Научная статья на тему 'Подготовка учительниц в педагогических классах женских гимназий России второй половины xix в'

Подготовка учительниц в педагогических классах женских гимназий России второй половины xix в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / TEACHING CLASS / CURRICULUM / SYLLABUS / THEORETICAL CLASSES / PRACTICAL CLASSES / TEACHING METHODS / FORMS OF TRAINING / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плетенева Ирина Финогеновна, Емельянова Наталия Ростиславовна

Возникновение педагогических классов при женских гимназиях являлось особенностью российского женского образования второй половины XIX в. На протяжении данного периода имела место динамика развития законодательства относительно педагогических классов, раскрывающего содержание обучения, формы и методы теоретической и практической подготовки будущих учительниц. Допускалась более подробная разработка видов занятий с учетом местных условий. На основании анализа архивных материалов и литературы XIX в. обосновано наличие профессионального развития в педагогических классах на примере 1-й Омской и Елецкой женских гимназий в 80-е гг. XIX в. Организация учебного процесса и требования к обучающимся имели высокий уровень. Методы и формы, используемые в процессе обучения, обуславливали формирование профессионально значимых качеств будущих учительниц. Данные материалы могут быть использованы при подготовке новых исследований по истории женского образования, при изучении дисциплины “История педагогики и образования”, в деятельности педагогических учебных заведений с целью усовершенствования деятельности современных педагогических классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training teachers in teaching classes of Russian girls'' schools in the second half of the 19th century

The emergence of women's teaching classes in secondary schools was a particular feature of Russian women's education in the second half of the 19 th century. All over this period, the legislation regarding teaching classes, syllabi, forms and methods of theoretical and practical training of future teachers was developing dynamically. A more detailed development of lessons types was allowed, based on local conditions. Based on the analysis of archive materials and literature of the 19 th century, the presence of professional development in teaching classes is justified, with the example of Omskgirls' school № 1 and Eletsk girls' school in the 1980s. The level of educational process organization and requirements for students was very high. Methods and forms used in the teaching process lead to formation of professionally significant qualities in future teachers. The se materials can be used in preparing new research on the history of women's education, in studying History of Pedagogics and Education and in teacher-training institutions’ activities, to improve the modern teaching classes.

Текст научной работы на тему «Подготовка учительниц в педагогических классах женских гимназий России второй половины xix в»

УДК 65.70

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬНИЦ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

И. Ф. Плетенева, Н. Р. Емельянова

TRAINING TEACHERS IN TEACHING CLASSES OF RUSSIAN GIRLS' SCHOOLS IN THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY I. F. Pleteneva, N. R. Emelyanova

Возникновение педагогических классов при женских гимназиях являлось особенностью российского женского образования второй половины XIX в. На протяжении данного периода имела место динамика развития законодательства относительно педагогических классов, раскрывающего содержание обучения, формы и методы теоретической и практической подготовки будущих учительниц. Допускалась более подробная разработка видов занятий с учетом местных условий. На основании анализа архивных материалов и литературы XIX в. обосновано наличие профессионального развития в педагогических классах на примере 1-й Омской и Елецкой женских гимназий в 80-е гг. XIX в. Организация учебного процесса и требования к обучающимся имели высокий уровень. Методы и формы, используемые в процессе обучения, обуславливали формирование профессионально значимых качеств будущих учительниц. Данные материалы могут быть использованы при подготовке новых исследований по истории женского образования, при изучении дисциплины "История педагогики и образования", в деятельности педагогических учебных заведений с целью усовершенствования деятельности современных педагогических классов.

The emergence of women's teaching classes in secondary schools was a particular feature of Russian women's education in the second half of the 19th century. All over this period, the legislation regarding teaching classes, syllabi, forms and methods of theoretical and practical training of future teachers was developing dynamically. A more detailed development of lessons types was allowed, based on local conditions. Based on the analysis of archive materials and literature of the 19th century, the presence of professional development in teaching classes is justified, with the example of Omskgirls' school № 1 and Eletsk girls' school in the 1980s. The level of educational process organization and requirements for students was very high. Methods and forms used in the teaching process lead to formation of professionally significant qualities in future teachers. The se materials can be used in preparing new research on the history of women's education, in studying History of Pedagogics and Education and in teacher-training institutions' activities, to improve the modern teaching classes.

Ключевые слова: педагогический класс, учебный план, содержание образования, теоретические занятия, практические занятия, методы обучения, формы обучения, профессионально значимые качества.

Keywords: teaching class, curriculum, syllabus, theoretical classes, practical classes, teaching methods, forms of training, professionally significant qualities.

Отличительной чертой женских гимназий России во второй половине XIX в. являлась подготовка выпускниц к педагогической деятельности в начальных учебных заведениях (в мужских гимназиях педагогическая подготовка отсутствовала). Осуществлялась она в восьмых дополнительных педагогических классах при женских гимназиях.

Первым документом, допускавшим возможность создания педагогических классов, было "Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения" 1870 г. "Положение" определило педагогические квалификации выпускниц педагогического класса: домашняя наставница, домашняя учительница. По окончании общего курса гимназии (семи классов) выпускницы имели право преподавать в народной школе. Однако, "Положение" 1870 г. не раскрывало содержания деятельности педагогических классов, а наметило основные направления их деятельности [3, с. 1620 -1629].

Новое "Положение о педагогических классах" ("Учебный план") 1874 г. носило более конкретный характер. Оно содержало учебный план с набором определенных предметов. В "Положении" были выделены общеобязательные (общеобразовательные) и специальные

предметы, виды практической подготовки, больше времени рекомендовано было отводить на педагогическую подготовку (3 часа вместо двух по "Положению" 1870 г.). Методы теоретической и практической подготовки носили ограниченный характер: по общеобязательным предметам они представляли собой методические рекомендации к программному материалу начальной школы, по специальным - "разучивание" учебника для мужских гимназий. "Положение" не содержало официальных программ по предметам, а также четких указаний на организацию педагогического процесса. Ничего не было сказано об итоговых испытаниях [4, с. 105 - 106].

Недостатки, имевшие место в "Положении" 1874 г., обусловили разработку нового документа, позволившего усовершенствовать деятельность педагогических классов. В 1899 г. был создан "Учебный план и программы учебных предметов для VIII дополнительного класса женских гимназий Московского учебного округа", который стал основой организации педагогического процесса в 8-х классах женских гимназий во многих учебных округах вплоть до революции 1917 г. [6, с. 71]. Помимо перечня изучаемых предметов, "Учебный план" 1899 г. содержал подроб-

ные программы по всем предметам (общеобразовательным и специальным) с методическими указаниями и рекомендациями для преподавателей, списки литературы (основной и дополнительный), условия приема в педагогический класс, требования к организации педагогического процесса, вводил итоговые испытания [5].

Данный "Учебный план", как и предыдущий, допускал и более подробную разработку занятий педагогическими советами с учетом местных условий.

Согласно "Положению" 1874 г. и "Учебному плану" 1899 г., ученицы изучали общеобязательные предметы и один (или два) специальных, избранных по собственному желанию. В соответствии с данными документами, число уроков в неделю было следующим [5, с. 4] (таблица).

Таблица

Число

уроков

в неделю

А. Предметы общеобязательные

Закон Божий с краткой его методикой. 2

Педагогика. 3

Методика начального обучения русско-

му языку. 3

Арифметика с методикой начального

обучения арифметике. 3

Б. Предметы специальные

Русская словесность. 3

Математика (алгебра и геометрия). 3

История. 3

География с ее методикой. 3

Французский язык. 3

Немецкий язык. 3

Из таблицы видно, что теоретическая нагрузка обучающихся была небольшой: 14 часов при одном специальном предмете и 17 часов при двух. Она не превышала 40 - 50 % учебного времени. Остальное учебное время использовалось на педагогическую практику [6, с. 68].

Подготовку в педагогических классах (70 -90-е гг. XIX в.) в связи с местными условиями рассмотрим на примере 1-й Омской и Елецкой женских гимназий.

Педагогический класс 1-й Омской женской гимназии возглавлял выдающийся русский педагог, последователь К. Д. Ушинского, К. В. Ельницкий.

Занятия делились на теоретические и практические. Теоретические занятия заключали в себя 5 видов [1, с. 120 - 129].

1. Изучение педагогики с использованием методов частично-поискового, рассказа (с составлением конспекта), самостоятельной работы с книгой, написанием урочных сочинений на определенные темы.

2. Устное изложение на уроках педагогики самостоятельно подготовленных статей педагогического содержания, что носило название метода устного реферирования.

3. Написание полугодичных сочинений на педагогические темы на основании изучения значительного списка литературы с последующим разбором каждого сочинения на уроках педагогики и с указанием на раз-

личного рода ошибки: логические, грамматические, стилистические.

4. Изучение общих предметов и специального. Деление предметов на общие и специальные имело практическое значение.

5. Каждая выпускница педагогического класса должна была уметь преподавать начала русского языка и арифметики. Кроме этого, необходимо было основательное изучение специального предмета, который выпускница желала преподавать.

В Елецкой женской гимназии, помимо названных предметов, в учебном плане педагогического класса присутствовал отдельный "Арифметический курс общий", что говорило не только о важности данного предмета для начальной школы, но и о том, что курс дополнен в соответствии с целями и задачами педагогического класса [7].

Изучение общих и специального предметов осуществлялось следующим образом: ученицы подготавливали к урокам разделы учебного предмета и выполняли соответствующие им упражнения. После изложения содержания подготовленного раздела ученица излагала то, как она "проработала бы" этот раздел на предполагаемом уроке. В данном случае использовались методы: работа с книгой и практические упражнения. Названным способом изучались не менее двух учебников по каждому предмету.

6. Самостоятельное ознакомление с учебником по элементарному обучению и разбор его с дидактической точки зрения.

По завершении изучения учебника составлялся отчет, который прочитывался на уроке в присутствии всех учениц класса. Таким образом каждая ученица знакомилась с содержанием всех учебников, изучаемых в классе. Примерное количество учениц в педагогических классах в 1880-е гг., как свидетельствует "Отчет о состоянии Елецкой женской гимназии в 1881 г.", было следующим: 4 ученицы - в 1880 г.; 11 учениц - в 1881 г. Ученицы получали довольно большой объем информации о содержании учебников, благодаря чему приобретали навыки в их выборе. К тому же налицо тенденция роста численности педагогических классов. К. В. Ельницким приведен довольно большой список из 26 учебников. В нем значились работы передовых педагогов того времени: К. Д. Ушинского, Д. Д. Семенова, Н. А. Корфа, Н. Ф. Бунакова, В. И. Водовозова и др.

Теоретические занятия имели форму урока. Они обеспечивали получение большого объема педагогической информации, расширяли педагогический кругозор, формировали у учениц такие профессионально значимые качества, как умение в устной и письменной форме излагать мысли, умение размышлять на педагогические темы, воспитывали самостоятельность, учили практическому применению теоретических знаний.

Критерием теоретической подготовки в педагогическом классе К. В. Ельницкого был следующий: "Требуется, чтобы... каждая ученица, окончившая педагогический класс, знала изученные предметы в такой степени, в какой знает их. учительница, несколько лет добросовестно преподававшая в учебном заведении эти предметы" [1, с. 127]. Из цитаты видно, что требования и уровень подготовки выпускниц были высокими.

Практические занятия имели 4 основные разновидности [1, с. 130 - 137].

1. Посещение уроков в младших классах и составление конспектов этих уроков.

Составлялись два конспекта: один - по специальному предмету, другой - по какому-либо из общеобязательных. В конспекте ученица излагала содержание урока, а также приемы и методы, которые применял учитель. Каждый конспект обсуждался на педагогической конференции.

2. Пробные уроки.

Пробные уроки проводились ученицами "по очереди". Сначала составлялся подробный план урока, который проверял преподаватель. Затем преподаватель мог предложить ученице "катехизировать" свой урок: она задавала вопросы, а остальные ученицы и преподаватель давали те ответы, которые, вероятно, дали бы дети на уроке. Готовящаяся к уроку ученица учитывала, какие вопросы необходимы, что, несомненно, повышало качество подготовки к пробному уроку.

Каждая ученица VIII класса давала уроки по звуковому способу "совместного обучения письму-чтению", по наглядному обучению, по начальному обучению русскому языку и арифметике, по специальному предмету, то есть по 5-и предметам. Первые два вида уроков проводились в начальной школе, остальные - в приготовительном и младших классах гимназии. Критический разбор пробных уроков проводился на конференциях.

Кроме пробных уроков, ученицы VIII класса могли замещать отсутствующих учителей и помогать слабым по успеваемости гимназисткам младших классов, то есть заниматься репетиторством.

3. Наблюдение за ученицами младших классов и составление отчета на основании собственных наблюдений.

В отчете отмечалось: проявление индивидуальных особенностей, черт характера, умственных способностей; наиболее важные случаи, имевшие место во время перемен и уроков; применяемые педагогические приемы. Составленные характеристики (подробной - двух девочек и общей - класса) разбирались на конференциях.

Ученицы Елецкой женской гимназии, кроме того, посещали приюты для сирот, где обучали детей грамоте, вязанию, вышиванию [2, с. 84].

4. Педагогические конференции.

Для разбора пробных уроков, конспектов, характеристик еженедельно собиралась педагогическая конференция. На конференции присутствовали: председательствующий (директор или заведующий учебной частью), начальница гимназии, преподаватель педагогики, руководители, учительницы и надзирательницы.

Порядок проведения конференции был следующим: сначала ученица представляла отчет о своей работе, после этого высказывали свои замечания ученицы VIII класса, затем - учительницы, руководители и в заключение - преподаватель педагогики (обобщал сделанные замечания).

Каждая конференция представляла собой педагогическую беседу, преследующую определенную цель. На конференциях воспитанницы учились самообладанию, умению вести беседу, взвешиванию своих мыслей.

Возможно, в Елецкой женской гимназии данная форма практической подготовки отсутствовала, так как нет сведений о проведении педагогических конференций.

Несмотря на то, что "Положение" 1874 г. не предусматривало итоговой отчетности, в 1-й Омской гимназии в конце учебного года ученицы подвергались письменным и устным испытаниям. И письменные, и устные испытания проводились по педагогике и специальному предмету, только устные - по предметам общего курса (русскому языку и арифметике).

По окончании испытаний педагогический совет, принимая во внимание все виды работ учениц, исполненные в течение года, и отметки, полученные на окончательных испытаниях, определял педагогическую квалификацию, которой достойна та или иная выпускница (домашняя наставница или домашняя учительница) [1, с. 137 - 138].

В Елецкой женской гимназии выставлялись отметки в течение года по нескольким спискам:

1) "Успехи в учебной деятельности" (содержал перечень учебных предметов);

2) "Отчет о практических занятиях" (содержал перечень дисциплин, по которым проводились практические занятия);

3) "Список для производства специальных испытаний", к которым относились: специальные предметы, поведение, посещение уроков, исполнение письменных работ, исполнение воспитательских обязанностей, успешность пробных уроков, интерес к наукам, интерес к педагогической деятельности.

На основании отметок в названных списках выставлялись годовые отметки. Затем, с учетом результатов письменных и устных испытаний - окончательные отметки.

Однако, привлекают внимание такие специфичные испытания, как интерес к наукам и интерес к педагогической деятельности. Наличие контроля и оценки по данным пунктам говорит не только о строгом профессиональном отборе, но и об участии учениц в научной деятельности и предполагало, вероятно, проявление творческих способностей.

В Елецкой гимназии, кроме этого, существовала специальная Комиссия VIII дополнительного класса. На основании доклада Комиссии на каждую ученицу составлялся протокол, где был зафиксирован уровень успеваемости ученицы за год, включая итоговые испытания [8]. На основании протокола присваивалась педагогическая квалификация.

По окончании педагогического класса выпускницы направлялись на службу в учебные заведения (женские прогимназии, младшие классы женских гимназий, сельские школы) или занимались воспитанием детей в частных домах, что также являлось разновидностью государственной службы [9].

Несмотря на недостатки в законодательстве, процесс обучения в педагогических классах был организован на высоком уровне благодаря инициативе педагогических коллективов гимназий. Используемые в процессе обучения формы и методы способствовали формированию профессионально значимых качеств и развитию творческих способностей обучающихся.

Литература

1. Ельницкий, К. В. Значение педагогического образования для женщин и организация занятий в педагогическом классе при Омской женской гимназии / К. В. Ельницкий // Семья и школа. - 1881. - № 8 - 9.

2. Мезинов, В. Н. Гимназическое образование в Ельце / В. Н. Мезинов, М. В. Яровиков // Педагогическое краеведение Липецкой области; под ред. В. П. Кузовлева. - Елец, 1999. - 642 с.

3. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения (1870) // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - СПб., 1871. - Т. IV.

4. Родевич, М. В. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения / М. В. Родевич. - СПб., 1884. - 288 с.

5. Учебный план и программы учебных предметов для VIII дополнительного класса женских гимназий Московского учебного округа. - М., 1899. - 96 с.

6. Шамахов, Ф. Ф. Педагогические (восьмые) классы женских гимназий Западной Сибири / Ф. Ф. Шамахов // Ученые записки. - Томск, 1953. - Т. 10.

Архивные материалы

7. ГАЛО. Ф. 42. Елецкая женская гимназия.

8. ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 353 - 353 об. Протокол заседания Педагогического совета Елецкой женской гимназии от 30 мая 1886 года.

9. ГАЛО. Ф. 42. Оп. 1. Д. 103. Л. 93 об. Правила и обязанности домашних наставниц и учительниц.

Информация об авторах:

Плетенева Ирина Финогеновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной и коррек-ционной педагогики Елецкого гос. университета им. И. А. Бунина, 8-960-147-42-90, nauka@elsu.ru.

Irina F. Pleteneva - Doctor of Pedagogics, Professor at the Department of Pre-school and Correctional Pedagogics, I. A. Bunin Eletsk State University.

Емельянова Наталия Ростиславовна - соискатель кафедры педагогики начального обучения Елецкого гос. университета им. И. А. Бунина, 8-904-689-78-31, nremel2@rambler.ru.

Natalia R. Emelyanova - post-graduate studentat the Department of Primary Education Pedagogics, I. A. Bunin Eletsk State University.

Статья поступила в редколлегию 17.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.