Научная статья на тему 'Воспитание ненасильственных взаимоотношений у современной молодежи на занятиях велосипедным туризмом'

Воспитание ненасильственных взаимоотношений у современной молодежи на занятиях велосипедным туризмом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАСИЛИЕ / НЕНАСИЛЬСТВЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ВЕЛОСИПЕД / ВЕЛОГРУППА / ВЕЛОКОЛЛЕКТИВ / ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТУРИЗМ ДАГЕСТАНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Амир Курбанович, Магомедова Марьям Курбановна

Занятия велосипедным туризмом благоприятно отражаются на общем физическом и психологическом развитии современной молодежи. При правильной организации таких занятий у членов велогруппы воспитываются ненасильственные взаимоотношения, основанные на приоритете общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание ненасильственных взаимоотношений у современной молодежи на занятиях велосипедным туризмом»

24

Известия ДГПУ, №1, 2014

2. Zarubezhnyj psihoanaliz. Serija «Hrestomatija po psihologii» / Sost. i obshh. red. V. M. Lejbina. SPb. : Izd-vo «Piter», 2001. 512 s. 3. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: Ucheb. posobie.

M. : Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s. 4. Ribe R., Vidal N. Project Work. Oxford, Heinemann, 2003. 104 p.

Статья поступила в редакцию 22.01.2014 г.

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ

ВЕЛОСИПЕДНЫМ ТУРИЗМОМ

TRAINING OF NON-VIOLENT RELATIONSHIPS AMONG TODAY'S YOUNG PEOPLE AT THE CYCLING TOURISM

LESSONS

© 2014 Магомедов А. К., Магомедова М. К. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Magomedov A. K., Magomedova M. K. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Занятия велосипедным туризмом благоприятно отражаются на общем физическом и психологическом развитии современной молодежи. При правильной организации таких занятий у членов велогруппы воспитываются ненасильственные взаимоотношения, основанные на приоритете общечеловеческих ценностей.

Abstract. The cycling tourism lessons have a positive effect upon the general physical and psychological development of the modern youth. With proper organization of such trainings the cycling group members develop non-violent relationships, based on the priority of human values.

Rezjume. Zanjatija velosipednym turizmom blagoprijatno otrazhajutsja na obshhem fizi-cheskom i psihologicheskom razvitii sovremennoj molodezhi. Pri pravil’noj organizacii takih zan-jatij u chlenov velogruppy vospityvajutsja nenasil’stvennye vzaimootnoshenija, osnovannye na pri-oritete obshhechelovecheskih cennostej.

Ключевые слова: ненасилие, ненасильственные взаимоотношения, велосипед, велогруппа, велоколлектив, велосипедный туризм, общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, современная молодежь, туризм Дагестана.

Keywords: non-violence, non-violent relationships, Bicycle, led the group, led team, Bicycle tourism, human values, healthy lifestyle, modern youth, tourism of Dagestan.

Kljuchevye slova: nenasilie, nenasil’stvennye vzaimootnoshenija, velosiped, velogruppa, ve-lokollektiv, velosipednyj turizm, obshhechelovecheskie cennosti, zdorovyj obraz zhizni, sovremen-naja molodezh’, turizm Dagestana.

В настоящее время в Дагестане актуально объединение всех прогрессивных сил международного сообщества на разработку согласованных шагов по развитию системы гражданского образования и просвещения, как основы повышения качества жизни, базирующихся на общечеловеческих ценностях, принципах мира, культуры, согласия, сотрудничества и

ненасилия. Воспитание ненасильственных взаимоотношений на приоритете общечеловеческих ценностей должно опираться на следующие принципы: открытости, честности, милосердия, сострадания, эмпатии, толерантности, единства мысли — слова — дела [4].

Сегодня в данной статье нам хотелось бы рассмотреть воспитание ненасильст-

Психолого-педагогические науки

25

венных взаимоотношений у современной дагестанской молодежи в процессе занятий велосипедным туризмом.

В современном мире велосипед отличается своей доступностью практически для всех возрастных и половых категорий населения, как вид спорта или, как разновидность физического воспитания. В последние годы велосипед вновь приобретает свою популярность. О велотуризме много пишут и говорят, по крайней мере, на страницах газет, журналов и интернетовских сайтах это словосочетание в последние десятилетия можно встретить довольно таки часто. Велосипед — это не просто средство досуга или передвижения, это своеобразный образ жизни.

Каждый любитель велосипеда в нём находит что-то своё: кто-то зарабатывает на нем в спортивных соревнованиях деньги и славу, вторые открывают для себя новые территории, регионы и страны, третьи на нем отдыхают, катаясь по паркам и скверам. А кто-то через велосипедные поездки снимает депрессию, накал или напряжение от городской обыденности. Велосипед дает определенную свободу, как физическую, так и психологическую, которой так не хватает в сегодняшние дни. Велотуризм привлекает современную дагестанскую молодежь не только ощущением скорости, свободы, полета, но и интересными экскурсиями, возможностью полноценного отдыха на природе и вероятностью новых знакомств.

При правильном объединении в велопоход и в выборе маршрута, велосипед служит удобным и приятным средством передвижения, позволяя двигаться с меньшей затратой сил на значительно большие расстояния. У велолюбителя появляется больше времени на отдых, которое он может посвятить ознакомлению с интересными объектами, достопримечательностями региона и архитектурными памятниками. «Знакомство с культурой рядом живущего народа помогает расширению кругозора личности, способствует вовлечению значимых ценностей национальной культуры в процессе нравственного, духовного развития человека, и в первую очередь - юного» [6].

Процесс воспитания у современной молодежи ненасильственных взаимоотношений на занятиях велосипедным туризмом очень сложен и многогранен.

Исходя из выше сказанного, актуальность данной статьи определяется следующим аспектом: молодые люди для реализации поставленных целей, а это велотуризм, сплачиваются в определенные группы, в которых уже имеется или проявляется в процессе работы руководитель в лице лидера данной группы. Отношения, складывающиеся в таких спортивных коллективах, порой бывают не стабильными, не устоявшимися (Донцов А. И., Данилова, С. К., Коломинский Я. Л., Мид М., Обозов Н. Н., Павлова Т. В., Петровский А. В.). Они постоянно в динамике, непрерывно развиваются и меняются. Изменения эти происходят по различным причинам:

— или в ответ на какие-то внутренние факторы;

— или под воздействием обстоятельств субъективного порядка (изменения личностных качеств, поведения, мотивации, целей и т. д.).

Чаще происходящее идет на пользу всем участникам группы, а иногда, наоборот, эффективность деятельности отдельных членов или даже всей команды падает.

Во избежание стохастичности в развитии данного процесса необходимо грамотно руководить отношениями в команде, направлять их в нужное для велогруппы русло. Руководитель должен постоянно следить за динамикой развития взаимоотношений, улавливать уровень повышения конфликтности, психологической напряженности и принимать последующие меры. Работа эта сложная, требующая кроме педагогических и психологических знаний большого профессионального опыта, такта, искренности и заинтересованности в воспитании и становлении ненасильственных взаимоотношений в велоколлективе [5].

Специфика туристской группы состоит в том, что она формируется во временный коллектив добровольно, стало быть, все участники сознательно доверяют своему руководителю. От руководителя велоколлектива зависит - утвердится ли доверие членов группы, как к нему самому, так и друг к другу в походе еще больше или, наоборот, разрушится. Другая задача руководителя еще состоит в том, чтобы велоколлектив был сплоченным, выносливым и дееспособным. Как правило, путеводителю принадлежит

26

Известия ДГПУ, №1, 2014

идея похода, и поэтому на нем лежит определенная ответственность за то:

— чтобы все участники похода были к

нему всесторонне готовы: физически,

технически, тактически, психологически;

— чтобы поход прошел успешно и без происшествий, доставил участникам как моральное, так и физическое удовлетворение;

— чтобы конечные цели велопохода были достигнуты;

— чтобы в велогруппе сложилась хорошая психологическая и дружеская атмосфера, основанная на принципах ненасилия.

Согласно авторам Белоусову А. В., Вяткину Л. А., Куриловой В. И., Маслову А. Г., Соколовой М. В., Соловьеву С. С., Шиянову Л. П., Штюрмеру Ю. А. способы комплектования велотуристской группы могут быть самыми разными. Комплектование группы — важный подготовительный этап похода. В зависимости от целей поездки на первое место ставятся те или иные требования к участникам. Если поход совершается главным образом ради спортивных целей, и, предусматривается преодоление больших расстояний и сложных препятствий, то самым важным критерием при отборе будет физическая подготовленность велосипедистов, потому что постоянно отстающий велотурист будет вызывать массовое недовольство. А если велолюбители едут ради отдыха и общения, то существенными будут психологические свойства людей, их интересы и увлечения. Даже наличие одного человека, «не вписывающегося» в группу, может испортить весь поход [3. С. 72- 76].

Велотуризм требует от руководителя велогруппы постоянного контроля и наставничества. Наиболее благоприятны для этого велопоходы и велотуры, в которых можно создать условия способствующие воспитанию первоначальных компонентов позиции ненасилия, что выражается в способности к ненасильственному взаимоотношению и взаимодействию:

1) развитие у членов велогруппы способности понимать состояние настроения окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;

2) стимулирование у велотуристов положительных эмоций, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;

3) формирование способов эмоционального содействия, умение утешать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

На основании теоретического анализа научно-методической литературы, а также личного опыта психологопедагогической практики и ее осмысления были собраны некоторые рекомендации по организации ненасильственного руководства молодежными групповыми, в нашем случае велогруппой [4]:

— создание условий свободного выбора партнеров по общению и взаимодействию у молодых людей;

— формирование у велотуристов способности самостоятельно устанавливать правила взаимодействия, основанные на принципах ненасилия и толерантности;

— выработки потребности в выполнении определенных этических норм поведения;

— развитие способности ненасильственно регулировать взаимоотношения.

Для реализации этих рекомендаций, по нашему мнению, необходимо создание следующих педагогических условий:

— организация предварительной работы (беседа с велотуристами, наблюдения, чтение специальной литературы);

— пример проявления гуманного и этического отношения со стороны руководителя группы при организации велопохода или велотура.

Первая задача руководителя - для начала объективно и настоятельно спросить с самого себя: обладает ли он туристским, лидерским и жизненным опытом, активностью, трудолюбием, психологическими качествами, необходимыми для успешного проведения задуманного им похода. Иногда бывают и неудачные походы, которые случаются из-за переоценки путеводителем своих прав, недостаточной подготовленностью к планируемому походу как его самого, так и всей группы. Во-вторых, руководителю группы необходимо подобрать согласно задуманному походу соответствующих участников, скоординировавшись с целевой установкой и задачами. Или, наоборот, определить такой маршрут, опираясь на подготовку и квалификацию участников. Последующая задача - это скорее психологическая, которая будет укреплять дух коллективизма в группе - в действенном обсуждении участниками плана похода,

Психолого-педагогические науки

27

их личной заинтересованностью [1. С. 131-138].

Таким образом, в качестве рекомендаций, нужно подчеркнуть, что для организации процесса массового втягивания людей в сообщество цивилизованных велотуристов нужен специальный фонд, прежде всего, на проведение семинаров велотуристской подготовки с учебнотренировочными походами, массовых походных мероприятий, причем это дело, которое не осилить одному лишь государственному бюджету, тем более в нынешнее время. Тут нужно объединение средств разных источников.

Ко всему сказанному, хочется добавить, что в республике Дагестан уже на протяжении нескольких лет функционирует сайт велолюбителей Дагестана Клуб «BikeBand».

Проведенный нами анализ деятельности данного сайта подтверждает нашу гипотезу: при правильной организации у современной дагестанской молодежи воспитываются ненасильственные взаимоотношения на занятиях велосипедным туризмом. Велосипед - это не просто средство передвижения, это определенный способ жизни. И если молодой человек выбрал данный способ, то он получает все шансы к духовно-нравственному процветанию, основанному на приоритете общечеловеческих ценностях.

Между тем, администрация сайта велолюбителей Дагестана Клуб «BikeBand» может засвидетельствовать, что велотуризм создает надежный иммунитет не только от наркомании, но и от алкоголя и курения. Предупредить пристрастие подростков к наркотикам гораздо дешевле, чем вытащить из этой топи уже втянувшихся молодых людей. Хочется отметить, что все отношения между Членами Клуба велолюбителей основываются на взаимном уважении друг к другу. Круг интересов Участников Клуба - здоровый образ жизни, велотуризм, активный отдых на природе. Официальный девиз Клуба: «Четыре колеса возят Тело, два колеса возят ДУШУ!» «Мы активно будем пропагандировать в интересах нашей

Республики Дагестан здоровый образ жизни: в здоровой нации - здоровый дух!» [7].

Деятельность сайта Клуба «BikeBand» велолюбителей Дагестана, а посещают его страницы и молодые люди из других регионов России, способствует «...организации позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций и рас, представителями различных конфессий, этнических и языковых групп; воспитание умений и навыков преодоления личностно-психологических барьеров в межнациональном общении, конфликтной ситуации...» [2].

Резюмируя вышесказанное, мы хотим остановиться на следующих психологических технологиях, применяемых в руководстве ненасильственных взаимоотношений на занятиях велосипедным туризмом:

- формирование духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей;

- развитие коммуникативных и социальных навыков;

- развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

- развитие способности к принятию самостоятельных решений.

Правильная воспитательная организация ненасильственных взаимоотношений у современной дагестанской молодежи на занятиях велосипедным туризмом, позволяет им всегда находиться в хорошей спортивной и психологической форме, сохраняя при этом субъект-субъектные отношения.

Сегодня мы ответственны в духовнонравственном воспитании современной молодежи в духе ненасилия, за появление личностей гуманистического мышления, способных ориентироваться на ненасильственную стратегию. Это будет выражаться в принятии личностной модели взаимодействия с окружающими людьми, миролюбии, уважении прав и достоинства других людей, бережном отношении к природе, ко всему живому, патриотизму, гражданственности, толерантности и ненасилию.

Литература

1. Булгаков А. А. Велосипедный туризм / А. А. Булгаков, Е. Бухвальд. М., 1998, 373 с. 2. Гасанов

З. Т. Основные направления деятельности научной школы «патриотическое воспитание граждан российской федерации» // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, № 2, 2009. 3. Любовицкий В. А. Велосипед для здоровья / В. А. Любовецкий. М., 1983, 142 с. 4. Магомедова М. К. Принятие ненасилия как общечело-

28

Известия ДГПУ, №1, 2014

веческой ценности студентами педагогического вуза. [Текст] / М. К. Магомедова // Дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 / Махачкала, 2011. 209 с. 5. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен спортсмен» [Электронный ресурс]. 6. Ширекина Е. В. Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, № 2, 2009. 7. URL: http://bikeband.ru

References

1. Bulgakov A. A. Bicycle tourism / A. A. Bulgakov, E. bukhval'd. M., 1998, 373 p. 2. Hasanov Z. T. The Basic directions of activity of the scientific school «Patriotic education of citizens of the Russian Federation //Proceedings of Daghestan State Pedagogical University, # 2, 2009. 3. Lubovetski

V. A. Bike health / V. A. Lubovetski. M., 1983, 142 p. 4. Magomedova M. K. Adoption of nonviolence as a human value students of pedagogical universities. [Text] / M. K. Magomedov // Diss... Cand. Cand. Sciences 13.00.08 / Makhachkala, 2011, 209 p. 5. Features of mutual relations in system «athlete athlete [Electronic resource]. 6. Shirekina E. V. Senior pupils' patriotic education during the extracurricular work // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University, № 2, 2009.

7. URL: http://bikeband.ru

Literatura

1. Bulgakov A. A. Velosipednyj turizm / A. A. Bulgakov, E. Buhval'd. M., 1998, 373 s. 2. Gasanov Z. T. Osnovnye napravlenija dejatel'nosti nauchnoj shkoly «patrioticheskoe vospitanie grazhdan rossi-jskoj federacii» // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psi-hologo-pedagogicheskie nauki, № 2, 2009. 3. Ljubovickij V. A. Velosiped dlja zdorov'ja / V. A.

Ljuboveckij. M., 1983, 142 s. 4. Magomedova M. K. Prinjatie nenasilija kak obshhechelovecheskoj cennosti studentami pedagogicheskogo vuza. [Tekst] / M. K. Magomedova // Diss... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Mahachkala, 2011, 209 s. 5. Osobennosti vzaimootnoshenij v sisteme «sportsmen sportsmen» [Jelektronnyj resurs]. 6. Shirekina E. V. Patrioticheskoe vospitanie starsheklass-nikov vo vneklassnoj rabote // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki, № 2, 2009. 7. URL: http://bikeband.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2014 г.

УДК 378

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

THE USE OF ART TECHNOLOGY IN UP-BRINGING OF NONVIOLENT INTERACTION IN EDUCATIONAL PROCESS

© 2014 Магомедова М. К. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Magomedova M. K. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В данной статье освещены вопросы, касающиеся технологий артпедагогики. А также представлена возможность связать артпедагогические технологии, в частности групповые техники («Групповой рисунок по кругу») с педагогикой ненасилия и воспитанием ненасильственного взаимодействия в педагогическом процессе.

Abstract. The author of the article concerns the questions about technologies of artpedagogy. The author presents also the opportunity to link artpedagogic technology, particularly technology group («the Group drawing a circle»), pedagogy of non-violence and non-violent upbringing of interaction in the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.