Научная статья на тему 'Понятийный аппарат проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза'

Понятийный аппарат проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / PEDAGOGICAL SUPPORT / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL AND CREATIVE TRAINING / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CREATIVITY / REFLECTION / VALUES / VALUE REFLECTION / TEACHER'S REFLECTIVEVALUABLE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Циулина Марина Владимировна, Гревцева Гульсина Якуповна

Актуальность проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов обусловлена социально-экономическими изменениями во всех сферах жизни общества, которые привели к смене ценностных ориентаций. Посредством понятийно-терминологического анализа были определены основные понятия рассматриваемой проблемы: сопровождение, педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка, профессионально-творческая подготовка, профессионально-педагогическое творчество, рефлексия, ценности, ценностная рефлексия, рефлексивно-ценностная позиция педагога. Основой процесса рефлексивно-ценностного сопровождения является профессионально-педагогическое творчество субъектов образовательного пространства вуза, понимаемое нами как объективно обусловленный процесс интеллектуально-энергетической, эмоционально-волевой и практической деятельности, который характеризуется направленностью, нацеленностью, организованностью, способностью на поиск нового, оригинального, оптимального решения педагогических задач и их практической реализации в образовательном процессе. В результате контент-анализа выделены основные структурные компоненты рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов: ценностный, рефлексивный, творческий, коммуникативный, когнитивный. Функциональный анализ сущности исследуемого явления позволил выделить основные функциональные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативно-регулятивный, рефлексивно-оценочный, компонент саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Циулина Марина Владимировна, Гревцева Гульсина Якуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TERMS OF REFLECTION VALUABLE SUPPORT TASK FOR THE PROFESSIONAL AND CREATIVE TRAINING OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The urgency of the reflection valuable support task for the students' professional and creative training is due to the social economic changes in all the spheres of society, which have led to the change in value orientations. The basic terms of the problem were defined by the conceptual-terminological analysis: pedagogical support, vocational training, professional and creative training, professional pedagogical creativity, reflection, values, value reflection, teacher's reflective-value position. The basis for the reflexive value support process is the professional pedagogical creativity of the subjects of the university educational process. We define it as an objectively conditioned process of intellectual-energetic, emotional-volitional and practical activity characterized by the direction, focus, organization, the ability to search for a new, original, optimal solution of pedagogical tasks and their practical implementation in the educational process. The main structural components of the reflexive-value support of the students' professional creative training are defined by content analysis. The structural components represent a system reflecting the essence and dynamics of the process under study: valuable, reflexive, creative, communicative, cognitive components. The functional analysis of the studied phenomenon essence made it possible to identify the main functional components: motivational-valuable, cognitive, communicative-regulative, reflexive-evaluative, developmental ones.

Текст научной работы на тему «Понятийный аппарат проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза»

УДК 378.016 ББК Ч448.027.6

DOI: 10.14529^180405

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОБЛЕМЫ РЕФЛЕКСИВНО-ЦЕННОСТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

1 2 М.В. Циулина', Г.Я. Гревцева2

1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия,

2Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия

Актуальность проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов обусловлена социально-экономическими изменениями во всех сферах жизни общества, которые привели к смене ценностных ориентаций.

Посредством понятийно-терминологического анализа были определены основные понятия рассматриваемой проблемы: сопровождение, педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка, профессионально-творческая подготовка, профессионально-педагогическое творчество, рефлексия, ценности, ценностная рефлексия, рефлексивно-ценностная позиция педагога.

Основой процесса рефлексивно-ценностного сопровождения является профессионально-педагогическое творчество субъектов образовательного пространства вуза, понимаемое нами как объективно обусловленный процесс интеллектуально-энергетической, эмоционально-волевой и практической деятельности, который характеризуется направленностью, нацеленностью, организованностью, способностью на поиск нового, оригинального, оптимального решения педагогических задач и их практической реализации в образовательном процессе.

В результате контент-анализа выделены основные структурные компоненты рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов: ценностный, рефлексивный, творческий, коммуникативный, когнитивный. Функциональный анализ сущности исследуемого явления позволил выделить основные функциональные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативно-регулятивный, рефлексивно-оценочный, компонент саморазвития.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка, профессионально-творческая подготовка, профессионально-педагогическое творчество, рефлексия, ценности, ценностная рефлексия, рефлексивно-ценностная позиция педагога.

Введение. В последние десятилетия произошли серьезные изменения во всех сферах общественной жизни, что привело к смене ценностных ориентаций. На сегодняшний день цель образования состоит, прежде всего, в гармоничном развитии личности, что, в свою очередь, связано с реализацией ее творческих способностей. Отметим, что система образования рассматривается как важнейший ресурс этих изменений. Кадровое обеспечение образования рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития образования, пересматривается роль профессионально-творческой подготовки личности как условия профессионального становления [14-17]. Это обусловило повышение внимания к проблеме профессионально-творческой подготовки студентов вузов.

Исследование профессионально-творческой подготовки студентов заключается в обосновании и реализации педагогического влияния на данный процесс. Важнейшим педагогическим аспектом нашего исследования становится педагогическое сопровождение, обеспечивающее формирование рефлексивно-ценностного отношения к творчеству в профессии педагога в условиях высшего образования.

Анализ проблемы заключается в рассмотрении вопросов, касающихся состояния разработанности данной проблемы в современной педагогике. В частности: типовая характеристика состояния изученности рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов, динамика состояния развития

проблемы, ресурсы и возможности творческого решения проблемы на современном этапе, ее научно-педагогическое обеспечение.

Изучение состояния проблемы в научной литературе. Анализ позиций современных исследователей в отношении понимания процесса педагогического сопровождения (И.Э. Куликовская, А.Л. Уманский, Т.Ф. Уше-ва, М.В. Шакурова, В.А. Шишкина, НО. Яковлева и др. [5-7, 10, 11, 13]) позволил нам выделить его основные характеристики. Педагогическое сопровождение:

1) предполагает активное влияние на сопровождаемый процесс, следовательно, имеет деятельностную природу;

2) имеет начало и конец, в сути своей непрерывен от начала до конца явления;

3) реализуется в оптимально создаваемых условиях, образуя среду существования сопровождаемого явления;

4) несет индивидуальную направленность, соответствующую сложившимся условиям и особенностям сопровождаемого явления;

5) обеспечивает оптимально целенаправленное течение сопровождаемого явления, следовательно, имеет управленческую природу;

6) не существует без сопровождаемого процесса, существует только на его фоне;

7) опирается на результаты мониторинговой диагностики, которые детерминируют направленность действий педагога по сопровождению;

8) имеет адресно-контекстный характер, активизируется и содержательно коррегиру-ется при отклонении от проектной траектории.

Определение понятий. В логике исследования наиболее важно рассмотреть все основные понятия проблемы, чтобы выделить точные и типичные аспекты, раскрывающие сущность проблемы и ее направленность.

Рассмотрим основные понятия проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза. Отправным и центральным понятием в этой цепочке становится термин «сопровождение». Под педагогическим сопровождением понимаем педагогически обусловленную и целесообразную систему мер активного воздействия на образовательные процессы индивидуальной направленности, обеспечивающую оптимально

целенаправленное течение траектории развертывания сопровождаемого явления. Педагогическое сопровождение становится рефлексивно-ценностным тогда, когда сформирована система перевода профессионально-педагогических ценностей в индивидуально-личностные ценности студентов.

При рассмотрении процесса педагогического сопровождения необходимо уделить внимание важной проблеме оценивания его практических результатов на протяжении процесса и по окончании процесса. Оценка результативности функционирования любого явления напрямую связана именно с определением точных критериев и показателей.

Обзор научных работ в части критериев и показателей педагогического сопровождения указывает, что именно валидность является слабым местом в некоторых работах. Предлагаются в качестве критериев: способность к творческому взаимодействию; реализация авторских программ взаимодействия; вовлеченность в активную деятельность; самостоятельность применения знаний; учебные и личностные достижения и т. д. С этим мы принципиально не можем согласиться, так как эти показатели характеризуют процесс, а не явление. При этом мы понимаем, что педагогическое сопровождение - это процесс, сопутствующий основному процессу, процессу образования. Значит, его функция изменять образовательный процесс или помогать ему.

Следовательно, критериями результативности педагогического сопровождения должны стать такие показатели, которые активно влияют на образовательный процесс профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов.

В качестве таких показателей мы можем предложить: ускорение сопровождаемого процесса, углубление содержания сопровождаемого процесса, нивелирование энергозатрат субъектов процесса, диверсификация возможностей сопровождаемого процесса. Такие показатели не зависят ни от вида педагогического сопровождения, ни от характеристик сопровождаемого процесса и могут использоваться в масштабах всей проблематики.

Таким образом, отметим, что педагогическое сопровождение как самостоятельное педагогическое явление носит комплексный,

управленческий, целенаправленный, адресный и непрерывный характер, предполагает осуществление педагогических влияний на основной сопровождаемый процесс.

Далее, рассмотрим комплексное понятие «профессионально-творческая подготовка» студента. В контексте рассмотрения проблемы подготовки специалистов мы выделяем такие составляющие, которые наиболее полно раскрывают содержание этого процесса: подготовка психологическая (готовность, развитие способностей, рефлексия), подготовка теоретическая (знания, мировоззрение), подготовка практическая (умения, навыки, способы действий), подготовка ценностно-ориентированная (развитие ценностного поля).

Подготовка предполагает готовность человека к выполнению профессиональных функций, поэтому основу подготовки составляет процесс обучения как процесс передачи знаний, формирования умений и навыков [8].

Что касается профессиональной подготовки, то этот процесс получает профессиональную направленность за счет системы организационных и педагогических мероприятий, нацеленных на ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения работы профессионального характера.

Понятие «профессиональная подготовка» педагога понимается нами как наиболее широкое, обогащенное понятие, где добавляется гуманистический смысл, детерминированный ценностной составляющей профессии педагога. При этом мы рассматриваем профессиональную подготовку как субъектный опыт освоения студентами целостной профессиональной деятельности. И в рамках проблемы нашего исследования поиск новых подходов к организации эффективного функционирования системы профессиональной подготовки студентов обусловлен серьезными изменениями социокультурной ситуации.

Касаясь вопроса профессионально-творческой подготовки студентов, можно с уверенностью сказать, что эффективность и результативность процесса обучения студентов любых специальностей повышается прямо пропорционально повышению степени креативности образовательного процесса (Р.Т. Га-реев, Е.Г. Кашина, И.А. Шаршов и др.). Ведь творчество - это особое острое познавательно-чувственное состояние человека, представ-

ленное широким спектром разных переживаний - от уровня подавленности до состояния вдохновения (Д.А. Горбачева, И.Н. Туманов и др.). Оно представляет собой постоянно изменяющийся, обновляющийся характер познавательного процесса: от незнания к знанию через творчество. Поскольку формами существования незнания являются противоречие, вопрос, проблема.

Творчество - это созидающая деятельность человека, в какой бы области эта деятельность не осуществлялась. Деятельность человека, порождающая ценности, обладающие общественной значимостью, новизной, уникальностью, бесспорно можно назвать творческой. Родовым понятием здесь выступает деятельность, а видовым - новизна, уникальность и социальная значимость.

Профессионально-педагогическое творчество - это такой объективно обусловленный процесс интеллектуально-энергетической, эмоционально-волевой и практической деятельности педагога, который характеризуется направленностью, нацеленностью, организованностью, способностью на поиск нового, нестандартного, оригинального, рационального, оптимального решения педагогических задач и практической реализации в образовательном процессе.

Исходя из вышесказанного, можем заключить, что профессионально-творческое саморазвитие личности студента педагогического вуза - это саморазвитие его личности в образовательной среде вуза, обеспечивающее диалектическую творческую самореализацию в квазипрофессиональной деятельности. Саморазвитие посредством механизмов самопознания, самоорганизации, самообразования проявляется как стремление к профессионально-творческой самореализации, используя творчество и интеллект в качестве способов унификации и оптимизации этого процесса. Сущность профессионально-творческого саморазвития студентов, будущих педагогов представляет собой интеграцию таких качеств, как самостоятельное приобретение студентами профессиональных знаний, умений, навыков и способности к самовоспитанию творческих качеств личности в системе креативного образования, развитие ценностного поля, обеспечивающих готовность студентов к творческой самореализации в квазипрофессиональной деятельности, а также к дальнейшему профессионально-творческому

самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Подходя логически к завершению анализа комплексного понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов», мы осветим другие составляющие профессионально-личностного становления индивида: «ценности», «рефлексия» и «ценностная рефлексия».

Согласно мнению Э.Ф. Зеера, ценностные ориентации являются одним из центральных личностных образований. Они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности того времени, в котором он живет. Ценностные ориентации определяют мотивацию поведения человека, существенно влияя на все стороны его профессиональной деятельности. Ученый сделал интересный вывод о приоритетных целях профессиональной деятельности человека: в зависимости от структуры ценностных ориентаций личности можно определить, на какие цели направлена профессиональная деятельность человека [4, с. 100-101].

Таким образом, профессиональные ценности все чаще называются неотъемлемым компонентом при подготовке и профессиональном совершенствовании современного педагога.

Далее, рассмотрим понятие «ценность», так как в словосочетании «рефлексивно-ценностное сопровождение» оно несет основную нагрузку, указывая, что формирование ценностного отношения к профессии и деятельности педагога происходит на основе рефлексивного анализа.

Ценность - это непреложная общественная значимость объекта для оценивающего субъекта. Это внутренний, эмоциональный ориентир поведения и деятельности субъекта (Л.Х. Газигиреева, З.Я. Капустина, Н.И. Кашина, П.Е. Матвеев, Г.А. Никитин, С.И. Федорова и др.).

Возникновение или развитие определенной ценности в процессе профессиональной подготовки студентов будет обусловлено общественным смыслом, который возникает при глубоком осознании необходимости и значимости творческого похода в профессии современного педагога. Смысл - основополагающая доминанта человеческого существования, которая в наше время приобретает особую остроту. Это актуальная во все време-

на ценность. Она определяет всю жизненную стратегию личности и приобретается человеком преимущественно в процессе образования. Таким образом, мы видим взаимосвязь понятий «ценность» и «смысл».

Согласно классификации типов и форм деятельности (Э.Г. Юдин), наиболее важно включение личности в продуктивную деятельность, «связанную с выработкой новых смыслов, целей и с помощью новых средств» [12, с. 266], необходимым компонентом которой является творчество, позволяющее осуществлять целенаправленное преобразование себя и окружающей среды.

Несформированность профессиональных ценностей у педагога свидетельствует об ограниченном жизненном, социальном и профессиональном опыте и неготовности продуктивно осуществлять педагогическую деятельность. Ценностное самоопределение педагога, развитие его ценностных ориентаций находят свое выражение в рефлексивно-ценностном отношении к педагогической деятельности, являясь показателем гуманистической направленности личности.

От того, какое место в своей жизни педагог отводит профессионально-педагогическим ценностям, зависит социальное и профессиональное поведение педагога, его активная социально-профессиональная позиция. Основой формирования такой позиции, бесспорно, является рефлексивно-ценностное отношение к выбору и субъективации педагогических ценностей. Ему характерно единство объективного и субъективного, в котором объективное положение педагога является основой его субъективной позиции в присвоении профессиональных ценностей.

Таким образом, вопросы, касающиеся профессиональных ценностей педагога, в настоящее время приобретают все большую актуальность. Профессиональные ценности играют исключительно важную роль в формировании личности профессионала, выступают в качестве высшего уровня регуляции поведения человека, выражают направленность его интересов и потребностей, определяют присущие ему установки и мотивацию в сфере профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки педагога формируется рефлексивно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности, что выражается в направ-

ленности, составляющей ядро личности учителя.

Современная гуманистическая педагогика определяет содержание современного образования как ценностно-смысловое и ценностно-ориентированное. В таком образовании особую роль занимает ценностная рефлексия.

Под рефлексией понимают процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании. Рефлексию также рассматривают как деятельность, направленную на осуществление самосознания. В соответствии с формами проявления самосознания содержание рефлексивной деятельности составляют действия самопознания, самооценки, самоидентификации, самоопределения.

Ценностная рефлексия - один из эффективных способов формирования и развития системы ценностных ориентаций, способность к критическому самоанализу. Ценностная рефлексия является видом рефлексии, осуществляемой аксиологически (А.В. Карпов, С.В. Маланов, И.А. Стеценко, Н.Л. Худякова, Н.Н. Федотова и др.).

Учитывая, что деятельность педагога, направленная на реализацию профессиональных целей, в основе которых лежат профессионально-педагогические ценности, осуществляется через реализацию, в первую очередь, личностных ценностей человека, его знаний о действительности, освоенных им средств и способов деятельности, важно, чтобы эти ценности, знания, средства и способы осознавались личностью как необходимые для установления ценностно-значимого отношения с действительностью, определения своей личностной позиции. Осознание личностных ценностей, становление личностно-профес-сиональной позиции педагога происходит через организацию ценностной рефлексии, что, в свою очередь, становится важным компонентом процесса формирования личности в целом, детерминирующим его будущее. Рефлексия при этом должна осуществляться осознанно с внутренней готовностью, становясь основополагающим личностным образованием, обеспечивающим формирование и обогащение опыта личности педагога.

Ценность рефлексии в том, что это свойство помогает осознать смысл собственной деятельности, правильно ставить цели, исправлять ошибки. Рефлексия, становясь нор-

мой жизни, порождает привычку поведения в реальных условиях практики и в целом жизни. Рефлексивность, как свойство личности, становясь общесистемным, позволяет гармонизировать жизненное пространство, как свое, так и окружающее.

В связи с этим обретает особую значимость педагогическая направленность организации и содержания вузовского образования, создание соответствующей социообразова-тельной среды [9], применение рефлексивно-оценочных, проектных технологий [1-3].

Результаты и их обсуждение. Опираясь на все вышесказанные понятия, нами сформулировано общее понятие, характеризующее проблему с позиции контент-анализа (табл. 1).

Рефлексивно-ценностное сопровождение профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов - педагогическое явление, имеющее комплексный, управленческий, целенаправленный, адресный и непрерывный характер, предполагающее осуществление педагогических влияний на объективно обусловленный процесс становления рефлексивно-ценностной позиции будущего педагога в системе креативного образования педагогического вуза, обеспечивающей готовность студентов к творческой самореализации в квазипрофессиональной деятельности, а также к дальнейшему профессионально-творческому самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

На основе данных анализа можно говорить о структуре исследуемого явления. Представляется целесообразным выделение основных структурных компонентов рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов. Это будут следующие компоненты: ценностный, рефлексивный, творческий, коммуникативный, когнитивный.

Ценностный компонент обусловливает деятельность, обеспечивающую принятие педагогических и общечеловеческих ценностей, определяющих внутренний, эмоциональный ориентир поведения и деятельности будущего педагога. Способность к критическому самоанализу и осознанию своей деятельности на основе рефлексии характеризует рефлексивный компонент. Творчество в решении педагогических задач, способность поиска нового, нестандартного, оригинального, рациональ-

Таблица 1

Контент-анализ понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов»

Термин Контент

Рефлексия Процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании

Ценность Непреложная общественная значимость объекта для оценивающего субъекта, его внутренний, эмоциональный ориентир поведения и деятельности

Ценностная рефлексия Рефлексия, осуществляемая аксиологически, один из эффективных способов формирования и развития системы ценностных ориентаций, способность к критическому самоанализу

Рефлексивно-ценностная позиция педагога Рефлексивно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности, что выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя

Педагогическое сопровождение Самостоятельное педагогическое явление, имеющее комплексный, управленческий, целенаправленный, адресный, и непрерывный характер, предполагающее осуществление педагогических влияний на основной сопровождаемый процесс

Профессиональная подготовка Процесс формирования, развития, совершенствования знаний, умений, навыков, личностных качеств для выполнения профессиональной деятельности, осуществляемый в ходе обучения, результатом которого является готовность к реализации этой деятельности

Профессионально- педагогическое творчество Объективно обусловленный процесс интеллектуально-энергетической, эмоционально-волевой и практической деятельности педагога, который характеризуется направленностью, нацеленностью, организованностью, способностью на поиск нового, нестандартного, оригинального, рационального, оптимального решения педагогических задач и практической реализации в образовательном процессе

Профессионально-творческая подготовка Интеграция таких качеств как самостоятельное приобретение студентами профессиональных знаний, умений и навыков и способности к самовоспитанию творческих качеств личности в системе креативного образования, развитие ценностного поля, обеспечивающие готовность студентов к творческой самореализации в квазипрофессиональной деятельности, а также к дальнейшему профессионально-творческому самосовершенствованию на протяжении всей жизни

ного, оптимального решения представляет творческий компонент педагогического сопровождения. Способность установления продуктивных, конструктивных, доброжелательных межличностных отношений среди участников коммуникаций характеризует коммуникативный компонент. Когнитивный компонент представлен познанием (см. рисунок).

Содержание рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, компонентов структуры и функций процесса.

Функции представляют собой проявление свойств объекта, представленные во вне. Они раскрывают специфику явления и характеризуют его свойства. Специфика рефлексивно-ценностного сопровождения профессиональ-

но-творческой подготовки студентов педагогических вузов заключается в осуществлении педагогических влияний на процесс становления ценностно-рефлексивной позиции будущих педагогов. Полифункциональность данного процесса обусловлена социально-педагогическими и социально-культурными условиями, в которых реализуются основные функции. В качестве основных функций мы выделяем: мотивационно-ценностную, когнитивную, коммуникативно-регулятивную, рефлексивно-оценочную, функцию саморазвития.

Функциональный анализ сущности исследуемого педагогического явления целесообразно провести для установления функциональных компонентов рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов. В качестве критериев анализа можем

Структурные компоненты рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов

назвать: функции рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов; стратегии реализации

названных функций; коммуникативные умения для реализации названных функций. Результаты анализа представляет табл. 2.

Таблица 2

Функциональный анализ сущности понятия «рефлексивно-ценностное сопровождение профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов»

Функции рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов Стратегии реализации названных функций в образовательном процессе Коммуникативные умения для реализации названных функций

Мотивационно-ценностная Анализ и принятие общечеловеческих и педагогических ценностей как основу профессионально-творческого самоопределения и саморазвития педагога; развитие ценностного поля индивида; самомотивация как стратегия саморазвития Умения восприятия, анализа, адаптации, субъективации общечеловеческих и педагогических ценностей с учетом особенностей мотивации и самомотивации

Когнитивная Познавательная активность в основных вопросах профессионально-творческого развития; накопление социально-культурного опыта; формирование индивидуальных образовательных стратегий профессионального самообразования и саморазвития Умения поддерживать высокий интеллектуальный уровень; умения осмысления, декодирования и трансформации различной информации для выработки образовательной стратегии и саморазвития

Коммуникативно-регулятивная Построение и реализация процесса коммуникации с возможностью регулирования отношений на основе рефлексивного анализа; обеспечение связи между духовной культурой и различными сферами общественной практики Умения социально-педагогического конструирования и регулирования процессов коммуникации

Рефлексивно-оценочная Самосознание, сравнение, сопоставление; оценка статуса; оценка результатов своей деятельности и своего развития; социально-нравственная самооценка; самопознание Способность обращения к собственному сознанию и осмысления результатов своей активности; способность к критическому самоанализу и оценке своего развития

Функция саморазвития Самосовершенствование и выработка личностных качеств; сохранение внутренней гармонии и свободы; развитие смыслов и интересов; понимание и толерантность; любовь Способность проявления внутренней мощи и полноты бытия, исходя из внутренних ресурсов; умения самостоятельного рефлексивного анализа и выработки стратегии собственного развития

Заключение. Проведенный нами понятийно-терминологический анализ проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогических вузов показал, что культурно-историческое развитие общества детерминирует актуальность обозначенной проблемы и создает предпосылки для ее успешного решения.

Литература

1. Гревцева, Г.Я. Педагогическая олимпиада как средство развития творческо-

го потенциала личности / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2015. - № 6. - С. 33-39.

2. Гревцева, Г.Я. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патрио-тического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Бородури-на // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 329.

3. Елагина, В. С. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения / В. С. Елаги-

на, Г.Я. Гревцева, Е.Ю. Немудрая // Современные проблемы науки и образования. -2011. - № 5. - С. 90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: практикум / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. - М. : Академия, 2008. - 144 с.

5. Куликовская, И.Э. Эволюция мирови-дения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение: дис. ... д-ра пед. наук /И.Э. Куликовская. - Ростов н/Д., 2002. -450 с.

6. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: дис. ... д-ра пед. наук / А. Л. Уманский. - Кострома, 2004. -318 с.

7. Ушева, Т. Ф. Роль преподавателя в вопросах рефлексивного сопровождения студентов в образовательном процессе / Т.Ф. Ушева //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование и педагогические науки». - 2017. -Т. 9. - № 1. - С. 42-51.

8. Хорошилова, Т.Б. Обучение студентов педагогических вузов: профессиональная подготовка или образование? / Т.Б. Хорошилова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2016. - № 4 (26). -С. 175-181.

9. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социооб-разовательной среды / М.В. Циулина // Нар. образование. - 2013. - № 1. - С. 252-259.

10. Шакурова, М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. . д-ра пед. наук /М.В. Шакурова. - М., 2007. -361 с.

11. Шишкина, В.А. Педагогическое сопровождение личностно-профессионального становления будущих учителей изобразительного искусства: дис. ... д-ра пед. наук /

B.А. Шишкина. - М., 2006. - 386 с.

12. Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э.Г. Юдин. - М. : Эдитореал УРСС, 1997. - 444 с.

13. Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность / Н.О. Яковлева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование и педагогические науки». - 2012. - № 4 (263). -

C. 46-49.

14. Bolshakova, Z.M. Managing Pedagogical University Master Students' Empathic Training / Z.M. Bolshakova, E.V. Gnatyshina, E.Yu. Nemudraya et al. // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). - 2018. -Vol. 8 - No. 5. - P. 16-28.

15. Gordeeva, D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation / D.S. Gor-deeva // Espacios. - 2017. - Vol. 38 (56). -No. 40.

16. Salamatov, A.A. Developing professionally significant qualities of competitive vocational training teachers: dynamics of the process / A.A. Salamatov, E.A. Gnatyshina, N.V. Uvarina et al. //Espacios. - 2017. - Vol. 38 (56). - No. 40.

17. Uvarina, N.V. Formation of Communicative Competence as a Condition of Development of Social Orientation of the Future Teacher / N.V. Uvarina, G.K. Ismagulova, K.S. Baymenova et al. //Man in India. - 2017. - Vol. 97. - No. 16. -P. 407-414.

Циулина Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, ciulinamv@cspu.ru.

Гревцева Гульсина Якуповна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, yakupovna@rambler.ru.

Поступила в редакцию 30 августа 2018 г.

DOI: 10.14529/ped180405

KEY TERMS OF REFLECTION VALUABLE SUPPORT TASK FOR THE PROFESSIONAL AND CREATIVE TRAINING OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

M.V. Tsiulina1, ciulinamv@cspu.ru, G.Ya. Grevtseva2, yakupovna@rambler.ru

1South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, 2Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russian Federation

The urgency of the reflection valuable support task for the students' professional and creative training is due to the social economic changes in all the spheres of society, which have led to the change in value orientations.

The basic terms of the problem were defined by the conceptual-terminological analysis: pedagogical support, vocational training, professional and creative training, professional pedagogical creativity, reflection, values, value reflection, teacher's reflective-value position.

The basis for the reflexive value support process is the professional pedagogical creativity of the subjects of the university educational process. We define it as an objectively conditioned process of intellectual-energetic, emotional-volitional and practical activity characterized by the direction, focus, organization, the ability to search for a new, original, optimal solution of pedagogical tasks and their practical implementation in the educational process.

The main structural components of the reflexive-value support of the students' professional creative training are defined by content analysis. The structural components represent a system reflecting the essence and dynamics of the process under study: valuable, reflexive, creative, communicative, cognitive components. The functional analysis of the studied phenomenon essence made it possible to identify the main functional components: motivational-valuable, cognitive, communicative-regulative, reflexive-evaluative, developmental ones.

Keywords: pedagogical support, vocational training, professional and creative training, professional and pedagogical creativity, reflection, values, value reflection, teacher's reflective-valuable position.

References

1. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. [The Pedagogical Olympiad as a Means of Developing the Creative Potential of the Individual]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 6, pp. 33-39. (in Russ.)

2. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V., Borodurina E.A. [The Reflective-Evaluative Technologies as a Factor of Civil-Patriotic Education of Student Youth in the Social and Cultural Environment]. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 3, pp. 329. (in Russ.)

3. Elagina V.S., Grevtseva G.Ya., Nemudraya E.Yu. [The Formation of Students' Pedagogical Competence in the Conditions of Technology of Project Training]. Modern Problems of Science and Education, 2011, no. 5, pp. 90. (in Russ.)

4. Zeer E.F., Pavlova A.M. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya: praktikum [Psychology of Vocational Education: Workshop]. Moscow, Academiya Publ., 2008. 144 p.

5. Kulikovskaya I.E. Evolyutsiya mirovideniya detey doshkol'nogo vozrasta i ee pedagogicheskoe soprovozhdenie. Diss. dokt. ped. nauk [The Evolution of the Worldview of Preschool Children and its Pedagogical Support. Diss. Doct. (Education)]. Rostov-on-Don, 2002. 450 p.

6. Umanskiy A.L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva. Diss. dokt. ped. nauk [The Pedagogical Support of Children's Leadership. Diss. Doct. (Education)]. Kostroma, 2004. 318 p.

7. Usheva T.F. [The Teacher's Role in the Issues of Students' Reflexive Support in the Educational Process]. Bulletin of South Ural State University. Ser. Education, Educational Sciences, 2017, vol. 9, no. 1, pp. 42-51. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170106

8. Khoroshilova T.B. [Teaching Students of Pedagogical Universities: Vocational Training or Education?]. Problems of Social and Economic Development of Siberia, 2016, no. 4 (26), pp. 175-181. (in Russ.)

9. Tsiulina M.V. [The Patriotic Education of Schoolchildren: the Opportunities of the Socio-Educational Environment]. Public Education, 2013, no. 1, pp. 252-259. (in Russ.)

10. Shakurova M.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya i razvitiya sotsi-okul'turnoy identichnosti shkol'nikov. Diss. dokt. ped. nauk [The Pedagogical Support of the Formation and Development of Sociocultural Identity of Schoolchildren. Diss. Doct. (Education)]. Moscow, 2007. 361 p.

11. Shishkina V.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostno-professional'nogo stanovleniya bu-dushchikh uchiteley izobrazitel'nogo iskusstva. Diss. dokt. ped. nauk [The Pedagogical Support of Personal and Professional Development of Future Teachers of Fine Arts. Diss. Doct. (Education)]. Moscow, 2006. 386 p.

12. Yudin E.G. Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost' [Methodology of Science. Systematic. Activities]. Moscow, Editoreal URSS Publ., 1997. 444 p.

13. Yakovleva N.O. [Maintenance as Pedagogical Activity]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education and Educational Sciences, 2012, no. 4 (263), pp. 46-49. (in Russ.)

14. Bol'shakova Z.M., Gnatyshina E.V., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. Managing Pedagogical University Master Students' Empathic Training. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), 2018, vol. 8 (5), pp. 16-28.

15. Gordeeva D.S. Cultivating a Sense of National Civic Identity in Students at Present-day Humanities and Pedagogy Colleges as Part of the Process of Professional Preparation. Espacios, 2017, vol. 38 (56), no. 40.

16. Salamatov A.A., Gnatyshina E.A., Uvarina N.V., Korneev D.N., Korneeva N.Yu. Developing Professionally Significant Qualities of Competitive Vocational Training Teachers: Dynamics of the Process. Espacios, 2017, vol. 38 (56), no. 40.

17. Uvarina N.V., Ismagulova G.K., Baymenova K.S., Razumova L.P., Kunduzay A.K. Formation of Communicative Competence as a Condition of Development of Social Orientation of the Future Teacher. Man in India, 2017, vol. 97, no. 16, pp. 407-414.

Received 30 August 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Циулина, М.В. Понятийный аппарат проблемы рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза / М.В. Циулина, Г.Я. Гревцева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». -2018. - Т. 10, № 4. - С. 37-47. БО!: 10.14529/реШ80405

Tsiulina M.V., Grevtseva G.Ya. Key Terms of Reflection Valuable Support Task for the Professional and Creative Training of the Pedagogical University Students. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2018, vol. 10, no. 4, pp. 37-47. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped180405

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.