Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов'

Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / FUTURE TEACHERS / ЕДИНСТВО / UNITY / ЛИЧНОСТНЫЙ / PERSONAL / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ACTIVITY / ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ / FUNCTION EDUCATOR / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / CULTURAL / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ / HUMANISTIC / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / HERMENEUTIC APPROACH / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / "SELF-CONCEPT"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустов Юрий Андреевич

В статье поднимается вопрос о назревшей необходимости проектирования и реализации непрерывной системы воспитания будущих педагогов, способствующей формированию их профессионально важных личностных качеств и общепрофессиональных компетенций. Определены приоритетные методологические подходы к ее разработке: обеспечение единства обучения и воспитания студентов вуза, личностно-ориентированный и личностно-деятельностный и культурологические подходы к учебно-воспитательному процессу, ценностный и культурологический подходы, гуманистический и герменевтический принципы. На основе указанных положений теоретического обобщения результатов научных исследований и передового педагогического опыта предлагаются апробированные формы системной организации непрерывного воспитания студентов педагогического профиля подготовки: «Я-концептуальный» и внеучебные подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустов Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCE IN THE EDUCATION OF FUTURE TEACHERS

The article raises the question of the urgent need to design and implement a system of continuous education of future educators that promotes the formation of professionally important personal qualities and general professional skills. Priority methodological approaches to its development: ensuring the unity of training and education of university students, student-centered and learner-activity and cultural approaches to the educational process, value and cultural approach, humanistic and hermeneutic principles. On the basis of these provisions of theoretical generalization of the results of scientific research and advanced pedagogical experience offers proven forms of systemic organization of continuous training of students of pedagogical profile preparing, "I-concept" and extra-curricular approaches.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов»

Ю.А. Кустов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ..

УДК 378.1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© 2015

Ю.А. Кустов, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и методики преподавания»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье поднимается вопрос о назревшей необходимости проектирования и реализации непрерывной системы воспитания будущих педагогов, способствующей формированию их профессионально важных личностных качеств и общепрофессиональных компетенций. Определены приоритетные методологические подходы к ее разработке: обеспечение единства обучения и воспитания студентов вуза, личностно-ориентированный и личностно-деятельностный и культурологические подходы к учебно-воспитательному процессу, ценностный и культурологический подходы, гуманистический и герменевтический принципы. На основе указанных положений теоретического обобщения результатов научных исследований и передового педагогического опыта предлагаются апробированные формы системной организации непрерывного воспитания студентов педагогического профиля подготовки: «Я-концептуальный» и внеучебные подходы.

Ключевые слова: компетенции, воспитание, будущие педагоги, единство, личностный, деятельностный, функции воспитателя, ценностные ориентации, культурологический, гуманистический, герменевтический подходы, «Я-концепция», внеучебная деятельность.

Федеральный государственный стандарт высшего педагогического образования (ФГОС ВПО) предусматривает в качестве нового образовательного результата освоение студентами компетенций.

Ведущей идеей компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании «являются не сами знания, умения и навыки, а готовность и способность их актуализации на основе понимания того, какие именно знания и умения, а также личностные качества необходимы для решения конкретной профессиональной задачи» [1].

В данном определении просматривается противоречие, состоящее в том, что для формирования профессиональных знаний и умений студентов существуют учебные планы и программы, определены специальные навыки, которыми должен овладеть студент в период обучения в вузе. Что же касается формирования личностных качеств будущих педагогов, которые также необходимы для освоения общепрофессиональных компетенций, то здесь такой стройной системы нет. Между тем, анализ содержания общепрофессиональных компетенций высшего педагогического образования показывает, что для их деятельностного функционирования нужна сформи-рованность таких личностных качеств студентов, входящих в состав этих компетенций, как «индивидуальные особенности», «особенности регуляции поведения», «общение», «культурно-досуговая деятельность», «межличностное взаимодействие», «этика», «поликультурная среда», «здоровьесберегающие технологии» и т.п.

Отсюда - налицо необходимость нового подхода к формированию общепрофессиональных компетенций, состоящего прежде всего в выполнении требований и правил принципа единства обучения и воспитания в подготовке будущих педагогов.

К приоритетным требованиям этого принципа относятся [2, с. 11]:

- ведущим компонентом любых воспитательных отношений и учебных процессов в педагогическом вузе должен быть студент с его конкретными особенностями и уровнем развития;

- очеловечивание отношений студентов между собой и с педагогами, соблюдение приоритета общечеловеческих ценностей;

- следует шире вводить самоуправление студентов, посредством которого развивать их самоорганизацию, самообучение, самовоспитание.

При реализации требований принципа единства обучения и воспитания следует руководствоваться такими правилами:

- началом воспитания студентов в процессе обучения должно являться изучение уровня их воспитания;

- следует каждому преподавателю вуза провести анализ структуры и содержания преподаваемых студентам дисциплин с целью выявления их воспитательного по-

тенциала;

- спроектировать учебно-воспитательный процесс по преподаваемой дисциплине на основе связи программного материала с жизнью, практикой, предстоящей педагогической деятельностью;

- оптимизировать комплекс методов, форм, приемов, средств преподавания и учения наиболее соответствующий целям воспитания и конструктивному взаимодействию студентов и преподавателей;

- обеспечить преемственность педагогических действий преподавателей вуза в выполнении требований и правил принципа единства обучения и воспитания, руководствуясь положением о том, что обучение всегда воспитывает, а воспитание всегда обучает.

Из сформулированных требований и правил следует, что профессиональная подготовка будущего педагога не должна быть основана на одномерном подходе к студенту как будущему узкому специалисту. Профессионально-воспитательный процесс в педагогическом вузе призван развивать целостный комплекс индивидуальных качеств личности студента, учитывать сложность задач, возникающих в процессе предстоящей педагогической и воспитательной деятельности выпускника психолого-педагогического направления подготовки. Исходя из этого, одним из научно-методологических подходов к формированию общепрофессиональных компетенций студентов этого направления является личностно ориентированное педагогическое образование.

Интересно отметить, что исследователи по-разному рассматривают диалектическую связь и последовательность процессов личностного и профессионального развития студентов. Например, Э.Ф. Зеер охарактеризовал ее следующим образом: «Центральным звеном личност-но-ориентированного профессионального образования является профессиональное развитие - развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. На начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития. На последующих стадиях профессионального становления соотношение личностного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесную целостность. На стадии профессионализации профессиональное развитие личности начинает доминировать над личностным и определять его» [3, с. 281].

Л.М. Митина же в исследованиях личностного и профессионального развития человека пришла к выводу об их единстве: «Профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей

Ю.А. Кустов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ...

форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации» [4].

Изучение научной литературы и существующей практики показывает, что в качестве составной части методологических основ формирования общепрофессиональных компетенций будущих педагогов, формирования их профессионально важных личностных качеств, является личностно-деятельный подход. Он означает, что в центре учебно-воспитательного процесса в вузе должен находиться студент, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад. Адресованные студенту вопросы, задания в условиях личностно-дея-тельностного подхода стимулируют его личностную, интеллектуальную, деловую активность, поддерживают и направляют его продуктивную деятельность.

В контексте деятельностного компонента личностно-деятельного подхода студент рассматривается как субъект такой деятельности, в процессе которой должно происходить не только усвоение специальных знаний и умений, но и формирование приобретенных профессионально значимых личностных качеств будущего педагога.

Включение студентов в доступную им разнообразную не только учебно-познавательную, но и социо-куль-турную деятельность, является эффективным средством формирования их ведущих профессионально-значимых личностных и деловых качеств.

В.С. Безрукова раскрывает систему приоритетных профессионально важных качеств педагога в форме перечня деятельностей, совпадающих с функциональными компонентами педагогической системы [5, с. 159].

Гностическая функция заключается в деятельности педагога непрерывно исследовать, изучать своих учеников. Для этого необходимо уметь выявлять, анализировать, формировать проблемы, ставить и решать задачи, добывать новые педагогические знания, изучать инновационные подходы.

Проектировочная функция связана с умением педагога предвидеть результаты своей деятельности, определять последовательность своих действий для достижения поставленной цели.

Коммуникативная функция педагога выражается в установлении его связей и отношений с учениками, родителями, коллегами.

Конструктивная функция связана с разработкой учителем технологии разнообразных форм деятельности учащихся, оптимального решения возникающего множества педагогических задач.

Организаторская функция воспитателя заключается в умении оптимально распределять свои силы и силы учащихся в учебной и внеклассной деятельности, определять ответственность, контролировать.

Ясно, что успешное выполнение этих функций в значительной степени зависит от сформированности личностных качеств педагога.

В частности В.С. Безрукова подчеркивает, что педагог изначально должен быть высоконравственным человеком: гуманным, воспитанным, эмоционально отзывчивым, тактичным. Он не может быть авторитарным, конфликтным, не способным в нужный момент изменять свое решение [5, с .158].

Необходимость сформированности у педагога этих качеств обусловлена многоаспектностью его деятельности. Это в одном лице - преподаватель, воспитатель, методист, исследователь, интеллигентная, творческая саморазвивающаяся личность.

В связи с этим в проектировании и реализации системы воспитания будущих педагогов, формировании их общепрофессиональных компетенций необходимо, наряду с вышеупомянутыми, опираться на ряд других приоритетных методологических подходов.

Среди них на первый план следует поставить ценностный подход. Новые социально-экономические условия, рыночные отношения значительно изменили ценностные ориентации, прежние педагогические цен-

ности в образовании, воспитании и саморазвитии человека. Важно как в воспитании будущих педагогов, так и в методологической направленности их предстоящей профессиональной деятельности придерживаться трех групп ценностей, следование которым позволит человеку сделать свою жизнь осмысленной: «ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения» [6]. А.В. Кирьякова в своих исследованиях раскрыла структуру и организационно-педагогические условия формирования у обучаемых таких общепринятых ценностей как «Человек, Жизнь, Красота, Познание, Труд, Отечество» [7].

Конструктивным в организации воспитания студентов психолого-педагогического направления подготовки является культурологический подход, реализацию которого А.М. Новиков видит в том, «что современная ориентация отечественного образования на формирование «человека культуры» диктует необходимость раскрывать цели и содержание профессионального образования не в понятиях «знания» и «умения», а в понятиях культуры: «нравственная культура», «эстетическая культура», «техническая культура», «культура общения» и т.п.» [8].

В.С. Безрукова следующим образом раскрывает сущность культурологического подхода в образовании: «понимать педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования, обучения и закладывающую их будущее» [5, с. 48].

Воспитание будущего педагога трудно представить без гуманистического подхода к этому процессу, ориентации на самого человека, уважение его человеческого достоинства, создания максимально благоприятных условий для его творческого саморазвития. Сущность гуманизации педагогического образования многоаспектна. Прежде всего, гуманизация образования представляет собой процесс, направленный на развитие личности будущего учителя как субъекта творческого труда, познания и общения. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и учащихся, она предполагает подлинно человеческие (гуманные) отношения между ними. Наконец, гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, изменяющий взгляд на характер и суть учебно-воспитательного процесса, в котором педагоги и учащиеся - активные субъекты развития своей творческой индивидуальности.

Ведущая идея гуманистического подхода - развитие активно-творческих возможностей студентов, их интеллектуально-нравственной свободы [9, 10].

Наконец, в формировании общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов исключительно большое значение имеет реализация герменевтического подхода, призванного разъяснять, истолковывать, обеспечивать понимание культурных общечеловеческих ценностей на основе целостного смыслового понимания целого ряда наук (политеоретический подход). Герменевтический подход позволяет теоретически осмыслить и обобщить передовой педагогический опыт, приобщить будущих педагогов к творческому овладению различными педагогическими технологиями и инновационными формами преподавания и воспитания.

С точки зрения герменевтического подхода очень важно развитие у будущего учителя способности к всестороннему пониманию своих учеников, учитывавших их желания, потребности, мотивы поведения.

Принимая на вооружение сформулированные выше методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций студентов психолого-педагогического направления подготовки, организаторы учебно-воспитательного процесса в вузе испытывают затруднения в выборе формы его системной организации. Изучение научной литературы и теоретическое обобщение передового педагогического опыта позволя-

Ю.А. Кустов педагогические

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ... науки

ет наметить ряд организационно-педагогических подходов к решению этой важной проблемы. Одним из таких решений является реализация «Я» концептуального подхода к организации воспитания будущих педагогов.

Так, Е.М. Садыковой предложена сквозная, непрерывная система формирования профессионально важных личностных качеств студентов профессионально-педагогического колледжа на основе «Я-концепции» [11]. В работе определены приоритетные направления постановки воспитания студентов на каждом курсе: 1 курс - «Я - человек», 2 курс - «Я и природа», 3 курс - «Я

- семья и общество», 4 курс - «Я и мир знаний», 5 курс

- «Я и Отечество». Для каждого курса определен формируемый в процессе воспитания приоритетный компонент комплекса профессионально важных личностных качеств, педагогическая цель, необходимые организационно-педагогические условия достижения поставленной цели, ожидаемый результат формирования качеств.

Такого рода системный подход к составлению и реализации программы поэтапного сквозного формирования профессионально значимых личностных качеств будущих педагогов позволил привлечь к этому процессу всех преподавателей колледжа к организации учебной и вне-учебной работы со студентами, повысить качество подготовки студентов к учебной и предстоящей воспитательной деятельности.

Значительные потенциальные возможности по формированию общепрофессиональных компетенций будущих педагогов заключены в реализации системного подхода к организации внеурочной работы студентов как составной части их воспитания.

Такая система была спроектирована на основе сформулированных выше методологических подходов. Она со временем развилась и успешно функционирует сегодня во всех подразделениях Тольяттинского государственного университета.

Задачами, стоящими перед коллективом вуза в деле воспитания студентов, способствующего формированию их общепрофессиональных компетенций, явились:

- создать условия, при которых практически все студенты в период обучения в вузе участвуют в социальной и общекультурной деятельности в том или ином направлении;

- достичь разностороннего развития студентов в процессе их внеучебной деятельности;

- обеспечить активное участие преподавателей в организации внеучебной работы студентов.

Содержанием системы внеучебной работы студентов предусмотрено, чтобы в период обучения в вузе, кроме получения необходимого объема знаний по гуманитарным, общетеоретическим, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, каждый студент должен получить развитие в следующих основных направлениях:

- обучиться приемам ведения агитационно-массовой работы;

- овладеть методами и приемами организаторской работы с тем или иным коллективом;

- развить навыки самостоятельной работы в направлении повышения своего научного уровня и квалификации;

- повысить свой эстетический и общекультурный уровень.

Развитие в указанных направлениях необходимо обеспечить для каждого студента путем его последовательного участия в следующих видах внеучебной работы:

1. Агитационно-массовая работа: выступления с беседами или лекциями перед студентами, в подшефных школах, перед населением; подготовка докладов и рефератов по истории края, международному положению, на военно-патриотические темы; работа агитатором среди населения на избирательных участках, проведение бесед с молодыми рабочими на предприятиях в связи с задачей обеспечения нового набора в институт; агитационно-массовая работа в молодежных общежитиях.

2. Организаторская работа: активная работа на вы-

борных должностях (староста группы, профорг, физорг, член студсовета и т.д.); участие в организации вечеров на ту или иную тему, в организации трудовых отрядов, проведении субботников; выполнение других организаторских поручений руководителей общественных организаций в привлечении абитуриентов и проведении нового набора в институт; участие в работе оперативных отрядов; организация работы с детьми в школах и летних лагерях; участие в организации работы университета музыкальной культуры; руководство коллективами самодеятельности или спортивными командами.

3. Работа по повышению научного уровня и квалификации: участие в работе научно-технических кружков при кафедрах; обучение в школе молодых исследователей; составление докладов и рефератов по новым достижениям науки и техники, отражаемых в научно-технической литературе; выпуск стенгазет и листков по новым вопросам науки и техники; оказание помощи молодым рабочим в оформлении их рационализаторских предложений и изобретений; ведение занятий в кружках и на курсах техминимума на предприятиях.

4. Повышение культурного уровня: участие в художественной самодеятельности; участие в работе литературных кружков и объединений; участие в работе клуба интернациональной дружбы; участие в проектировании стендов и художественном оформлении помещений кафедр, интерьера института и общежития; подготовка художественных выставок, участие в работе групп фотокорреспондентов и кинооператоров; оформление фотовыставок и фотогазет; оформление групповых и факультетских стенных газет.

В зависимости от индивидуальных склонностей и особенностей студент может в каждом из упомянутых выше разделов выполнить объем внеучебной работы по одному или нескольким перечисленным пунктам, или по аналогичным, не предусмотренным этим перечнем, но соответствующим направлению раздела. Он может в соответствии со своими склонностями уделить внимание одному разделу внеучебной работы в большей мере, другому - в меньшей, но выполнение минимального объема внеучебной работы по всем четырем направлениям за время обучения в институте считаться обязательным.

Многолетняя апробация разработанной системы воспитания будущих педагогов в условиях гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета показала не только ее высокую эффективность в формировании общепрофессиональных компетенций будущих педагогов, но и действенность методологических подходов, изложенных выше.

Руководствуясь этими подходами, коллектив любого вуза может с учетом специфики региона, направлений профессиональной подготовки студентов, спроектировать и реализовать систему воспитания будущих педагогов в процессе взаимосвязанной учебной и внеучебной деятельности, способствующей формированию их общепрофессиональных и социокультурных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании / Под. ред. А.А. Орлова, В.В. Грачева. Тула, 2012.

2. Кустов, Ю.А. Единство обучения и воспитания как педагогический принцип / Ю.А. Кустов. Единство обучения и воспитания : Сборник научно-методических работ. Самара, 1998. Самарский государственный профессионально-педагогический колледж. - 263 с.

3. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. -Екатеринбург : Изд-во Урал. проф. пед. ун-та, 2000. 258 с.

4. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. - М., 1994. - 216 с.

5. Безрукова, В.С. Педагогика : Учеб. для инж-пед. спец. / В.С. Безрукова. Екатеринбург. обл. ин-т развития регионального образования. - Екатеринбург, 1994. - 339 с.

Д.В. Лузина

ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ

6. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990.

7. Кирьякова, А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности / А.В. Кирьякова. - Л.: РГПУ, 1997.

8. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадигмы наследия. Векторы развития / А.М. Новиков. - М., 2000. - 272 с.

9. Вдовина, Т.О. Гуманизация учебно-воспитатеьл-ного процесса как условие развития личности учащегося: автореферат диссертации ... к.п.н.: 13.00.01. -

Волгоград, 2001. - 28 с.

10. Собкин, В. Гуманизация образования / В. Собкин // Народное образование. 1992. № 9-10. - С. 72-77.

11. Садыкова, Е.М. Проектирование и реализация системы формирования профессионально важных качеств студентов колледжей на основе «Я-концепции» (на примере профессионально-педагогических колледжей) / Е.М. Садыкова. Дисс. ... к.п.н. Тольятти, 2000. - 225 с.

Исследование осуществляется при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10308а

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCE

IN THE EDUCATION OF FUTURE TEACHERS

© 2015

Y.A. Kustov, Doctor of Education, Professor of «Pedagogy and Methods of Teaching»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The article raises the question of the urgent need to design and implement a system of continuous education of future educators that promotes the formation of professionally important personal qualities and general professional skills. Priority methodological approaches to its development: ensuring the unity of training and education of university students, student-centered and learner-activity and cultural approaches to the educational process, value and cultural approach, humanistic and hermeneutic principles. On the basis of these provisions of theoretical generalization of the results of scientific research and advanced pedagogical experience offers proven forms of systemic organization of continuous training of students of pedagogical profile preparing, «I-concept» and extra-curricular approaches.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: competence, education, future teachers, unity, personal, activity, function educator, values, cultural, humanistic, hermeneutic approach, «self-concept» extracurricular activities.

УДК 316.1:65.01

ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ

© 2015

Д.В. Лузина, аспирант Тольяттинского государственного университета МАОУ ДПОС Ресурсный центр Департамента образования, Тольятти (Россия)

Аннотация. В данной научной статье рассмотрен феномен волонтёрства в системе общественных движений. Сегодня актуальным представляется вопрос о том, что означает сегодня такое социальное явление как общественные движения, оказывают ли они влияние на социальные процессы и на изменение социальной реальности в целом. В статье приведены данные, полученные в результате проведённого социологического исследования, изучающего особенности волонтерских движений в г. Тольятти.

Ключевые слова: волонтёрство, волонтёрская деятельность, благотворительность, общественные движения, социологическое исследование, анкетирование, молодёжь, Тольятти.

В настоящее время остро стоит вопрос о том, что означает сегодня такое социальное явление как общественные движения, оказывают ли они влияние на социальные процессы и на изменение социальной реальности в целом. Особо актуальными эти вопросы стали в контексте анализа глобализации, радикально повлиявшей на востребованность участия рядовых граждан и их объединений в жизнедеятельности общества, а также в формате социализации, воспитания и обучения [1, 2]. Существующие объединения и движения стараются привлечь все больше молодежи, так как именно данная социальная группа способна повлиять на социальную политику, и стать толчком для проведения государством реформ, направленных на поддержку деятельности организаций, действующих с целью помощи гражданам [3, 4]. Особенно ярко данная тенденция проявляется в активизации волонтерских движений, набирающих все большие масштабы в России. В работе Кудринской Л.А. «Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции» [5, с. 16] волонтерство рассматривается как добровольческий труд. Автор статьи, утверждает, что добровольческий труд - это непосредственная благотворительная деятельность. По ее мнению, волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство можно назвать также альтруизмом, то есть нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага [6, с. 67].

Таким образом, обобщая приведенные определения, можно сказать, что добровольческий труд основан на участии гражданина в решении социально-значимых

проблем общества, не преследуя целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста за свою деятельность. Основная цель, стоящая перед волонтером - получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.

В настоящее время существует множество программ и проектов, направленных на привлечение молодежи в ряды волонтерских движений. Их организация и реализация в основном сосредоточены в городах. Основные цели организации: активизация гражданской позиции населения для решения стоящих социальных проблем собственными силами и создание возможностей для реализации идей и раскрытия личностного и творческого потенциала.

Одним из городов, в котором активно развивается волонтерское движение, является город Тольятти. Он предоставляет молодым волонтерам широкие возможности для раскрытия личности, являясь сосредоточием разнообразных возможностей деятельности, а так же насыщенности социальной информации. Тольятти - один из самых стабильных и активно развивающихся городов России. Но, как и во многих других городах России у местных властей не всегда хватает времени и бюджета для решения достаточно большого количества социальных проблем. К тому же не все социальные проблемы решаемы только финансированием, многим социальным группам необходима помощь иного характера. Например, пожилые люди, взрослые и дети с ограниченными возможностями, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, все они относятся к той категории, которой парой не хватает простого человеческого общения. И здесь волонтеры не заменимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.