Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студенчества Ивановского государственного педагогического колледжа'

Ценностные ориентации студенчества Ивановского государственного педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Е. Н.

Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания и образования современной российской молодёжи. Ознакомление с ценностными ориентациями будущих учителей может быть рекомендовано учителям-практикам, студентам и преподавателям педагогических специальностей колледжей, институтов, университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студенчества Ивановского государственного педагогического колледжа»

учащимися других учебных учреждений, администрацией вуза, различными общественными организациями учит студентов ответственному, обдуманному отношению к жизни. Помогает им удовлетворить потребность в душевной гармонии, определить важность наличия интересной работы, а не только ее престижности или высокой заработной платы. Сегодня будущие учителя говорят не только о заработке, занятости, они хотят видеть в своей работе моральное удовлетворение, любовь и интерес своих подопечных.

Таким образом, ценностный мир для российской молодежи несет в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения. Необходимо продолжать работу по формированию данных ценностей, поскольку, к сожалению, в условиях современного общества, акценты жизненных ожиданий молодежи заметно смещаются - достижение успеха первично, средства достижения данного успеха не оцениваются с точки зрения нравственности и морали. Наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров. Исходя из этого, задача современного образования, выправить данную ситуацию, поскольку не стоит забывать мысль В.И. Ключевского о том, что у каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, но жалко, то поколение, у которого нет никаких.

Список литературы:

1. Барабанщиков Б. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, №1. - 128 с.

2. Всемирная энциклопедия: философия / Глав. науч. ред. и сост. A.A. Гри-цанов. - М.; Мн., 2001. - 1312 с.

4. Гаврилюк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. - 2002. - № 1. - 159 с.

5. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С. 102-109.

6. Словарь практического психолога. - Минск, 1997. - 437 с.

7. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - 845 с.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

© Дементьева E.H.*

Ивановский педагогический колледж им. Д. А. Фурманова, г. Иваново

Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания и образования современной российской молодё-

* Преподаватель педагогики высшей категории, руководитель Студенческого научного общества.

жи. Ознакомление с ценностными ориентациями будущих учителей может быть рекомендовано учителям-практикам, студентам и преподавателям педагогических специальностей колледжей, институтов, университетов.

Студенчество Ивановского государственного педагогического колледжа - сообщество смелых, талантливых молодых людей, стремящихся к высоким достижениям в учебной и научно-исследовательской деятельности, труде, спорте, художественном, музыкальном и литературном творчестве, общении, в сохранении культурного наследия России.

Одним из показателей сплочённости будущих учителей начальных классов и физической культуры, педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в стенах педагогического колледжа является ценностно-ориентационное единство - важное и необходимое начало интенсификации и оптимизации внутригруппового общения юношей и девушек, и повышения результативности и эффективности совместной деятельности.

Ценностное воспитание - фундамент формирования у молодёжи способности к выбору нравственных ценностей, создания нравственных критериев, основанных на идеалах гуманизма и демократии - основа воспитательно-образовательной системы колледжа.

От системы воспитания и образования будущих учителей и воспитателей в педагогическом учебном заведении зависит утверждение гуманистических ценностей в обществе; зарождение и становление гражданской позиции; формирование личности - свободной, творческой, яркой, открытой для всего нового, предлагающей независимые суждения, испытывающей чувство сопереживания; ориентация на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей.

В 2003 г. в Ивановском государственном университете на встрече с прогрессивной молодёжью и студенчеством города Иваново (были приглашены и студенты Ивановского педагогического колледжа) грузинский педагог-новатор 20 столетия, исследователь и экспериментатор Шалва Александрович Амонашвили подчеркнул, что каждому человеку планеты Земля нужно научиться беречь, ценить, уважать и принимать созданное всеми народами и поколениями; каждый человек - человек Мира.

О принятии и защите общечеловеческих ценностей размышляли и рассуждали, говорили и писали лучшие представители русской интеллигенции России: И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, Д.С. Лихачёв. Возможно ли стать интеллигентным человеком? Каков процесс становления интеллигентного человека? На поставленные вопросы студенты Ивановского педагогического колледжа находят ответы на уроках педагогики, философии, психологии, истории, литературы. Будущие педагоги отмечают: стать интеллигентным человеком - это означает сформировать у себя совокупность важнейших качеств

духовности: личную порядочность, приобщённость к богатствам, тайнам и загадкам мировой и национальной культуры.

Именно на уроках педагогики студенты получают представление о сущности и основных компонентах профессионально-педагогической культуры (аксиологическом, технологическом, личностно-творческом).

Аксиологический компонент представлен системой педагогических ценностей, созданных и создаваемых человечеством, и логично вписывающихся в воспитательно-образовательный процесс.

Профессор Ивановского государственного университета и Шуйского государственного педагогического университета, выдающийся педагог земли Ивановской Николай Васильевич Савин на творческих семинарах, чтениях и конференциях (проводимых в рамках проектов Студенческого научного общества Ивановского педагогического колледжа), обращаясь к молодёжи, акцентировал внимание на необходимости овладения будущими учителями и воспитателями идеями и концепциями, на важности приобретения знаний и умений, составляющих гуманистическую технологию педагогической деятельности. Советы Мастера по освоению и развитию педагогической деятельности, посредством признания педагогических ценностей, являются эталонными для студентов колледжа и преподавателей, являются руководством к действию.

22 декабря 2010 г. в колледже прошла церемония чествования участников и победителей конкурса творческих работ «Колледж будущего». В конкурсе приняли участие студенты, которые твёрдо уверены - колледжу быть! На конкурс участники представляли рефераты, эссе, научно-исследовательские работы, стихотворения-проекты, презентации. Какие темы конкурсных работ выбирали юные таланты?

Будущее современной науки и педагогической профессии. Ценностные ориентации современного учителя. Гуманизм и инновации в педагогике 21 века. Современный учитель: профессионал, воспитатель, актёр, художник. Уникальность и неповторимость педагогической профессии. Творчество и мастерство в деятельности учителя.

Предоставим «свободный микрофон» будущим учителям:

Хочу присоединиться к разговору о ценностных ориентациях современной молодёжи и поделиться своими размышлениями об особенностях обучения и воспитания детей и юношества в США. С сентября 2009 г. по май 2010 г. я жила и обучалась в Вирджинии Северном общеобразовательном колледже. Что нового я узнала об американцах? Их «Гражданские добродетели»: надежда, уверенность, самоуважение, дружба, доверие, честность, мужество, воспитание гражданственности. Общение с друзьями подтвердило: они открыты, улыбчивы, спешат на помощь в сложной ситуации и нам - ни враги. Я общаюсь с ребятами из Вьетнама, Кореи. Для всех важна ориентация на общечеловеческие ценности, к которым гуманистическая

педагогика относит: права человека, признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребёнка, его достоинства; свободу человека; защиту прав ребёнка на свободу и развитие; утверждение демократических принципов в воспитании и образовании. БойцоваАнна, группа 5/1.

Учитель должен быть наставником и помощником ученика, пробуждая в нём потребность познавать всё больше, всё глубже. Я хочу научить ребят не бояться трудностей, смело браться за любое дело, познавая удивительный мир, в котором мыживём. ЛебедеваАлёна, группа 2/а.

Учитель физической культуры - патриот. Нужно очень любить свою Родину - Россию, мать и одаривать этой любовью окружающий мир, друзей, коллег и, конечно же, своих учеников! Учитель вместе с воспитанниками может участвовать в конкурсах, выставках, посвящённых родному краю. Я считаю, что каждый сознательный россиянин должен уважать и беречь свою Родину. Белов Иван, группа 3/ф.

Самое ценное, что может быть у человека - это жизнь. Самое ценное в жизни - здоровье. Педагог прежде всего должен заботиться о здоровье своих учеников. Будущему учителю необходимо знать содержание, принципы здоровьесберегающих технологий. Современная школа - это территория здоровья! Большакова Кристина, группа 3/ф.

Учитель физической культуры - исследователь, стремящийся к новым открытиям и в науке, и в жизни. КлочевАлександр, группа 3/ф.

Мои ровесники должны знать и помнить: необходимо исключить алкоголь, наркотики, табак и больше внимания уделять учёбе, помогать слабым и обездоленным. Всё в наших руках! КравцоваАнастасия, группа 3/ф.

Учитель должен радоваться жизни, стойко переносить трудности. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что делает взрослый - они всегда стремятся быть похожими на своего учителя - гуманного, творческого, интеллигентного! Немков Никита, группа 3/ф и Кулёва Карина, группа 4/1.

В системе ценностных ориентаций студентов Ивановского государственного педагогического колледжа можно выделить: ценностные отношения к жизни, Родине, своему народу и народам мира, культуре, традициям и обычаям, природе, самому себе, своим личным нравственным качествам, труду, учёбе. Ценностные ориентации студенчества - ориентиры профессиональной деятельности преподавателей.

Список литературы:

1. Введение в специальность: программа / Автор-сост. E.H. Дементьева. - 2010.

2. Дементьева E.H., Новиков Р. Будущее педагогической науки - наше будущее // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 47-49.

3. Педагогика: программа / Автор-сост. Е.Б. Орлова. - 2007.

4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика. - М., 2007.

5. www.conf-a.narod.ru/Dementieva.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.