Научная статья на тему 'ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ДЕТСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафин Никита Валерьевич

В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения детских общественных объединений как базиса формирования гражданской идентичности подростков. Охарактеризованы основные нормативно-правовые документы в сфере образования, актуализирующие значимость формирования данного вида идентичности молодых людей в условиях детских общественных объединений. Определены педагогические возможности детских общественных объединений в формировании гражданской идентичности подростков, отражающие расширение и обогащение: а) опыта гражданственности и становления гражданского самосознания молодых людей, электоральной активности в объединении; б) опыта проживания социальной успешности в каждом мероприятии общественно-полезной деятельности; в) опыта конструирования новых социальных отношений и позитивных жизненных навыков взаимодействия с окружающими миром; г) опыта апробирования разнообразного, постоянно-изменяющегося статусно-ролевого функционала в событийности взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сафин Никита Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN'S SOCIAL ASSOCIATIONS AS A BASIS FOR THE FORMATION OF THE CIVIL IDENTITY OF ADOLESCENTS

The article substantiates the theoretical aspects of considering children's public associations as the basis for the formation of the civil identity of adolescents. The main regulatory documents in the field of education were described, updating the importance of the formation of this type of identity of young people in the conditions of children's public associations. The pedagogical possibilities of children's public associations in the formation of the civil identity of adolescents are determined, reflecting the expansion and enrichment: a) the experience of citizenship and the formation of civil identity of young people, electoral activity in the association; b) experience of social success in each event of socially useful activity; c) experience in constructing new social relationships and positive life skills of interaction with the world around; d) experience of testing a diverse, constantly changing status-role functionality in event interaction.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Выводы. Высокий уровень развития коммуникативной подготовленности студентов активизирует интеллектуальную активность, вызывает положительные эмоции, дает стимул для плодотворной творческой деятельности.

Педагогу профессионального образования необходимо научиться существовать в новой атмосфере профессиональных отношений. Новые информационные технологии дают возможность быстро и легко найти ответ на любой интересующий вопрос. Огромный информационный поток позволяет получать знания в новой более простой форме. Молодые люди воспринимают информацию путем создания неких образов, которые не требуют понимания, что обесценивает значимость творческого воображения. Огромный поток информации подменяет активность мыслительных процессов, что негативно сказывается на принятии самостоятельных решений.

Сейчас перед педагогами стоит новая задача: необходимо учитывать особые психологические характеристики современного поколения, чтобы цифровизация не вытеснила самостоятельность при решении важных жизненных задач, чтобы из жизни молодежи не исчезло простое человеческое общение, чтобы они могли работать в команде понимая и прислушиваясь друг к другу. Организация коллективной работы в Школе Актива способствует личностному росту студентов и помогает в развитии профессиональных компетенций.

Литература:

1. Зеер, Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему / Э.Ф. Зеер // Проф. образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 104-114

2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2021.- 640 с.

3. Криштофик, И.С. Развитие и оценка коммуникативной компетентности будущего педагога / И.С. Криштофик // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 5-2 (59). - С. 32-34

4. Магомеддибирова, З.А. Некоторые пути и средства формирования коммуникативных умений студентов педагогического вуза / З.А. Магомеддибирова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 6-4 (108). - С. 106-110

5. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - Москва: Педагогика, 1990. - 111 с.

6. Петрова, Т.Н. Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза / Т.Н. Петрова // Молодой ученый. - 2017. - № 8(142). - С. 295-298

7. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - Москва: Политиздат, 1982. - 255 с.

8. Ekman, P. Facial expression / P. Ekman // Nonverbal behavior and communication. - New York. - 1978. - P. 97-115

Педагогика

УДК 374.32

кандидат педагогических наук Сафин Никита Валерьевич

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж сервиса города Оренбурга» (г. Оренбург)

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения детских общественных объединений как базиса формирования гражданской идентичности подростков. Охарактеризованы основные нормативно-правовые документы в сфере образования, актуализирующие значимость формирования данного вида идентичности молодых людей в условиях детских общественных объединений. Определены педагогические возможности детских общественных объединений в формировании гражданской идентичности подростков, отражающие расширение и обогащение: а) опыта гражданственности и становления гражданского самосознания молодых людей, электоральной активности в объединении; б) опыта проживания социальной успешности в каждом мероприятии общественно-полезной деятельности; в) опыта конструирования новых социальных отношений и позитивных жизненных навыков взаимодействия с окружающими миром; г) опыта апробирования разнообразного, постоянно-изменяющегося статусно-ролевого функционала в событийности взаимодействия.

Ключевые слова: современное общество, детские общественные объединения, гражданская идентичность, подростки, гражданская активность, социально значимая деятельность, социально значимые детские инициативы, гражданские права и обязанности.

Annotation. The article substantiates the theoretical aspects of considering children's public associations as the basis for the formation of the civil identity of adolescents. The main regulatory documents in the field of education were described, updating the importance of the formation of this type of identity of young people in the conditions of children's public associations. The pedagogical possibilities of children's public associations in the formation of the civil identity of adolescents are determined, reflecting the expansion and enrichment: a) the experience of citizenship and the formation of civil identity of young people, electoral activity in the association; b) experience of social success in each event of socially useful activity; c) experience in constructing new social relationships and positive life skills of interaction with the world around; d) experience of testing a diverse, constantly changing status-role functionality in event interaction.

Key words: modern society, children's social associations, civil identity, adolescents, civic activity, socially significant activities, socially significant children's initiatives, civil rights and obligations.

Введение. Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, сложные и переменчивые условия политической и экономической ситуации, усиление функционала гражданского общества в России актуализируют необходимость формирования гражданской идентичности подростков как особой социальной группы, выступающей стратегическим ресурсом прогрессивного развития общества, обеспечения прочности и целостности государства, безопасного и стабильно благополучного существования страны. В современном социуме востребовано новое молодое поколение выпускников школы с активной гражданской позицией, с присвоенными российскими нормами и ценностями жизнедеятельности, высоко нравственных и духовно развитых граждан и патриотов своего Отечества, ответственных, мобильных, конструктивно-мыслящих, умеющих защищать свои права и свободы, то есть обладающих высоким уровнем гражданской идентичности.

Формирование гражданской идентичности подростков, предполагающее осознание взрослеющими субъектами себя как представителей российского народа, активных участников государственной социально-правовой системы возможно при активизации роли детских общественных объединений. В данных объединениях молодые люди получают возможность стать творцами детской и молодежной политики (участниками принятия решений), вносить свой вклад в развитие страны, совершенствование всего социума посредством проявления активной гражданской позиции в решении социально значимых

для государства проблем на местном, региональном, национальном уровне. Участие подростков в детских общественных объединений, с культивированием и внедрением в каждый аспект событийности традиционных российских духовно-нравственных ценностей, обеспечивает полноценное освоение и реализацию молодыми людьми гражданских прав и обязанностей в новом ценностно-смысловом, функциональном и содержательном наполнении осознанности собственного гражданского долга, ответственности за судьбу России.

Сформированная гражданская идентичность подростков в детских общественных объединениях придает молодым людям больше уверенности в настоящем и завтрашнем дне, позволяет многофункционально проявить себя как граждан России за счет участия в социально значимой деятельности, основанной на четких и ясных убеждениях, ценностных нормативах социальной ответственности, доминировании мотивов общественного долга, идеологии культуры российского народа (пропаганда гуманистических идей и практик, социальная справедливость, самоотверженность во имя Родины, соборность, культура межэтнических отношений, национальное единство россиян, коллективизм и т.д.).

Изложение основного материала статьи. Поставленная в исследовании проблема официально устанавливается государством как актуальная в ходе анализа современных нормативно-правовых документов в сфере образования.

Значимость формирования гражданской идентичности подростков в детских общественных объединениях отражена в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой определены основные направления развития социальных институтов воспитания, том числе поддержка общественных объединений в целях педагогического обеспечения формирования лидерского и креативного ресурсного потенциала молодых людей, развития их активной гражданской позиции и социально значимых детских инициатив, привлечения к участию в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности (волонтерской, творческой, туристско-краеведческой, познавательной, социокультурной, благотворительной и т.д.).

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. при постановке определенного круга задач и целей системы образования обозначена приоритетность воспитания взрослеющих патриотов, социально ответственных, достойных граждан своего Отечества. При этом акцентируется внимание на поддержке вариативных форм самоорганизации субъектов образования с целью развития гражданской правовой культуры молодых людей.

В федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» (в период с 2021 г. по 2024 г.) обозначены задачи: формирования системы патриотического воспитания детей и молодежи, основанной на принципах нравственности и гражданской идентичности; увеличения количества детей, вовлеченных в социально активную деятельность при конструировании благоприятных сфер их полноценной самореализации в деятельности общественных организаций в сфере патриотического воспитания; расширения участия в принятии решений, которые затрагивают их права и интересы.

Значимым для актуализации изучаемой проблемы выступило выступление Президента России В.В. Путина «Об укреплении общероссийской гражданской идентичности» на заседании Совета по межнациональным отношениям, где акцентировалось внимание на приоритетности формирования у жителей страны ощущения сопричастности к судьбе Отечества. Также важным выступил Указ Президента «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» с учетом которого был разработан план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года, с позиции конструирования благоприятной инфраструктура детства, в том числе развития детских объединений и вовлечения обучающихся в их деятельность для полноценного образования и воспитания молодого поколения граждан.

В России задача расширения участия и самореализации детей в детских общественных объединениях для взращивания перспективного гражданско-ориентированного подрастающего поколения как будущего нашей страны отражена в рамках Федерального закона о «О российском движении детей и молодежи» (2022 г.). В данном законе указана необходимость создания и работы общероссийского общественно-государственного движения в подготовке и оптимальной интеграции молодых людей в постоянно изменяющиеся условия современного социума, развития их мировоззренческой картины мира на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, овладения норами и правилами социокультуры России и мира в целом. Особо отмечена необходимость активизации субъектной позиции детей и молодежи в рамках сформированной личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества. На первом Съезде данного движения с 18 по 20 декабря 2022 г. определили название «Российское движение детей и молодежи «Движение Первых» с определением миссии «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми» и ценностей - единства народов России, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2021 г.) отмечена необходимость создания в системе образования условий становления основ гражданственности взрослеющих субъектов, освоения ими социокультурных и духовно-нравственных ценностей развития российской гражданской идентичности, и также поддержки детских объединений, ученического самоуправления.

В примерной рабочей программе воспитания (2022 г.), разработанной Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования одним из направлений указано гражданское воспитание молодых людей и особая роль отведена формированию гражданственности, патриотизму взрослеющих субъектов, осознанию единства с народом России, ориентации на активное гражданское участие и формирование опыта гражданской социально значимой деятельности в детских общественных объединениях.

Анализ основополагающих нормативно-правовых документов в сфере образования по исследуемой проблеме показал, что рассмотрение детских общественных объединения как базиса формирования гражданской идентичности подростков определяется под влиянием:

- во-первых, социального заказа общества на взрослеющих граждан, разделяющих традиционные духовно-нравственные ценности российского народа, нацеленных на активную реализацию гражданских прав и обязанностей в целях совершенствования практики жизнедеятельности современного государства в сложных геополитических условиях, служения Отечеству;

- во-вторых, ценностных ориентаций детских общественных объединений, занимающих активную политическую позицию в государстве в связи с прогрессивными тенденциями развития социума и особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры (И.Ф. Яруллин [12]).

Изучение выдвинутой проблемы свидетельствует о том, что в междисциплинарной матрице современных наук рассмотрены определенные аспекты исследования деятельности детских общественных объединений в целях формирования гражданской идентичности подростков:

- воспитание у подростков гражданственности посредством включения в продуктивные социальные отношения, социально значимые виды деятельности, социальное проектирование в детских общественных объединениях (О.И. Петрич [8], 2011 г.);

- изучение детских общественных объединений как одного из значимых субъектов воспитания молодого поколения с позиции формирования гражданской идентичности, гражданского самоопределения, мировоззрения подростков посредством их включения в многообразие социальных практик (Т.В. Дьячкова [1], 2015 г.);

- конструирование условий формирования гражданственности подростков в детских общественных объединениях как неотъемлемой составляющей деятельности общеобразовательной организации с учетом содействия оказанию поддержки гражданственной инициативы детей во разнообразных направлениях (проектном, добровольческом, самоуправлении, воспитательном и т.д.) (Е.Н. Потехина [9], 2017 г.);

- формирование гражданской позиции взрослеющих субъектов в рамках гражданско-патриотического воспитания в детских общественных объединениях на базе общеобразовательных организаций (И.Е. Котова, Е.А. Проскурникова, О.Т. Черкасских [11], 2018 г.);

- формирование гражданской идентичности учащихся в общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», предоставляющей комплекс ресурсных возможностей для осуществления целенаправленной гражданской деятельности с позиции развития и становления взрослеющих субъектов образования как полноправных членов современного социума (П.А. Немков [4], 2020 г.);

- разработка психолого-педагогических основ изучения проблемы гражданской идентичности современных подростков как составляющей их социальной идентичности и основы принадлежности к общности граждан Российской Федерации (Е.В. Жихарева, Е.В. Маликова [2], 2021 г.).

Анализ литературы и собственного практического опыта показал, что активизация деятельности детских общественных объединений в целях формирования гражданской идентичности подростков обусловливает:

- развитие способности молодых людей к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию в гражданских отношениях ответственной зависимости, в сочетании общественных и личных интересов, с учетом специфики выстраивания коммуникаций с экспертными структурами, общественностью, средствами массовой информации в контексте общественно-приемлемых способов обустройства жизни в коллективе объединения;

- локализацию и минимизацию рискогенных ситуаций непонимания самобытности подросткового возраста взрослыми в общеобразовательных организациях и семье посредством повышения самооценки, веры молодых людей в себя, удовлетворения собственных устремлений, запросов и базовых потребностей (принятие и уважение референтной группы; самореализация и самоутверждение с учетом общественного признания и нахождения сфер проявления гражданской активности; взаимообогащающее и поддерживающее общение со взрослыми, сверстниками и т.д.);

- формирование готовности взрослеющих субъектов отвечать за свои действия перед самим собой, обществом и государством с позиции развитого чувства гражданского самопознания и функциональной подготовки к решению текущих и перспективных задач современного российского общества, осмысления самостоятельности и взрослости при принятии решений и определении принципов своей жизнедеятельности (на базе сформированных представлений о должном и недолжном, о правильном и неправильном с учетом накопленного продуктивного опыта гражданского поведения).

В ходе исследования выделены педагогические возможности детских общественных объединений в формировании гражданской идентичности подростков (модифицированные идеи Т.В. Дьячковой [1]; С.В. Лобынцевой, М.Р. Мирошкиной [2]; Л.И. Осиповой [5], Л.Г. Пак [6; 7]), которые отражены в расширении и обогащении:

а) опыта гражданственности и становления гражданского самосознания молодых людей, электоральной активности в объединении посредством активного участия в демократических процедурах самоуправления, включенности молодых людей в общественную, культурную жизнь страны школы, города, района, страны;

б) опыта проживания социальной успешности в каждом мероприятии общественно-полезной деятельности детского общественного объединения и становления чувства принадлежности к коллективу с позиции принятия гуманистических ценностей, ритуалов, установок субкультуры коллектива единомышленников, направленности на поддержку друг друга и окружающих людей, содействия нахождению сферы самореализации и самоутверждения, сотворчества и со-развития в совместных, коллективных формах организации социально значимой деятельности;

в) опыта конструирования новых социальных отношений и позитивных жизненных навыков взаимодействия с окружающими миром, людьми на договорных и партнерских условиях, в устремлении служения Отечеству, трансляции толерантности, уважительного отношения к традициям и культуре других народов; опыта формирования навыков командообразования и организационных умений работать в разновозрастной команде;

г) опыта апробирования разнообразного, постоянно-изменяющегося статусно-ролевого функционала (лидера, наставника, деятеля, преобразователя, исполнителя, мотиватора, открывателя, созидателя и т.д.) в событийности общественно полезной деятельности, направленной на осмысление подростками сущности гражданской идентичности, общественно значимого действования в вариативности социокультурных практик, способствующих развитию навыков практической деятельности в правовом государстве, созидательному отношению к происходящим событиям, осознанию ими сопричастности к большой и малой Родине.

При этом необходимо отметить, что современное поколение подростков - выступает поколением Z, признающим цифровые технологии как лучшее средство продвижения во всем, в том числе в проявлении своей гражданской активности. В этой связи деятельность детских общественных объединений должна рассматриваться не только в рамках реального окружающего мира, но и онлайн-среды как площадки мобилизации молодых людей и источника их цифрового соучастия / вовлечения в практики гражданской активности, выражения / закрепления цифровой гражданственности (С.Б. Абрамова, К.Р. Путимцева [10]). С позиции глобальной цифровизации общества и приоритетности смешанных онлайн и офлайн форматов жизнедеятельности подростков в деятельности детских общественных объединений важным выступает привитие взрослеющим субъектам установки ответственного поведения в цифровой среде, развитие умений «просеивать» большое количество информации (политической, правовой, экономической), противостоять деструктивным идеологическим влияниям для оптимальной реализации гражданских инициатив и действий на основе нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине.

Выводы. Таким образом, трудно переоценить роль детских общественных объединений в формировании гражданской идентичности подростков, выступающих не только школой гражданского становления молодых людей, но и залогом стабилизации общественного строя, социально-экономического и политического порядка российского государства. В особой педагогически организованной, субъектно-развивающей среде данных объединений, насыщенных элементами постижения и реализации гражданских обязанностей, основополагающих правовых норм формируется ответственное отношение молодых людей к окружающим субъектам, Отечеству, самим себе через осознание продуктивных моделей гражданского поведения на благо российского общества. В деятельности детских общественных объединений осуществляется становление мировоззренческих основ молодых людей как активных и ответственных субъектов общественной жизни, происходит освоение ими категорий гражданственности, патриотизма, честности, милосердия,

толерантности, высоких нравственных принципов, социокультурных ориентиров бережного отношения к истории и культуре своего народа.

Литература:

1. Дьячкова, Т.В. Формирование российской гражданской идентичности подростка: потенциал детского общественного объединения / Т.В. Дьчкова // Вестник Томского государственного университета. Серия Педагогика и психология. - 2015. - № 4. - С. 316-324

2. Маликова, Е.В. Психолого-педагогические основы изучения проблемы гражданской идентичности современных подростков / Е.В. Маликова, Е.В. Жихарева // Формирование гражданской идентичности как фактор закрепления молодых кадров в регионе: междун. научн.-практ. конференция. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. - С. 12-19

3. Мирошкина, М.Р. Развитие воспитательной функции детских общественных объединений в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации: научн.-метод. рекомендации / М.Р. Мирошкина, С.В. Лобынцева. - М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2019. - 15 с.

4. Немков, П.А. Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников / П.А. Немков // Социально-политические исследования. - 2020. - № 4 (9). - С. 121-134

5. Осипова, Л.П. Воспитание гражданской активности школьников во внеурочной деятельности» [Электронный ресурс] / Л.П. Осипова. - URL: http://school61.ucoz.org/Ot4et/vystuplenie_l.p-osipova.pdf (дата обращения: 18.01.2023)

6. Пак, Л.Г. Научные подходы к исследованию процесса социализации взрослеющего человека / Л.Г. Пак // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: междун. электронная науч.-практ. конференция. - Казань, 2020. - С. 563-568

7. Пак, Л.Г. Минимизация рисков обучающегося в образовательной организации [Электронный ресурс] / Л.Г. Пак, Е.В. Харитонова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26304 (дата обращения: 18.01.2023)

8. Петрич, О.И. Воспитание гражданственности у подростков в современных детских общественных объединениях: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Петрич Ольга Изяславовна. - Пятигорск, 2011. - 23 с.

9. Потехина, Е.Н Детское общественное объединение в современной общеобразовательной организации как фактор формирования гражданственности подростков / Е.Н. Потехина // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 3. - С. 44-56

10. Путимцева, К.Р. Цифровая партисипация поколения Z как инструмент гражданской активности в период пандемии COVID-19 / К.Р. Путимцева, С.Б. Абрамова // Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям: междун. научн. конференция. - СПб.: Издательство Скифия-принт, 2022. -С. 655-656

11. Черкасских, О.Т. Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций / О.Т. Черкасских, И.Е. Котова, Е.А. Проскурникова // Педагогика: традиции и инновации: X междунар. науч. конференция. - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 51-53

12. Яруллин, И.Ф. Содержание понятия «гражданская ответственность» / И.Ф. Яруллин // Современные проблемы науки, образования и производства: междунар. научн.-практ. конференция. В 2 т. Т. 1. - Нижний Новгород: НФ УРАО, 2010. - С. 67-70

Педагогика

УДК 372.2

кандидат педагогических наук, доцент Сварковская Лина Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье изложены результаты теоретического исследования по анализу современных форм организации работы в дошкольной образовательной организации с целью формирования театральной культуры дошкольника. Обоснована актуальность знакомства детей с театром как видом искусства и формирования театральной культуры у дошкольников. Проведен анализ основных отечественных исследований по данной теме за последние десять лет. Приведена статистика не посещающих театр детей-дошкольников и указаны причины сложившейся ситуации. Представлено авторское толкование понятие «театральная культура дошкольника». В качестве основных ее компонентов выделены: когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный. Автором перечислены задачи, которые необходимо реализовать при формировании каждого из компонентов. Рассмотрены формы организации работы в детском саду по формированию названных компонентов театральной культуры. Приведены примеры тем и видов бесед на разных этапах работы, тематика педагогических проектов, раскрыто содержание театральных занятий и индивидуальной работы с детьми. Описаны возможные формы работы театрального кружка (студии) по темам: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя. В выводах отмечено, что основными современными формами работы являются: беседы, театральные занятия и интегрированные занятия, экскурсии (в т.ч. видео-экскурсии), театрализованные игры (имитации, драматизации, импровизации), педагогические проекты, посещение спектаклей, просмотр видеоспектаклей, индивидуальная работа с детьми, театрализованные развлечения и утренники, театральные кружки и студии. Перспективу дальнейшего исследования автор видит в создании критериальной характеристики для оценки уровня сформированности театральной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: театральное искусство; театральная культура; компоненты театральной культуры дошкольника; дети старшего дошкольного возраста; формы организации работы в детском саду; театральные занятия; театрализованные игры.

Annotation. This article presents the results of theoretical research on the analysis of modern forms of work organization in preschool educational organizations to form the theater culture of preschool children. The relevance of introducing children to the theater as a form of art and the formation of the theater culture of preschool children is explained. The analysis of basic domestic research on this topic for the past ten years is conducted. The statistics of preschool children who do not go to the theater are given and the reasons for such a situation are indicated. The author's interpretation of the concept "the theater culture of preschool children" is presented. The following components are singled out as its main ones: cognitive, emotional and value, active. The author lists the tasks that must be implemented in the formation of each of the components. The forms of work organization in kindergarten on the formation of the named components of theater culture are considered. Examples of topics and types of conversations at different

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.