УДК 377.06
К.Д. УШИНСКИЙ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ О ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И.Ю. Ладоненко
В статье анализируются взгляды К.Д. Ушинского на женское образование в России второй половины XIX века. Также представлены взгляды его последователей, которые развивали идеи К.Д. Ушинского и претворяли их на практике
Ключевые слова: женское образование, К.Д. Ушинский, реформы образования
История развития женского образования в России тесно связана с деятельностью К.Д. Ушинского (1824-1870). С 1859 по 1861 год он работал инспектором в Смольном институте благородных девиц, где активно занимался реорганизацией учебного процесса. Невзирая на противодействия большинства педагогов, К.Д. Ушинский, смело провел реформу института: ввел новый учебный план, главными предметами которого сталирусский язык, русская литература, естественные науки. Одним из ведущих принципов обучения стал принцип наглядности, К.Д. Ушинский часто проводил различные опыты на уроках биологии, физики. В качестве преподавателей в Смольный институт К.Д. Ушинским были приглашены видные педагоги того времени: В.И. Водовозов (преподавал
литературу), Д.Д. Семенов (преподавал
географию), М.И. Семевский (преподавал
историю) и другие педагоги. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи классов К.Д. Ушинским был введен двухлетний
педагогический класс. В это время К.Д. Ушинский составил хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах. В этой хрестоматии содержалось много интересного материала по естествознанию и другим наукам.
В результате проведенной реорганизации Смольный на протяжении многих лет был образцом для других женских учебных заведений. Большинство женских институтов, пансионов для благородных девиц, частных женских пансионов, епархиальных женских училищ в России открывались по образцу, которым являлся Смольный институт. Как показала дальнейшая практика, чаще всего именно выпускницы Смольного становились начальницами и учительницами в вновь открываемых учебных заведениях России. Благодаря реорганизации в 50-х годах XIX в. Были кардинально изменены цели образования женщин и усилена содержательная составляющая обучения.
Ладоненко Иван Юрьевич - ВГУ, аспирант, e-mail: lismothic@bk.ru, тел. 920-214-07-44
Воспользовавшись обстановкой реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя обвинили его в свободомыслии и политической
неблагонадежности. В итоге летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Чтобы замаскировать незаконное отстранение К.Д. Ушинского от педагогической деятельности в Смольном институте, царское правительство направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку К.Д. Ушинский рассматривал как замаскированную ссылку.
За границей К.Д. Ушинский изучал состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил книгу для классного чтения — «Родное слово» (1864—1870) и еще дополнительно написал методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1—2. 1867—1869) и собрал материалы к третьему тому этого важного научного труда.
Огромный вклад К.Д. Ушинского в развитие женского образования в России неоценим, многие педагоги становятся его последователями и развивают его идеи в своих трудах. К ним можно отнести: Н.Ф. Бунакова (1837-1904), Н.А. Вышнеградского (1821-1872), П.Ф. Каптерева (1849-1921), В.П. Острогорского (1840-1902), В.Я. Стоюнина (1826-1888) Они продолжили теоретическую разработку и практическое воплощение идей великого русского педагога в области женского образования.
Организатором первого всесословного Мариинского женского училища, а впоследствии гимназии, являлся Н.А. Вышнеградский (18211872). Данное женское учебное заведение было основано на новых началах: всесословности и открытости, где девушки мещанского и крестьянского сословий могли получить образование, не отлучаясь на продолжительное время от родителей. Коллектив преподавателей училища во главе с Н.А. Вышнеградским многое сделали как для организации нового учебного
заведения, так и для разработки учебных программ и методов преподавания. Преподавателями женского училища были разработаны «Правила внутреннего распорядка». Между преподавателями и родителями учащихся был налажен тесный контакт. В училище серьезное внимание обращалось на здоровье воспитанниц, их внешний вид, следили за проветриванием и температурой в классных комнатах. В 1861 г. при Мариинском женском училище был открыт педагогический класс для специальной подготовки учительниц и воспитательниц. В этом же году при обсуждении проектов устава и штатов женских училищ Главный совет выразил своё отношение к женским учебным заведениям: «Училища
блистательным своим развитием доказали насколько общество глубоко сочувствует воззрению правительства на настоящий способ образования женского пола» [7, с.58].
Первые проекты организации
педагогических учебных заведений для женщин в России в 60-е годы XIX века были также разработаны К.Д. Ушинским в содружестве с Н.И. Пироговым (1810 -1881) [3, с.122]. Они определили содержание общего и специального женского образования и наметили пути организации женских педагогических учебных заведений. Н.И.Пирогов в работе «Вопросы жизни» (1856) отмечал: «Не положение женщины в обществе, но воспитание ее, в котором заключается воспитание всего человечества, - вот что требует перемены. Пусть мысль воспитать себя для этой цели, жить для неизбежной борьбы и жертвований проникает во всё нравственное существование женщины, пусть вдохновение осенит её волю и она узнает, где она должна искать своей эмансипации. Так же, как и мужчина, женщина должна быть образованным человеком, развивая своё мышление и волю, и вместе с тем, никогда не пренебрегая развитием лучших дарований своей природы» [5,с.50-51]. Он глубоко верил в науку, образование и воспитание женщины. Считая, что воспитание женщины необходимо начинать с формирования её воли и мышления, он указывал: «Чтобы услаждать сочувствием жизнь человека, чтобы быть спутницей в борьбе, ей нужно искусство понимать, ей нужна самостоятельная воля, чтобы жертвовать: мышление - чтобы избирать и чтобы иметь ясную и светлую идею о воспитании детей». Н.И. Пирогов утверждал, именно «раннее развитие мышления и воли для женщины столь же необходимо, как и для мужчины» [7, с.41-42].
Н.И. Пирогов уделял большое внимание разработке положений, правил для учащихся и преподавателей при попечительских советах, женских пансионах. С целью повышения качества преподавания и воспитания в частных женских
пансионах, по его указанию, были учреждены педагогические заседания, на которых обсуждались вопросы, связанные с преподаванием различных учебных предметов и распределением часов. В «Программе и правилах для женских пансионов» (1859) Н.И.Пирогов отмечал: «Научный рациональный контроль в женских училищах ещё необходимее, чем в мужских». Внимание педагога уделялось изучению ученицами новых языков и развитию умственных способностей девушек. К.Д. Ушинский говорил о том, что научные труды
Н.И.Пирогова, касающиеся проблем воспитания и образования женщин стали «настольными книгами каждого русского человека, которому дорого отечественное просвещение» [9, с.84].
Дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах и практической деятельности Д.Д.Семенова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, К.В. Ельницкого. В своих трудах они придерживались педагогической теории К.Д. Ушинского; требовали умственного,
нравственного, эстетического и физического развития учениц; усиления семейного начала в воспитании; всесословности и доступности женской школы для всех слоев населения; корректировки учебных программ и предметов учебного курса, в том числе естественнонаучного цикла; введения семилетнего курса в женских гимназиях; необходимости открытия учительских семинарий для женщин.
О большой пользе женских гимназий говорил В.П. Острогорский (1840-1902). По его мнению, главная заслуга русской женской гимназии состояла в том, что она «положила начало развитию в женщине чувства гуманнохристианского направления в ее деятельности. Женская гимназия уничтожила вопрос о существенном отличии образования женщины от мужчины. Оба эти понятия связались в одном понятии «человек», которое, допуская некоторые физиологические различия в обоих полах, не допускает нравственного или умственного превосходства одного над другим; надо только, чтобы женщина всегда оставалась женственной. Не может пострадать идеал жены и матери оттого, что возвысился идеал женщины как человека. Сближение двух полов в общих духовных интересах должно непременно поднять нравственный уровень не только семьи, но со временем и общества» [7, с.62]. В особенности, его интересовало развитие данной проблемы на региональном уровне в России. Он писал: «В самой жизни, в отдаленных провинциях явилось неслыханное дотоле чудо: образованная девушка, учащая крестьян и своим добрым влиянием гуманизирующая грубую среду; девушка врач, разгоняющая в среде мрак пагубного суеверия и дикости: в рисовальных школах, в
консерваториях русская девушка учится добывать себе честный кусок хлеба; в юродских училищах, во множестве женских учебных заведений не одна сотня девушек с честью работает, как учительница и воспитательница; часто единственной учительницей своих младших братьев и сестер является ныне девушка в своей семье, где отсутствуют средства к образованию. И огромное большинство новых женщин обязаны и куском хлеба, и честной деятельностью, именно, гимназиям» [7, с.59].
Педагог, методист, публицист В.Я. Стоюнин (1826-1888) выступал в 60-80-е гг. XIX века как теоретик и практик женского образования и воспитания. Разносторонняя деятельность в женских учебных заведениях (Николаевский сиротский институт, частная гимназия М.Н. Стоюниной) позволили ему по-новому взглянуть на роль и значение женщины в семье и обществе, сформировать цели и содержание женского образования и воспитания. Он являлся автором ряда статей по воспитанию и образованию женщин: «Русская поэзия для девиц» (1859), «Воспитание русской женщины» (1859), «Мысли о наших гимназиях» (1860). В работах («Из истории воспитания России в начале XIX столетия» (1878), «Образование русской женщины» (1883), он поднимал вопросы женского педагогического образования. Поскольку Стоюнин длительное время работал в женских учебных заведениях, для него были близки и понятны проблемы женскою образования в России. При его поддержке и содействии в Мариинском училище (1861-1867) были разработаны правила внутреннего распорядка, а также переработаны программы и методы преподавания учебных предметов для закрытых женских учебных заведений (частная женская гимназия М.Н. Стоюниной).
В.Я.Стоюниным был также разработан ряд программ и инструкций. В учебный курс помимо семи основных классов были введены подготовительный и восьмой педагогический классы. Педагог выделил три ступени женского образования: элементарное, среднее и высшее. Он ввел предметы эстетического курса. По выражению автора, «это было женское учебное заведение нового типа, в основе которого были положены новые принципы, отличные от схоластических методов преподавания, обучения и воспитания» [8, с.15].
В.Я.Стоюнин являлся инициатором организации Высшей женской школы в Москве. Это было первое учебное заведение такого рода в России. Им был составлен проект женской школы. Курс обучения состоял из двух лет. Предметы обучения подразделялись на общие и специальные. Обучение в школе было платным. Состав учащихся делился на экстернаток и
пансионерок. Поступить в Высшую женскую школу девушки могли после окончания полного курса женской гимназии. После окончания Высшей женской школы выпускницам выдавался аттестат «домашней наставницы и учительницы в общественных заведениях» [8, с.15].
Одним из последователей К.Д. Ушинского по проблеме воспитания и образования женщин был Н.Ф.Бунаков (1837-1904). Он известен как теоретик и практик начальной школы и женского педагогического образования. В своих трудах он настойчиво защищал право крестьян на образование, являлся сторонником совместною обучения детей в школе. Вопросы педагогической подготовки учительниц нашли своё отражение в статьях «Нечто о крестьянских воззрениях на грамотность и школу» (1889), «Как я стал и как перестал быть «учителем учителей» (1903).
Педагог и теоретик К.В. Ельницкий (18461917) был автором 34-х учебников, а также руководства и методических пособий по женскому образованию. Педагог активно сотрудничал с журналом «Женское образование», в котором писал рецензии на книги для чтения и журналы для женщин. Большой популярностью пользовались его методические руководства: «Методика начального обучения отечественному языку» (1904); для учительских школ, педагогических курсов и восьмых педагогических классов средних женских учебных заведений: «Курс дидактики» (1902), «Школьное обучение. Для учебных заведений, в которых преподается дидактика и для занимающихся обучением детей в школе» (1907). В качестве учебных пособий для учительских институтов и семинарий служили: «Основы начального школьного воспитания и обучения» (1895), «Воспитание и обучение в семье и школе» (1899), «Условия успешности обучения в начальной школе» (1906), «Теория словесности. Для средних учебных заведений» (1909).
Особый интерес представляют его статьи и публикации, поднимающие проблему женского образования и воспитания. За короткий период в качестве учебных пособий для средних женских учебных заведений были опубликованы статьи: «Характеристики девочек» (1894), «Избранные педагогические статьи» (1896), «Очерки по истории Омской женской гимназии» (1889), «Организация и ведение педагогических курсов» (1902). К.В. Ельницкий внёс значительный вклад в образовательную и педагогическую подготовку воспитанниц женских учебных заведений, а также теоретическую и практическую подготовку учительниц начальных школ и училищ. В учительских школах и семинариях широко использовались его труды: «Курс дидактики»
(1915), «Общая педагогика» (1916), «Методика начального обучения отечественному языку»
(1916) [6, с.151]. Главным достоинством учебника К.В.Ельницкого «Общая педагогика» являлось то, что курс педагогики был построен на психологической основе. «Общая педагогика» и «Курс дидактики» сыграли важную роль в развитии женского педагогического образования. В течение длительного времени большинство женских гимназий в России и ее региональных центрах строили преподавание педагогики по учебникам К.В. Ельницкого. Его труды использовались в разных типах женских учебных заведений, не только в средней, но и в начальной школе.
Большой стаж работы и солидная общеобразовательная подготовка позволили ему внести большой вклад в развитие русской педагогики в целом. К.В. Ельницкий в течение сорока лет трудился в Омской женской гимназии. Для женских гимназий педагог разработал учебник, состоящий из двух отдельных книг: «Общая педагогика» (1916) и «Курс дидактики»
(1917). В основе учебника была заключена схема, разработанная К.Д.Ушинским для деятельности средних женских учебных заведениях. К.В. Ельницкий её переработал и включил новую программу по педагогике для специальных классов женских учебных заведений. Программа по педагогике состояла из следующих основных частей: собственно педагогика, общая дидактика и частная дидактика. Практическая цель преподавания педагогики в женских школах заключалась в развитии у воспитанниц желания сознательно заниматься воспитательной деятельностью, понимать и изучать педагогическую литературу, а после окончания учебного заведения «без тяжких проб и грубых ошибок ... заниматься воспитанием и обучением детей» [6, с.161]. Рассматривая образование и воспитание женщин как общегосударственную задачу, К.В. Ельницкий большое значение придавал преподаванию педагогики в женских гимназиях и прогимназиях. По его мнению, знания, полученные выпускницей, пригодились бы ей для воспитания собственных детей, а также организации работы в начальной школе или училище.
В конце XIX - начале XXвв. Прогрессивные педагоги отчётливо осознавали важность развития женского образования, требовали расширения сети учебных заведений для женщин, изменения содержания обучения и воспитания в женских школах. В области организации женского образования и воспитания в России выдвигались следующие основные положения: открытие бессословных женских
учебных заведений, общеобразовательный характер обучения в них, введение семилетнего курса в женских гимназиях, корректировка учебных программ и предметов учебного курса в
сторону усиления естественнонаучной
составляющей. Полученные ученицами знания должны обогащать ум, развивать чувства, вырабатывать волю. Процесс воспитания и образования женщины должен представлять собой единство умственного, нравственного, эстетическою и физического развития. В его основе должно быть заключено семейное начало. В учебных классах женских гимназий необходим гуманный дух и обязательное соблюдение санитарно - гигиенических условий, обеспечение преемственности всей системы женского образования.
Сторонником таких взглядов являлся П.Ф. Каптерев (1849-1921). Его общественно -педагогическая деятельность осуществлялась в более поздний период в сравнении с ранее охарактеризованными педагогами,
придерживающихся теории К.Д. Ушинского. Ряд его научных трудов посвящен разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, психологии, вопросам семейного воспитания и педагогического образования женщин. В первых изданиях его трудов «Педагогический процесс», «История русской педагогии», «Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели» П.Ф. Каптеревым впервые была сделана попытка проследить развитие педагогических идей в России конца XIX - начала XX века. Для нашего исследования представляют интерес его выводы по женской педагогической психологии.
Антропологический принцип женского образования был впервые обоснован П.Ф. Каптеревым в работе «Дидактические очерки». Он указывал, что «труд, соответствующий женской природе - это труд сильный, энергичный, но непременно с частыми перерывами и достаточным отдыхом; длительность работы при требовании сильного напряжения должна быть совершенно исключена в женском образовании и воспитании» [2, с.403]. Педагог отмечал, что «женский ум отличается конкретным и реальным характером: к
отвлеченностям и метафизике он мало склонен»[2, с.404]. Главными центрами женского мышления, по его мнению, являлись окружающая действительность, взятая во всей совокупности своих свойств и живая человеческая личность, понимаемая как своеобразное сочетание различных качеств. Он утверждал, что женский ум разностороннее и живее мужского. Глубина познания и некоторая односторонность являлись, по его мнению, характерными чертами мужского ума. К отличительным чертам женского ума педагог относил разносторонность и конкретность. Он писал: «Все общее и
отвлеченное, до чего можно доходить путем длинных умозаключений, мало трогает женский
ум; но все непосредственное, живое, конкретное для них очень убедительно» [2, с.408].
П.Ф. Каптерев признавал женскую способность быстрого понимания и более точного выражения, но в то же время, женский ум, по его мнению, отличался меньшей творческой силой. В статье «Душевные свойства женщин» (1895) П.Ф. Каптерев писал: «При быстроте восприятия и реакции женский ум отличается меньшей творческой силой. Не говоря уже о слабости творчества женщин вообще в науке, искусстве и религии, что может быть объясняемо долговременным слабым образованием женщин, в самых простых вещах женщины обнаруживают мало творчества и разнообразия в деятельности» [2, с.408].
Так же как и К.Д. Ушинский, П.Ф.Каптерев придавал большое значение организации учебного процесса в женской школе. Он требовал приблизить курс учебных предметов к более реальному. В работе «Дидактические очерки» он отмечал: «Не грамматика и не математика, а внешняя природа, антропология, словесность, история и Закон Божий должны быть включены в учебный курс женских учебных заведений, при этом основное место должно занимать окружающая среда и человеческая личность» [4, с.406]. Женский учебный курс должен быть, по его утверждению, энциклопедичным, то есть, кроме основных предметов необходимо включать и вспомогательные предметы.
Особое внимание педагог обращал на женские чувства. По его заключению, если затронуты чувства женщины, она может выдержать и продолжительные напряженные нагрузки на организм. «Все, что питает чувство, привлекает женщин, потому что отвечает их насущной духовной потребности» [2, с.408]. «Некоторые чувствования, писал П.Ф. Каптерев, как например, стыдливость, застенчивость, сострадательность к слабым и малым существам, боязливость, любовь к детям, имеют несравненно большое значение в жизни женщин, чем мужчин» [1, с.408]. У женщины, по его мнению, чувства превалируют над умственными процессами. Только при соблюдении соответствующих требований, предъявляемых к учебновоспитательному процессу в женской школе, внимательном отношении к природе женщины, ее восприятия окружающего мира можно обеспечить правильную постановку вопроса в решении проблемы воспитания и образования женщины.
Таким образом, педагогическое наследие рассматриваемых нами русских педагогов и общественных деятелей охватывало различные аспекты воспитания и образования женщины. Вопросы женского образования рассматривались педагогами и учёными с точки зрения разных
наук, включая общую педагогику, дидактику, историю образования, методику начального обучения. Для многих из них были близки и понятны проблемы, связанные с женским образованием и воспитанием, так как большинство из них продолжительное время находились на службе в системе женских учебных заведений, в которых они вели активную преподавательскую деятельность.
Анализ научно - практической деятельности прогрессивных российских педагогов и общественных деятелей по проблеме женского образования и воспитания позволил выделить ряд общих черт. Прежде всего, в их творчестве наблюдается сочетание научно - педагогического и учебно-методического аспектов. Последователи системы К.Д.Ушинского использовали в своей деятельности его идеи и методы преподавания, применяли их на практике в учебновоспитательном процессе в женских учебных заведениях различных типов (К.В. Ельницкий, П.Ф. Кантерев Д.Д. Семенов, В.Я. Стоюнин и др.).
К.Д. Ушинский в своих научных работах отстаивал право женщин на получение не только среднего, но и высшего образования. Проанализировав североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того времени, он отметил ее такие положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на получение высшего образования наравне с мужчинами. К.Д. Ушинский хотел видеть именно такое отношение к образованию женщины в России.
В соответствии с идеей народности в общественном воспитании К.Д. Ушинский обосновал положение о том, что воспитание будущей матери семейства должно быть проникнуто народностью. Опираясь на идею антропологизма, он показал, что в обучении и воспитании женщины необходимо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности женского организма. Раскрывая роль и призвание женщины в народной жизни и учитывая особенности женского организма и характера, педагог обосновал следующие положения об организации, а так же содержании женского образования:
1. Образование женщины также важно, как и образование мужчины. Необходимость женского образования обусловлена непосредственным влиянием женщины-матери на формирование подрастающего поколения.
2. Образование женщины должно носить гуманный характер.
3. Содержание начального, основного и высшего образования должно быть одинаковым как для мужского, так и для женского пола.
Разница между общим образованием женщины и мужчины может сказываться только в тех заведениях, в которых мужчины готовятся к военной службе.
4. Методы обучения в женских школах должны иметь обязательно специфику. Так как природа женщины более практичная по сравнению с мужской, для нее мысль, чувство и дело сливаются в одно целое, в ее обучении следует опираться на чувства, использовать разнообразные виды наглядности.
5. В формировании чувственной сферы детей важную роль играет духовность и эмоциональность женщины, а поэтому в подготовке учителей-женщин это следует обязательно учитывать.
К.Д. Ушинский выступил решительным противником закрытых привилегированных женских воспитательных и учебных заведений, критиковал их за оторванность от российской жизни. Непосредственная практическая педагогическая деятельность в Смольном институте благородных девиц позволила педагогу установить, что неудовлетворительно
организованное женское образование является одной из причин возникавших разногласий между детьми разных слоев общества.
Отводя решающую роль в воспитании ребенка семье, в первую очередь матери, К.Д. Ушинский обосновал необходимость
педагогической подготовки женщины и считал, что каждая русская женщина должна быть подготовлена к воспитанию своих детей в дошкольном возрасте. Особое внимание мать должна уделять воспитанию своих детей в духе народности, любви к Родине, трудолюбия, способствовать их гармоничному физическому развитию.
Реформаторская деятельность К.Д. Ушинского в Смольном институте имела общественное и научное значение. Она способствовала признанию идей педагога в области женского педагогического образования.
Воронежский государственный университет
Его опыт создания здесь педагогического класса послужил базой для дальнейшей разработки идей женского педагогического образования его последователями. Наряду с разработкой общих принципов подготовки учителя-женщины в России, К.Д. Ушинский создал планы организации подготовки учителя в специальных учебных заведениях - в педагогических классах женских школ, сиротских заведениях, учительских семинариях, университетах. Педагогические идеи К.Д. Ушинского в области женского образования остаются актуальными и по сегодняшний день.
Литература
1. Зотова Л.М. Основные типы церковных школ в
Вятской губернии в конце XIX века/ Л.М. Зотова // Религия и церковь в культурно - историческом развитии Русского Севера (К 450 - летию Преподобного Трифона, Вятского Чудотворца): Материалы Международной
научной конференции / Под ред. В.В.Низова. - Т. 2. -Киров, 1996. - С. 280 - 283.
2. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/ П.Ф. Каетерев [Под ред. Л.М. Арсеньева] - М., Педагогика. - 1982. - 703 с.
3. Кирсева У.Т. Профессионально - педагогическая подготовка учителя начальной школы России II половины XIX - начала XX вв. / У.Т. Кирсева: дисс.... Канд. Пед. наук. - М., 1990. - 255 с.
4. Корнетов Г.Б. Цивилизованный подход как метод историко-педагогического исследования аксиологических проблем образования / Г.Б. Корнетов// Образование: идеалы и ценности. - М.1995.- С.36-52.
5. Пирогов Н.И. Избранные педагогические
сочинения/ Н.И. Пирогов. - М., Педагогика, 1985. - 409 с.
6. Саблин А.Д. Общее и педагогическое женское образование в дореволюционной Западной Сибири (XVIII
- XX вв.)/ А.Д. Саблин: дис. ... канд. Пед. наук. М., 1951.
- 259 с.
7. Семенов Д.Д. Избранные педагогические
сочинения/ Д.Д. Семенов. - М., Издание Академии педагогических наук, 1953. - 400с.
8. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические
сочинения/ В.Я. Стоюнин. - М., Педагогика. -1991. - 368с.
9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений/ К.Д.
Ушинский. Т.3: В 10 т. - М., 1948. - 692 с.
K.D. USHINSKIY AND HIS FOLLOWERS ABOUT WOMEN'S EDUCATION IN RUSSIA I.Yu. Ladonenko
The paper considers K.D. Ushinski’s points of view about women's education.
Key words: women's education, K.D. Ushinskiy, smolny institution for young ladies, education reforms