Научная статья на тему 'Ненасильственное воспитание в условиях информационного пространства'

Ненасильственное воспитание в условиях информационного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / NON-VIOLENT UPBRINGING / VALUES / INFORMATION SPACE / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Наталья Игоревна

В статье автор обращается к актуальным проблемам гуманизации и гуманитаризации развития личности в условиях информационного пространства. Изучены возможности ненасильственного формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в сложной и противоречивой сфере СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-violent education in the information space

The article focuses on actual problems of humanization and humanitarization of development of the personality in the information space. Explored non-violent education of value orientations of students in a complex and contradictory mass media.

Текст научной работы на тему «Ненасильственное воспитание в условиях информационного пространства»

В зависимости от результата решения педагогических задач был определен уровень развития гностических способностей(низкий, ниже среднего, средний и т.п.).

За все время изучения дисциплины "Физическая культура и спорт" студентами с ОВЗ была продемонстрирована положительная динамика в формировании у них гностических способностей, которая была отмечена нами в процессе сравнительной оценки данных показателей на начало изучения дисциплины и ее завершения. Так, мы отметили увеличение значение показателя с 4,65 балла до 6,85 балла, исходя из среднего группового значения. Это позволило нам сделать вывод о том, методологические и организационно-педагогические условия, используемые нами с целью формирования гностических способностей у студентов с ОВЗ в процессе изучения дисциплины "Физическая культура и спорт" подтверждают гипотезу нашего исследования и являются правомерными для достижения поставленной в исследовании задачи.

Литература:

1. Ахтаов Р. А. Развитие педагогических способностей у начинающих тренеров как результат их

профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Р. А. Ахтаов, С. А. Хазова, С. Н. Бегидова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2017. - Т. 17. - С. 50-57. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/870017.htm.

2. Вербицкий A.A. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / A.A. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. -№5. - С. 32-37.

3. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах.

- Новокузнецк : СО РАО ИПК, 2005. - № 8. - С. 26-44.

4. Карагулов Ш. Рейтинговый контроль знаний студентов / Ш. Карагулов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.

- 2012. - № 25-1. - С. 225-229.

5. Кузнецова Н. Б. Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н.Б. Кузнецова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016.

- №5 (170).-С. 55-59.

6. Яковлева И. М. Подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / И. М Яковлева. - М.: Спутник+, 2012.

- 133 с.

NON- VIOLENT EDUCA TION IN THE IN FORM A T/ON SPA CE

Klimova Natalia Igorevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Senior Lecturer, Kaluga State University named after K.E. Tsioikovsky, Kaluga

The article focuses on actual problems of humanization and humanitarization of development of the personality in the information space. Explored non-violent education of value orientations of students in a complex and contradictory mass media.

Keywords: non-violent upbringing; values; information space; mass media.

НЕНА СИЛЬСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ УД К 3 74.3

ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВАК РФ 13.00.05

В статье автор обращается к актуальным проблемам гуманизации и гуманита- © Климова Н.И., 2017 ризации развития личности в условиях информационного пространства. Изучены возможности ненасильственного формирования ценностных ориентации учащейся молодежи в сложной и противоречивой сфере СМИ. Ключевые слова: ненасильственное воспитание; ценностные ориентации; информационное пространство; средства массовой информации.

В условиях глубоких политических, экономических и социальных изменений во всех сферах жизни современного общества появилась необходимость по-новому взглянуть на проблему воспитания ценностных ориентаций подрастающего поколения. В педагогическом аспекте это обусловлено тем, что в недалеком прошлом за общеобразовательной школой был официально закреплен статус основного института социализации личности, а другие институты воспитания выполняли только вспомогательную роль. Современ-

КЛИМОВА Наталья Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель, Калужский государственный университет имени КЭ. Циолковского, Калуга

ьс £

ш

s ъс о ш

< а

ш

*

58

ный объективный характер общественного прогресса в области педагогической деятельности ведет к тому, что на смену монопольному положению школы в сфере воспитания личности, ее формирования и развития приходит всестороннее взаимодействие всех институтов социализации, что действует в рамках правового пространства, в том числе и в условиях информационного пространства.

СМИ, будучи одним из основных институтов социализации, признаны во всем цивилизованном мире регулировать и обеспечивать основные права и обязанности демократически свободного человека. Распространение информации с помощью массовой коммуникации является средством идеологического, политического, экономического, правового, этического, эстетического, художественного и других воздействий на ценностные ориентации молодежи.

В частности, в соответствующих научно-теоретических разработках и в практическом опыте большинства развитых стран средства массовой информации относят к такому виду социального общения, который по своей природе и сути является сферой активизации воспитания, творческого становления и развития человека, всех его духовно-нравственных сил, что обеспечивается культурным прогрессом общества в целом.

Значительный вклад в разработку проблемы массовой информации как института социализации, так и фактора воспитания ценностных ориентаций молодого поколения внесли такие известные современные ученые, как: И. Бех, Ю. Гальперш, И. Кон, В. Ксенофонтов, Л. Снежко, Москаленко, А. Савченко, А. Перви-шева, Л. Гордин, Г. Шевченко и другие. Кроме этого, вопрос ценностей и ориентаций нашли отражение в философских и культурологических исследованиях, предложивших рассматривать содержание, типологию ценностей и их значение как фактор функционирования общества.

В течение последнего десятилетия существенно возрос интерес к изучению указанной проблематики в России, особенно в плоскости гуманизации и гуманитаризации образования. Моделируется специфическая педагогическая стратегия, ориентированная на новую социальную реальность, в лоне которой возрождается и развивается отечественная и мировая культура, в том числе и информационная.

Анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы показал, что такой важный аспект, как воспитание

ценностных ориентации у учащейся молодежи средствами массовой информации, еще не стал предметом специального исследования. Уместным будет указать на объективно существующее противоречие между огромными потенциальными возможностями средств массовой информации как важного фактора воспитания и развития ценностных ориентаций молодежи, с одной стороны, и малоэффективным характером использования этих возможностей в педагогической практике школы - с другой. Исторический и современный анализ категории "ценностные ориентации", предоставил возможность трактовать их как выборочную систему направленности интересов и потребностей личности, которая ориентирована на определенный аспект ценностей.

В основе педагогической поддержки учеников школ - наставление педагога на ненасильственное взаимодействие, поскольку воспитание с позиции силы ослабляет потребность воспитанника в самореализации, негативно влияет на развитие школьника. Ребенок накапливает неуверенность в себе, застенчивость, что способствует развитию поражения или агрессии.

Итак, ненасильственное воспитание - источник дополнительных потенциалов в развитии молодежи.

Ненасильственное взаимодействие является необходимым в отношениях педагогов с учениками, поскольку еще много детей, которые подверглись разного рода насилию (физического, психологического). Педагог должен защитить их от насилия. Только в случае, когда воспитанники уверены в желании педагога защитить их от жестокости, в них может возникнуть желание быть открытыми, откровенно контактировать с педагогом, стараться сделать все для того, чтобы их поведение стало социально одобренным [6, С.111].

Педагогика ненасилия эффективна в тех случаях, когда к ненасильственному взаимодействию подготовлены не только педагоги школы, но и воспитанники. Для достижения желаемого результата педагогами должна быть организована содержательная и положительная жизнедеятельность, что, как правило, сопровождается не только сотрудничеством, сотворчеством, но и разнообразными конфликтами [3, С.68]. В этом случае педагоги обращаются к сознанию воспитанников, их достоинствам, совести, убеждают, приводят примеры.

Агрессия - поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический и мораль-

ный ущерб людям. Признаки агрессивного человека: потеря контроля над собственным поведением; споры, перебранки с окружающими; преднамеренное раздражение окружающих; обвинение окружающих в собственных ошибках; зависть, месть; быстрое реагирование на различные действия окружающих, которые его раздражают и тому подобное.

Ценности - это значимость явлений, предметов реальной действительности и культуры с точки зрения соответствия или несоответствия их потребностям общества, социальных групп и отдельных личностей. А характеристика психолого-педагогического ракурса данной проблемы позволила выявить несколько параметров, которые выясняют сущность ценностных ориентаций. Так, с одной стороны, они представляют взаимосвязь элементов психологической направленности личности (потребностей, интересов, вкусов), а с другой - проявляются как определенный вид ориен-тационного действия, что обуславливается уровнем развития отношений и предпочтений человека в широкой сфере культуры и жизни [1, С.50]. Во-первых, они формируются в процессе социального развития личности, а во-вторых - оказывают существенное влияние на ее социализацию.

Результаты научного поиска и доработки отечественных исследователей этой проблемы помогли определить структуру ценностных ориентаций, что рассматривается как сложный комплекс потребностей, интересов, вкусовых установок личности в актах восприятия, оценки и выбора ценностей.

Обращения к теоретическим концепциям О. Конта, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, 3. Фрейда, М. Вебера и других ученых, анализ различных направлений социализации индивида привели к выводам, что специфика каждой из концепций зависит оттого, на каких способах взаимодействия человека с социальным окружением строится та или иная теория. Учитывая их анализ и опираясь на современные научные исследования обосновывается лично-стно ориентированная концепция воспитания Человека Культуры. Этот подход учитывает единствотрех сущностей: природной, социальной и культурной, где молодой человек с воспитанными ценностными ориентациями становится субъектом общественных отношений в условиях активного усвоения и воспроизведения в ней подлинной культуры - общечеловеческой ценности (с ее гуманистическим "зарядом"). Условно выделяются свойства личности, которые социализируется: форми-

рованием культуры чувств, систематизацией знаний и явлений (информационная культура), развитием мотивационной и духовной сферы. [5, С.495].

Социализация - процесс освоения и активного воспроизведения человеком социально-культурного опыта, овладение навыками теоретической и практической деятельности, преобразования реально существующих ценностей и отношений к ним в качестве личности. Ведь воспитание и социальное развитие человека можно рассматривать как управление становлением или изменением его ценностных ориентаций.

Отмечается, что ненасильственное воспитание ценностных ориентаций учащейся молодежи осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов социализации, в частности, средств массовой информации. В этой связи определяемся, что СМИ - особый вид социального общения, который осуществляется в масштабах общества и, имея мощный ценностно-ориентационный воспитательный потенциал, является важным фактором социализации личности. СМИ - это своеобразная система, которая охватывает периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, иные формы периодического распространения массовой информации, в частности, компьютерные телекоммуникационные технологии.

Проведенный анализ отечественного информационного пространства, в частности, молодежного, дал определенное представление о свойствах современной социальной информации, которая определяется как сообщения, которые передаются каким-то понятным человеку кодом и содержит в себе сведения о процессах функционирования гражданских сообществ, факты и события в масштабах общества [4, С. 599]. Учитывая, что различные сферы СМИ (пресса, радио, телевидение, интернет) выполняют широкий объем как общеинформационных, коммуникативных, так и специфических функций, оказывая значительное влияние на молодого человека, эти функции были условно переведенные в своеобразную "пирамиду", где вершина - общечеловеческая ценность (с его гуманистическим '"зарядом"); основание - абсолютные (новизны, содержательности, достоверности, доступности, своевременности, систематичности, масштабности, соответствия, товарности и др.) и прикладные (эвристически-позна-

ЪС

I

LU

u

UJ

<

CI UJ

*

60

вательные, идейно-формировочные, мировоз-ренчески-развивающие, социально-ориента-ционные, контактно-коммуникативные, культурно-просветительские, эмоционально-гедонистические и др.) функции-ценности.

Хотя приведенный отбор функций-ценностей СМИ является условным (ведь в педагогическом ракурсе это "системно-воспитательное звено" находится в постоянном вариативном русле), все же, ориентируясь на те или иные абсолютные или прикладные ценности и выбирая за определяющую, - гуманистический "заряд" общечеловеческой стоимости, воспитанник имеет возможность постоянно корректировать свои ценностные ориентации, помыслы и поступки. [2, С.91].

Акцентируется внимание, что массовая информация имеет воспитательную, ценност-но-ориентационную предопределенность. С помощью ее средств приобретают массовое тиражирование нравственные, эстетические, духовные ценности и социальные нормы. В систематизированном виде она отражает мировоззренческие представления и общественное настроение, царящие в обществе. Но мощный воспитательный потенциал СМИ не реализуется, когда личности, которые составляют ее аудиторию, не имеют общих социальных чувств, общего социального опыта, ценностной ориентированности.

Ненасильственное воспитание ценностных ориентаций молодежи средствами массовой информации является важным фактором фор-

мирования информационной культуры и перспективным регулятором их социального развития. Через освоение молодым лицом настоящих ценностей СМИ и социально весомой информации достигается целенаправленное формирование его общественно значимых свойств, мотивированного уровня социализации.

Примечания:

1. Белоусова О.П. Есть ли школе альтернатива? / О.П. Белоусова // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся. - 2015. -С. 48-52.

2. Клаус Е.А. Особенности организации воспитания младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса / Е.А. Клаус, С.Г. Плотников // Сибирский учитель. - 2016. - № 1 (104).-С. 90-95.

3. Медведева Н.И. Ненасильственные технологии в образовательном процессе : учебное пособие / Н.И. Медведева, Е.В. Филимонова, Ю.Н. Костине-кова. - Ставрополь, 2015. - С. 57-72.

4. Назаренкова A.A. Развитие личности в современном образовании / A.A. Назаренкова // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 5 (23). - С. 596-600.

5. Ражабов Ш.Б. Использование современных информационных и педагогических технологий в деятельности тренеров-преподавателей / Ш.Б. Ражабов // Материалы VI Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 424-426.

6. Скворцова Л.И. Возможности ненасильственной коммуникации в социальной работе / Л.И. Скворцова, М.А. Углицкая // Актуальные проблемы социальной работы: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2013. - С. 110-117.

ORGANIZA T/ON OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STUDY OF ANALYTICAL CHEMISTRY

Komleva Natalya Nickolaevna, PhD of Chemical sciences, Associate Professor, Department of Chemistry and

Engineering Ecology in Building, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan

Independent work is an important component of the educational process. It contributes to the successful development of the discipline, stimulates cognitive activity develops creative independence in solving specific problems, the ability to work with literary sources, in the study of analytical chemistry it is possible to achieve the orderly conduct of laboratory work with elements of research, individual homework, tests. The author gives some practical recommendations on the organization of independent work of students when studying the individual sections of analytical chemistry.

Keywords: independent work of students; analytical chemistry; laboratory work with elements of research; individual homework.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Самостоятельная работа является одним из важных компонентов учебного процесса. Она способствует успешному освоению дисциплины, активизирует познавательную деятельность, развивает творческую самостоятельность при решении конкретных задач, умение работать с литературными источниками. При изучении аналитической химии этого можно достичь, организовав проведение лабораторных работ с элементами научных исследований, индиви-

УДК378.01 (075.8) ВАК РФ 13.00.02

© Комлева H.H., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.