УДК 373(091)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ ПРИ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Наталия Р. Емельянова а @
аЕлецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 399770, Россия, г. Елец, ул. Коммунаров, 28 @ nremel2@rambler.ru
Поступила в редакцию 26.04.2018. Принята к печати 27.09.2018.
Ключевые слова:
женское педагогическое образование, педагогический класс, феномен, специфика образовательного процесса, профессионально-творческое развитие, значение.
Аннотация: В статье определены этапы становления женского педагогического образования от истоков до создания педагогических классов при женских гимназиях, являвшихся особенной чертой российского образования второй половины XIX в. и поэтому представленных автором как феномен формирующейся образовательной системы названного периода. Деятельность выдающихся российских педагогов охарактеризована как основополагающая в сфере женского педагогического образования, показан их вклад в создание педагогических классов. Специфика процесса обучения в педагогических классах, выявленная автором, представляла собой систему профессионально-творческого развития будущих учительниц, компоненты которой названы в статье.
В заключение сказано о значении педагогических классов в интерпретации их современников и сделаны авторские выводы относительно той роли, которую педагогические классы сыграли не только в развитии женского педагогического образования, но и начальной школы, являясь в то же время исходным моментом формирования музыкальной педагогики общеобразовательной школы. Материалы статьи могут быть использованы при изучении дисциплины История педагогики и образования, представлять интерес для дальнейших исследований по истории женского образования.
Для цитирования: Емельянова Н. Р. Педагогические классы при женских гимназиях как феномен российской системы образования второй половины XIX в. // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 3. С. 20-25.
Введение
Начало педагогической подготовки женщин в России связано с деятельностью И. И. Бецкого (17041795) - профессионального педагога, разделявшего взгляды императрицы Екатерины II на воспитание нового человека «просвещенного» времени, которое ему сможет дать только образованная мать [1, с. 3]. По указу императрицы И. И. Бецким в Санкт-Петербурге было создано Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт). На первой, Николаевской, половине этого учреждения обучались дочери потомственных дворян, имеющих достаточно высокий чин. На вторую, Александровскую, половину принимали дочерей мелкопоместных дворян и священнослужителей. В составе Александровской половины имелось училище для девочек мещанского сословия, осуществлявшее подготовку будущих воспитательниц и учительниц. Именно мещанское отделение при Смольном институте стало родоначальником подготовки учительниц в России. Здесь обучали воспитательниц, домашних учительниц, а также преподавательниц для Смольно-
го. В конце XVIII в. на этом отделении начали обучаться и представительницы дворянского сословия [2, с. 264]. В 1803 г. в этих учреждениях открывается пепиньерский класс для подготовки классных дам, гувернанток, учительниц [3, с. 37]. Позже был создан педагогический класс (1859), явившийся результатом реформаторской деятельности К. Д. Ушинского в Смольном институте. Во второй половине XIX в. появляются педагогические отделения при женских училищах нового типа, которые впоследствии будут переименованы в гимназии, а затем - феномен российского образования - ^П-е дополнительные педагогические классы при женских гимназиях.
История создания педагогических классов при женских гимназиях
К. Д. Ушинский (1823-1871) начал реформаторскую деятельность в феврале 1859 г. Она предполагала некоторые изменения учебного процесса в обеих половинах Смольного института [4, с. 87]. Инспектор классов К. Д. Ушинский в 1859-1860 гг. воплотил практически идею сочетания полноценного образо-
вания женщин с профессиональным педагогическим. Этим было положено начало педагогическому классу. Учащиеся получили возможность основательно ознакомиться с педагогикой и дидактикой не только в теории, но и на практике. Курс обучения был 2-летний. Первый год - теоретический, второй - для практического преподавания самими ученицами под руководством учителей [5, с. 71].
Реформаторская деятельность К. Д. Ушинско-го осуществлялась одновременно с деятельностью Н. А. Вышнеградского по созданию женских гимназий (женских училищ по типу гимназий). Н. А. Вышнеградский (1822-1872) - профессор Главного педагогического института, выдающийся представитель общественно-педагогического движения. Первая женская гимназия (Мариинское училище) была им открыта в апреле 1858 г. в Петербурге [6, с. 31], а в 1859 г. при названной гимназии было создано педагогическое отделение [7].
Управление женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии (ВУИМ) поддержало реформу К. Д. Ушинского. На основании предпринятых им преобразований правительство предполагало реформировать учебные заведения на новой педагогической основе [6, с. 51].
Поддержав инициативу Н. А. Вышнеградского об организации педагогического образования при столичных гимназиях, Н. И. Пирогов в 1862 г. писал о том, что при провинциальных гимназиях также необходимо учредить учительские отделения, где обучались бы люди, желающие посвятить себя педагогической профессии, что при недостатке в учителях было бы единственным средством решения данной проблемы [8, с. 340]. При женских гимназиях ВУИМ педагогические отделения были преобразованы в педагогические классы в 1864 г. [9, с. 98].
Открытие первых русских женских гимназий являлось большой личной заслугой Н. А. Вышнеградского. Как и К. Д. Ушинский, он смог увидеть необходимость реформирования женского образования еще в дореформенный период. Организация обучения в созданных им женских училищах послужила образцом для формирующейся системы женского среднего образования в России [6, с. 32]. Цель женского педагогического образования Н. А. Вышнеградский видел в том, чтобы «открыть для женщин свободный путь для деятельности почтенной и полезной и через то спасти их от того бесцельного существования, какое ныне составляет удел многих между ними» [10, с. 43].
Трудно переоценить заслуги Н. А. Вышнеградского, который, наряду с К. Д. Ушинским, являлся
создателем нового типа женской школы с педагогическим образованием, не имеющего аналога в Западной Европе и США названного периода.
Идею реформирования женского образования поддержал В. Я. Стоюнин. Он определил призвание женщины в обществе как обязанность воспитывать и говорил о необходимости педагогического образования для женщин [11, с. 233]. В. Я. Сто-юнин принимал участие в подготовке Министерством народного просвещения (МНП) в 1868 г. (принято в 1870 г.) проекта «Положения о женских гимназиях и прогимназиях» и предложил создать при женских гимназиях восьмой дополнительный педагогический класс с годичным или двухгодичным курсом обучения [6, с. 69].
«С введением в действие Высочайше утвержденного нового Положения» в 1870 г. педагогические классы были созданы при женских гимназиях МНП. Несколько позже, в 1874 г., было принято специальное «Положение о педагогическом классе» [10, с. 44]. В 1899 г. был издан «Учебный план и программы учебных предметов для VIII дополнительного класса женских гимназий Московского учебного округа»1. Тремя названными документами регулировалась деятельность педагогических классов.
Положение 1870 г. исходило главным образом из задачи использовать женские гимназии как общеобразовательную базу для развертывания относительно дешевой подготовки народных учительниц и особенно преподавательниц прогимназий и низших классов гимназий. В ст. 27 говорится о квалификациях, приобретаемых выпускницами по окончании педагогического класса - это звание домашних наставниц или домашних учительниц2. Необходимо заметить, что аттестат домашней наставницы являлся высшим из существовавших в России для женщин-учительниц [12, с. 12].
Организация учебного процесса
Педагогическая подготовка в данных учебных заведениях была организована на самой лучшей в то время семилетней (а с двумя подготовительными классами даже девятилетней) общеобразовательной базе, которая давала учительницам, вышедшим из стен гимназии, большие преимущества по сравнению с выпускниками учительских семинарий, общеобразовательная подготовка которых была значительно ниже [13, с. 51].
Предметы в педагогическом классе изучались в объеме полного курса мужских гимназий [14, с. 127], что было явлением прогрессивным, так как
1 Учебный план и программы учебных предметов для VIII дополнительного класса женских гимназий Московского учебного округа. М., 1899. 96 с.
2 Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения (1870) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1871. Т. IV. С. 1620-1629.
учебный курс женских гимназий предполагал меньший объем знаний.
По нашему мнению, в педагогических классах при женских гимназиях осуществлялось профессионально-творческое развитие, представлявшее собой систему, включавшую следующее: цель; задачи; определенное содержание; разнообразные и специфические для педагогических классов формы и методы обучения, разработанные прогрессивными педагогами3 [13, с. 58-59], помимо метода «разучивания» учебников педагогики, указанного в программе по педагогике [15]; определенные пункты контроля и оценок4 [16, с. 134-135]; различные формы отчетности, в том числе итоговые, которые не были определены официальными документами5 [14, с. 137-138]. Профессионально-творческое развитие актуально и в настоящее время. Обучение будущих педагогов в современной России ориентируется на подготовку учителя, способного к творческой деятельности в отличие от некоторых западных стран, где теоретическая и практическая подготовка носит сокращенный характер и предполагает вооружение будущих учителей лишь четкими методическими рекомендациями [17, с. 13-16].
Организацией учебного процесса был обусловлен довольно высокий уровень успеваемости в педагогических классах, так как средний балл по результатам итоговых испытаний крайне редко был ниже 4 [14, с. 137-138].
К. В. Ельницкий, являвшийся руководителем педагогического класса Омской 1-й женской гимназии, писал о том, что сибирское общество высоко оценивало профессиональную подготовку учительниц, окончивших этот класс, а родители с большим доверием поручали им обучение своих детей. Кроме этого, трудности, вызванные отсутствием квалифицированных учительниц, были преодолены благодаря тому, что педагогические классы за несколько лет своего существования не только удовлетворили спрос, но и предложили больше, чем требовала действительность [14, с. 138].
Открытие педагогического класса при Череповецкой Мариинской женской гимназии (1891), например, давало возможность обучать педагогической профессии девочек из других близлежащих городов и обеспечивать эти города учителями, так как это была единственная женская гимназия на северо-западе России (кроме Новгородских). Поэтому открытие педагогического класса при данной гимназии трудно переоценить [18, с. 2].
Во второй половине XIX в. благодаря организации педагогической подготовки российская женская
школа обрела совершенно самостоятельное лицо, а первые столичные женские гимназии стали общеобразовательными учреждениями нового образца. Если в 1860-е гг. К. Д. Ушинский, посещая зарубежные женские школы, имел «самое отрадное впечатление» от всего, что видел в этих школах [19, с. 3], то уже в 1870-е гг. не зарубежная, а русская женская школа становится образцом организации женского образования. По словам В. Я. Стоюнина, женская гимназия могла теперь гордиться тем, что привлекла внимание зарубежных педагогов, которые приезжали в Россию для знакомства с ней [20, с. 418-441]. О качестве подготовки выпускниц педагогических классов В. Я. Сто-юнин сказал следующее: «Без них пришлось бы довольствоваться малообразованными и плохо подготовленными учителями, которые на первых порах уронили бы школьное дело. Они нашли себе широкое поприще там, где прежде едва влачил свое существование бедный, забитый школьный учитель. Они возвысили эту сферу деятельности качественностью своего труда и указали дорогу и другим молодым девушкам, получившим образование в других учебных заведениях» [Цит. по: 21, с. 65-66].
В период до 1916-1917 учебного года в работе педагогических классов произошли некоторые изменения. В их числе обязательными становились уроки пения, а также активная практика учениц в ведении классного пения [21, с. 63-64]. Этот факт можно считать началом формирования музыкальной педагогики общеобразовательной школы.
В историко-педагогической литературе (дореволюционной и современной) педагогические классы существуют лишь на уровне упоминания о них и о той квалификации, которая присваивалась по их окончании. Исключение составляют статьи К. В. Ельницкого [14; 22], в которых он подробно описал организацию педагогического процесса в дополнительном классе. Редакционная коллегия журнала «Семья и школа», опубликовавшая первую из статей в № 8-9 (1881), признавая данный факт, писала, что сведений об организации педагогических классов и о ходе занятий в этих классах «в нашей педагогической литературе почти не имеется». Этот факт представляется несправедливым, учитывая ту роль, которую сыграли педагогические классы в развитии женского педагогического образования и начальной школы.
Заключение
Являясь родоначальником женского педагогического образования, педагогические классы в 60-70-е гг.
3 Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии в 1881 г. // Государственный архив Липецкой области (ГАЛО). Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 26; Протокол заседания Педагогического Совета Елецкой женской гимназии от 30.05.1886 // ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 353-353 об.; Отчет об успеваемости VIII класса Елецкой женской гимназии за 1899-1900 учебный год // ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 144.
4 Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии в 1881 г. // ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 26.
5 Отчет об успеваемости VIII класса Елецкой женской гимназии за 1897/8 учебный год // ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 129.
XIX в. впервые предоставили женщинам доступ в сферу интеллектуального труда, длительное время являясь единственным видом учебного заведения, осуществлявшим педагогическую подготовку женщин. Благодаря этому учебному учреждению женщины становились не только материально независимыми, но и имели теперь право на получение пенсии,
обретая тем самым социальную защищенность. Так как женские гимназии были всесословными, это обуславливало доступность получения педагогического образования представительницам всех слоев и позволило занять ведущие позиции в подготовке учительских кадров для начальной школы.
Литература
1. Богданова В. Институт благородных девиц. М.: Алгоритм, 2017. 448 с.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Сфера, 2001. 512 с.
3. Пономарёва В. В., Хорошилова Л. Б. Женское образование // Большая российская энциклопедия. М.: БРЭ, 2008. Т. 10. С. 37-38.
4. Родиков А. С. Допрофессиональная педагогическая подготовка в истории отечественной школы и педагогики // Мир образования - образование в мире. 2006. № 2. С. 86-93.
5. Флеров А. П. Константин Дмитриевич Ушинский // Педагогика. 2006. № 2. С. 71-76.
6. Мишина Т. Н. Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России второй половины XIX - начала XX вв.: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2003. 210 с.
7. Лапчинская В. П. Женские гимназии // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 9. С. 169-170.
8. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения: Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего плана устройства народных училищ (1862). М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1952. 704 с.
9. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. М.: Педагогика, 1979. 216 с.
10. Деревицкий А. Н. Женское образование в России и за границей: Исторические справки и практические указания. Одесса: тип. Исакович и Бейленсон, 1902. 45 с.
11. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения: Воспитание русской женщины. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 379 с.
12. Арискин В. Г. Женское профессиональное образование в России в конце XIX - начале XX века // Педагогические науки. 2005. № 5. С. 11-19.
13. Шамахов Ф. Ф. Педагогические (восьмые) классы женских гимназий Западной Сибири // Ученые записки Томского государственного педагогического института. 1953. Т. 10. С. 47-102.
14. Ельницкий К. В. Значение педагогического образования для женщин и организация занятий в педагогическом классе при Омской женской гимназии // Семья и школа. 1881. № 8-9. С. 120-138.
15. Гончаров М. А. Учебно-педагогическая литература в системе подготовки российских учителей во второй половине XIX - начале XX вв. (из собрания научной библиотеки им. К. Д. Ушинского) // Проблемы современного образования. 2013. № 3. С. 77-88.
16. Емельянова Н. Р. Профессионально-творческое развитие обучаемых в педагогических классах при женских гимназиях России второй половины XIX в.: дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2016. 294 с.
17. Щербакова Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. научн. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 13-16.
18. Дьяковский Л. М. Череповецкая Мариинская женская гимназия // 130-летие Череповецкой средней школы № 1 им. Максима Горького. Исторический очерк развития школы за 130 лет (1865-1995). Череповец:, 1996. Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/ime/nym/axi/mag/index.htm (дата обращения: 16.12.2017).
19. Игнатович В. В. Женское образование и женские школы в теории и на практике. СПб.: тип. Ф. С. Сущинского, 1865. 76 с.
20. Стоюнин В. Я. Образование русской женщины // Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб.: Типография Училища Глухонемых, 1892. С. 512-545.
21. Шилов А. И. Подготовка учительских кадров для начальной и средней школы в женских средних учебных заведениях Восточной Сибири дореволюционной России // Подготовка учителя в условиях регионального учебно-научно-педагогического комплекса. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 1997.
22. Ельницкий К. В. Двадцатипятилетие VIII педагогического класса при Омской женской гимназии // Русская школа. 1893. № 11. С. 125.
PEDAGOGICAL CLASSES AT GIRLS' HIGH SCHOOLS AS A PHENOMENON OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY Natalia R. Emelyanova a• @
aBunin Yelets State University, 28, Kommunarov St., Yelets, Russia, 399770 @ nremel2@rambler.ru
Received 26.04.2018. Accepted 27.09.2018.
Keywords: female pedagogical education, pedagogical classes, phenomenon, specificity of the educational process, professional and creative development, value.
Abstract: The article defines the stages of the formation of women's pedagogical
education from its origins to the creation of pedagogical classes at girls' high
schools. The author sees the classes as a phenomenon of the emerging educational
system and a special feature of Russian education of the period.
The study features prominent Russian teachers in the field of female pedagogical
education and their contribution to the creation of pedagogical classes. The author
focuses on the specifics of the teaching process in the pedagogical classes and
describes them as a system of professional and creative development of future
teachers. The article specifies the components of this system.
In conclusion, the author points out the significance of the pedagogical classes in the
interpretation of their contemporaries and defines the role the pedagogical classes
played in the development of women's pedagogical education and primary school,
being the starting point of the musical pedagogy in comprehensive school.
The materials of the article can be used in the course of History of Pedagogy and
Education and in further research on the history of women's education.
For citation: Emelyanova N. R. Pedagogicheskie klassy pri zhenskikh gimnaziiakh kak fenomen rossiiskoi sistemy obrazovaniia vtoroi poloviny XIX v. [Pedagogical Classes at Girls' High Schools as a Phenomenon of the Russian Educational System in the Second Half of the XIX Century]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3 (2018): 20-25.
References
1. Bogdanova V Institut blagorodnykh devits [Institute of Noble Young Ladies]. Moscow: Algoritm, 2017, 448.
2. Istoriia pedagogiki i obrazovaniia. Ot zarozhdeniia vospitaniia v pervobytnom obshchestve do kontsa XX v. [History of pedagogy and education. From the origins of education in primitive society to the end of the XX century]. Ed. Piskunov A. I. Moscow: Sfera, 2001, 512.
3. Ponomareva V. V., Hkoroshilova L. B. Zhenskoe obrazovanie [Women's Education]. Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia [Great Russian Encyclopedia]. Moscow: BRE, vol. 10 (2008): 37-38.
4. Rodikov A. S. Doprofessional'naia pedagogicheskaia podgotovka v istorii otechestvennoi shkoly i pedagogiki [Pre-professional pedagogical preparation in the history of domestic school and pedagogics]. Mir obrazovaniia - obrazovanie v mire = The world of education - education in the world, no. 2 (2006): 86-93.
5. Flerov A. P. Konstantin Dmitrievich Ushinskii [Konstantin Dmitrievich Ushinsky]. Pedagogika = Pedagogy, no. 2 (2006): 71-76.
6. Mishina T. N. Gumanisticheskie idei obrazovaniia i vospitaniia zhenshchin v Rossii vtoroi poloviny XIX-nachala XX vv. Diss. kand. ped. nauk [Humanistic ideas of education and upbringing of women in Russia in the second half of the XIX - early XX centuries. Cand. Ped. Sci. Diss.]. Piatigorsk, 2003, 210.
7. Lapchinskaia V. P. Zhenskie gimnazii [Girls' high schools]. Bol'shaia sovetskaia entsiklopediia [Great Soviet Encyclopedia]. Moscow: Sovetskaia entsiklopediia, vol. 9 (1972): 169-170.
8. Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia: Zamechaniia na proekt ustava obshcheobrazo-vatel'nykh uchebnykh zavedenii i na proekt obshchego plana ustroistva narodnykh uchilishch (1862) [Selected pedagogical works: Comments on the draft statute of general educational institutions and on the draft general plan for the organization of public schools (1862)]. Moscow: Izd-vo Akademii ped. nauk RSFSR, 1952, 704.
9. Panachin F. G. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii: istoriko-pedagogicheskie ocherki [Pedagogical education in Russia: historical and pedagogical essays]. Moscow: Pedagogika, 1979, 216.
10. Derevitskii A. N. Zhenskoe obrazovanie v Rossii i za granitsei: Istoricheskie spravki i prakticheskie ukazaniia [Women's education in Russia and abroad: Historical background and practical instructions]. Odessa: tip. Isakovich i Beilenson, 1902, 45.
11. Stoiunin V. Ia. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia: Vospitanie russkoi zhenshchiny [Selected pedagogical works: Education of Russian women]. Moscow: Izd-vo APN RSFSR, 1954, 379.
12. Ariskin V. G. Zhenskoe professional'noe obrazovanie v Rossii v kontse XIX - nachale XX veka [Female professional education in Russia in the late XIX - early XX century]. Pedagogicheskie nauki = Pedagogical sciences, no. 5 (2005): 11-19.
13. Shamakhov F. F. Pedagogicheskie (vos'mye) klassy zhenskikh gimnazii Zapadnoi Sibiri [Pedagogical (eighth) classes of female gymnasiums in Western Siberia]. Uchenye zapiski Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta = Scientific notes of Tomsk State Pedagogical Institute, vol. 10 (1953): 47-102.
14. El'nitskii K. V. Znachenie pedagogicheskogo obrazovaniia dlia zhenshchin i organizatsiia zaniatii v pedagogicheskom klasse pri Omskoi zhenskoi gimnazii [The value of pedagogical education for women and the organization of classes in the pedagogical class at the Omsk Women's Gymnasium]. Sem'ia i shkola = Family and School, no. 8-9 (1881): 120-138.
15. Goncharov M. A. Uchebno-pedagogicheskaia literatura v sisteme podgotovki rossiiskikh uchitelei vo vtoroi polovine XIX - nachale XX vv. (iz sobraniia nauchnoi biblioteki im. K. D. Ushinskogo) [Teaching and pedagogical literature in the system of training Russian teachers in the second half of the XIX - early XX centuries (from the collection of the Ushinsky K. D. Scientific Library)]. Problemy sovremennogo obrazovaniia = Problems of Modern Education, no. 3 (2013): 77-88.
16. Emelyanova N. R. Professional'no-tvorcheskoe razvitie obuchaemykh v pedagogicheskikh klassakh pri zhenskikh gimnaziiakh Rossii vtoroipolovinyXIXv. Diss. kand. ped. nauk [Professional and creative development of trainees in pedagogical classes at women's gymnasiums of Russia in the second half of the XIX century. Cand. Ped. Sci. Diss.]. Elets, 2016, 294.
17. Shcherbakova T. N. Improvizatsiia kak komponent tvorchestva sovremennogo pedagoga [Improvisation as a component of the creativity of the modern teacher]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy IVMezhdunar. nauchn. konf. (g. Moskva, fevral' 2014 g.) [Pedagogical mastery: Proc. IV Intern. Sci. Conf. (Moscow, February 2014)]. Moscow: Buki-Vedi, 2014, 13-16.
18. D'iakovskii L. M. Cherepovetskaia Mariinskaia zhenskaia gimnaziia [Cherepovets Mariinsky Women's High School]. 130-letie Cherepovetskoi srednei shkoly№ 1 im. Maksima Gor'kogo. Istoricheskii ocherk razvitiia shkoly za 130 let (1865-1995) [130th anniversary of Cherepovets Secondary School No. 1 named after. Maxim Gorky. Historical sketch of the school's development over 130 years (1865-1995)]. Cherepovets, 1996. Available at: https://www.booksite.ru/fulltext/ime/nym/axi/mag/index.htm (accessed 16.12.2017).
19. Ignatovich V. V. Zhenskoe obrazovanie i zhenskie shkoly v teorii i na praktike [Women's education and women's schools in theory and practice]. Saint-Petersburg: tip. F. S. Sushchinskogo, 1865, 76.
20. Stoiunin V. Ia. Pedagogicheskie sochineniia [Pedagogical writings]. Saint-Petersburg: Tipografiia Uchi-lishcha Glukhonemykh, 1892, 512-545.
21. Shilov A. I. Podgotovka uchitel'skikh kadrov dlia nachal'noi i srednei shkoly v zhenskikh srednikh uchebnykh zavedeniiakh Vostochnoi Sibiri dorevoliutsionnoi Rossii [Teacher training for primary and secondary schools in girls' secondary schools in Eastern Siberia in pre-revolutionary Russia]. Podgotovka uchitelia v usloviiakh regional'nogo uchebno-nauchno-pedagogicheskogo kompleksa [Teacher training in a regional teaching and research and teaching complex]. Krasnoyarsk: KGPU im. V. P. Astaf'eva, 1997.
22. El'nitskii K. V. Dvadtsatipiatiletie VIII pedagogicheskogo klassa pri Omskoi zhenskoi gimnazii [Twenty-fifth anniversary of the VIII pedagogical class at the Omsk girls' high school]. Russkaia shkola = Russian School, no. 11 (1893): 125.