учащимися других учебных учреждений, администрацией вуза, различными общественными организациями учит студентов ответственному, обдуманному отношению к жизни. Помогает им удовлетворить потребность в душевной гармонии, определить важность наличия интересной работы, а не только ее престижности или высокой заработной платы. Сегодня будущие учителя говорят не только о заработке, занятости, они хотят видеть в своей работе моральное удовлетворение, любовь и интерес своих подопечных.
Таким образом, ценностный мир для российской молодежи несет в себе мотивации, находящиеся в иной плоскости: полноценная работа, досуг, вера в собственные силы, безопасность семьи, устойчивые личные отношения. Необходимо продолжать работу по формированию данных ценностей, поскольку, к сожалению, в условиях современного общества, акценты жизненных ожиданий молодежи заметно смещаются - достижение успеха первично, средства достижения данного успеха не оцениваются с точки зрения нравственности и морали. Наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров. Исходя из этого, задача современного образования, выправить данную ситуацию, поскольку не стоит забывать мысль В.И. Ключевского о том, что у каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, но жалко, то поколение, у которого нет никаких.
Список литературы:
1. Барабанщиков Б. А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, №1. - 128 с.
2. Всемирная энциклопедия: философия / Глав. науч. ред. и сост. A.A. Гри-цанов. - М.; Мн., 2001. - 1312 с.
4. Гаврилюк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. - 2002. - № 1. - 159 с.
5. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989. - С. 102-109.
6. Словарь практического психолога. - Минск, 1997. - 437 с.
7. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - 845 с.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
© Дементьева E.H.*
Ивановский педагогический колледж им. Д. А. Фурманова, г. Иваново
Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания и образования современной российской молодё-
* Преподаватель педагогики высшей категории, руководитель Студенческого научного общества.
жи. Ознакомление с ценностными ориентациями будущих учителей может быть рекомендовано учителям-практикам, студентам и преподавателям педагогических специальностей колледжей, институтов, университетов.
Студенчество Ивановского государственного педагогического колледжа - сообщество смелых, талантливых молодых людей, стремящихся к высоким достижениям в учебной и научно-исследовательской деятельности, труде, спорте, художественном, музыкальном и литературном творчестве, общении, в сохранении культурного наследия России.
Одним из показателей сплочённости будущих учителей начальных классов и физической культуры, педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в стенах педагогического колледжа является ценностно-ориентационное единство - важное и необходимое начало интенсификации и оптимизации внутригруппового общения юношей и девушек, и повышения результативности и эффективности совместной деятельности.
Ценностное воспитание - фундамент формирования у молодёжи способности к выбору нравственных ценностей, создания нравственных критериев, основанных на идеалах гуманизма и демократии - основа воспитательно-образовательной системы колледжа.
От системы воспитания и образования будущих учителей и воспитателей в педагогическом учебном заведении зависит утверждение гуманистических ценностей в обществе; зарождение и становление гражданской позиции; формирование личности - свободной, творческой, яркой, открытой для всего нового, предлагающей независимые суждения, испытывающей чувство сопереживания; ориентация на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей.
В 2003 г. в Ивановском государственном университете на встрече с прогрессивной молодёжью и студенчеством города Иваново (были приглашены и студенты Ивановского педагогического колледжа) грузинский педагог-новатор 20 столетия, исследователь и экспериментатор Шалва Александрович Амонашвили подчеркнул, что каждому человеку планеты Земля нужно научиться беречь, ценить, уважать и принимать созданное всеми народами и поколениями; каждый человек - человек Мира.
О принятии и защите общечеловеческих ценностей размышляли и рассуждали, говорили и писали лучшие представители русской интеллигенции России: И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, Д.С. Лихачёв. Возможно ли стать интеллигентным человеком? Каков процесс становления интеллигентного человека? На поставленные вопросы студенты Ивановского педагогического колледжа находят ответы на уроках педагогики, философии, психологии, истории, литературы. Будущие педагоги отмечают: стать интеллигентным человеком - это означает сформировать у себя совокупность важнейших качеств
духовности: личную порядочность, приобщённость к богатствам, тайнам и загадкам мировой и национальной культуры.
Именно на уроках педагогики студенты получают представление о сущности и основных компонентах профессионально-педагогической культуры (аксиологическом, технологическом, личностно-творческом).
Аксиологический компонент представлен системой педагогических ценностей, созданных и создаваемых человечеством, и логично вписывающихся в воспитательно-образовательный процесс.
Профессор Ивановского государственного университета и Шуйского государственного педагогического университета, выдающийся педагог земли Ивановской Николай Васильевич Савин на творческих семинарах, чтениях и конференциях (проводимых в рамках проектов Студенческого научного общества Ивановского педагогического колледжа), обращаясь к молодёжи, акцентировал внимание на необходимости овладения будущими учителями и воспитателями идеями и концепциями, на важности приобретения знаний и умений, составляющих гуманистическую технологию педагогической деятельности. Советы Мастера по освоению и развитию педагогической деятельности, посредством признания педагогических ценностей, являются эталонными для студентов колледжа и преподавателей, являются руководством к действию.
22 декабря 2010 г. в колледже прошла церемония чествования участников и победителей конкурса творческих работ «Колледж будущего». В конкурсе приняли участие студенты, которые твёрдо уверены - колледжу быть! На конкурс участники представляли рефераты, эссе, научно-исследовательские работы, стихотворения-проекты, презентации. Какие темы конкурсных работ выбирали юные таланты?
Будущее современной науки и педагогической профессии. Ценностные ориентации современного учителя. Гуманизм и инновации в педагогике 21 века. Современный учитель: профессионал, воспитатель, актёр, художник. Уникальность и неповторимость педагогической профессии. Творчество и мастерство в деятельности учителя.
Предоставим «свободный микрофон» будущим учителям:
Хочу присоединиться к разговору о ценностных ориентациях современной молодёжи и поделиться своими размышлениями об особенностях обучения и воспитания детей и юношества в США. С сентября 2009 г. по май 2010 г. я жила и обучалась в Вирджинии Северном общеобразовательном колледже. Что нового я узнала об американцах? Их «Гражданские добродетели»: надежда, уверенность, самоуважение, дружба, доверие, честность, мужество, воспитание гражданственности. Общение с друзьями подтвердило: они открыты, улыбчивы, спешат на помощь в сложной ситуации и нам - ни враги. Я общаюсь с ребятами из Вьетнама, Кореи. Для всех важна ориентация на общечеловеческие ценности, к которым гуманистическая
педагогика относит: права человека, признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребёнка, его достоинства; свободу человека; защиту прав ребёнка на свободу и развитие; утверждение демократических принципов в воспитании и образовании. БойцоваАнна, группа 5/1.
Учитель должен быть наставником и помощником ученика, пробуждая в нём потребность познавать всё больше, всё глубже. Я хочу научить ребят не бояться трудностей, смело браться за любое дело, познавая удивительный мир, в котором мыживём. ЛебедеваАлёна, группа 2/а.
Учитель физической культуры - патриот. Нужно очень любить свою Родину - Россию, мать и одаривать этой любовью окружающий мир, друзей, коллег и, конечно же, своих учеников! Учитель вместе с воспитанниками может участвовать в конкурсах, выставках, посвящённых родному краю. Я считаю, что каждый сознательный россиянин должен уважать и беречь свою Родину. Белов Иван, группа 3/ф.
Самое ценное, что может быть у человека - это жизнь. Самое ценное в жизни - здоровье. Педагог прежде всего должен заботиться о здоровье своих учеников. Будущему учителю необходимо знать содержание, принципы здоровьесберегающих технологий. Современная школа - это территория здоровья! Большакова Кристина, группа 3/ф.
Учитель физической культуры - исследователь, стремящийся к новым открытиям и в науке, и в жизни. КлочевАлександр, группа 3/ф.
Мои ровесники должны знать и помнить: необходимо исключить алкоголь, наркотики, табак и больше внимания уделять учёбе, помогать слабым и обездоленным. Всё в наших руках! КравцоваАнастасия, группа 3/ф.
Учитель должен радоваться жизни, стойко переносить трудности. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что делает взрослый - они всегда стремятся быть похожими на своего учителя - гуманного, творческого, интеллигентного! Немков Никита, группа 3/ф и Кулёва Карина, группа 4/1.
В системе ценностных ориентаций студентов Ивановского государственного педагогического колледжа можно выделить: ценностные отношения к жизни, Родине, своему народу и народам мира, культуре, традициям и обычаям, природе, самому себе, своим личным нравственным качествам, труду, учёбе. Ценностные ориентации студенчества - ориентиры профессиональной деятельности преподавателей.
Список литературы:
1. Введение в специальность: программа / Автор-сост. E.H. Дементьева. - 2010.
2. Дементьева E.H., Новиков Р. Будущее педагогической науки - наше будущее // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 47-49.
3. Педагогика: программа / Автор-сост. Е.Б. Орлова. - 2007.
4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика. - М., 2007.
5. www.conf-a.narod.ru/Dementieva.pdf.