Научная статья на тему 'Оценка формирования гностических способностей у студентов с ограниченными возможностями здоровья на примере дисциплины "Физическая культура и спорт"'

Оценка формирования гностических способностей у студентов с ограниченными возможностями здоровья на примере дисциплины "Физическая культура и спорт" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ / ГНОСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / GNOSTIC ABILITIES / FORMATION AND EVALUATION OF THE LEVEL OF GNOSTIC ABILITIES / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карева Галина Вячеславовна

В настоящее время достаточно пристальное внимание отводится формированию совокупности знаний в области физической культуры и спорта у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и физического развития различной степени. При этом эскалационная значимость принадлежит именно роли формирования физической активности лиц данной категории и их профессионально важных качеств, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Существенный акцент при этом заключается в освоении такими студентами определенной совокупности знаний с целью осуществления как собственной двигательной деятельности, так и с целью продуктивного решения профессиональных ситуаций в данной области. В статье представлены методологические и организационно-педагогические условия формирования гностических способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках изучения дисциплины "Физическая культура и спорт", а также представлены механизмы и результаты решения данной исследовательской задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the formation of the gnostic abilities of students with restricted health opportunities on the example of discipline "Physical culture and sport"

At the present time, close attention is given to the formation of a body of knowledge in the field of physical culture and sports among students who have deviations in the state of health and physical development of varying degrees. At the same time, the role of the formation of physical activity of persons of this category and their professionally important qualities necessary for the successful implementation of future professional activity belongs precisely to the escalation significance. Essential emphasis in this case is the mastering by such students of a certain set of knowledge for the purpose of implementing both their own motor activities and for the purpose of productive solution of professional situations in this field. The article presents the methodological and organizational and pedagogical conditions for the formation of the gnostic abilities of students with disabilities in the framework of the study of the discipline "Physical culture and sport", as well as the mechanisms and results of solving this research problem.

Текст научной работы на тему «Оценка формирования гностических способностей у студентов с ограниченными возможностями здоровья на примере дисциплины "Физическая культура и спорт"»

2. Вовлечение студентов во внеаудиторную и культурную жизнь, что также поспособствовало бы их культурной адаптации и снизило бы уровень ксенофобии по отношению к ним.

3. Разработка и реализация последовательной программы культурной и социальной адаптации иностранных студентов.

4. Развитие структуры активной информационной поддержки и коммуникации, в том числе и в веб-пространстве.

Литература:

1. АркадьеваТ.Г., Васильева М.И., Владимирова С.С., Шарри Т.Г., Федотова Н.С. Иностранные студенты в российском вузе: языковая, социокультурная и учебно-профессиональная адаптация // Сборник научных трудов по материалам международных конкурсов: "Лучший научно-исследовательский проект 2016", "Лучшее научное эссе 2016". Науч-н ы й це нтр "Ол им п", 2016. - Астраха н ь: Ол им п, 2016. - С. 30-34 [Электронный ресурс] URL: https:// eMbrary.ru/download/eMbrary_26091 33 2_ 56496560.pdf

2. Березняк Ю.Л., Лузина В.М., Щербакова Т.К., Олеш-ко Т.В. Выявление проблем адаптации иностран-

ных студентов путем анкетирования // Методология обучения и повышения эффективности академической, социокультурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты : материалы Всероссийского семинара 21-23 октября 2008 года. - Томск: ТПУ, 2008. - С. 26-27.

3. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России-М.:РУДН, 2008,- 146 с.

4. Конькова Н. Н., Лисенкова Е. В., Макарычев С. П., Горохов В. А. Болонский процесс в ЕС и РФ как этап глобализации мирового образова-тельно-го пространства (социально-философский аспект). - Княгинино : НГИЭИ, 2013. - 72 с.

5. Шлат Н. Ю., Ким Т. Р., Сим О. Г. Адаптация иностранных студентов в Псковском государственном университете // Инновационные процессы в экономике, управлении и социальных коммуникациях : сб. материалов II Международной научной конференции : в 2-х частях. - Псков : ПГУ, 2016. - С. 166-170. [Электронный ресурс] URL: https:/ /eMbrary.ru/download/eMbrary_2993 9893_ 75082681 .pdf

EVALUATION OF THE FORMATION OF THE GNOSTIC ABILITIES OF STUDENTS WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE AND SPORT"

Kareva Galina Vyacheslavovna, PhD of Pedagogical sciences, Head, Department of Physical Culture and Sports, Bryansk State Technical University, Bryansk

At the present time, dose attention is given to the formation of a body of knowledge in the field of physical culture and sports among students who have deviations in the state of health and physical development of varying degrees. At the same time, the role of the formation of physical activity of persons of this category and their professionally important qualities necessary for the successful implementation of future professional activity belongs precisely to the escalation significance. Essential emphasis in this case is the mastering by such students of a certain set of knowledge for the purpose of implementing both their own motor activities and for the purpose of productive solution of professional situations in this field. The article presents the methodological and organizational and pedagogical conditions for the formation of the gnostic abilities of students with disabilities in the framework of the study of the discipline "Physical culture and sport", as well as the mechanisms and results of solving this research problem.

Keywords: students with limited health opportunities; gnostic abilities; formation and evaluation of the level of gnostic abilities; physical culture and sport.

УДК 376.2 ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ФИЗИЧЕСКАЯКУЛЬТУРА И СПОРТ"

В настоящее время достаточно пристальное внимание отводится формированию совокупности знаний в области физической культуры и спорта у студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и физического развития различной степени. При этом эскалационная значимость принадлежит именно роли формирования физической активности лиц данной категории и их профессионально важных качеств, необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Существенный акцент при этом заключается в освоении такими студентами определенной совокупности знаний с целью осуществления как собственной двигательной деятельности, так и с целью продуктивного решения профессиональных ситуаций в данной области. В статье представлены методологические и организационно-педагоги-

ВАКРФ 13.00.04

©Карева Г.В., 2017

КАРЕВА Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, кафедра Физического воспитания и спорта, Брянский государственный технический университет, Брянск kareva.galyaigimail.ru

ческие условия формирования гностических способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках изучения дисциплины "Физическая культура и спорт", а также представлены механизмы и результаты решения данной исследовательской задачи.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностям здоровья; гностические способности; формирование и оценка уровня гностических способностей; физическая культура и спорт.

Одной из важнейших проблем на настоящем этапе образования в области физической культуры и спорта является отсутствие преемственности и декларативность характера обозначения проблемы, локализованная в программных документах общеобразовательных, среднеспециальных и высших учебных заведений. При этом становится важным тот аспект жизнедеятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), который предполагает необходимость решения задач личностного и профессионального характера с использованием знаний в области физической культуры и спорта [3; 5; б].

Так, среди требований к результату подготовки выпускников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и обучающихся по образовательным программам высшего образования в области физической культуры и спорта, достаточно значимое место отводится формированию у них знаний, умений, навыков и компетенций, по которым можно было бы охарактеризовать их педагогические способности на этапе профессиональной подготовки [2]. Среди них особое внимание уделяется формированию гностических способностей, под которыми следует понимать наличие определенной профессиональной чувствительности к наблюдению, изучению спортсменов, коллективов, команд с позиций обеспечения необходимой информации, связанной как с воспитанниками, так и с собой, т.е. такой информацией, которая могла бы позволить использование в профессиональной деятельности созидающий момент к самостимулированию, самовнушению, которые позволяют обеспечить самореализацию, саморазвитие и самоутверждение. Основным признаком сформированности гностических способностей принято понимать быстрое и творческое овладение методами изучения объекта и субъекта деятельности в области физической культуры и спорта с целью принятия обоснованных решений для дальнейшей эффективной деятельности. Также необходимо отметить, что уровень сформированности данных способностей является одним из важнейших показателей качества профессиональной подготовленности и соответствия ей [1; 3; 5].

Основной задачей нашего исследования стала оценка формирования гностических способностей у студентов с ОВЗ на примере изучения дисциплины "Физическая культура и спорт" в образовательной среде как специфического ориентира для обеспечения эффективности и результативности процесса обучения, а также оптимизации его методологических основ и содержания.

Так как студенты вышеуказанной категории имеют различную степень отклонений в состоянии здоровья, соответственно они имеют определенные фрагментарные нарушения в сфере двигательной активности, нарушения которой связаны с присущими им заболеваниями. В связи с этим, большая часть учебной нагрузки позиционируется для них в области приобретения теоретического и по возможности практического профессионально ориентированного

г-

1-Н

О си

-О 0-

ш <

•=с ш а

и? си

Ё

55

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

56

знания. С нашей точки зрения, достаточно значимую позицию в системе научныхзнаний студентов с ОВЗ в области физической культуры и спорта должна занимать область знаний возможной нормализации физической активности и здоровьесберегающих средств, регулируемых функцией содействия в достижении высокого уровня профессиональной готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Анализируя область этих знаний применительно к формированию у них способностей гностического характера, мы сосредоточили свое внимание на следующих акцентах:

- разработка теоретического курса и включение в его содержание совокупности знаний о феномене физической активности;

- передача теоретических и практических знаний на основе соблюдения принципа научности, а также передача этих знаний как в лекционном курсе, так и методико-практичес-ких и учебно-тренировочных занятиях в рамках реализации вышеуказанной дисциплины;

- использование в образовательном процессе эффективных для достижения поставленной цели педагогических технологиях, к которым мы отнесли модульные технологии обучения;

- использование в процессе обучения студентов с ОВЗ в рамках дисциплины "Физическая культура и спорт" с целью формирования гностических способностей (в контексте реализации модульныхтехнологий обучения) следующих условий: 1) формирование и совершенствование потребностно-мотивационной сферы студентов, а также формирование самооценки и способности к адаптации в образовательной среде; 2) формирование познавательного интереса и познавательной активности в отношении формирования у себя профессиональных качеств и компетенций; 3) формирование умений данных студентов к самостоятельной работе на основе педагогического консультирования, сопровождения и управления процессом самообучения; 4) методическое сопровождение процесса обучения по указанной дисциплине, а также разработка контрольно-оценочной базы материалов для оценки и учета результатов по формированию знаний, способностей ( в том числе и гностических) и требуемых компетенций; 5) формирование умений у студентов с ОВЗ продуктивного использования информационно-образовательной среды для решения поставленных задач;

- использование в рамках изучения дисциплины "Физическая культура и спорт" на-

правленности на изучение студентами с ОВЗ образовательного модуля в разделе здоровь-есберегающихтехнологий акцента на оздоровительные технологии, направленные на воздействие на себя и на воздействие на окружающие условия;

- разработка индивидуального образовательного маршрута на основе тьюторского сопровождения и педагогического управления процессом обучения.

Как мы уже указывали выше, одной из задач нашего исследования явилась оценка формирования гностических способностей у студентов с ОВЗ, для достижения чего нами были использованы вышеуказанные условия организации образовательной среды в рамках изучения дисциплины "Физическая культура и спорт". В содержание формирования гностических способностей были включены такие показатели, как способность к анализу фактов, поиск причин создавшихся ситуаций, способность предугадывать отрицательные стороны и возможные последствия ситуации, способность конструктивно решать педагогическую задачу и находить способы ее решения. Данные показатели мы изучали у студентов с ОВЗ в начале изучения курса дисциплины, а также по завершению ее изучения. В исследовании приняли участие 28 студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья. Для оценки гностических способностей был разработан фонд оценочных средств, включающих различные педагогические ситуации, используемые в качестве задач, предлагаемых студентам. Например, "Произведите анализ следующе педагогической ситуации и выполните следующие действия: а) определите и укажите все возможные причины, которые могли послужить созданию данной ситуации; б) определите причины создавшейся ситуации, зависящие от субъекта и объекта данной ситуации; в) предложите пути разрешения данной ситуации. Оценивание решения педагогических задач мы определяли следующим образом: 3 балла - задание выполнено верно, "отлично", 2 балла - допущены ошибки или неточности в одном аспекте (а, б или в) выполнения задания, "хорошо", 1 балл - допущены ошибки в двух аспектах выполнения или задание не выполнено совсем, "плохо". В зависимости от качества и результативности выполнения предлагаемых педагогических задач студент мог набрать 3-9 баллов при соответствующей процедуре оценивания, включающей перечень ситуаций, выбор, время подготовки, соответствие ситуации характеру отклонения в состоянии здоровья студента, процедура ответа и т.п.

В зависимости от результата решения педагогических задач был определен уровень развития гностических способностей(низкий, ниже среднего, средний и т.п.).

За все время изучения дисциплины "Физическая культура и спорт" студентами с ОВЗ была продемонстрирована положительная динамика в формировании у них гностических способностей, которая была отмечена нами в процессе сравнительной оценки данных показателей на начало изучения дисциплины и ее завершения. Так, мы отметили увеличение значение показателя с 4,65 балла до 6,85 балла, исходя из среднего группового значения. Это позволило нам сделать вывод о том, методологические и организационно-педагогические условия, используемые нами с целью формирования гностических способностей у студентов с ОВЗ в процессе изучения дисциплины "Физическая культура и спорт" подтверждают гипотезу нашего исследования и являются правомерными для достижения поставленной в исследовании задачи.

Литература:

1. Ахтаов Р. А. Развитие педагогических способностей у начинающих тренеров как результат их

профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Р. А. Ахтаов, С. А. Хазова, С. Н. Бегидова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2017. - Т. 17. - С. 50-57. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/870017.htm.

2. Вербицкий A.A. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / A.A. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2010. -№5. - С. 32-37.

3. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование. Научно-публицистический альманах.

- Новокузнецк : СО РАО ИПК, 2005. - № 8. - С. 26-44.

4. Карагулов Ш. Рейтинговый контроль знаний студентов / Ш. Карагулов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.

- 2012. - № 25-1. - С. 225-229.

5. Кузнецова Н. Б. Содержание профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н.Б. Кузнецова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016.

- №5 (170).-С. 55-59.

6. Яковлева И. М. Подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / И. М Яковлева. - М.: Спутник+, 2012.

- 133 с.

NON- VIOLENT EDUCA TION IN THE IN FORM A TION SPA CE

Klimova Natalia Igorevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Senior Lecturer, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga

The article focuses on actual problems of humanization and humanitarization of development of the personality in the information space. Explored non-violent education of value orientations of students in a complex and contradictory mass media.

Keywords: non-violent upbringing; values; information space; mass media.

НЕНА СИЛЬСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ УД К 3 74.3

ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ВАК РФ 13.00.05

В статье автор обращается к актуальным проблемам гуманизации и гуманита- © Климова Н.И., 2017 ризации развития личности в условиях информационного пространства. Изучены возможности ненасильственного формирования ценностных ориентации учащейся молодежи в сложной и противоречивой сфере СМИ. Ключевые слова: ненасильственное воспитание; ценностные ориентации; информационное пространство; средства массовой информации.

В условиях глубоких политических, экономических и социальных изменений во всех сферах жизни современного общества появилась необходимость по-новому взглянуть на проблему воспитания ценностных ориентаций подрастающего поколения. В педагогическом аспекте это обусловлено тем, что в недалеком прошлом за общеобразовательной школой был официально закреплен статус основного института социализации личности, а другие институты воспитания выполняли только вспомогательную роль. Современ-

КЛИМОВА Наталья Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, Калуга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.