Научная статья на тему 'Велотуризм в Республике Башкортостан: история формирования, современное состояние, перспективы развития'

Велотуризм в Республике Башкортостан: история формирования, современное состояние, перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1675
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛОПРОБЕГ / ВЕЛОПОХОД / ВЕЛОРАЛЛИ / МАУНТИНБАЙК / "ДЕНЬ 1000 ВЕЛОСИПЕДИСТОВ" / ТРИАЛ / ВЕЛОТУРИЗМ / АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ / CYCLE RACE / CYCLING TRIP / VELORALLY / MOUNTAIN BIKING / "DAY OF 1000 CYCLISTS" / TRIAL / BICYCLE TOURISM / ACTIVE TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Котова Татьяна Павловна, Хамадеева Зульфия Анваровна, Хисамутдинова Альбина Фанисовна

В статье на основе изучения состояния зарубежного и отечественного велотуризма рассмотрена ситуация с организацией велотуризма на территории Республики Башкортостан. Мода на здоровый образ жизни и экологические виды туризма возрастает с каждым годом, а велотуризм именно такой вид туризма. За рубежом он является символом высокой цивилизованности общества. В настоящее время возрождается его популярность в России и её регионах. Впервые всесторонне рассмотрена история возникновения, современное состояние и перспективы дальнейшего развития велотуризма в Республике Башкортостан. Отмечены основные вехи, яркие события, знаковые моменты в развитии велотуризма в республике. Приведены основные организации, которые когда-либо принимали участие в развитии велотуризма в республике. В статье рассматривается опыт организации совместных путешествий отечественных и зарубежных туристов. Отмечено, что переход велотуризма в государственное ведение позволило увеличить количество многомассовых мероприятий, таких как «День 1000 велосипедистов», который проводится ежегодно в мае во многих городах России. В текущем году был предложен новый формат I Bike Ufa уникальная и грандиозная по своему масштабу концепция «Open streets». Сегодня достаточно разнообразный рынок услуг в этом сегменте, растёт интерес местного бизнеса к велотуризму. Обоснована необходимость поиска новых организационных форм велодвижения. Туристические поездки и велопутешествия в настоящее время переживают новую волну популярности. Выделены наиболее яркие объекты туристического показа, кратко охарактеризована туристическая инфраструктура Уфы, обозначены перспективы и пути её использования в велотуризме. Приведена разработка серии тематических экскурсий, проводимых на велосипедах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BICYCLE TOURISM IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: THE HISTORY, CURRENT STATE, AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article on the base of studying the state of foreign and domestic bicycle tourism reviews its organization in the Republic of Bashkortostan. Fashion for a healthy lifestyle and ecological types of tourism is increasing every year. Bicycle tourism is among such types of activity. Abroad, it become the symbol of civilized society. Currently, its popularity grows in Russia and in its regions. For the first time the article comprehensively addresses the history, current state and prospects of further development of bicycle tourism in the Republic of Bashkortostan. The authors mark main milestones, significant events and moments in the development of bicycle tourism in the republic. The article describes the main organizations have ever participated in the development of bicycle tourism in the republic. The article considers the experience of joint tours of domestic and foreign tourists. It is noted that state management of bicycle tourism made it possible to increase the number of mass events, for example, the “Day of 1000 cyclists” that is annually in may in many cities of Russia. This year has been proposed a new format I Bike Ufa. It is a unique and grand concept of “Open streets”. Today the market of services in this segment is quite diverse. The interest of local business in bicycle tourism is growing. The authors substantiate the necessity for searching new organizational forms of bicycle tourism. Touristtrips and bike tours are currently experiencing a new wave of popularity. The article allocates the most important objects of tourist interest, briefly describes the tourism infrastructure of Ufa, and identifies the perspectives and ways of its use in bicycle tourism. The authors present the result of the developing the series of thematic tours on bicycles.

Текст научной работы на тему «Велотуризм в Республике Башкортостан: история формирования, современное состояние, перспективы развития»

КОТОВА Татьяна Павловна3, удк 338.48 (075.8)

ХАМАДЕЕВА Зульфия Анваровна6, DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-3-105-119

ХИСАМУТДИНОВА Альбина Фанисовнав

Уфимский государственный нефтяной технический университет (Уфа, Респ. Башкортостан, РФ);

а кандидат исторических наук, доцент; e-mail: ktp.084@yandex.ru; б кандидат географических наук, доцент; e-mail: zulfiya_x@rambler.ru; в аспирант; e-mail: albinazf@yandex.ru

ВЕЛОТУРИЗМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье на основе изучения состояния зарубежного и отечественного велотуризма рассмотрена ситуация с организацией велотуризма на территории Республики Башкортостан. Мода на здоровый образ жизни и экологические виды туризма возрастает с каждым годом, а велотуризм - именно такой вид туризма. За рубежом он является символом высокой цивилизованности общества. В настоящее время возрождается его популярность в России и её регионах. Впервые всесторонне рассмотрена история возникновения, современное состояние и перспективы дальнейшего развития велотуризма в Республике Башкортостан. Отмечены основные вехи, яркие события, знаковые моменты в развитии велотуризма в республике. Приведены основные организации, которые когда-либо принимали участие в развитии велотуризма в республике. В статье рассматривается опыт организации совместных путешествий отечественных и зарубежных туристов.

Отмечено, что переход велотуризма в государственное ведение позволило увеличить количество многомассовых мероприятий, таких как «День 1000 велосипедистов», который проводится ежегодно в мае во многих городах России. В текущем году был предложен новый формат I Bike Ufa - уникальная и грандиозная по своему масштабу концепция «Open streets». Сегодня достаточно разнообразный рынок услуг в этом сегменте, растёт интерес местного бизнеса к велотуризму. Обоснована необходимость поиска новых организационных форм ве-лодвижения.

Туристические поездки и велопутешествия в настоящее время переживают новую волну популярности. Выделены наиболее яркие объекты туристического показа, кратко охарактеризована туристическая инфраструктура Уфы, обозначены перспективы и пути её использования в велотуризме. Приведена разработка серии тематических экскурсий, проводимых на велосипедах. Ключевые слова: велопробег, велопоход, велоралли, маунтинбайк, «день 1000 велосипедистов», триал, велотуризм, активный туризм.

Теоретические аспекты велотуризма

Велотур — это организованная многодневная туристская велосипедная поездка. В велотур может отправиться как начинающий любитель активного отдыха, так и любители более экстремальных маршрутов. Велотуры могут быть рассчитаны на новичков или на подготовленных спортсменов. При планировании поездки все детали маршрута оговариваются заранее. Это может быть лёгкий велопоход с небольшим километражем и перепадом высот по до-

рогам с хорошим покрытием или велотур по горной части Южного Урала с обзором самых красивых горных хребтов. Можно подобрать велотур на любой вкус, учитывая различную степень подготовки велоту-ристов и сложность маршрута.

Велотуры позволяют очень близко познакомиться с природой и приобщиться к истокам истории. В любое время велопохода есть возможность сделать привал для осмотра живописных мест. Все это привлекает много людей, так как в городской

суете часто не замечается вся полнота и красота окружающего мира.

У велосипедного туризма есть ряд особенностей, которые выделяют его из общего ряда. Во-первых, это большая интенсивность движения, во-вторых больший объем охватываемой информации, большее количество объектов, впечатлений, чем у пешего туриста. В-третьих, велоту-рист такой же участник дорожного движения, как и остальные, и обязан соблюдать правила дорожного движения.

Башкортостан имеет большие возможности для развития велосипедного туризма. Познавательные маршруты есть в любой части республики. Особенности рельефа края делают проведение велосипедных туров и велопрогулок очень привлекательным. Есть и довольно сложные маршруты, со сложным рельефом для любителей активного отдыха и приключенческого туризма.

Активный отдых в виде велосипедного туризма является сравнительно недавним продуктом туристических фирм, однако подчиняется сформированным стандартам и правилам, по которым строится велотур.

Путешествие на велосипеде имеет свои особенности, но его нельзя считать скоростным пробегом. Если поход организован правильно, то велосипед служит туристу удобным и приятным средством передвижения, которое позволяет двигаться с меньшей затратой сил на достаточно большие расстояния и посвящать большее количество времени для отдыха, знакомства с туристскими объектами, общественно полезной работе, охоте и рыбной ловле.

Универсальность велосипеда позволяет выбрать маршруты практически с любым рельефом местности и с любыми дорогами. Небольшие отрезки пути можно совместить с пешими переходами, ведя велосипед в руках, либо справиться с несколькими бродами.

Велосипед является лёгким и удобным средством передвижения, в случае необходимости его можно перевозить на многих видах транспорта. Это позволяет организовать велотуры в районы, отдалённые от места жительства туристов, и пользоваться на определённых участках маршрута же-

лезнодорожными, автомобильными, речными или морскими видами транспорта. Комбинированность путешествия открывает большие возможности для выбора маршрута.

Если велосипед оборудован прочным и вместительным багажником, на нем можно перевозить до 20-25 кг багажа. Это даёт возможность обеспечивать группу необходимым запасом продуктов, снаряжением и вещами.

Велотуризм является сезонным, он начинается в мае и длится до конца сентября. В стоимость велосипедного тура непременно входит аренда горного велосипеда, однако если нет необходимости брать напрокат, то можно отправиться в путешествие на своём собственном велосипеде.

Велосипедный маршрут чаще всего входит в состав комбинированных туров, например, с рафтингом.

Под руководством опытных гидов-инструкторов группа движется по маршруту. Все инструктора должны быть ознакомлены с маршрутом, способны сделать лёгкий ремонт велосипеда в пути. Исследователи выделяют основные особенности организации велотура - это количество человек от 7 до 10, это возраст участников от 18 до 40 лет, это скорость движения не выше 18-22 км в час, это оптимальная нагрузка во время велотура - около 40 км в день. Данный ритм позволяет ощутить всю активность отдыха, успеть лицезреть окружающую красоту и пообщаться с командой.

История формирования и современное состояние

Организованный велотуризм в России начался с создания в 1895 г. в Петербурге Общества велосипедистов-туристов, которое в 1901 г. было преобразовано в Российское общество туристов (РОТ). Общество ставило перед собой задачу развития туризма вообще и велосипедного в частности.

Первая велосекция и велодром с 500-метровой дорожкой появились в Уфе в 1926 г. В 1920-30-х гг. в советской стране были популярны сверхдальние велопробеги. Уже 30 июня 1935 г. команда велосипедистов Башкирского педагогического

института в составе: Александр Шмитов, Исхак Сюндюков, Искандер Кудашев и Ах-мет Шакуров - стартовала из Уфы, прошла по дорогам Башкирии 2500 км. По пути сделали 45 остановок, выступая с беседами и докладами перед местными жителями, и 1 августа финишировали в Уфе [4, с. 51]. В том же году состоялся такой же дальний велопробег Уфа - Новосибирск.

С большими сложностями возрождался туризм в послевоенный период. И несмотря на то, что около 150 городов возобновили работу клубов туристов, велосипедные секции во многих не были представлены.

В 1960-е гг. велотуристские секции и клубы имелись во многих городах и регионах страны. Они стали основными центрами организованного велотуризма. Проводились слёты и соревнования, многодневные и походы выходного дня, открывались школы велотуристской подготовки.

Пик развития велотуризма в Башкирии в советское время пришёлся на 1980-е гг. Под руководством Александра Ивановича Старкова была основана федерация велоспорта, которая занималась и велотуризмом. Собирались группы, культивировалось направление спортивного велотуризма, проводились соревнования. Особенно популярными у подготовленных велотуристов были два вида массовых соревнований: ралли и триал. Они обычно входили в областные и республиканские программы велотуристских слётов, в которых также принимали участие представители различных видов туризма. В это же время возрастает заинтересованность массовыми ралли для всех желающих, не имеющие высокого уровня сложности, которые были доступны любому участнику. Например, в Уфе в июне были объявлены массовые ралли, трасса его составляла 2025 км. Участники ралли сами задавали себе время прохождения трассы, в то время как секретарь указывал это время в контрольной карте. Таким образом, выигрывает тот, кто трассу прошёл несколько быстрее остальных участников, при равных штрафах.

В период перестройки открылся «железный занавес» и велосипедисты СССР

стали участвовать в совместных с иностранными туристами международных слётах и велопоходах.

Последнее десятилетие советского периода охарактеризовалось ростом рядов любителей путешествий на велосипедах, причём не только в рамках самодеятельного туризма, но и в виде стихийно возникающих групп. Выросло и число путешественников - одиночек. В велотуризм активно внедрялись элементы велоспорта.

С развалом СССР прекратилось финансирование организованного самодеятельного туризма из профсоюзного бюджета. В девяностых годах уменьшилось число туристских клубов, по сравнению с восьмидесятыми, примерно втрое. Резко уменьшилась регулярность и количество соревнований, мероприятий, слётов. Тем не менее, основные туристы продолжали выпускать группы в походы, проводили обучение и мероприятия.

В 1990 г. состоялся съезд Туристско-спортивного союза России (ТССР) - это самостоятельная общественная организация, которая поставила своей основной задачей объединение самодеятельных туристов страны независимо от способа передвижения. В конце 1993 г. ТССР обновил Правила проведения туристских спортивных походов, положение о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях и другие документы. Спортивный туризм, в том числе велосипедный, был включён в Единую всероссийскую спортивную классификацию [9, с. 104].

В постсоветский период появилось новое направление - совместное путешествие отечественных и зарубежных туристов. Зная иностранный язык, велотуристы из России сопровождают туристов из-за рубежа по территории страны, что стало хорошей традицией.

К сер. 1990-х гг. туризм перешёл в ведение государственных органов. В этот период наметился рост количества многомассовых мероприятий по велосипедному туризму. Но характерной чертой проходивших в эти годы велотуристских соревнований, марафонов и чемпионатов было то, что в каждом из них соревновались самые умелые и тренированные спортсмены, ко-

торых набиралось, как правило, несколько десятков человек на огромную территорию страны.

В 1990-е гг. происходит интенсивное слияние велосипедного спорта и велотуризма, поскольку провести разграничение между велотуристами и велоспортсмена-ми сложно. Определение темпа движения как главного критерия неоднозначно. Принципиальным различием является то, что турист на велосипеде не стремится ехать на маршруте с высокой скоростью с целью опередить других участников, а у ве-лоспортсмена это является главной целью.

В современный период в России появляются все новые разновидности шос-сейно-гоночного, сугубо спортивного стиля велопутешествий, которые ранее были распространены лишь среди спортивных туристов. На данный момент, в результате влияния развития велотуризма в мире, он все более утверждается и у нас в стране. Также это прослеживается и в терминологии: законы и правила велотуризма теперь содержат следующие термины: «спортивный поход», «соревнования», «чемпионат» и другие. Новый стиль езды становится весьма модным. Он зародился в США: бездорожный, быстрый, агрессивный - на горных велосипедах с широкими шинами («маунтинбайках»), который пришёл к нам из велокроссов по пересечённой местности, из соревнований типа «триал». На этих велосипедах ездят по любым дорогам, изначально - по горным тропам. В многодневных турах в нашей стране такой стиль пока широко не распространён, но в поездках выходного дня часто применяется.

Ежегодно стали проводиться Чемпионаты России по велосипедному туризму. Эти соревнования проводятся каждый год в разных регионах. В 1998 и 2010 гг. такие чемпионаты были проведены и в Башкортостане.

Федерация велоспорта Башкортостана, основанная А.И. Старковым, успешно работала. Воспитанники клуба постоянно совершенствовали своё спортивное мастерство и неоднократно побеждали на местных и всероссийских соревнованиях.

В 2000 г. после смерти А.И. Старкова определённая эпоха башкирского велоту-

ризма завершилась. Федерацию велоспорта возглавил его ученик Руслан Султанов. Он организовал собственный велоклуб на базе турклуба «Современник» при объединении «Апельсин». Спортивная команда этого клуба в основном состояла из студентов, но работа велась и с подрастающим поколением: дети, в основном школьники 12-18 лет, также постоянно ездили на Всероссийский слёт среди учащихся по велоту-ристкому многоборью, участвовали в местных соревнованиях, ходили в походы.

Новый этап велодвижения начался в Уфе после 2004 г. вместе с увеличением количества современных горных велосипедов на улицах города. Множество молодых людей обзавелись маунтинбайка-ми. Конструкция этого велосипеда была разработана специально для кроссов, которые проходят по крайне пересечённым местностям. Главная особенность конструкции горного велосипеда состоит в высокой прочности и надёжности всех узлов в сочетании с повышенной проходимостью и сравнительно небольшим весом. Велосипеды такой конструкции имеют до 24 передач. Их переключение происходит с помощью полуавтоматической системы.

Маршруты велотуризма можно прокладывать по различным местностям: по гравийным, просёлочным дорогам, по равнинам, а также через горные перевалы. Однако большинство обладателей ма-унтинбайков устраивают экстремальное катание в городских условиях. И лишь небольшая часть стала ходить в велопоходы.

В 2004 г. башкирские велотуристы впервые стали чемпионами России в общем командном зачёте. А в 2005 г. Ярослав Кучук первым в Башкортостане выполнил норматив на звание мастера спорта по велотуризму. В этом же году наши велосипедисты в Екатеринбурге на Кубке России заняли первое место, всей команде присвоили звания: три мастера спорта и один кандидат в мастера спорта. Александр Кучук и Алексей Алешин сделали первое в Башкирии показательное выступление на велосипедах, которое включает в себя различные экстремальные трюки как, например, прыжки через людей. Такие шоу

красочные, зрелищные, а потому неизменно привлекают к велоспорту и велотуризму новых поклонников.

Начиная с 2002 г. ежегодно в мае в Уфе на Монументе дружбы проводятся соревнования памяти А.И. Старкова по фигурному вождению велосипеда. Также ежегодно в июне-июле в Аше проводятся зональные соревнования или Кубок Урала. Эти соревнования, как и Чемпионат России, включают три вида дистанции: фигурное вождение, триал и ралли.

Зарубежный опыт развития велотуризма

Во всём мире существует определённая велокультура [2, 12, 14, 16, 19, 20]. В Европе велосипедные дорожки, пролегающие на тротуарах, обычно вымащивают плиткой другого цвета или типа. Это и есть условное разделение дорожки на пешеходную и велосипедную зоны. Пешеходы в Европе не заходят на территорию, предназначенную для велосипедистов, что отмечено во многих публикациях1.

Самая дружелюбная для велосипедиста страна - Нидерланды. Здесь и стар и млад считает, что крутить педали - это удобно, экологично и, конечно же, полезно для здоровья. В городах Нидерланд у каждого второго есть «круглые ноги» - так голландцы называют велосипед. У них настолько популярен этот вид транспорта, что можно увидеть бесхозные велосипеды везде: у стен магазинов, в переулках, в парке2. А это из-за того, что некоторым жителям просто не хватает денег вывезти свой «мусор» на свалку, за город.

Больше ста велосипедных маршрутов пролегают мимо знаменитых достопримечательностей, а Амстердам просто усеян дорожками для «круглых ног». Десяток таких же лежит мимо средневековых ветряных мельниц, лицезреть которые дело поистине завораживающее.

1 Развитие велотуризма. URL: https://ufacity. info/press/news/222970.html (дата обращения: 23.05.2017).

2 Самая велосипедная страна мира. URL:

http://milkybikes.ru/about/bicycles-in-the-world-

countries/the-most-bicycle-country-of-the-world (дата обращения: 10.02.2017).

Рис. 1 - Велосипедные парковки в Нидерландах3

Fig. 1 - Bicycle parking in the Netherlands

Два или три дня - столько времени понадобится матерому велосипедисту, чтобы проехать эту страну от начала и до конца. Отдых в Нидерландах - это роскошная экскурсионная составляющая, поездки на «круглых ногах» мимо тысячи старинных мельниц, завораживающих размерами и красотой, и таких же прекрасных архитектурных чудес Амстердама.

Второе место, согласно статистике, занимает Дания. Эта небольшая скандинавская страна соперничает с Голландией - в Дании насчитывается около 12 000 км велосипедных маршрутов. Средний датчанин в возрасте от 16 до 65 лет проезжает за год на велосипеде около 893 километров. Велодорожки в Дании проложены не только в городах, но и на лоне природы. Жизнь в Дании достаточно дорогая даже по скандинавским меркам. Поэтому посмотреть величественные северные пейзажи этой страны с велосипеда может стать существенной экономией средств, нежели выезжать на экскурсию на туристическом автобусе. Многочисленные дорожные указатели для велосипедистов помогают иностранным туристам спланировать свой маршрут и вовремя вернуться в город.

Непосредственно в Копенгагене около 35% велосипедистов. Почти у каждого местного жителя есть свой велосипед, а туристам и «безлошадным» горожанам предлагается более 2 000 центров проката велосипедов. В городе более 400 км оборудованных велосипедных дорожек.

3 Источник: www.arrivo.ru (дата обращения: 10.02.2017).

Рис. 2 - Велосипедисты в Дании4

Fig. 2 - Cyclists in Denmark

Ещё одной страной, в которой хорошо развит велотуризм, является Япония. Токио -огромный мегалополис с развитой транспортной сетью, в том числе велосипедной. Связано это с трепетным отношением японцев к своему здоровью, к стремлению сократить время ожидания в пробках. Повсеместно расположены специальные ве-лопарковки и пункты проката. Все частные велосипеды регистрируются в полиции, им присваивается уникальный номер, а на раму наклеивается табличка с именем владельца.

Испания - ещё один яркий представитель велосипедного движения. Оно зародилось в Барселоне в 2007 г. и всё набирает обороты. На сегодняшний день более 30 000 барселонцев - велосипедисты. В городе действуют около 100 станций проката: любой житель или турист может взять велосипед, оставив залог, а потом вернуть в то же или другое место. Повсеместно растёт количество велопарковок.

Париж - одна из тех столиц, где остро стоит проблема загрязнения воздуха автомобильными выхлопами. Поэтому всё больше местных жителей и гостей французской столицы пересаживаются на велосипеды. На сегодняшний день в Париже более 1 500 бесплатных велосипедных парковок и около 100 пунктов проката (они удобно расположены возле станций метро и остановок автобуса)6.

Очень распространён велотуризм в Финляндии. На 560 тыс. жителей приходится 400 тыс. велосипедов и только 200

4 Источник: www.europe-today.ru (дата обращения: 10.02.2017).

Рис. 3 - Велотуризм в Испании5

Fig. 3 -Bicycle tourism in Spain

тыс. автомобилей. Общее количество велосипедных дорог 9500 км. Велосипед для местных жителей заменяет не только личный автомобиль, но и общественный транспорт. В Хельсинки, например, работает специальный сервис бесплатных общественных велосипедов, который называется CityBike. В центре города расположено двадцать шесть стоянок с велосипедами, где каждый человек сможет подобрать для себя тот велосипед, который ему действительно удобен. Он оставляет залог в размере двух евро и может пользоваться велосипедом. Деньги возвращаются обратно, когда велосипед ставится на своё место. Необходимо соблюдать определённые правила.

Например, ездить на данном транспорте нужно только в пределах центральной части города, после того как прогулка завершится, вернуть велосипед на любую стоянку. Личные блокировочные системы использовать категорически запрещается.

Велотуризм в Республике Башкортостан

Первая школа туристской подготовки начального уровня по велотуризму была проведена клубом «ВелоУфа» в 2008 г. Слушателями школы стали ребята, организовавшие ВелоУфу и несколько ребят, кто увидел объявление о велошколе. Занятия вёл идейный вдохновитель возрождённой Федерации Велотуризма Республики Башкортостан Нуриджанов Вадим [3, 5]. В 2009 г. он провёл уже школу базовой под-

5 Источник: http://luxfinder.info (дата обраще-

ния: 03.03.2017).

готовки по велотуризму, а на начальный курс пришли уже новые слушатели. В конце 2009 г. ВелоУфа и Федерация начали работать совместно с уфимским клубом туристов с 50-летней историей - «Спутник». И уже в 2010 г. совместно со старшим поколением клуба, дополнительно к велошко-ле, была организована школа туристской подготовки начального уровня по пешему туризму7.

В школе преподаются все премудрости туризма. От знакомства со снаряжением и способами составления правильной раскладки до организации походов с привалами и ночлегами, от правильного понятия о туристской группе до основ топографии и многое другое. Изучаются и специфические для велотуризма темы: правильная посадка на велосипеде, преодоление препятствий, ремонт велосипеда в походных условиях.

Сегодня клуб туристов «Спутник» совместно с Федерацией велосипедного туризма Республики Башкортостан и Союзом Велосипедистов veloufa.ru проводит школы туристской подготовки (ШТП) по следующим направлениям:

• ШТП начального уровня (НУ): велосипедный туризм;

• ШТП начального уровня (НУ): пеший туризм;

• ШТП базового уровня (БУ): велосипедный туризм.

На данный момент школа подготовила и выпустила:

• Школа велотуризма НУ: 103 чел.;

• Школа велотуризма БУ: 37 чел.;

• Школа пешего туризма НУ: 6 чел.

Занятия проводятся в помещении

«Спутника» с февраля по май. Во время обучения проводятся лекции, выездные семинары и практические занятия на природе, пробные выезды, походы выходного дня (ПВД). На занятиях используются новейшие методики и технологии образования. Занятия наполнены общением и позитивными эмоциями. Занятия ведут

5 Источник: http://luxfinder.info (дата обращения: 03.03.2017).

6 20 самых велосипедных городов мира. URL: http://lifehacker.ru/2014/06/20/20-samyx-velosipednyx-gorodov-mira (дата обращения: 03.03.2017).

опытные туристы, прошедшие походы высоких категорий: Файзуллин Ильнур, Мурсалимов Тимур, Сырыгин Станислав и другие.

После курса лекций слушатели школы проходят весёлый обряд посвящения в туристы. Затем сдаётся теоретический экзамен. На майские праздники организуются учебно-тренировочные походы (УТП), представляющие из себя уже практический экзамен. Для слушателей пешей школы УТП проводятся в июне.

Ученики, успешно закончившие школу туризма, могут участвовать в походах 1-2 категорий сложности, самостоятельно разрабатывать маршруты и безопасно проводить походы начальных категорий сложности, развиваться дальше.

Бывшие слушатели школы организуют и участвуют в походах высоких категорий сложности по Южному Уралу, Кавказу, Памиру, Алтаю, Крыму и другим уголкам нашей земли. Участвуют и побеждают в велотуристских соревнованиях самого высокого уровня, таких как: Чемпионаты Республики Башкортостан и Татарстан, Чемпионат УФО и Чемпионат России по Велотуризму.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан имеются велосипедные туры, которые представлены разнообразными программами.

Например, велосипедный тур «Предгорье Южного Урала» продолжительностью 5 дней. Протяжённость активной части 80 км, стоимость от 6200 руб. на человека. Велосипедный маршрут с насыщенной экскурсионной программой в предгорьях Южного Урала, по уникальному курортному краю. Целебные источники, живописные виды на долины двух уральских рек - Белая и Зилим, одна из известных пещер.

Вело-водный тур на 9 дней «По Та-бынскому краю» продолжительностью 9 дней. Протяжённость активной части 130 км, стоимость от 11000 руб. на человека. Табынский край, а ныне Гафурийская земля, - это географический центр Башкирии; западное предгорье Южного Урала; широ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Школа велотуризма. URL: http://www.veloufa. ru/shkola (дата обращения: 13.03.2017).

ко известный курорт «Красноусольский», основой которого являются минеральные

Рис. 5 - Велотур «По Табынскому краю»8

Fig. 5 - Bicycle tour "Across the Tabynsky land"

целебные источники; уникальные природные объекты: пещера Киндерлинская (Победа), «жертвенная» скала Уклы-Кая.

Кроме различных программ, в Уфе проводятся разнообразные мероприятия, нацеленные на поддержку и популяризацию велоспорта и велотуризма.

22 мая 2016 г. в Уфе прошёл фестиваль «День 1000 велосипедистов». Количество его участников из года в год росло: в мае 2011 г. в нем приняли участие тысяча уфимцев и жителей близлежащих

районов, в 2012 г. - 2 тыс. чел., в 2013 г. -3,5 тыс., в 2014 г. - 5,5 тыс. В 2015 г. число участников велопробега превысило 8 тыс. чел. В 2016 г. в нём официально зарегистрировалось более 11,5 тыс. велосипедистов, которые традиционно должны были проехать по центральным улицам города. Участвовать в фестивале, как и прежде, могли все желающие, независимо от возраста (дети до 16 лет - в сопровождении родителей).

Особенностью «Дня 1000 велосипедистов» 2016 года явилось то, что он носил не только спортивный, но и развлекательный характер. На финише участников и гостей ждали игры, творческие мастер-классы, площадка с конкурсами для детей. Одной из составляющих праздника стал городской фестиваль еды «Аш-Маркет», объединяющий лучшие независимые гастрономические проекты города.

В рамках фестиваля также был представлен туристический велосипедный маршрут по городу. На сцене выступали не только местные, но и приезжие музыкальные группы, в частности, быстро набирающий популярность Антоха МС (Москва) и атмосферный коллектив VLNY (Самара). Также новинкой фестиваля этого года стала велопарковка на 1000 велосипедов.

Рис. 6 - Участники фестиваля «День 1000 велосипедистов» с Президентом Республики Башкортостан Р.З. Хамитоым9

Fig. 6 - Participants of the festival "Day of 1000 cyclists"

8 Источник: www.pcot.ru (дата обращения: 03.03.2017).

9 Источник рис. 6, 7: www.bashinform.ru (дата обращения: 03.03.2017).

Примечательно, что на фестивале участники были на велосипедах с дополнительными сиденьями (рис. 7).

Рис. 7 — Велосипедисты с велосипедами с дополнительным сиденьем

Fig. 7 — Cyclists with bicycles with extra seat

Отцы сажали на задние сидения своих детей, а рядом так же на велосипедах ехали их жены. Это говорит о том, что велосипедный туризм становится семейным видом туризма, и дети с самого маленького возраста приобщаются к этому увлекательному виду туризма.

В текущем году произошла смена концепции и ребрендинг данного мероприятия. Оно уже давно переросло свой изначальный формат, в нем принимают участие не тысяча, а десятки тысяч велосипедистов. Новый формат фестиваля предложено назвать «I Bike Ufa!» (созвучно с англ. «I like Ufa» - «Мне нравится Уфа!»). Английское название было выбрано для привлечения туристов из других регионов и стран.

28 мая 2017 г. почти весь исторический центр Уфы на один день должен был превратиться в нечто уникальное и грандиозное по своему масштабу. Была предложена концепция «Open streets». На территории центральных улиц Уфы должны разместиться 20 тематических площадок, каждая со своим направлением и наполнением. Среди них: фестиваль еды Аш-маркет, уличные театры, йога, различные маркеты, стенды косплея, спортивные и детские площадки и многое другое. Участие в «I Bike Ufa» могли принять не только велосипедисты, но также скейтеры, роллеры и вообще все желающие.

Но намеченное мероприятие было отменено по причине невозможности правоохранительных органов обеспечить безопасность.

Несмотря на отмену фестиваля, в назначенный день утром на стадионе «Динамо» собралось более тысячи энтузиастов велоспорта. 930 чел. составили огромную фигуру велосипеда на футбольном поле стадиона. Тем самым был побит рекорд Книги Гиннеса (до этого первенство принадлежало английскому городу Силот-он-Солвэй, где в составлении фигуры велосипеда принимало участие 136 чел.).

Из намеченных мероприятий удалось организовать работу только двух площадок - музыкальной и фестиваля еды «Аш-маркет». Это всего один процент от ранее запланированного и подготовленного. К сожалению, Уфа пока не готова к проведению фестивалей в формате «открытых пространств».

Для развития велодвижения первостепенное значение имеет инфраструктура. В настоящее время ООО «Велотерра», Управление инвестиций и Комитет по физической культуре и спорту Администрации городского округа город Уфа разрабатывают два совместных проекта по развитию в столице велоинфраструктуры. Это строительство универсального спортивного велосипедного комплекса в парке им. М. Гафури силами муниципалитета и частного инвестора и создание сети общественного велопроката. Проект велопроката предусматривает организацию на начальном этапе десяти автоматизированных станций выдачи велосипедов вблизи остановок общественного транспорта в центре города: от площади им. Салавата Юлаева до площади им. В.И. Ленина. Если он окажется востребован среди уфимцев и гостей столицы, то количество станций планируется увеличить до пятидесяти. В прокате будут представлены 15 универсальных велосипедов на каждом пункте выдачи. В планах организаторов установить льготный период на первые 30 минут пользования. Две станции планируется запустить уже в этом сезоне.

Одна из актуальных задач - привитие велокультуры и в Республике Башкорто-

стан. Определенные достижения уже есть. Совместно с республиканскими телеканалами выпускаются передачи о велосипеде в городе, которые поднимают такие темы, как: правила дорожного движения, безопасное передвижение на велосипеде в городе, соревнования. Также есть договорённость с велосипедными магазинами и магазинами туристического снаряжения, которые велосипедистам, вступившим в турсоюз республики, будут предоставлять значительные скидки. Есть договора и с автомойками, которые будут мыть ещё и велосипеды. Идёт работа над оборудованием велопарковок. Совместно с министерством спорта и молодёжной политики Башкортостана продвигается строительство в Уфе велодорожек. На Проспекте Октября уже проложена велосипедная трасса в 12 км, а до конца 2017 г. предполагается нарастить протяжённость велодорожек в столице республики почти до 100 км.

Путешествия на велосипедах делятся на три вида: велотуры, велосипедные экскурсии и велопоходы. Велоэкскурсии предусматривают короткие поездки по живописным окрестным достопримечательностям или проведение весёлого активного отдыха среди окружающей девственной природы.

Участники туров на велосипедах едут по предложенным турбазами маршрутам, налегке, без наличия багажа. Инструменты, рюкзаки с личными вещами, необходимое снаряжение и продукты питания обычно везёт предоставленный турбазами сопровождающий автотранспорт.

Велопоходы, как правило, осуществляются в тех местах, где невозможно воспользоваться современными благами цивилизации и поэтому путешественники могут рассчитывать только на свою выносливость и опыт сопровождающих их высококвалифицированных инструкторов.

Сегодня велосипедный туризм, несмотря на свою масштабную известность во всех европейских странах, в России развивается медленно. При государственной поддержке стали проводиться соревнования, занятия по велотуризму в школах туристской подготовки, стали образовываться клубы велотуристов. Проводят-

ся масштабные исследования в области туризма преподавателями, аспирантами и магистрантами кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» Уфимского государственного нефтяного технического университета, что подтверждено публикациями и выступлениями на конференциях [1, 3, 6-8, 10, 11, 13, 15, 17, 18].

На данный момент в Башкортостане есть много организаций и турфирм, которые занимаются экологическим видом туризма - велотуризмом. Так, например, НКО «Экологическое объединение ТЕН-ГРИ» - турфирма, которая работает на рынке с 1993 г., развивает экологический туризм, организует пешие, конные, велосипедные и другие маршруты и сплавы на Южном Урале для взрослых и детей.

Тематические велоэкскурсии Клуба

экскурсий и путешествий УГНТУ

Одним из самых популярных и модных видов досуга среди жителей города Уфы становятся прогулки на велосипеде. Этому способствуют несколько факторов. В России интерес к велоэкскурсиям появился сравнительно недавно, но достаточно быстро растёт.

Согласно указу Президента Российской Федерации, 2017 год объявлен «Годом Экологии», а Генеральная Ассамблея ООН провозгласила этот год «Международным годом туризма». Таким образом, пропаганда велосипеда и как вида транспорта, и с туристической точки зрения крайне актуальна.

К тому же, проведённые исследования показали, что экскурсии подобного формата в настоящий момент организуются только в крупных городах, среди которых можно выделить Москву, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород.

На туристском рынке Республики Башкортостан подобные экскурсии не представлены.

Эти факторы и определили новое направление в деятельности студенческого научно-исследовательского сообщества «Клуб экскурсий и путешествий» Уфимского государственного нефтяного технического университета - разработка и проведение велоэкскурсий «2 Wheels». Это серия

разных тематических экскурсий, проводимых на велосипедах. Название выбрано неслучайно, так как в переводе это означает 2 колеса.

Основные плюсы проведения велоэк-скурсий:

- данный вид культурного времяпрепровождения привлекает огромную аудиторию: начиная от простых любителей активного отдыха, любителей экскурсий и заканчивая людьми, просто мечтающими о чём-то новом;

- в Уфе уже сегодня есть все предпосылки для организации удобной среды для проведения велоэкскурсий: появились велодорожки на главных улицах, разметки в парках, многие торговые и развлекательные учреждения оснащены велопарковками;

- по данным социологического опроса самых различных слоёв населения данный вид отдыха привлекателен для уфимцев: более 70% опрошенных проявили положительное отношение к такому виду досуга.

Предлагаем разработку ряда велоэкс-курсий по городу Уфа, которые включают самые интересные достопримечательности нашего города с учётом их доступности для велосипедистов. Студенты выступают в качестве экскурсоводов, сопровождающих группы, обеспечивают технику безопасности экскурсантов. Основным плюсом проведения подобных экскурсий является наличие у «Клуба экскурсий и путешествий» своих собственных велосипедов, которые и планируется использовать.

Отправной точкой всех экскурсий будет являться учебный корпус университета по ул. Чернышевского, 145. Экскурсии будут реализовываться через туристическую фирму «ЕаБуТоиг», так как на данный момент организация юридического лица для клуба не выгодна. Между студентом-экскурсоводом и турфирмой подписывается договор гражданско-правового характера на оплату услуг, а уже само предприятие заключает договор на оказание экскурсионных услуг с экскурсантом, где заранее оговорены все моменты по обеспечению безопасности, ответственность сторон за любое чрезвычайное происшествие и т.д.

Предлагаемые маршруты. Первый маршрут - «Вело-ночь», который заинте-

ресует ценителей ночных пейзажей Уфы. Данный маршрут включает практически все объекты, расположенные на ул. Ленина, там работает иллюминация, и в ночное время именно эта улица самая красивая в Уфе. В результате столица, озарённая светом десятков фонарей, навсегда остаётся в сердцах. Данный маршрут будет интересен как для жителей Уфы, так и для гостей города.

Следующий маршрут - этно-экскурсия «На великах в прошлое». Данный маршрут включает культурные, исторические объекты нашего города, такие как: Гостиный Двор, Уфимская соборная мечеть, - все эти места обязательны к посещению. Наша экскурсия поможет увидеть их с новой стороны и полюбить родной город еще сильнее. На данный момент именно этот маршрут представляет наибольший интерес не только для коренных жителей столицы, но и для её гостей.

Экологическая велоэкскурсия «Лёгкие Уфы» - новое направление в экскурсионной деятельности в Уфе. Представленный маршрут осуществляется по «зелёным» территориям столицы. Не зря говорят, что наш город - один из самых зелёных городов в России, экскурсия поможет в этом убедиться.

Были проведены необходимые финансовые расчёты для выведения итоговой стоимости данного вида экскурсий, определена её экономическая эффективность. Общая стоимость экскурсии составляет 550 руб.: сюда входит страхование жизни клиента и аренда велосипеда с учетом агентского вознаграждения турфирме «Easy tour».

Данные экскурсии очень экономичны: не надо платить за топливо, недорогое техническое обслуживание и значительная экономия сырьевых и материальных ресурсов. Проект с экономической точки зрения рентабелен и принесёт доход практически с момента начала реализации.

Рекламная стратегия разработана с учётом всех особенностей проекта. Так как велоэкскурсии являются относительно новым видом туристических экскурсий, необходимо привлечь больше клиентов. Основной целевой аудиторией данного

проекта является население города Уфы в возрасте от 14 лет, и поэтому рекламная кампания проводится через социальные сети, которые охватывают сегодня самые разнообразные группы населения - страницы в «Инстаграм»10 с красочными фотографиями экскурсионных мест, страница в социальной сети «В Контакте»11 с подробным описанием каждой из велоэкскурсий, информационно-ознакомительная страница в социальной сети «Facebook»12. Также студенческая газета ИЭС УГНТУ «Сфера сервиса» разместила на своей официальной информационной странице в социальной сети «В Контакте» рекламно-ознакоми-тельную информацию о велоэкскурсиях13. Есть договорённость и с турфирмой «Easy tour» о размещении информации о велоэкскурсиях на её официальном сайте.

Ряд экскурсий возможно адаптировать для социальных групп населения. Так, подобные экскурсии можно проводить для детей из детских домов, для людей с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Подобные поездки будут интересными всем слоям населения.

Проблемы и перспективы развития велотуризма в Башкортостане

В Башкортостане процесс развития велотуризма серьёзно осложнён отсутствием авторитетных лидеров и поддержки со стороны республиканских спортивных организаций. Регион с подобным разнообразием культурных, исторических, географических достопримечательностей не имеет права на слабое развитие велотуризма.

Тем не менее, развитие велосипедной инфраструктуры - это лишь малая часть мер для развития велотуризма. Необходима работа не только со взрослыми, но и с детьми. Необходимо создавать велосипедные секции, доступные для начинающих веломаршруты, образовательные программы, велоэкскурсии и велоквесты по городам, пропагандировать велотуризм и идеи здорового образа жизни.

10 https://www.instagram.com/2wheelsufa/

11 ttps: //vk.com/twowheels_ufa

12 https://ru.facebook.com/people/ Велоэкскурсии-Г-Уфа/100016200393995

13 https://vk.com/twowheels_ufa?w=wall-14374 3371 8

Важно подумать о создании единой информационной площадки, где все ве-локлубы города и республики могли бы размещать максимальную информацию о веломаршрутах и о планирующихся мероприятиях. Это будет способствовать развитию общения между клубами, городами и разными областями и сделает веложизнь более интересной и насыщенной.

Министерством культуры России проводятся конкурсы на определение лучшего маршрута для пешеходного и велосипедного туризма. Эта работа проводится впервые за несколько десятилетий и является системным толчком для развития велотуризма и культурного туризма.

Развитие велотуризма повлечёт за собой создание придорожных гостиниц, кафе, велопроката, велоремонта - все это малый бизнес, а значит новые рабочие места и налоговые поступления в бюджеты разных уровней.

Необходима популяризация велотуризма, развитие велокультуры среди населения. Необходимо устраивать мероприятия, в которых смогут участвовать жители республики разных возрастов, устраивать небольшие праздники, по типу сабантуя, где призом могут служить велосипеды и снаряжения для велопоходов.

Хорошим источником рекламы являются средства массовой информации. Республика Башкортостан имеет возможность создавать различные фильмы про велотуризм: рекламные, методические, документальные.

Для популяризации велотуризма необходима организация специального фонда, средства которого будут расходоваться на проведение семинаров, подготовку ве-лотуристов. Учебные тренировочные походы, массовые походные мероприятия необходимо финансировать не только из государственного бюджета, но и привлекать спонсорские средства.

Требует повышенного внимания обеспечение безопасности велотуристов и в условиях городского движения, и на загородных трассах.

Список источников:

1. Алимбеков М.М., Хайретдинова Н.Э., Хайретдинова О.А. Анализ показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан // Актуальные вопросы права, экономики и управления: Сб. статей VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 131-135.

2. Армстронг Л., Дженкинс С. Не только о велоспорте: моё возвращение к жизни. М.: Попурри. 2005. 448 с.

3. Атлас туристических ресурсов Республики Башкортостан / Ю.М. Астафьев, Р.Ф. Биккинин, П.И. Бикмурзин и др. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2007. 276 с.

4. Аюпов Р.А. Велоспорт // Башкортостан: Краткая энциклопедия. Уфа: Башкирская энциклопедия. 1996. С. 203-204.

5. Башкирия спортивная / Сост. В.И. Трушков. Уфа: Башкнигоиздат, 1971. 175 с.

6. Величко И.А. Некоторые проблемы социально-трудовой сферы АПК в современных условиях // Стратегия социально-экономического развития регионов: Тезисы докладов Всеросс. науч.-практ. конф. Уфа: Гилем, 2001. С. 225-228.

7. Величко И.А. Проблемы социального туризма в Республике Башкортостан // Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения): Сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. Уфа: АЭТЕРНА. 2015. С. 177-180.

8. Величко И.А., Зарипова Д.Ф., Хайретдинова О.А., Хисамутдинова А.Ф. Целесообразность внедрения экскурсионной деятельности в вузе // Наука сегодня: теория и практика: Сб. науч. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: УГНТУ, 2016. С. 40-43.

9. Велосипедный туризм / Сост. А.А. Булгаков. М.: Ключ, 1998. 624 с.

10. Зарипова Д.Ф., Хайретдинова О.А. Туристско-краеведческое объединение «Школа юного туриста» на базе студенческого научно-исследовательского сообщества «Клуб экскурсий и путешествий» // Тур-фактор-2014: стратегии развития туристско-рекреационной сферы региона: Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2014. С. 58-61.

11. Котова Т.П., Шалагина С.В. Организация туризма на особо охраняемых природных территориях // Наука сегодня: теория и практика: Сб. трудов II междунар. науч.-практ. конф. Уфа: УГНТУ, 2016. С. 115-118.

12. Лопес Б., Маккормак Л. Мастерство езды на маунтинбайке. М.: Sputnik Books, 2006. 208 с.

13. Матвеева Л.Д., Хамадеева З.А. Комплексные системы управления качеством в туристской индустрии. Уфа: УГУЭС. 2015. 91 с.

14. Сэвидж Б. Мили ниоткуда (кругосветное путешествие на велосипеде). М.: Армада, 1982. 208 с.

15. Усманов И.Ю., Солодилова Н.З., Винкельман Д.А., Гончаров А.С., Лебедев А.И., Шайбакова Э.Р., Абдрахманова З.Р., Матвеева Л.Д. Культурные ландшафты Уфы и туристическая привлекательность города // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2014. Т.19. №4. С. 64-70.

16. Фрил Д. Библия велосипедиста. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 432 с.

17. Халфин С.А., Халфин А.С. Культура как объект науки и образования: опыт образовательного производства УГУЭС // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. №2(12). С. 105-109.

18. Шайгарданова В.Ю. Мотивационно-компетентностный механизм развития персонала сервисных отраслей (на примере гостиничного комплекса Республики Башкортостан). Уфа: Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, 2010.

19. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: Физкультура и спорт, 1983. 70 с.

20. Эндрюс Г. Обслуживание горного велосипеда. Мурманск: Тулома, 2010. 220 с.

Tatyana P. KOTOVA a, Zulfiya A. KHAMADEEVA b, Albina F. KHISAMUTDINOVA c

a-c Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Rep. of Bashkortostan, Russia); a PhD in History, Associate Professor; e-mail: ktp.084@yandex.ru; b PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: zulfiya_x@rambler.ru; c PhD student; e-mail: albinazf@yandex.ru

BICYCLE TOURISM IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: THE HISTORY, CURRENT STATE, AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article on the base of studying the state of foreign and domestic bicycle tourism reviews its organization in the Republic of Bashkortostan. Fashion for a healthy lifestyle and ecological types of tourism is increasing every year. Bicycle tourism is among such types of activity. Abroad, it become the symbol of civilized society. Currently, its popularity grows in Russia and in its regions.

For the first time the article comprehensively addresses the history, current state and prospects of further development of bicycle tourism in the Republic of Bashkortostan. The authors mark main milestones, significant events and moments in the development of bicycle tourism in the republic. The article describes the main organizations have ever participated in the development of bicycle tourism in the republic.

The article considers the experience of joint tours of domestic and foreign tourists.

It is noted that state management of bicycle tourism made it possible to increase the number of mass events, for example, the "Day of 1000 cyclists" that is annually in may in many cities of Russia. This year has been proposed a new format I Bike Ufa. It is a unique and grand concept of "Open streets".

Today the market of services in this segment is quite diverse. The interest of local business in bicycle tourism is growing. The authors substantiate the necessity for searching new organizational forms of bicycle tourism. Tourist trips and bike tours are currently experiencing a new wave of popularity. The article allocates the most important objects of tourist interest, briefly describes the tourism infrastructure of Ufa, and identifies the perspectives and ways of its use in bicycle tourism. The authors present the result of the developing the series of thematic tours on bicycles. Keywords: cycle race, cycling trip, velorally, mountain biking, "day of 1000 cyclists", trial, bicycle tourism, active tourism.

References

1. Alimbekov, M. M., Khayretdinova, N. E., & Khayretdinova, O. A. (2017). Analiz pokazatelej social'no-ekonomi-cheskogo razvitija Respubliki Bashkortostan [Analysis of indicators of social and economic development of the Republic of Bashkortostan]. Aktual'nye voprosy prava, ekonomiki i upravlenija [Actual issues of law, economics and management]: Proceedings of the VII International scientific-practical conf., 131-135. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Armstrong, L., & Jenkins, S. (2005). Ne tol'ko o velosporte: moe vozvrashhenie k zhizni [It's not about the Bike (My Journey Back to Life)]. Moscow: Popurri. (In Russ.).

3. Astaf'ev, Yu. M., Bikkinin, R. F., Bikmurzin, P. I., & et al. (2007). Atlas turisticheskih resursov Respubliki Bashkortostan [Republic of Bashkortostan: Atlas of tourist resources]. Ufa: Ufa poligrafkombinat. (In Russ.).

4. Ayupov, R. A. (1996). Velosport [Cycling]. In: Bashkortostan: Kratkaja enciklopedija [Bashkortostan: A Brief Encyclopedia]. Ufa: Bashkirskaja enciklopedija, 203-204. (In Russ.).

5. Trushkov, V. I. (1971). Bashkirija sportivnaja [Bashkortostan sports]. Ufa: Bashknigoizdat. (In Russ.).

6. Velichko, I. A. (2001). Nekotorye problemy social'no-trudovoj sfery APK v sovremennyh uslovijah [Some problems of the socio-labor sphere of the agro-industrial complex in modern conditions]. Strategija social'no-ekonomichesk-ogo razvitija region [Strategy of social and economic development of regions]: Theses of reports of the All-Russian scientific-practical conf. Ufa: Gilem, 225-228. (In Russ.).

7. Velichko, I. A. (2015). Problemy social'nogo turizma v Respublike Bashkortostan [Problems of social tourism in the Republic of Bashkortostan]. Zhiznennyj potencial regiona: social'no-demograficheskie problemy sovremennogo obshhestva (Aitovskie chtenija) [The region's life potential: Socio-demographic problems of modern society (Aitov Readings)]: Proceedings of the International scientific-practical conf. Ufa: AETERNA, 177-180. (In Russ.).

8. Velichko, I. A., Zaripova, D. F., Khayretdinova, O. A., & Khisamutdinova, A. F. (1998). Celesoobraznost' vnedrenija ekskursionnoj dejatel'nosti v vuze [Feasibility of introduction of excursion activity in high school]. Nauka segodnja: teorija i praktika [Science Today: Theory and Practice]: Proceedings of the II International scientific-practical conf. Ufa: UGNTU, 40-43. (In Russ.).

9. Bulgakov, A. A. (1998). Velosipednyj turizm [Bicycle tourism]. Moscow: Klyuch. (In Russ.).

10. Zaripova, D. F., & Khayretdinova, O. A. (2014). Turistsko-kraevedcheskoe ob'edinenie «Shkola yunogo turista» na baze studencheskogo nauchno-issledovatel'skogo soobshhestva «Klub ekskursij i puteshestvij» [Tourist and Local Lore Studies Association "School of Young Tourist" on the basis of the student research community "Club of Excursions and Travel"]. Tur-faktor-2014: strategii razvitija turistsko-rekreacionnoj sfery regiona [Tour-factor-2014: Strategies for the Development of the Tourist and Recreational Sphere in the Region]: Proceedings of the VII International scientific-practical conf. Kazan': YUNIVERSUM, 58-61. (In Russ.).

11. Kotova, T. P., & Shalagina, S. V. (2016). Organizacija turizma na osobo ohranjaemyh prirodnyh territorijah [Tourism in specially protected natural areas]. Nauka segodnja: teorija i praktika [Science Today: Theory and Practice]: Proceedings of the II International scientific-practical conf. Ufa: UGNTU, 115-118. (In Russ.).

12. Lopes, B., & McCormack, L. (2006). Masterstvo ezdy na mauntinbajke [Mastering Mountan Bike Skills]. Moscow: Sputnik Books. (In Russ.).

13. Matveeva, L. D., & Khamadeeva, Z. A. (2015). Kompleksnye sistemy upravlenija kachestvom v turistskoj industrii [Complex Quality Management Systems in the Tourism Industry]. Ufa: UGUES. (In Russ.).

14. Sawage, B. (1982). Mili niotkuda (krugosvetnoe puteshestvie na velosipede) [Miles From Nowhere: A Round-The-World Bycicle Adventure the Mountaineers]. Moscow: Armada. (In Russ.).

15. Usmanov, I. Yu., Solodilova, N. Z., Vinkelman, D. A., Goncharov, A. S., Lebedev, A. I., Shaybakova, E. R., Abdra-khmanova, Z. R., & Matveeva, L. D. (2014). Kul'turnye landshafty Ufy i turisticheskaja privlekatel'nost' goroda [Cultural landscapes in the city of Ufa and attractiveness of tourist destination]. Vestnik Akademii nauk Respubliki Bashkortostan [Herald of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan], 19(4), 64-70. (In Russ.).

16. Friel, J. (2011). Biblija velosipedista [The Cyclist's Training Bible]. Moscow: Mann, Ivanov & Ferber. (In Russ.).

17. Khalfin, S. A., & Khalfin, A. S. (2015). Kul'tura kak ob'ekt nauki i obrazovanija: opyt obrazovatel'nogo proizvod-stva UGUES [Culture as object of science and education: experience of educational production of USUES]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Serija: Ekonomika [Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy], 2(12), 105-109. (In Russ.).

18. Shajgardanova, V. Yu. (2010). Motivacionno-kompetentnostnyj mehanizm razvitiya personala servisnyh otraslej (na primere gostinichnogo kompleksa Respubliki Bashkortostan) [Motivational and Competent Mechanism Development of Personnel in Service Industries (Case-study of Hotel Complex of the Republic of Bashkortostan)]. Ufa: UGUES. (In Russ.).

19. Shtyurmer, Yu. A. (1983). Opasnosti v turizme mnimye i dejstvitel'nye [Dangers in tourism: Imaginary and real]. Moscow: Fizkul'tura i sport. (In Russ.).

20. Andrews, G. (2010). Obsluzhivanie gornogo velosipeda [Mountain Bike Maintenance]. Murmansk: Tuloma. (In Russ.).

Котова Т.П., Хамадеева З.А., Хисамутдинова А.Ф. Велотуризм в Республике Башкортостан: история формирования, современное состояние, перспективы развития // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №3. С. 105119. ЭО!: 10.22412/1995-0411-2017-11-3-105-119.

Дата поступления статьи: 6 июня 2017 г.

Kotova, T. P., Khamadeeva, Z. A., & Khisamutdinova, A. F.

(2017). Bicycle tourism in the Republic of Bashkortostan: The history, current state, and development prospects. Sovremen-nye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(3), 105-119. doi: 10.22412/1995-0411-2017-113-105-119. (In Russ.).

Received June 6, 2017

ТУРДАЙДЖЕСТ

TOURDIGEST

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСТИНИЧНЫЙ КОНКУРС «КОМФОРТ И УЮТ» - 2017

Национальный гостиничный конкурс «Комфорт и уют», который в 2017 году проходит уже в шестой раз, традиционно собирает самых активных представителей российского гостеприимства. Конкурс является не только площадкой общения отельеров, но и настоящим праздником профессионалов отрасли. К участию в соревнованиях Конкурса приглашаются средства размещения любого формата, компании, предоставляющие аутсорсинговые услуги на гостиничном рынке, а также профильные учебные заведения. В команду, представляющую предприятие на конкурсе, входят горничная, супервайзер, администратор/портье службы приёма и размещения, руководитель команды (может быть представителем любой службы).

Заявки принимаются по электронной почте hotelsmedia@mail.ru.

Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма» является информационным партнёром Конкурса.

По материалам сайта http://kiu-2017.hotelsinfoclub.ru (дата обращения: 17.08.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.