Научная статья на тему 'Научно-педагогическая и методическая литература и ее роль в формировании научного потенциала российского учителя 2-й половины XIX - начала XX вв. (из собрания научно-педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского) статья вторая'

Научно-педагогическая и методическая литература и ее роль в формировании научного потенциала российского учителя 2-й половины XIX - начала XX вв. (из собрания научно-педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского) статья вторая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1166
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров М. А.

В широком социально-педагогическом контексте в статье рассматривается процесс становления и развития научно-педагогической и учебно-методической литературы. В статье дается общий обзор наиболее известных и популярных учебников и пособий по теории и истории педагогики, в которых поднимаются проблемы, являющиеся актуальными и интересными для педагогов настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаров М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическая и методическая литература и ее роль в формировании научного потенциала российского учителя 2-й половины XIX - начала XX вв. (из собрания научно-педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского) статья вторая»

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИЙСКОГО УЧИТЕЛЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ. (Из собрания Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского). Статья вторая*

SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL AND METHODICAL LITERATUREAND ITS ROLE IN FORMATION OFTHE SCIENTIFIC POTENTIAL OF RUSSIA'S TEACHER OF THE 2ND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES (From the collection of UshinskyScientific Pedagogical Library). Second article

Гончаров M.A.

Доцент общеуниверситетской кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук E-mail: rust20@yandex.ru

Аннотация. В широком социально-педагогическом контексте в статье рассматривается процесс становления и развития научно-педагогической и учебно-методической литературы. В статье дается общий обзор наиболее известных и популярных учебников и пособий по теории и истории педагогики, в которых поднимаются проблемы, являющиеся актуальными и интересными для педагогов настоящего.

Ключевые слова: педагогика, психология, учитель, ребенок, дидактика, методика, воспитание, образование, обучение, школа, самообразование, нравственность, мораль, мышление, память, поощрение, наказание, школа, гимназия, семинария.

Goncharov M. A.

Associate professor ofthe universitywide department of pedagogy (Moscow State Pedagogical University), Candidate ofScience (Education)

E-mail: rust20@yandex.ru

Annotation. In a broad social and pedagogical context article consider the process of formation and development ofscientific-pedagogical and educational literature. Article provides an overview of the most famous and popular textbooks and manuals on the theory and history of education, which raise issues thatare relevant and interestingforthe modern teachers.

Keywords: pedagogy, psychology, teacher, child, didactics, methodology, upbringing, education, training, school, selfeducation, morality, moral, thinking, memory, encouragement, punishment, school, gymnasium, seminary.

Статью 1 см. в журнале «Проблемы современного образования» № 1-2012

До реформ 1860-х гг. образование в России было исключительно прерогативой государства и регламентировалось правительственно-канцелярскими указами. Учитель должен был строго придерживаться предназначенных для него учебников и инструкций. Это, несомненно, накладывало отпечаток на организацию педагогического образования.

Считалось, что для подготовки учителя достаточно было изучить только какой-либо предмет, чтобы стать педагогом. Таким образом, педагогическая деятельность учителя отождествлялась с преподаванием. На первый план выдвигался предмет - то, что изучается, запоминается, спрашивается на экзаменах. В некоторых случаях будущий учитель снабжался педагогической рецептурой, набором практических правил, подсказанных опытом, главным учителем старинных педагогов. Однако такая односторонняя подготовка не могла стимулировать интерес к собственно педагогическим вопросам, проблемам воспитания и обучения.

Дискуссии об особой педагогической подготовке учителей возникли во время пересмотра гимназических планов в 1890 г. В результате этих дискуссий выявилось следующее: успех и процветание школы зависят не столько от программы и инструкций, сколько от личности наставников; для обновления школы необходимо обновить методы преподавания, согласовать их с установившимися данными науки о воспитании и образований; слабое знакомство с наукой о воспитании и образовании характерно большей части преподавателей; повсеместна беспомощность молодых учителей, попавших в класс прямо с университетской скамьи и не находящих себе ни руководства, ни учебника, ни указаний, кроме объяснительной записки и циркуляров Министерства народного просвещения.

Однако одним из средств подготовки учительских кадров на рубеже Х1Х-ХХ вв. оставалось педагогическое самообразование. Приоритетное значение придавалось чтению педагогической литературы. В учебных книгах педагогика была представлена в систематизированном виде как совокупность педагогической теории и образовательной практики. Российская учебно-педагогическая литература конца XIX - начала XX веков -это собрание научно-педагогических произведений мирового уровня, плеяда блестящих имен авторов учебников, в ряду которых особое место занимают П.П. Влонский, В.П. Вахтеров, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, Д.И. Тихомиров. Именно их воззрения и мысли стали базой учебной информации, изложенной в педагогической литературе, а идеи видных педагогов легли в основу содержания учебных книг по педагогике.

Д.И. Тихомиров «Основы дидактики»

Учебник педагогики «Основы дидактики» (1895) является своеобразным обобщением огромного опыта, накопленного в результате творческого применения на практике теоретических положений передовой педагогической науки. Систему своих дидактических воззрений автор учебника создавал на основе идей и принципов К.Д. Ушинского, который определял дидактику как «правила учения чему бы то ни было, основанные на психологических законах, причем преподавателю остается только соединить в одну общую систему советов и правил то, что было уже рассмотрено при анализе душевных способов и потребностей» [10, с. 29].

В соответствии с логикой этого суждения Д.И. Тихомиров в «Основах дидактики» построил учебный материал, состоящий из двух частей: «Общей дидактики» и «Частной дидактики». Первая из них излагала общие законы и правила обучения, вторая часть указывала применение законов и правил к обучению тому или другому предмету. Автор практически разработал вопросы начального обучения: роли и места наглядности, средств овладения вниманием, приемов развития самостоятельности, способов обучения грамоте, развития речи учащихся как письменной, так и устной на материале статей литературно-художественных и научно-популярных произведений, создавая этим условия для овладения детьми нормами литературного языка.

Основная задача школы, писал он в «Основах дидактики», заключается в том, чтобы научить ребенка правильно мыслить, привить ему точные понятия и убеждения относительно важнейших явлений жизни и воспитать способность самостоятельно вырабатывать эти понятия в будущем. Автор учебника видел воспитательные задачи школы не только в формировании законченного мировоззрения у учащихся, но и в выработке у них навыков самостоятельного развития.

Рассматривая в учебнике вопросы дисциплины, Д.И Тихомиров указывал, что дисциплина вырабатывает ряд привычек, которые дают о себе знать долгое время и по выходе учащихся из школы. Дисциплина оказывает воспитательное влияние, степень которого зависит от ее разумности и устойчивости. Твердый порядок вносит спокойствие в детскую жизнь. Твердость дисциплины совсем не требует суровости, писал ученый, а при правильной постановке дела, при дружной совместной работе всех учителей строгие меры наказания излишни.

Учебник «Основы дидактики» включал большой материал для самостоятельной работы учащихся. Важную роль он отводил школьному чтению, рекомендовал шире использовать его для расширения кругозора школьников: «Школьное чтение должно постепенно вводить их в круг общелитературных понятий, слов и выражений, но при этом соблюдать разумную умеренность, чтобы не приходилось часто прерывать и загромождать первое чтение объяснениями» [9, с. 145].

Учебник был высоко оценен Д.Д. Семеновым, соратником К.Д. Ушинского: «Автор учебника «Основы дидактики», должно быть, весьма опытный учитель, хорошо знакомый с организацией и потребностями русской школы. Предлагается дидактический материал, по которому дети должны выучиться письму и чтению как можно скорее, но не в ущерб основательности и прочности усвоения процесса чтения и письма» [7, с. 174].

Учебник Д.И. Тихомирова «Основы дидактики» представляет не только исторический интерес. На наш взгляд, мысли педагога о воспитательном значении учебных дисциплин, о роли учителя в педагогическом процессе, о взаимоотношении семьи и школы, методике преподавания родного языка востребованы и сегодня, в начале XXI века. Изучая и критически осмысливая его учебник педагогики, мы, безусловно, обогатим рядом материалов нашу педагогическую теорию и практику.

К.В. Ельницкий «Общая педагогика.

Пособие для учебных заведений, в которых преподается педагогика, и для занимающихся воспитанием и обучением детей»

Экономическое развитие России в конце 90-х гг. XIX столетия обусловило рост количества учебных заведений. Подъем промышленности, транспорта, сельского хозяйства поставил школу в новую систему экономических, социальных и политических связей, предъявил к ней требования, направленные на создание адекватной потребностям образовательной сферы системы подготовки учителей. В связи с возросшим спросом на педагогические кадры расширилось количество педагогических классов при гимназиях, окончив которые выпускницы получали право преподавания в начальной школе и прогимназиях. В них были созданы учебные программы, которые соответствовали новым требованиям школы. С учетом этих требований, а также педагогического опыта, в том числе и личного, К.Е. Ельницкий создал труд «Общая педагогика. Пособие для учебных заведений, в которых преподается педагогика, и для занимающихся воспитанием и обучением детей» (1898), выдержавший к концу XIX в. восемь изданий. В подавляющем большинстве женских гимназий России в течение длительного периода педагогические дисциплины изучались по учебнику «Общая педагогика» - единственному пособию, в основу которого автором была положена «Программа по педагогике для специальных классов женских учебных заведений», разработанная К.Д. Ушинским.

Учебник педагогики К.В. Ельницкого имел следующую структуру:

1) определение предмета педагогики и основные педагогические понятия;

2) учение о цели воспитания;

3) общие установки и средства воспитательной деятельности;

4) учение как одно из воспитательных средств;

5) понятия и правила физического, умственного и нравственного воспитания;

6) общая и частная дидактики.

Курс общей педагогики (по К.В. Ельницкому) в женских учебных заведениях служил основанием к сознательному усвоению ученицами задач не только обучения, но и воспитания. Это было важно для достижения личного и общественного благополучия: «Изучение педагогики необходимо всем тем, кому приходится заниматься воспитанием детей. Следовательно, знание ее необходимо как родителям, так и лицам, посвящающим себя воспитанию чужих детей» [4, с. 2].

Автор учебника развивал мысль К.Д. Ушинского о том, что педагогика является наукой и искусством. Представляя систему знаний, вытекающих из законов и условий душевного развития человека, она является наукой, а в применении этих знаний к воспитанию и образованию индивидуумов она является искусством. Познавая законы человеческого развития, педагог, по убеждению К.В. Ельницкого, становится творцом личности ребенка.

В своем учебнике КВ. Ельницкий показал, что физическое воспитание есть составная часть общего образования, база умственного, нравственного и трудового воспитания. С одной стороны, оно призвано развивать и укреплять физические силы и здоровье челове-

ка, с другой стороны, вместе с укреплением организма должно идти и душевное развитие ребенка. В результате физического воспитания человек должен научиться «владеть своим телом и его потребностями». Важно заметить, что идеи и принципы системы физического воспитания, разработанные К.В. Ельницким, не потеряли своего значения и в наши дни.

Автор «Общей педагогики» подчеркивал, что умственное воспитание имеет важнейшее значение в системе подготовки человека к жизни. Оно должно вооружать учащихся основательными и разносторонними знаниями о природе и обществе. Педагог выделял две стороны единого процесса умственного воспитания: во-первых, изучение детьми окружающего мира, сообщение им научных знаний; во-вторых, приучение детей логически мыслить, оперировать приобретенными знаниями. К.В. Ельницкий считал, что молодому поколению необходимо получить обширное разностороннее образование как совокупность специально отобранных и педагогически обработанных знаний, имеющих основополагающее значение для дальнейшей самостоятельной работы и развития мышления учащихся.

Актуальны раскрытые автором в учебнике причины лени и пути ее устранения. Для устранения лени К.В. Ельницкий предлагал последовательно приучать ребенка к преодолению трудностей, не опекать его чрезмерно, развивать уверенность и смелость в своих силах. При этом считалось важным учитывать посильность работы, которая должна постепенно усложняться. Первые успехи особенно необходимы и зависят они во многом от учителя, который может помочь ребенку достичь успеха, создав, по словам К.Д. Ушинского, «ситуацию успеха». К.В. Ельницкий рекомендовал использовать ее как средство преодоления лености. Самый упорный лентяй делает первый шаг, который приводит его к успеху, «он знаком с материалом, над которым работает и испытывает при этом чувство радости, которое ободряет и поднимает его» [4, с. 122].

Большое внимание уделил автор учебника формированию нравственных качеств учащихся, раскрыл методы нравственного воспитания. Он считал, что нравственность не есть врожденное качество, независимое от личности и среды. Он не отрицал задатков, природных талантов и склонностей, но был убежден, что именно школа и условия жизни формируют нравственные понятия и поведение детей. КВ. Ельницкий рассматривал обучение как важнейший фактор нравственного воспитания и показал, что содержание учебного материала играет большую роль в формировании нравственных убеждений, взглядов и поведения учащихся. Все это дало ему возможность показать, что воспитательная и учебная работа - единый процесс. Она должна быть сосредоточена в руках одного человека. В раскрытии этого вопроса сказалось влияние К.Д. Ушинского, считавшего, что воспитание, обучение и административная деятельность должны быть объединены в одной личности - личности педагога, а не механически распределяться между различными лицами.

КВ. Ельницкий был противником наказаний как метода воспитания учащихся. Однако в крайних случаях, когда убеждения не приносят положительного результата, он считал все же необходимым применять и меры наказания. Категорически отвергал телесные и иные наказания, унижающие человеческие достоинства.

Раскрывая вопросы дидактики, К.В. Ельницкий восполнял пробелы, имевшиеся в учебниках педагогики, в частности, рекомендованном МНП «Очерке главнейших практических положений педагогики, дидактики и методики» П. Рощина и в пособии по дидактике Ф. Диттеса. Так, автором «Общей педагогики» рассмотрены следующие общедидактические принципы, не нашедшие освещение в «Очерках» П. Рощина: 1) последовательность в обучении, 2) посильность учения, 3) самодеятельность учащихся, 4) наглядность обучения, 5) сознательность учащихся в обучении, 6) основательность учения, 7) прочность усвоения знаний и навыков, 8) научность образования и обучения. Раскрытие этих принципов К.В. Ельницкий считал возможным лишь в теоретическом плане. В практике обучения они должны реализовываться в органическом единстве.

В разделе частной дидактики КВ. Ельницкий раскрыл вопросы методики начального обучения родному языку, выработки у учащихся навыков самостоятельной учебной работы. В своем учебнике он показал, что объяснительное чтение содействует развитию мышления, дара речи учащихся, приучает их к внимательности, обогащает воображение, развивает их эстетический вкус. Для достижения поставленных целей автор учебника предлагал следующий ход работы:

1) предварительное чтение;

2) беседа о прочитанном;

3) образец выразительного чтения учителя;

4) упражнение учащихся в выразительном чтении;

5) пересказ прочитанного;

6) заучивание наизусть некоторого материала.

Учебник К.В. Ельницкого сыграл большую роль в подготовке педагогических кадров и развитии женского педагогического образования. В статье известного ди-дакта начала XX века А.И. Анастасиева «Об улучшении условий педагогической подготовки окончивших курс в женских гимназиях Министерства народного просвещения», помещенной в журнале МНП в 1907 г., указывалось, что одним из лучших для изучения педагогики в педагогических классах является учебник К.В. Ельницкого «Общая педагогика».

Как справедливо отмечает историк педагогики И.Б. Федотова, учебник «Общая педагогика» служил надежным ориентиром в самообразовании учителей, совершенствовании их профессиональной подготовки. Многие поколения учащихся педагогических классов гимназий, учительских семинарий и институтов России конца XIX - начала XX вв. учились педагогике по учебнику К.В. Ельницкого [11, с. 16].

К.Н. Смирнов «Курс педагогики»

В 80-е годы XIX века правительство и Духовное ведомство усиленно насаждали религиозные идеи в образовании. В соответствии с этим изменялось содержание учебников педагогики. Книги по педагогике К.Д. Ушинского, М.И. Демкова, В.П. Вахтерова заменялись другими изданиями, одобренными Св. Синодом. Примером такого учебника педагогики является двухтомный «Курс педагогики» (1907) К.Н.

Смирнова, рекомендованный Ученым Комитетом при Св. Синоде. Учебник широко использовался в духовных семинариях и женских духовных училищах.

Основная особенность учебника К.Н. Смирнова - его элементарность и высокая степень усредненности учебного материала, автор избегал всего того, что могло бы вызвать несогласие у читателей. В первой части пособия («Педагогическая психология и общая дидактика») автор осветил предмет педагогики, сущность воспитания, показал необходимость педагогической подготовки учителей к профессиональной деятельности. Материал первой части курса состоит из двух разделов. Первый - «Педагогическая психология» - содержит материал, традиционно характеризующий нервную систему человека. Подчеркивается мысль: «душевная жизнь человека познается только внутренним созерцанием». Нервная система характеризуется как «группа сложных телесных органов, проникающих во все части нашего тела». Описаны «душевные явления» в следующем порядке: ощущения, представления, воображение, чувствования, рассудок и мышление, язык, воля, привычки.

Раздел «Общая педагогика» представлен следующими главами: «Учитель», «Сущность, принципы, методы, формы, средства обучения»; «Школьная дисциплина». Здесь же раскрываются некоторые вопросы школоведения. В предисловии к учебнику КН. Смирнов писал, что в «Общей дидактике», наряду с описанием основных требований в обучении каждому предмету, «сгруппированы выводы из психологических сведений». Вопросы обучения представлены как сумма «дидактических выводов» из педагогической психологии.

Вторая часть учебника («Дидактика начальной школы») содержит преимущественно назидания для учителей и некоторые практические рекомендации. Материал главы изложен догматически. «Во всех своих действиях, - писал автор «Курса», - учитель должен руководствоваться не произволом, а являться представителем высшего закона, отличаться строгой справедливостью, быть терпеливым и любить детей» [8, с. 185]. Мерами приучения детей к школьным порядкам К.Н. Смирнов считал приказания и запрещения, которые должны начинаться с первых шагов их школьной жизни. Только при помощи приказаний и запрещений, подчеркивал автор учебника, дисциплина принесет желанные плоды: правила дисциплины обратятся в навык, привычку и потребность детской натуры. Такая трактовка процесса воспитания отвечала требованиям Министерства народного просвещения России.

Учебник КН. Смирнова не представлял особой научной ценности. Однако он по -могал учителям в известной мере уяснить некоторые психологические закономерности процесса обучения. Ученый комитет в 1907-1908 гг. рекомендовал эту книгу для учительских библиотек [6].

М.И. Демков «Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий»

Учебник состоял из двух самостоятельных частей, изданных отдельными томами. В пер -вой части учебника автор рассмотрел предмет и задачи педагогики, ее структуру и взаи-

мосвязь с другими научными дисциплинами. Во второй, значительное место отвел раскрытию и обоснованию вопросов дидактики (содержание образования, форм, и методы обучения), а также училищеведению (особенности распределения учащихся по классам, устройство школы, рекомендации по охране здоровья учащихся и обеспечению требований школьной гигиены и др.).

Впервые в отечественной педагогике М.И. Демков осветил теоретико-методологические основы воспитания и изложил актуальные для своего времени проблемы педагогики: взаимоотношение таких категорий, как гипотеза, теория, закон, правило; общие вопросы педагогической мысли (учение о целях, идеале, задачах и факторах воспитания); направления воспитания: физическое, умственное, эстетическое, нравственное. Определяя педагогику как науку о воспитании и обучении, он подчеркивал различие между научной (теоретической) и практической педагогикой.

В духе гуманистических идей М.И. Демковым в «Курсе педагогики» раскрыты четыре задачи воспитания:

1) физическое и телесное воспитание, которое должно охранить тело ребенка от различных посторонних вредных влияний; укрепить его настолько, чтобы сделать способным противодействовать этим вредным влияниям и в течение жизни сохранять физическое равновесие;

2) умственное развитие, «обнимающее знания и умения, верования и мировоззрения»;

3) эстетическое воспитание, которое составляют «способы закрепления благ, до -ставляемых искусством»;

4) нравственно-религиозное воспитание, полагающее укрепление влияния нравственного поведения человека и «культурных факторов».

Содержание физического воспитания он определял с позиций педагогической антропологии: подчеркивал необходимость целостного развития физических свойств личности, указывал на изменчивость личностных свойств под воздействием внешних условий и внутреннего развития.

К задачам умственного воспитания автор относил помощь ребенку в получении ясных, отчетливых впечатлений (представлений); выработку впечатлений и понятий; развитие речи, умения выражать мысли ярко и правильно; формирование способности наблюдать, сравнивать, делать выводы. По мере роста и развития учащихся умственное воспитание направляется на самостоятельное овладение знаниями.

Сущность нравственного воспитания М.И. Демков видел в развитии у молодого поколения человечности, заложенной природой, как реализацию идеала Добра. Большую роль в нравственном воспитании учащихся педагог отводил личному примеру учителя.

В единстве с нравственным воспитанием педагог осветил религиозное воспитание. Он рассматривал религию как совокупность верований, нравственных поступков, выражающих отношение человека к Богу, понимал ее как естественную и необходимую функцию человеческой души. На наш взгляд, в учебнике показана гуманистическая направленность христианской морали, подчеркнута необходимость нравственного воспитания подрастающего поколения в духе морали, содержащей в себе высшее проявление человечности.

В.П. Вахтеров «Основы новой педагогики»

Во второй половине XIX - начале XX вв. были сделаны попытки подвести теорию воспитания к одной разовой руководящей идее, которая объединила бы разрозненные действия педагогов и стала бы стержнем всей педагогической деятельности. Свой вклад в разрешение этой проблемы внес В.П. Вахтеров - педагог, выдающийся методист, талантливый исследователь проблем обучения и воспитания, обосновавший принцип развития в учебнике «Основы новой педагогики» (1913).

Автор представил в книге оригинальную педагогическую концепцию, получившую название эволюционной («новой», «научной»). Суть этой концепции составляла идея развития, которой определена структура учебника В.П. Вахтерова.

Книга состоит из введения, шести глав и заключения. Во введении раскрывается путь автора к идее развития, характеризуется замысел учебника. Проблематика глав отражается в их названиях:

1) о теории развития;

2) стремление к развитию;

3) в поисках призвания;

4) роль бессознательного в стремлении к развитию;

5) упражнение как средство развития;

6) из наблюдений над развитием (развитие мышечной ткани, психических способностей, речи, любви к чтению и других форм любознательности, игры и их роль

в развитии).

В заключение автор подчеркивал, что содержащийся в книге материал должен стать основой для осмысления и реализации выдвинутых им теоретических положений в широкой образовательной практике.

В.П. Вахтеров строил теорию воспитания, исходя из идеала человеческой личности. Он выводил этот идеал из концепции развития общества, носящей внеистори-ческий характер. Идеал, согласно автору учебника, не произволен, не субъективен, он лишь отражает объективные тенденции развития общества. Поскольку, по В.П. Вахте-рову, человек формируется на основе приспособления к условиям, прежде всего общественной жизни, в нем заложены стремления к общественному идеалу. Отсюда задача воспитания состоит в том, чтобы развить чувство, волю и ум ребенка в соответствии с его природными качествами.

Заслугой В.П. Вахтерова, его значительным вкладом в педагогическую науку, следует считать то, что он обосновал в учебнике необходимость воздействия на эмоциональную и волевую сферы ребенка. В соответствии с этим, пробуждение нравственных чувств педагог рассматривал как необходимое условие становления высоконравственной личности. При этом он подчеркивал: «Важно, что бы эти чувства побуждали воспитанника к совершенствованию нравственного опыта, реализовывались в деятельности, соответствующей этим чувствам» [2, с. 331]. Это означало, что воздействие на чувства, на всю эмоциональную сферу должно сочетаться с воздействием на волю.

Воздействие на волю в процессе нравственного воспитания, по В.П. Вахтерову, означает придание надлежащего направления волевым усилиям воспитанника. При этом следует направлять волю ребенка не прямо и непосредственно на его желание сделать недобрый поступок, а на саму мысль, чтобы отвлечь его внимание от предмета или образа, вызывающего злое чувство. Учителю необходимо вырабатывать у учащихся умение подчинять свое поведение устойчивой цели, сформировавшемуся убеждению, исполнять принятое решение, невзирая на трудности, проявляя настойчивость и выдержку.

В.П. Вахтеров представил в учебнике основные звенья процесса нравственного воспитания: развитие нравственного сознания; воспитание нравственных чувств; развитие воли; выработка нравственных убеждений; формирование поведения, нравственной устойчивости. Названные звенья процесса нравственного воспитания в основе своей соответствуют звеньям процесса нравственно целостной личности, сложившимся в современной педагогике.

«Эволюционная» концепция В.П. Вахтерова заметно отличалась от тех теоретических построений, которые идеализировали ребенка и утверждали, что дитя появляется на свет совершенным созданием, страдающим затем от деспотизма окружающих его людей. В отличие от этого, автор обосновал в учебнике положение, согласно которому ребенок от рождения наделен не одними лишь положительными задатками. Вместе с этими последними он несет в себе нечто пережиточное, унаследованное им от близких и отдаленных предков, опыт которых сохраняется в его генетической памяти. Поэтому В.П. Вахтеров особо подчеркивал, что «эволюционная» педагогика с ее девизом, «развивай себя сам и содействуй прогрессивному развитию ближних», должна активно содействовать превращению низших качеств в высшие: «Развиваться, значит учиться подчинять низшие побуждения - высшим, освобождать себя не только от внешнего деспотизма, но и еще от внутреннего - от деспотизма своих низших страстей и прихотей» [3, с. 153].

П.Ф. Каптерев «Дидактические очерки (Теория образования)»

Продолжая традиции антропологического обоснования воспитания, П.Ф. Каптерев подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и психологии, По его мнению, педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая, опираясь на фундаментальные законы, открытые науками о человеке, не должна ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, которые являются «обобщением личного опыта».

В учебном пособии «Дидактические очерки (Теория образования)» (1905) П.Ф. Каптерев вводит понятие «педагогический процесс». С выходом этого труда педагогика обрела теорию общего образования, основанную на новейших для того времени научных данных и опыте школ России и Западной Европы.

Учебное пособие состоит из шести частей. В первой части автор показал источники развития дидактики, их значение для теории образования, проанализировал труды Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта и А.Ф. Дистервега. Во второй части вы-

явлено отличие процесса обучения от процесса воспитания. Образовательный процесс рассматривается с общепсихологической точки зрения - как выражение внутренней самодеятельности человеческого организма и как развитие способностей. В третьей части «Дидактических очерков» раскрыты различные точки зрения на проблемы дидактики, сформулированы ее принципы. В четвертой части определены теоретические и практические аспекты методов обучения, показана обусловленность их выбора особенностями мышления учащихся различного школьного возраста, охарактеризовано отношение методов к конкретным наукам, основы которых изучаются в общеобразовательной школе, выявлены условия эффективного применения различных методов учителем. Особое внимание автор обратил на трудности использования в обучении эвристической беседы. В пятой части показана роль умственных и нравственных качеств учителя в развитии личности учащихся. Заключительная часть учебника посвящена «школьным порядкам»: посильность учебного курса, регламентация занятий и отдыха, дисциплина и др.

В «Дидактических очерках» важная роль отведена формальному образованию, как источнику и средству развивающего обучения. Эта идея была новой для школы того времени. Не противопоставляя задачи формального и материального образования, автор справедливо указывал, что сочетание этих двух задач ведет к использованию наиболее эффективных способов и приемов мышления и тем самым способствует поднятию на более высокую ступень работоспособности личности.

В учебнике в этой связи определены два условия, необходимых для всестороннего развития ума. Первое из них - это разносторонность учебного курса, содержащего как гуманитарные, так и естественно-математические предметы. Второе условие связано с характером усвоения научного материала. Наука должна усваиваться не как простая сумма разрозненных знаний, а как целостная система, своего рода «организм» знаний. Автор учебника особо подчеркивал, что усвоение должно состоять не в простом запоминании сведений, а в логической переработке воспринимаемого материала - в постоянном анализе и синтезе фактов.

П.Ф. Каптерев особо рассматривал взаимосвязь умственного и нравственного развития, поскольку этот вопрос входил в общий контекст русской дидактики конца XIX - начала XX века как теория воспитывающего и развивающего обучения. В учебнике подчеркнуто, что развитие ума и развитие нравственности в рамках образовательного процесса должны составлять единое целое, в связи с чем важно обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием. Считая главным средством общего развития личности научное образование, ученый показал, что определяющим условием его плодотворности может служить только высоконравственное содержание педагогического процесса. Приведен афоризм, подчеркивающий значение нравственного компонента воспитания: «Тот, кто преуспел в науках и отстал в нравственности, больше отстал, чем преуспел» [5, с. 381].

В «Дидактических очерках» освещена идея всечеловеческого и вместе с тем национального характера народной школы. П.Ф. Каптерев настаивал на том, что каждый воспитанник должен стать «добрым общественником», а эта черта означает обязанность

и готовность воспитанника сотрудничать с другими такими же как «Я», ибо человек по своей природе есть существо социальное, его личное «Я» неотделимо от общественного. Совместная с другими работа не означает отказа от индивидуальных интересов, а требует «гармонии стремлений отдельных личностей». С этой точки зрения воспитание невозможно без товарищества, без создания всякого рода обществ или союзов. Детей следует учить действовать сообща. Автор выступал за такое воспитание и обучение, которое подготавливает к деятельности в рамках существующей общественной жизни. Об истинно образованном человеке он писал: «Это такой человек, который чувствует себя живым и деятельным членом современного культурного общества, понимает тесную связь своей личности с человечеством, со своим народом, который по мере сил двигает человеческую культуру вперед» [5, с. 186-187].

П.Ф. Каптерев утверждал, что специфические национальные черты должны присутствовать в педагогике, но они вторичны по отношению к общечеловеческим. Трактовка автором «Дидактических очерков» понятия «национальности» отражает его позицию рассматривать общечеловеческое и национальное не изолированно друг от друга, а как начала единой человеческой цивилизации, которые способствуют не противопоставлению народов друг другу, а сохранению и обогащению всего человечества. Фактически это было утверждение приоритета общечеловеческих педагогических ценностей над национальными. П.Ф. Каптерев в учебнике одним из первых в отечественной педагогике отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческих ценностей и «народности» вплоть до революционных преобразований 1917 г. «Дидактические очерки (Теория образования)» оставались самым крупным и популярным трудом по общей дидактике и оказали заметное влияние на развитие общедидактической мысли в период становления советской общеобразовательной школы.

П.П. Блонский «Курс педагогики»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование педагогической наукой достижений психологии - характерная черта разработки теории воспитания в начале XX в., ориентировавшей на развитие личности ребенка. Это направление получило распространение в отечественной педагогике предреволюционного периода в трудах П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля и других. Их объединяли педагогические идеи и устремления общечеловеческого значения: вера в силы и возможности творческой самореализации каждого воспитанника, чуткое отношение к интересам и потребностям детской натуры, антиавторитарные методы педагогического воздействия.

Одним из наиболее ярких сторонников антрополого-гуманистического направления стал П.П. Блонский, выдающийся педагог и психолог. Его интересы распространялись от дошкольного воспитания до вузовского преподавания. Он энергично проводил идею связи школы с жизнью, уделял большое внимание вопросам дидактики, трудового воспитания и политехнического образования. Им написан ряд учебников по педагогике. Б частности, в 1916 г. опубликован «Курс педагогики» - одна из интересных и обстоятельных теоретико-методических учебных книг, близкая по своей тенденции к идеям

педагогической антропологии К.Д. Ушинского, к творчеству которого П.П. Блонский относился с величайшим уважением. Его «Курс педагогики» дважды переиздавался и многие годы являлся основным учебником для педагогических институтов.

Материал «Курса педагогики» П.П. Блонского представлен в 18 главах, объединенных в три части: «Принципы воспитания», «Техника воспитания» и «Организация воспитания». В первой части раскрываются предмет педагогики, сущность и задачи воспитания, психофизиологические и возрастные особенности развития личности ученика. Во второй части характеризуются основные задачи и пути осуществления физического, моторного, нравственного, общественного, религиозного, умственного и эстетического воспитания, а также воспитания характера, инстинктов и эмоций. Завершается вторая часть главой «Техницизм, эклектизм и творчество воспитателя», в которой изложена система требований к учителю и его профессионализму. В третьей части предлагаются результаты сравнительного анализа систем дошкольного, начального и среднего образования; форм организации воспитания «трудного» ребенка в России, Англии, Германии и США.

Педагогическая теория, утверждал П.П. Блонский в предисловии к учебнику, должна обладать всеми характеристиками научного значения: концептуальностью, строгим понятийным аппаратом, четко разработанными методами педагогического исследования. «Для педагогики уже настал час из проповеди, содержащей в себе много риторики и декламации, стать наукой, подобной другим наукам. В наш век педагогического дилетантизма мы слишком богаты декламациями и догматами и слишком бедны положительными знаниями в области объективного изучения

Педагогика - наука «sui generis», наука своеобразная, подчеркивал П.П. Блонский. Она может успешно развиваться и функционировать, синтезируя знания других наук -философии, психологии, социологии, биологии. Чем развитее другие науки, чем они богаче, тем эффективнее происходит синтез знаний, образующих фундамент педагогики.

В учебнике П.П. Блонского убедительно отражена мысль о том, что стимулирование разносторонней деятельности ученика позволяет убыстрять и тормозить темпы и интенсивность выявления у учащихся определенного врожденного качества и целых групп таких качеств. «Тот, кто организует стимулы развития, - подчеркивал он, - воздействует на само развитие, т.е. воспитывает» [1, с. 43].

Ключевым моментом в построении системы воспитания он считал создание системы целенаправленных стимулов, порождаемых конкретной социально-исторической средой и преднамеренно организованных воспитателем. При этом П.П. Блонский исходил из положений объективной психологии, объясняющей развитие личности взаимовлиянием ее психологической и соматической структур, активно-деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром, обогащением эмоциональной сферы личности социально-культурологическим содержанием.

Главную цель воспитания П.П. Блонский видел в том, чтобы помочь ребенку усво-ить культуру. Именно детство с его восприимчивостью ко всему новому представляет собой важнейший период формирования индивида. Базовыми провозглашались культурные ценности, побуждающие «истинно человеческое, специфически человеческое

развитие воспитанника», в чем, по мнению педагога, и состояло «главное значение науки, искусства, морали». П.П. Блонский особо подчеркивал, что следует воспитывать человека, способного творить свою собственную жизнь. Ребенок в процессе воспитания должен усвоить созданные прогрессивной культурой гуманистические идеалы, его надо научить уважать и ценить людей, занимать деятельную жизненную позицию.

Рассматривая школу как организацию жизнедеятельности ребенка, в которой труд должен находиться в центре учебно-воспитательного процесса, автор «Курса» утверждал, что все остальные виды деятельности - социальная, эстетическая, умственная, - должны быть связаны с трудовой деятельностью, обогащающей ее новыми гранями, стимулируя общее развитие ребенка. Ученый показал, что положительная сторона трудовой школы состоит в том, что она не просто обеспечивает учащегося навыками труда, но вместе с тем, развивая мышление, формирует осознанное отношение к труду.

Учебник П.П. Блонского явился ценным вкладом в педагогическую науку: он со -единил в себе упорядоченную совокупность фундаментальных научных идей и оригинальных теоретических решений. Многие идеи и мысли ученого стали достоянием педагогической науки, некоторые опережали возможности своего времени. Методологические и теоретические идеи автора учебника помогут учителям решать проблемы педагогической теории и практики.

Начало XX века в России явилось новым этапом в создании учебников педагогики. Популярность учебников педагогики российских ученых среди учительства во многом объяснялась тем, что авторы отбирали содержание материала в соответствии с передовыми педагогическими и психологическими идеями, на основе опыта, в том числе и личного, глубокого анализа школьной практики.

Список литературы:

1. Блонский, П. П. Курс педагогики. Введение в воспитание ребенка / П. П. Блонский. - М.: Задруга, 1916.

2. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров. - М.: Педагогика, 1987.

3. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров. - М.: Т-во ИД. Сытина, 1913.

4. Ельницкий, К. В. Общая педагогика : пособие для учеб. заведений, в которых преподается педагогика, и для занимающихся воспитанием и обучением детей / К. В. Ельницкий. - СПб: Д.Д. Полубояринов, 1898.

5. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. - М.: Педагогика, 1982.

6. РГИА, ф. 733, оп. 196, ед. хр. 428. л. 3

7. Семенов, Д. Д. Избранные педагогические сочинения / Д. Д. Семенов. - М.: АПН РСФСР, 1954.

8. Смирнов, К. Н. Курс педагогики. Ч. 2. Методика учебных предметов начальной школы / К. Н. Смирнов. - М.: К.И. Тихомиров, 1907.

9. Тихомиров, Д. И. Основания дидактики / Д. И. Тихомиров. - СПб: Задруга, 1895

10. Ушинскии, К. Д. Собрание педагогических сочинений : в 11 т. Т. 10. / К. Д. Ушин-ский. - Пг.-М.: Меркушева, 1916.

11. Федотова, И. Б. К.В. Ельницкий; педагог-демократ, учитель учителей-женщин : монография / И. Б. Федотова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2001.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.