Психолого-педагогические науки
• • •
125
УДК 378
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ПРАВА
©гою шахбанова П.Г., Гаджиев Г.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье обосновываются педагогические условия реализации личностноориентированного подхода в подготовке будущего учителя права, где доминантой выступает развитие и становление личности. В профессиональнопедагогическом образовании формирование личности профессионала и готовности к самореализации обеспечивается гуманистической парадигмой образования.
The article is devoted to the pedagogical conditions for realization of the personality-oriented approach in the process of training law teacher. The dominance of the personality-oriented education of law teacher is the person’s development. In the professional pedagogical education the professional’s personality development and readiness for readiness to self-realization are provided with a human paradigm of education.
Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, личностнодеятельностный подход, гуманистическая парадигма, самоопределение, самореализация.
Keywords: personality: oriented education, personal-activity component, human paradigm, self-definition, self-realization.
Российское государство переживает сложный этап своего становления, связанный с формированием основ гражданско-правового общества, глубокими демократическими преобразованиями в социально-политической сфере и сознании людей, где доминирует идея верховенства права, незыблемости закона и т.д. Это нашло отражение в престиже юридических специальностей, возрастании интереса к правовым знаниям, в связи с чем овладение знаниями в области права, выработка позитивного отношения к ней как к социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости, приобретает важное значение.
Следовательно, проблема совершенствования правовой культуры личности и общества выступает важной задачей государства и системы образования. С этих позиций совершенствование правовой культуры целесообразно осуществлять при
помощи системы правового регулирования, а также через правовое образование вообще, что актуализирует проблему подготовки квалифицированного специалиста «учителя права» (правоведа).
Анализ государственного образовательного стандарта показывает, что будущий учитель правоведения -специалист широкого спектра, помимо собственно преподавательской деятельности, может осуществлять функции:
а) юрисконсульта образовательных учреждений;
б) организатора правового воспитания, воспитателя специализированных образовательных учреждений;
в) помощника руководителя образовательных учреждений по юридическим вопросам;
г) специалиста в области правозащитной деятельности по различным вопросам обеспечения и защиты законных интересов и прав граждан и
126
Известия ДГПУ, №1, 2010
учреждений в образовательной сфере.
С учетом сказанного основной целью профессиональной подготовки будущих учителей права выступает формирование высокообразованного, инициативного, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессиональными знаниями и умениями, готового к саморазвитию и непрерывному совершенствованию специалиста-правоведа для системы образования.
Поэтому исследование характеристик личности будущего учителя права, готовности к социальному и профессиональному саморазвитию: гибкости, мобильности, поисковой активности личности, уровня коммуникативной культуры, готовности к самопознанию выступает актуальной и значимой проблемой педагогической науки.
С этих позиций представляется целесообразным рассмотрение вопроса о влиянии личностнодеятельностного подхода на процесс становления профессиональной культуры будущего учителя права как показателя готовности к профессионально-педагогической деятельности.
Вначале остановимся на содержательном аспекте профессиональной культуры правоведа. Сравнительный анализ научной литературы свидетельствует об отсутствии единого мнения по данному вопросу.
По мнению Ф. Н. Щербака, особое внимание необходимо акцентировать на единстве профессионального, социально-нравственного и коммуникативного аспектов проявления культуры личности [5].
Следовательно, в процессе обучения в вузе очень важно способствовать становлению профессиональной культуры будущего учителя права посредством активизации его учебной, исследовательской и коммуникативной деятельности, через реализацию личностно-
ориентированного подхода, позволяющего обеспечить индивидуализацию педагогического процесса, учитывать интересы, склонности и способности личности студентов.
Отметим, что личностно-ориентированное обучение, отражая прогрессивные тенденции в развитии образовательного процесса, в каче-
стве целевой доминанты рассматривает развитие личности будущего учителя права, для чего в системе профессионального педагогического образования необходимо обеспечить наличие содержательного, профессионального компонентов раскрытия личностного потенциала, формирование профессиональной компетентности и готовности к инновационной педагогической деятельности.
Личностно-ориентированное обучение предполагает практическое воплощение гуманистической парадигмы образования, а его методологической основой выступает содержательно-процессуальная составляющая учебного процесса, нацеленность на мотивирование и стимулирование субъектности учебнопознавательной деятельности, развитие интеллектуальной духовности личности за счет опоры на индивидуальные особенности студента [3].
Следовательно, обучение предполагает осознание учителями права личной и общечеловеческой значимости и ценности профессионально-педагоги-ческой деятельности. При этом личностно-ориентированный подход предусматривает гуманизацию образовательного процесса подготовки через усиление направленности учебного процесса на личность студента; изменение характера межличностных отношений в направлении приоритетности сотрудничества профессорско-преподавательского состава и студентов; соотношение содержания обучения с ценностями личности, ее интересами, склонностями и способностями.
В практике профессионального обучения личностно-
ориентированный подход реализуется на основе применения различных личностно-адаптиро-ванных технологий общего и локального предназначения, находящихся в системной интеграции, отражающей цели профессионально-педагогической образовательной подготовки педагога.
Необходимыми условиями организации учебного процесса является сочетание личностно-
ориентированного и деятельностного подходов, которые предполагают формирование коммуникативно-
правовой культуры будущего учителя права, чему способствуют разнооб-
Психолого-педагогические науки • • •
разные формы и методы организации учебной деятельности студентов:
- тренинговое обучение студентов, разработка и внедрение в учебный процесс авторских программ и т.д.;
- обеспечение интереса студента к работе в группах;
- стимулирование к выступлениям;
- создание педагогических ситуаций успеха, позволяющих проявить инициативу;
- обязательная оценка деятельности студента по продукту деятельности;
- взаимодействие студентов и педагогов на основе равной партнерской позиции в общении и деятельности;
- принятие разных социальных ролей при общении и взаимодействии со студентами;
- использование видов деятельности, требующих творческого подхода, создание оптимальных условий для проявления инициативы, самостоятельности (игры, упражнения, работа в малых группах, дискуссии, работа с юридическими источниками, творческие проекты и т.д.);
- применение учебных заданий, познавательных задач, имитирующих профессиональные ситуации и проблемы, разрешаемые через коллективные формы общения и взаимодействия.
Следовательно, подготовка будущего учителя права на факультете правоведения ДГПУ организована на основе реализации личностно-ориентирован-ного и деятельностного подходов, для чего в цикл психолого-педагогических дисциплин включены учебные программы спецкурсов и факультативов, в совокупности способствующих формированию профессионально значимых качеств, культуры общения и т.д.
В рамках факультатива «Интерактивные методы в правовом образовании» обучение будущего учителя права осуществляется через диалоговые формы, групповую деятельность, где интерактивные методы обеспечивают реализацию развивающих и воспитательных возможностей. При этом под возможностями интерактивных методов обучения в соответствии с общим определением мы понимаем свойства, потенциально содержащиеся в активных способах, которые при определенных условиях способствуют формированию
127
правовых знаний, правового лексикона, правовой культуры и т.д.
Следует отметить, что применение интерактивных методов в учебном процессе предполагает: пере-структурирование содержания учебного материала с позиций применения учебных игр; отбор учебного материала для конкретного занятия в соответствии с целями и условиями реализации; проектирование социально-правовых ситуаций, актуализирующих соответствующие знания и мотивирующих студентов; ненасильственное воздействие на личность студента; оценивание результатов по продукту педагогической деятельности.
Спецкурс «Профессиональная этика и культура общения учителя права» способствует овладению будущим учителем знаниями о нравственной и этической сущности педагогической профессии, о современных требованиях к личности учителя права и его деятельности и т.д. При этом изучение нравственных аспектов и профессиональных проблем способствует будущими учителями права пониманию особенностей профессии в современных условиях, ее значимости для общественной и государственной жизни, гуманизации отношений и т.д. Культура общения и профессиональная деятельность выступают рядоположенными категориями, характеризующими компетентность личности будущего учителя права, для чего в содержание курса методики преподавания права включены теоретические вопросы по изучению документов о правах человека, детальному изучению структуры и содержания Конвенции о правах ребенка, призванные выработать умения и навыки по изучению и анализу юридической литературы, накопить знания в области права, самостоятельно выполнять исследовательские задания, связанные с защитой прав личности и т.д.
В рамках изучения спецкурса все студенты вовлекаются в процесс анализа, решения педагогических и правовых ситуаций через групповые, тренинговые и игровые формы работы, где преобладают сотрудничество и взаимодействие; обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что повышает уровень эмпатии, развивает толерантность, позволяет
128
Известия ДГПУ, №1, 2010
взглянуть на мир глазами другого человека и т.д.
Важной составляющей подготовки учителя права выступают элементы критического мышления, поскольку между правом, мышлением и культурой общения, на наш взгляд, существует прямая и тесная связь. В правоведении присутствует возможность практиковаться в применении правил и норм поведения, а анализ и разрешение отдельного правового случая требуют всестороннего многомерного рассмотрения, учета многообразия законодательных актов, различных норм, интересов и позиций сторон. При этом способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть его через призму норм права базируется на критическом мышлении, логичность, последовательность,
Примечания
• • •
убедительность, внятность, конкретность и грамотность которого предопределяются спецификой построения речи, культурой общения.
Итак, профессиональную подготовку будущего учителя права целесообразно ориентировать на формирование культуры общения как актуального компонента профессиональ-но-педаго-гической культуры, для обеспечения которого необходима система, способствующая коммуникабельности личности, рассматриваемой как одно из важных качеств готовности к деятельности. Умение общаться и работать с людьми должно постоянно совершенствоваться, поскольку будущему учителю права приходится строить отношения с разными категориями занятых в системе образования людей.
1. Интерактивные методы в правовом образовании / под ред. Д. М. Абдуразаковой. М., 2008. 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М. : ЦГА, 2004. 3. Левина М. М. Ценностно-целевые функции личностно-ориентированного профессионального образования // Педагогическое образование и наука. № 1. 2005. 4. Пособие по гражданскому образованию / под ред. Н. Воскресенской, И. Фрумина. М., 2000. 5. Щербак Ф. Н. Профессиональнонравственная культура педагога. М.: Знание, 1985.
Статья поступила в редакцию 08.02.2010 г.
УДК 378
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОТБОРУ СОДЕРЖАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
©гою Юнусов А.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье представлен механизм отбора содержания технологического практикума с позиции системного подхода, даны характеристики подготовительной, основной и вспомогательной составляющих технологической деятельности, владение которыми учителем технологии и предпринимательства обеспечивает готовность к обработке материалов в рамках технологического практикума.
The article presents a mechanism for selecting the content of the workshop process from the perspective of a systematic approach, presents the characteristics of the preparatory, main and auxiliary components of technological activity, possession of which by a teacher of technology and business provides a readiness for the material processing during the technology workshop.