АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377.8 ББК 74.479
Е.Р Сизова, Т.М. Матюшкова
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Рассматривается проблема формирования профессионально-ценностных ориентации у будущих педагогов-музыкантов в системе среднего профессионального образования. Обосновываются особенности контингента обучающихся и специфика обучения студентов музыкального отделения педагогического колледжа, влияющие на формирование профессионально-ценностных ориентаций. Среди основных факторов, отличающих образовательный процесс в педагогическом колледже от обучения в вузе, выделяются различия в возрастном составе студентов, более тесные связи среднего учебного заведения со студентами и их семьями, больший удельный вес мелкогрупповых и индивидуальных занятий, обусловливающий эмоционально-личностный характер отношений учеников с преподавателями, практико-ориентированная основа обучения.
Ключевые слова: профессиональные ценности, профессионально-ценностные ориентации, личность студента, профессиональная музыкальная среда, музыкально-педагогический процесс.
го со
о ^
Э 2
го со о
О СГ Ш
Последние годы развития педагогической науки характеризуются повышенным интересом к проблемам аксиологии. В социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и т.д. (Е.В. Бон-даревская, З.И. Васильева, С.Г. Вершлов-ский, В.Г.Воронцова, А.В. Зосимовский, А.В. Кирьякова, Н.Б. Крылова, Н.П. Сидоренко, В.А. Сластенин, Е.Б. Храмова, Н.Е. Щуркова и др.). Однако при наличии большого количества научных исследований проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций по-прежнему остается актуальной, так
как среди ученых нет единого подхода к трактовке понятия «профессиональные ценности», что обусловлено постоянными изменениями в духовной сфере общества и самосознании человека.
В педагогике ценностные ориентации учителя рассматриваются как центральное звено в структуре его личности, определяющее гуманистическую направленность деятельности учителя и его взаимодействий с миром и с людьми, выражающее конкретное понимание целей человеческого существования, представления о должном.
Ученые считают, что необходимость исследования профессионально-ценост-ных ориентаций будущих учителей диктуется, прежде всего, потребностями совершенствования системы общего и профессионального образования. Н.С. Лап-ханова пишет: «С какой бы стороны ни подходить к ее совершенствованию, под
каким бы углом зрения ни рассматривать сущность и потенциал учебно-воспитательного процесса, всякий раз в центре внимания оказывается личность студента с ее ценностно-мотивационными особенностями и в первую очередь - ценностными ориентациями» [1, с. 3].
Профессиональные ценностные ориентации оказывают решающее влияние как на профессиональное, так и на личностное самоопределение учителя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность. Ведущими условиями становления профессионально-педагогической направленности личности служат открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально-ценностных ориентаций. М.А. Шмидт определила прямую зависимость: чем выше уровень принятия профессиональных ценностей, тем больше личность ориентирована на достижение поставленных целей в профессиональной деятельности, тем больше вероятность нахождения собственных ресурсов для реализации потенциала (склонностей и способностей), тем устойчивее уровень профессиональной направленности личности [8].
Анализ научно-теоретических трудов показывает, что изучение профессионально-ценностных ориентаций выявляет различные аспекты трактовки понятия. Ученые указывают, что профессионально-ценностные ориентации:
• являются личностным образованием и отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессиональной деятельности как значимой для неё (Л.М. Хабаева, Е.Б. Храмова, ОН. Штаб);
• находят отражение в профессиональном сознании специалиста, его отношении к профессиональной деятельности и определяют направленность его поведения как субъекта профессиональной деятельности (Т.П. Бобро, С.А. Коваль, Е.Л. Руднева, А.П. Спирин);
• являются ядром целостности личности и выражают качественную ха-
рактеристику смысловой структуры сознания специалиста, служат критерием реализации социальной и профессиональной активности (В.В. Ла-стовка, А.Сидоренко, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, С.А. Хмара);
• составляют базовую характеристику личности профессионала, основным содержанием которой является система отношений к интегративностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности (Е.В. Величко, Н.Ю. Зыкова, И.Ф. Камалова);
• связаны с высоким уровнем осознания ценностей профессии, с выстраиванием субъективных предпочтений, с принятием тех или иных ценностей, с отношением к смыслам профессиональной деятельности (Н.С. Лапхано-ва, Л.Х. Магамадова, Г.П. Михеева, Н.Г. Пряникова, Е.Н. Шиянов). Обобщая мнения ученых, подчеркнем, что нам близка позиция В.А. Сла-стенина и Г.И. Чижаковой, которые трактуют профессионально-ценностные ориентации как стержневое образование личности учителя, системный компонент профессиональной культуры, детерминирующий готовность к образовательной деятельности в соответствии с высокими духовными ценностями, верность гуманистическим идеалам. Определение профессионально-педагогических ори-ентаций подчёркивает их главную характеристику - избирательное отношение учителя к профессии, личности воспитанника и самому себе, развивающуюся на таком значимом базисе, как широкий спектр всех духовных отношений личности, особенно профессионально выраженных [5].
Профессиональные ценности отражают содержательную сторону любой профессии и поэтому являются значимыми для изучения профессиональной деятельности педагога-музыканта.
В последние годы можно констатировать возросший интерес педагогов-музыкантов к ценностным ориентациям в му-
.0
m S о Ф
ё ф о
^ с
о >1
га
го
а. го
о *
ч
ф
с; ц
о ^
о
о ^
о ф
т
d ф
I °
го о
m о
о °
и
X <0
Л 2
£ £
О s
зыкальном воспитании подрастающего поколения, стимулированный развитием аксиологического подхода к педагогическим явлениям, а также внимание к формированию профессионально-ценностных ориентаций учителей музыки. «Для всех видов профессиональной музыкальной деятельности, - указывает Е.Р. Сизова, - наиболее важным фактором < ..> является мотивация деятельности и ценностное отношение к профессии, которое выражается в желании работать и осознании значимости выполняемой работы. Это выступает как основное и главное условие функционирования специалиста в профессиональной музыкальной среде» [4, с. 50].
В научных работах последних десятилетий достаточно глубоко исследованы вопросы, связанные с совершенствованием аксиологической и профессионально-педагогической подготовки учителя музыки и профессионально-личностным становлением педагога-музыканта (Т.Г. Мариупольская, И.А. Медведева, И.Н. Немыкина, А.И. Николаева, А.С. Петелин, Л.А. Ра-пацкая, Е.Р. Сизова, Б.М. Целковников, А.И. Щербакова).
Различные аспекты профессиональных ориентаций будущего учителя музыки отражены в диссертационных работах И.Н. Адоевцевой, О.Ф. Асатрян, О.В. Германовой, И.Н. Коломиец, А.В. Лысенко, Е.В Павловой., А.Н. Щелкановой, Т.Ф. Фурсенко и др. Нам близка позиция А.В. Лысенко, которая считает, что профессионально-ценностные ориентации будущего учителя музыки представляют собой обобщённую, специфическую форму профессионально ориентирован-g ного ценностного выбора, выражающего | отношение будущего учителя музыки к различным профессиональным цен-s ностям и, прежде всего, - к ребёнку как ^ субъекту музыкального развития и вос-го питания, к музыке как средству развития | личности и к их взаимодействию в творческом музыкально-педагогическом про-ш цессе [2].
Педагоги-музыканты подчеркивают, что ценностные ориентации учителя музыки должны выступать в качестве регуляторов потребностей, интересов, вкусов, идеалов его воспитанников и в дальнейшем нацеливать их на освоение и реализацию ценностей во всех сферах жизнедеятельности, пробуждать активность в самостоятельном выборе духовных общечеловеческих ценностей [7].
При значительном интересе музыкантов к обозначенной проблеме, тем не менее, нужно признать, что большая часть научных исследований, посвященных формированию профессионально-ценностных ориентаций учителя музыки, связана с вузовской подготовкой специалистов и не затрагивает проблем обучения студентов в среднем звене музыкально-педагогического образования. Однако обучение будущего учителя музыки в среднем специальном учебном заведении изначально имеет специфические особенности, которые обуславливаются рядом объективных и субъективных факторов и существенно влияют на формирование профессионально-ценностных ориента-ций студентов. Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, будущие учителя музыки испытывают достаточно серьезные трудности в обучении, начиная с первых курсов. Они связаны и с психологическими особенностями возраста (основной контингент студентов музыкально-педагогического колледжа составляют юноши и девушки 15-19 лет), и с трудностями социально-психологической адаптации к условиям учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже, существенно отличающимся от школы. Серьезные проблемы представляют повышенные нагрузки физического и психологического характера, большое эмоциональное напряжение в процессе исполнительства, многообразие видов музыкальной деятельности, которые должны осваивать студенты (инструментальная, вокальная, сольная, ансамблевая, хоровая, просветительская, лекторская виды деятельности и т.д.).
Во-вторых, сложности в обучении будущих музыкантов в педагогическом колледже обусловлены весьма разным уровнем предшествующей музыкальной подготовки студентов. Около 60% студентов не имеют начального музыкального образования, не владеют основами музыкальной грамоты, исполнительскими навыками, музыкально-теоретическими знаниями. Отдельные студенты, напротив, имеют значительный опыт музыкальной деятельности в кружках и студиях детского творчества, фольклорных ансамблях, самодеятельных исполнительских коллективах и пр. Большая часть обучающихся приходит в педагогический колледж с различной мотивацией получения среднего профессионального образования, различной профессиональной направленностью (стремление стать учителем музыки, музыкантом-исполнителем, дирижером, вокалистом и т.п.).
О.В. Пискунова рассматривает студенчество как социально-возрастную категорию, которая, в соответствии с периодизацией Б.Г. Ананьева, относится ко второй стадии юности, а по Д.И. Фельдштейну - к позднему периоду юности [3]. Согласно концепции Д.И. Фельдштейна, процессы социализации и индивидуализации взаимосвязаны, взаимообусловлены и зарождаются внутри друг друга [6]. Студенческий возраст открывает новый этап в индивидуализации, связанный с определением своего места в мире, осознанием собственной самобытности и уникальности. В период обучения в педагогическом колледже в личности студента происходят количественные и качественные изменения, так как это пора становления социальной зрелости человека, формирования его мировоззрения, убеждений, идеалов.
Уже в самом характере обучения (групповом и индивидуальном), формируется особый стиль межличностных взаимоотношений, которые выстраиваются, прежде всего, на эмоционально-личностном уровне и являются результатом специально организованного
образовательного процесса в системе «студент-преподаватель-студент». Преобладание совместной деятельности педагога и студентов, которая проявляется в игре на музыкальном инструменте, в ансамбле (инструментальном, вокальном), руководстве хором, в процессе педагогической практики является важной особенностью обучения будущего учителя музыки. Студент совместно с педагогом должен уметь корректировать свою профессиональную музыкально-педагогическую деятельность; принимать личную ответственность за ее результаты; осознавать значимость профессиональной музыкально-педагогической деятельности для других; стремиться к самореализации в профессии.
Учитель музыки - профессия специфическая, которая связана с музыкальным искусством как видом художественного творчества, где неразрывно соединены музыка и педагогика. Поэтому для будущего учителя музыки особое значение имеет развитие двух направлений специальных способностей - музыкальных и педагогических. Отсюда еще одна особенность обучения - полифункциональность, так как на уроке музыки учитель должен выступать и в роли педагога, и в роли дирижера, проявлять себя как вокалист, психолог, воспитатель, артист, сценарист, режиссер и т.д.
Исходя из полифункционального характера деятельности, современный учитель музыки должен обладать взаимосвязанным комплексом знаний, умений и навыков в нескольких областях: в теории музыки (гармония, анализ музыкальных произведений, музыкальная литература и др.); музыкальной педагогике и психологии (психология и педагогика музыкального образования, методика музыкального воспитания и др.); музыкальном исполнительстве (инструментальное музицирование, хоровое дирижирование, постановка голоса и др.).
Однако основная задача обучения будущего учителя музыки в условиях педагогического колледжа состоит, на наш
_о
ш ^ О Ф
£ ё Ф о
0 го
т
о
^ I
Р £
1 о ф С=
а. го
(3 *
X .0 I
Ь
0
1
I
ф
_0 го
о
о ф
-& о
ф ц ц
о
го
ч
ф
с
- ф
о о
I
го
§ °
И
1 ГО
а. ^
я 2
о
взгляд, в том, чтобы сосредоточиться не на освоении отдельных предметных знаний и умений, а на формировании целостной системы профессиональных компетенций, ориентированных на потребности общеобразовательной школы.
Обобщая сказанное выше, можно прийти к заключению, что особенности обучения будущих учителей музыки в педагогическом колледже состоят:
• в специфике возраста студентов, связанного с ранней профессиональной ориентацией и самоопределением в профессии;
• в организации самого учебного процесса, обусловленного тем, что в учреждении среднего профессионального образования нет больших потоков обучающихся как в высшем учебном заведении, преподаватели находятся ближе к студентам, большую роль играет связь с родителями;
• в практико-ориентированной направленности обучения, то есть в приоритетном освоении будущими учителями музыки не фундаментальных научных знаний, а практически необходимых профессиональных умений и навыков.
Особенности обучения на музыкальном отделении педагогического колледжа влияют не только на цели и содержание образовательного процесса, но и определяют профессионально-ценностные ориентации студентов - будущих учителей музыки, которые существенно отличаются от профессиональной ориентации студентов вузов. Это определяет необходимость проведения исследования, посвящённого проблеме формирования профессионально-ценностных g ориентаций у будущих учителей музыки I в системе среднего профессионального н образования. s Библиографический список ^ 1. Лапханова Н.С. Формирование про-го фессионально-ценностных ориен-
I таций у студентов университета к
профессии учителя: на примере есте-ш ственно-географического факульте-
та: автореф. дис. канд. пед. наук. -Курган, 2000. - 194 с.
2. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 185 с.
3. Пискунова О.В. Становление субъ-ектности студентов - будущих учителей музыки в учреждении среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2010. - 145 с.
4. Сизова Е.Р. Организация и содержание профессиональной подготовки музыканта-педагога в условиях современного социума: моногр. - М.: АПК и ППРО; Челябинск: ЧГИМ, 2007. - 170 с.
5. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -192 с.
6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Флинта, 1999. - 672 с.
7. Фурсенко Т.Ф. Педагогические условия подготовки будущего учителя музыки и художественной культуры // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. Сер. Педагогика и психология. - Ялта: РВВ КГУ, 2011. - Вып. 32. - Ч. 1. -С. 110-118.
8. Шмидт М.А. Особенности профессиональных ценностей современной молодёжи: гендерный аспект // [Электронный ресурс] : http://gisap.eu/ru/ node/4155.