Литература
1. Зиновьев А.А. Распутье. М.: Элефант, 2005. 320 с.
2. Вопросы философии. 2008. № 2.
3. Уразова С.Л. Реалити-шоу: особенности и принципы моделирования. М.: «Академия медиаиндуст-
рии», 2011. 240 с.
4. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья Мировая (информационно-психологическая) война. М.,1999.
304 с.
Konovalova Olga Vasilievna, doctor of Philology, Professor of the Department of political science and ethnic politics; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: politolog@uriu.ranepa.ru
Polyakov Sergey Anatolyevich, candidate of political sciences, deputy general director for interaction with authorities and mass media of PJSC IDGC of the North Caucasus (13A, Podstantsionnaya St., Pyatigorsk, Jenergetik, Stavropol Krai, 357506, Russian Federation). E-mail: polyakov-sa@mrsk-sk.ru
INFORMATIONAL GLOBALISM, INFORMATION SECURITY AND IDENTITY INFORMATION
Abstract
The article analyzes modern interpretations of the terms "informational globalism", "information security", "information identity", "the modernization of the media system".
Keywords: westernization, globalization, globalism, global strategies of modern national States.
References
1. Zinov'ev A.A. Rasput'e. M.: Jelefant, 2005. 320 c.
2. Voprosy filosofii. 2008. № 2.
3. Urazova S.L. Realiti-shou: osobennosti i principy modelirovanija. M.: «Akademija mediaindustrii», 2011. 240 s.
4. Lisichkin V.A., Shelepin L.A. Tret'ja Mirovaja (informacionno-psihologicheskaja) vojna. M.,1999. 304 c.
УДК 32
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕНАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Кузина доктор политических наук, профессор,
Светлана Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Ивановна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: svivk@yandex.ru
Романова аспирант кафедры политологии и этнополитики, Виктория Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии Адамовна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: ikulia3@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена вопросам воспитания культуры мира и ненасилия у молодых россиян, методологии педагогики ненасилия, значения идей и культуры ненасилия в процессах обеспечения духовной безопасности российского общества.
Ключевые слова: ненасилие, культура мира, педагогика ненасилия, духовная безопасность.
Место России в мировой цивилизации, ее роль и национальная безопасность во многом определяется значимостью образования в духовных ценностях народа. Это положение объясняется детерминацией уровня развития государства уровнем творческих, интеллектуальных, профессиональных качеств его граждан. Формирование последних происходит в процессе образования и социализации
человека. Общепризнанными принципами образования являются гуманизм, толерантность и ненасилие. Закон об образовании Российской Федерации предусматривает гуманистический характер образования, воспитание у подрастающего поколения культуры, основанной на общечеловеческих ценностях, свободное и интеллектуальное развитие личности.
В основе культуры ненасилия лежит умение бороться со злом насилия без применения ответного насилия, способность понимать и принимать позиции других людей. В нашем многосоставном и поликультурном обществе формирование культуры ненасилия и мира является в настоящее время актуальнейшей задачей. Если говорить о сфере образования, то системное насилие проявляется в таких его аспектах, как авторитарное давление преподавателя на учащегося, администрации учебного заведения на преподавателя, органов местной и центральной власти на администрацию учебного заведения, вузовских требований к абитуриенту и др.
Важность концепции ненасилия в современной образовательной системе России подчеркивается наличием насильственных стилей мышления и поведения людей в молодом возрасте. Акты насилия над людьми и животными стало модно снимать на камеру и выкладывать в сеть Интернет. Такая проблема не носит чисто российского характера. В цивилизованной Европе шоком стало убийство жирафа в зоопарке в Дании на глазах посетителей, в том числе детей. «То, что произошло в зоопарке Копенгагена, войдет в историю в качестве примера самого отвратительного преступления, совершенного в отношении животных в стране, причисляющей себя к "сливкам цивилизации". Во многих государствах существуют законы, по которым за издевательства над "братьями меньшими" виновным грозит уголовное преследование. Но хладнокровное убийство по приказу директора зоопарка жирафа в Дании поражает своей средневековой дикостью и презрением ко всем человеческим нормам. В Дании, которая всех учит демократии, разъясняет основы толерантности в отношении сексуальных меньшинств и продвигает однополые браки, публичную казнь животного власти Копенгагена сочли делом внутренним и неподсудным» [1]. Убив животное, далее был преподан урок анатомии: животное разделали на части и скормили львам. «За этим жутким зрелищем равнодушно наблюдали дети, похоже, по примеру родителей, давно научившиеся презирать гуманизм и сострадание» [1].
Задача формирования культуры ненасилия в обществе является актуальной не только как задача воспитания молодого поколения, она является общественной по причине нарастающего процесса культивирования жестокости и насилия в мире, обесценивания человеческой жизни, роста экстремизма, нацизма и терроризма, ставших угрозой безопасности во всем мире. Если человек с малых лет видит насилие в семье, на улице, во дворе и школе, наблюдает сцены насилия с экранов телевизоров и компьютеров, он перестает воспринимать насилие как зло, оно становится повседневной нормой -формируется культура насилия.
Противостоять этой тенденции возможно путем воспитания у молодежи основ концепции ненасилия, ставящей во главу воспитательного процесса личность человека, гуманные отношения между педагогом и учащимся. Как показывают опросы, родители учащихся возлагают надежды на обеспечение безопасности в учебных заведениях не на службу охраны и органы правопорядка, а на педагогов, знающих основы конфликтологии и психологии и способных привить молодым людям ценности толерантности и ненасилия1. Поэтому в современной системе российского образования необходимо смещать акценты с технологического (ЕГЭ), узкопрофессионального, компетентностного подхода, ограничивающего творческое мышление, инициативу и активность учащихся, на переход к педагогике сотрудничества и ненасилия.
Как пишет известный педагог Ш.А. Амонашвили, педагогика сотрудничества выражается в том, чтобы «сделать ребенка нашим (взрослых - учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты» [2, с. 43]. Данный принцип развивали и другие известные российские педагоги - Е.Н. Ильин и С.Н. Лысенкова, которые утверждали, что педа-
1 Данные приводятся по материалам программы «Школьная дедовщина» (Первый канал. 9 октября 2006. 22.20).
265
гогика сотрудничества построена на укоренении в общении педагога и учащегося атмосферы доброты, взаимопонимания и ненасилия [3-4]. Такие отношения должны быть равносубъектными, и не только между педагогом и учащимся, но и между преподавателями и администрацией учебного заведения, департамента образования, министерства образования - необходим переход от отношений требований к отношениям сотрудничества.
Педагогика ненасилия строится на антропоцентричном принципе, рассматривающем человека как открытую возможность, как творца самого себя, своей природной и социальной сущности. В.А. Ситаров и В.Г. Маралов рассматривают педагогику ненасилия «как личностное образование - как систему взглядов, ценностей, установок, мотивов, где выражается стремление человека строить отношения с другими людьми, природой, миром в целом на ненасильственной основе, без открытых и скрытых форм принуждения, что достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственное действие и оказывать ненасильственное сопротивление» [5, с. 49].
Одним из условий принятия идей ненасилия является преодоление молодым человеком своего эгоцентризма, а это возможно при наличии способности к терпимости. Терпимость является достаточно сложным качеством личности, отражающим отношение человека к миру людей, идей; это моральное качество отношения к убеждениям, вере, обычаям других людей с позиции взаимного понимания и согласования интересов, без применения методов принуждения, а через разъяснение и диалог.
Диалог вообще главный принцип воспитания культуры ненасилия, поэтому педагогика ненасилия использует диалог в качестве основного методологического принципа, сочетающего в себе взаимосвязь воспитания, обучения и развития молодежи. Личностно-ориентированное обучение через диалог в образовательном процессе использует не простое усвоение знаний, а творческое осмысление предметной области научной дисциплины. Важное значение имеет позиция педагога, нацеленного не на простое и жесткое управление учебным процессом, а на выведение учащегося на процесс его самоактуализации с занятием самим педагогом позиции наставника, друга, советчика. К сожалению, до тех пор, пока отечественная система образования будет реализовывать преимущественно информативную функцию в ущерб развивающей, распространение культуры диалога будет встречать определенные трудности.
Роль воспитания в распространении культуры ненасилия подчеркивается в Декларации принципов терпимости ООН, принятой в 1995 г.: «Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи...Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [6, с. 7-10].
В воспитании культуры ненасилия требуется комплексный подход, основанный на взаимодействии системы образования с другими социальными институтами - с институтом религии, государственной идеологии, семьи и др. Культура диалога в образовательном процессе необходимо дополняется межконфессиональным диалогом, диалогом культур, политическим диалогом и диалогом мировоззрений, что призвано воплотить в жизнь в условиях глобализации принцип сосуществования государств и народов. Межцивилизационному договору способствуют такие аспекты межкультурных коммуникаций, как туризм, спорт, музыкальные, театральные и прочие встречи и фестивали.
Сохранение духовных ценностей ненасилия с помощью образовательной системы может быть затруднительно без вхождения работников образования в общественные организации и экспертные группы, работающие в пространстве распространения идей ненасилия, предупреждения военных конфликтов, геноцида, терроризма, разжигания межнациональной вражды, разрушения окружающей природы и т.д. С учетом мнения образовательного сообщества как части гражданского общества должны разрабатываться гуманные законы, касающиеся сферы применения насилия как в отношении индивидов и групп, так и в сфере межгосударственных отношений.
Таким образом, становление культуры ненасилия как основы обеспечения духовной безопасности нашего общества и государства должно происходить на всех уровнях российской системы образования. Чтобы соответствовать общемировым принципам гуманизма и демократии, система образования должна воспитывать у подрастающего поколения общечеловеческие ценностные приоритеты, формировать у него социальные навыки сосуществования в человеческом общежитии: соизмерять свои притязания с возможностями, уметь идти на компромисс, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, что необходимо молодым людям для их успешной социализации.
Литература
1. Шестаков Е. Жирафа казнили по-европейски. Цивилизованные датчане смаковали убийство ни в чем не повинного животного // URL: http://www.rg.ru/2014/02/11/giraf-site.html
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. М., 2001. 464 с.
3. Ильин Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1987. 544 с.
4. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М., 1988. 192 с.
5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М., 2000. 326 с.
6. Декларация принципов терпимости. Париж, 1995.
Kuzina Svetlana Ivanovna, doctor of political sciences, professor; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: svivk@yandex.ru
Romanova Victoria Adamovna, graduate student of department of political science and ethnopolicy; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ikulia3@mail.ru
FOSTER A CULTURE OF NON-VIOLENCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS AS PROVIDING SPIRITUAL SECURITY OF RUSSIAN SOCIETY Abstract
The Article is devoted to questions of education for a culture of peace and non-violence among young Russians, methodology of pedagogy of non-violence, the value of ideas and culture of non-violence in processes of ensuring spiritual security of Russian society.
Keywords: nonviolence, culture of peace, non-violence pedagogy, spiritual security.
References
1. Shestakov E. Zhirafa kaznili po-evropejski. Civilizovannye datchane smakovali ubijstvo ni v chem ne povinnogo zhivotnogo // URL: http://www.rg.ru/2014/02/11/giraf-site.html
2. Amonashvili Sh.A. Razmyshlenija o gumannoj pedagogike. M., 2001. 464 c.
3. 11'in E.N. Iskusstvo obshhenija // Pedagogicheskij poisk / Sost. I.N. Bazhenova. M., 1987. 544 c.
4. Lysenkova S.N. Metodom operezhajushhego obuchenija. M., 1988. 192 c.
5. Sitarov V.A., Maralov V.G. Pedagogika i psihologija nenasilija v obrazovatel'nom processe. M., 2000. 326 c.
6. Deklaracija principov terpimosti. Parizh, 1995.