ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №2(62). - С. 59-65 --- ♦ ----
УДК 374.32 DOI: 10.52772/25420291_2024_2_59
Никита Валерьевич Сафин г. Оренбург
Ценностные основания педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях
В статье рассматриваются вопросы разработки и реализации содержания педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях с позиции анализа ее ценностных оснований. Выявлены и охарактеризованы следующие ценностные основания авторской концепции: а) рассмотрение подростков как ценностного ресурса прогрессивного развития страны в будущем, укрепления российской государственности, обеспечения общественной безопасности, а также жизнестойкого поколения, способного противостоять рискогенным условиям социума; б) приоритет ценностно-смысловой составляющей развития у подростков чувства принадлежности к культурному богатству российской цивилизации, многонациональному народу, языку, осознания значимости единства и солидарности всех и каждого в судьбе России; в) ценностно персональный смысл группового членства в детских общественных объединениях как особого самоорганизующегося, самоуправляемого, гибкого и открытого детско-взрослого сообщества в аспекте популяризации образцов нравственности, духовности, общинного коллективизма, социальной ответственности, гражданственности, гуманизма; г) смысловой ориентир деятельности детских общественных объединений на достижение общественного идеала молодого гражданина России будущего, отражающего обобщенный комплекс требований к личностным характеристикам и поведенческим моделям подростков с учетом следования традиционным российским духовно-нравственным ценностям и действования для пользы своей страны.
Ключевые слова: рискогенность современного социума, кризис идентичности, подростки, гражданская идентичность, детские общественные объединения, педагогическая концепция, традиционные российские духовно-нравственные ценности, ценностные основания и нравственные императивы жизнедеятельности, гражданская позиция, патриотизм.
Nikita Valerevich Safin
Orenburg
The value bases of the pedagogical concept of the formation of adolescents' civil identity
in children's public associations
The article discusses the development and implementation of the pedagogical concept of the formation of adolescents' civil identity in children's public associations from the standpoint of value bases. The following value foundations of the author's concept were identified and characterized: a) consideration of adolescents as a value resource for the progressive development of the country in the future, strengthening Russian statehood, ensuring public safety as well as a resilient generation capable of resisting the risky conditions of society; b) the priority of the value-semantic component of the development of adolescents' sense of belonging to the cultural wealth of Russian civilization, multinational people, language, awareness of the importance of the unity and solidarity of everyone and everyone in the fate of Russia; c) the valuable personal meaning of group membership in children's public associations as a special self-organizing, self-governing, flexible and open child-adult community in terms of popularizing samples of morality, spirituality, community collectivism, social responsibility, citizenship, humanism; d) the semantic orientation of the activities of children's public associations to achieve the social ideal of a young citizen of Russia of the future reflecting a generalized set of requirements for personal characteristics and behavioral models of adolescents, taking into account the observance of traditional Russian spiritual and moral values and actions for the benefit of their country.
Keywords: riskiness of modern society, identity crisis, adolescents, civic identity, children's public associations, pedagogical concept, traditional Russian spiritual and moral values, value foundations and moral imperatives of life, civic position, patriotism.
Введение. В условиях ускорения темпов изменений в современном транзитивном социуме, усиления процесса глобализации и взаимопроникновения ценностей культур, осуществления кардинальных перемен в экономике и образовании, а также нарастания напряженной политической ситуации, цивилизационного противостояния и
противоборства России с использованием военной силы, именно разработка ценностных оснований педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков (как особой социальной группы, несущей огромные потенциальные возможности будущего) становится все более значимым
феноменом современной действительности, фактором укрепления российской
государственности, поддержания социального и политического равновесия гражданского общества в перспективе, базисом обеспечения общественной безопасности.
В выступлениях президента Российской Федерации В.В. Путина постоянно констатируется необходимость ценностного осмысления проблемы формирования и укрепления гражданской идентичности молодых граждан огромной многонациональной России в основе которой лежит единение народа, степень взаимного сотрудничества и сплоченности, привитие подрастающему
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
2024, no 2(62), pp. 59-65
поколению традиционных россииских духовно -нравственных ценностей и их осознанная трансляция в разнообразные сферы социальной практики. В подписанном президентом Указе от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Указе от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики до 2025 г., Концепции воспитания гражданина России в системе образования (Институт воспитания Российской академии образования, 2021 г.) определяется значимость создания условий и ценностно-смыслового пространства для развития у молодых людей чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, приверженности нравственным ценностным ориентирам, лежащим в основе общероссийской гражданской идентичности, воспитания ответственных взрослеющих субъектов на основе осознанного принятия и соблюдения ими гражданских прав и обязанностей.
Основным социальным институтом исполнения государственной миссии реализации ценностных оснований педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков являются детские общественные объединения как важнейшие стимуляторы реального проявления патриотизма и активной гражданской позиции молодых людей, мотиваторы мобильного выдвижения ими социальных идей и инициатив для преодоления негативных вызовов времени и
совершенствования разнообразных областей социальной действительности при разумном сочетании личных и общественных интересов. Значимым для формирования гражданской идентичности подростков в ходе деятельности детских общественных объединений выступает выстраивание конструктивного взаимодействия и продуктивных поведенческих моделей в разновозрастном и многоконфессиональном коллективе единомышленников, пронизанном ценностными идеями единения с другими людьми, сплоченности, коллективной организации для решения социально значимых проблем, гражданской ответственности за свои действия перед окружающим миром, проявления заботы о городе, родном крае, стране, развития положительного отношения к своей малой и большой Родине, к гражданскому обществу и правовому государству в целом .
Обозначенные общественные целевые ориентиры влекут за собой необходимость определения ценностных оснований педагогической концепции формирования
гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях как совокупности диспозиций (ценностных ориентиров, норм и мировоззренческих смыслов), определяющих направленность целеполагания, выработки, принятия и внедрения технологических решений для того чтобы достаточно полно и всесторонне раскрыть содержание, основные ведущие идеи, закономерности и принципы, методы и другие важные аспекты реализации теоретико-методологических и прикладных основ авторской концепции. Сегодня обобщенными ценностными основаниями авторской концепции выступает консолидация
общественных сил и активистского настроения молодых граждан России, осознания ими себя в качестве активных членов гражданской общности, патриотов своего Отечества на основе позитивного восприятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей (жизнь, достоинство, права и свободы человека, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы и т.д.) и солидаристских ценностей (доверие, взаимопомощь, участие, социальная
ответственность и др.), нормативных установок единства культурного многообразия страны.
Цель статьи: выявить и охарактеризовать ценностные основания педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях.
Теоретическая часть исследования. Педагогическая концепция формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях представляет собой определенную форму научного знания, отражающую систематизацию предпосылок (социокультурных,
образовательных, личностных), понятийно-категориальное поле исследования, ведущие идеи, научные подходы (культурологический, социально-педагогический, деятельностный), закономерности и принципы (аксиологизации, коммуникативного партнерства и
сотрудничества, рефлексии, социального закаливания, субъектности, толерантности), содержательно-смысловое наполнение
процессной модели (целевой,
методологический, содержательный,
результативный блоки) и организационные условия ее оптимального функционирования, критериально-диагностический инструментарий оценочных характеристик сформированности данного вида идентичности подростков [9].
Выявление ценностных оснований педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях базируется на основе анализа научных работ
отечественных исследователей (Е.Е. Вяземский, Е.Б. Евладова [1]; Т.В. Дьячкова [2]; В.А. Земляков, О.Н. Шестопалова [3]; И.В. Кожанов [4]; Л.Г. Пак [7]; Ю.А. Семенова [10]; Е.Н. Сухоленцева [11]; И.Н. Шухат, А.Н. Кохичко [13]) и зарубежных ученых (в^. СЬИеоаг, !А. ^ои [14]; 8. вПагШ, Е. Ьо77а [15]).
Конкретизируем ценностные основания педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях.
1. Рассмотрение подростков как ценностного ресурса прогрессивного развития страны в будущем, укрепления российской государственности, обеспечения общественной безопасности, а также жизнестойкого поколения, способного противостоять рискогенным условиям социума.
Подростки как молодой мобильный капитал страны, основополагающий ресурс прорывного развития и процветания, стабильного и устойчивого функционирования современного общества, субъекты
определенной исторической эпохи, активная социальная группа, участвующая в общественной жизни должны «взращиваться» на основании развития сопричастности всех и каждого к судьбе Отечества, формирования у них высокого уровня гражданской идентичности, созидания и популяризации культурно-исторической памяти малой и большой Родины, становления ответственности за ее настоящее и за будущее, освоения, присвоения и трансляции ценности защиты государственных интересов, укрепления чести и достоинства российского государства.
Общее ценностно-нормативное
пространство целенаправленного
формирования и укрепления гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях может стать надежным барьером на пути противостояния идеологии экстремизма, неонацистских убеждений, ксенофобии и другого противоправного либо маргинального поведения молодых людей. Будущее России зависит от степени готовности подростков с высоким уровнем сформированности гражданской идентичности к достойным ответам на рискогенные вызовы современной действительности: информационное
манипулирование сознанием взрослеющих субъектов; «аксиологический вакуум» и дефицит консолидирующих ценностей с позиции социокультурной, политической, экономической «ломки» устоявшихся морально-нравственных устоев и приоритетов; утрата чувства «укорененности» в окружающем мире; нарастание социально-гражданской инфантильности и отчуждения от
общества в рамках сетевой социализации; деидеологизированное вовлечение в деструктивные сообщества (вербовка в антироссийские организации экстремистского толка); социальная разобщенность; конфликты идентичностей в рамках противостояния «своего» и «чужого» в рамках этнокультурных различий российского народа, идеи национальной исключительности;
искусственное насаждение западных образцов поведения и коммуникации не свойственных российскому народу; ослабление устойчивых базирующихся на взаимном доверии и межличностных и межгрупповых связей.
2. Приоритет ценностно-смысловой составляющей развития у подростков чувства принадлежности к культурному богатству российской цивилизации, многонациональному народу, языку, осознания значимости единства и солидарности всех и каждого в судьбе России.
Выявление данного ценностно-смыслового основания педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях соотнесено с организацией специального ценностно-нормативного
пространства, которому свойственна высокая духовность в выстраивании разновозрастного межконфессионального общения, нравственно-этический стержень в поведенческих моделях служения окружающим людям и своему Отечеству, осознанное принятие и трансляция каждым субъектом традиционных российских духовно-нравственных ценностей («жизнь, достоинство, права и свободы человека, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, патриотизм,
гражданственность, крепкая семья,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России» (Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [12]).
3. Ценностно персональный смысл группового членства в детских общественных объединениях как особого самоорганизующегося, самоуправляемого, гибкого и открытого детско-взрослого сообщества в аспекте популяризации образцов нравственности, духовности, общинного коллективизма, социальной ответственности, гражданственности, гуманизма.
Детские общественные объединения представляют совокупность жизненно значимых и ценностно-ориентированных сфер и
JOURNAL OF SHADRINSK STATE
2024, no 2(62),
PEDAGOGICAL UNIVERSITY, pp. 59-65
событийных мероприятий вовлечения в подростков в социально признаваемую и социально одобряемую деятельность, позволяющую многоаспектно осмыслить и реализовать молодым людям вариативный статусно-ролевой функционал граждан, патриотов и общественных деятелей, а также найти свое место в условиях изменяющейся социальной практики (пути и способы гражданского самоутверждения и
самореализации в социальной
действительности) в соответствии со своими потребностями и активным стремлением к объединению и осознанию себя в качестве членов гражданской общности, к признанию собственного значения в коллективе социально значимых людей.
В ходе организации деятельности по формированию гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях обеспечивается «развитие самосознания гражданской общности. Происходят осознание себя и «других» (тенденция дифференциации) и осознание общности (тенденция интеграции). Интеграция основывается на внутригрупповой общности по значимым признакам, включая общую историю (общая судьба, символы, герои, легенды, события и др.), самоназвание гражданской общности («Я - гражданин России), общий язык - государственный русский язык (коммуникации, передача и усвоение, выработка разделяемых смыслов и ценностей), общую культуру (политическую, правовую,
экономическую) и совместное со всей страной переживание эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими, экономическими, правовыми и другими событиями, действиями» [13].
4. Смысловой ориентир деятельности детских общественных объединений на достижение общественного идеала молодого гражданина России будущего, отражающего обобщенный комплекс требований к личностным характеристикам и поведенческим моделям подростков с учетом следования традиционным российским духовно-
нравственным ценностям и действования для пользы своей страны.
Значим ходе реализации авторской концепции выступает ориентация деятельности детских общественных объединений в целях формирования гражданской идентичности подростков на идеальный портрет Гражданина России 2035 г., охарактеризованный в Концепции воспитания и развития личности гражданина России в системе образования [5] и содержательно модифицированный нами на основе идей Л.Г. Пак [6]:
- патриотизм (ориентация подростков на служение Родине, обеспечения ее благополучия
и безопасности; уважение к преемственности исторических традиций и истории малой и большой России; чувство гордости за государственную символику, державную доминанту военной мощи сильного государства и верность идеалам Отечества; осознание значимости понятий «патриотический дух», «патриотические чувства», «патриотическое видение мира», «патриотический долг»);
- гражданская позиция и правосознание (воспитание молодых законопослушных граждан, знающих о сущности закона, правопорядка и правоприменения, гражданских правах и обязанностях, общественно-политических событиях в мире, стране и области; осознание важности следования моральным нормам и правилам гражданского общества; активность участия в социально одобряемой и социально признаваемой деятельности на благо общества и других людей; устойчивый положительный опыт гражданского поведения и гражданско-правовых отношений; ценностное отношение к своей принадлежности Отечеству на основе принятия этой принадлежности);
- социальная направленность и зрелость (ответственность за поступки и предполагаемый результат перед другими людьми; признание ценности окружающих субъектов; принципиальность и достоинство, направленность на честное служение своему народу; нацеленность на сохранение и приумножение ценностей малой и большой Родины; осознанное восприятие государственной ценностно-нормативной системы; построение перспектив образа будущего с позиции осознания личной причастности к прошлому, настоящему и будущему родной страны; освоение механизмов демократии через самоуправление, планирование и регулирование совместной общественно востребованной деятельности в детских общественных объединениях, новые формы консолидации разновозрастного коллектива, проявление социальной солидарности);
- интеллектуальная самостоятельность (осознание собственной уникальности и неповторимости в самостоятельности гражданских действий и поступков; степень общекультурной и социально-политической осведомленности; критическое и объективное отношение к современной действительности и историческим источникам; креативный и социально инициативный подход к реализации намеченных целей на основе уважения устоев, традиций, истории, ценностей государства и общества; независимость суждений; трансформация идеалов гражданского общества в глубоко личные для подростков ценности; отождествление самого себя с родной страной,
обладающей уникальными чертами и ментальностью);
- коммуникация и сотрудничество (готовность к конструктивному выстраиванию межличностных и социальных отношений с представителями различных культур и возрастов в поведенческих моделях гражданского содержания; проявление национальной и религиозной терпимости, толерантного сознания к культурному и языковому разнообразию, традициям других народов; умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека и найти компромисс в совместных действиях; восприятие коллектива как ценности; знание и уважение прав друг друга; потребность активного включения в общественные отношения; нахождение свой ниши самореализации в коллективе и эмоциональная идентификация с другими);
- зрелое сетевое поведение (саморегуляция, самоорганизация и рефлексия гражданских действий в области виртуальной реальности; ориентация в информационном потоке политического, социального, идеологического, межличностного и другого характера; идентификация ресурсов с запрещенной к распространению информацией и противоправным контентом в аспекте противостояния при трансляции общепризнанных нравственных ценностей в интернет-пространстве; умение противодействовать деструктивным воздействиям современных средств массовой информации (вовлечение в запрещенные экстремистские организации и мероприятия, потребление запрещенных веществ; нагнетание межнациональной, социальной напряженности, этнической, религиозной ненависти; формирование криминогенных установок и т.д.), самокритичность при оценке действий и поступков в контексте становления позитивной репутации и определенного цифрового следа в сетевой среде);
- здоровье и безопасность (нацеленность на выполнение гражданского долга в рамках активного участия в общественной жизни (в акциях и проектах, волонтерстве) с учетом критериев социальной полезности, общественной безопасности и личностного благосостояния; ориентация на здоровый образ
жизни и экологически целесообразное сохранение всего живого на планете, природного достояния страны);
- мобильность и устойчивость (эмоциональная устойчивость, умения самоконтроля и психической саморегуляции, а также стрессоустойчивости и жизнестойкости в ситуации адаптации к рискогенным условиям социума и неопределенности вызовов времени; социальный опыт самоопределения в системе гражданских ценностей; устойчивая позиция верности своей стране и солидарности с духовно-этическим стержнем и ментальностью российского народа).
Выводы и рекомендации. В исследовании на основании анализа нормативно-правовых документов в сфере образования, литературных источников и передового опыта определены ценностные основания педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях. Выявленные ценностные основания авторской концепции базируются на популяризации начал крепкой государственности, смысловом осознании подростками единства социокультурного кода многонационального народа России, значимости и непререкаемого авторитета традиционных российских духовно-нравственных ценностей, преемственной связи нашего времени с историческими деяниями прошедшего и с надеждами будущего российского общества. Данные основания определяют развитие направленности молодых людей к вершинам созидательной гражданской жизнедеятельности (в исполнении гражданского долга и конституционных обязанностей, в стремлении разумно сочетать личные и общественные интересы) в аспекте получения социально-ценных результатов по отношению к личностному благу и общественному благополучию (социальная ответственность за и перед кем-либо; беспокойство за судьбу своего народа и страны; неравнодушие и направленность на процветание Родины; эмоционально-смысловое отношение к факту принадлежности к гражданской общности и необходимости единения с окружающими людьми).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вяземский, Е.Е. Формирование российской гражданской идентичности личности школьника / Е.Е. Вяземский, Е.Б. Евладова. - Текст : непосредственный // Образование личности. - 2013. - № 4. - С. 44-53
2. Дьячкова, Т.В. Формирование российской гражданской идентичности подростка: потенциал детского общественного объединения / Т.В. Дьячкова. - Текст : непосредственный // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - № 4. - С. 316-324.
3. Земляков, В.А. Воспитание чувства патриотизма как фактор формирования гражданской идентичности студентов / В.А. Земляков, О.Н. Шестопалова. - Текст : непосредственный // Дискуссия. -2016. - № 5 (68). - С. 133138.
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
2024, no 2(62), pp. 59-65 ---- ♦ ---
4. Кожанов, И.В. Зарубежный опыт формирования гражданской идентичности личности / И.В. Кожанов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 9. - С. 229-233.
5. Концепция воспитания гражданина России в системе образования. - Текст : электронный // Институт воспитания РАО. - 2021. - URL: https://институтвоспитания.рф/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/Проект%20%20концепция%20во спитания.pdf (дата обращения: 04.05.2024).
6. Пак, Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации : монография / Л.Г. Пак. - Оренбург : Оренбург. ин-т экономики и культуры, 2013. - 311 с. - Текст : непосредственный.
7. Пак, Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания : монография / Л.Г. Пак. - Москва : Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2010. - 178 с. - Текст : непосредственный.
8. Петрич, О.И. Педагогические условия воспитания гражданственности у подростков в современных детских общественных объединениях : монография / О.И. Петрич. - Пятигорск : ПГЛУ, 2011. - 187 с. - Текст : непосредственный.
9. Сафин, Н.В. Принципы педагогической концепции формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях / Н.В. Сафин. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32969 (дата обращения: 05.05.2024).
10. Семенова, Ю.А. Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества / Ю.А. Семенова. - Текст : непосредственный // Вестник ЧелГУ. - 2010. - № 1. - С. 104-108.
11. Сухоленцева, Е.Н. Детские общественные объединения как институт воспитания: социально-контекстный подход / Е.Н. Сухоленцева. - Текст : непосредственный // Педагогика и психология образования. - 2014. - № 2. - С. 29-33.
12. Российская Федерация. Президент (2018 - ; В. В. Путин). Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей указ от 9 нояб. 2022 г. № 809. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 03.05.2024). - Текст : электронный.
13. Шухат, И.Н. Формирование российской гражданской идентичности школьников как педагогический процесс / И.Н. Шухат, А.Н. Кохичко. - Текст : непосредственный // Педагогичекий журнал. - 2022. - № 12. - С. 442-456.
14. Chilcoat, G.W. Issues-centered instruction in the social studies classroom / G.W. Chilcoat, J.A. Ligon. - Text : direct // Theory and Research in Social Education. - 2000. - Vol. 28, № 2. - P. 220-272.
15. Gilardi, S. Inquiry-based learning and undergraduates' professional identity development: assessment of a field research-based couse / S. Gilardi, E. Lozza. - Text : direct // Innovative Higher Education. - 2010. - Vol. 34. - P. 245-256.
REFERENCES
1. Vjazemskij E.E., Evladova E.B. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti lichnosti shkol'nika [Formation of the Russian civic identity of the personality of the student]. Obrazovanie lichnosti [Education of personality], 2013, no. 4. pp. 4453.
2. D'jachkova T.V. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti podrostka: potencial detskogo obshhestvennogo ob#edinenija [Formation of the Russian civil identity of a teenager: the potential of a children's public association]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2015, no. 4, pp. 316-324.
3. Zemljakov V.A., Shestopalova O.N. Vospitanie chuvstva patriotizma kak faktor formirovanija grazhdanskoj identichnosti studentov [Education of a sense of patriotism as a factor in the formation of civil identity of students]. Diskussija [Discussion], 2016, no. 5 (68), pp. 133-138.
4. Kozhanov I.V. Zarubezhnyj opyt formirovanija grazhdanskoj identichnosti lichnosti [Foreign experience in the formation of civil identity of a person]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2014, no. 9, pp. 229233.
5. Koncepcija vospitanija grazhdanina Rossii v sisteme obrazovanija [The concept of education of the citizen of Russia in an education system]. Institut vospitanija RAO. 2021. URL: https://institutvospitanija.rf/upload/iblock/c63/h9nuxx7no9vq6hytw9fgg1sy2qr1jgts/Proekt%20%20koncepcija%20vospitanij a.pdf (Accessed: 04.05.2024).
6. Pak L.G. Social'no-orientirovannaja dejatel'nost' studenta vuza: ot idei k realizacii: monografija [Socially oriented activities of a university student: from idea to implementation]. Orenburg: Orenburgskij institut jekonomiki i kul'tury, 2013. 311 p.
7. Pak L.G. Sub#ektno-razvivajushhaja socializacija studenta vuza: teoretiko-metodologicheskie osnovanija: monografija [Subject-developing socialization of a university student: theoretical and methodological foundations]. Moscow: Izd-vo Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija, 2010. 178 p.
8. Petrich O.I. Pedagogicheskie uslovija vospitanija grazhdanstvennosti u podrostkov v sovremennyh detskih obshhestvennyh ob#edinenijah: monografija [Pedagogical conditions for educating citizenship among adolescents in modern children's public associations]. Pjatigorsk: PGLU, 2011. 187 p.
9. Safin N.V. Principy pedagogicheskoj koncepcii formirovanija grazhdanskoj identichnosti podrostkov v detskih obshhestvennyh ob#edinenijah [Principles of the pedagogical concept of the formation of civil identity of adolescents in children's public associations]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2023, no. 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32969 (Accessed: 05.05.2024).
10. Semenova J.A. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti v uslovijah sovremennogo rossijskogo obshhestva [Formation of civic identity in the conditions of modern Russian society]. Vestnik ChelGU[Bulletin of ChelSU], 2010, no. 1, pp.104108.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №2(62). - С. 59-65 ---. + .----
11. Suholenceva E.N. Detskie obshhestvennye ob#edinenija kak institut vospitanija: social'no-kontekstnyj podhod [Children's public associations as an institution of education: a socio-contextual approach]. Pedagogika i psihologija obrazovanija [Pedagogy and psychology of education], 2014, no. 2, pp. 29-33.
12. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniju i ukrepleniju tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Decree of the President of the Russian Federation «On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values»] (ot 9 nojabrja 2022 g. № 809). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (Accessed: 03.05.2024).
13. Shuhat I.N. Kohichko A.N. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti shkol'nikov kak pedagogicheskij process [Formation of the Russian civil identity of schoolchildren as a pedagogical process]. Pedagogichekij zhurnal [Pedagogical journal], 2022, no. 12, pp. 442-456.
14. Chilcoat G.W., Ligon J.A. Issues-centered instruction in the social studies classroom. Theory and Research in Social Education, 2000, no. 28, № 2, pp. 220-272.
15. Gilardi S., Lozza E. Inquiry-based learning and undergraduates' professional identity development: assessment of a field research-based couse. Innovative Higher Education, 2010, no. 34, pp. 245-256.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Н.В. Сафин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления, Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Оренбург, Россия, e-mail: [email protected]. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
N.V. Safin, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Management Theory and Practice, Orenburg Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orenburg, Russia, e-mail: [email protected].