Г«]
\ /
УДК 37.091
Мамкина Инна Николаевна Inna Mamkina
Исторические науки
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.
PEDAGOGICAL CLASSES IN FEMALE GYMNASIUMS OF TRANSBAIKAL REGION IN THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY AND THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
На примере педагогических классов женских гимназий середины XIX — начала ХХ вв. рассматривается становление и развитие одной из форм педагогического образования в Забайкальской области. В работе представлена нормативно-правовая база организации и деятельности дополнительных педагогических классов и правовая основа деятельности домашних наставников. На основе архивных материалов приведены сведения о направлениях и учебных программах педагогических классов, количестве занятий, численности учениц. В научный оборот введены ранее неопубликованные сведения об ученических коллективах, выпускницах пед-классов Читинских, Нерчинской, Верхнеудинской женских гимназий. Уделено внимание попытке реформирования педагогических классов в 1916 г. Представлены мнения и предложения педагогических коллективов относительно реформ. Определена эффективность деятельности педагогических классов, обозначены их роль и место в процессе формирования педагогического образования в Забайкальской области
Ключевые слова: история, педагогическое образование, женские гимназии, педагогические классы, домашний наставник, учитель, школа
The author considers the establishment and development of a pedagogical education in the Transbaikal region on the example of pedagogical classes of female schools in the middle of the 19th and in the first half of the 20 th century. The article presents a legal basis for the organization and operation of additional educational classes as well as for the home tutors' activity. On the basis of archival material the article provides information about directions and curricula of pedagogical classes, number of classes and the number of female students. The author introduces previously unpublished information about students' groups, female graduates of pedagogical classes in Chita, Nerchinsk, Verkhneudinsk female schools. Attention is paid to an attempt to reform pedagogical classes in 1916. Views and proposals for reform of teaching staff are presented. To sum up, the author determines the effectiveness of pedagogical education classes, their place and role in the process of pedagogical education in the Transbaikal region
Key words: history, pedagogical education, female gymnasiums, pedagogical classes, home tutor, teacher, school
Современное состояние педагогического образования характеризуется сокращением количества педагогических вузов на фоне дефицита квалифицированных
педагогических кадров. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 г. педагогическую подготовку осуществляли 70 вузов, в 2012 г. - 48. В 2012 г. в За-
байкальском крае оставались вакантными 723 места учителей начальной школы, физики, иностранных языков, истории, физкультуры и др. Выпускники педагогических учебных заведений, несмотря на полученную квалификацию, предпочитают работу в сфере услуг, торговле, получают второе высшее образование. Профессия «учитель» в современных условиях считается непрестижной в силу низкой заработной платы, отсутствия социальной поддержки молодых специалистов. Более того, данные о трудоустройстве выпускников педагогических вузов свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые «лучшие» (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые «лучшие» выпускники [17].
Обращаясь к историческому опыту, очевидна известная аналогия с положением педагогического образования в середине XIX — начале ХХ вв. в Забайкальской области. Нищенское, часто задерживаемое жалование, отсутствие жилья, всесторонний контроль со стороны учебного начальства, местной и региональной администрации, удаленные, а часто и труднодоступные места работы являлись причинами недостатка квалифицированных учителей в Забайкалье. Неблагоприятная ситуация с кадровым обеспечением школ, гимназий, училищ усиливалась ввиду их постоянного роста и в то же время отсутствия учебного заведения, осуществляющего профессиональную подготовку.
Ситуация стала исправляться только к концу XIX в. Для решения кадровой проблемы в 1870 г. власти наделили правом получения звания домашней наставницы, домашней учительницы и учительницы народных училищ выпускниц женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения. Эти звания введены Министерством народного просвещения еще в 1834 г. «Положением о домашних наставниках и учителях», но они присваивались лицам, имевшим высшее образование и сдавшим соответствующий экзамен, что не способствовало увеличению числа учителей.
Вторая половина XIX в. была наиболее благоприятной для развития народного просвещения. Реформы Александра II способствовали увеличению числа учебных заведений и количества учащихся. К 1880 г. в России насчитывалось 79 женских гимназий и 164 прогимназии. Решение властей в области кадровой политики в сфере образования было обосновано. По совокупности выпускниц гимназий проблема дефицита учителей начальной школы могла быть отчасти решена.
В женских гимназиях учреждались дополнительные VIII педагогические классы. Ученицы, окончившие гимназию с медалью и педагогический класс, получали звания домашних наставниц, а выпускницы без медали, но с хорошим аттестатом и освоенной программой педагогического класса получали звание домашней учительницы. Выпускницы гимназии, не обучавшиеся в дополнительном классе, получали право на звание учительниц народных училищ. Таким же правом пользовались выпускницы прогимназии при условии, что по достижении 16 лет они в течение 6 месяцев отработают помощницами учителя при начальном училище [13, С. 396-398]. Домашние наставницы и учительницы «... считались состоящими на действительной службе по ведомству МНП», подчинялись директорам народных училищ с обязанностью ежегодно предоставлять отчет о своей деятельности и положительные характеристики от родителей воспитанников [14, С. 7].
Подготовка в педагогических классах проводилась по направлениям — русский язык, математика, словесность ( литература), история и т.п. По желанию ученицы за дополнительную плату разрешалось посещать занятия по двум направлениям. В 1916 г. стоимость обучения составляла 70 руб. в год за одну специальность и 30 руб. в год за дополнительную. По решению педсовета некоторых малоимущих учениц освобождали от оплаты за обучение. Педагогическая практика включала посещение уроков в младших классах по заранее составленному расписанию и была ориентирована на индивидуальную работу, которая
типична для наставниц или гувернанток. Ученицы составляли конспект и анализ прослушанного урока, позднее коллективно обсуждали его итоги на конференции. К каждой гимназистке прикреплялась неуспевающая ученица младшего класса. К концу первого полугодия составлялся «дневник своих занятий и характеристика ученицы» [8, л. 8]. Работа оценивалась по пятибалльной шкале. Уроки для полного класса гимназисткам не давали. В свидетельстве об окончании VIII класса гимназии отмечалось прохождение педагогической практики.
Первый педагогический класс в забайкальских женских гимназиях открыт в Троицкосаввске в 1898 г. на пожертвования местных купцов. В классе ученицы обучались по двум направлениям — математическому и словесному. В 1915 г. словесное отделение класса окончили О. Маслова, К. Сахарова, М. Черникова, А. Шустова, А. Худякова; математическое — М. Бутако-ва, А. Громова, Л. Донкова, В. Коркина, В. Маскова, П. Орлова, В. Раковская, С. Токмакова, А. Шильникова; Е. Шишмарева получила звание домашней наставницы по двум направления [4, С. 12]. По данным отчета, из пятнадцати выпускниц десять планировали работать по специальности. Учитывая количество выпускников в составе педагогического коллектива Троиц-косавской женской гимназии, необходимо отметить, что гимназия работала продуктивно, восполняла недостаток педагогических кадров в уезде собственными силами.
В 1909 г. начал работу VIII дополнительный педагогический класс в Верхне-удинской женской гимназии, где подготовка будущих домашних наставниц проводилась по трем направлениям — русский язык, математика, словесность (литература). Весной 1913 г. педагогический класс окончили семь учениц — Граудин, Дубовик, Коваленко, Павлова, Тяжелова, Телегина, Шанги-на [1, л. 15]. Ежегодно количество учениц возрастало, набор 1913 г. составил 18 человек, из них 11 выбрали математическое направление, 2 — русский язык, 2 — словесность, 3 — словесность и математику [2,
л. 18]. В 1916 г. в педагогическом классе обучалось 30 учениц. В связи с увеличением числа учениц открыты дополнительные специальности по истории и географии, которые выбрали 13 воспитанниц, в учебный план были введены дополнительные уроки по элементарной арифметике и грамматике [3, л.30].
Педагогический класс первой Читинской женской гимназии кардинально не отличался от иных VIII классов. В 1913 г. на педагогическом совете обсуждалось предложение о введении дополнительных часов по русской грамматике. В пояснительной записке преподаватель русского языка предлагал из методики преподавания русского языка выделить раздел «Орфография» и отнести его к теории языка. Необходимо отметить, что курс русского языка в гимназиях заканчивали изучать в IV классе и преподаватель этой дисциплины обратил внимание на следующий момент: «так как до настоящего времени преподавание русского языка в VIII классе ограничивалось только методикой . благодаря чему, окончившие VIII класс выходили из гимназии со значительно забытыми знаниями русской грамматики». С этой целью было предложено ввести два дополнительных часа в неделю «.для учениц VIII класса как будущих учительниц начальных школ расширение познаний в области русской грамматики принесет весьма заметную пользу» [5, С. 6]. Предложение поддержало и утвердило руководство учебного округа, учебная программа класса была скорректирована в сторону увеличения количества часов, но дополнительные уроки были направлены на повторение изученного материала.
Второй читинской женской гимназией стала гимназия, переведенная из Порт-Артура по ходатайству директора народных училищ Забайкальской области П.Н. Рябинина. В августе 1912 г. в гимназии открыт VIII педагогический класс, где обучалось 15 учениц. В 1913 г. в гимназии на физико-математической специальности обучались А. Брешкова, А. Витенштейн, А. Андрусевич, М. Климова, А. Осетрова. На историко-филологической — Н. Хар-
ченко, Н. Меркулова, М. Петропавловская, А. Щербакова. В 1916 г. шесть учениц «изъявили желание перейти к практическим наукам, ... две — к медицинским» [7, С. 30]. В 1914 г. педкласс гимназии закончили 11 человек, 1915 г. — 15, 1916 г. — 16.
Ученицы изучали русский язык, словесность, математику, Закон Божий, историю, географию, педагогику, физику, гигиену. На заседании педагогического совета принято решение об обязательном изучении физики и словесности. Преподаватели считали, что знание современной литературы и критических статей необходимо поскольку «. нельзя не знать и не понимать новейших писателей» [8, л. 12]. Ученицам, которые выбрали русский язык в качестве специальности, полагался расширенный курс словесности. Более того, изучение словесности в кратком изложении стало обязательным для прочих специальностей. Ученицы не посещали занятия по русскому языку, сосредоточив свое внимание на изучении литературы. В краткую программу курса были включены произведения А. Островского «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», А. Гончарова «Обломов», И. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин», «Записки охотника», Л. Толстого «Война и мир», «Детство, отрочество и юность». Расширенный курс был дополнен произведениями С. Аксакова, Д. Григоровича, Н.Некрасова, Ф. Достоевского и обязательным изучением критических статей В. Белинского, Н. Добролюбова, Д. Овсянко-Куликовского и др. По итогам изучения краткого курса в четверти ученицы писали сочинение в классе, получая оценку по словесности и русскому языку. По итогам расширенного курса требовалось написать два домашних и одно классное сочинение [8, л. 16]. Для улучшения грамотности гимназисток в старших классах задавали дополнительные диктанты. Ученицы педкласса под наблюдением преподавателей их проверяли, осуществляя тем самым часть педагогической практики [8, л. 14].
Работа педклассов привела к росту числа учениц, увеличению количества учеб-
ных занятий, свидетельствующих о востребованности дополнительного образования и стремлении педагогического коллектива улучшить качество подготовки. Директора гимназий неоднократно обращались с просьбами относительно улучшения качества профессиональной подготовки, но официальные власти утверждали лишь некоторые из их предложений.
Неоднократные выступления педагогов и общественности о необходимости изменения учебных программ VIII педагогического класса стали одной из причин их реформирования. В мае 1916 г. МНП в «целях лучшей подготовки воспитанниц к занятию учительских должностей» приняло ряд изменений в программе педагогических классов [12, л. 4]. Реформа была инициирована со стороны учебных заведений: «... от содержателей гимназий и преимущественно от земских учреждений поступают заявления о том, что восьмой дополнительный педагогический класс . не дает ученицам той педагогической подготовки, какая необходима для учительниц начальных училищ. .значительная часть учениц восьмого класса избирает учительскую службу в начальных училищах и поэтому представлялось бы более желательным давать оканчивающим гимназию такую теоретическую подготовку, которая отвечала бы требованиям начальных школ» [6, л. 8].
Министерство предложило увеличить количество часов по методике преподавания отдельных дисциплин, Закону Божьему, педагогике. Предполагалось, что педагогическая практика будет осуществляться в четырехлассных начальных училищах, открытых при каждой женской гимназии. В случае недостатка средств МНП обещало содействие в получении денежных пособий. Реформы были направлены на усиление педагогической и практической подготовки учениц VIII педагогических классов женских гимназий.
Предложение министерства было разослано в гимназии. Педагогические советы, обсудив проект, приняли, в общем, схожие решения. Педсовет Троицкосавской женской гимназии нашел проект «жела-
тельным», но открытие начального училища «невозможным, за неимением никаких средств». Коллектив Нерчинской Софийской женской гимназии не только одобрил предложение, но и внес собственные предложения относительно педагогической практики. Присутствовавший на заседании педагогического совета инспектор народных училищ Н.И. Попов предложил открывать при гимназии начальные школы смешанного типа, поскольку «... ученицы VIII класса не видят и не знают того, что они увидят впоследствии, будучи учительницами на селе, они не имеют навыков ведения занятий одновременно с двумя, тремя отделениями» [6, л. 4].
Педагогический совет Читинской второй женской гимназии отметил, что «не очень многие из окончивших курс местных женских гимназий поступают в учительницы, а продолжают образование». Предложения МНП коллектив воспринял сдержанно, оставив вопрос открытым. В целом, большинство гимназий согласилось с изменением программы обучения, но открытие образцовых четырехклассных училищ было сопряжено для гимназий с финансовыми трудностями.
В 1915 и 1916 гг. МНП приняло ряд распоряжений, согласно которым ученицы, окончившие VIII педагогический класс женских гимназий, при поступлении в вузы освобождались от дополнительных экзаменов, что позволило выпускницам педагогических классов поступать в университет наравне с выпускниками мужских гимназий. В июле 1916 г. принят закон, предусматривающий организацию при женских гимназиях VIII дополнительного общеобразовательного класса. В общеобразовательных классах изучались дисциплины, необходимые для поступления в вуз, «наличие коих ( дисциплин (прим. авт.) удостоверялось доселе путем выдержания дополнительного испытания по некоторым предметам в объеме курса мужских гимназий» [9, л. 4]. Открывшиеся VIII общеобразовательные
классы постепенно вытесняли педагогические.
После февральской революции 1917 г. в период власти Временного правительства система народного просвещения переживала период демократизации — в учебных заведениях вводились новые дисциплины, увеличивалось количество учебных часов, изменялись прежние программы. В управление делами учебных заведений допускались представители от учащихся, родительского комитета, общественных организаций.
В августе 1917 г. в Иркутске состоялся съезд преподавателей средних школ. Известно, что делегатом от Второй Читинской женской гимназии была преподаватель Елена Григорьевна Головачева [10, л. 3]. Делегаты съезда отмечали: «Педагогическое образование как самостоятельное большое дело должно быть отделено от общего образования, к учительскому званию должны готовить специальные педагогические учебные заведения», «не должно быть никакого педагогического класса или курсов, но для охраны интересов учащихся сохранить педагогическое отделение, а VIII классы сделать общеобразовательными» [11, л. 5 об.]. В связи с неопределенной политической ситуацией в стране вопрос о гимназиях оставался открытым и только с установлением советской власти VIII педагогические классы были преобразованы в общеобразовательные, а гимназии упразднены [12, л. 2].
Таким образом, педагогические классы женских гимназий представляют собой одно из направлений в становлении педагогического образования в крае. Несмотря на невысокую эффективность, классы внесли определенный вклад в развитие педагогического образования. Изначально направленные на индивидуальную педагогическую деятельность они становились одной из форм педагогического образования, формируя основу женского профессионального образования.
Литература_
1. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 489, л.15
2. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 489, л.18
3. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 489, л.17
4. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 320, л.30
5. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 629, л. 7
6. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 641, л. 8
7. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 641, л. 9-13
8. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 641, л. 14.
9. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 641, л. 18.
10. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 406, л.5
11. ГАИО, ф. 63, оп.1, д. 406, л.6
12. ГАИО, ф. 63, оп. 1, д. 582, л.2
13. Уставы ученых учреждений и учебных заведений / / Свод законов Российской империи. Т. XI, Ч. 1. СПб., 1893. С. 396-398.
14. Гоголин А. Собрание узаконений и правительственных распоряжений, касающихся домашних наставников, учителей, учительниц и наставниц. М.: Синод. Тип.,1874. 38 с.
15. Мамкина И.Н. Забайкальские учительские семинарии. Чита: Поиск, 2008. 163 с.
16. Мамкина И.Н. Женские гимназии Забайкальской области (по материалам архивов Забайкальского края и Иркутской области // Гуманитарный вектор. 2012. № 2(30). С. 88-96.
17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф/
_References
1. GAIO, f. 63, op.1, d. 489, l.15
2. GAIO, f. 63, op.1, d. 489, l.18
3. GAIO, f. 63, op.1, d. 489, l.17
4. GAIO, f. 63, op.1, d. 320, l.30
5. GAIO, f. 63, op.1, d. 629, l. 7
6. GAIO, f. 63, op.1, d. 641, l. 8
7. GAIO, f. 63, op.1, d. 641, l. 9-13
8. GAIO, f. 63, op.1, d. 641, l. 14.
9. GAIO, f. 63, op.1, d. 641, l. 18.
10. GAIO, f. 63, op.1, d. 406, l.5
11. GAIO, f. 63, op.1, d. 406, l.6
12. GAIO, f. 63, op. 1, d. 582, l.2
13. Svod zakonov Rossiyskoy imperii (The code of laws of the Russian Empire). Vol. XI, ch. 1. SPb., 1893. P. 396-398.
14. Gogolin A. Sobranie uzakoneniy i pravitel-stvennyh rasporyazheniy, kasayushhihsya domash-nih nastavnikov, uchiteley, uchitelnits i nastavnits. (The collection of statutes and government regulations pertaining to domestic mentors, teachers, woman- teachers and woman-mentors). Moscow: Sinod. Type.,1874. 38 p.
15. Mamkina I.N. Zabaykalskie uchitelskie seminarii. (Transbaikal teachers seminaries). Chita: Poisk, 2008. 163 p.
16. Mamkina I.N. Gumanitarny vektor. (Humanitarian vector). 2012. no 2(30). P. 88-96.
17. Available at: http://minobrnauki.rf/
Коротко об авторе _
Мамкина И.Н., канд. истор. наук, зав. каф. «Теория государства и права», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]
Научные интересы: история России
_ Briefly about the author
I. Mamkina, candidate of historical sciences, associate professor, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: history of Russia