УДК 37.018.3-055.2
doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-52-56
ПЕРЕУСТРОЙСТВО ЖЕНСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
© Реушенко Анастасия Александровна
старший преподаватель,
Воронежский государственный педагогический университет Россия, 394024, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 Е-mail: [email protected]
© Шакурова Марина Викторовна
доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет Россия, 394024, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 Е-mail: [email protected]
Статья содержит сведения о состоянии женского профессионального образования 2-й половины XIX — начала ХХ в. и мероприятиях, способствовавших его распространению на территории Российский империи. Автор обращается к анализу литературы исследуемого периода для отображения настроений, царивших в российском обществе относительно вопроса о приобретении женщинами как образования в целом, так и профессионального образования в частности. В статье рассматривается информация о первых профессиональных женских учебных заведениях, расположенных на территории Российской империи; предоставлены сведения о многообразии и условиях приобретения профессий русскими женщинами в пореформенный период. Делается вывод о новом этапе развития системы женского профессионального образования в Российской империи, о необходимости принятия русской женщиной активной роли в обществе.
Ключевые слова: женское образование; Смольный институт; Воспитательный дом; гимназия; прогимназия; домашняя наставница; воспитательный дом; педагогические курсы; женский педагогический институт.
Во второй половине XIX в. в целом ряду вопросов переустройства Российского государства был также выдвинут вопрос о реформировании имеющейся на тот момент системы женского образования. Именно эту потребность больше не представлялось возможным отодвигать на второй план, так как существующая на тот момент модель не могла удовлетворить изменившиеся потребности общества и государства. Именно в рассматриваемый нами период происходит переосмысливание существующих ранее в обществе устоев; роль женщины все реже рассматривается лишь как роль матери, жены, хранительницы семейного очага [3, с. 147]. Из-за преобразований в общественном строе второй половины XIX — начала XX в. женщина помещается на одну социальную ступень вместе с мужчиной, набирает обороты процесс включения женщины в производство, что диктует необходимость получения женщинами профессионального образования.
В данной статье нам хотелось бы рассмотреть ряд учебных заведений, которые занимались как общей, так и профессиональной подготовкой девушек рассматриваемого нами периода.
Женское образование принято ассоциировать в первую очередь со Смольным институтом, который был открыт по инициативе Бецкого Ивана Ивановича в Петербурге при Воскресенском-Смольном женском монастыре в 1764 г. в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной [9, с. 160]. Там предполагалось воспитывать 200 «благородных девиц». Обучение и воспитание там проходили дочери дворян от 6 до 18 лет. Необходимо отметить, что Смольный монастырь являлся любимым детищем императрицы Елизаветы I, а Смольный институт был таковым же для императрицы Екатерины II. Что касаемо принципов организации обучения, то главным являлся принцип воспитания в радости и красоте.
Смольный принято относить к высшему женскому учебному заведению закрытого типа по режиму и организации процесса обучения. В стенах Смольного института Екатериной II поддерживался благородный аристократический дух.
Девочки в возрасте 6-9 лет обучались в младших классах. Там им преподавали русский и иностранные языки, танцы, музыку, арифметику, рукоделие, помимо этого их учили петь, сочинять стихотворения, играть на различного рода музыкальных инструментах, знакомили с архитектурой и геральдикой. Девушки постарше, 15-18 лет, посещали занятия по расчету финансов, домашней бухгалтерии. К тому же в старших классах девушки упражнялись в навыках светского обхождения. Именно для этой цели проводились балы и собрания по воскресным дням и праздникам. Также в институте была введена полезная практика: старшеклассницы шефствовали над младшими классами.
Уже в 1765 г. при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий, кроме крепостного крестьянства, там они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству и шитью [8, с. 29]. Однако в 1848 г. вместо него было организовано Александровское училище, и в этом же году здесь открывается класс с педагогическим уклоном.
Именно со Смольным институтом связана одна из страниц жизни великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1859-1862), который пытался ввести ряд преобразований в стенах этого учебного заведения.
«2 мая 1797 года императором Павлом I был издан указ о предании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому и передаче его под покровительство императрицы Марии Федоровны», — повествует Н. А. Константинов [5, с. 124]. Воспитательный дом размещался в самом центре Санкт-Петербурга во дворце графа К. Г. Разумовского, который считается уникальным архитектурным комплексом [10, с. 275]. Стоит отметить, что императорский Воспитательный дом опирался на традиции меценатства и благотворительности, реализовывал самые прогрессивные идеи воспитания, и развивался как комплексное образовательное учреждение. Именно Воспитательным домом были заложены основы женского педагогического образования как в стране в целом, так и в Петербурге в частности. На базе учебных классов Петербургского Воспитательного дома в 1837 г. был учрежден Сиротский женский институт, который с 1885 г. именуется Николаевским сиротским институтом. Его выпускницы получали профессию учительниц французского языка, гимнастики и танцев, музыки, домашней учительницы.
Позже, в 1903 г., опыт образовательной и воспитательной деятельности Николаевского сиротского института был использован при организации первого выс-
шего педагогического учреждения в России — Императорского Женского педагогического института.
Уже в 1864 г. создается учительская семинария, в которой планировалось обучать деревенских питомцев Петербургского Воспитательного дома. Предполагалось, что именно они станут учителями народных училищ. В 1868 г. было учреждено женское училище с классами воспитательниц детских садов, учительниц сельских школ и фельдшериц [7, а 128].
Накануне реформ в области просвещения XIX в. в головах у многих представителей среднего класса мелькала мысль о том, что необходимо было бы организовать женское учебное заведение, которое бы по некоторым показателям соответствовало существующим на тот момент мужским гимназиям. Родители, которые не могли по каким-либо причинам отдать своих дочерей в институт, не знали, где еще было бы возможно обучить их подрастающих дочерей. Дальнейшая история развития сети учреждений женского образования связана с энергичным и предприимчивым человеком — Николаем Алексеевичем Вышнеградским.
По плану Вышнеградского уже в 1857 г. предполагалось создать женское училище при Павловском институте для представительниц небогатых семей, которые не могли вносить за обучение значительную плату. Подобное училище было устроено на следующих основаниях: называться оно должно именем императрицы Марии Александровны — Мариинское женское училище — и состоять под ее покровительством. Подчиняться должно было оно Главному Совету. Государь назначал попечителя, который заведовал училищем; для строгого наблюдения за обучением девиц назначался начальник и главная надзирательница, которую должна была утвердить государыня. Прочий педагогический состав назначался с утверждения попечителя [4, с. 151].
Предполагалось обучать 250 девиц всех свободных состояний, но допускалось и гораздо большее число, однако лишь при наличии средств для открытия параллельных классов. Первоначально учебный курс состоял из Закона Божьего, русского языка, географии, истории, словесности, геометрии, арифметики, естествознания, немецкого и французского языков, чистописания, начала педагогики, пения, рисования, танцев и женского хозяйственного рукоделия. Необходимо отметить, что танцы, а также иностранные языки были предметами необязательными и за их преподавание нужно было платить дополнительно, что могла себе позволить не каждая семья, отдающая девушку в училище. Помимо этого планировалось открытие педагогического отделения в училище, и девушки, окончившие оное, получали свидетельство «домашней учительницы».
Отрадно, что сеть женских прогимназий и гимназий расширялась довольно быстрыми темпами: в 1880 г. было 79 гимназий, 1887 г. — 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 г. число женских гимназий и прогимназий составило 958 [2, а 99].
Но, несмотря на достаточно быстрые темпы развития государственных учреждений женского образования, число их было все же недостаточным для удовлетворения потребностей всего общества. Именно поэтому начиная с 1872 г. в Российской империи стали открываться многочисленные частные женские гимназии. Положение о частных женских гимназиях гласило, что их правила ничем не отличаются от правил правительственных гимназий; частные женские гимназии должны были подчиняться учебному округу и придерживаться программ и правил,
которые установило министерство Народного Просвещения. В 1870-х гг. были открыты 23 таких гимназии: семь — в Санкт-Петербурге, пять — в Харькове, четыре — в Москве и по одной в Орле, Одессе, Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске.
Следует отметить, что плата за обучение в подобного рода гимназиях была достаточно высока, поэтому проходить обучение в них могли только дочери весьма состоятельных родителей. А. П. Ганичева пишет: «В лучших частных женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (например, женские гимназии в Царском Селе, классическая гимназия С.Н. Фишер в Москве). Некоторые частные женские гимназии носили сословный характер, например женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге» [2, с. 46].
Рассуждая о профессиональном образовании женщин в Российской империи, нельзя не упомянуть женский медицинский институт, который был единственным учреждением в дореволюционной России, дававшим женщинам высшее медицинское образование. Так, в 1872 г. были организованы Женские врачебные курсы при медицинско-хирургической академии Санкт-Петербурга. Эти курсы за 15 лет существования выпустили в свет около 600 женщин-врачей. Однако они были закрыты в 1887 г. В 1897 г. в Санкт-Петербурге открывается Женский медицинский институт, который по праву считается приемником Женских врачебных курсов. Выпускницам Женского медицинского института предоставлялись права лекаря, а также право на получение ученой степени доктора медицины.
Не представляется возможным обойти вниманием Женский педагогический институт, который был открыт на базе женских педагогических курсов в 1903 г. в Петербурге. В институте существовало два отделения: словесно-историческое и физико-математическое. В. Г. Арискин в своем исследовании отмечает: «Курс обучения разделялся на четыре года: два года происходило обучение общеобразовательным дисциплинам, а с третьего года начинались занятия по педагогике и педагогическая практика» [1, с. 13]. Для качественного проведения педагогической практики при институте были созданы детский сад, начальная школа и женская гимназия. В Женский педагогический институт принимались девушки не младше 16 лет. Историки отмечают, что уже в 1913 г. в Женском педагогическом институте обучалось 1030 студенток.
Подводя итог всему вышенаписанному, необходимо отметить, что во второй половине XIX — начале XX в. в развитии системы женского образования наступает новый виток: появляются школы для крестьянских девушек, образование перестает быть привилегией лишь дворянства; однако различия в объеме знаний, предлагаемых представительницам разных сословий, по-прежнему достаточно велики, но они постепенно стираются. Необходимость принятия активной роли в обществе женщиной неукоснительно ведет к расширению ее кругозора, учебные заведения перестают быть закрытыми. Девушки более не воспринимают процесс обучения как наказание и заключение вдали от родственников, дома; они осознают, что полученные знания оказывают на них положительное влияние.
Таким образом, назревшая проблема реорганизации системы женского образования второй половины XIX — начала XX в. была достаточно успешно решена, и измененная система женских учебных заведений стала вновь выполнять задачи, которые были поставлены перед ней государством и обществом.
Литература
1. Арискин В. Г. Женское профессиональное образование в России в конце XIX — начале XX в. // Педагогические науки. 2005. № 5. С. 11-19.
2. Ганичева А. П. Некоторые страницы из истории женского образования в России // Дошкольное воспитание. 1996. № 10. С. 95-99.
3. Евстратова А. И., Никонов И. И. Развитие высшего женского образования в России в XIX веке // Женщины в отечественной науке и образовании: кол. монография / Иваново, 2007. 456 с.
4. Игнатович В. В. Типы женских учебных заведений в Российской империи. СПб.: Тип. Суворина, 1865. 432 с.
5. Константинов Н. А. Истории педагогики. М.: Просвещение, 2002. 189 с.
6. Липовская О. Г. Женские имена в русской истории. СПб.: ПЦГИСПб., 1994. 70 с.
7. Пыльнев Ю. В., Рогачев С. А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII — начало XX века. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 1999. 528 с.
8. Сысоева Е. К. Особенности женского образования в России // Гендерные отношения в современном российском обществе: сб. науч. тр. Одесса, 2002. С. 145-167.
9. Тишкин Г. А. Женский вопрос в России: 50-60-е годы XIX в. Иркутск: Звезда, 2006. 233 с.
10. Эндерлей Э. Женское образование в России XVIII века. М.: Владос, 2002. 320 с.
REORGANIZATION OF FEMALE VOCATIONAL EDUCATION IN THE TERRITORY OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 19th — EARLY 20th CENTURY
Anastasiya A. Reushenko Senior lecturer,
Voronezh State Pedagogical University 86 Lenina St., Voronezh 394024, Russia E-mail: [email protected]
Marina V. Shakurova Dr. Sci. (Education), Prof., Voronezh State Pedagogical University 86 Lenina St., Voronezh 394024, Russia E-mail: [email protected]
This article contains information on the state of women's vocational training in the second half of the 19th — early 20th century and the events that contributed to its spread in the territory of the Russian Empire. The author refers to the analysis of the literature of the period under research to reflect the sentiments prevailing in Russian society regarding the issue of the acquisition by women of both education in general and vocational education in particular. The article deals with the information on the first professional women's educational institutions located on the territory of the Russian Empire; the information is provided on the diversity and conditions for acquisition of professions by Russian women in the post-reform period. A conclusion is made about a new stage in the development of the system of female vocational education in the Russian Empire, the need for the Russian woman to take an active role in society.
Keywords: women's education; the Smolny Institute; the Foundling Hospital; a gymnasium; progymnasium; home tutor; educational house; pedagogical courses; women's pedagogical institute.