Научная статья на тему 'Продуктивный образовательный процесс в высшей школе'

Продуктивный образовательный процесс в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Тилиев Камиль Магомедович

Усвоение знаний студентами на основе полученного опыта всегда несет вектор личностной ориентации, что предполагает самопознание и самореализацию, свободу самовыражения и представляющие ценностные ориентации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиев Гаджияв Магомедович, Тилиев Камиль Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продуктивный образовательный процесс в высшей школе»

20

Известия ДГПУ, №1, 2014

УДК 378

ПРОДУКТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

EDUCATIONAL PRODUCTIVE PROCESS

IN HIGHER EDUCATION

© 2014 Гаджиев Г. М., Тилиев К. М. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Gadzhiev G. M., Tiliev K. M. ________________________Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Усвоение знаний студентами на основе полученного опыта всегда несет вектор личностной ориентации, что предполагает самопознание и самореализацию, свободу самовыражения и представляющие ценностные ориентации образования.

Abstract. The assimilation of knowledge by students on the basis of experience always carries a vector of personal orientation, which implies self-knowledge and self-realization, freedom of expression and represent the value orientation of education.

Rezjume. Usvoenie znanij studentami na osnove poluchennogo opyta vsegda neset vektor lich-nostnoj orientacii, chto predpolagaet samopoznanie i samorealizaciju, svobodu samovyrazhenija i predstavljajushhie cennostnye orientacii obrazovanija.

Ключевые слова: гуманизация, коммуникация, культура, педагогическое общение, личность, учитель.

Keywords: humanization, communication, culture, pedagogical communication, personality, teacher.

Kljuchevye slova: gumanizacija, kommunikacija, kul'tura, pedagogicheskoe obshhenie, lichnost’, uchitel’.

Реформирование системы профессионального образования направлено на увеличение объёма самостоятельной работы студентов, переход к индивидуальным занятиям, свободу посещения и даже оценку преподавателей со стороны студентов и т. д. При этом доминирующие образовательные технологии, применяемые в вузе, характеризуются тем, что образовательный процесс на выходе имеет индивидуальный продукт деятельности.

С этих позиций представляет интерес метод проектов, рассматриваемый Г. К. Се-левко, как составная проблемного обучения, отечественными педагогами и дидак-тами М. М. Левина, В. А. Ситаров и др., как отдельную технологию профессионального педагогического образования [1. C. 256].

Метод проектов понимается нами, как структурно-организационная форма педагогического процесса в вузе, моделирующая профессиональную деятельность студентов и обеспечивающая интегрированное образование, использование психолого-педагогических знаний, развитие и со-

вершенствование профессиональных умений и навыков. При этом специалисты, имеющие опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста в личностном и в академическом смысле.

Примечательно, что иностранные педагоги (В. Рибе, Н. Видал и др.) предпочитают словосочетание «проектная работа» (Projtect Work), что предполагает наличие проектных заданий, выполняемых в контексте системы проектного обучения [4. C. 17]. Для дальнейшей методической разработки нашего исследования обозначим сущность понятия «педагогическая технология», по которой встречается огромное многообразие трактовок. Особенностями проектного обучения в педвузе является самостоятельное усвоение знаний и информации при работе над проектом, что обеспечивает сознательность, прочность усвоения, формирует логический и вербальный виды мышления. Проектное

Психолого-педагогические науки

21

обучение служит профессиональной социализации студентов, понимаемой, как «процесс усвоения и активного воспроизведения социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности». В проектном обучении студенты выступают, как субъекты социального развития, а также «активные субъекты саморазвития», поскольку каждое последующее поколение будет только познавать, осваивать и потреблять богатства, созданные до него и без него, то социальный прогресс остановится. С этих позиций обществу для полноценного развития (для простого выживания) нужны люди, способные не только усваивать транслируемое, но и преумножать богатство, создавать новые образцы культуры, более эффективные технологии, гуманизировать человеческие отношения, воспроизводить природные процессы [3].

Саймон Хейнс, анализируя проектное обучение в контексте изучения иностранного языка, называет его деятельностью, требующей от студентов и преподавателей владения многими навыками и «фокусирующейся на топике или теме в большей степени, чем на специфических языковых целях». Поэтому развитие коммуникативной культуры мы рассматриваем, как параллельную цель, позволяющую использовать проект, как средство расширения их знания о мире. При этом автор приводит четыре аргумента в пользу проектных работ студентов: центрация образовательного процесса на студенте, а не на учебном плане; кооперация, а не соревнование; развитие различных навыков, а не совершенствование употребления отдельных языковых структур.

Важность конечного продукта (радио-или видеопрограмма, студенческий спектакль, газета, выставка в классе, сбор и анализ статистических данных, письменный доклад, сборник эссе и т. д.) объясняется значимостью практической направленности проектных работ, поскольку студенты в дальнейшей профессиональной деятельности должны использовать проектные продукты, например, книги-игры во время педагогической практики при проведении уроков внеклассного чтения.

Следует отметить факт изменения роли преподавателя в образовательном процессе при проектном обучении, где преобладает инициирующая позиция (определение тематики проектов, выбор методов работы, формирование групп для группо-

вых проектов, поощрение студентов в поиске информационных ресурсов и т. д.).

Во время выполнения проекта преподаватель выступает носителем идей и советов, судьи в решении спорных вопросов, особенно в части правильного использования средств. Кроме того, в конце проектной деятельности учитель должен проявить активность, выполнить роль организатора (выставки) и оценивать результат проекта.

По мнению Р. Рибэ и Н. Видал, при формировании проектных групп, которые нами использованы в практике, важно учесть общие интересы студентов, предпочтения в выборе заданий и взаимоотношения с другими студентами; максимально ограничить состав проектной группы 3-4 студентами; если возможно обеспечить организацию и отбор проектной работы без вмешательства преподавателя; предлагать альтернативный состав группы со смешанными способностями; использовать разные техники подбора студентов в группы (по месяцу рождения, по высоте роста, по вытянутому жребию и т. д.) [1].

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам проектного обучения позволяет выделить операционный состав проектной коммуникативной работы, подготовку студентами вопросов для интервью, анкет и т. д.: мозговой штурм вопросов; записи предложений; расположение вопросов в логическом порядке; комментарий, способствующий объяснению идеи, заложенной в вопросах; приветствие, благодарение и прощение людей, у которых берется интервью; продумывание записи ответов, продумывание способа обработки полученных данных, репетиция всего до начала опроса и т. д.

Приведенный операционный состав не является развернутой инструкцией - моделью поведения при подготовке интервью студентом, поскольку важно закладывать нормы социальных взаимодействий, обеспечивающие коллегиальность работы. По нашим наблюдениям, отсутствие столь развернутых инструктажных предписаний по организации коммуникативных проектов объясняется все еще недостаточным опытом внедрения проектной технологии.

Следовательно, усвоение знаний студентами на основе полученного опыта всегда несет вектор личностной ориентации, что предполагает самопознание и самореализацию, свободу самовыражения и представляющие ценностные ориентации образования.

22

Известия ДГПУ, №1, 2014

В проектном обучении общение следует рассматривать, как форму сотворчества, в процессе которого студенты, выполняя конкретный коммуникативный проект, стремятся получить практико-

ориентированный продукт, преобразовать окружающий мир. При этом общение выступает источником информации, где через коммуникации студентам передаются не только факты, но и ценностные ориентации, что требует подготовки поколения учителей, обладающих высокой коммуникативной компетентностью.

Коммуникативность, как основа культуры, педагогического общения характеризуется триадой: язык - мышление -культура, с одной стороны, а с другой, определением личности как субъекта педагогического взаимодействия.

Для нашего исследования важно разграничение диалога культуры народов, диалога межличностного пространства отдельных реагентов национальной культуры.

При этом в межкультурной коммуникации важен комплексный учет концепции глобализации и локализации, этногенеза, аккультурации, способствующих разработке прикладной модели развития коммуникативной культуры будущего учителя.

Формирование коммуникативной культуры в многонациональном регионе приобретает особую актуальность, так как воспитание патриотизма, дружбы народов и веротерпимости формируют у будущих поколений чувства и сознание россиян. Поэтому многократно возрастает необходимость понимания педагогами ценностей, связанных с осознанием каждым человеком себя гражданином мира, принципов коммуникативного общения в многонациональном регионе.

Психологический анализ общения позволяет раскрыть механизмы его осуществления, где коммуникация выступает важнейшей социальной потребностью человека, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

При этом психологи, анализируя механизмы межличностного общения, акцентируют внимание на раскрытии внутренних механизмов акта педагогического общения, который включает триаду: язык -сознание (внутренних психических процессов) - культуру. Анализ позиций психологов в определении категории «общение» позволяет делать вывод о том, что данное понятие тесно связано в профес-

сиональной педагогической деятельностью, способствует изменению социального статуса и социальных функций, что требует выявления развития психологопедагогических условий формирования коммуникативной культуры будущего учителя. При этом структура коммуникативной деятельности включает: предмет общения (партнер по общению, как субъект), потребность в общении, коммуникативные мотивы, и действия, задачи общения, средства общения, продукты общения, способ, с помощью которого педагог строит свои отношения с другими в педагогической деятельности [2. C. 92].

По мнению В. В. Кан-Калика, Н. Ф. Масловой, А. А. Русалиновой, А. К. Марковой, Н. Я. Никоновой, Я. Л. Коломин-ского, А. А. Бодалева, С. В. Субботинского, Левина и других, константной характеристикой общения выступает стиль общения педагога с учащимися. При этом основой формирования стиля общения будущего учителя рассматривается нравственноэтические установки общества, где превалирует модель гармоничного общения: когда произносимые слова соответствуют мимике, пантомимике и интонациям, а отношения между учащимися и учителями открытые, свободные и честные. Субъекты общения ощущают чувство собственного достоинства [4. C. 93].

В педагогической теории “коммуника-

„ У>

тивная культура исследуется нами с позиций педагогической этики, педагогической риторики и невербальной экспрессии. При этом предметом педагогической этики выступают закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога, а педагогическая риторика характеризует теорию и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи учителя. Знание законов невербальной коммуникации необходимо учителю для эффективной обработки каналов обратной связи и организации собственного невербального общения.

С целью корректной организации процесса формирования коммуникативной культуры будущего учителя в педагогическом вузе, нами для овладения умениями, навыками профессиональной коммуникативной компетентности использована схема, согласно которой студенты ставят перед собой коммуникативную цель и, следуя определенной коммуникативной интенции, вырабатывают коммуникативную стратегию, которая преобразуется в коммуникативную тактику, как совокупность

Психолого-педагогические науки

23

коммуникативных намерений (коммуникативных задач).

В содержании преподавания в педагогическом вузе первостепенное значение приобретают задачи культуроведческого образования, поскольку культуроведение выступает, как теоретико-прикладная дисциплина, рассматриваемая в контексте герменевтического воспитания мышления молодежи, коммуникативно-речевой стратегии сотрудничества, преодоления этнокультурных стереотипов, этики дискуссионного общения, оценочных высказываний и т. д.

В структуре педагогической профессиональной коммуникативной подготовки появилась инфокоммуникационная составляющая, предусматривающая компьютерную грамотность, умения и навыки эффективного пользования информацией сети Интернет. Владение коммуникативной составляющей увеличивает социальную значимость выполняемых студентами проектных работ, поскольку успешная исследовательская работа обязательно имеет интернациональное измерение, приобретаемое благодаря использованию ресурсов международной информационной сети Интернет, прямого общения в режиме реального времени, обмену электронными письмами, участию в телеконференциях и т. д. С этих позиций обучение студентов правилам культурного поведения в Интернете - Нэтикет (Netiquette) - способствует быстрому овладению навыками инфоком-муникации, появляется возможность интеграции и интернационализации образовательного пространства вузов.

Моделирование образовательного процесса проводилось нами на теоретическом и прикладном уровне, где нами выделены 4 этапа формирования коммуникативной культуры: установочный, формирующий (адаптационный), формирующий (основ-

ной) и заключительный, каждый из которых синхронизирован по целям, задачам, содержанию, методам, формам организации, средствам осуществления и ожидаемым результатам.

В установочный период проводился контроль остаточных знаний студентов в рамках школьного курса, диагностика интеллектуальных, коммуникативных умений, для чего использовалась система тестовых заданий, а также анкетирование по изучению психологических характеристик и установок студентов. Фактически, первое занятие является коллективным тренингом достижения дальнейшего успешного обучения коммуникациям.

На формирующем (адаптационном) этапе нами логически структурированы содержание учебной информации, подлежащей усвоению, выявлена ее объективная сложность и индивидуальные трудности студентов в изучении учебной программы. На формирующем (основном) этапе студенты активно включаются в выполнение исследовательских, практикоориентированных проектов, а на заключительном этапе используют продукт проектной деятельности на занятиях по внеклассному чтению.

В основу модели проектного обучения нами заложены принципы культуросообразности, средового, контекстного, личностно-деятельностного и системного подходов к подготовке будущих учителей, где процессы профессионально-педагогического общения представлены, как система коммуникативных задач, логически выстроенных профессионально направленных проектных работ, ориентированных на усвоение социально-нормативных форм взаимодействия друг с другом, коллегами, учащимися, руководящими, работниками образования, родителями и т. д.

Литература

1. Борисова Л. Г., Валов A. M., Жандарова Я. В. и др. Специалист с высшим педагогическим образованием: качество подготовки и социальные ориентиры. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. 92 с.

2. Зарубежный психоанализ. Серия «Хрестоматия по психологии» / Сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. СПб. : Изд-во «Питер», 2001. 512 с. 3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М. : Народное образование, 1998. 256 с. 4. Ribe R., Vidal N. Project Work. Oxford, Heinemann, 2003. 104 p.

References

1. Borisova L. G., Valov A. M., Zhandarova Ya. V. etc. Speciallist with the higher pedagogical education: the quality of training and social goals. Novosibirsk: Publishing house NGPU, 2002. 92 p. 2. Foreign psychoanalysis. Series “Readings of psychology” / Comp. and ed. by V. M. Leibin. SPb. : Publishing house “Piter”, 2001. 512 p. 3. Selevko G. K. Modern educational technologies: Textbook. M. : Public education, 1998. 256 p. 4. Ribe R., Vidal N. Project Work. Oxford, Heinemann, 2003. 104 p.

Literatura

1. Borisova L. G., Valov A. M., Zhandarova Ja. V. i dr Specialist s vysshim pedagogicheskim obra-zovaniem: kachestvo podgotovki i social'nye orientiry. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2002. 92 s.

24

Известия ДГПУ, №1, 2014

2. Zarubezhnyj psihoanaliz. Serija «Hrestomatija po psihologii» / Sost. i obshh. red. V. M. Lejbina. SPb. : Izd-vo «Piter», 2001. 512 s. 3. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: Ucheb. posobie.

M. : Narodnoe obrazovanie, 1998. 256 s. 4. Ribe R., Vidal N. Project Work. Oxford, Heinemann, 2003. 104 p.

Статья поступила в редакцию 22.01.2014 г.

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ НЕНАСИЛЬСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ

ВЕЛОСИПЕДНЫМ ТУРИЗМОМ

TRAINING OF NON-VIOLENT RELATIONSHIPS AMONG TODAY'S YOUNG PEOPLE AT THE CYCLING TOURISM

LESSONS

© 2014 Магомедов А. К., Магомедова М. К. Дагестанский государственный педагогический университет

© 2014 Magomedov A. K., Magomedova M. K. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Занятия велосипедным туризмом благоприятно отражаются на общем физическом и психологическом развитии современной молодежи. При правильной организации таких занятий у членов велогруппы воспитываются ненасильственные взаимоотношения, основанные на приоритете общечеловеческих ценностей.

Abstract. The cycling tourism lessons have a positive effect upon the general physical and psychological development of the modern youth. With proper organization of such trainings the cycling group members develop non-violent relationships, based on the priority of human values.

Rezjume. Zanjatija velosipednym turizmom blagoprijatno otrazhajutsja na obshhem fizi-cheskom i psihologicheskom razvitii sovremennoj molodezhi. Pri pravil’noj organizacii takih zan-jatij u chlenov velogruppy vospityvajutsja nenasil’stvennye vzaimootnoshenija, osnovannye na pri-oritete obshhechelovecheskih cennostej.

Ключевые слова: ненасилие, ненасильственные взаимоотношения, велосипед, велогруппа, велоколлектив, велосипедный туризм, общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, современная молодежь, туризм Дагестана.

Keywords: non-violence, non-violent relationships, Bicycle, led the group, led team, Bicycle tourism, human values, healthy lifestyle, modern youth, tourism of Dagestan.

Kljuchevye slova: nenasilie, nenasil’stvennye vzaimootnoshenija, velosiped, velogruppa, ve-lokollektiv, velosipednyj turizm, obshhechelovecheskie cennosti, zdorovyj obraz zhizni, sovremen-naja molodezh’, turizm Dagestana.

В настоящее время в Дагестане актуально объединение всех прогрессивных сил международного сообщества на разработку согласованных шагов по развитию системы гражданского образования и просвещения, как основы повышения качества жизни, базирующихся на общечеловеческих ценностях, принципах мира, культуры, согласия, сотрудничества и

ненасилия. Воспитание ненасильственных взаимоотношений на приоритете общечеловеческих ценностей должно опираться на следующие принципы: открытости, честности, милосердия, сострадания, эмпатии, толерантности, единства мысли — слова — дела [4].

Сегодня в данной статье нам хотелось бы рассмотреть воспитание ненасильст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.