130
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
УДК 340.132
ЦЕННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ
М.Н. Киреев1-*, А.Ю. Галиченко2), Е.Н. Коренева3)
Белгородский государственный институт искусств и культуры
1)e-mail: kireymn@mail.ru
2)e-mail: likagalichenko@yandex.ru
3)e-mail: korenevaen@yandex.ru
В настоящей статье рассматривается понятие «ценность» с позиций педагогической науки и психологии. Авторы представляют проблему ценностей как одно из важнейших направлений совершенствования высшего образования и повышения качества работы вузов. Особое внимание в статье уделяется профессионально-культурологической группе ценностей и усилению воспитательного воздействия вузовского образования по формированию гуманистической личности будущих специалистов.
Ключевые слова: ценность, высшее образование, профессионально-культурологические ценности, индивидуальные ценности, воспитание.
Перед высшими учебными заведениями, в том числе и вузами искусств и культуры, стоит задача найти научное обоснование ценностного аспекта в многогранной структуре личности их выпускника как прочного личностного новообразования будущего специалиста.
Пути разрешения всех этих проблем необходимо искать в теоретикометодологическом их решении на уровне педагогических концептов и парадигм, отвечающих требованиям современного обучения и воспитания в новую постиндустриальную эпоху.
Состояние общества в целом зависит от качества смыслов, ценностей и идей, которые его определяют. Это имеет весьма важное значение для воспитания, потому что воспитание «не терпит пустоты». Ценностная неопределенность и разброд могут привести к росту ценностной дезадаптации молодых людей. Суть этого явления заключается в несогласованности миропонимания и мироощущения молодежи с окружающей средой, ее нормами, традициями, и может проявляться в девиантном поведении молодого поколения.
Современное высшее образование, являясь последним конституционным периодом воспитания, имеет значимый потенциал для формирования у будущих специалистов ценностного отношения к культуре благодаря его гуманистической основе, высокому профессиональному уровню педагогов и созидательным тенденциям вуза на современном этапе. Все это должно быть направлено, на наш взгляд, на осознание и осмысление будущими носителями и ретрансляторами культуры своей профессиональной миссии в области социокультурной сферы. Ретрансляция культуры в социальной среде, создание условий для ее формирования доступно только специалисту с высокой степенью сформированности ценностного
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
131
аспекта его личности, ценностного отношения к собственно культуре, нравственного содержания, которое является определяющим в его жизненной позиции. Становление человека, как профессионала, на наш взгляд, является важным, но крайне недостаточным для полноценной самореализации личности в современном социуме, необходимо умение видеть социальную основу тех или иных событий и явлений с позиции нравственности и социальной ценности, правильно ориентироваться в окружающей действительности и профессионально обусловленной обстановке, уметь соизмерять предпринимаемые шаги в соответствии с существующими в обществе нормами.
На сегодняшний день каждый здравомыслящий педагог отдает себе отчет в том, что перед образованием стоит двоякая задача: во-первых, создание условий для активного развития и роста человека, осуществления его профессиональной миссии и самоорганизации, подготовка его к личному достижению жизненных целей; во-вторых, формирование у него социально значимых установок, подготовка к выполнению общественно-значимых функций.
На современном этапе становится понятным, что высшая профессиональная школа направлена на формирование гуманистической личности будущего специалиста, развитие его духовно-нравственной, эстетической, профессиональной, правовой, физической, экологической культуры, привитие ему современных форм общения, умения жить в быстро изменяющемся мире. Такой подход направлен также на развитие способности к получению информации и принятию эффективных решений, становление активного гражданина своей страны, способного плодотворно трудиться, на воспитание настоящего патриота Родины и творца своей собственной жизни.
Сама жизнь ставит перед нами первостепенную задачу - совершенствовать как высшее образование в целом, так и подходы к многогранному воспитанию будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки.
Такая постановка вопроса позволяет утверждать, что уровень подготовки специалистов в условиях современного вуза напрямую зависит от систематического, педагогически обоснованного воспитательного воздействия на личность обучаемого в течение всех лет обучения. Прошедшее столетие не стирает и не снижает актуальности утверждения К.Д. Ушинского о том, что «ничто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя, может быть, и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности»1.
Вслед за ним, уже в современных условиях, В. А. Садовничий подчеркивает, что «воспитание молодежи должно стать главной целью образования, быть главным вектором жизни нашего общества»1 2. Исследуя образование как многоаспектный процесс, как социокультурное явление, И.А. Зимняя дает ему такое определение: «Образование рассматривается как социокультурный институт с функциями культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе»3.
1 Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. М.:Просвещение, 1968. С. 240-241.
2 Садовничий В. А. Высшее образование в России. № 6. 2006. С. 9.
3 Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня, 2006. № 8. С. 41.
132
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
«Нужна новая образовательная парадигма, позволяющая от процесса наполнения учащегося определенным минимумом знаний, освоения образовательного стандарта перейти к его погружению в проблемы взаимоотношений с природой и обществом, его социализации не в стенах учебного заведения, а в огромном мире
~ 4
новой цивилизации» .
Признак постиндустриального мира - это информационные технологии, а также «рождение» нового типа человека, определение его роли в социальной среде. Подобные мнения, разные по содержанию, но близкие по смыслу, говорят о необходимости качественного изменения методов воспитания и обучения в современной высшей профессиональной школе. Все научные дисциплины, изучающие проблему жизни человека в социуме, вопросы его обучения и воспитания, призваны разрешать многие актуальные проблемы современности, требующие решения теоретических и практических задач, и вызвавших в науке острейшую дискуссию.
Н.Н. Моисеев в своих работах настаивает на потребности общества возрождения, на новой основе, гуманизма с ясным пониманием того, какое место стал занимать человек с его техническим могуществом в развитии природы, какое влияние человечество способно оказать на его собственную судьбу4 5.
Философ В. А. Конев отмечает в своей работе, что «надо ответить на вопрос: формирует ли современная система такой тип мышления, как аксиологический, такой тип сознания, как сознание ответственности». Он с уверенностью говорит - нет. «И если такое формирование все-таки происходит, то не благодаря системе образования, а благодаря людям и их талантам» 6.
Ряд ученых отмечают зачастую еще и сейчас наличие в системе высшего образования безличного, манипулятивного, технократического, утилитарного подхода к подготовке будущих специалистов, который порождает проблемы нравственного и ценностно-смыслового становления молодежи: молодым людям в современном мире практически в одиночку приходится искать свои ценностносмысловые ориентиры. Несомненно, в процессе профессиональной подготовке специалистов основной задачей педагогического коллектива является формирование ценностной основы личности, для чего целесообразно использовать весь спектр воспитательных возможностей образовательного учреждения, ибо только
комплексное воздействие способно решить задачу развития целостной личности специалиста с ценностным отношением к себе, к людям, к профессии.
В основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальный воспитательный идеал, понимаемый как высшая цель образования - воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной и компетентной личности. Одним из факторов становления воспитательного идеала и является формирование ценностного отношения к действительности, к человеку, к профессии. В этой связи Б.Л. Вульфсон пишет: «Наиболее глубокие изменения в сознании и поведении человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы, это переход от формулы «человек человеку - волк» к утверждению «человек человеку - друг». Задача
4 Смирнов А.М. Система базовых ценностей и методы их эмпирического исследования. / Ментальность России. 2005. С. 31.
5 Моисеев Н.Н. Избранные труды: В 2 т. Вычисл.центр им. А.А. Дородницына РАН, Фонд глоб. проблем выживания человечества им. Н.Н. Моисеева. М., 2003. С. 38.
6 Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. №10.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
133
состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества» на основе индивидуальной системы
- 7
ценностей .
Ряд ученых считает, что индивидуальная система ценностей - это определяющий фактор практически всех жизненных устремлений человека (М.В. Богусловский, В.Н. Дадонов, В.В. Давыдов, М.С. Каган, В.А. Сластенин и др.). Деформированные или разрушенные моральные принципы, нравственные норы, ценностные ориентиры повлекут за собой, в конечном счете, дезинтеграцию общества, и его катастрофу.
Система ценностей формируется на протяжении всей жизни человека, однако наиболее синтезивный период в восприятии ценностей, на взгляд И. С. Кона, - это старший школьный и студенческий возраст.
В период «серебряного века» В.С. Соколов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франка освещают проблемы ценностей в суждениях о теории ценностей, ценностных началах человеческого бытия. Работы Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана, И.С. Нарского, В.П. Тугаринова, Н.З. Чавчавадзе в середине XX века продолжают рассмотрение проблемы ценностей культуры и жизни, аксиологии культуры.
Анализ работ И.В. Ковалевой позволяет утверждать, что работа над проблемой ценностей в ХХ веке осуществлялась «преимущественно за рамками философской теории «ценностей», а современные исследователи истинную миссию ценностей видят в «окультуривании государства», «навязывании» ему культурных ценностей, в служении для государства мерилом ценностной культуры .
Научные исследования современных ученых не дают единого понимания определенияпонятия ценность.
Ценности не могут подвергаться сомнениям, они являются идеалом, эталоном для всех людей. Они могут быть общественно-политическими и духовными, положительными и отрицательными. В современную эпоху приоритет по отношению к классовым, групповым, национальным приобретают ценности общечеловеческие..
Мы придерживаемся мнения С.Ю. Головиню в определении трех форм существования ценностей:
1) Ценности выступают как общественный идеал, выработанный сознанием общественным, которое содержит абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни; такими ценностями могут быть и общечеловеческие, «вечные» (справедливость, красота, истина), и конкретноисторические (демократия, равенство, патриархат);
2) Ценности предстают в объективной форме как произведения духовной и
материальной культуры, а также человеческие поступки - конкретные предметные воплощения общественных ценностных идеалов (правовых, политических,
эстетических, этических и т. д.);
3) Социальные ценности, которые преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности, входя в психологическую структуру личности, как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждый человек характеризуется индивидуальной, специфической иерархией личностных ценностей, которые и есть связующее звено между духовным миром личности и духовной культурой общества, между индивидуальным и общественным бытием. 7 8
7 Вульфсон Б. Л. Нравственные императивы и задачи воспитания // Педагогика, № 1. 2006. С. 8.
8 Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца Х1Х - начала ХХ веков. Великий Новгород, 2002. С. 19.
134
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
Система их складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Ценностям личностным присуща высокая осознанность: они отражаются в сознании в виде ориентаций ценностных и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений людей и поведения индивида. Такое определение ценностей применимо для решения задач нашего исследования и мы будем на него ориентироваться.
В психологии выделяются три группы ценностей.
Первая группа - когда ценность выступает как общественный вклад, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни; такие ценности могут быть и общечеловеческими и конкретно-историческими.
Вторая группа - когда ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как личностные ценности - один из источников его поведения.
Третья группа - когда ценности предстают в объективированной форме как произведения духовной и материальной культуры, либо человеческие поступки, конкретные предметные общественные ценностные идеалы (правовых, эстетических, этических и др.).
Анализ научной литературы позволил нам выделить следующие группы ценностей: а) общечеловеческие ценности; б) социальные ценности;
в) профессионально-культурологические ценности (Г.М. Коджаспирова,
А.Ю. Коджаспиров, К.М. Хоруженко и др.).
Ценности общечеловеческие - понятие, употребляемое в культурологии и аксиологии для характеристики совокупности нравственных норм, принципов, идеалов которые, имеют главенствующее значение в жизни человека, независимо от его пола, возраста, образования, вероисповедания, национальной принадлежности, социального положения.
Ценности общечеловеческие являются общими для всех людей, для всего человечества как социальные суперсистемы, выработанные в результате обобщения многовекового опыта социокультурного развития мира. Ценности общечеловеческие объединяют людей на основе общезначимого характера в отношениях друг к другу и обществу. К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, труд, образование, личную неприкосновенность и безопасность, равноправие, свободу, собственность, любовь к детям, почитание старших, заботу о близких, предпринимательство, патриотизм, честность и др. Ценности общечеловеческие обычно противопоставляют классовым ценностям, которые в рамках классового подхода претендуют на роль общечеловеческих, подменяют их. Механизм реализации ценностей общечеловеческих требует признания их приоритета перед ценностями любых социальных и политических структур.9
На определении общечеловеческих ценностей необходимо было остановиться еще и потому, что объективно развивающиеся законы постиндустриального информационного мира, мира коммуникативных технологий делают их необходимым атрибутом общепризнанных всем человечеством ценностных отношений во имя мира и безопасности жителей всей планеты.
Роль социальных ценностей. ХХ1 веке возрастает c ростом роли человека, как обеспечивающего и определяющего и общественный прогресс.
9
Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. С. 534.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
135
Социальные ценности - «более или менее признанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Социальные ценности - важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающей общую стратегическую линию такой регуляции. На основе ценностей социальных вырабатываются социальные нормы (свобода, равенство, братство, мир, честь, социальная справедливость, гражданский долг и др.). Категорию ценностей социальных ввел в социологию М. Вебер.10 11
Значимым для исследования является и определение социальных ценностей в педагогике, которые выступают как «общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом, материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты, социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности социальные не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей, на их формирование направлен педагогический процесс».11
Если в определении социальных ценностей в социологии обращают большое внимание на них, как на важнейшую часть культуры системы социальной регуляции, то в педагогическом толковании социальных ценностей выделяется понимание большинством людей о справедливости, добре, патриотизме, а это и является целью формирования их у молодых людей в образовательном процессе.
Формирование социальной группы ценностей имеет большое значение, так как такие ценности составляют базу формирования культуры управленческого общения специалиста и состоят из: соблюдения этики межличностных отношений;
уважительного отношения правам человека и законам; чувства профессионального долга; бережного отношения к общечеловеческим и социальным ценностям; сформированности профессиональной этики; гражданской зрелости и общественной активности (действенного патриотизма); нацеленности на создание демократических отношений в системе отношений в группе, коллективе; приверженности идеям демократии, ответственного отношения к межличностным отношениям; к судьбе воспитанников, родных, друзей, других людей; профессиональной самоотверженности. Эта группа социальных ценностей органически связана с профессионально-познавательной и профессионально-культурологической группой ценностей.
Профессионально-культурологическая группа ценностей состоит из: сформированности общей культуры межличностных отношений и культуры управленческого общения; владения профессиональной культурой, знаниями и умениями, которые необходимы для активного управленческого общения; владения правовой культурой; умения и стремления сохранить и приумножить культурные ценности; знания сущности культурных ценностей, включенных в
профессиональную деятельность педагога. Из всего многообразия ценностей профессиональной культуры, присущих людям профессии «человек-человек», мы предложили необходимые специалистам сферы культуры, которые и должны быть присущи им во всех видах культуры, в том числе и правовой.
10 Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. С. 534.
11 Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.; Ростов-на-Дону, 2005.
136
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
С точки зрения исследования понятийного аппарата относительно нашей темы необходимо остановиться на таких понятиях, как «ценностные ориентации» и «ценностное отношение».
Ценностные ориентации - это «особые, фиксированные качества личности, позволяющие ей ранжировать объекты по их значимости для нее; могут выступать в качестве определенных побуждающих стимулов для достижения поставленных целей, приобретая функцию регуляторов социального поведения». [
А.С.Белкин и Е.В. Ткаченко рассматривают ценностные ориентации как «направленность сознания и поведения на общественные и духовные ценности; особое личностное образование, являющееся результатом освоения его социальнозначимых моделей деятельности, трансформацию этих норм и моделей в индивидуальный опыт отношения к миру и самому себе, помогающие занять позицию активного взаимодействия с обществом».12 13
Собственно формирование ценностных ориентаций личности и ценностного отношения и является основной задачей нашего исследования. Этот термин можно понимать как целостность и, в то же время, взаимосвязь и взаимозависимость устоявшихся в обществе ценностей с внутренним миром субъекта, структурой его личности, сформированными устремлениями, личностными ориентациями и внутренними потребностями. Иначе говоря, это психологическое принятие ценностей личностью в соотношении с уровнем их сформированности.
Определения «ценностное отношение» как понятия в словарях и учебных пособиях нет, однако, проанализировав другие понятия, связанные с ценностями, мы обратились к сущности категории «отношение».
Понятие «отношение» является многоаспектным и бесконечно
многообразным. В основе нашей формулировки данного понятия лежит системный подход к педагогической действительности, что позволяет рассматривать отношение в качестве целостной системы личностных избирательных связей субъекта с многообразием явлений окружающей его действительности. Отношение
характеризуется тем конкретным смыслом, который отражается в человеческом понимании отдельных объектов, людей. Тот или иной приобретенный субъектом социальный коммуникативный опыт любого человека не может не влиять на его личностное отношение к самому себе.
А.С. Макаренко называл воспитание не чем иным, как формированием у воспитанников системы отношений.
В заключение, вслед за И. А. Лычагиной, мы рассматриваем учебновоспитательный процесс в вузе как совокупность заключенных в нем ресурсов, способствующих адаптации студентов к обучению в вузе на основе наполнения их представлений позитивным эмоционально-смысловым содержанием, формированием ценностных ориентаций, содействующих осознанию и принятию общекультурных ценностей, а также ценностей профессиональной деятельности14.
12 Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. С. 534.
13 Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург, 2005. С. 315.
14 Лычагина И.А. Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе. Автореф. Дис. канн пед. наук. Челябинск, 2005.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 4(8) 2015
137
Список литературы
1. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.
2. Садовничий, В. А. Высшее образование в России. № 6. 2006. - С. 6-12.
3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2006. - № 8. - С. 24-45.
4. Смирнов, А.М. Система базовых ценностей и методы их эмпирического исследования / А.М. Смирнов // Ментальность России. 2005. - С 30-39.
5. Моисеев, Н.Н. Избранные труды: В 2 т. / Н.Н. Моисеев. Вычисл.центр им. А.А. Дородницына РАН, Фонд глоб. проблем выживания человечества им. Н.Н. Моисеева. - М. : Тайдекс Ко., 2003. -308 с.
6. Конев, В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / В. А. Конев // Вопросы философии. 1996, № 10.
7. Вульфсон, Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б. Л. Вульфсон // Педагогика, № 1. - 2006. - С.6-12.
8. Ковалева, И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца Х1Х - начала ХХ веков / И.В. Ковалева. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. -160 с.
9. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.
10. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: «МарТ»; Ростов-на-Дону: «МарТ», 2005. - 448 с.
11. Белкин, А. С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) / А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2005. - 315 с.
12. Лычагина, И. А. Педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе / И. А. Лычагина. Автореф. Дис. канн пед. наук. - Челябинск, 2005. - 185 с.
ALUE AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CATEGORY
M.N. Kireev1-*, A.J. Galichenko2), E.N. Koireneva3)
Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: kireymn@mail.ru 2)e-mail: likagalichenko@yandex.ru
3)e-mail: korenevaen@yandex.ru
The article deals with the term “value” from the perspective of pedagogy and psychology. The authors consider the problem of values one of the most important means of higher education perfection and higher school work enhancement. A particular attention is paid to a professional and cultural group of values and to the strengthening of upbringing impact of higher education while forming a humanistic personality of future specialists.
Keywords: value, higher education, professional and cultural values, individual values, upbringing.