Научная статья на тему 'Вопросы эстетического воспитания в условиях женского образования России во второй половине XIX века'

Вопросы эстетического воспитания в условиях женского образования России во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЖЕНЩИН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА / АESTHETIC EDUCATION AND TRAINING OF WOMEN IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛУЧШИХ ОБРАЗЦОВ ЛИТЕРАТУРЫ / TEACHING METHODS USING THE BEST EXAMPLES OF LITERATURE / ИСКУССТВА / ART / ПРИРОДЫ И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА / NATURE AND FOLKLORE / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАДИ ВЫСШИХ ИНТЕРЕСОВ ЖИЗНИ / WOMEN''S EDUCATION AS THE HIGHER INTERESTS OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поселягина Лариса Вячеславовна

Изучение опыта эстетического образования женщин позволяет проводить аналогии с современным состоянием системы эстетического воспитания. Целью статьи является выявление положительных тенденций и возможностей применения в современной педагогической практике идей эстетического образования и воспитания обучающихся в дореволюционной России. Подготовка воспитанниц должна была способствовать развитию умственных способностей. Для этого на занятиях применялись в системе различные виды искусства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр и другие. Эстетически значимыми являлись такие методы обучения на уроках словесности, как, например, написание творческих работ на материале пословиц, произведений изобразительного искусства и художественной литературы. Творческие работы развивают воображение, чувство прекрасного или нравственного. Эстетическое, нравственное развитие женщины, по мнению педагогов, прогрессивных деятелей, способствовало улучшению семейных нравов, а в последующем и развитию общества. Для женщины полноценное, общечеловеческое развитие давало возможность найти себе применение в семье как матери, жене; общественной и государственной деятельнице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF RUSSIA WOMEN''S IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY

The current state of the system of aesthetic education includes positive tendencies accumulated in the history of pedagogy and education. The aim of the article is to identify positive trends and opportunities for application in modern teaching practice ideas of aesthetic education and training of women in pre-revolutionary Russia. Preparing students should contribute to the development of moral and aesthetic qualities. To do this in the classroom applied in the various art forms: literature, art, music, theater and others. Much attention is paid to the development of aesthetic culture of the future teacher. Aesthetically significant are these teaching methods in the classroom literature, such as the writing of creative works on the material of proverbs, works of art and literature. The result of this kind of assignment is he development in students the ability to reason, to express their thoughts in writing, analyze works of literature, using literary terms, to draw parallels between literature and history, to develop the moral and aesthetic culture. Their imagination, sense of beauty and moral develop during creative work. Aesthetic, moral development of women, according to teachers, progressives, contributed to the improvement of family morals, and subsequently the development of society. For a woman, full, universal development made it possible to find employment in the family as mother, wife, social and public activist.

Текст научной работы на тему «Вопросы эстетического воспитания в условиях женского образования России во второй половине XIX века»

УДК 371.486

Л. В. Поселягина, Омская гуманитарная академия

ВОПРОСЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Изучение опыта эстетического образования женщин позволяет проводить аналогии с современным состоянием системы эстетического воспитания. Целью статьи является выявление положительных тенденций и возможностей применения в современной педагогической практике идей эстетического образования и воспитания обучающихся в дореволюционной России. Подготовка воспитанниц должна была способствовать развитию умственных способностей. Для этого на занятиях применялись в системе различные виды искусства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр и другие. Эстетически значимыми являлись такие методы обучения на уроках словесности, как, например, написание творческих работ на материале пословиц, произведений изобразительного искусства и художественной литературы. Творческие работы развивают воображение, чувство прекрасного или нравственного. Эстетическое, нравственное развитие женщины, по мнению педагогов, прогрессивных деятелей, способствовало улучшению семейных нравов, а в последующем и развитию общества. Для женщины полноценное, общечеловеческое развитие давало возможность найти себе применение в семье как матери, жене; общественной и государственной деятельнице.

Ключевые слова: эстетическое образование и воспитание женщин во второй половине XIX века, методы преподавания с использованием лучших образцов литературы, искусства, природы и народного творчества, женское образование ради высших интересов жизни.

Изучение опыта подготовки женщин в дореволюционной России позволяет применять в современной системе обучения и воспитания все положительные тенденции. Прогрессивные педагоги всегда большое внимание уделяли нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся. Женщины осуществляли воспитание, первоначальное обучение детей, были верными спутницами и соратницами своих мужей. Во второй половине XIX века недостатки женского воспитания и образования стали ощущаться особенно остро. Совершенствование системы мужского образования привело к тому, что отсталость, неразвитость системы женского образования потребовала решительных действий от государства и общества. Процессы реформирования проходили непросто. Сказывались неподготовленность общества, сословность в системе женского образования. Считалось, что женщина в силу своей природы не может быть сестрой милосердия на войне, юристом, врачом, занимать государственные должности, быть общественной деятельницей и т. д.

Целью статьи является выявление положительных тенденций и возможностей применения в современной педагогической практике идей эстетического образования и воспитания женщин в дореволюционной России.

Рассмотрим основные вехи развития идей эстетического образования и воспитания женщин в России второй половины XIX века.

При Марии Федоровне (1759-1828), супруге императора Павла I (1754-1801), система женского воспитания основывалась на сословном принципе. В составе благородного воспитания на первом месте было знание французского языка, далее следовали танцы и хорошие манеры. Образование мещанок носило профессиональный характер, должно было готовить учительниц и воспитательниц для дворянских домов. За 30 лет управления благотворительными учреждениями императрицей были основаны или приняты под покровительство сиротское училище (Мариинский институт), училища ордена св.Екатерины в Петербурге и Москве, девичье училище военно-сиротского дома (Павловский институт), акушерский институт в Москве и повивальный в Петербурге, Александровское училище в Москве, Гатчинский сельский воспитательный дом, Харьковский институт, училище для детей солдат и училище для дочерей чинов Черноморского флота и др.

После смерти императрицы Марии Федоровны все находящиеся под ее управлением учреждения поступили в ведение Четвертого отделения. В этот период значительно возросло число женских учебных заведений (20). Большая часть необходимых средств поступала из пожертвований местного дворянства. Были открыты институты благородных девиц в Одессе, Астрахани, Киеве, Белостоке, Казани, Варшаве, Саратове, Тифлисе, Иркутске. В более поздний период были открыты институты в Нижнем Новгороде, Новочеркасске, Ма-риинская женская школа в Тобольске.

Под ведомством Главного совета женских учебных заведений, занимающегося попечением женского образования, в 1845 году находились 35 институтов и училищ, 3 дома трудолюбия.

При поддержке Елизаветы Алексеевны (1779-1826), супруги Александра I (17771825), были основаны и благополучно работали дома трудолюбия в Петербурге, Москве, Симбирске. Императрица была покровительницей Женского патриотического общества.

Просвещенные слои общества осознавали необходимость качественного переустройства существующей системы женского образования. Так, известный русский хирург, педагог Николай Иванович Пирогов (1810-1881) в своей статье "Вопросы жизни", напечатанной в июльском выпуске «Морского сборника» 1856 г., говорил и о женщинах, для которых требовал «также общечеловеческого образования, выработки и развития внутреннего человека во имя самих женщин, но еще более в интересах мужчин и семьи» [2, с. 17].

В 1858 году по инициативе Принца Петра Георгиевича Ольденбургского (18121881), первого председателя Главного совета женских учебных заведений, было открыто первое в России семиклассное женское училище для «приходящих девиц», названное Мариинским. Главный совет находился под покровительством имератрицы Марии Александровны (1824-1880), супруги Александра II (1818-1881). Училище стало эталоном для российских женских гимназий. В 1863 при непосредственном участии Петра Георгиевича в Петербурге были открыты педагогические курсы женских гимназий. В 1871 году при Николаевском сиротском институте был основан французский класс с двухгодичным курсом для воспитанниц-отличниц, желающих преподавать после окончания французский язык. Особое внимание уделялось профессиональному образованию женщин. Так, учреждались акушерские и ремесленные курсы, рукодельные, муз ы-кальные классы. При контрольной экспедиции Четвертого отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии по инициативе Принца Ольденбургского был организован практический курс счетоводства для девиц, окончивших гимназию или училище. При этом следует отметить заметное ослабление затворнического жестко -сословного характера учреждений, что отвечало требованиям времени.

Краткий исторический обзор идей педагогов позволит рассмотреть развитие представлений об эстетическом воспитании женщин в дореволюционной России.

Впервые в истории русской педагогики система педагогической подготовки учителя народной школы была разработана Константином Дмитриевичем Ушинским (1824-1870). В 1859 году Ушинский был приглашен на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. В этом же году был одобрен Проект К.Д.Ушинского для Воспитательного Общества благородных девиц. Главные положения проекта заключались в том, чтобы: 1) уравняв курс учения на обеих половинах Общества, учредить двухлетний специальный, для приготовления домашних наставниц, курс; 2) переводить из класса в класс не каждые три года, как было до тех пор, а каждый год, и притом по экзамену; 3) ввести семи-годичные классы; 4) принимать воспитанниц в первый класс не моложе 10-ти лет и не старше 12-ти, притом несколько подготовленными; 5) устроить приготовительный класс, в котором занимались бы пепиньерки; 6) не позволять оставаться в одном классе долее двух лет, а непременно переводить отставших учениц в высший, но ограничив курс их учения так, чтобы у них оставалось больше времени для занятий теми предметами, которые

им назначены. Проект Ушинского был одобрен главным Советом, постановившим ввести его в действие с 1860 года в виде опыта на семь лет.

Ушинский большое внимание уделял демократичности обучения: ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия). Большое внимание Ушинский уделял занятиям русским языком и словесностью. Ученый отмечал, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Д. Ушинский считал, что искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства. В связи с этим он рекомендовал для изучения произведения русских писателей и поэтов, прекрасных по своему содержанию и художественной форме: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, И. С. Тургенева, И. С. Никитина, А. В. Кольцова. Анализ произведений не должен заменять эмоциональное восприятие. Курс литературы было рекомендовано сделать строго практическим, основанным на чтении литературных образцов и самостоятельных упражнениях с указанием коренных правил теории прозы и поэзии, также исторических сведений о постепенном развитии отечественной литературы, о главнейших представителях истории всеобщей литературы, без особого изложения по народам.

Важным также является введенная педагогом практика преподавания учебных предметов на русском языке. По мнению Ушинского, учитель русского языка не может ограничиваться одним только преподаванием грамматики, а должен иметь в виду общее развитие воспитанниц, сообщать им ясные и правильные понятия об окружающих предметах, научить их рассуждать о знакомых им вещах и правильно выражать свои мысли.

Важным средством эстетического воспитания Ушинский считал учебный процесс, содержание каждого предмета: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» [4, с. 609], а также педагогическое мастерство преподавателя.

Значимым нововведением было преподавание педагогики в двух старших классах по 2 урока в неделю. Была изменена цель учрежденного при Александровском училище в 1850 году специального класса. Эта цель, по предложению Ушинского, должна была заключаться в доставлении воспитанницам педагогической практики и приучении их к самостоятельной работе. Поэтому он полагал разделить двухлетний педагогический курс на два курса -практический и теоретический. В первом воспитанницы должны были присутствовать на уроках учителей в низших и средних классах, подготовлять слабых учениц, а во вторую половину курса сами преподавать под руководством учителей в низшем классе.

Важную роль в воспитательном воздействии на личность Ушинский отводил искусству, которое он понимал как образное эмоциональное отражение явлений жизни, раскрывающее истину в художественной форме. Для совершенствования в иностранных языках воспитанницы участвовали в театральных представлениях.

Важным средством эстетического воспитания обучающихся К. Д. Ушинский считал педагогический такт учителя, создание положительных эмоциональных отношений между обучающимися и учителем.

Многие нововведения педагога были негативно восприняты администрацией заведения и истолкованы как вредные для молодых девушек влияния. Свое предложение Ушинский сделал перед самым своим выходом, в начале 1862 года. После ухода Ушинского из Смольного в 1862 году некоторые из предложенных им мер, в их числе учительские конференции, были сохранены и распространены на другие институты.

Идеи Ушинского были продолжены в трудах педагогов-словесников: В. И. Водовозо-ва, В. Я. Стоюнина и др.

В Смольный институт В. И. Водовозов был приглашен по инициативе К. Д. Ушинско-го. Большое значение Василий Иванович Водовозов (1825-1886) уделял эстетическому воспитанию обучающихся на уроках словесности. Педагог руководил организованной им воскресной школой (1861-1862), преподавал в Смольном институте (1860-1862), в женской учительской семинарии (1863), позднее на Аларчинских женских курсах (1870). После увольнения из государственных учебных заведений основной деятельностью для В. И. Водовозова стал литературный труд.

Эстетически значимым, по мнению В. Водовозова, для воспитанниц является обучение написанию творческих работ на материале пословиц, произведений изобразительного искусства и художественной литературы. Дело словесности, по мнению В. И. Водовозова, показать, как в произведении слова развивается форма и определяется наперед содержание. В качестве метода обучения он выдвигает наблюдение образцов речи и анализ их, а также следующую за анализом самостоятельную работу учащихся. В. И. Водовозов на отрывке из произведения В. А. Жуковского показывает, как это может быть осуществлено.

«День накануне был утомительно душен; к ночи все небо задернулось грозовыми тучами, воздух давил, как свинец; тучи темнели; Нева поднималась и был в волнах ее голос; наконец запылала гроза, молния за молниями, зажигаясь в тысяче местах, как будто стояли над городом; одни зубчатыми стрелками крестили небо, другие - вспыхивали, как багровые снопы, иные широким пожаром зажигали целую массу облаков, и в этом беспрестанном быстром переходе от мрака в блеск чудесным образом являлись и пропадали здания, кровли, башни, и вырезывались на ярком свете мачты кораблей, и сверкала громада колонны, которая вдруг выходила вся из темноты, бросала минутную тень на озаренную кругом ее площадь и вместе с нею пропадала, чтобы снова блеснуть и исчезнуть».

Познакомив с содержанием в целом и проведя разбор по частям, В. И. Водовозов приводит образец языкового разбора. Он настойчиво напоминает о необходимости показывать учащимся зависимость каждого слова, каждого оборота от выражаемой ими мысли. Только по последней части описания со слов «и сверкала громада колонны», по его мнению, может быть задано множество вопросов. Отчего сверкала, а не сияла, не блестела? Отчего громада колонны, а не громадная колонна? Можно ли сказать: выходила из темноты? Разве колонна двигалась? С каким словом в противоположности слово «тень»? Какую силу имеет слово «минутную» и какому слову из далее следующих слов оно соответствует? В каком смысле сказано: колонна пропадала? Зачем после этого слова еще прибавлено, «чтобы снова блеснуть и исчезнуть»? Собрать вместе все слова, изображающие движение молнии.

По мнению педагога, творческие работы развивают воображение, чувство прекрасного или нравственного. Так, к иллюстрациям на тему «Лето» педагогом даны следующие пояснения:

«Первая большая раскрашенная литографированная картина для наглядного обучения Д.Семенова. На этой картине лето является в полном своем убранстве. Выбран ясный солнечный день, по небу плавают легкие серебристые облачка. Пашни, поля, луга полны жизни. Один крестьянин пашет поле, другой уже боронит.

Крестьянки жнут рожь, подальше косят и убирают сено; возле тянутся длинные полосы созревающей гречихи и овса. На отдаленном горизонте виднеются деревья, мельница, фабрика, промышленное село с кладбищем, с горы пастух сгоняет стадо к реке, которая скрывается между лесом то там, то сям, пасущиеся гуси и овцы еще более оживляют картину...» [1, с. 2].

Произведения художественной литературы воспитывают в учащихся вкус или разумное нравственное чувство. При отборе художественных произведений В. И. Водовозов ориентируется на нравственный аспект возможности применение идеи в жизни.

По воспоминаниям воспитанниц, с каждой лекцией Водовозов незаметно для них самих втягивал их в «серьезную умственную работу, которая до сих пор была немыслима для институток». Кроме лекций, Водовозов влиял на воспитанниц беседами «не только о науч-

ных предметах, но и о том, что делалось за институтскими стенами. Они советовались с ним и о том, как должны будут жить, когда выйдут из института. некоторые стали серьезно относиться к ожидающей их после выпуска жизни и деятельности [2, с. 447]. Выполняя сочинения, воспитанницы могли высказывать свою точку зрения, что было истолковано администрацией как результат опасного воздействия на развитие юных душ.

Эстетическому, нравственному развитию, по мнению другого педагога Владимира Яковлевича Стоюнина (1826-1888), способствуют наглядность в обучении, сознательность усвоения материала и инициативность обучающихся в учебном процессе. Он преподавал русский язык и словесность в 3-й гимназии (с 1852 по 1871), 1-м Мариинском училище (с 1858 по 1861 г.) и в Мариинском институте (с 1862 по 1867 г.). Принимал самое активное участие в издании педагогических журналов, в деятельности педагогических собраний, Комитета грамотности, организации и работе воскресных школ, женских гимназий. Так, В.Я.Стоюнин принимал участие в издании ежемесячного журнала «Рассвет. Журнал наук, искусств и литературы для девиц», издававшегося в Санкт-Петербурге в 1859-1862 гг. В журнале печатались, в частности, исторические очерки о знаменитых женщинах, например о Жанне д'Арк. В конце 1960-х годов принял место инспектора классов Московского Николаевского сиротского института. Педагогу удалось объединить лучшие силы учебно-воспитательного персонала института. Преподавание было поднято на должный уровень, в воспитание сирот были введены здравые педагогические начала. К сожалению, действия недоброжелателей не позволили Стоюнину и дальше продолжать деятельность в институте, в 1874 году ему пришлось оставить должность. В 1881 году педагогу вновь представилась возможность применять на практике свои педагогические взгляды. Жена В. Я. Стоюнина, Мария Николаевна (в девичестве Тихменева), открыла частную женскую гимназию. Вместе с женой педагог выработал план и принципы, которые были положены в основу нового учебного заведения. В гимназии Стоюнин был инспектором, преподавателем русского языка, словесности и истории.

Для педагога было «важно то, что за учебным предметом и за преподающим лицом признана нравственная сила, которая главным образом и должна воспитывать в школе. При такой постановке науки и преподавателя в классе является возможность разрабатывать науку в педагогическом смысле, применять ее к воспитательному делу и, следовательно, двигать вперед самую школу» [3, с. 529].

Введение образования для дочерей лиц среднего сословия в губернских и уездных городах, по мнению Стоюнина, позволяет девушке, будущей матери семейства, какого бы звания она ни была, приобрести не только знание, но и ознакомиться с главными условиями воспитательного искусства, то есть получить в известной степени педагогическое образование. «Образование оставляет для большинства воспитанниц единственный капитал, который может спасти их от нищеты в будущем, если им не выпадет на долю безбедная семейная жизнь; капитал этот обращается в большинстве случаев на педагогическую деятельность в звании гувернанток или домашних учительниц. ... В числе разных поприщ, которые могли бы открыться для женского труда, одно из самых главных всегда будет воспитательное; обращение к нему значительного числа женщин было бы, при недостатке в учителях, большою помощью для нашего образования» [3, с. 541]. По мнению педагога, воспитание подрастающего поколения должно осуществляться с позиций нравственного, духовного идеала добра. В этом случае образование будет иметь благодатные для всего общества плоды, улучшать нравы общества, содействовать прогрессу в разных областях жизни, в том числе и в сфере семьи.

Ученый предложил новые методы преподавания с использованием лучших образцов литературы, искусства, природы и народного творчества. Так, например, предлагал обучающимся по литературе задания для самостоятельной работы: разобрать комедию Фонвизина «Бригадир»: какие понятия века выражаются в речах действующих лиц; какие черты

их можно назвать типическими? Изложите действие комедии; можно ли его назвать драматическим? В чем заключается комедия и откуда она вытекает? Какие положения лиц представляются карикатурными? Пересказать «Повесть о Муромском князе Петре и супруге его Февронии». Отделить мифические основания от христианских; какие идеальные черты представлены в Петре и Февронии; какие исторические черты могли отразиться в повести? Такого рода задания позволяли педагогу развивать в обучающихся умения рассуждать, излагать свои мысли в письменной форме, анализировать произведения литературы, применяя литературоведческие термины, проводить параллели между литературой и историей, развивать нравственную и эстетическую культуру.

Педагог предложил в выпускных классах проводить особые занятия по общеобразовательным предметам. Каждая воспитанница должна была выбрать один предмет для углубленного изучения и написать сочинение о прочитанном. Для приобщения воспитанниц к художественному чтению в институте во время праздников организовывались литературные вечера.

Большое значение уделялось нравственной и эстетической подготовке будущих учительниц и воспитательниц. В. Я. Стоюнин самое основное внимание сосредоточивал на последних двух педагогических классах. В первом воспитанницы изучали основы педагогики, во втором занимались поочередно в присутствии В.Я.Стоюнина преподаванием в младших классах. Каждая выпускница имела по две ученицы для постоянных занятий. В. Я. Стоюнин упорядочил состав преподавателей и структуру классов, режим занятий и отдыха воспитанниц, организовал педагогическую практику, стремился создать доброжелательную обстановку в институте.

Таким образом, педагоги прошлого как положительное явление отметили в развитии образования отмену существенных отличий образования женщин и мужчин. Наличие некоторых физиологических различий в обоих полах не должно было приводить к нравственному или умственному превосходству одного пола над другим. Образование ради высших интересов жизни должно было поднять нравственный уровень семьи, а в последующем и общества.

Библиграфический список

1. Водовозов, В. И. Книга для учителей, заключающая объяснения на «Книгу для первоначального чтения в народных школах» / В.И. Водовозов. - СПб., 1871. - 192 с.

2. Лихачева, Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1856-1880) / Е. О. Лихачева. - СПб. : Типография М. М. Стасюкевича. - IV том, 1899. - 648с.

3. Стоюнин, В. Я. Педагогические сочинения / В.Я. Стоюнин. - СПб. : Типография Училища глухонемых, 1892. - 567с.

4. Ушинский, К. Д. Избранные произведения / К.Д. Ушинский. Вып. 1-4. М.- Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, тип. «Кр. Пролетарий» в Мск., 1946. - 188 с.

L. V. Poselyagina, Omsk humanitarian academy

AESTHETIC EDUCATION OF RUSSIA WOMEN'S IN THE SECOND HALF OF XIX CENTURY

The current state of the system of aesthetic education includes positive tendencies accumulated in the history of pedagogy and education. The aim of the article is to identify positive trends and opportunities for application in modern teaching practice ideas of aesthetic education and training of women in pre-revolutionary Russia. Preparing students should contribute to the development of moral and aesthetic qualities. To do this in the classroom applied in the various art forms: literature, art, music, theater and others. Much attention is paid to the development of aesthetic culture of the future teacher. Aesthetically significant are these teaching methods in the classroom literature, such as the writing of creative works on the

material of proverbs, works of art and literature. The result of this kind of assignment is he development in students the ability to reason, to express their thoughts in writing, analyze works of literature, using literary terms, to draw parallels between literature and history, to develop the moral and aesthetic culture. Their imagination, sense of beauty and moral develop during creative work. Aesthetic, moral development of women, according to teachers, progressives, contributed to the improvement of family morals, and subsequently the development of society. For a woman, full, universal development made it possible to find employment in the family as mother, wife, social and public activist.

Keywords: аesthetic education and training of women in the second half of the XIX century, teaching methods using the best examples of literature, art, nature and folklore, women's education as the higher interests of life.

References

1. Vodovozov V.I. Kniga dlya uchiteley, zakluchayushaya obyasneniya na "Knigu dlya pervonachalnogo chteniya v narodnyx shkolax" [ Book for teachers, enclosing an explanation on the "Book for the initial reading in public schools"]. - SPb., 1871. - 192 p.

2. Likhacheva E.O. Materialy dlya istorii zhenskogo obrazovaniya v Rossii (1856 - 1880) [Materials for the history of women's education in Russia (1856 - 1880)]. - St. Petersburg: Printing M.M.Stasyukevicha. - IV, 1899. - 648p.

3. Stoyunin V.J. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical writings]. - St. Petersburg: Printing School of the deaf, 1892. - 567p.

4. Ushinsky K. D. Izbrannyye proizvedeniya [Selected Works]. Vol. 1-4. M.-L .: Publishing House of Acad. ped. Sciences of the RSFSR, type. "Kr. Proletarian "Msc., 1946. - 188 p.

© Л. В. Поселягина, 2015

Автор статьи - Лариса Вячеславовна Поселягина, кандидат педагогических наук, Омская гуманитарная академия, e-mail: Livnevy@mail.ru

Рецензенты:

Нина Семеновна Гилева, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия. Елена Анатольевна Хохлова, кандидат педагогических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

УДК 37.018

Ж. А. Старовойтова, Омский государственный педагогический университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПРАКТИК

В статье представлен анализ проблемы выбора форм, методов и технологий воспитательной деятельности педагога профессионального обучения в период практик студентов. Ведущая идея организации практики в профессиональном образовательном учреждении заключается в развитии и формировании личностной корпоративной конкурентоспособности студентов. Выделена идея поиска оптимальных и актуальных технологий профессионального воспитания студентов-практикантов для реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов и идей компетентностного подхода в образовании. Статья имеет интерес для кураторов студентов-практикантов.

Ключевые слова: практика, личностная корпоративная конкурентоспособность, инструктивно-методический лагерь, педагогические мастерские, портфолио, индивидуальный образовательный маршрут, студенческий клуб.

Практика в системе профессионального образования выступает неотъемлемым компонентом развития компетентного выпускника. В течение всего периода обучения предусмотрено проведение различных практик (учебной, преддипломной, производственной, летней и др.). Как правило, перед выходом на практику со студентами проводится вводный инструктаж относительно соблюдения правил и норм, установленных уставом организации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.