УДК 377.8 ББК 74.479
DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-154-161
Т.М. Матюшкова
(Челябинский педагогический колледж № 1, г. Челябинск, Россия)
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с педагогической аксиологией. Обоснованы проблемы содержания ценностных ориентаций будущих учителей музыки на современном этапе развития образования. Даётся характеристика четырех взаимосвязанных компонентов, составляющих структуру профессионально-ценностных ориентаций студентов музыкального отделения педагогического колледжа: аксиологического, мотивационного, деятельностного, социального, данные компоненты [по мнению автора] наиболее точно отображающие специфику будущей профессии и способствующие профессиональному и личностному становлению учителя музыки в контексте стандартов нового поколения. Определена структура профессионально ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования, которые способствуют их будущей профессиональной самореализации.
Ключевые слова: ценности музыкального искусства, профессионально-ценностные ориентации, мотивационно-ценностное отношение, самореализация, самоценность.
T.M. Matyushkova
(Chelyabinsk teacher training college №1, Chelyabinsk, Russia)
STRUCTURE OF PROFESSIONAL VALUES OF THE MUSIC DEPARTMENT STUDENTS AT A TEACHER TRAINING COLLEGE
Topical issues ofpedagogical axiology are discussed. The problems of the content of values of future Music teachers at the present level of education development are discussed. Four interrelated components that form the structure ofprofessional values of the music department students at a teacher training college: motivation, activity, axiological and social are described. These components are believed to accurately reflect the specifics of the future profession and encourage professional and personal formation of a Music teacher in the context of the new generation of educational standards.
Keywords: values of the music art, professional values, motivation and value attitude, self-fulfillment, inherent value.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования определяет, что выпускник вуза должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием; ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу; нести ответственность за результат выполнения заданий и т.д. В соответствии с обозначенными требованиями актуальной задачей российской высшей школы, а также системы среднего профессионального образования в подготовке будущего учителя, в том числе, учителя музыки, является формирование ценностно-ориентированных профессиональных компетенций, соответствующих времени, опирающихся на аксиологическую и компетентностную парадигму, помогающих адаптироваться в социальной сфере и позволяющих преодолевать жизненные препятствия.
По мнению учёных (Н.Г. Григорьева, И.Е. Емельянова, Ю.А. Райсвих, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов), педагогические ценности, закрепленные в сознании учителя, образуют систему его профессионально-ценностных ориентаций, определяющих отношение к окружающему миру и моделирующих содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности.
Представители научного сообщества считают, и мы придерживаемся этой точки зрения, что именно на этапе профессионального обучения у будущих специалистов, и, в частности, у будущих учителей музыки, начинают развиваться те ценности и мотивы, которые в будущем определят успешность деятельности в профессии.
Таким образом, в условиях кардинальных преобразований российского общества изучение профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки как проводника духовной культу-
ры подрастающего поколения становится всё более актуальной проблемой среднего профессионального образования.
Мы полагаем, что реализация профессионально-ценностного потенциала будущего учителя музыки зависит от того, насколько педагогический колледж сориентирует его на понимание и осознание социальной значимости и ценности будущей профессии. Согласно концепции В.А. Сластёнина, профессионально-ценностные ориентации являются стержневым образованием личности учителя, системным компонентом его профессиональной культуры, детерминирующим готовность к образовательной деятельности в соответствии с высокими духовными ценностями, преданностью гуманистическим идеалам, которые проявляются в избирательном отношении учителя к своей профессии, личности воспитанника и к самому себе [7].
Следовательно, профессионально-ценностные ориентации будущего учителя музыки мы можем рассматривать как систему установок и отношений личности к особенностям профессии, отражающим содержание и сущность профессиональной деятельности, определяющим её цели и средства, и, соответственно, регулирующим поведение личности в профессиональной деятельности.
Структурные компоненты профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей музыки в высшей школе А.В. Лысенко определяет как когнитивный (знания о профессии, профессиональные знания, осознание себя в профессии); эмоционально-чувственный (содержание (музыка), качество, динамика эмоций и чувств будущих педагогов по отношению к профессии и её ценностям); смысло-це-левой (формирование профессиональных личностно-значимых смыслов и целей, когда будущий учитель становится реальным субъектом своего профессионального выбора) [5].
На наш взгляд, обозначенные компоненты характерны и для структуры профессионально-ценностных ориента-
го
*
ч
ф
ц ц
о
о ф
т
го
ч
ф
ф р
о о
_0 го
ш
0 н
1
ф
5
го
о X _0
о о
ф
_0 го
I
о ^
о
о ф
-&
о с го
о
ций студентов музыкального отделения педагогического колледжа. Однако подготовка специалистов среднего профессионального образования в контексте стандартов нового поколения отличается новым образовательным результатом, соответственно, возникает необходимость пересмотра и адаптации вышеуказанных структурных компонентов к структуре профессионально-ценностных ориента-ций студентов музыкального отделения педагогического колледжа.
Анализируя научные исследования в сфере ценностных ориентаций (А.С. Ан-дрюнина, С.И. Андрющенко, Н.А. Аста-шова, В.А. Волкова, А.Н. Плохотнюк, Ю. А. Райсвих, Е.Г. Штенникова и др.), рассматривая различные подходы (Т.В. Васильева, Н.А. Долгушина, И.Ф. Исаев, А.В. Лысенко и др.) к определению структур профессиональных ценностных ориентаций представителей разных профессий, мы определили структуру профессионально-ценностных ориента-ций студентов музыкального отделения педагогического колледжа, обусловленную необходимостью подготовки специалиста, осознающего значимость своей профессии, способного реализовать свои возможности в конкретной профессиональной деятельности.
В структуре профессионально-ценностных ориентаций студентов музыкального отделения педагогического колледжа мы выделяем следующие компоненты: аксиологический, мотивацион-ный, деятельностный, социальный.
Рассмотрим каждый из вышеобозна-ченных компонентов подробнее.
Аксиологический компонент включает осознание ценности и социальной значимости будущей профессии (учителя музыки и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении) на основе знаний о будущей про-g фессиональной деятельности и профес-s сиональных ценностях. го Профессиональные ценностные ори-^ ентации педагога оказывают решающее I- влияние как на профессиональное, так и
на личностное самоопределение учителя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность, идеи, закономерности, принципы, присвоение которых позволяет определить отношение будущего учителя к окружающей действительности, музыкально-педагогической системе и ребёнку как главному ядру этой системы. В качестве информации, отражающей состояние профессионального пространства и представляющей собой следствие учебной и самообразовательной деятельности студента, выступают профессионально-педагогические знания. Содержание аксиологической сферы открывает для студента свободный и вариативный выбор новых знаний, идей, ценностей и личностных смыслов, определяет процесс самостоятельного педагогического поиска, позволяет решать профессиональные задачи, выполняя ориентировочную функцию в становлении и формировании профессионально-ценностных ориентаций.
Информированность студента о будущей профессии характеризуется различным уровнем и объёмом знаний, а также стилем профессионального мышления. Знания о профессии на начальном этапе обучения носят исключительно поверхностный характер. Студент видит будущую профессию «издалека», исходя из своих обыденных знаний о ней, чаще всего это интерес к музыке, любовь к музицированию и т.д. И только в процессе обучения и воспитания происходит обогащение знаниями о профессии. И, как результат деятельности педагогов, саморазвития и самоопределения студента, он вырабатывает собственное видение профессиональной проблематики, которое, в свою очередь, выступает необходимым условием постановки и решения профессиональных задач в соответствии с его личностными интересами и потребностями.
Необходимые знания о ценностной составляющей будущей профессии раскрывают сущность труда педагога-музыканта, особенности музыкально-
педагогической деятельности, профессионального общения и рассматриваются как основание для ориентации студента в профессиональной среде и её системе ценностей.
Важной составляющей аксиологического компонента профессионально-ценностных ориентаций учителя музыки являются методологические знания (общие принципы изучения музыкально-педагогических явлений, закономерности обучения и воспитания); теоретические (цели, принципы, содержание, методы и формы музыкально-педагогической деятельности, закономерности формирования и развития личности ребёнка); методические (основы методики обучения и воспитания); технологические (способы и приёмы обучения и воспитания).
Э.Б. Аблуллин считает, что профессиональные знания интегрируются в некоторую специфическую систему, построенную по логике практического решения педагогических задач. Следовательно, решение и анализ каждой педагогической задачи актуализирует систему профессиональных знаний и в дальнейшем определяет возможность освоения профессионального содержания будущим педагогом на методологическом уровне. А методологическая грамотность, в свою очередь, способствует выходу на уровень сущностного, смыслового понимания профессиональной проблематики [1].
В рамках аксиологии педагогического образования разработаны различные классификации педагогических ценностей, присвоение которых обеспечивает становление ценностных ориентаций учителя. Наиболее полная система ценностей, образующих содержательную основу профессионально-педагогической культуры, выделена И.Ф. Исаевым. Автор включает в нее две плоскости их существования: горизонтальную (ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества) и вертикальную (общественно-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально личностные ценности),
отмечая их согласованность и единство (синкретизм), обусловленный их взаимодействием и взаимопересечением в процессе функционирования системы ценностей. Безусловно, любое разделение профессиональных ценностей достаточно условно, так как только в процессе их целостного присвоения осуществляется становление профессиональных ценностных ориентаций как системного личностного образования.
Мотивационный компонент включает мотивацию к получению знаний, умений, навыков, компетенций и стремление к использованию их в будущей профессиональной деятельности, характеризует содержание, качество, динамику эмоций и чувств будущих педагогов-музыкантов, выражающих их отношение к профессии. Р.И. Лозовская считает, что музыка понимается и познаётся именно через эмоциональные, чувственные каналы, её содержание принимается как энергетический поток, одухотворяющий душу. Поэтому, по мнению ученого, музыкально-педагогическое образование предполагает приобщение студентов к ценностям высшего порядка, содержащимся в произведениях классической и народной музыки [4]. Не случайно эмоции и чувства пронизывают все стороны будущей профессиональной деятельности студентов музыкального отделения педагогического колледжа.
По нашему мнению, эмоциональная сторона профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки проявляется в его отношении к музыке как виду искусства и связанным с ней профессиональным знанием, их приобретению, передаче и использованию. К тому же эмоционально-эстетическая направленность, осуществляющаяся в единстве с интеллектуальной и волевой, является сущностным свойством этого отношения. И в этом смысле для своих воспитанников педагог-музыкант является проводником в великий, незнакомый, порою сложный мир музыки, а этот мир не может быть скучным и невыразитель-
го
*
ч
ф ц
ц о
о ф
т
го
ч
ф
ф р
о о
_0 го
ш
0 н
1
ф
5
го
о X .0
о о
ф
.0 го
I
о ^
о
о ф
-&
о с го
о
ным. Поэтому общение педагога должно быть пронизано эмоциональными составляющими, позволяющими педагогическое взаимодействие «окрасить в яркие тона». Способность педагога-музыканта выразительно отражать эмоциональное состояние (приёмы невербальной коммуникации) может быть охарактеризована как эмоциональная экспрессивность. По мнению Г.М. Цыпина, важно, чтобы учитель обладал способностью «влучать» (К.С. Станиславский) эмоционально-эстетическую по характеру, душевную энергию в учащихся на уроке музыки [8].
Формирование профессиональных ценностных ориентаций как основы мо-тивационно-ценностного отношения к педагогической профессии, по мнению исследователей (В.И. Сластёнин, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов), предопределяет формирование исполнительского (процессуального) компонента профессиональной готовности. Мы считаем, что наличие профессионально значимых ценностных ориентаций побуждает личность к добросовестному отношению к делу, к поиску, творчеству, совершенствованию, частично компенсирует недостаточно развитые умения и навыки. Отсутствие же положительной ценностной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.
По мнению А.В. Лысенко, усиление эмоционального начала в личности ведёт к её гармонизации, так как нравственные нормы, социальные и профессиональные ценности могут стать личностными ценностями только преломляясь через чувства [5]. Таким образом, подтверждается мнение о том, что присвоение ценностей личностью и выработка собственных ценностных ориентаций осуществляются не только на аксиологическом уровне, но и на мотивационном, так как ценности
го
g воспринимаются не только разумом, но и s чувствами-мотивами. го Следовательно, формирование про-^ фессионально-ценностных ориентаций н будущего педагога-музыканта непосред-
ственно будет связано с развитием его мотивационной сферы, ядром которой выступает эмоционально-чувственная составляющая.
Деятельностный компонент характеризует сформированность умений и навыков, присущих профессии учителя музыки и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении, готовность к совершенствованию и использованию их в профессиональной деятельности. Данный компонент оказывает непосредственное влияние на формирование профессиональных личностно-значимых смыслов и целей, когда будущий учитель становится реальным субъектом своего профессионального выбора.
Деятельностный компонент включает в себя много составляющих, которые в целом можно объединить в две группы: музыкально-исполнительскую и профессионально-педагогическую. Первая группа отражает умения и навыки, необходимые для «общения» с музыкой как видом искусства: владение музыкальным инструментом, музыкальной литературой, историей и теорией музыкального искусства, основами анализа музыкальных произведений, теорией и методикой вокальной и хоровой работы, методами слухового анализа и пр.
Вторая группа включает умения организации и осуществления музыкально-педагогического процесса: владение методами обучения игре на инструменте, методами организации коммуникативного процесса в системе «композитор-исполнитель-слушатель», способами организации педагогического взаимодействия ученика и педагога, методами организации конструктивного социально-педагогического взаимодействия и пр.
С первых шагов обучения перед будущим педагогом-музыкантом необходимо ставить вопросы, касающиеся его профессионального определения и реализации в профессии. По мнению Е.В. Бондаревской, образование - это, прежде всего, становление человека, об-
ретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству [2].
Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как отношения личности к значимым моментам ее профессиональной деятельности, можно обнаружить, как минимум, наличие трех типов отношений педагога, субъекта данной деятельности:
1) отношение к педагогической деятельности, определяющее цель и личностный смысл данной деятельности;
2) отношение к «объекту-субъекту» деятельности - личности ученика, обеспечивающее ее безусловное принятие и проектирование развития;
3) отношение к субъекту деятельности -личности учителя и к самому себе как педагогу, определяющее профессиональный идеал и Я-концепцию учителя.
Социальный компонент определяет готовность к активной профессиональной деятельности в обществе и созидательному труду в выбранной профессиональной среде. Необходимо отметить, что важной особенностью обучения студентов музыкального отделения педагогического колледжа является возраст контингента студентов, который, как правило, очерчен границами 15-19 лет. В это время социальная активность юношей и девушек, как правило, достаточно высока, но при этом, осознание профессиональной самобытности, профессиональная идентификация и готовность к профессиональной самореализации находятся на низком уровне. Поэтому нам представляется важным формирование личностной заинтересованности студентов в результатах своего будущего труда, становление профессиональной самоценности учителя музыки, воспитание профессионального самосознания педагога-музыканта. Это возможно через акцентирование эмоционально-чувственного отношения сту-
дентов к музыкально-педагогической деятельности, которая связана с освоением музыкальных произведений и способов реализации творческой деятельности, основанных на эмоционально-образном постижении и познании мира [6].
По мнению психологов, любая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте, соответственно, усвоение и овладение культурными ценностями, которые представляют, по мнению В.П. Зинченко, суть самоценности, не может быть пассивным. Человек не связан ими, он должен не просто принять, а утвердить их для себя [3]. Поэтому специфическая чувственная ориентация, эмоциональная активность будущего специалиста на различные стороны и объекты своей профессиональной деятельности является одной их важнейших характеристик профессионально-ценностных ориентаций учителя.
Таким образом, в результате анализа различных исследовательских подходов к проблеме профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических специальностей автором была определена структура профессионально-ценностных ориентаций студентов музыкального отделения педагогического колледжа, включающая следующие компоненты:
1) аксиологический (осознание социально-ценностной значимости будущей профессии на основе знаний о будущей профессиональной деятельности и профессиональных ценностях);
2) мотивационный (мотивация к получению знаний, умений, навыков, компетенций и дальнейшему использованию их в будущей музыкально-педагогической деятельности);
3) деятельностный (сформированность умений и навыков, присущих будущей профессии, готовность к совершенствованию и использованию их в профессиональной деятельности);
4) социальный (готовность к активной профессиональной деятельности в обществе и созидательному труду в
го
*
ч
ф ц
ц о
о ф
т
го
ч
ф
ф р
о о
_0 го
ш
0 н
1
ф
5
го
о X _0
о о
ф
.0 го
I
о ^
о
о ф
-&
о с го
о
выбранной музыкально-педагогической сфере).
Вышеуказанные структурные компоненты, по мнению автора, являются основой для формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов музыкального отделения педагогического колледжа и способствуют их будущей профессиональной самореализации. Библиографический список:
1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего образования: дисс. ... д.п.н. - М.: 1991. - 433 с.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
3. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания. Вопросы философии. 2011. №8. С. 92.
4. Лозовская Р.И. Содержание духовного воспитания педагога-музыканта
в процессе профессиональной подготовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2009. №3. С. 88-93.
5. Лысенко А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-ценностных ори-ентаций будущего учителя музыки: дисс. ... к.п.н. - Майкоп, 2005. - 185 с.
6. Сизова Е.Р. Организация и содержание профессиональной подготовки музыканта-педагога в условиях современного социума: монография. -М.: АПК и ППРО; Челябинск: ЧГИМ, 2007. - 170 с.
7. Сластёнин В.А., Чижаков Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -192 с.
8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. -М.: Академия, 2003. - 374 с.
Поступила 07.12.15
Об авторе:
Матюшкова Татьяна Михайловна, преподаватель художественно-эстетической кафедры Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (Среднее специальное учебное заведение) «Челябинский педагогический колледж № 1», (Россия, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д. 43), аспирант Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, spark142@yandex.ru
Для цитирования: Матюшкова Т.М. Структура профессионально-ценностных ори-ентаций студентов музыкального отделения педагогического колледжа // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 154-161.
References:
1. Abdulin E.B. Content and organization of methodological training of Music teacher in the system of higher education. Dis. ... Dr. Sci. (Education), M.: 1991. [in Russian]
2. Bondarevskaia E.V., Kulnevich S.V. Pedagogy: personality in humanist theories and education systems. Rostov-on-Don, Tvorcheskii tsentr "Uchitel", 1999. [in Russian]
3. Zinchenko V.P. Values in the structure of consciousness. Voprosyfilosofii. 2011. №8. C. 92. [in Russian]
4. Lozovskaia R.I. Content of spiritual education of musician-teacher in vocational training. VestnikAdygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika i psikhologia. Maikop: Izd-vo AGU, 2009. [in Russian]
5. Lysenko A.V. Psychological and pedagogical conditions of forming professional values of a future Music teacher. Dis. ... Cand. Sci. (Education), Maikop.: 2005. [in Russian]
6. Sizova E.R. Organization and content of vocational training of musician-teacher in the conditions of the contemporary society. M.: AKP i PPRO; Chelyabinsk: ChGIM, 2007. [in Russian]
7. Slastenin V.A., Chizhakov G.I. Introduction to pedagogical axiology. M.: Akademia, 2003. [in Russian]
8. Tsypin G.M. Psychology of musical activities: theory and practices. M.: Akademia, 2003. [in Russian]
About the author:
Matyushkova Tatiana Mikhailovna, Post-graduate student, P.I. Chaikovsky South Ural State Institute of Arts, Lecturer, Department of Art Aesthetics, Chelyabinsk teacher training college №1 (Russia, Chelyabinsk, Molodogvardeytsev str., 43), spark142@yandex.ru |
For citation: Matyushkova T.M. Structure of professional values of the music department § students at a teacher training college // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2 2015. № 4. P. 154-161. |
m
о н x <u
S
J
го
о
X
_D
О О
ф J
_D
Ц
ГО I О s
о
о ф
-&
о с го
О