Научная статья на тему 'Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни'

Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1606
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД / СОПРОВОЖДЕНИЕ / НЕНАСИЛИЕ / ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ / FAMILY LIFESTYLE / SUPPORT / NON-VIOLENCE / NON-VIOLENCE PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрствая Ольга Евгеньнвна

В статье раскрыто определение семейного уклада. Особое внимание уделено термину «педагогика ненасилия». Автор проводит анализ традиции ненасилия в истории русской педагогической мысли конца ХІХ-начала ХХ в. В работе также проанализированы результаты исследования социальных установок наказания детей, готовности родителей взаимодейство­вать в семье на ненасильственной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-Violence Pedagogics as a Theoretical Basis to Support Families with Various Ways of Life

In the article the definition of family lifestyle is revealed. The special attention is given to the term «Non-violence Pеdagogiсs». The author carries out the analysis of the tradition of non-violence in the history of Russian pedagogical thought in the end ХІХ-beginning ХХ century. In the work are analysed the research results of social arrangements of children punishment, parents' readi­ness to cooperate in a family on the non-violent basis.

Текст научной работы на тему «Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни»

УДК 37.014.12

О. Е. Чёрствая

Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни

В статье раскрыто определение семейного уклада. Особое внимание уделено термину «педагогика ненасилия». Автор проводит анализ традиции ненасилия в истории русской педагогической мысли конца Х1Х-начала ХХ в. В работе также проанализированы результаты исследования социальных установок наказания детей, готовности родителей взаимодействовать в семье на ненасильственной основе.

Ключевые слова: семейный уклад, сопровождение, ненасилие, педагогика ненасилия.

О. Е. Chiorstvaya

Non-Violence Pedagogics as a Theoretical Basis to Support Families with Various Ways of Life

In the article the definition of family lifestyle is revealed. The special attention is given to the term «Non-violence Pedagogics». The author carries out the analysis of the tradition of non-violence in the history of Russian pedagogical thought in the end Х1Х-beginning ХХ century. In the work are analysed the research results of social arrangements of children punishment, parents' readiness to cooperate in a family on the non-violent basis.

Key words: family lifestyle, support, non-violence, Non-violence Pedagogics.

Современный период развития общества характеризуется научными открытиями, но также войнами, нетерпимостью в бытовой сфере. Насильственные модели поведения в повседневной жизни приводят к противоречиям и конфликтам в обществе и в семье. Таких семей, в которых процветает насилие, появилось большое количество. Детско-родительские, сиблинговые и супружеские отношения, весь семейный уклад в этих случаях требует сопровождения. Важно, чтобы это сопровождение основывалось на принципах ненасилия.

В статье для нас важны следующие термины: «семейный уклад», «сопровождение», «ненасилие», «педагогика ненасилия».

Принимаем за основу определение семейного уклада Т. В. Лодкиной [4], и дополняем его компонентом «здоровье». Следовательно, базовым определением будет: «семейный уклад - интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи».

Рассмотрим значимое для исследования понятие «сопровождение». По мнению ученых, под сопровождением следует понимать взаимодейст-

вие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. В литературе термин «сопровождение» различен в зависимости от решаемых задач в социальной и общей педагогике, психологии, социальной работе.

Ключевым для нашего исследования является термин «педагогика ненасилия». Как область научного знания она возникла в последнее десятилетие ХХ в. и получила теоретическое обоснование в трудах В. А. Ситарова, В. Г. Маралова,

A. Г. Козловой и др. Ненасилие в философии, этике, педагогике опирается на воззрения Р. Г. Апресяна, М. Ганди, А. А. Гусейнова, М. Т. Степанянц, Л. Н. Толстого и др. Отдельные аспекты ненасилия затрагивались во взглядах

B. И. Вернадского, Н. К. Рериха, Р. Хиггинса. Генезис проблемы мы находим в работах по истории отечественной педагогики А. Н. Джурин-ского, В. И. Додонова, А. И. Пискунова. Актуальные проблемы различных течений гуманистической педагогики изложены в работах Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова и др. К проблеме ненасилия обращались также Н. И. Макарова, О. А. Луценко, О. В. Пиманова, Н. И. Климова и др.

Позиция ненасилия - это сложное личностное образование, представляющее по своей сути сис-

© Чёрствая О. Е., 2011

тему взглядов, ценностей, установок, в которой выражается стремление человека строить отношения с другими людьми, природой, миром в целом на ненасильственной основе, без открытых и скрытых форм принуждения, что достигается по средствам свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственное действие и оказывать ненасильственное сопротивление [7].

Анализ традиции ненасилия в истории русской педагогической мысли конца Х1Х - начала ХХ в. в истории русской педагогической мысли проведен Н. И. Климовой, что позволило ей выделить значимые этапы ее становления и развития. Она отмечает, что становление и развитие традиции ненасилия в педагогике шло неравномерно, так как зависело от социально-политических факторов и преобладания тех или иных взглядов на воспитание.

1 этап - Х-Х11 вв., когда произошло соединение духовно-нравственных традиций народной и православной педагогики с ее идеалами Веры, Любви, Мудрости, Добра, нравственного самоусовершенствования. Народная педагогика на православной духовно-нравственной основе приобретала новые ценностные ориентации -воспитание человечности в личности, направленность ее деятельности на общую пользу;

2 этап - 2-я половина XVIII - начало XIX вв. - традиция ненасилия развивалась в русле западноевропейской гуманистической культуры, и, вместе с тем, отражала национальные особенности, так как исходила из приоритета в воспитании духовно-нравственных ценностей, из идеалов патриотизма, общественного служения, долга, чести и достоинства, что нашло свое отражение во взглядах отечественных педагогов;

3 этап - 60-е гг. XIX - начало ХХ вв. - традиция ненасилия в русской педагогике проявилась с особой силой, что было обусловлено влиянием «освободительной эпохи», началом широкомасштабных преобразований во всех сферах жизни. Отличительной особенностью традиции ненасилия в русской педагогике была ее идеалосообразность. В рассматриваемый период в педагогических концепциях ненасилие выступало в качестве основополагающего принципа «новой педагогики»: уточнялась его сущность, формулировались цели и задачи образования и воспитания, разрабатывались содержание, приемы и методы, которые тесно связывались с развитием и совершенствованием природы ребенка, его индивидуальных способностей [3].

Идея «друголюбия» в последующее время вылилась в идею непротивления злу насилием (Л. Н. Толстой, М. Ганди, Лютер Кинг и др.), в концепцию всечеловеческого единства (Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев), в идею соборности (А. С. Хомяков, Е. Н. и С. Н. Трубецкие). В ХХ-ХХ! вв. получила распространение и более широкая трактовка ненасилия как «диалогической философии» (Бубер, Эбнер, Мейер), этики товарищества по сосуществованию (Гвардини), благоговения перед жизнью (Швейцер), экологической этики (Леопольд, Шепард), теории коммуникативной рациональности (Хабермас, Апель), концепции «интегрального гуманизма» (Маритен). Сегодня приемлем тип развития общества, который не нуждается в акцентированном и силовом воздействии сверху [1].

Педагогика ненасилия рассматривает воспитание как процесс, утверждающий признание ценности человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения нравственных, межличностных проблем и конфликтов. Важным понятием в педагогике ненасилия выступает педагогическое взаимодействие на ненасильственной основе [8]. Значительную роль в воспитании на основе идеи ненасилия играет семья, весь семейный уклад. Сущность такого воспитания заключается в овладении человеком идеей ненасилия как ценностью, в формировании у него соответствующего отношения к действительности и реального поведения, исключающего насильственные проявления. Сопровождение семьи государственными и негосударственными структурами должно быть нацелено на помощь в овладении идеей ненасилия, на построение взаимодействия всех членов семьи на ненасильственной основе.

Позиция ненасилия включает в себя мотива-ционно-ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Мотивацион-но-ценностный компонент связан с усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности. Когнитивный компонент выражается в сознательном отказе от намерения совершить принуждающее действие, а также в формировании намерения совершить собственно ненасильственное действие, сущность которого состоит в поддержке личности другого человека. Эмоциональная составляющая выражается в способности субъекта преодолевать раздражительность, которая при неблагоприятных условиях перерастает в агрессию, а при работе над собой - в эмоциональную

Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни

устойчивость. В основу поведенческого компонента положено ненасильственное действие, которое может носить инициативный характер или выступать в качестве реакции, то есть как ненасильственное сопротивление [5].

К условиям формирования способности к ненасильственному взаимодействию в семье можно отнести: организационно-правовые и психолого-педагогические. К организационно-правовым условиям относятся: совершенствование нормативно-правовой базы семейной политики, контроль государства за средствами массовой информации, подготовку педагогических кадров для работы с семьей на ненасильственной основе и т. д. К психолого-педагогическим условиям относятся: сопровождение семей, переориентация родителей с дисциплинарной на личностную модель взаимодействия с детьми; организация жизнедеятельности семьи на ненасильственной основе; введение в образовательные учреждения курса подготовки молодежи к семейной жизни.

Принципами педагогики ненасилия принято считать: гуманистическое ориентирование данного направления педагогики, приоритет веры в человека и его природные силы, совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами; предотвращение источников провоцирования человека на асоциальные проявления. Цель педагогики ненасилия - воспитание подрастающего поколения и родителей на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому [7]. Задачи педагогики ненасилия включают в себя:

1) воспитание миролюбия, духа ненасилия: ненасильственное отношение к природе, ко всему живому; гуманное отношение к другим членам семьи, к самому себе; умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты; развитие способности к принятию и пониманию своих близких;

2) гуманизацию процесса взаимодействия всех членов семьи: гуманизацию методов разрешения конфликтов в семье, системы взаимоотношений взрослых и детей; формирование у всех членов семьи таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили в дальнейшем воспитывать детей без использования принуждения.

В свете решения проблемы распространения взглядов ненасильственного воспитания, значение имеет изучение социальных установок роди-

телей к наказаниям. Такие установки, отражающие место, занимаемое наказаниями в общей системе семейного воспитания, а также предпочитаемые и допустимые виды наказаний, являются важной составляющей психолого-педагогической культуры семьи. Они определяют в значительной степени готовность родителей оказывать насильственное влияние на детей или, наоборот, отказ от него. Социальные установки должны определять восприимчивость родителей к идеям педагогики ненасилия.

В научной литературе существует большое количество определений наказания. Нам импонирует следующее: «Наказание - это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми» [6]. Основными видами наказаний являются: психологические (неодобрение, угроза, крик, брань, лишение доверия, разбор поступка в коллективе и др.), физические (пинки, шлепки, удары руками и ремнем, стояние в углу, пощечины, подзатыльники и др.) и наказания по типу естественных последствий (исправление допущенного промаха). Обращает на себя внимание сходство между типологиями наказаний и видами насилия, что еще раз подтверждает взаимосвязь между рассматриваемыми явлениями.

В Вологде нами было проведено исследование социальных установок наказания детей, готовности родителей взаимодействовать в семье на ненасильственной основе. Исследование представляло собой анкетный опрос участников родительских собраний (96 человек) [2]. Данная группа родителей относится к благополучным. Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что сторонников особо строгих методов воспитания в рассматриваемой социальной среде немного, но они есть: около 2 % родителей считают, что ребенка нужно воспитывать в строгости и страхе, еще 3,7 % сомневаются, стоит ли отказаться от такой позиции. Интерес представляет мнение о приемлемости наказаний вообще. Оказалось, что против применения наказаний ратуют около 1/3 родителей. Столько же не смогли определиться в этом вопросе; 36,4 % респондентов уверены в необходимости наказаний. Можно признать, что большинство родителей (67,3 %) в той или иной степени признают приемлемость наказаний. Лояльное отношение к наказаниям можно считать необходимым, но недостаточным условием для проявления насилия.

В исследовании также была предпринята попытка выяснить мнение родителей о допустимости различных видов наказаний, предполагающих насилие разного вида. Среди наших респондентов не оказалось явных сторонников повседневного применения физических наказаний. Однако 21,8 % (более 1/5) родителей считают, что этот вид наказания можно применять в исключительных случаях. Психологические формы насилия признаются родителями более допустимыми. Создается впечатление, что многие недооценивают силу их влияния на ребенка и возможные последствия. Примечательно лояльное отношение к крику, ругани и угрозам (то есть к грубому обращению с ребенком): 5,3 % родителей считают такие действия нормальными, 53,6 % - допустимыми в исключительных случаях. Настораживает также, что многие родители считают приемлемыми наказания одиночеством (ограничением контактов с ребенком). Многие родители, наказывая ребенка, допускают проявление непоследовательности и обмана. Так 10,9 % наших респондентов считают нормальным лишить провинившегося ребенка обещанного подарка, еще 40 % допускают такие действия в исключительных случаях. Лояльно родители относятся и к экономическим формам насилия: лишению денег, развлечений и сладкого. Наиболее строго родители стремятся наказывать ложь и жестокое обращение с животными, а также проявление агрессивности. Вместе с тем, обращает на себя внимание пресечение альтруистического поведения. Более половины родителей (55,8 %) считают, что нужно наказывать ребенка, если он отдает другим детям свои игрушки, когда к нему обращаются с просьбой (и только 34 % родителей считают, что это нужно поощрять). Полученные данные показывают, что в настоящее время даже в семьях с благоприятным укладом жизни, педагогические взгляды далеки от идей педагогики ненасилия. Хотя большинство родителей активно не приемлют физические наказания, они считают допустимым проявление психологического и экономического насилия над детьми. Наказаниям подвергаются и позитивные формы поведения (в частности, альтруистические).

Также результаты исследования показывают, что родители понимают необходимость и целесообразность разнообразия методов воспитания, но в практике они чаще всего прибегают к запретам в различных формах и проявлениях. Они не осознают, что использование поощрений приво-

дит обычно к формированию гармонично развитой личности, в то время как применение строгости и наказания грозит деформациями в личностном развитии.

Проведенное исследование еще раз подтвердило острую необходимость в просветительской работе с родителями, в оказании им психолого-педагогической помощи в воспитании, важность сопровождения семейного уклада. Трудные условия жизни в переходный период развития общества делают взрослых раздражительными, агрессивными, способствуют доминированию наказаний в семейном воспитании, роль поощрений отцами и матерями не осознается.

Аналогичное исследование проведено в студенческой среде, то есть потенциально будущих родителей, силами членов некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» в 20072009 гг. Опрошено 110 человек. Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что сторонников строгих методов воспитания в рассматриваемой социальной среде меньше, чем в среде уже состоявшихся родителей. Молодое поколение декларирует более терпимое отношение к воспитанию детей. Отношение к наказаниям варьируется от неприемлемого в семьях с благоприятным укладом до одобрительного в семьях с неблагоприятным укладом. В семьях с противоречивым укладом жизни наказание воспринимается как само собой разумеющиеся, однако, применение физических наказаний не приветствуется.

На поддержание ненасильственного семейного взаимодействия, на наш взгляд, должно быть направлено сопровождение семьи различными государственными и негосударственными учреждениями. Сопровождение семей с различным укладом жизни на основе педагогики ненасилия имеет свою специфику. Так, в семьях с благоприятным укладом жизни основными формами сопровождения будут профилактика, просвещение, диагностика. Главное в деятельности субъектов сопровождения будет трансляция их положительного опыта и внедрение его в жизнь других семей. Семьи с противоречивым укладом жизни будут нуждаться, в основном, в консультировании. Для семей с неблагоприятным семейным укладом важным будет консультирование и коррекция. На наш взгляд, оказывать влияние на формирование ненасильственного общения в семейном укладе могут образовательные учреждения, средства массовой информации и некоммерческие организации, работающие с

Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни

семьей. Активная пропаганда общественностью взглядов педагогики ненасилия может существенно изменить ситуацию с наказаниями и поощрениями в семье, совершенствовать семейный уклад. Полученные результаты дают возможность утверждать, что необходима серьезная работа по дальнейшему изучению генезиса традиции ненасилия в отечественной педагогике, ис-торико-педагогического опыта ненасильственного воспитания. Важно также разрабатывать проблемы значения семейного воспитания, роли педагогики ненасилия как теоретической основы сопровождения семей с различным укладом жизни.

Деятельность государственных и некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом жизни должна базироваться на следующих принципах: учета политической и экономической ситуации и региональных особенностей, гуманизации сторон взаимодействия; вариативности подходов в работе с семьями; профессионализма сопровождающих, адресности, учета индивидуально-личностных особенностей сопровождаемых; приоритета интересов членов семьи, востребованности комплексного сопровождения со стороны сопровождаемых.

Для эффективной деятельности государственных и некоммерческих организаций по сопровождению семей необходимо создание системы профессиональной подготовки специалистов к работе с семьями с различным укладом жизни. Важным является также совершенствование научно-методической работы данных организаций и обеспечения их взаимодействия. Правильно организованное комплексное сопровождение семей с различным укладом жизни позволяет снизить негативные явления в семье, улучшить взаимоотношения в ней. Реализация комплексного сопровождения должна быть целенаправленной.

Библиографический список:

1. Калмыков, В. Н. Эволюция смыслов: духовное наследие Ф. Скорины и современность [Текст] / В. Н. Калмыков // Беларуская думка. -2009. - № 1. - С. 104-108.

2. Киселева, Е. В. Проблемы ненасильственного воспитания в семейной педагогике: ненасилие как образ жизни [Текст] / Е. В. Киселева, О. Е. Черствая // Сб. научных статей и материалов XXV Международной научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия. Материалы (Санкт-Петербург 15 апреля 2004 г.) / под ред. А. Г. Козловой, Т. В. Лодки-ной, Т. С. Буториной, М. С. Гавриловой/ - СПб. : «67 гимназия», «Verba Magistri». - 2004. - С. 115-118.

3. Климова, Н. И. Традиция ненасилия в истории русской педагогической мысли: 60-е г. Х1Х - нач. XX вв. [Текст] : автореф. дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 21.01.09 / Н. И. Климова - Калуга, 2009. - 23 с.

4. Лодкина, Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика [Текст] / Т. В. Лодкина. - МГОПУ : ВГПУ - М., Вологда, 1997. - 141 с.

5. Маралов, В. Г. Актуальные проблемы психологии ненасильственного взаимодействия [Текст] / В. Г. Маралов // Северная психологическая конференция: Материалы научно-практической конференции / под ред. д. псих. наук, проф. В. Н. Карандашева. - Вологда, 2003.

- С. 8-10.

6. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. вузов : В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И. П. Подла-сый. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -

- 256 с.

7. Ситаров, В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 212 с.

8. Шахторина, Е. В. Формирование готовности младших школьников к ненасильственному взаимодействию [Текст] : автореф. дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Шах-торина. - Калининград, 2000. - 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.