен в Концепции патриотического воспитания граждан РФ (2003 г.), Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Стратегии государственной молодежной политики РФ до 2016 года, Федеральном законе РФ «Об образовании в РФ», Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.», Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активизируется теоретическая разработка проблемы. Россия движется по пути интеграции в международное образовательное пространство, ориентированное на непрерывное образование.

Ученые целенаправленно исследуют вопросы методологии научного обоснования образования, разрабатывают новые методологические подходы к проблеме построения целостного образовательно-

го процесса, обращаются к исследованию ценностных ориентиров педагогической деятельности (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; А.Б. Невелев, Н.Л. Худякова), вопросы практики педагогической творчески-преобразовательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скат-кин, И.С. Якиманская), исследуют проблемы ценностной рефлексии в воспитании и обучении (Н.В. Клюева, А.А. Найн, Н.Н. Романова, В.Г. Рындак, Н.Л. Худякова), влияние творческого подхода в обучении и воспитании (А.В. Кирьякова, В.Г. Рындак и др.).

С конца 90-х годов и по настоящее время в отечественной науке устойчиво возрастает интерес к проблеме исследования: в философии (В.Г. Алексеева, В.И. Бойко, М.И. Бобнева, Ю.М. Плюс-нин, Г.П. Выжлецов и др.), социологии (Л.Г. Юлдашев, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, А.А. Ручка и др.), психологии (А.Г. Асмолов, О.С. Попова, Е.С. Набой-ченко, С.Н. Сорокоумова, М.В. Худоянц и др.). В педагогике растет количество диссертаций, раскрывающих разные аспекты проблемы формирования ценностного отношения к творческим основам педагогического труда у студентов.

В практической деятельности современных вузов профессионально-творческая подготовка студентов декларируется как одна из приоритетных задач, однако при ее реализации возникают проблемы, связанные с неоднозначностью трактовок термина «творческая активность», «рефлексивно-ценностное сопровождение» и др., разрозненностью подходов в осуществлении педагогического влияния на формирование рефлексивно-ценностных оснований педагогической профессии у студентов, многообразием предлагаемых форм, методов, приемов при отсутствии систематизированного научно-методического обеспечения данного процесса.

Существующие теоретические и методические разработки педагогического влияния на формирование рефлексивно-ценностного отношения студентов к профессионально-творческой деятельности и средства педагогического влияния на этот процесс не оформлены

в единую систему, поэтому отсутствуют и четкие ориентиры для осуществления этого процесса в высшей школе.

В результате на четвертом этапе складываются следующие социально-исторические предпосылки:

1) изменяется социальный заказ - на современного учителя, мобильно и творчески осваивающего новые условия активно меняющейся действительности, умеющего применить свой творческий потенциал в воспитании молодого поколения (социально-экономические предпосылки);

2) изменяются ценности общества, происходит его гуманизация, признается, что только сам человек, будучи автором своей жизни, способен осознать свою сущность и реализовать заложенный в нем инновационно-творческий потенциал в реализации профессиональной деятельности (социокультурные предпосылки);

3) смещается центр педагогических исследований - от идеи формирования профессионально-творческой активности к идее создания условий для ее развития; происходят изменения в методологии - от монометодологии к полипарадиг-мальности(теоретико-методологические предпосылки);

4) в вузах реализуется многообразие подходов, форм, методов и приемов, обеспечивающих рефлексивно-ценностное отношение к профессионально-творческой подготовке, созданы условия для их целенаправленной реализации (организационно-практические предпосылки).

Таким образом, исторический анализ проблемы педагогического влияния на формирование рефлексивно-ценностного отношения к творчеству в профессии педагога у студентов в условиях высшего образования позволил установить следующее:

1) первоначально идея педагогического влияния на развитие творческой активности студентов была сформулирована в России на рубеже XIX - XX веков в условиях индустриализации экономики и оживления общественной жизни под

влиянием возникновения неклассической научной картины мира. На первом этапе были сформированы социально-экономические и социокультурные предпосылки ее решения;

2) с начала 20-х годов под влиянием революционных изменений российского общества происходит обоснование идеи как целевого ориентира высшего профессионального образования, сформированы организационно-практические предпосылки ее реализации в высшем образовании, ограниченные идеологической регламентацией властью форм проявления творческой активности студентов;

3) с конца 50-х годов со стабилизацией экономического положения в стране, либерализацией общественных отношений, растущего влияния неклассической научной картины мира складываются теоретико-методологические предпосылки, начинается теоретическая разработка формирования профессионально-творческой активности студентов и ее ценностных основ с позиций системного, деятельностного подхода в ключе социоцентрической модели (интересы общества ставятся выше интересов отдельной личности) в рамках высшего образования, которое становится источником новых форм и методов;

4) в начале 90-х годов в условиях перехода к рыночной экономике, гражданскому обществу под влиянием постнеклассической научной картины мира методологическая основа исследований формирования и развития профессионально-творческой активности студентов в обучении становится полипарадигмальной, складываются социально-экономические и социокультурные, организационно-практические и теоретико-методологические предпосылки, при этом отсутствует целостная теория и концепция ее формирования и развития, не изучен потенциал рефлексивно-ценностного сопровождения данного процесса, что снижает эффективность образовательной организации высшего образования в ее решении.

о

¡£

о

ф

т

.

о

Сй

.о ь

о

ф X

с; .0

ю

о го

ах

с о

к ^ ^ о о

X ф

ф с; -

ей о

о .

X с

го 1- о к ^ го со

X ей

ф

с; е о

.а о ¡£

о ей о

о о ф

с О.Т

Ч С 2

Ф о о.и 1_ о

с о го

ф с ч

о ф

X с

о 1- ей о н ^

ф т о о X

й! ф

о 1- ф

о о X о

о Сй

X ^ И

.о о ей

Ц ^ О

го ф н

о

ч

и ф о

О

Библиографический список

1. Воденникова, Л.А. Идеи К.Д. Ушинского о формировании ценностей и ценностных ориента-ций ребенка путем нравственного воспитания [Текст] / Л.А. Воденникова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 4. - С. 35-38.

2. Гревцева, Г.Я. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» [Электронный ресурс] / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2-0. - С. 258. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440

3. Гревцева, Г.Я. Теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 4. - С. 9-14.

4. Положение о высших учебных заведениях страны. Приказ Министерства образования СССР от 29 марта 1961 г. № 106 [Текст] // Бюллетень М-ва высш. и сред. спец. образования СССР. -1961. -№ 6. - С. 3-15.

5. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Е.В. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

References

1. Vodennikova L.A. K.D. Ushinsky's thoughts about formation of child's values and systems of values through moral upbringing. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2010. № 4. P. 35-38. [in Russian].

2. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. To the analysis of the concept "Reflexive value support of university student professional training" [Electronic resource] Sovremennyie problemy nauki i obrazovania, 2016. № 2-0. P. 258. Available at http://www.science-education.ru/article/view?id=24440 [in Russian].

3. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Theoretical aspects of pedagogical support of student training for educational work. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2015. № 4.P. 9-14. [in Russian].

4. Provisions on institutions of higher educations of the USSR. Order of the Ministry of Education of the USSR of 29 March 1961. № 106. Bulletin M-va vyssh. i sred. Spets. Obrazovania SSSR. 1961. № 6. P. 3-15. [in Russian]

5. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogical Research: Contents and Presentation of Results. - Chelyabinsk: Izd-vo RBIU, 2010. [in Russian].

Сведения об авторе: Циулина Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about author: Tsiulina Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.