Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры государственной воспитательной политики в женских профессиональных учебных заведениях конца XIX начала XX в'

Ценностные ориентиры государственной воспитательной политики в женских профессиональных учебных заведениях конца XIX начала XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косетченкова Елена Анатольевна

Рассматриваются основные ценностные ориентации государственной воспитательной политики по отношению к женской молодежи в России конца XIX начала ХХ в. Кризис воспитания в современном обществе состоит в том, что оно утеряло свои гуманитарные функции, перестало отвечать на сущностные вопросы жизни (о ее смысле и цели), быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. В этой связи заслуживает пристального внимания исторический опыт российского образования и воспитания с целью его переосмысления и определения приоритетных направлений, ставших в настоящее время столь актуальными и востребованными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Reference Points of the State Educational Policy in Female Professional Educational Institutions in the End of XIXth Beginning of XXth Centuries

The basic value orientations of the state educational policy in relation to female youth in Russia at the end of XIXth beginning of XXth century are considered in the paper. Education crisis in a modern society lies in the fact that it has lost the humanitarian functions, ceased to answer intrinsic questions of a life (about its sense and the purpose). It stopped to be a nutrient medium of spiritual and moral development of the person. That is why historical experience of Russian education and upbringing is worth to be considered, for the purpose of its reconsideration and definition of the main directions which have become so actual and claimed now

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры государственной воспитательной политики в женских профессиональных учебных заведениях конца XIX начала XX в»

ББК 74.03(2)5

Е.А. Косетченкова Ценностные ориентиры

государственной воспитательной политики в женских профессиональных учебных заведениях конца XIX - начала ХХ в.

Ключевые слова: воспитательная политика, духовнонравственное воспитание, основные направления женского воспитания.

Key words: the educational policy, spiritually-moral éducation, the basic directions of female éducation.

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что в конце ХХ - начале XXI в. наблюдалось резкое падение нравственного уровня российского общества. Это было связано в основном с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране, снижением жизненного уровня населения, вызванными сменой экономической модели, переходом к рыночной системе хозяйствования. К сожалению, и в настоящее время «падение нравов», моральная деградация не уменьшились. Особо ярко эти явления наблюдаются в молодежной среде, особенно в её женской части. Прежде всего это связано с изменениями ценностных ориентаций женской молодежи, т.е. девушек 16-25 лет. В это время они выбирают жизненный путь, образование и профессию, решают создавать или не создавать семью. И, к сожалению, не всегда их выбор согласовывается с морально-нравственными принципами. А ведь ценностные ориентации женской молодежи - лакмусовая бумажка, позволяющая судить об уровне развития социальных институтов, культуры и благосостояния общества. Женщины более старшего возраста могут сохранять верность единожды выбранным ценностям даже в изменившихся условиях.

В этой связи было бы целесообразно обратиться к историческому опыту прошлого, проанализировать основы воспитательной политики в отношении девушек.

Комплексное изучение вопроса позволить не только изучить и по-новому переоценить воспитательную политику правительства царской России, но и детально воссоздать картину жизни девушек, получающих образование в разнотипных учебных заведениях.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое воздействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В конце XIX - начале ХХ в. в педагогической теории формируется понятие «гуманистическая педагогика». Основоположником здесь по праву считается К.Д. Ушинский, который провозгласил

принцип народности воспитания и вложил в него гуманистические основания, такие как любовь к Родине, веру в добрые силы и высокий нравственный потенциал русского народа [1, с. 126]. К.Д. Ушинский имел совершенно определенный, твердый и ясный взгляд на задачи и потребности образования и воспитания русских женщин. «Женщина - чересчур видный член общества», - писал он [2, с. 32]. Она многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки действует на все стороны жизни. Воспитание женщины, кроме индивидуального и семейного значения, имеет еще огромное значение в народной жизни; через женщину только успехи науки и цивилизации могут войти в народную жизнь. Действительно, характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в характер в эти первые годы - ложится прочно, становится второю природою человека. Но так как дитя в эти первые годы находится под исключительным вниманием матери, то и в его характер может проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что усваивается человеком потом, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается то, что усвоено в детские годы» [3, с. 63]. Талантливейший педагог, он вкладывал всю свою душу, чтобы уяснить своим ученицам, готовящимся вступить в жизнь, великое назначение женщины - как матери, жены, разумного, активного члена общества и всей государственной жизни.

Продолжателем гуманистической традиции в педагогике на основе идеи «свободного воспитания» был К.Н. Вентцель, который в центр воспитания ставил ребенка. С помощью любви, по его мнению, педагог должен содействовать развитию индивидуальной человеческой личности. «Сердце воспитателя должно быть исполнено искренней и глубокой любви к тому конкретному ребенку, с которым ему приходится иметь дело, как бы испорчен этот ребенок не был и сколько бы огорчений он ему не принес» [4, с. 72].

Дальнейшее развитие гуманистических взглядов на ребенка наиболее целостно проявляется в антропологическом подходе к вопросам воспитания и образования. Видные ученые этого периода П.Ф. Каптерев и П.Ф. Лесгафт, являясь продолжателями идей К.Д. Ушинского, считали, что все науки о человеке должны служить целостному философско-педагогическому знанию о душе, о

история

теле, о назначении человека и являются теоретической базой воспитательной практики [5, с. 363].

Анализ педагогических концепций, сформировавшихся в России в конце XIX - начале ХХ в., позволяет сделать вывод о том, что процесс становления и развития гуманистической парадигмы протекал по следующим направлениям:

- демократическому (создание условий для свободной деятельности ребенка, принцип культуросообраз-ности, учет национальных особенностей);

- общечеловеческому (любовь и уважение к ребенку, вера в ребенка и добрые силы его души, признание ценности личности ребенка);

- природосообразному (учет индивидуальных и возрастных особенностей, создание условий для саморазвития, самовоспитания и самообразования) [6, с. 12].

От педагогической теории перейдем к педагогической практике.

Основными чертами нравственного облика молодежи в конце XIX - начале ХХ в., особенно нравственного облика молодых девушек, женщин -являлись религиозность, безропотное подчинение установленным порядкам, выносливость, неприхотливость, верноподданнические чувства, смирение и добродетель. В связи с этим главным принципом государственной воспитательной политики в сфере образования женщин являлся тезис о необходимости подготовить их к исполнению «главных» жизненных ролей - матери, жены и хозяйки дома. Соответственно строились и образовательные программы, как для сословных, закрытых, а позднее - открытых женских учебных заведений, так и для домашнего обучения.

В чем же заключались ценностные ориентации воспитательного процесса в женских профессиональных учебных заведениях различного типа?

Низшие профессиональные учебные заведения имели целью воспитывать молодых девушек в сознательной вере, приучать их к добрым христианским отношениям друг к другу. Преимущественно практическим обучением девушки получали наиболее полезные познания для жены и матери низших социальных слоев: по сельскому хозяйству, садоводству, огородничеству, по кройке и шитью, по домоводству, приготовлению кушаний, солений, стирки белья и другим видам женского мастерства.

Так, в опубликованной в 1909 г. «Объяснительной записке к дополнениям к правилам о взысканиях для учеников ремесленных училищ, школ ремесленных учеников и низших ремесленных школ» с предельной откровенностью были сформулированы как общая направленность, так и конкретные задачи воспитательной работы в низшей профессионально-технической школе. «Общий характер воспитания, - говорилось в объяснительной записке, - определяется, с одной

стороны, общим и специальным образованием в религиозно-нравственном направлении, которое школа должна давать своему воспитаннику, а с другой стороны, - необходимостью подготовить воспитанника к трудовой жизни. Посему следует стремиться к тому, чтобы:

1. Воспитывать учащихся в духе православной веры, укреплять у них сознание того, что исполнение религиозных обязанностей есть первый долг каждого человека.

2. Воспитывать привычку и сознание необходимости подчиняться установленному порядку.

3. Приучать к простой и неприхотливой пище, одежде и обуви, аккуратности в обращении с ними и к пользованию во всех случаях жизни только лишь трудами своих рук...» [7, с. 95].

4. Для женщин, в особенности, подготовка честных и добродетельных жен и матерей, а также общее развитие девушек, подготовка их к практической деятельности [8, с. 369].

Во спитательный процесс в средних женских учебных заведениях заключался в том, чтобы способствовать «возведению женщины, матери и воспитательницы, на ту высоту умственного развития, на которой позволительно и желательно видеть женщину во всяком образованном обществе» [9, с. 83].

Музыка, танцы, пение, иностранный язык, немного литературы, географии и истории, рукоделие, арифметика, самое поверхностное знакомство с естественными науками и, конечно, основы духовного образования

- вот тот максимум, который получали российские женщины привилегированных слоев общества.

Так, например, физическое и моральное воспитание учениц Смольного института (первого женского учебного заведения) основывалось на тезисе: «праздность есть мать пороков, а отец - всех добродетелей

- трудолюбие». Собственно моральное воспитание опиралось главным образом на требование: «удалять от слуха и зрения воспитанниц все то, что хоть тень порока имеет». Для чего и возникла необходимость учреждать совершенно закрытое учебное заведение.

Следуя правилу - действовать на девочек благородными примерами, учителя обязывались обращаться с «благородными девицами» кротко, гуманно, ласково и справедливо. Телесные наказания вовсе не допускались.

В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии учениц и заботы об их здоровье. Воспитанницы проводили много времени в саду и на берегах Невы. Зимой катались на коньках, летом играли в лапту, в пятнашки - для младших, игра в мяч, крокет - для старших. В Смольном институте, кроме педагогической гимнастики, была введена врачебная гимнастика. Девушки должны были иметь «чистый и опрятный вид», чтобы «свежий и проветриваемый воздух был в комнатах» [10, с. 147].

В основу духовно-нравственного воспитания было также положено воспитание религиозное, в духе православной церкви. Основную цель христианского воспитания девиц должно составлять не что иное, как благочестие, от которого проистекают все блага и временные, и вечные. «Телесное обучение, - писал святой апостол Павел, - вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешнего и грядущего»- Ничего так не возвышает женщину, как благочестие. Наружная красота стареет и блекнет, а страх Божий облекает жену в красоту неувядаемую. Жена благочестивая трудолюбива, скромна, благо-покорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница.

Посещение всех церковных служб было обязательным. Ученицы обязаны были в воскресенье и праздничные дни, а также и вечером, накануне этих дней, посещать училищную церковь, а, где таковой нет, общественное богослужение [11, с. 48].

Обязательное преподавание Закона Божьего, специальный подбор религиозно-нравственных статей и материалов для чтения и разбора на уроках составляют далеко не полный перечень форм нравственного воспитания учащихся в процессе преподавания.

Не ограничиваясь воспитательным влиянием в ходе занятий, педагоги проводили с ними внеучебную работу, которая заключалась в проведении вечеров, посвященных юбилейным датам общегосударственного характера, или датам рождения и смерти деятелей науки, литературы, истории и пр. Для каждого вечера вырабатывалась соответствующая программа, состоящая из сольных песен, декламации стихотворений и постановки отрывков из драматических произведений известных писателей. Один-два раза в полугодие проводили вечера и для развлечения. Иногда организовывали платные вечера с танцами для каких-либо благотворительных целей [12, с. 159].

Воспитательный процесс на высших женских курсах отличался большей систематизированностью, которая заключалась в том, чтобы наилучшим образом приготовить девушек к жизни, помочь им стать разумными и добрыми не только в своей личной жизни, но и в семейной, а также в гражданской.

Девушек воспитывали в понимании значимости не только своих обязанностей (соблюдение установленных правил и т.д.), но и общечеловеческих прав: кто не уважает человека в себе, тот не познает и не признает человека в другом; кто не знает своих прав, не знает к себе справедливости, тот не может в душе сознавать и осуществлять права другого, выражать справедливость по отношению к слабейшему. Нельзя отдавать другим то, чего в самих себе нет. Мысль и рассуждение должны были помочь чувству перейти в деятельность. Поэтому материалом для развития чувств, по мнению педагогов, служили избранные

художественные произведения, рисующие картины из жизни природы и людей, и преимущественно те из них, которые скорее всего могут поставить человека в добрые, разумные и справедливые отношения ко всему его окружающему.

Этим воспитательным принципам способствовали так называемые товарищеские читальни. Сюда обычно поступали различные периодические издания, здесь проходили собрания студенческих обществ и организаций, оказывающих большое влияние на формирование мировоззрения девушек. Студенческие организации развивали самосознание и инициативу слушательниц, расширяли их политический кругозор, давали опыт общественной работы.

Не секрет, что воспитание неразрывно связано с обучением. В своей совокупности они должны были пробудить, развить и направить на путь истинный наилучшие духовные силы, какие есть в человеке, воспитать добрые стремления, твердую волю, направленную на непреложное осуществление в жизни добра, как блага личного, так и общего для всех. Процесс обучения оказывает огромное влияние на формирование системы ценностей и норм культуры в личности. Всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. В то же время само обучение нуждается в воспитательном подкреплении и, в частности, в формировании у учащихся нравственных отношений. В этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляются важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.

В целом, где бы девушка ни получала образование (в низшей, средней или высшей школе), везде присутствовал дух христианского воспитания, сущность которого заключалась в следующем:

- «воспитывать девиц необходимо не по духу мира и его правилам, а по началам святой веры: надо склонять их под иго закона Господня;

- подавлять в них всякую склонность к рассеянности и своеволию, внушать, что нужно любить родителей и повиноваться им и предержащей власти;

- внушать уважение к старшим, благорасположение к равным; приучать к чтению назидательных книг, назначать для них уроки особенно из тех мест Священного Писания и истории Церкви, где раскрываются доблести или сильные характеры великих жён;

- требовать от них точного исполнения уставов Святой Церкви и всех христианских правил.

- необходимо вводить девушек в круг благочестивых занятий, дел человеколюбия или устроения благолепия святых Божьих церквей;

история

- устранять все поводы и случаи к соблазнам, встречающиеся, например, в народных зрелищах, театрах, шумных собраниях и при чтении книг дурного содержания;

- приготовлять их к трудам, сообразным их состоянию и семейным обязанностям; приучать их к умеренности в пище, отдыхе и сне;

- избирать для них такие игры, которые, укрепляя силы их, вместе с тем возвышали бы и нравственное чувство;

- обращать внимание и на самую одежду, поддерживая в ней скромность, простоту и постоянство; - одним словом, согласно псалмопевцу, пригвоздить страху Божию плоти их» (Пс. 118, 120).

«Ибо где обитает сей страх, там всякая душевная чистота, оттуда бежит всякий порок и всякое преступление» [13, с. 33].

Таким образом, воспитание, осуществляясь в процессе социального взаимодействия, предполагает между взаимодействующими сторонами многообразные связи, отношения, возникающие как продукт их совместной деятельности.

Обращение к духовно-нравственным принципам воспитания, произошедшее в настоящее время (например через преподавание «Основ православной культуры»), приобщение молодежи к христианским ценностям и традициям помогут, на наш взгляд, вернуть воспитанию его гуманитарные функции.

Библиографический список

1. Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. : в 2-х т. / К.Д. Ушин-ский. - М., 1974. - Т. 2.

2. Ведомство Учреждений императрицы Марии: (17971897) / сост. Е.С. Шумигорский. - СПб., 1897.

3. Чернышов, В.И. Ушинский К.Д. и реформы Смольного и Александровского институтов / В.И. Чернышов // Вопросы истории русской педагогики : труды / АПН РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. - М., 1951.

4. Вентцель, К.Н. Как создать свободную школу. - 2-е изд. / К.Н. Вентцель. - М., 1908.

5. Каптерев, П.Ф. Избр. пед. соч. / П.Ф. Каптерев ; под ред. А.Н. Арсеньева. - М., 1982.

6. Куликова, С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и учебных заведений нового типа в России конца XIX - начала ХХ в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Куликова. - Волгоград, 1996.

7. Министерство народного просвещения. Низшие ремесленные школы : сборник. - СПб., 1909.

8. Латышина, Д.И. История педагогики / Д.И. Латыши-на. - М., 1999.

9. Христофорова, Н.В. Женские гимназии в России / Н.В. Христофорова // Педагогика. - 1988. - №4.

10. Учебные заведения Ведомства учреждений императрицы Марии. - СПб., 1906.

11. Веселов, А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профессионально-технического образования / А.Н. Веселов.

- М., 1961.

12. Танков, А.А. Исторический очерк Курской Мариинской гимназии / А.А. Танков. - Курск, 1911.

13. Иеромонах Порфирий (Левашов). О воспитании девиц в духе истинно христианском / под ред. Н.В. Маслова. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.