Научная статья на тему 'У истоков педагогического образования на Урале: 1871-1910 гг'

У истоков педагогического образования на Урале: 1871-1910 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / EDUCATION / FEMALE SECONDARY SCHOOL / PEDAGOGICAL CLASS / PEDAGOGICAL EDUCATION / SUCCESSION / TRAINING OF TEACHER PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисафенко Марина Константиновна, Игошев Борис Михайлович, Попов Михаил Валерьевич

Рассматривается становление педагогического образования на Среднем Урале. Первый шаг в этом направлении был сделан в рамках деятельности Екатеринбургской первой женской гимназии во второй половине XIX начале ХХ в.: на ее базе был учрежден педагогический класс. Прослеживается преемственность профессионального педагогического обучения от женской гимназии до деятельности Уральского педагогического университета в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the sources of pedagogical education at the Urals: 1871-19101

Article is dedicated to the problem of the formation of the liquidation of pedagogical formation in Central Urals. The first step was made within the framework the activity of Ekaterinburg first female secondary school in the second-half XIX beginning ХХ сenture, on base of which pedagogical class was founded. In the article is outlined the succession of professional pedagogical instruction on the base of secondary school and within the framework Ural pedagogical university at present.

Текст научной работы на тему «У истоков педагогического образования на Урале: 1871-1910 гг»

140 ЛЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ НА УРАЛЕ

УДК 37.013(09)(047) ББК 433(235.55)5

М. К. Елисафенко, Б. М. Игошев, М. В. Попов

Екатеринбург

У ИСТОКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ: 1871-1910 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: женская гимназия; образование; педагогическое образование; педагогический класс; подготовка учительских кадров; преемственность.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается становление педагогического образования на Среднем Урале. Первый шаг в этом направлении был сделан в рамках деятельности Екатеринбургской первой женской гимназии во второй половине XIX — начале ХХ в.: на ее базе был учрежден педагогический класс. Прослеживается преемственность профессионального педагогического обучения от женской гимназии до деятельности Уральского педагогического университета в настоящее время.

M. K. Elisafenko, B. M. Igoshev, M. V. Popov

Ekaterinburg

AT THE SOURCES OF PEDAGOGICAL EDUCATION AT THE URALS: 1871-1910

KEY WORDS: education; female secondary school; pedagogical class; pedagogical education; succession; training of teacher personnel.

ABSTRACT. Article is dedicated to the problem of the formation of the liquidation of pedagogical formation in Central Urals. The first step was made within the framework the activity of Ekaterinburg first female secondary school in the second-half XIX — beginning ХХ сenture, on base of which pedagogical class was founded. In the article is outlined the succession of professional pedagogical instruction on the base of secondary school and within the framework Ural pedagogical university at present.

ГСНТИ 14.09.35 Код ВАК 13.00.01

момента учреждения и по на- ска) и в определенной степени Уральско-

стоящее время главной кузницей го региона является Уральский государ-

учительских кадров для общеобразова- ственный педагогический университет

тельных школ Екатеринбурга (Свердлов- (УрГПУ). Его история началась осенью

© Елисафенко М. К., Игошев Б. М., Попов М. В., 2011

1930 г., когда был открыт Уральский индустриально-педагогический институт, позднее переименованный в Свердловский государственный педагогический институт (ныне — УрГПУ). Однако учреждение народного образования такого рода, готовящее школьных учителей,

функционировало в нашем городе уже в конце XIX — начале XX в. — имеется в виду Екатеринбургская женская гимназия, которая была не только учреждением среднего образования, но и обеспечивала профессиональную педагогическую подготовку.

Здание по ул. Карла Либкнехта, 9 (ранее Вознесенский проспект), в котором 140 лет назад, в 1871 г., в женской гимназии Екатеринбурга впервые в губернии была начата подготовка сельских и домашних учительниц

Фрагмент фото из журнала «Столица Урала».2010.№ 29

При отсутствии государственной системы высшего женского образования такое сочетание общей классической и профессиональной подготовки можно рассматривать как пролог высшего педагогического образования, полностью сформировавшегося позднее, в советское и постсоветское время, в результате деятельности УрГПУ.

Истории Екатеринбургской Первой женской гимназии посвящены краеведческие работы уральских авторов В. Ми-китюка [8] и В. Старкова [10]. В настоящей статье мы поставили задачу раскрыть роль этого учреждения в становлении системы педагогического образования в Екатеринбурге и на Урале и продемонстрировать,

что педагогические учебные заведения советского периода, в первую очередь Свердловский педагогический институт (современный УрГПУ), являются продолжателями традиций педагогического образования, сложившихся на рубеже XIX— XX вв., а деятельность Екатеринбургской женской гимназии во многом аналогична деятельности современного педвуза.

Долгое время образование вообще и женское в особенности не было приоритетным направлением социальной политики российских властей. Только во второй половине XIX в. в связи с масштабными реформами наступили перемены. Именно в это время в Российской империи развернулось активное обществен-

ное движение за расширение возможностей получения девочками общего образования, что привело к существенному увеличению количества женских училищ.

Идея создания женского училища в Екатеринбурге нашла самую горячую поддержку у горожан. По этому поводу Д. Н. Мамин-Сибиряк заметил: «Характеристикой наступивших шестидесятых

годов, по нашему мнению, служит то внимание, с каким общество отнеслось... прежде всего к женскому образованию, недостаток которого чувствовался в таком бойком городе, как Екатеринбург, уже давно. История возникновения женской гимназии служит лучшим примером того, что появились новые требования и запросы».

Современный вид учебного корпуса Уральского государственного педагогического университета по ул. К. Либкнехта, 9

Фото И. Кузнецова

Отсчет истории Екатеринбургской первой женской гимназии ведется с 1860 г., когда в городе было открыто женское училище II разряда с четырехлетним курсом обучения. Помимо предметов, традиционных для учебных заведений такого типа, изучались краткая всеобщая история и география, по желанию — французский язык и рисование.

Двери училища были открыты для представительниц всех свободных сословий, ограничения диктовались лишь семейным достатком: учебное заведение содержалось на общественные средства, включая плату за обучение, составлявшую в 1860 г. 10 р. в год [9. С. 44].

Первый набор составил 43 ученицы, которых опекали пять учителей [Там же. С. 45]. Первой начальницей училища была г-жа А. И. Протасова, педагогический совет, в ведении которого находилась учебно-воспитательной работа, возглавил директор мужской гимназии Д. А. Крупенин [Там же. С. 37].

В 1862 г. женское училище II разряда было реорганизовано в шестиклассное училище I разряда. Курс обучения включал Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику, геометрию, физику, всеобщую и русскую историю, географию, начала естествознания, чистописание, рукоделие; желающие изучали

французский и немецкий языки, рисование, музыку, танцы. В 1866 г. училище въехало в отремонтированное и обновленное здание, там же состоялся первый выпуск. Из 43 поступивших полный курс закончило 19 девушек 14—18 лет [9. С. 56].

С началом проведения школьной реформы и формированием сети начальных школ в уезде, как и в регионе в целом, ощущалась катастрофическая нехватка кадров для сельских земских школ, поэтому по решению педагогического совета в 1866/67 уч. г. был открыт дополнительный, педагогический класс, официально имевший статус педагогических курсов.

Система женского среднего образования получила новый импульс в связи с принятием в 1870 г. Положения о женских гимназиях. На его основании Екатеринбургское первого разряда женское училище было преобразовано в женскую гимназию [5. Л. 4]. Теперь появились все основания придать официальный статус системе профессионального педагогического образования, сложившейся еще в 1960-х гг. по инициативе педагогического коллектива и педсовета.

В 1871 г. было начато обучение молодых педагогов — семи девушек, шесть из которых получили статус учительниц, одна — сельской учительницы [9. С. 70]. В отчете за 1871/72 уч. г. отмечалось: «Девицы с большим вниманием следят за преподаванием. Изучение предметов с целью лучшего приготовления для сдачи потом экзамена на звание домашней учительницы видимо занимает их» [9. С. 74]. В 1872/73 уч. г. набор не состоялся. 31 января 1874 г. были утверждены новые учебные планы гимназий, в соответствии с которыми курсы трансформировались в восьмой, педагогический класс.

Екатеринбургская Первая женская гимназия давала полноценное среднее, а также профессиональное образование, что делало это учебное заведение привлекательным в глазах родителей девочек, поэтому набор ежегодно увеличи-

вался: в 1860 г. учащихся было чуть больше 40, в 1870 г. — 187. Однако старое помещение могло вместить максимум 120 человек. Было принято решение строить новое учебное помещение.

5 сентября 1882 г. состоялось торжественное освящение и открытие нового здания Екатеринбургской женской гимназии. Здание представляло собой обширный комплекс, занявший целый квартал между Вознесенским проспектом и Колобовской улицей (ныне это дома с адресами Карла Либкнехта, 9 и Толмачева, 8). Екатеринбургская Первая женская гимназия находилась в этом здании в течение всего дореволюционного периода.

Следует отметить преемственность учреждений педагогического образования в Екатеринбурге: здание, специально отстроенное для первой городской женской гимназии, в советский период было передано Свердловскому педагогическому институту; в настоящее время здесь размещается ряд факультетов вуза.

Здание было построено по проекту архитекторов В. И. Ревнера и Ю. И. Дю-теля. Средства на сооружение были собраны жителями Екатеринбурга; туда вошли также сборы от проведения благотворительных спектаклей и концертов, субсидии уездного казначейства и уездного земств [10. С. 43]. В состав комплекса гимназических зданий входили двухэтажный учебный корпус, пансион и часовня Св. Магдалены. На нижнем этаже учебного корпуса располагались девять классных комнат, рисовальный зал, естественно-исторический кабинет, канцелярия, вторая комната для преподавателей и вестибюль. На втором этаже находились рекреационный зал, приемная начальницы, комната преподавателей, несколько учебных классов. По коридорам и в приемной начальницы размещались библиотечные шкафы с книгами [5. Л. 14]. При гимназии имелся пансион. В 1908/09 учебном году в пансионе жило 57 человек, плата за содержание в нем

составляла 180 р. в первом полугодии и 200 р. во втором [5. Л. 15].

Екатеринбургская женская гимназия была типичным классическим средним учебным заведением. Воспитанницы изучали математику, русский язык и словесность, историю, географию, физику, пение, древние языки — латинский и греческий; за дополнительную плату изучали новые языки — французский и немецкий, а также рисование. Обучение было платным. В 1878 г. родители гимназисток платили 40 р. за год учебы [12. С. 89—91], в 1908 г. — 50 р. [5. Л. 25] В то же время, благодаря материальной помощи земств, городского управления, различного рода меценатов, которая направлялась девочкам из малообеспеченных семей, ежегодно от 20 до 25 % воспитанниц гимназии училось бесплатно [10. С. 43]. Особое значение придавалось преподаванию Закона Божьего. При этом учитывался многоконфессианальный состав будущих учительниц. В 1908 г. среди воспитанниц гимназии 644 были православными, 32 — иудейского вероисповедания, 8 — римско-католической веры, а 22 принадлежали к протестантам [5. Л. 20]. В связи с этим преподавание Закона Божьего велось православными, католическими и лютеранскими священниками.

Интерес представляет социальный состав учащихся гимназии. В 1908 г. на 706 гимназисток приходилость потомственных дворян — 25, личных дворян — 168; к семьям священников принадлежали 24 воспитанницы, почетных граждан и купцов — 83, мещан и цеховых — 225, крестьян — 146, инородцев — 3, прочих сословий — 32 [5. Л. 20]. Популярность женской гимназии среди населения объяснялась возможностью получения не только общего, но и профессионального образования: окончив восьмой, педагогический класс, девушки могли рассчитывать на получение аттестата домашней учительницы, домашней наставницы или сельской учительницы. Обучаться в дополни-

тельном классе могли выпускницы как Екатеринбургской гимназии, так и других учебных заведений при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Обучение было платным, в 1908 г. за него взималось 60 р. [5. Л. 25], для учениц, родившихся за пределами Пермской губернии, плата за обучение была на 10 р. выше.

Педагогический класс состоял из двух отделений: первое — для выпускниц гимназии, «дававшее звание домашних наставниц и учительниц, другое — для прошедших 4 класса и имевшее целью выпустить сельских учительниц» [9. С. 68]. Курс обучения по первому отделению домашних учительниц включал следующие дисциплины [Там же. С. 69]: Закон Божий — 1 час в неделю, педагогику и дидактику — 4 часа, русский язык — 2 часа, по одному часу на арифметику, естествоведение, географию, историю, гигиену, наглядное обучение, по 3 часа — на французский и немецкий языки. Всего проводилось 19 уроков в неделю. По второму отделению сельских учительниц объем недельных занятий не отличался, но на русский язык выделялся только 1 час в неделю, вместо географии изучался курс отчизноведения (1 час), а курс истории ограничивался русской (1 час); дополнительный час выделялся на урок пения. Занятия в педагогическом классе проводились во второй половине дня, с 16:00 до 19:00.

Учебный год делился на два семестра. В первом изучались теоретические проблемы педагогики, методики, дидактики, ученицы знакомились с разными педагогическими приемами, разнообразными учебниками, сравнивали и оценивали их. Во втором семестре к теоретическим добавлялись практические занятия. Анализ уроков проводился на заседаниях специально созданных комиссий, а в ряде случаев выносился на заседание педагогического совета учебного заведения. Ученицам первого отделения поручали заниматься с отстающими, они прово-

дили по шесть пробных уроков по избранным предметам в четырех низших классах гимназии. В конце семестра учащиеся представляли работу по педагогике.

Кандидатки на звание сельских учительниц преимущественно сосредотачивались на углубленном изучении русского языка и арифметики и методики их преподавания, знакомились с руководствами обучения русской истории, от-чизноведению, естествоведению. В свободное от занятий время ученицы посещали уроки по различным предметам в подготовительном и первом классе, проводили по три пробных урока по чтению, письму, арифметике, занимались репетиторством с отстающими учащимися подготовительного и первого классов.

В свидетельствах о получении звания домашней наставницы или домашней учительницы указывалось, по какому предмету это звание присваивалось: по русскому языку, математике или истории/географии. В выпусках наименьшее число составляли преподавательницы истории и географии. В 1899 г. из 55 выпускниц педкласса учительниц географии и истории было лишь 8 [6. Л. 63].

Большое внимание уделяли деятельности педагогических классов инспекторы Оренбургского учебного округа. В мае 1899 г. окружной инспектор, действительный статский советник Андрианов проанализировал уроки, проводившиеся в восьмом, дополнительном классе Екатеринбургской женской гимназии; им были также проведены экзаменационные испытания по ряду предметов. Результаты инспекции были признаны вполне удовлетворительными и доложены попечению учебного округа [6. Л. 110—114].

В последней четверти XIX в. из педагогического класса Екатеринбургской женской гимназии ежегодно выпускалось два-три десятка молодых учительниц. Например, в 1885 г. свидетельства домашних наставниц и домашних учительниц получили 26 девочек [3. Л. 3], в

1895 г. — 20 [4. Л. 43]. Всего с 1876 по 1899 гг. суммарный выпуск восьмого, дополнительного класса составил 631 выпускницу [12. С. 89—91]. В начале XX в. ежегодно в педклассах (их стало уже два) обучалось около пяти десятков молодых педагогов. Например, в 1900 г. звание домашних наставниц и учительниц получили 53 девушки [6. Л. 152]. В 1908 г. два дополнительных, педагогических класса сделали выпуск, состоявший из 74 выпускниц [5. Л. 21]. Некоторые из них изъявили желание продолжать образование по следующим наукам: по педагогическим — 9 человек, по медицинским — 9, по историкофилологическим — 2, по физико-математическим — 2, по искусствоведению — 3. Тридцать две выпускницы заявили о желании «перейти на поприще практической деятельности» [5. Л. 21].

Многие выпускницы педкласса работали педагогами в начальных училищах. Кроме того, учителями могли стать все, кто закончил гимназию, даже без обучения в дополнительном, восьмом классе. Согласно Положению о гимназиях и прогимназиях от 24 мая 1870 г., ученицы, получившие одобрительный аттестат

об окончании курса прогимназии или трех низших классов гимназии, по достижению 16 лет приобретали право на получение звания учительницы народного училища [7. С. 62—70]. Если учесть, что в 1890 г. в Екатеринбургской гимназии ежегодно обучалось 700 человек, станет ясно, какую значительную роль в подготовке учительских кадров на Урале играло это учебное заведение. При этом нужно иметь в виду, что население Екатеринбурга даже в 1916 г. составляло всего 72 тыс. жителей [11. С. 190].

Таким образом, масштабы деятельности женской гимназии по подготовке учительских кадров для Екатеринбурга сопоставимы лишь с деятельностью в советский период Свердловского педагогического института. При условии отсутствия до конца XIX в. в России государст-

венного высшего женского образования можно признать, что педагогические классы в этот период были одной из немногих возможностей для женщин получить профессиональное образование.

Вряд ли можно проводить исторические аналогии между деятельностью Екатеринбургской (первой) женской гимназии и педагогических техникумов советского периода: последние были учреждениями профессионального образования, сопоставимыми с горнозаводскими школами дореволюционной России. Екатеринбургская же гимназия, как уже отмечалось, была типичным классическим учебным заведением: воспитанницы педагогических классов изучали предметы, многие из которых преподавались в университетах. Преподавателями Екатеринбургской гимназии, проводившими занятия в педагогическом классе, были наиболее квалифицированные педагоги, как правило, с университетским образованием, в основном — выпускники Петербургского и Казанского университетов. Так, в 1890 г. все занятия с будущими учительницами проводились преподавателями, окончившими высшие учебные заведения: русский язык преподавал надворный советник Александр Иванович Истомин, выпускник Санкт-петербургского университета, математику — надворный советник Николай Викторович Введенский, окончивший Санкт-петербургский университет со степенью кандидата [3. Л. 10].

Во главе преподавательского коллектива Екатеринбургской гимназии в 1870— 1880-х гг. стоял директор, председатель педагогического совета, статский советник, кавалер ордена Св. Владимира четвертой степени, кандидат Казанского университета Андрей Никитич Сатурнов. В 1882 г. ему было 40 лет [3. Л. 9]. В 1890-х гг. педагогический совет гимназии возглавлял статский советник А. А. Степанов [6. Л. 38].

Хозяйственно-административная и воспитательная работа в гимназии находилась

в ведении ее начальниц. С 1880-х гг. до начала XX в. должность начальницы занимала Софья Августовна Тиме, дочь инспектора Екатеринбургской городской управы, действительного статского советника. Она имела звание домашней учительницы.

При Екатеринбургской женской гимназии, как и при всех учебных заведениях этого типа в тот период, существовал попечительский совет, состоявший из десятка известных и уважаемых личностей Екатеринбурга. В разные годы его возглавляли городские головы В. А. Грам-матчиков и М. А. Нуров, потомственный почетный гражданин А. Н. Казанцев, председатель уездной земской управы А. И. Симанов [10. С. 44].

Особое значение имела деятельность попечительского совета по увеличению финансирования учебного заведения из средств города и земства. Например, в 1908 г. на нужды Екатеринбургской Первой женской гимназии было выделено городской управой 4 тыс. р., а земством — 11,7 тыс. р. Это стало значительной надбавкой к бюджету гимназии, если учесть, что плата, собранная с учениц за обучение, составляла в том году 26,5 тыс. р., а казначейством на содержание учебного заведения было выделено всего 1,2 тыс. р. [5. Л. 24]. Однако средств катастрофически не хватало, и руководство гимназии пыталось использовать различные источники для их получения.

Так, в 1880-х гг. одной из форм дополнительного дохода стало предоставление помещений гимназии, прежде всего активного (рекреационного) зала, в аренду за вознаграждение для временного использования благотворительными организациями и для проведения платных музыкальных вечеров и концертов. При этом педагогический совет гимназии брал на себя обязанность следить за содержанием всех проводимых культурных мероприятий [1. Л. 3]. Плата за проведение концертов ежегодно приносила гим-

назии от 2 до 3 тыс. р. [1. Л. 31]. В 1890х гг. рекреационный зал учебного здания широко использовался для «торжественных актов гимназии», обычно проводившихся в сентябре каждого года. Программа этого мероприятия, имевшего несомненное воспитательное значение, обычно включала отчеты попечительского и педагогического советов, церковное песнопение, в котором принимали участие как воспитанницы, так и педагоги, вручение наград. В ряде случаев программой предусматривалось проведение докладов, главным образом связанных с актуальными проблемами педагогической науки [6. Л. 20, 114].

Таким образом, в последней четверти XIX — начале XX в. Екатеринбургская женская (первая) гимназия была учебным заведением, одним из главных направлений деятельности которого являлась подготовка учительских кадров для общеобразовательных школ Урала. Известный педагог Н. Ф. Бунаков писал: «Истинным рассадником народных училищ, хорошо понимающих свое дело, для этого края служила тогда Екатеринбургская женская гимназия. Она дала много не только от-

личных учительниц для школ Екатеринбурга, Ирбитского, Шадринского и Верхотурского уездов, но и стойких подвижниц народной школы, отдавших ей всю свою жизнь, все свои силы» [8. С. 63].

Во втором десятилетии XX в. характер, значение и масштабы деятельности Екатеринбургской женской (первой) гимназии по подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ претерпевают определенные изменения. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, в начале XX в. в России происходит становление высшего женского образования, во-вторых, в Екатеринбурге была открыта Вторая женская гимназия, в-третьих, в октябре 1912 г. в Екатеринбурге открылся Учительский институт (просуществовал до 1919 г.), напрямую занявшийся решением кадровой проблемы в сфере начального образования [1. Л. 5]. Все это подготавливало новый этап в истории педагогического образования на Урале. Как бы то ни было, годом, положившим начало педагогическому образованию в Екатеринбурге, следует признать1871 г.

ЛИТЕРАТУРА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ архив Свердловской области (далее — ГАСО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 1. ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Д. 1.

10.

11.

12.

13.

ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Д ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Д ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Д ГАСО. Ф. 70. Оп. 1. Д

4.

8.

18.

31.

ЖУРНАЛ Министерства Народного Просвещения. 1870. № 6.

МИКИТЮК В. Истинный рассадник народных училищ // Столица Урала. 2011. ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕ существования Екатеринбургской 1-й женской гимназии. 1860—1910. Екатеринбург, 1912.

СТАРКОВ В. Рассадник женского образования в крае // Мой город. Екатеринбург в памятниках архитектуры и истории. Екатеринбург, 2005.

УРАЛЬСКАЯ историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1998.

ЦИРКУЛЯР по Оренбургскому учебному округу. 1902. № 4.

ПОНОМАРЕВА А. А. Развитие женского образования на Урале в период с XIX до ХХ в. URL : journals.uspu.ru > i/mst/pedobraz/ped2007.

Статью рекомендует д-р филол. наук, проф. А. П. Чудинов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.