ЪС
I
LU
u
UJ
<
CI UJ
*
60
вательные, идейно-формировочные, мировоз-ренчески-развивающие, социально-ориента-ционные, контактно-коммуникативные, культурно-просветительские, эмоционально-гедонистические и др.) функции-ценности.
Хотя приведенный отбор функций-ценностей СМИ является условным (ведь в педагогическом ракурсе это "системно-воспитательное звено" находится в постоянном вариативном русле), все же, ориентируясь на те или иные абсолютные или прикладные ценности и выбирая за определяющую, - гуманистический "заряд" общечеловеческой стоимости, воспитанник имеет возможность постоянно корректировать свои ценностные ориентации, помыслы и поступки. [2, С.91].
Акцентируется внимание, что массовая информация имеет воспитательную, ценност-но-ориентационную предопределенность. С помощью ее средств приобретают массовое тиражирование нравственные, эстетические, духовные ценности и социальные нормы. В систематизированном виде она отражает мировоззренческие представления и общественное настроение, царящие в обществе. Но мощный воспитательный потенциал СМИ не реализуется, когда личности, которые составляют ее аудиторию, не имеют общих социальных чувств, общего социального опыта, ценностной ориентированности.
Ненасильственное воспитание ценностных ориентаций молодежи средствами массовой информации является важным фактором фор-
мирования информационной культуры и перспективным регулятором их социального развития. Через освоение молодым лицом настоящих ценностей СМИ и социально весомой информации достигается целенаправленное формирование его общественно значимых свойств, мотивированного уровня социализации.
Примечания:
1. Белоусова О.П. Есть ли школе альтернатива? / О.П. Белоусова // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся. - 2015. -С. 48-52.
2. Клаус Е.А. Особенности организации воспитания младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса / Е.А. Клаус, С.Г. Плотников // Сибирский учитель. - 2016. - № 1 (104).-С. 90-95.
3. Медведева Н.И. Ненасильственные технологии в образовательном процессе : учебное пособие / Н.И. Медведева, Е.В. Филимонова, Ю.Н. Костине-кова. - Ставрополь, 2015. - С. 57-72.
4. Назаренкова A.A. Развитие личности в современном образовании / A.A. Назаренкова // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 5 (23). - С. 596-600.
5. Ражабов Ш.Б. Использование современных информационных и педагогических технологий в деятельности тренеров-преподавателей / Ш.Б. Ражабов // Материалы VI Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 424-426.
6. Скворцова Л.И. Возможности ненасильственной коммуникации в социальной работе / Л.И. Скворцова, М.А. Углицкая // Актуальные проблемы социальной работы: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2013. - С. 110-117.
ORGANIZA TION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE STUDY OF ANALYTICAL CHEMISTRY
Komleva Natalya Nickolaevna, PhD of Chemical sciences, Associate Professor, Department of Chemistry and
Engineering Ecology in Building, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan
Independent work is an important component of the educational process. It contributes to the successful development of the discipline, stimulates cognitive activity develops creative independence in solving specific problems, the ability to work with literary sources. In the study of analytical chemistry it is possible to achieve the orderly conduct of laboratory work with elements of research, individual homework, tests. The author gives some practical recommendations on the organization of independent work of students when studying the individual sections of analytical chemistry.
Keywords: independent work of students; analytical chemistry; laboratory work with elements of research; individual homework.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Самостоятельная работа является одним из важных компонентов учебного процесса. Она способствует успешному освоению дисциплины, активизирует познавательную деятельность, развивает творческую самостоятельность при решении конкретных задач, умение работать с литературными источниками. При изучении аналитической химии этого можно достичь, организовав проведение лабораторных работ с элементами научных исследований, индиви-
УДК378.01 (075.8) ВАК РФ 13.00.02
© Комлева H.H., 2017
дуальных домашних заданий, тестирования. Автором даны некоторые практические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении отдельных разделов аналитической химии. Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; аналитическая химия; лабораторная работа с элементами научных исследований; индивидуальное домашнее задание.
В современных условиях задача высшего образования заключается в формировании творческой личности бакалавра, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Государственным стандартом предусматривается, как правило, почти около половины часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу. Поэтому процесс обучения в вузе включает в себя две части - процесс самообучения и процесс обучения. Вследствие этого СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента [1].
В концепции модернизации российского образования на период до 2020 определены основные задачи профессионального образования: "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов. Очень важно, чтобы студент имел определенные способности и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, делать выводы [2]. Формирование такого умения ведется в течение всего периода обучения через участие студентов в лабораторных или практических занятиях, выполнение контрольных работ, тестов, домашних заданий, написание рефератов и курсовых работ. Кроме того СРС способствует развитию ответственности и организованности, самостоятельности, творческого подхода к решению проблем учебного характера и профессионального уровня [3].
При изучении дисциплины "Аналитическая химия" организация самостоятельной работы предусматривает различные цели. В связи с этим можно говорить о системе, которую составляют все самостоятельные работы, проводимые как в целом по курсу, так и на отдельных занятиях[4]. В зависимости от поставленных целей и задач обучения самостоятельная работа организуется на занятиях: по контролю знаний, умений, навыков на лабораторных и практических занятиях; по обобщению и систематизации знаний по изученным темам; при изучении нового материала; при практическом применении вновь полученных знаний и умений [5, 6].
Из литературы известно, что любая самостоятельная работа характеризуется следующими признаками по: а) дидактическим целям; б) характеру познавательной деятельности обучающихся; в) форме организации самостоятельной работы обучающихся; г) источнику знаний и средств обучения [7,8].
Задача преподавателя заключается в том, чтобы правильно организовать самостоятельную работу студентов, продумать методы и средства ее активизации, обеспечить консультации, которые способствовали бы более эффективному и успешному освоению дисциплины [9,10].
КОМЛЕВА Наталья Николаевна, кандидат химических наук, доцент, кафедра Химии и инженерной экологии в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань И гее па 1а1уа39@таИ. г и
ЪС
UJ
u
UJ
<
d uj
62
При изучении дисциплины "Аналитическая химия и физико-химические методы анализа", на наш взгляд, более эффективными являются такие формы самостоятельной работы студентов, как проведение лабораторных занятий с элементами научных исследований и выполнение индивидуальных домашних заданий.
Лабораторные работы с элементами научных исследований обеспечиваются методическими указаниями, где формируется цель работы, приводится план, этапы выполнения анализа, указано, на какие моменты следует обратить внимание при работе с литературой, приведен список литературы.
При изучении физико-химических методов анализа лабораторные работы проводятся по индивидуальному заданию. Задание выдается группе из 2 или 6 человек. Предлагается провести анализ сточных вод гальванических производств на предмет содержания в них тяжелых металлов. Студент должен определить содержание одного или нескольких металлов, используя три физико-химических или физических метода анализа. Один метод является основным. Два каких-либо других также используются для определения тех же компонентов, которые определялись первым методом. После математической обработки результатов определения тремя методами проводится их сопоставление.
При проведении лабораторных работе элементами научных исследований студент приобретает практические навыки работы с литературой проведения анализа; кроме того, развивается творческая самостоятельность при решении конкретных задач, умение работать с литературными источниками. Обучение при этом обретает индивидуальный характер.
Контроль знаний по темам "Качественный анализ" и "Физико-химические методы анализа" проводится в виде тестирования. В последнем задании первого тестового задания студенту предлагается составить схему анализа данного вещества.
Такие задания направлены на определение предварительных знаний, закрепление теоретических основ и систематизацию знаний по упомянутым темам.
Из опыта преподавания дисциплины "Аналитическая химия и физико-химические методы анализа" следует, что помимо выполнения лабораторных и контрольных работ, тестирования студент должен выполнять домашнее задание. Каждому студенту выдается индивидуальное домашнее задание. Комплект разработанных заданий издан в виде учебного по-
собия, где представлены задачи по темам: "Равновесия в гомогенных системах", "Равновесия в гетерогенных системах", "Окислительно-восстановительные реакции", "Гравиметрический анализ". Индивидуальное домашнее задание -это одна из форм организации самостоятельной работы студентов, выполняемая ими в свободное от аудиторных занятий время. Задания выдаются в начале семестра и принимаются по мере изучения выше указанных тем.
Выполнение индивидуальных домашних заданий способствует формированию навыков самостоятельной работы с учебником, справочной литературой и другими источниками информации, повышению познавательного интереса, дает направление самостоятельному поиску.
Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из важнейших компонентов учебного процесса. Организация и проведение таких занятий обеспечивает усвоение материала, повышает интерес к предмету, способствует развитию творческой самостоятельности при решении конкретных задач.
Литература:
1. Зимняя ИА. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 5-10.
2. Вяткин Л.Г., Ольнева А.Б., Турчин Г.Д. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов // Актуальные вопросы региональной педагогики : сб. науч. тр. - Саратов, 2002. - С. 35-38.
3. Зуев A.A. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Военные знания. - 2007. - № 12. - С. 42-45.
4. Петунин О.В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. Серия 20 Педагогическое образование. - 2010. - № 4. - С. 63-70.
5. Пидкадистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого дидактические основы ее классификации // Проблемы активизации познавательной работы студентов. - Пермь, 2000.
6. Платохина H.A. Самостоятельная работа - условие стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов // Известия Волгоградского государственного университета. -2006.-№8.-С. 51-53.
7. Бушуев В.Д., Шелобаев С.И. Инновационный и интегративный подходы к организации самостоятельной работы студента // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 8. - С. 141-143.
8. Одинцова В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов // Инновации в образовании.- 2009. - № 11. - С. 98-103.
9. Ольховая Т.А., Садова В.А. Познавательная самостоятельность студентов, как фактор становления субъектности студентов университета // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 1. - С. 22 -24.
10. Тельтевская Н.В. Оптимизация самостоятель-
ной работы студентов с позиций компетентност-ного подхода // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психоло-
гия. Педагогика. - 2013. - Т. 13. - № 3-1. - С.118-121.
DIA GNOSTICS OF SOCIAL COMPETENCE OF TRAINING IN PEDA GOGICAL A CTIVITY
Kosobucka Svetlana Anatolievna, PhDofPedagogical sciences, Associate Professor, Department ofSocio-Pedagogical Education
Baryshnikov Evgeny Nikolaevich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Saint-Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, Saint Petersburg
In the article, based on the analysis of various approaches to the essence of the concept of "social competence ", the author's definition of social competence as a person's readiness and ability to identify and solve social problems in the process of his life activity is grounded, the main types of social competence are identified: the competence of a healthy lifestyle, social and legal competence, educational competence, socio-economic competence, cultural and recreational competence, communicative competence, competence life self-determination.
Keywords: social competence; social adaptation; social problem.
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье, на основе анализа различных подходов к сущности понятия "социальная компетентность" обосновано авторское определение социальной компетентности как готовности и способности человека к выявлению и решению социальных проблем в процессе своей жизнедеятельности, выделены основные виды социальной компетентности: компетентность здорового образа жизни, социально-правовая компетентность, учебная компетентность, социально-экономическая компетентность, культурно-досуговая компетентность, коммуникативная компетентность, компетентность жизненного самоопределения.
Ключевые слова: социальная компетентность; социальная адаптация; социальная проблема.
УДК 37.061 ВАК РФ 13.00.05
© Косабуцкая С.А., 2017 © Барышников E.H., 2017
Современное общество заинтересовано в разностороннем развитии людей, успешно социализирующихся, обладающих высоким уровнем социальной компетентности. Между тем анализ современной социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной подготовленности учащихся к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, об их неуверенности в собственных силах и низком уровне компетентности в решении возникающих перед ними социальных проблем
Социально-культурная ситуация в России внесла в систему образования существенные изменения. Реализация Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает переход от освоения обучающимися знаний, умений, навыков (зна-ниевый подход) к развитию компетентности как готовности к выявлению и решению проблем (компетентностный подход). В социально-педагогической деятельности переход от знаниевого к компетентностному подходу предполагает переход от социальной адаптации учащихся (освоение и соблюдение норм и правил поведения в социуме) к развитию их социальной компетентности (готовность к выявлению и решению социальных проблем).
В психолого-педагогической науке нет единого общепринятого определения социальной компетентности, поэтому возникает необходимость уточнения содержания данного понятия. Т. И. Самсо-нова рассматривает социальную компетентность как "интегратив-ное личностное образование, включающее знания, умения, навыки
КОСАБУЦКАЯ Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Социально-педагогического образования s ve tadinalS>mail. г и
БАРЫШНИКОВ Евгений Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Пе тербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Пе тербург