Научная статья на тему 'Ценности ненасилия в системе общечеловеческих ценностей студентов педагогического вуза'

Ценности ненасилия в системе общечеловеческих ценностей студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1614
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАСИЛИЕ / ИДЕЯ НЕНАСИЛИЯ / НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / NONVIOLENCE / IDEA OF A NONVIOLENCE / NONVIOLENT TECHNOLOGIES / NONVIOLENT INTERACTION / VALUABLE ORIENTATIONS / UNIVERSAL VALUES / SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION / HARMONIOUS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова М. К.

Знакомя студентов с содержанием спецкурсов «Технологии духовно-нравственного воспитания детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании», «Ненасильственные технологии в образовательном процессе», мы тем самым пробуждаем интерес к ценностям, отражающих основу нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acquainting students with the special course maintenance. Technologies of spiritually-moral education of children, on the basis of integration of universal values into formation, we prepare for that fruitful soil for a special course following it on. To nonviolent technologies in educational process. And a nonviolence (непричинение). It is the higher step of universal values, and its result is perfection of character. Nonviolence application as universal value causes blossoming of all people.

Текст научной работы на тему «Ценности ненасилия в системе общечеловеческих ценностей студентов педагогического вуза»

ЦЕННОСТИ НЕНАСИЛИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

М. К. Магомедова

Знакомя студентов с содержанием спецкурсов «Технологии духовно-нравственного воспитания детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании», «Ненасильственные технологии в образовательном процессе», мы тем самым пробуждаем интерес к ценностям, отражающих основу нравственности.

Ключевые слова: ненасилие, идея ненасилия, ненасильственные технологии, ненасильственное взаимодействие, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, духовно-нравственное воспитание, гармоническое развитие.

Acquainting students with the special course maintenance. Technologies of spiritually-moral education of children, on the basis of integration of universal values into formation, we prepare for that fruitful soil for a special course following it on. To nonviolent technologies in educational process. And a nonviolence (непричинение). It is the higher step of universal values, and its result is perfection of character. Nonviolence application as universal value causes blossoming of all people.

Key words: Nonviolence, idea of a nonviolence, nonviolent technologies, nonviolent interaction, valuable orientations, universal values, spiritually-moral education, harmonious development.

Проблема формирования ценности ненасилия у студенческой молодежи является важной общественной и педагогической задачей в условиях обесценивания человеческой жизни, распространения различных форм экстремизма (агрессивного национализма, терроризма и т.п.).

Рост дегуманизирующих тенденций в жизни общества, необходимость противодействия насилию вызвало принятие Генеральной Ассамблей ООН Декларации и Программы действий в области культуры мира (1999 г.), ориентирующих общественность к ненасильственному разрешению разного рода конфликтов [2].

В условиях России, учитывая сложную общественно-политическую ситуацию на Северном Кавказе, значимость данной проблемы возрастает.

Противостояние насилию в личной и общественной жизни начинается тогда, когда идея ненасилия приобретает личностный смысл, становится личностной ценностью, что позволяет человеку решать конфликтные ситуации ненасильственными средствами. Проблемы, связанные с формированием человеческих ценностей, относятся к числу важнейших научных, философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую играют ценности в развитии человека и общества, выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возмо-

жен только путем обретения новых ценностей [3].

Идея ненасилия, входя в систему ценностей, определяет ценностные ориентации индивидуума - одно из центральных личностных новообразований, выражает сознательное отношение человека к окружающей действительности и в этом своем качестве определяет широкую мотивацию его поведения и оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Ненасилие, присутствуя в системе ценностей, выступая как мировоззренческая идея, напрямую связано с направленностью личности, определяет ее содержательную сторону, ядро мотивации и философию жизни, взгляды человека на мир, отношение к себе, к природе, к окружающим его людям.

Идея ненасилия стала предметом исследования философов Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова, Е. Д. Мелешко, Е. Ф. Скорик, М. Т. Степанянц и др. [8], в трудах которых ненасилие рассматривается как общечеловеческая ценность, принцип личного и общественного поведения, формулируются основы ненасильственного поведения.

Большой вклад в разработку научных основ педагогики ненасилия внесла деятельность Международной Ассоциации «Педагогика ненасилия», члены которой В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, А. Г. Козлова ведут активную работу во многих регионах мира, включая Россию, по внедрению идей ненасилия в практику обучения и воспитания. В исследованиях В. А. Ситарова, В. Г. Маралова, А. Г. Козловой и др. разработаны теоретические основы педагогики ненасилия, приемы и способы ненасиль-

ственного разрешения конфликтных ситуаций, описаны условия формирования ненасильственного отношения учащихся, студентов к окружающей действительности и к самим себе, представлена диагностика ненасильственного взаимодействия в образовательном процессе [4].

Современный период развития образования - гуманизация педагогического процесса - вызвало широкое применение личностно ориентированного подхода в обучении. Не следует забывать также о предшествующем опыте. Ярким примером реализаций идей воспитания нравственной личности, патриота своей Родины служит методика гуманно-ориентированной педагогики Ш. А. Амонаш-вили, школа «Радости» М. П. Щетинина, концепция образования на основе общечеловеческих ценностей Д. М. Маллаева, «Педагогика ненасилия» В. А. Ситарова, В. Г. Марало-ва, А. Г. Козловой, А. А. Гусейнова и многих других видных деятелей образования.

В современном обществе высоко ценится образование, и многие люди стремятся получить его. Сегодня детям в школах, колледжах и т.д. даются в изобилии знания из различных областей науки, техники, культуры. Однако люди не испытывают внутреннего мира, покоя и счастья.

«Информационно-ориентированное» образование не может научить человека, как избавиться от дурных наклонностей и вредных привычек, не даёт знания о том, как построить гармоничные взаимоотношения между людьми и природой, не помогает человеку познать самого себя, сформировать свой характер. Одной из главных

целей образования является нравственное воспитание нравственности человека. Необходимо научить его следовать в жизни общечеловеческим ценностям, таким, как истина, праведное поведение, мир, любовь, и ненасилие. С этой целью в течение ряда лет на факультете педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета студентам предлагаются спецкурсы «Технология духовно-нравственного воспитания детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» и «Ненасильственные технологии в образовательном процессе», разработанные и апробированные нами. В процессе изучения данных курсов студенты знакомятся с категориальным аппаратом аксиологии как науки, ее теоретическими и методологическими основами, течениями и направлениями, получают целостное представление о системе приоритетных общечеловеческих ценностей обучающихся. Кроме того, до недавнего времени в педагогике и психологии понятия «ненасилие» еще не было актуальным, а «ненасильственные технологии» не были востребованы.

В построении содержания курса, по нашему мнению, следует действовать по дидактическому принципу: от общего к частному. Мы считаем, что знакомя студентов с содержанием спецкурса «Технологии духовно-нравственного воспитания детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании», мы готовим тем самым плодотворную почву для следующего за ним спецкурса «Ненасильственные технологии в образовательном процессе».

Курс «Духовно-нравственное воспитание детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» позволяет ознакомить студентов с такими общечеловеческими ценностями, как истина, правдивость, порядочность в действиях, праведность, миролюбие, любовь и ненасилие. При выявлении ценностных ори-ентаций студентов мы использовали адаптированный вариант методики М. Рокича. Результаты ранжирования (502 студента) терминальных ценностей позволил выявить наиболее значимые.

Мы исходим из того, что, несмотря на то, что они абстрактны, являются основными и соответствуют гармоничному развитию человеческой личности:

1. Истина, Правда - интеллектуальная сфера;

2. Праведное поведение (выполнение долга) - физический аспект;

3. Спокойствие, Мир - эмоциональный аспект;

4. Любовь - психический аспект;

5. Ненасилие - духовный аспект.

Цель курса - ознакомить студентов с методиками введения этих ценностей в учебный процесс и руководствоваться ими в социальной практике по формированиюнравственно-развитой личности в современном социуме.

Поэтому основное внимание мы обращаем на специальный курс «Духовно-нравственное воспитание детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании», где рассматриваем вышеуказанные ценности на основании того, что они заняли последние места по рангу.

Так же было выявлено, что юношес-

тво интеллектуально и мотивацион-но стремится к освоению ценностей, вместе с тем оно испытывает трудности в самостоятельном осмыслении ценностных предпочтений. Причина этого явления кроется, на наш взгляд, в недостатке средств осуществления и подтверждения ценностного выбора, предоставляемых юношеству.

Поэтому главной задачей спецкурса «Духовно-нравственное воспитание детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании» является формирование духовно-нравственных основ в характере личности. Содержание способствует выполнению этих задач, и предполагает:

1. Ознакомление студентов с общечеловеческими ценностями и их ролью в воспитании и развитии личности ребенка.

2. Рассмотрение методологической стороны введения общечеловеческих ценностей в образовательный процесс и в социальную практику.

3. Анализ нравственных категорий.

4. Определение роли и места родителей в духовно-нравственном воспитании детей, основанном на общечеловеческих ценностях.

Ненасилие как ценность выступает в качестве альтернативы закону «уравновешивания» как особая сила, как преодоление эгоцентризма и выражение любви, как независимость и способность к позитивному взаимодействию, наконец, как принцип гуманистической педагогики и психологии.

Разработка теоретических основ педагогики и психологии ненасилия, постепенное внедрение принципов

ненасильственного взаимодействия в реальную практику обучения и воспитания обусловили необходимость решения целого ряда вопросов, касающихся, прежде всего, ненасильственных технологий.

В образовательном процессе можно выделить три группы ненасильственных технологий: технологии, связанные с оптимизацией отношения педагога к собственной личности и к другим людям; технологии, направленные на гуманизацию взаимодействия педагогов и учащихся (студентов); технологии, связанные с формированием у учащихся (студентов) способности к ненасильственному взаимодействию.

Спецкурс «Ненасильственные технологии в образовательном процессе» для студентов педагогических вузов, на протяжении многих лет проходил апробацию в Дагестанском педагогическом университете. В спецкурсе ненасилие рассматривается как социальная и нравственная установка деятельности и сама деятельность, противостоящая насилию. Рассматривается философско-этическое обоснование теории ненасилия. В то же время обращаем внимания на то, что нельзя путать ненасилие с пассивностью, которая, безусловно, заслуживает негативной оценки. Как практическое выражение идеи ненасилия рассматриваются методы и способы ненасильственных действий. Указывается, что по сравнению с насилием ненасилие в качестве ответа на несправедливость является более предпочтительной и достойной позицией. Ненасилие в практическом аспекте предполагает продуманную наступательную тактику. Искусство ненасилия, к сожа-

лению, остается неизвестным большинству людей. Знакомство студентов с теорией и практикой ненасилия в современных условиях представляется актуальным и жизненно важным. В технологическом аспекте впервые используются интерактивные методы обучения и воспитания.

Представленные спецкурсы в образовательном процессе ДГПУ предлагают педагогам, воспитателям ориентир для реализации ценностей человечества в современном образовании XXI века. В современном мире довольно четко проявились две противоположные тенденции. Одна - стремление к мирному и гармоничному сосуществованию стран, культур и религий. Другая - стремление к нетерпимости, агрессивности и экстремизму. Поэтому назрела осознанная необходимость жить в согласии с общечеловеческими ценностями. И задача педагогов последовательно и целенаправленно закреплять в сознании и душах будущих педагогов привычку и потребность следовать духовным ценностям. Формирование ценностного отношения ведет к ценностным ориентациям и установкам ненасилия.

И если студент понимает и принимает общечеловеческие ценности, свои мысли, взгляды, убеждения,

нормы поведения, действия и поступки соотносит с гуманистическими ценностями, то будущий учитель и сам при этом формируется как активная, деятельная, самостоятельная, творческая Личность, как Учитель-Воспитатель, способный к профессиональному становлению и совершенствованию себя и той воспитательной системы школы, в которой ему предстоит работать. В этом и заключается самая главная задача принятия ненасилия как общечеловеческой ценности в системе ценностных ориентаций студентов.

Литература:

1. Арт-онг Джумсаи, Лорейн Бароуз. Образование и развитие общечеловеческих ценностей. Руководство для учителей. СПб.: Из. Группа «Сатья», 1996.

2. Декларация и Программа действий в области культуры мира // Я - гражданин Российской Федерации. - Вологда, 2003. - С. 13

3. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопр. филос. - 1996. - №

4. «Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе» - М., 2000; Козлова А. Г. За педагогикой ненасилия - будущее. - СПб., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.