Научная статья на тему 'О формировании профессионально-ценностных ориентаций у студентов музыкального отделения педагогического колледжа: постановка проблемы'

О формировании профессионально-ценностных ориентаций у студентов музыкального отделения педагогического колледжа: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СРЕДА / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшкова Татьяна Михайловна, Сизова Елена Равильевна

Рассматривается проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций у будущих педагогов-музыкантов в системе среднего профессионального образования. Обосновываются особенности контингента обучающихся и специфика обучения студентов музыкального отделения педагогического колледжа, влияющие на формирование профессионально-ценностных ориентаций. Среди основных факторов, отличающих образовательный процесс в педагогическом колледже от обучения в вузе, выделяются различия в возрастном составе студентов, более тесные связи среднего учебного заведения со студентами и их семьями, больший удельный вес мелкогрупповых и индивидуальных занятий, обусловливающий эмоционально-личностный характер отношений учеников с преподавателями, практико-ориентированная основа обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюшкова Татьяна Михайловна, Сизова Елена Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About formation of professional and value system of students at the Music Department of teacher training college: statement of the problem

The problem of formation of professional and value orientations system of the future music teachers in the system of secondary professional education is stated. Features of the trained cohort and specifics of training of students of Musical Department of teacher training college, influencing formation of professional and value orientations are formulated. Distinctions in age structure of students, more close connections of average educational institution with students and their families, bigger specific weight of small group and individual occupations causing emotional and personal character of the relations of pupils with teachers, the practice-focused training orientation are distinguished from the major factors distinguishing educational process in teacher training college from higher education institution.

Текст научной работы на тему «О формировании профессионально-ценностных ориентаций у студентов музыкального отделения педагогического колледжа: постановка проблемы»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377.8 ББК 74.479

Е.Р Сизова, Т.М. Матюшкова

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Рассматривается проблема формирования профессионально-ценностных ориентации у будущих педагогов-музыкантов в системе среднего профессионального образования. Обосновываются особенности контингента обучающихся и специфика обучения студентов музыкального отделения педагогического колледжа, влияющие на формирование профессионально-ценностных ориентаций. Среди основных факторов, отличающих образовательный процесс в педагогическом колледже от обучения в вузе, выделяются различия в возрастном составе студентов, более тесные связи среднего учебного заведения со студентами и их семьями, больший удельный вес мелкогрупповых и индивидуальных занятий, обусловливающий эмоционально-личностный характер отношений учеников с преподавателями, практико-ориентированная основа обучения.

Ключевые слова: профессиональные ценности, профессионально-ценностные ориентации, личность студента, профессиональная музыкальная среда, музыкально-педагогический процесс.

го со

о ^

Э 2

го со о

О СГ Ш

Последние годы развития педагогической науки характеризуются повышенным интересом к проблемам аксиологии. В социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д. (Е.В. Бон-даревская, З.И. Васильева, С.Г. Вершлов-ский, В.Г.Воронцова, А.В. Зосимовский, А.В. Кирьякова, Н.Б. Крылова, Н.П. Сидоренко, В.А. Сластенин, Е.Б. Храмова, Н.Е. Щуркова и др.). Однако при наличии большого количества научных исследований проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций по-прежнему остается актуальной, так

как среди ученых нет единого подхода к трактовке понятия «профессиональные ценности», что обусловлено постоянными изменениями в духовной сфере общества и самосознании человека.

В педагогике ценностные ориентации учителя рассматриваются как центральное звено в структуре его личности, определяющее гуманистическую направленность деятельности учителя и его взаимодействий с миром и с людьми, выражающее конкретное понимание целей человеческого существования, представления о должном.

Ученые считают, что необходимость исследования профессионально-ценост-ных ориентаций будущих учителей диктуется, прежде всего, потребностями совершенствования системы общего и профессионального образования. Н.С. Лап-ханова пишет: «С какой бы стороны ни подходить к ее совершенствованию, под

каким бы углом зрения ни рассматривать сущность и потенциал учебно-воспитательного процесса, всякий раз в центре внимания оказывается личность студента с ее ценностно-мотивационными особенностями и в первую очередь - ценностными ориентациями» [1, с. 3].

Профессиональные ценностные ориентации оказывают решающее влияние как на профессиональное, так и на личностное самоопределение учителя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность. Ведущими условиями становления профессионально-педагогической направленности личности служат открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально-ценностных ориентаций. М.А. Шмидт определила прямую зависимость: чем выше уровень принятия профессиональных ценностей, тем больше личность ориентирована на достижение поставленных целей в профессиональной деятельности, тем больше вероятность нахождения собственных ресурсов для реализации потенциала (склонностей и способностей), тем устойчивее уровень профессиональной направленности личности [8].

Анализ научно-теоретических трудов показывает, что изучение профессионально-ценностных ориентаций выявляет различные аспекты трактовки понятия. Ученые указывают, что профессионально-ценностные ориентации:

• являются личностным образованием и отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессиональной деятельности как значимой для неё (Л.М. Хабаева, Е.Б. Храмова, ОН. Штаб);

• находят отражение в профессиональном сознании специалиста, его отношении к профессиональной деятельности и определяют направленность его поведения как субъекта профессиональной деятельности (Т.П. Бобро, С.А. Коваль, Е.Л. Руднева, А.П. Спирин);

• являются ядром целостности личности и выражают качественную ха-

рактеристику смысловой структуры сознания специалиста, служат критерием реализации социальной и профессиональной активности (В.В. Ла-стовка, А.Сидоренко, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, С.А. Хмара);

• составляют базовую характеристику личности профессионала, основным содержанием которой является система отношений к интегративностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности (Е.В. Величко, Н.Ю. Зыкова, И.Ф. Камалова);

• связаны с высоким уровнем осознания ценностей профессии, с выстраиванием субъективных предпочтений, с принятием тех или иных ценностей, с отношением к смыслам профессиональной деятельности (Н.С. Лапхано-ва, Л.Х. Магамадова, Г.П. Михеева, Н.Г. Пряникова, Е.Н. Шиянов). Обобщая мнения ученых, подчеркнем, что нам близка позиция В.А. Сла-стенина и Г.И. Чижаковой, которые трактуют профессионально-ценностные ориентации как стержневое образование личности учителя, системный компонент профессиональной культуры, детерминирующий готовность к образовательной деятельности в соответствии с высокими духовными ценностями, верность гуманистическим идеалам. Определение профессионально-педагогических ори-ентаций подчёркивает их главную характеристику - избирательное отношение учителя к профессии, личности воспитанника и самому себе, развивающуюся на таком значимом базисе, как широкий спектр всех духовных отношений личности, особенно профессионально выраженных [5].

Профессиональные ценности отражают содержательную сторону любой профессии и поэтому являются значимыми для изучения профессиональной деятельности педагога-музыканта.

В последние годы можно констатировать возросший интерес педагогов-музыкантов к ценностным ориентациям в му-

.0

m S о Ф

ё ф о

^ с

о >1

га

го

а. го

о *

ч

ф

с; ц

о ^

о

о ^

о ф

т

d ф

I °

го о

m о

о °

и

X <0

Л 2

£ £

О s

зыкальном воспитании подрастающего поколения, стимулированный развитием аксиологического подхода к педагогическим явлениям, а также внимание к формированию профессионально-ценностных ориентаций учителей музыки. «Для всех видов профессиональной музыкальной деятельности, - указывает Е.Р. Сизова, - наиболее важным фактором < ..> является мотивация деятельности и ценностное отношение к профессии, которое выражается в желании работать и осознании значимости выполняемой работы. Это выступает как основное и главное условие функционирования специалиста в профессиональной музыкальной среде» [4, с. 50].

В научных работах последних десятилетий достаточно глубоко исследованы вопросы, связанные с совершенствованием аксиологической и профессионально-педагогической подготовки учителя музыки и профессионально-личностным становлением педагога-музыканта (Т.Г. Мариупольская, И.А. Медведева, И.Н. Немыкина, А.И. Николаева, А.С. Петелин, Л.А. Ра-пацкая, Е.Р. Сизова, Б.М. Целковников, А.И. Щербакова).

Различные аспекты профессиональных ориентаций будущего учителя музыки отражены в диссертационных работах И.Н. Адоевцевой, О.Ф. Асатрян, О.В. Германовой, И.Н. Коломиец, А.В. Лысенко, Е.В Павловой., А.Н. Щелкановой, Т.Ф. Фурсенко и др. Нам близка позиция А.В. Лысенко, которая считает, что профессионально-ценностные ориентации будущего учителя музыки представляют собой обобщённую, специфическую форму профессионально ориентирован-g ного ценностного выбора, выражающего | отношение будущего учителя музыки к различным профессиональным цен-s ностям и, прежде всего, - к ребёнку как ^ субъекту музыкального развития и вос-го питания, к музыке как средству развития | личности и к их взаимодействию в творческом музыкально-педагогическом про-ш цессе [2].

Педагоги-музыканты подчеркивают, что ценностные ориентации учителя музыки должны выступать в качестве регуляторов потребностей, интересов, вкусов, идеалов его воспитанников и в дальнейшем нацеливать их на освоение и реализацию ценностей во всех сферах жизнедеятельности, пробуждать активность в самостоятельном выборе духовных общечеловеческих ценностей [7].

При значительном интересе музыкантов к обозначенной проблеме, тем не менее, нужно признать, что большая часть научных исследований, посвященных формированию профессионально-ценностных ориентаций учителя музыки, связана с вузовской подготовкой специалистов и не затрагивает проблем обучения студентов в среднем звене музыкально-педагогического образования. Однако обучение будущего учителя музыки в среднем специальном учебном заведении изначально имеет специфические особенности, которые обуславливаются рядом объективных и субъективных факторов и существенно влияют на формирование профессионально-ценностных ориента-ций студентов. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, будущие учителя музыки испытывают достаточно серьезные трудности в обучении, начиная с первых курсов. Они связаны и с психологическими особенностями возраста (основной контингент студентов музыкально-педагогического колледжа составляют юноши и девушки 15-19 лет), и с трудностями социально-психологической адаптации к условиям учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже, существенно отличающимся от школы. Серьезные проблемы представляют повышенные нагрузки физического и психологического характера, большое эмоциональное напряжение в процессе исполнительства, многообразие видов музыкальной деятельности, которые должны осваивать студенты (инструментальная, вокальная, сольная, ансамблевая, хоровая, просветительская, лекторская виды деятельности и т.д.).

Во-вторых, сложности в обучении будущих музыкантов в педагогическом колледже обусловлены весьма разным уровнем предшествующей музыкальной подготовки студентов. Около 60% студентов не имеют начального музыкального образования, не владеют основами музыкальной грамоты, исполнительскими навыками, музыкально-теоретическими знаниями. Отдельные студенты, напротив, имеют значительный опыт музыкальной деятельности в кружках и студиях детского творчества, фольклорных ансамблях, самодеятельных исполнительских коллективах и пр. Большая часть обучающихся приходит в педагогический колледж с различной мотивацией получения среднего профессионального образования, различной профессиональной направленностью (стремление стать учителем музыки, музыкантом-исполнителем, дирижером, вокалистом и т.п.).

О.В. Пискунова рассматривает студенчество как социально-возрастную категорию, которая, в соответствии с периодизацией Б.Г. Ананьева, относится ко второй стадии юности, а по Д.И. Фельдштейну - к позднему периоду юности [3]. Согласно концепции Д.И. Фельдштейна, процессы социализации и индивидуализации взаимосвязаны, взаимообусловлены и зарождаются внутри друг друга [6]. Студенческий возраст открывает новый этап в индивидуализации, связанный с определением своего места в мире, осознанием собственной самобытности и уникальности. В период обучения в педагогическом колледже в личности студента происходят количественные и качественные изменения, так как это пора становления социальной зрелости человека, формирования его мировоззрения, убеждений, идеалов.

Уже в самом характере обучения (групповом и индивидуальном), формируется особый стиль межличностных взаимоотношений, которые выстраиваются, прежде всего, на эмоционально-личностном уровне и являются результатом специально организованного

образовательного процесса в системе «студент-преподаватель-студент». Преобладание совместной деятельности педагога и студентов, которая проявляется в игре на музыкальном инструменте, в ансамбле (инструментальном, вокальном), руководстве хором, в процессе педагогической практики является важной особенностью обучения будущего учителя музыки. Студент совместно с педагогом должен уметь корректировать свою профессиональную музыкально-педагогическую деятельность; принимать личную ответственность за ее результаты; осознавать значимость профессиональной музыкально-педагогической деятельности для других; стремиться к самореализации в профессии.

Учитель музыки - профессия специфическая, которая связана с музыкальным искусством как видом художественного творчества, где неразрывно соединены музыка и педагогика. Поэтому для будущего учителя музыки особое значение имеет развитие двух направлений специальных способностей - музыкальных и педагогических. Отсюда еще одна особенность обучения - полифункциональность, так как на уроке музыки учитель должен выступать и в роли педагога, и в роли дирижера, проявлять себя как вокалист, психолог, воспитатель, артист, сценарист, режиссер и т.д.

Исходя из полифункционального характера деятельности, современный учитель музыки должен обладать взаимосвязанным комплексом знаний, умений и навыков в нескольких областях: в теории музыки (гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература и др.); музыкальной педагогике и психологии (психология и педагогика музыкального образования, методика музыкального воспитания и др.); музыкальном исполнительстве (инструментальное музицирование, хоровое дирижирование, постановка голоса и др.).

Однако основная задача обучения будущего учителя музыки в условиях педагогического колледжа состоит, на наш

ш ^ О Ф

£ ё Ф о

0 го

т

о

^ I

Р £

1 о ф С=

а. го

(3 *

X .0 I

Ь

0

1

I

ф

_0 го

о

о ф

-& о

ф ц ц

о

го

ч

ф

с

- ф

о о

I

го

§ °

И

1 ГО

а. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я 2

о

взгляд, в том, чтобы сосредоточиться не на освоении отдельных предметных знаний и умений, а на формировании целостной системы профессиональных компетенций, ориентированных на потребности общеобразовательной школы.

Обобщая сказанное выше, можно прийти к заключению, что особенности обучения будущих учителей музыки в педагогическом колледже состоят:

• в специфике возраста студентов, связанного с ранней профессиональной ориентацией и самоопределением в профессии;

• в организации самого учебного процесса, обусловленного тем, что в учреждении среднего профессионального образования нет больших потоков обучающихся как в высшем учебном заведении, преподаватели находятся ближе к студентам, большую роль играет связь с родителями;

• в практико-ориентированной направленности обучения, то есть в приоритетном освоении будущими учителями музыки не фундаментальных научных знаний, а практически необходимых профессиональных умений и навыков.

Особенности обучения на музыкальном отделении педагогического колледжа влияют не только на цели и содержание образовательного процесса, но и определяют профессионально-ценностные ориентации студентов - будущих учителей музыки, которые существенно отличаются от профессиональной ориентации студентов вузов. Это определяет необходимость проведения исследования, посвящённого проблеме формирования профессионально-ценностных g ориентаций у будущих учителей музыки I в системе среднего профессионального н образования. s Библиографический список ^ 1. Лапханова Н.С. Формирование про-го фессионально-ценностных ориен-

I таций у студентов университета к

профессии учителя: на примере есте-ш ственно-географического факульте-

та: автореф. дис. канд. пед. наук. -Курган, 2000. - 194 с.

2. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 185 с.

3. Пискунова О.В. Становление субъ-ектности студентов - будущих учителей музыки в учреждении среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2010. - 145 с.

4. Сизова Е.Р. Организация и содержание профессиональной подготовки музыканта-педагога в условиях современного социума: моногр. - М.: АПК и ППРО; Челябинск: ЧГИМ, 2007. - 170 с.

5. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -192 с.

6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Флинта, 1999. - 672 с.

7. Фурсенко Т.Ф. Педагогические условия подготовки будущего учителя музыки и художественной культуры // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. Сер. Педагогика и психология. - Ялта: РВВ КГУ, 2011. - Вып. 32. - Ч. 1. -С. 110-118.

8. Шмидт М.А. Особенности профессиональных ценностей современной молодёжи: гендерный аспект // [Электронный ресурс] : http://gisap.eu/ru/ node/4155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.