Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ'

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская идентичность / подростки / детские общественные объединения / процессная модель / методологические подходы / принципы / организационные формы и методы / civic identity / adolescents / children’s social associations / process model / methodological approaches / principles / organizational forms and methods

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафин Никита Валерьевич

Исследованы теоретико-методологические основания и специфика разработки процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях. В ходе много теоретического исследования обозначена блочная структура процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях, которая реализуется в соответствии с определенными этапами: ценностно-ориентирующий, содержательно-информирующий, преобразующерефлексивный, представленными в последовательности развития изучаемого феномена. Целевой блок определяет целевые ориентиры и задачи обеспечения формирования данного вида идентичности молодых людей в детских общественных объединениях с учетом запросов современного социума и разнообразных социальных институтов, анализа современных нормативно-правовых документов. Методологический блок авторской модели представлен культурологическим, социально-педагогическим, деятельностным научными подходами и соответствующими им принципами – аксиологизации, субъектности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, социального закаливания, толерантности, рефлексии. Содержательный блок разработанной модели отражает содержательные направления, организационные формы, методы и средства исследуемого феномена с позиции использования педагогических возможностей детских общественных объединений (смыслообразующих, информационных, активизирующих) в формировании гражданской идентичности подростков (панельные дискуссии «Просвещение и возрождение традиции наставничества героев Отечества; «Мировоззренческое кино и открытые дискуссионные площадки»; «Лаборатория военно-исторических реконструкций»; «Детско-взрослое социально-проектное бюро»; «Академия молодого гражданина»; «Фабрика социальных идей»; «Социальная геймификация». Результативный блок описывает компоненты гражданской идентичности подростков, ее критерии и показатели, уровни сформированности, предполагаемый результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сафин Никита Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESS MODEL OF CIVIL IDENTITY FORMATION OF ADOLESCENTS IN CHILDREN’S SOCIAL ASSOCIATIONS

The theoretical and methodological foundations and specifics of developing a process model for the formation of civil identity of adolescents in children’s public associations have been studied. In the course of a lot of theoretical research, a block structure of the process model of the formation of civil identity of adolescents in children’s public associations is indicated, which is implemented in accordance with certain stages: value-oriented, content-informing, transformative-reflective, presented in the sequence of development of the phenomenon being studied. The target block defines the targets and tasks of ensuring the formation of this type of identity of young people in children’s public associations, taking into account the demands of modern society and various social institutions, analysis of modern regulatory documents. The methodological block of the author’s model is represented by cultural, socio-pedagogical, activity-based scientific approaches and their corresponding principles – axiologization, subjectivity, communicative partnership and cooperation, social hardening, tolerance, reflection. The content block of the developed model reflects the content directions, organizational forms, methods and means of the phenomenon under study from the position of using the pedagogical capabilities of children’s public associations (meaning-forming, informational, activating) in the formation of the civic identity of adolescents (panel discussions «Enlightenment and the revival of the tradition of mentoring heroes of the Fatherland; «Worldview cinema and open discussion platforms»; «Laboratory of military-historical reconstructions»; «Children and adults social project bureau»; «Academy of a young citizen»; «Factory of social ideas»; «Social gamification». The result block describes the components of the civic identity of adolescents, its criteria and indicators, levels of formation, expected results.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-82 УДК 374.32

Сафин Н.В.

Колледж сервиса города Оренбурга, Оренбург, Россия E-mail: [email protected]

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Исследованы теоретико-методологические основания и специфика разработки процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях. В ходе много теоретического исследования обозначена блочная структура процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях, которая реализуется в соответствии с определенными этапами: ценностно-ориентирующий, содержательно-информирующий, преобразующе-рефлексивный, представленными в последовательности развития изучаемого феномена. Целевой блок определяет целевые ориентиры и задачи обеспечения формирования данного вида идентичности молодых людей в детских общественных объединениях с учетом запросов современного социума и разнообразных социальных институтов, анализа современных нормативно-правовых документов. Методологический блок авторской модели представлен культурологическим, социально-педагогическим, деятельностным научными подходами и соответствующими им принципами - аксиологизации, субъектности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, социального закаливания, толерантности, рефлексии. Содержательный блок разработанной модели отражает содержательные направления, организационные формы, методы и средства исследуемого феномена с позиции использования педагогических возможностей детских общественных объединений (смыслообразующих, информационных, активизирующих) в формировании гражданской идентичности подростков (панельные дискуссии «Просвещение и возрождение традиции наставничества героев Отечества; «Мировоззренческое кино и открытые дискуссионные площадки»; «Лаборатория военно-исторических реконструкций»; «Детско-взрослое социально-проектное бюро»; «Академия молодого гражданина»; «Фабрика социальных идей»; «Социальная геймификация». Результативный блок описывает компоненты гражданской идентичности подростков, ее критерии и показатели, уровни сформированности, предполагаемый результат.

Ключевые слова: гражданская идентичность, подростки, детские общественные объединения, процессная модель, методологические подходы, принципы, организационные формы и методы.

Safin N.V.

Orenburg Service College, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]

PROCESS MODEL OF CIVIL IDENTITY FORMATION OF ADOLESCENTS IN CHILDREN'S SOCIAL ASSOCIATIONS

The theoretical and methodological foundations and specifics of developing a process model for the formation of civil identity of adolescents in children's public associations have been studied. In the course of a lot of theoretical research, a block structure of the process model of the formation of civil identity of adolescents in children's public associations is indicated, which is implemented in accordance with certain stages: value-oriented, content-informing, transformative-reflective, presented in the sequence of development of the phenomenon being studied. The target block defines the targets and tasks of ensuring the formation of this type of identity of young people in children's public associations, taking into account the demands of modern society and various social institutions, analysis of modern regulatory documents. The methodological block of the author's model is represented by cultural, socio-pedagogical, activity-based scientific approaches and their corresponding principles - axiologization, subjectivity, communicative partnership and cooperation, social hardening, tolerance, reflection. The content block of the developed model reflects the content directions, organizational forms, methods and means of the phenomenon under study from the position of using the pedagogical capabilities of children's public associations (meaning-forming, informational, activating) in the formation of the civic identity of adolescents (panel discussions «Enlightenment and the revival of the tradition of mentoring heroes of the Fatherland; «Worldview cinema and open discussion platforms»; «Laboratory of military-historical reconstructions»; «Children and adults social project bureau»; «Academy of a young citizen»; «Factory of social ideas»; «Social gamification». The result block describes the components of the civic identity of adolescents, its criteria and indicators, levels of formation, expected results.

Key words: civic identity, adolescents, children's social associations, process model, methodological approaches, principles, organizational forms and methods.

Социокультурные и экономические изменения, происходящие в общественной жизни, геополитические вызовы и угрозы современного мира, обострение противоречий национального, социального и политического характера, идеологическое давление Запада и попытки его доминирования на постсоветском пространстве без учета интересов Российской Федерации, трансформация ценностных оснований жизнебытия подрастающего поколения, обозначили переосмысление роли и ценностно-смыслового содержания формирования гражданской идентичности подростков. От того, какие традиционные российские духовно-нравственные ценности, установки сформированы у современных подростков в аспекте осмысления ими значимости единения народов России в одно многонациональное мощное государство и убеждения верности культурно-историческим традициям страны, настолько молодые люди в перспективе будут готовы к реализации активной гражданской позиции, гражданского долга, защите России от внешних угроз.

Президент Российской Федерации В.В. Путин ежегодно на заседаниях Совета по межнациональным отношениям ежегодно отмечает значимость решения ключевой задачи укрепления общероссийской гражданской идентичности в условиях внешних вызовов и угроз, осознания каждым субъектом себя гражданином нашего многонационального государства с ощущением сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за Россию и ее будущее. В В. Путин подчеркивает, что особо важным сосредоточить свои усилия в формировании гражданской идентичности молодых людей, осмыслении ими значимости национального и культурного многообразия, в которой сила и преимущество страны, так как от взглядов молодых людей будет во многом зависеть судьба России.

Наиболее продуктивным формирование данного вида идентичности молодых людей осуществляется в детских общественных объединениях, способных внести ощутимый вклад в становление новых жизненных установок подростков, внедрять в их сознание идеологию реализации гражданского долга, ответственного служения государству и своему народу, противостояния проявлениям терроризма, ксенофобий и экстремизма с учетом адекватного ответа на вызовы нашего времени.

Формирование гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях выступает неотъемлемой частью национальной идеи последовательного становления взрослеющих субъектов как политически зрелых и социально активных членов общества, понимающих ответственность за свои действия и их последствия в судьбе страны и народа, транслирующих освоенные традиционные российские духовно-нравственные ценности, разделяющих и поддерживающих интересы развития нашего государства, нацеленных на инициативное участие в жизни государства на благо малой и большой Родины.

От сформированности гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях в постоянно изменяющихся условиях современной ситуации в мире зависит путь поступательного прогрессивного развития и объединения государства в настоящее время и в будущем, основы национальной безопасности России и успешного будущего российской го сударственно сти.

В этой связи особо значимым в педагогической науке и практике выступает разработка процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях в которой сконцентрированы предложения по совершенствованию функционирования изучаемого феномена.

Конструирование авторской модели процессной модели базируется на научных идеях исследователей, определяющих содержание и сущность гражданской идентичности, специфику процесса ее формирования в различных возрастных группах, образовательных и социальных условиях:

- Е.А. Гришиной, 2000 г. [8]; Н.А. Баранова, Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцевой, С.И. Кузиной, Л.И. Никовской, О.В. Поповой, 2022 г. [7]; Н.Г. Хайруллиной, 2022 г. [18] (аксиологические, институциональные, структурные и культурологические, дискурсивные основания феномена «гражданская идентичность» в современной России);

- Э.Ф. Алиевой, А.Г. Асмолова, В.В. Глеб-кина, М.С. Гусельцевой, О.А. Карабановой, М.В. Левит, Т. д. Марциновской, О.Р. Радионовой, 2011 г. [2] (сущность и условия формирования гражданской идентичности личности в условиях полиэтнического, поликонфессио-

нального и поликультурного государства; переход от феноменологии к технологии рождения гражданской идентичности);

- И.В. Кожанова, Т.Н. Петровой, 2013 г. [9] (теоретико-методологические подходы и принципы, структурные компоненты и направления процесса формирования гражданской идентичности личности);

- Л.Г. Пак, 2017 г. [14] (основания минимизации рисков социализации и гражданской активности взрослеющих субъектов в контексте изменения функционала основных социальных институтов в соответствии с прогрессивными влияниями инновационного социума).

Необходимым выступает анализ научных трудов исследователей, характеризующих деятельность детских общественных объединений, их целевые ориентиры, задачи, направления, методы и формы работы, технологии, условия:

- А.В. Волохова, В.Н. Кочергина, Е.К. Степановой, И.И. Фришман, 2007 г. [4] (технологии подготовки лидеров детских общественных объединений, развития их качеств, умений и навыков, реализации организаторских и лидерских функций);

- О.И. Петрич, 2011 г. [15]; М.Р. Миро-шкиной, С.В. Лобынцевой, 2019 г. [12] (пути и средства, программы и методы воспитания гражданственности и гражданских качеств у подростков в современных детских общественных объединениях);

- И.Е. Котовой, Е.А. Проскурниковой, О.Т. Черкасских, 2018 г. [19] (формирование гражданской позиции молодежи в ходе реализации методов и форм гражданско-патриотическо-го воспитания в деятельности детских объединений и детских общественных организаций);

- Б.А. Гарифуллина, 2023 г. [6] (характеристика общественного движения детей и молодежи «Движение первых»).

Изучение литературы показало значимость исследований, связанных с рассмотрением основных аспектов изучаемой проблемы и необходимость разработки процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях, не достаточно представленной в педагогической науке и практике.

Педагогическое моделирование используется для преднамеренного создания вспо-

могательной искусственной конструкции образца-аналога (замещающего в определенных отношениях объект исследования - процесс формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях) с позиции сознательного исследования обозначенного фрагмента педагогической реальности (в процедурах укрупнения и размельчения изучаемых параметров: цели, задач, содержания, критериев результативности изучаемого феномена) и получение всей интересующей многосложной информации об объекте и обозначения направлений совершенствования его содержательных характеристик (учет изменяемости и сформированности данного вида идентичности молодых людей на разных этапах реализации исследуемого процесса).

Специфика разработки процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях опирается на определенные процессуальные основания и отражена в совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных процессно-деятельностных категорий (цель и задачи; содержательные направления, методы и приемы работы; специфика выстраивания социальных, межличностных и деловых взаимоотношений субъектов взаимодействия; критериально-результативный параметр), обусловливающих четкость и иерархическую структурированность поэтапного и последовательного направления функционирования изучаемого феномена и оптимального достижения целевых ориентиров (высокого уровня сформированности гражданской идентичности подростков) (Л.Г. Пак [13]; Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева [21]).

Структура процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях отражает совокупность блоков (целевой, методологический, содержательный, результативный), реализуемых в последовательности этапов (цен-ностно-ориентирующий, содержательно-информирующий, преобразующе-рефлексивный).

Охарактеризуем в кратком формате содержание и качественное наполнение каждого из структурных блоков разработанной модели.

Целевой блок авторской модели (обеспечение формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объеди-

нениях) детерминируется прогнозируемыми тенденциями социального заказа и обновленного функционала разнообразных социальных институтов к личности взрослеющих субъектов, определяется основными требованиями, отраженными в законодательном оформлении в определенных нормативно-правовых документах: Концепция внешней политики Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия государственной культурной политики до 2030 г., Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральные проекты «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Социальная активность» национального проекта «Образование»,

Методологический блок разработанной модели отображает выбор совокупности научных подходов (культурологический, социально-педагогический, деятельностный), определяющих специфику организации исследовательской работы, продуктивные способы и приемы педагогического решения изучаемой проблемы, адекватные выдвинутой идее формирования и укрепления гражданской идентичности подростков в условиях усложняющегося миропорядка посредством целенаправленной актуализации возможностей детских общественных объединений.

Деятельностный подход (К.А. Абульхано-ва-Славская [1], Л.С. Выготский [5], А.Н. Леонтьев [11] и др.) как базисный методологический регулятив реализации процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях базируется на положении о ведущей роли активного включения в социально одобряемую и социально признаваемую деятельность для воспитания гражданских качеств молодых лю-

дей (толерантность, гражданская активность, гражданский долг, законопослушие, патриотизм, ответственность, духовность, альтруизм, дисциплинированность, социальная устойчивость, автономность, трудолюбие, милосердие) как инициативных субъектов общественных отношений, достойных граждан своей страны.

Культурологический подход в исследовании (Е.В. Бондаревская [3], Н.Б. Крылова [10] и т. д.) определенным образом конституирует процесс формирования гражданской идентичности подростков пропуская его через призму понятия культуры, то есть рассмотрения в культурно-ориентированном аспекте деятельности детских общественных объединений по взращиванию культурного образа молодых людей как граждан мира, «способных жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности культуры и гармонично сочетая их в своей жизни с национальными, отечественными» (Н.Е. Щуркова [20]).

Согласно социально-педагогическому подходу (Л.Г. Пак [13], М.И. Рожков [16], ВС. То -рохтий [17] и др.) к исследованию формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях важным выступает оказание поддержки молодым людям (средствами привлечения ресурсов социума) в последовательном становлении зрелого (осознанного) взгляда на окружающую действительность и политические реалии, осуществление содействия в развитии мотивации и готовности участвовать в общественно-политической жизни российского государства, способности противостоять деструктивным идеологическим влиянием Запада и контрагентов социализации, вовлечению в асоциальные и противоправные действия.

Согласно выделенным методологическим подходам определены принципы формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях: аксио-логизации (развитие у подростков эмоционально-смыслового отношения к факту принадлежности к гражданской общности и становление ценностных представлений о гражданственности); субъектности (активизация гражданской позиции взрослеющих субъектов в реализации прав и обязанностей гражданина России); коммуникативного партнерства и сотрудничества

(организации межсубъектного конструктивного ценностно-смыслового взаимодействия участников детских общественных объединений для достижения социально значимой цели); социального закаливания (включение подростков в специально конструируемые ситуации социальных проб с целью расширения опыта самостоятельного и ответственного гражданского действия); толерантности (формирование чувства принятия и уважения к непохожести и уникальности каждого из участников детско-взрослой общности); рефлексии (развитие направленности на своевременность критического осмысления собственных действий с учетом нормативов гражданского общества).

Содержательный блок процессной модели определяет выбор наиболее продуктивных направлений реализации организационных форм, методов и средств исследуемого феномена с позиции использования педагогических возможностей детских общественных объединений (смыслообразующих, информационных, активизирующих) в формировании гражданской идентичности подростков:

- «Просвещение и возрождение традиции наставничества героев Отечества» (встречи с Героями Российской Федерации, Ветеранами Великой Отечественной войны, военнослужащими, принимавшими участие (участвующими) в специальной военной операции, иных вооруженных конфликтах и боевых действиях, Героями Труда, кавалерами Ордена Мужества и т. д.);

- «Мировоззренческое кино и открытые дискуссионные площадки» (образовательно-просветительский фильм по формированию гражданской идентичности и межнационального согласия, подготовленный специалистами Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях РФ; цикл документальных фильмов «Антология Антитеррора»; художественные кинофильмы («Кукушка», режиссер А. Рогожкин, 2002 г.; «Брестская крепость», режиссер А. Котт, 2010 г.; «Сталинград», режиссер Ф, Бондарчук, 2013 г.; «Битва за Севастополь», режиссер с. Мокриц-кий, 2015 г.; Вратарь моей мечты, режиссер Л. Яшин, 2019 г.; «На безымянной высоте», режиссер В. Никифоров, 2004 г.; «9-я рота», режиссер Ф. Бондарчук, 2005 г.; «Утомленные солнцем», режиссер Н. Михалков, 2010, 2011 гг.) и т. д.);

- «Лаборатория военно-исторических реконструкций» (наглядный показ достижений Руси - России - Союза советских социалистических республик - Российской Федерации на героических примерах служения благородных защитников и устроителей Отечества в направлениях «живая история» («музеи под открытым небом») и турниры (бугурты), сражения (военно-исторические игры «Форт Буян», воспроизведение эпизодов Гражданской и Великой Отечественной войны («Солдатскими дорогами», «Покровский рубеж», «Сердце матери», «Блокадный Ленинград», «Никто не забыт, ничто не забыто») и т. д.);

- «Детско-взрослое социально-проектное бюро» (социальные проекты направленные на решение актуальных вопросов на уровне организации, коллектива, района, города, региона и государства: «Я, ты, он, она - вместе целая страна», «С Россией в сердце», «Мы дети твои, РОДИНА!», «Отчизны верные сыны», «Мир и солидарность - ориентиры многонациональной России», «Информационная война как разновидность терроризма: угрозы и способы противостояния новым вызовам» и т. д.; мастер-классы по проектированию, планированию, продвижению и реализации социальных проектов; презентации и публичные защиты проектов; информационное и экспертное сопровождение социальных проектов в сфере укрепления межкультурного взаимодействия в своем регионе; исследовательская деятельность, работа в библиотеках, архивах, музеях и т. д.);

- «Академия молодого гражданина» (встречи с представителями разных уровней, органов местного самоуправления для развития умений принятия решений, затрагивающих права и интересы участников детских общественных объединений, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления; воркшопы («Россия начинается с меня!», «Гражданская идентичность - это не сложно», «Смотрите, завидуйте, я гражданин», «Все на выборы?!», «Межнациональный диалог и вызовы XXI века»); торжественные ритуалы (посвящение в члены детского общественного объединения, трансляция символики объединения, награждение победителей, доска почета и др.); пресс-центр детского общественного объединения «Гражданин. Патриот. Человек» и т. д.);

- «Фабрика социальных идей» (фотосессии с национальной символикой (патриотические браслеты, открытки, коллажи мини-плакаты с Российской символикой (флаг, герб, гимн, Президент) и т. д.), волонтерство, социальные акции, благотворительные концерты и культурно-просветительские мероприятия, экологические десанты (благоустройство территорий организаций и других учреждений), творческие мастерские, поисково-краеведческие экспедиции и т. д.);

- «Социальная геймификация» (игры на сплочение и командообразование, развитие лидерских и командных навыков, гражданско-правовой компетентности; военно-патриотические игры «Зарница», «Юнармия»; игры-минутки; гражданско-ориентированные игры (комнатные, на воздухе, на местности - настольная интеллектуальная игра «Объясни иначе»; интеллектуально-развлекательные игры «Этноквиз», «Хранители и искатели», «Критикуя - предлагай, предлагая - действуй!»); квесты в рамках реализации социальных проб («Арт-Район. Исторические прогулки гражданина», «Эволюция гражданских смыслов»); конкурсы («Социальный олимп», «Лидер и его команда»,); рекламные ролики («Рыцари мысли, творчества и риска», «Милосердие сегодня», «Толерантность - вызов современности», «Доброе сердце»); гражданско-ориентированные флешмобы («Скажи кибердетству - нет!», «Разгладим морщины - согреем ладони»), социально-ориентированные фестивали («За молодежью будущее», «Репортаж молодого гражданина»); праздники («Декады толерантности», «Героическое прошлое народа») и др.).

Результативный блок разработанной процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях определяет значение уровневых характеристик изучаемого феномена (высокий, средний, низкий) в сформированно-сти структурных компонентов (знаниевый, аксиологический, поведенческий) данного вида идентичности молодых людей. Сформирован-ности гражданской идентичности молодых людей отслеживалась на основе выделенных критериев и показателей:

- когнитивного (представления о государственной организации России, государственной

символике, культуре и традициях российского народа, истории и современности своего государства и «малой родины»; знание о гражданской идентичности, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений)

- мотивационного (принятие правовых основ государства и общества; эмоционально-ценностное осознание принадлежности к своему народу; уважение к прошлому, настоящему и будущему Отечества; наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, сопричастности к судьбе России, устремленность к действия во имя ее блага; нацеленность на выстраивание конструктивных отношений с взаимодействующими субъектами независимо от этнической, религиозной принадлежности);

- деятельностного (активность участия в самоуправлении детского общественного объединения, вариативной социально-одобряемой и социально-признаваемой деятельности; опыт реализации гражданских прав и обязанностей гражданина с учетом ответственного выполнения норм и требований коллектива, запросов российского социума).

Таким образом, в исследований представлены основные положения разработки процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях.

Уточнено, что авторская процессная модель интегрирует следующие взаимообусловленные блоки: целевой (обеспечение формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях); методологический (культурологический, социально-педагогический, деятельностный научные подходы и соответствующие им принципы - ак-сиологизации, субъектности, коммуникативного партнерства и сотрудничества, социального закаливания, толерантности, рефлексии), содержательный (содержательные направления, методы и формы смыслообразующие, информационные и активизирующие педагогические возможности общественных объединений), результативный (компоненты гражданской инициативности подростков, ее критерии и показатели; уровни сформированности; предполагаемый результат). Реализация блочного структурирова-

ния авторской модели оптимально осуществляется в соответствии с определенными этапами (ценностно-ориентирующий, содержательно-информирующий, преобразующе-рефлексив-ный), представленными в последовательности развития изучаемого феномена.

Разработка авторской процессной модели формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях предоставляет идеологические ориентиры, теоретико-методологические основания, вариатив-

ные педагогические средства, методы и формы воспитания взрослеющих граждан с потребностью продуктивного созидания окружающего мира, самосозидания и эффективного функционирования на благо себя, детско-взрослой общности, Отечества на основе позитивного восприятия культурного многообразия России, развитой готовности ретранслировать и распространять идейно-нравственные образцы продуктивного гражданского поведения в обычной среде для достижения социально значимого результата.

08.09.2023

Список литературы:

1. Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульханова-Славская. - М., 2005. - 224 с.

2. Асмолов, А.Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: в 2 ч. / А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова, Т. д. Марциновская, М.С. Гусельцева, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, В.В. Глебкин, М.В. Левит; под общ. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Федеральный ин-т развития образования, 2011. - 339 с.

3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

4. Волохов, А.В. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений: учебн.-метод. пособие / А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, Е.К. Степанова, И.И. Фришман. - М.: Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. - 72 с.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 672 с.

6. Гарифуллин, Б. А. Детские и молодежные общественные объединения на территории российской федерации / Б. А. Гарифул-лин // Вестник науки. - 2023. - №6 (63). - с. 200-206.

7. Гражданская идентичность россиян: Современный политический концепт: коллективная монография / Н.А. Баранов, Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцева, С.И. Кузина, Л.И. Никовская, О.В. Попова / под науч. ред. О.А. Коряковцевой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. - 179 с.

8. Гришина, Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х гг.: автореф. дис.... д-ра социол. наук: 22.00.04 / Е.А. Гришина. - М., 2000. - 48 с.

9. Кожанов, И.В. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности / И.В. Кожанов, Т.Н. Петрова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2013. - №1-1 (77). - с. 83-89.

10. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. - М.: Высшая школа, 1990. - 141с.

11. Леонтьев, А.Н. Психологическая теория деятельности. Вчера, сегодня, завтра / А.Н. Леонтьев. - М., 2006. - 392 с.

12. Мирошкина, М.Р. Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: научн-метод. рекомендации / М.Р. Мирошкина, С.В. Лобынцева. - М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. - 15 с.

13. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография / Л.Г. Пак. - Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2013. - 311 с.

14. Пак, Л.Г. Минимизация рисков обучающегося в образовательной организации [Электронный ресурс] / Л.Г. Пак, Е.В. Харитонова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №2. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ article/view?id=26304

15. Петрич, О.И. Воспитание гражданственности у подростков в современных детских общественных объединениях: автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.И. Петрич. - Пятигорск, 2011. - 23 с.

16. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика / М.И. Рожков. - М., 2008. - 262 с.

17. Торохтий, В.С. Психология социально-педагогической деятельности / В.С. Торохтий // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. - 2010. - №5. - с. 56-71.

18. Хайруллина, Н.Г. Гражданская идентичность в современной России / Н.Г. Хайруллина // Развитие территорий. - 2022. - №2 (28). - с. 22-27.

19. Черкасских, О.Т. Формирование гражданской позиции молодежи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций / О.Т. Черкасских, И.Е. Котова, Е.А. Проскурникова // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. - Казань: Молодой ученый, 2018. - с. 51-53.

20. Щуркова, Н.Е. Горизонт воспитания / Н.Е. Щуркова. - М.: ИТРК, 2018. - 159 с.

21. Яковлев, Е.В. Модель как результат моделирования педагогического процесса / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2016. - №9. - с. 136-140.

References

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. (2005) Psychology and personality consciousness [Psihologiya i soznanie lichnosti]. M., 224 p.

2. Asmolov, A.G. et al. (2011) How civil identity is born in the world of education: from phenomenology to technology [Kak rozhdaetsya grazhdanskaya identichnost' v mire obrazovaniya: ot fenomenologii k tekhnologii]: in 2 hours; under the general. ed. A.G. Asmolova. M.: Federal Educational Development Institute, 339 p.

3. Bondarevskaya, E.V. (2000) Theory and practice of personal-oriented education: monograph [Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya: monografiya]/Rostov-n/D: Publishing House of Rostov Pedagogical University. 352 p.

4. Volokhov, A.V. et al. (2007) Technologies for training leaders of children's public associations: educational-method. Manual [Tekhnologii podgotovki liderov detskih obshchestvennyh ob»edinenij: uchebn.-metod. posobie]. M.: House of Children's Public Organizations of Moscow,

Institute of International Social and Humanitarian Relations, 72 p.

5. Vygotsky, L.S. (2008) Pedagogical Psychology [Pedagogicheskaya psihologiya]. M.: AST: Astrel, 672 p.

6. Garifullin, B.A. (2023) Children's and youth public associations in the Russian Federation // Bulletin of Science [Vestnik nauki]. №6 (63). рp. 200-206.

7. Civil identity of Russians: Modern political concept: collective monograph [Grazhdanskaya identichnost' rossiyan: Sovremennyj politicheskij koncept: kollektivnaya monografiya] (2022) / N.A. Baranov, T.V. Bugaychuk et al. /under scientific. ed. O.A. Koryakovtseva. Yaroslavl: RIO YAGPU, 179 p.

8. Grishina, E.A. (2000) Civil identity of Russian youth: experience in monitoring research of the 90s: author. dis... dr. sociol. Sciences [Grazhdanskaya identichnost'rossijskoj molodezhi: opyt monitoringovyh issledovanij 90-hgg.: avtoref. dis.... d-ra sociol. Nauk: 22.00.04]. M., 48 p.

9. Kozhanov, I.V. and Petrova, T.N. (2013) Scientific and theoretical approaches and principles of the formation of the civil identity of a person. Bulletin of the I.Ya. Yakovlev ChSPU [Vestnik CHGPU im. I.YA. YAkovleva], №1-1 (77), pp. 83-89.

10. Krylova, N.B. (1990) Formation ofthe culture of the future specialist [Formirovanie kul'tury budushchego specialista]. M.: Higher School, 141 p.

11. Leontiev, A.N. (2006) Psychological theory of activity. Yesterday, today, tomorrow [Psihologicheskaya teoriya deyatel'nosti. Vchera, se-godnya, zavtra]. M., 392 p.

12. Miroshkina, M.R. and Lobyntseva, S.V. (2019) Development of the educational function of children's public associations in educational organizations ofthe constituent entities ofthe Russian Federation: scientific method. Recommendations [Razvitie vospitatel'noj funkcii detskih obshchestvennyh ob»edinenij v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah sub»ektovRossijskoj Federacii: nauchn-metod. rekomendacii]. M.: FSBNU «Institute for the Study of Childhood, Family and Education of RAO,» 15 p.

13. Pak L.G. (2013) Social-oriented activities of a university student: from idea to implementation: monograp [Social'no-orientirovannaya deyatel'nost' studenta vuza: ot idei k realizacii: monografiya]. Orenburg: Orenburg Institute of Economics and Culture, 311 p.

14. Pak, L.G. and Kharitonova, E.V. (2017) Minimizing the risks of a student in an educational organization. Modern problems of science and education [Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya], №2. Available at: https: http://www.science-education.ru/article/view?id=26304

15. Petrich, O.I. (2011) Education of citizenship in adolescents in modern children's social associations: abstract dis.... cand. Ped[Vospitanie grazhdanstvennosti u podrostkov v sovremennyh detskih obshchestvennyh ob»edineniyah: avtoreferat dis.... kand. ped. Nauk:13.00.01]. Sciences^ Pyatigorsk, 23 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Rozhkov, M.I. (2008) Pedagogical support of work with young people [Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu. YUnogogika]. Yunogogika. M., 262 p.

17. Torokhtiy, V.S. (2010) Psychology of social and pedagogical activity. Psychological science and education. Electronic journal [Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. Elektronnyj zhurnal], №5, pp. 56-71.

18. Khairullina, N.G. (2022) Civil identity in modern Russia. Development of territories [Razvitie territorij], №2 (28), pp. 22-27.

19. Cherkasskikh, O.T. et al. (2018) Formation of the civil position of youth within the framework of the activities of children's associations and children's public organizations. Pedagogy: traditions and innovations: materials XInternational. scientific. Conf [Pedagogika: tradicii i innovacii: materialyX Mezhdunar. nauch. konf.]. Kazan: Young Scientist, pp. 51-53.

20. Shchurkova, N.E. (2018) Horizon of Education [Gorizont vospitaniya]. M.: ITRK, 159 p.

21. Yakovlev, E.V., Yakovleva N.O. (2016) Model as a result of modeling the pedagogical process. Bulletin ofthe South Ural State Humanitarian and Pedagogical University [Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta], №9, pp. 136-140.

Сведения об авторах:

Сафин Никита Валерьевич, директор Колледжа сервиса города Оренбурга, кандидат педагогических наук Е-шаП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.