Научная статья на тему 'Социально-профессиональные аспекты ценностного ориентирования студентов музыкального отделения как основа требований работодателей профессионально-музыкальной среды'

Социально-профессиональные аспекты ценностного ориентирования студентов музыкального отделения как основа требований работодателей профессионально-музыкальной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшкова Татьяна Михайловна

Анализируются социальные аспекты формирования ценностных ориентаций у будущих учителей музыки в процессе обучения в педагогическом колледже, обосновывается взаимозависимость содержания ценностных ориентаций от социальных запросов общества и требований работодателей. Дается характеристика основных видов деятельности студентов музыкального отделения педагогического колледжа (преподавательской, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской), на этой основе выделяются группы профессиональных ценностей, в число которых автор включает социально значимые ценности (общественная и личностная значимость труда учителя, социальное признание результатов деятельности); коммуникативные ценности (конструктивные отношения с детьми и родителями, коллегами, обмен опытом, профессиональной культурой); ценности самореализации (развитие творческих способностей, исполнительских навыков, педагогических умений, мобильность, активность, стремление к освоению новых областей знания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюшкова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and professional aspects of value system of students of Music Department of a teacher training college

Social aspects of formation of valuable orientations at future music teachers in the course of training in teacher training college are analyzed, interdependence of the content of valuable orientations from social inquiries of society and requirements of employers are explained. The characteristic of primary activities of students of Music Department of teacher training college is given (teaching, musical and performing, cultural and educational), on this basis groups of professional values in which number the author includes socially significant values (the public and personal importance of work of the teacher, social recognition of results of activity) are allocated; communicative values (constructive relations with children and parents, colleagues, exchange of experience, professional culture); selfrealization values (development of creative abilities, performing skills, pedagogical abilities, mobility, activity, aspiration to development of new areas of knowledge).

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональные аспекты ценностного ориентирования студентов музыкального отделения как основа требований работодателей профессионально-музыкальной среды»

УДК 377.8 ББК 74.479

Т.М. Матюшкова

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Анализируются социальные аспекты формирования ценностных ориентации у будущих учителей музыки в процессе обучения в педагогическом колледже, обосновывается взаимозависимость содержания ценностных ориентации от социальных запросов общества и требований работодателей. Дается характеристика основных видов деятельности студентов музыкального отделения педагогического колледжа (преподавательской, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской), на этой основе выделяются группы профессиональных ценностей, в число которых автор включает социально значимые ценности (общественная и личностная значимость труда учителя, социальное признание результатов деятельности); коммуникативные ценности (конструктивные отношения с детьми и родителями, коллегами, обмен опытом, профессиональной культурой); ценности самореализации (развитие творческих способностей, исполнительских навыков, педагогических умений, мобильность, активность, стремление к освоению новых областей знания).

Ключевые слова: профессиональные ценности, многофункциональная деятельность, профессиональное становление, социальные запросы, требования работодателей.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что для становления и профессионального развития специалиста любого профиля подготовки профессионально-ценностные ориентации являются ключевым фактором. Профессионально-ценностные ориентации, по утверждению И.И. Хасановой, -это базовая характеристика личности будущего специалиста, основным содержанием которой является система отношений к интегративным ценностям профессии. Ценности профессиональной деятельности являются смысло-образующей основой, которая определяет значение деятельности для личности и общества [3]. Соответственно, от того, как личность выстраивает свою систему ценностей, соотношение внешних требований профессии, профессионального сообщества и своего внутреннего мира,

зависит эффективность профессиональной деятельности и адекватность отношений личности с субъектами труда и требованиями общества в целом.

Сегодня ученые сходятся во мнении, что система профессиональных ценностей определяется содержанием профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - отражается в ней через личностно-профессиональные предпочтения и приоритеты специалиста. Следовательно, для того, чтобы конкретизировать профессиональные ценности будущего учителя музыки, нужно рассмотреть особенности его деятельности.

Педагоги-музыканты отмечают, что деятельность учителя музыки по природе своей многофункциональна. На уроках музыки и внеклассных мероприятиях учитель выступает как драматург и актер, как постановщик музы-

кальных спектаклей и концертов, как дирижер и художественный руководитель творческих коллективов, как исполнитель-импровизатор вокальной и инструментальной музыки, как лектор и музыкант-просветитель и т.д. Развить и творчески реализовать необходимый для такой многофункциональной деятельности комплекс профессиональных умений и навыков необходимо еще в учебном заведении, так как основа профессионального становления будущего учителя музыки закладывается в период обучения в педагогическом колледже, где осуществляется его специальная музыкальная подготовка.

Анализ особенностей и сфер деятельности выпускника музыкального отделения педагогического колледжа позволяет выделить приоритет трех основных видов его профессиональной деятельности: преподавательской, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской.

Преподавательская деятельность предусматривает социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях основного, дошкольного или дополнительного художественного образования.

Музыкально-исполнительская деятельность предполагает осуществление работы в качестве исполнителя на избранном инструменте, артиста хора или вокального ансамбля, руководителя хора или творческого коллектива; подготовку и совершенствование сольного, ансамблевого и оркестрового репертуара; репетиционную и публичную исполнительскую работу в условиях концертного зала и студии звукозаписи.

Культурно-просветительская деятельность направлена на создание единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей, приобщение этой аудитории к лучшим образцам

классической музыки, народного творчества и современного искусства.

Сферой реализации профессиональной деятельности выпускника музыкального отделения педагогического колледжа является преподавательская работа в общеобразовательных школах, учреждениях дошкольного образования, а также в детских музыкальных школах, школах искусств, других учреждениях дополнительного образования; исполнительская работа в самодеятельных концертных организациях, музыкальных коллективах, кружках и студиях, культурно-досу-говых учреждениях.

Таким образом, исходя из содержания и сфер применения профессиональной деятельности выпускника педагогического колледжа, должны быть определены и профессиональные ценности будущего специалиста. Однако, при формировании системы ценностей, по нашему мнению, необходим еще учет социальных запросов общества и требований работодателей.

Эту же мысль подтверждает Е.Р. Сизова, которой был проведен анализ социальных запросов и требований работодателей применительно к выпускникам музыкальных колледжей и училищ [2]. Обобщение результатов анализа позволило ученому сделать вывод о том, что социальные требования к специалистам существенно различаются в зависимости от сферы профессиональной деятельности.

Так, в образовательных учреждениях, где доминирует преподавательская деятельность, наиболее ценными качествами педагога-музыканта являются следующие:

• мотивация профессионально-педагогической деятельности, ценностное отношение к профессии;

• специальная профессиональная подготовка;

• фундаментальная подготовка по основным областям знаний (философия, история, культурология, иностранный язык и т.д.);

• психолого-педагогическая подготовка;

ш

0 н

1

ф

н о

к

го со

0

О. ф

1 ^

Ф го

^ ч

О. О

о н

° 5

о ГС

X ^

о 1

§ ^

§

-1 ю

2 Ф I-

_0

ГО ф

го

0 § го ° ф о 2 О

1

л Ц

го п;

° с " ф

о о

& е

0

1 _0

го

о О

О

0

1 _0

го

с "

^ ™

^ ф

з -&

со о

го со

о ^

Э 2

• умения и навыки профессионального и человеческого общения;

• личностные качества (ответственность, порядочность, деловитость и т.п.);

• знания и навыки работы в области современных информационных технологий;

• многопрофильная подготовка (наличие дополнительных специализаций, квалификаций и пр.);

• профессиональная мобильность (способность, в случае необходимости освоить новые области знания и сферы деятельности);

• стремление к самосовершенствованию и повышению профессионально-педагогического мастерства (участие в научных конференциях, семинарах, мастер-классах, активная методическая работа и пр.);

• опыт практически-творческой деятельности.

В культурно-досуговых учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, где наряду с преподавательской деятельностью, активно востребована культурно-просветительская и исполнительская, более всего ценятся следующие качества специалиста:

• мотивация профессионально-педагогической деятельности, ценностное отношение к профессии;

• личностные качества (любовь к детям, доброта, терпеливость, ответственность, открытость и т.п.).

• коммуникативные качества (умение устанавливать контакт с детьми, родителями, преподавателями, руководством учебного заведения);

• специальная профессиональная подготовка, общекультурная образованность;

• профессиональная мобильность (способность осваивать смежные виды деятельности, вести внеучебную работу);

• многопрофильная подготовка (способность осуществлять различные виды музыкальной деятельности и пр.);

• опыт творческой деятельности.

Таким образом, суммируя все приведенные выше характеристики, можно выделить ряд профессиональных качеств педагога-музыканта, которые, с точки зрения работодателей, являются наиболее значимыми:

• мотивация профессиональной музыкально-педагогической деятельности, ценностное отношение к профессии;

• опыт творческой деятельности;

• фундаментальная общетеоретическая, психолого-педагогическая и специальная музыкальная подготовка;

• развитая коммуникативная сфера;

• индивидуально-психологические качества личности, позволяющие самосовершенствоваться в профессии. Отметим, что результаты проведенного Е.Р. Сизовой исследования напрямую коррелируют с профессиональной подготовкой будущих учителей музыки в педагогических колледжах. Экстраполируя полученные результаты на сферу подготовки будущих учителей музыки, можно сделать вывод, что «для всех видов профессиональной деятельности педагога-музыканта наиболее важным фактором, составляющим основу требований работодателей, является мотивация деятельности и ценностное отношение к профессии, которое выражается в желании работать и осознании значимости выполняемой работы. Это выступает как основное и главное условие функционирования специалиста в профессиональной музыкальной среде» [2, с. 50].

Соответственно, профессиональные ценности педагога-музыканта - это внутренний, эмоционально освоенный регулятор творческой деятельности, определяющий его отношение к окружающему миру, к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности. Ориентация студентов музыкального отделения педагогического колледжа на профессиональные ценности чрезвычайно важна, поскольку воспитывая и обучая детей искусству, они готовят тем самым их к жизни, создавая основу духовных ценностей будущего.

Учитывая многофункциональный характер деятельности учителя музыки, а также социальные требования к ним и запросы работодателей, можно выделить следующие группы профессиональных ценностей педагога-музыканта:

• социально значимые ценности (общественная и личностная значимость труда учителя, социальное признание результатов деятельности);

• коммуникативные ценности (конструктивные отношения с детьми и родителями, коллегами, обмен опытом, профессиональной культурой);

• ценности самореализации (развитие творческих способностей, исполнительских навыков, педагогических умений, мобильность, активность, стремление к освоению новых областей знания).

Нужно отметить, что ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности будущего учителя музыки, стимулируя движение вперёд, они определяют её направленность, отношение к профессии и связанным с ней обязанностям и профессионально важным качествам.

Многообразная деятельность будущих учителей музыки в педагогическом колледже, конкретизированная учебно-педагогической, музыкально-исполнительской, культурно-просветительской работой обучающихся, являет собой содержание практико-деятельностного блока обучения. Именно в практической деятельности обучающийся может осознать правильность своего профессионального выбора, проверить свои возможности, творчески реализоваться.

Специфика профессии педагога-музыканта, предполагающая тесную взаимосвязь субъектов музыкально-педагогической деятельности с социумом (его идеалами, культурой, проблемами) актуализирует значимость социальных аспектов профессионально-ценностного ориентирования. Н.Н. Самохина отмечает: «Не вызывает сомнений тот факт, что педагог-музыкант, определяющий

культурно-интеллектуальныи потенциал нации, выступает не только автором собственного развития, но и субъектом культурного прогресса общества в целом» [1, с. 99].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем заключить, что формирование профессионально-ценностных ориентации студентов музыкального отделения педагогического колледжа является важнои социально-педагогическои проблемои, от которои зависит уровень профессио-нальнои самореализации будущих учи-телеи музыки и уровень духовнои культуры общества в целом. Библиографический список:

1. Самохина Н.Н. Содержание про-фессионально-творческои самореализации будущих учителеи музыки с позициИ системного подхода // European Researcher. 2013. Vol. (38). №1-1. С. 95-101.

2. Сизова Е.Р. Организация и содержание профессиональнои подготовки музыканта-педагога в условиях современного социума: монография. -М.: АПК и ППРО; Челябинск: ЧГИМ, 2007. - 170 с.

3. Хасанова И.И. Формирование социально-профессиональных ценностеи учащейся молодёжи в условиях со-цио-экономической трансформации общества // Формирование социально-профессиональных ценностей учащейся молодёжи: сб. науч. ст. Все-рос. науч.-практ. конф. 22 апр. 2014 года; под науч. ред. Э.Ф. Зеера. - Нижний Тагил: ГАОУ СПО СО «НТГПК им. Н.А.Демидова», 2014. - С. 19-25.

ш

0 н

1

ф

5

к

S I

го ш о d. ф

i» Ф го

О

о н

е &

о ГС

X ^

0 '1

S *

1 Го g

-3 ю

ф

н 2

ГО ф

" ё ГО £

ф о

л

I

л Ц

го п;

го

о

JS

0

1 .0

го

° Е

tf о ° а. о d

0

1 _0

го

S

J

о

о

° S

I о

.0 S

с; "

го й

^ Ф

3

со О

^ а.

S 1=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.