Научная статья на тему 'Духовно-нравственные традиции воспитания девушек в России XVIII-XIX вв'

Духовно-нравственные традиции воспитания девушек в России XVIII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1293
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГИМНАЗИЯ / ИНСТИ- ТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / TRADITIONS / SPIRITUALITY / MORALITY / FEMALE UP-BRINGING / GYMNASIA / INSTITUTE FOR NOBLE MAIDENS / EDUCA- TIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митропольская Анжелика Владимировна

В статье представлен исторический экскурс развития женского образования в дореволюционной России с целью систематизации наиболее значимых этапов. Приведены взгляды известных философов и педагогов о специфике женского воспитания, особенностях духовно-нравственных традиций, яв- ляющихся основой формирования женщины-матери и хозяйки. Раскрыта структура женского образо- вания России ХVIII-ХIХ вв., обоснована значимость возрождения утраченных положительных тради- ций духовно-нравственного воспитания девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL-MORAL TRADITIONS OF GIRLS’ UP-BRINGING IN RUSSIAN IN XVIII - XIX CENTURIES

In the article historical excursus of development of female education in pre-revolutionary Russia with the aim of systematization of more significant stages is presented. The views of famous philosophers and teachers on specifics of female up-bringing, peculiarities of spiritual-moral traditions, which are the basis of formation of womanmother and mistress are given. The structure of female education in Russia in XVIII-XIX centuries is revealed, the significance of rebirth of positive traditions of spiritualmoral up-bringing of girls is founded.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные традиции воспитания девушек в России XVIII-XIX вв»

7. Richmond M.E. The Need of a Training School in Applied Philanthropy / Leighninger, L. Op.cit. PP. 7-10.

8. Flexner A. Is Social Work a Profession? // Proceedings of the National Conference of Charities and Corrections, 1915. P. 576-590.

9. Cohen N. Social Work in the American Tradition. New York: The Dryden Press, 1958. P. 63.

10. Bruno F.J. Training for Social Work from the Point of View of the School // Proceedings of the National Conference of Social Work, 1929.1. P. 299.

11. Conrad I.F. The Need for a Few Fundamental Courses // Proceedings of the National Conference of Social Work, 1928. P. 535.

12. Karger H.J., Soesz D. The Growth of Social Work Educational Programs, 1985-1999 // Journal of Social Work Education. 2003. Vol. 39. № 2.

13. Shoemaker L.M. Early Conflicts in Social Work Education // Social Service Review. 1998. № 72(2). P. 183.

APPEARANCE OF PROFESSIONAL EDUCATION ON SOCIAL WORK

O.G. Shadskiy

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Russia, Tambov. e-mail: olegshadsky@gmail.com

In the article the becoming of professional education on social work in the USA and in the lesser degree in European countries is reviewed. The influence of movements of Societies of organization of charity for appearance of social demands for qualified social workers is analyzed. The chronology and geography of appearance of first schools of social work in the world is observed. The attention is paid to discussion about the content of educational standard and educational plans on social work. The conclusion is made that by the end of the first third of the XX century in professional organization the approach of practical men prevailed, the followers of Mary Richmond and the heirs of the movements of Societies of organization of charity for the essence and content of preparation of professional social workers.

Key words: USA, history, professional education, social work.

УДК 37.013

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ XVIII-XIX ВВ.

А.В. Митропольская

МАОУ СОШ № 22, Россия, г. Тамбов, e-mail: anzmitr@yandex.ru

В статье представлен исторический экскурс развития женского образования в дореволюционной России с целью систематизации наиболее значимых этапов. Приведены взгляды известных философов и педагогов о специфике женского воспитания, особенностях духовно-нравственных традиций, являющихся основой формирования женщины-матери и хозяйки. Раскрыта структура женского образования России XVIII-XIX вв., обоснована значимость возрождения утраченных положительных традиций духовно-нравственного воспитания девушек.

Ключевые слова: традиции, духовность, нравственность, женское образование, гимназия, институт благородных девиц, воспитательная система.

Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывается с отношением к ее образованию. Сегодня важно обратить особое внимание на женское образование и определить, что именно из наследия прошлого в воспитании девочек полезно продолжить. Проведем анализ сложившихся традиций в системе женского образования ХУШ-Х1Х вв.

Издревле сложились традиции духовно-нравственного воспитания девушек. На протяжении всей истории воспитания женщины понималась вся важность и необходимость подготовки девочек к будущей семейной и общественной жизни, формирования в ней правильной роли матери и женщины. Веде-

ние домашнего хозяйства было прямой обязанностью замужней женщины. Хозяйка при этом должна была уметь хорошо готовить еду, знать, как хранить, обрабатывать продукты, делать различные запасы. Помимо этого, она должна была быть отчасти и экономистом. Считалось, что девушка рано или поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети - это благо, повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы завоевать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом каждой женщины.

С формально-исторической точки зрения, женское образование в России начина-

ется с 5 мая 1764 г., когда в Петербурге указом Екатерины II было основано Воспитательное общество благородных девиц и при нем училище для мещанок, чем был заложен фундамент женского образования. В программе для всех возрастов Смольного института целью были обучение всем правилам добродетели, благонравия, светского обхождения и учтивости, знание домостроительства и норм гражданской жизни. Наряду с общеобразовательными дисциплинами девочек обучали рисованию, стихосложению, музыке, танцам, рукоделию, домоводству. При поступлении от родителей и родственников требовалось заявление-обязательство по перепоручению опеки воспитанниц Воспитательному обществу на весь срок обучения.

Уставом учебного заведения строго предписывалось не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные и специально определенные дни в присутствии начальницы. Такой режим не мог не сказаться на становлении личности юных девушек, смолянки были наивны в житейских вопросах и оторваны от проблем обыденной жизни. В течение двенадцати лет девочки не покидали пансион, их держали в строгости, соблюдался жесткий режим дня. В истории института переплетались позитивные и негативные образцы и формы образования.

С 1796 г. по указу Павла I дела Воспитательного общества были переданы в руки его жены, Марии Федоровны, чем было положено начало Ведомству учреждений Императрицы Марии - управлению, до 1918 г. ведавшему в России женскими учебно-воспитательными учреждениями: институтами, ма-риинскими училищами и гимназиями, приютами. Главной целью институтов было, помимо образования, «воспитание честных и добродетельных жен, хороших хозяек, попечительных нянек или надзирательниц над детьми». Под формированием нравственных добродетелей пансионерок подразумевалось воспитание черт характера, подобающих доброй матери и наставнице: честности, опрятности, учтивости и прочего.

Будучи сторонницей первоначального семейного воспитания, императрица не ос-

вобождала родителей от обязанностей воспитания своих собственных дочерей, увеличив возраст поступавших и таким образом сократив срок обучения. После четырех лет обучения общеобразовательным дисциплинам на основе способностей институток к обучению происходило их деление на два класса: учебный и хозяйственный. По окончании учебного класса из института выходили учительницы и гувернантки, по окончании хозяйственного - экономки, няньки, рукодельницы.

До 60-х гг. XIX в. женское образование ограничивалось лишь незначительным числом закрытых женских учебных заведений для высшего сословия - институтами благородных девиц. Цель женского образования, как указывалось в уставе, регламентировавшем жизнь этих институтов, состояла в приготовлении воспитанниц «к добросовестному и строгому исполнению предстоящих им обязанностей, дабы они со временем могли быть добрыми женами и полезными матерями семейств» [1]. Этой цели соответствовал и предельно утилитарный учебный курс институтов, который, по словам П.Ф. Капте-рева, делал их не общеобразовательными, а «профессиональными женскими учебными заведениями» [2].

Именно в 60-х гг. XIX в. в дореволюционной России практически заново было создано образование и воспитание девочек. Знание традиционно считалось привилегией мужчин. Образование женщины обернулось проблемой ее места в обществе, созданном мужчинами. Государственность и общественная жизнь строилась как бы для мужчин: женщина, которая претендовала на серьезное положение в сфере культуры, тем самым присваивала себе часть «мужских ролей». Фактически весь век был отмечен борьбой женщины за то, чтобы, завоевав право на место в культуре и при этом не потеряв права, быть женщиной.

В основу деятельности женских учебных заведений с 7-летним сроком обучения были положены воззрения Н.А. Вышнеградского, который в качестве цели выдвигал «общечеловеческое» воспитание и общее образование. Еще одна идея Н.А. Вышнеградского -идея самовоспитания, понимаемая как «воспитание в себе постоянного стремления

к интеллектуальному совершенствованию», ставилась в связи с активизацией учащихся в процессе учебных занятий и принципом воспитывающего обучения [3]. Призыв Н.А. Вышнеградского - «строить весь учебный процесс на основе учета своеобразия детской психики и индивидуальных особенностей каждого ребенка, поставить вопрос об интересе в обучении, взгляде на учение как на труд, ряд ценных указаний дидактического и методического характера» - нашел место в деятельности созданных мариинских женских гимназий.

Учебный курс мало чем отличался от мужских гимназий, но вместо «мертвых» древних языков здесь изучались новые. По сравнению с женскими институтами в гимназиях было расширено преподавание математики. На уроках словесности, истории и географии отдавалось предпочтение русской литературе, истории русского народа, географии России. Признавалась ведущая роль русского языка как яркого проявления народности и средства развития мышления. Придавалось большее значение литературе и истории в нравственном и эстетическом воспитании девочек.

В мариинских гимназиях складывалось многообразие видов и форм внеклассной работы: общеобразовательные чтения для учениц, литературные беседы, встречи с писателями и литературными деятелями, лекции о текущих событиях, дополнительные чтения по курсу наук, выпуск гимназических журналов. В «Правилах внутреннего порядка мариинских женских училищ» излагались основные требования к дисциплине, нормы взаимоотношений служащих и родителей, обязанности классных наставников, правила внутренней жизни, режимные моменты.

Целью гимназии было соединить в одно целое семью и школу, не отрывая девочек от семейной среды как ведущей воспитательной силы, ответственность за поведение и успехи детей возлагалась правилами не только на педагогический состав, но и на родителей. Сочетание большей свободы с началами строгого внутреннего порядка, отсутствие формальной внешней дисциплины характерны для этих Правил и для мариинских гимназий в целом [4].

Постепенно складываются традиции, объединяющие воспитанниц и педагогов в единую дружную семью, доминирование семейственных отношений в гимназии - это тоже своеобразная традиция. Важное место в жизни гимназии занимало ставшее традиционным празднование Дня основания гимназии. Традиционным было ношение формы гимназистками. Воспитанию чувства принадлежности к гимназии, гордости за нее и за свои успехи способствовали такие явления, как «дух гимназии» и «образ жизни гимназии». «Дух гимназии» олицетворяли высокие идеалы и жизненные ценности, а «образ жизни» составляли глубокая религиозность педагогов и учениц, накладывающая свой отпечаток и на образ мыслей, и на образ действий, а также культура светского поведения.

Интересен опыт украинского педагога Х.Д. Алчевской. Активно занимаясь просветительской деятельностью, став основопо-ложницей методики обучения грамоте взрослых, она занималась организацией и ведением Харьковской женской воскресной школы. Задача школы - дать начальное образование тем лицам, которые не имели возможности получить его своевременно в обычной школе. В воскресных школах преподавались те же предметы, что и в начальных училищах. Срок посещения школы был неограничен. Каждый мог посещать школу столько времени, сколько позволяют ему условия жизни. Одни из учащихся, научившись читать и писать, прекращали посещать школу. Другие же учащиеся посещали и после того, как проходили весь курс начальной школы [5]. Школа была призвана давать знания и навыки, необходимые как для дальнейшего поступления в другие учебные заведения, так и для успешной организации своей личной жизни.

Воспитательная система в женских учебных заведениях в дореволюционной России выстраивается на основе общечеловеческих ценностей, которые актуальны и сегодня. Ведущими среди них являются:

- человек, а в особенности женщина, которая понималась как общественное существо, обладающее сознанием, разумом, объект общественно-исторической деятельности и культуры, познающий и изменяющий мир самого себя;

- отечество, которое считалось единственным, уникальным для женщины, данным ей судьбой, завещанным предками;

- семья в воспитании девочек - ведущая воспитательной сила, близкие люди, объединенные взаимной любовью, уважением и обязанностями, общими устремлениями и интересами;

- домашний очаг - главное жилище женщины, заботливо обустроенное и ухоженное, пронизанное теплом взаимоотношений его обитателей и гостеприимством;

- нравственность и духовность - главная особенность русской женщины и ее национального характера;

- знание - приобретение, усвоенное женщиной социального опыта взаимодействия с окружающим миром. Это говорило о хорошей женщине - экономке, няньке, рукодельнице, учительнице и гувернантке.

В качестве главных свойств женщины, подлежащих формированию, в дореволюционных женских учебных заведениях считалось милосердие как неспособность причинить вред природе, детям, себе, готовность помочь слабым, больным и старым; достоинство как совокупность высоких моральных качеств; уважение этих качеств в самой себе; доброта и красота как необходимые атрибуты отношений женщины к другим людям.

Не устарели проекты и предложения по организации женского образования, прозвучавшие в XIX в. Так, К.Д. Ушинский отстаивал равноправие женщины во всех областях жизни, при этом уделяя особое внимание праву женщины на равное с мужчиной образование. Он изменил содержание институтского образования, в котором центральное место заняло преподавание родного языка. Педагог создал новые программы по учебным предметам, в значительной мере уравнявшие содержание женского и мужского общего среднего образования. Впервые в русской школе введен отсутствовавший ранее и разработанный К.Д. Ушинским курс первоначального обучения с использованием его знаменитой учебной книги «Детский мир».

Впервые в отечественной педагогике К.Д. Ушинский предложил целостную теорию женского образования, основанную на

системообразующих принципах его философии образования - общественном характере, общественной значимости образования и его народности. Краеугольным камнем, ведущей, принципиально новой идеей этой теории - «народной идеей», как называл ее К.Д. Ушинский, - был взгляд на женское образование, на его базисные основания, его содержание и организацию с точки зрения «общественного положения женщины», «положения и роли женщины в историческом развитии народа». «Это - новейшая идея», - отмечал Ушинский, и она еще «нигде не высказана вполне» [6]. Такой подход был новаторским для отечественной и для западной педагогики, где продолжал господствовать узко утилитарный взгляд на суть и задачи женского образования. К.Д. Ушин-ский выделял общественную роль женщины, не умаляя ее истинного предназначения, которое он связывал с воспитанием будущих поколений.

Интересны мысли К.Д. Ушинского о возвышенной роли женщины. Педагог, уточняя роль женщины в истории народного развития, выделял два элемента, которые условно называл консервативным и прогрессивным. «Положение женщины, данное ей самой природой, - писал Ушинский, - таково, что, с одной стороны, через ее посредство сохраняется в народе национальность и жизнь отживших поколений соединяется с жизнью живущих, а с другой - только через женщину прогресс человечества проникает в нравы людей, в характер народа и его общественную жизнь. Именно поэтому, как подчеркивал К.Д. Ушинский, образование женщины должно быть, с одной стороны, «проникнуто народностью», а с другой - «должно быть образованием Человека» [6, с. 439].

Настаивая на широком развитии женского образования, К.Д. Ушинский исходил из того, что «образование женщины, по крайней мере, столько же важно в народной жизни, сколько мужчины, и еще более потому, что само образование мужчины будет только односторонне, поверхностно, никогда не проникнет в жизнь, в нравы народа без соответствующего образования женщины» [6, с. 438-439]. Воспитывая женщин, замечал К.Д. Ушинский, мы «воспитываем через посредство их общество и народ». Только «через женщину успехи нау-

ки и цивилизации могут войти в народную жизнь». Таким образом, женщина является необходимым проводником между наукой, искусством и поэзией, нравами, привычками и характером народа и будущим поколением. Из этой мысли вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования женщины.

Женская школа, созданная в России в 60-90-х гг. XIX в. на основе идей К.Д. Ушин-ского, стала одним из ключевых звеньев отечественной системы образования. Она открывала женщинам путь к высшему образованию, выступала как важнейший фактор развития начальной народной школы, готовя для нее значительную часть учительских кадров. При этом женщину учили быть женщиной.

Из вышеизложенного следует, что женские образовательные учреждения, имеющие разный уровень социального и индивидуального развития, обеспечивают интеллектуальное, творческое и нравственное развитие девочек, ориентированное на становление благовоспитанной образованной деловой дамы, высокого уровня духовно-нравственной культуры. У девочек целенаправленно формировались потребность благотворительности, добросердечность любящей матери, жены и друга в семье, умения и навыки хозяйки и хранительницы домашнего очага.

После 1917 г. в организации женского образования произошли изменения. Появилась необходимость в равном женском и мужском образовании, было введено совместное обучение мальчиков и девочек. О различии в воспитании разных полов было забыто. Робкие попытки особого отношения к воспитанию женщин в 40-50-х гг. не увенчались успехом.

Сегодня обращает на себя внимание проблема нежелания женщин выполнять полноценно свои поло-ролевые обязанности. В настоящее время девочек учат стрелять, маршировать строем, совершать трудовые подвиги и делать научные открытия. Система образования мало задумывается о том, может ли она быть хорошей женой и матерью.

В современной России появилась тенденция к возрождению женского образования, выражающаяся созданием воскресных

школ. Возрождение традиции раздельного обучения в современной системе образования импонирует представителям религиозных организаций, которые считают такое обучение традиционным для России. Для наработки новых традиций в качестве базовых используются традиции прошлого. Конечно, далеко не все приемлемо из прошлой системы воспитания сейчас, но отдельные традиции очень интересны. Как показывают жизненные реалии, актуально и сегодня учить женщин этикету, особой женской культуре поведения, навыкам хранительницы очага. Традиционные в прошлом требования к ношению одежды сегодня отрицаются, хотя строгость в одежде нужна девушкам не столько для красоты, сколько для самодисциплины: вырабатывается бережное отношение к вещам, а также придается стройность осанке и изящность походке. Не помешают современной женщине правила и навыки хозяйственной деятельности, устройства жилища, способы воспитания детей, оказания помощи больным, использования лекарственных средств. На фоне бездумного поклонения всему иностранному требует возрождения традиция уважения национальной культуры, литературы, искусства и прочего.

Таким образом, воспитание и формирование современной девушки нуждается в пристальном педагогическом внимании. К сожалению, сегодня недостаточно четко разработаны учебные программы специализированных курсов для девочек, не созданы условия реализации их в общеобразовательной школе. Своевременно задуматься над проблемой возврата к организации обучения и духовно-нравственного воспитания девочек в специализированных учебных заведениях на альтернативной основе.

Литература

1. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Пг., 1916.

3. Лапчинская В.П. Вышнеградский Н.А. и его роль в развитии женского образования в России // Советская педагогика. 1962. № 6. С. 112-124.

4. Устав женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, утвержденный 30 августа 1855 г. Спб., 1884.

5. История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. М., 2013.

6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1988. Т. 2. С. 419.

References

1. Kometov G.B. Vsemimaya istoriya pedagogiki. M., 1994.

2. Kapterev P.F. Istoriya russkoj pedagogiki. Pg., 1916.

3. Lapchinskaya V.P. Vyshnegradskij N.A. i ego rol' v razvitii zhenskogo obrazovaniya v Rossii // Sovets-kaya pedagogika. 1962. № 6. S. 112-124.

4. Ustav zhenskih uchebnyh zavedenij Vedomstva uchrezhdenij imperatricy Marii, utverzhdennyj 30 avgusta 1855 g. Spb., 1884.

5. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya / pod red. A.I. Piskunova. M., 2013.

6. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij: v 6 t. M., 1988. T. 2. S. 419.

SPIRITUAL-MORAL TRADITIONS OF GIRLS' UP-BRINGING IN RUSSIAN IN XVIII - XIX CENTURIES

A.V. Mitropolyskaya

Municipal Autonomous Educational Institute Secondary Educational School № 22, Russia, Tambov e-mail: anzmitr@yandex.ru

In the article historical excursus of development of female education in pre-revolutionary Russia with the aim of systematization of more significant stages is presented. The views of famous philosophers and teachers on specifics of female up-bringing, peculiarities of spiritual-moral traditions, which are the basis of formation of woman-mother and mistress are given. The structure of female education in Russia in XVIII-XIX centuries is revealed, the significance of rebirth of positive traditions of spiritualmoral up-bringing of girls is founded.

Key words: traditions, spirituality, morality, female up-bringing, gymnasia, Institute for Noble Maidens, educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.