УДК:378 ББК: 74.584
Пудовкина Н.В.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
Pudovkina N.V.
CONCEPTUAL POSITIONS AND SYSTEM MODEL OF THE SHAPING SOCIAL-
PROFESSIONAL INSTALLATION FUTURE SPECIALIST AGRICULTURAL
PROFILE
Ключевые слова: социально-профессиональная установка, компетенция,
концептуальные положени, педагогическое проектирование.
Key words: social-professional installation; the competency; the conceptual positions; pedagogical designing.
Аннотация
В статье раскрывается сущность педагогического проектирования; дается характеристика концептуальных положений и спроектирована пространственновременная теоретическая модель системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК на саморазвитие социально-профессиональной компетенции.
Abstract
Essence of the pedagogical designing opens in article; it is given feature of the conceptual positions and is designed space-temporary theoretical system model of the shaping social-professional installation future specialist APK on self-development of social-professional competency.
Актуальность и значимость предпринятого исследования обусловлены новым этапом социально-экономического развития России до 2020 года, требующим значительного повышения кадрового потенциала страны на основе инноваций в системе образования, важной составной частью которой является повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
В соответствии с задачами и условиями модернизации высшего образования, интеграции высшей школы в единое европейское образовательное пространство возрастает уровень требований к специалистам сельскохозяйственной отрасли, наиболее остро переживающей кризисные явления. В современном сельском хозяйстве востребован специалист, который вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, субъектно-личностным опытом, с установкой на овладение набором компетенций в соответствии с задачами профессионализации и социализации.
В настоящее время сельскому хозяйству нужен специалист нового типа, способный эффективно трудиться на предприятиях разных типов, разных форм собственности, обладающий организационно-управленческими навыками и конкурентноспособный на рынке труда.
В связи с этим современный специалист-аграрий должен иметь основательную подготовку по фундаментальным дисциплинам и широкую практическую подготовку; творчески владеть специальностью; непрерывно пополнять и обновлять свое образование; представлять задачи, поставленные перед ним обществом; видеть средства и пути их решения; уметь эффективно организовывать производство и руководить деятельностью трудовых коллективов; эффективно использовать полученные знания в сфере своей
специальности; обладать высоким творческим потенциалом и деловой самостоятельностью.
Цель исследования: повышение качества подготовки будущих специалистов АПК к предстоящей деятельности и социализации путем разработки и реализации системы формирования социально-профессиональной установки сельскохозяйственного вуза на саморазвитие их социально-профессиональной компетенции.
Проблема формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза заключается в проектировании и реализации этого процесса как самостоятельной педагогической системы, в определенных теоретических предпосылках ее проектирования, в обосновании концептуальных положений ее модели, в определении сущности ее компонентов (цель, содержание, методы формирования, деятельность педагогов и студентов), в определении организационно-педагогических условий реализации и опытно-экспериментальной проверки ее эффективности.
Прежде чем дать характеристику концептуальных положений разработки системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственных вузов кратко остановимся на сущности процесса педагогического проектирования.
Теоретические основы педагогического проектирования разрабатывались В.П. Беспалько1, В.С. Безруковой2, М.М. Левиной3, Ю.К. Черновой4 и другими исследователями. Педагогическое проектирование представляет собой предварительную разработку приоритетных компонентов предстоящей деятельности педагогов и студентов. Известно, что объектами педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации. Педагогическое проектирование совершается как ряд непрерывных этапов: моделирование, собственно проектирование и конструирование.
Педагогическое моделирование состоит в разработке общей идеи создания новой педагогической системы. Педагогическое проектирование заключается в конкретизации модели на уровне преобразования основных компонентов разрабатываемой педагогической системы в соответствии с требованиями вновь введенного системообразующего элемента. В нашем случае - формирование социально-профессиональной установки. Педагогическое конструирование состоит в такой детализации разрабатываемого проекта, которая позволяет приступить к его реализации в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса его реальными участниками. По существу, конструкт есть руководство к педагогической деятельности.
Принципы педагогического проектирования и правила их выполнения, сформулированы В.С. Безруковой5, заключаются в следующем:
Первый принцип - принцип человеческих приоритетов. Правила его выполнения:
- подчиняйте проектируемые подсистемы реальным потребностям, интересам и возможностям обучаемых;
- не навязывайте обучаемым своих проектов, умейте отступать, заменять их другими;
- жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации студентам и себе.
1Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1983. - 175 с.
2Безрукова, В.С. Педагогика профессионально-технического образования. Теоретические основы: Текст лекций / В.С. Безрукова. - Свердловск: СИПИ, 1989. - 88 с.
3Левина, М.М. Технология профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
4Чернова, Ю.К. Технология реализации компетенстностного подхода в образовании и производственной деятельности: монография / Ю.К. Чернова, О.И. Антипова. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 286 с.
5Безрукова, В.С. Педагогика профессионально-технического образования. Теоретические основы: Текст лекций / В.С. Безрукова. - Свердловск: СИПИ, 1989. - 88 с.
Второй принцип В.С. Безрукова определяет как принцип саморазвития проектируемых педагогических систем и процессов. Он означает необходимость разработки педагогических систем динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Принцип саморазвития должен реализовываться путем выполнения таких правил:
- следует разрабатывать модели, проекты и конструкты таким образом, чтобы их отдельные компоненты легко заменялись, подвергались модернизации, корректировались;
- разрабатываемые проекты и конструкты следует делать такими, чтобы их можно было многократно использовать, приспосабливая к изменившимся условиям;
- не следует останавливаться на одном проекте, следует иметь в запасе еще один-два проекта, обеспечивающих достижение той же цели.
При определении концептуальных положений разработки модели системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза мы исходим из социально-экономических требований к современному специалисту и приоритетных подходов к преобразованиям современной системы профессиональной подготовки молодежи:
- подготовка конкурентоспособного на рынке труда и профессионально-мобильного работника;
- ликвидация ограничений для самопроявления потенциальных профессиональных возможностей личности в экономической и социальной сферах;
- создание интенсивных гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество образовательной подготовки, реализацию всех потенциальных возможностей и способностей личности;
- многоуровневость и непрерывность профессионального образования;
- переход от технократического подхода в развитии системы профессионального образования будущих специалистов агропромышленного комплекса к объединению некоторых позиций технократического и гуманитарного подходов к целям образования, имеющему главной целью профессиональной подготовки «высший синтез личностной позиции и профессиональных знаний и умений» (В.А. Сластенин1).
Конечный результат реализации системы - сформированность социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза как основы творческого саморазвития, обеспечения целостной, высокоэффективной социальной и профессиональной готовности будущих специалистов агропромышленного комплекса, способных в процессе общественно-производственной деятельности в кратчайшие сроки выйти на уровень профессионального мастерства и органично войти в сельский социум.
Рассмотрим основные положения, на которых базируется концепция разработки модели системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза.
Организацию формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса следует осуществлять с позиций проектирования новой педагогической системы, методическим ядром которой становится включение студентов в разнообразные виды учебно-профессиональной деятельности, способствующие развитию личности будущего специалиста.
В связи с этим, первым концептуальным положением разрабатываемой модели является системный подход (В.Д. Шадриков2, Ю.А. Кустов1, Ю.А. Кустов2, Н.В. Пудовкина3).
1 Сластенин, В.А. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя / В.А. Сластенин, В.С. Ильин // Формирование социально активной личности учителя: межвуз. сб. науч. тр. - М., 1987. - С. 3 - 12.
2Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М.: Наука,
1982. - 185 с.
Системный подход - направление методологии решения какой-либо проблемы, задачи, в основе которого лежит рассмотрение объектов, процессов, явлений как систем. Системный подход предполагает рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. В силу высокой общности, системный подход основывается на ряде принципов диалектики: взаимосвязь и развитие, зависимость (связанность) и независимость (автономность), качественное развитие части и целого.
Системный подход обеспечивает:
1. Исследование и создание объектов как систем.
2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы, и изучение этого предмета в соотношении с составляющими данного предмета элементами.
3. Изучение интегративных свойств и закономерностей систем и комплексов систем, раскрытие базисных механизмов интеграции целого.
4. Нацеленность на получение количественных характеристик, создание методов, сужающих неоднозначность понятий, определений, оценок.
В педагогике система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
С позиций системного подхода педагогическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, предназначенных для достижения образовательной цели с прогнозируемым результатом посредством совместной деятельности преподавателей и студентов.
Остановимся на характеристике особенностей проектируемой педагогической системы. Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, то есть той социальной системы, частью которой она является. В данном исследовании формирование социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса на саморазвитие их социальнопрофессиональной компетентности понимается как социально-педагогическая система и, как всякая педагогическая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, объединенных единой целью и единством управления, обеспечивающих профессиональное становление и развитие личности студента.
В данном определении имплицитно представлен ряд утверждений.
Во-первых, признание объективности существования некоего множества, которое состоит из определенного количества элементов, исторически сложившихся как составляющие дидактических основ подготовки специалистов для сельского хозяйства. Отсутствие их взаимосвязи не формировало требующуюся структуру как целостность.
Во-вторых, наличие вполне определенных взаимосвязей элементов обсуждаемого множества, его переход в целостность и приобретение им нового качества.
В-третьих, приобретенная целостность придает функционированию системы динамичный характер.
В-четвертых, функционирование системы становится подчеркнуто целенаправленным, взаимодействие элементов приводит к достижению заранее
Шустов, Ю.А. 10 лекций по системному подходу в профессиональном образовании: учебное пособие / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев. - Самара - Тольятти, 2006. - 90 с.
2Кустов Ю.А. Концепция разработки модели системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля / Ю.А. Кустов, Н.В. Пудовкина // Научный журнал «Научное обозрение». - М., 2010. - № 4. - С. 117-123.
3Пудовкина, Н.В. Концептуальные положения разработки модели системы формирования социально -профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза / Н.В. Пудовкина // Педагог в современном образовательном пространстве: Междунар. сб. науч. ст./ М-во культуры РФ.
поставленной цели - выпускник сельскохозяйственного вуза со сформированной социально-профессиональной установкой на саморазвитие социально-профессиональной компетентности, творческую самореализацию в будущей профессиональной и социальной деятельности.
В-пятых, целостность выражает завершенность процесса формирования системы и приобретение ею состояния относительной устойчивости. На данном этапе совокупность элементов создает новую форму движения. Система начинает динамично функционировать. Процесс подготовки специалистов для агропромышленного комплекса, опирающийся на такую систему, отличается своей результативностью.
В итоге педагогическая система формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза, обладая признаками сложной, динамичной, функциональной системы, постоянно совершенствуется, адаптируясь к изменениям условий окружающей среды.
Эту систему можно отнести к классу абстрактных, источником развития которых служат социальные системы разных уровней и организаций, и открытых систем.
Содержание и формы организации открытых систем зависят от интенсивности и характера взаимодействия с окружающей и природной средой. Если функции педагогических систем заданы извне, то есть согласно социальному заказу национальной или государственной системы образования, и постоянно регулируются субъектами управления путем систематических и целенаправленных коррекций, то система не может рассматриваться как замкнутая структура. Педагогическая система формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза получает информационную энергию для своего возникновения и развития из системы высшего профессионального образования, последняя - из социального заказа общества или государства в сфере образования.
Открытость обсуждаемой системы для восприятия и учета корректирующих воздействий извне может быть рассмотрена как потенциал для ее систематического обновления, модернизации, гарантия защиты от консерватизма и отрыва от потребностей общества.
С другой стороны, данная педагогическая система совместима с другими подобными, сама воспроизводит аналогичные субсистемы, адаптируется к окружающей среде, способна самосовершенствоваться адекватно потребностям общества.
Система формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса вполне удовлетворяет требованиям, предъявляемым к сложным системам, так как она фактически представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных подсистем и компонентов (целей, содержания, методов, средств, организационных форм обучения, воспитания, деятельности педагогов и развития обучающихся), характеризующих в наиболее общем инвариантном (для разных подсистем) виде все составляющие собственно педагогической деятельности по формированию социально-профессиональной установки на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности будущего специалиста сельского хозяйства. Сложные системы имеют многоуровневую, неоднозначную структуру, не допускающую использования общепринятых в простых системах методов формализации.
Исходя из вышеизложенного, система формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля, как и каждая педагогическая система, характеризуется структурными и функциональными компонентами.
Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает их от всех других непедагогических систем: цель, содержание обучения, средства педагогической
коммуникации, педагоги, обучаемые.
Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и обучаемых и обуславливающие движение, развитие, совершенствование, функционирование педагогических систем и вследствие этого - их устойчивость, жизненность, выживаемость.
В педагогических системах выделяют гностический, проектировочный, коммуникативный, организаторский и конструктивный функциональные компоненты.
Вычленение структурных и функциональных компонентов способствует единому подходу к организации и управлению педагогическими явлениями и процессами. Это позволяет выйти на поиски наиболее общих закономерностей, свойственных функционированию педагогических систем (М.А. Вейт1).
Системный подход требует, чтобы каждое изменение в содержании, форме, действии любого компонента педагогической системы в соответствии с требованиями социального заказа и научно-технического развития сопровождалось адекватной содержательной и функциональной перестройкой всех остальных компонентов вновь проектируемой системы
(Ю.А. Кустов2, А. Торокин3).
В данном исследовании в такой структурный компонент педагогической системы профессиональной подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса, как «цель», вводится новый системообразующий элемент - формирование социальнопрофессиональной установки студентов на творческое саморазвитие социальнопрофессиональной компетентности.
Помимо системообразующего элемента при проектировании педагогической системы должен быть определен системообразующий фактор. Под системообразующим фактором необходимо понимать явление, состояние или предмет, способные объединить в единое целое компоненты взаимосвязанных подсистем, целенаправить их, стимулировать целостное деятельностное проявление, сохранив при этом оптимальную долю самостоятельности и автономии каждого из взаимосвязываемых компонентов (М.И. Махмутов4). А.И. Белоусов в качестве системообразующего фактора рассматривает ключевое положение, стержневую идею и ее концентрированное выражение, которое проходит через все элементы педагогической системы и определяет методику и характер технологии обучения для достижения поставленной интегральной цели.
Системный подход также предполагает, в целях эффективности нового проекта, осуществление подстройки всех компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов обучения, деятельности преподавателей и студентов) под требования системообразующего фактора - развитие личности будущего специалиста.
В дидактике в качестве системообразующих факторов выступают принципы обучения, которые интерпретируют цель, конкретизируют ее, делают более доступной для соединения с содержанием, методами, формами обучения.
М.И. Махмутов5 дал обоснование системы специфических для профессионального образования принципов обучения. К ним относятся принципы профессиональной
1Вейт, М.А. Непрерывное образование и подготовка учителя / М.А. Вейт // Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 79-82.
2Кустов, Ю.А. 10 лекций по системному подходу в профессиональном образовании: учебное пособие / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев. - Самара - Тольятти, 2006. - 90 с.
3Торокин, А. Высшее образование: системный подход / А. Торокин // Высшее образование в России. - 1999. -№ 4. - С. 42-47.
4Махмутов, М.И. Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в среднем профтехучилище / М.И. Махмутов, В.С. Безрукова // Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся в среднем ПТУ. - М., 1983.
5Махмутов, М.И. Принцип профессиональной направленности обучения / М.И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: ЧГПИ, 1985.
направленности, политехнизма, преемственности, интеграции, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, индивидуализации обучения.
При разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза в качестве системообразующего фактора логично взять принцип профессиональной целесообразности (В.С. Безрукова)1. В этом состоит второе концептуальное положение разрабатываемой системы.
Принцип профессиональной целесообразности является требованием, выполнение которого способствует достижению целей профессионального образования по подготовке специалистов для сельского хозяйства. Использование этого принципа обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной профессии, с целью формирования профессионально важных личностных качеств, знаний и умений.
Опираясь на идеи В.С. Безруковой, сформулируем правила выполнения требований принципа профессиональной целесообразности применительно к разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности. Эти правила состоят в следующем.
1. Осуществлять отбор содержания, методов, средств и форм подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса с учетом особенностей выбранной специальности и в помощь овладения ею.
2. Формировать профессионально важные личностные качества студентов, способствующих усвоению профессии и выполнению социально-профессиональных функций.
3. Расширять сферу знаний студентов о предстоящей профессиональной деятельности и направлениях подготовки профессионально и социально мобильных специалистов;
4. Всемерно использовать разностороннюю внеучебную деятельность и профессиональную подготовку студентов в целях непрерывного развития и становления их личности, формирования социально-профессиональной установки и компетентности.
Реализация принципа профессиональной целесообразности в условиях формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля раскрывает связь между профессиональной и социальной сторонами образовательного процесса в вузе, предполагает ориентацию обучающихся не только на получение программных традиционных знаний и умений, а и на творческое саморазвитие в области социально-профессиональной компетентности как профессионально важного качества личности.
В заключение характеристики второго концептуального положения заметим, что сущность любого принципа обучения раскрывается в содержании того противоречия, на разрешение которого он направлен. Принцип профессиональной целесообразности разрешает противоречие между требованиями общества по формированию всесторонне развитой целостной личности (антропоцентрический подход) и необходимостью подготовки ее к активному участию в определенной области профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и общественными потребностями (социоцентрический подход).
Важной составной частью дидактических предпосылок разработки модели формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса является взаимодействие принципа профессиональной целесообразности с другими, обозначенными ранее, специфическими для
1Безрукова, В.С.Педагогика профессионально-технического образования. Теоретические основы: Текст лекций / В.С. Безрукова. - Свердловск: СИПИ, 1989. - 88 с.
профессионального образования, принципами (М.И. Махмутов1). В этом состоит суть третьего концептуального положения разрабатываемой модели.
Так, важным условием формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса является взаимодействие принципа профессиональной целесообразности с принципом политехнизма (М.И. Махмутов ). Современный уровень развития науки и производства, который характеризуется интеграцией общественных, естественнонаучных и технических знаний, предъявляет новые требования к специалистам в сельскохозяйственной отрасли в плане повышения потребности в специализации широкого профиля. Политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания. Он должен пропитывать собой все дисциплины естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов, отражаться на подборе учебного материала и связывать его с практической деятельностью. Раскрывая сущность принципа политехнизма, В.С. Безрукова отмечает: «Принцип политехнизма помогает в подготовке рабочих, широко эрудированных в области техники и технологии не только своего, но и любого другого, особенно смежного, производства. Политехнизация профессиональной подготовки объясняется наличием в различных технических знаниях общей, инвариантной основы. Принцип политехнизма способствует подготовке рабочих широкого профиля, придает всему обучению научный характер».
В.С. Безрукова предлагает ряд правил осуществления принципа политехнизма в процессе профессиональной подготовки молодежи, который может быть также реализован при проектировании системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза:
- определять более широкую область знаний, в которую входит изучаемый материал, раскрывать место и роль знания этого материала в различных областях человеческой деятельности;
- учить студентов сравнивать, сопоставлять, определять общее и особенное в технических объектах и технологиях производства;
- учить переносу знаний и умений из одной области в другую;
- расширять профессионально-техническую ориентацию студентов в области получаемой специальности.
Реализация принципа политехнизма при подготовке специалистов для агропромышленного комплекса направлена на формирование у студентов представления о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных понятий о техносфере, способах получения и обработки материалов, энергии, информации, социально-техническом проектировании окружающей среды; на развитие у будущих специалистов технологического системного способа мышления и установки на активную производственную и общественную деятельность.
Формирование у будущих специалистов сельского хозяйства социальнопрофессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности как личностного качества в значительной степени основывается также на последовательном выполнении требований принципа единства обучения и воспитания Ю.А. Кустов4, Н.В. Пудовкина1. Формирование личности будущего специалиста - это
1Махмутов, М.И. Принцип профессиональной направленности обучения I М.И. Махмутов II Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: ЧГПИ, 1985.
2Махмутов, М.И. Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в среднем профтехучилище I М.И. Махмутов, В.С. Безрукова II Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся в среднем ПТУ. - М., 1983.
3Безрукова, В.С. Педагогика профессионально-технического образования. Теоретические основы: Текст лекций I В.С. Безрукова. - Свердловск: СИПИ, 1989. - 88 с.
4Кустов, Ю.А. Профориентация учащихся в социуме: монография I Ю.А. Кустов, В.Н. Жирнова, С.В. Стацук и др. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2008. - 183 с.
процесс его воспитания, составной частью которого является профессиональная подготовка, учебные и производственные практики, участие в творческом производительном труде. Одно из важнейших требований принципа единства обучения и воспитания при разработке системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза состоит в оптимальном планировании различных видов деятельности и формировании профессионально значимых личностных качеств в соответствии с содержанием профессии, а также с потребностями социума и рынка труда.
Взаимодействие принципа профессиональной целесообразности с политехнизмом, единством обучения и воспитания при разработке системы формирования социально -профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса обеспечивает выполнение требований принципа мотивации учения и труда студентов (Ю.А.Кустов2). Учебный план подготовки специалистов для сельского хозяйства, наряду с обучением, предусматривает систематическое участие студентов в производительном труде. Это создает условия, при которых потребность студентов в знаниях опережает процесс их приобретения. Для успешного вхождения обучаемых в мир будущей социально-профессиональной деятельности необходимо предоставить им ориентиры, отражающие потребности рынка труда в кадрах, требования работодателей к личностным качествам будущего специалиста, видам его деятельности, знаниям и умениям с учетом перспектив общественного развития, техники, технологии и производства.
Четвертое концептуальное положение разрабатываемой педагогической системы состоит в «подстройке» компонентов существующей педагогической системы (цели, содержания, методики обучения, деятельности педагогов и студентов) под требования системообразующего фактора (принципа профессиональной целесообразности) и решению задач, связанных с формированием социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса. В результате, студенты, пройдя через перестроенную педагогическую систему их подготовки, ее поэтапную реализацию, будут обладать более высоким уровнем сформированности социально-профессиональной установки и социально-профессиональной компетентности и, следовательно, целевой направленностью на дальнейшее творческое саморазвитие.
Пятое концептуальное положение разрабатываемой модели системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза состоит в том, что в основу проектируемой системы следует положить одно из основополагающих понятий современной психологической науки - понятие установки, определяющей и направляющей поведение и деятельность личности в различных сферах ее жизнедеятельности. Одно из ведущих (и собственно человеческих) проявлений среди всех
видов установочных активностей - готовность реализовать себя, свои возможности, то
*-* 3
есть готовность включиться в процесс творческой самореализации (И.А. Зимняя , Ю.А. Кустов4). Формирование установочной социально-профессиональной активности студентов сельскохозяйственного профиля обусловлено необходимостью системно и целенаправленно управлять процессом их профессионального и личностного становления, оказывать педагогическую поддержку будущим специалистам войти в систему
1Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка как элемент формирования социальнопрофессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса / Н.В. Пудовкина // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: Материалы VI Самарской Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. Т. 1. - Самара: Издательство научного центра РАН, 2010. С. 309-312.
2Кустов, Ю.А. Закрепление профессионального выбора учащейся молодежи: учебное пособие / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев, С.В. Стацук и др. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2003. - 198 с.
3Зимняя И.Я. Общая культура и социальная компетентность человека. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/ional/2006/0504.htm.
4Кустов, Ю.А. Социальное партнерство в профессиональном образовании: учебное пособие / Ю.А. Кустов, М.В. Оборин, В.А. Гусев. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 283 с.
общественных и профессиональных ценностей, сформировать уверенность в себе как субъекте социально-профессиональной деятельности.
В связи с этим шестым концептуальным положением проектируемой системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса состоит в ее ориентации на обеспечение непрерывного целостного развития студентов как активных субъектов сельского социума и будущей профессиональной деятельности в области сельскохозяйственного производства. Роль субъекта проявляется во всех сферах деятельности студентов и является ключевой для процесса формирования социально-профессиональной установки на саморазвитие социально-профессиональной компетентности будущего специалиста сельского хозяйства. Главными детерминантами эффективности процесса формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза являются индивидуальные особенности субъектного опыта, активность личности, а также рефлексивные умения, определяющие ее направленность, авторскую позицию, инициативу и самостоятельность в действиях.
На основе определенных научных предпосылок, сформулированных концептуальных положений в исследовании была спроектирована пространственновременная модель системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства как основа творческого саморазвития в области социально-профессиональной компетентности (рисунок 1).
____________________________________і________________________________
Новые социально-экономические условия и направления развития общества
____________________±_________________________________________________І_______________
Социально-профессиональная установка как новый системообразующий элемент цели процесса подготовки специалистов для сельского хозяйства
____________________________________________±_______________________________________
Научные основы разработки системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов АПК на саморазвитие социально-профессиональной компетентности
і
і
і
і
і
і
Систем Принцип Взаимодействие «Подстройка» Понятие Обеспечение
ный профессио принципа компонентов установки как становления
подход нальной профессиональ- педагогической готовности студентов как
целесооб- ной системы под личности к активных
целесообразно- действие самореализации субъектов
сти с другими системообразующего в социально- сельского
принципами фактора - принципа профессиональ- социума и
профессиональн профессиональной ной области производства
ого образования целесообразности
Педагогическая система подготовки специалистов сельскохозяйственной отрасли
Структурные компоненты
Цель
Содержание
Средства пед. коммуникации
£. Педагоги
«Подстройка» компонентов системы под требования системообразующего целевого элемента -«формирование социальнопрофессиональной установки» и принципа профессиональной целесообразности
Функциональные компоненты
Проектировочный
Конструктивный
Коммуникативный
Организаторский
Гностический
Поэтапная реализация системы формирования социально-профессиональной установки студентов в
учебно-воспитательном процессе вуза
Результат: выпускник сельскохозяйственного вуза со сформированной социально-профессиональной установкой на непрерывное творческое саморазвитие в области социально-профессиональной
компетентности
Рисунок 1 - Пространственно-временная теоретическая модель системы формирования социально - профессиональной установки будущих специалистов АПК на саморазвитие социально-профессиональной компетентности
Логика проектирования модели состояла в следующем.
Новые социально-экономические условия поставили перед обществом, а оно, в свою очередь, перед системой образования задачу, состоящую в том, чтобы система подготовки специалистов для агропромышленного комплекса страны не только обеспечивала бы их новыми знаниями и умениями, но и развивала бы у них профессионально важные личностные качества, навыки творческого саморазвития, формировала их социальнопрофессиональную компетентность.
В силу данных обстоятельств, общество формулирует системе высшего профессионального образования соответствующий социальный заказ. В современном обществе в ситуации динамичного развития науки, быстрой смены техники и технологии, учитывая меняющиеся тенденции потребностей рынка труда, необходимо обеспечить условия, при которых выполнение заказа общества на специалистов сельскохозяйственной отрасли соответствовало бы личным мотивам, интересам и потребностям самих студентов. Формирование социально-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса должно осуществляться в процессе изучения ими всех дисциплин учебного плана и во внеучебной работе. При этом руководители вузов и преподаватели должны исходить из установленных в исследовании методологических, психологических, педагогических основ организации этой работы.
Руководствуясь сформулированными выше концептуальными положениями и профессиограммой специалиста сельскохозяйственного профиля как «целезадатчика» его подготовки, следует обеспечить «подстройку» структурных и функциональных компонентов педагогической системы подготовки студентов сельскохозяйственного вуза под требования системообразующего элемента его цели: «формирование социальнопрофессиональной установки на творческое саморазвитие социально-профессиональной компетентности специалиста агропромышленного комплекса» и под требования системообразующего фактора - принципа профессиональной целесообразности.
Пройдя через перестроенную таким образом педагогическую систему, выпускник сельскохозяйственного вуза, обладающий сформированной социально-профессиональной установкой на творческое саморазвитие, выходит в общество, социальнопрофессиональную сельскохозяйственную сферу в качестве непрерывно развивающегося специалиста агропромышленного комплекса.
Спроектированная модель представлена в виде целостной системы формирования социально-профессиональной установки будущих специалистов сельского хозяйства на творческое саморазвитие их социально-профессиональной компетентности, открытой для постоянного обновления и дополнения в соответствии с непрерывно происходящими социально-экономическими изменениями на рынке труда и в обществе.
Библиографический список
1. Безрукова, В.С. Педагогика профессионально-технического образования. Теоретические основы: Текст лекций / В.С. Безрукова. - Свердловск: СИПИ, 1989. - 88 с.
2. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. -Воронеж: изд-во Воронежского государственного университета, 1983. - 175 с.
3. Вейт, М.А. Непрерывное образование и подготовка учителя / М.А. Вейт // Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 79-82.
4. Зимняя, И.А. Общая культура и социальная компетентность человека. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/ional/2006/0504.htm.
5. Кустов, Ю.А. 10 лекций по системному подходу в профессиональном образовании: учебное пособие / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев. - Самара - Тольятти, 2006. - 90 с.
6. Кустов, Ю.А. Закрепление профессионального выбора учащейся молодежи: учебное пособие / Ю.А. Кустов, В.А. Гусев, С.В. Стацук и др. - Тольятти: Волжский
университет
им. В.Н. Татищева, 2003. - 198 с.
7. Кустов, Ю.А. Профориентация учащихся в социуме: монография / Ю.А. Кустов, В.Н. Жирнова, С.В. Стацук и др. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2008.
- 183 с.
8. Кустов Ю.А. Концепция разработки модели системы формирования социальнопрофессиональной установки студентов сельскохозяйственного профиля / Ю.А. Кустов, Н.В. Пудовкина // Научный журнал «Научное обозрение». - М., 2010. - № 4. - С. 117-123.
9. Кустов, Ю.А. Социальное партнерство в профессиональном образовании: учебное пособие / Ю.А. Кустов, М.В. Оборин, В.А. Гусев. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 283 с.
10. Левина, М.М. Технология профессионального педагогического образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 272 с.
11. Махмутов, М.И. Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в среднем профтехучилище / М.И. Махмутов,
B.С. Безрукова // Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся в среднем ПТУ. - М., 1983.
12. Махмутов, М.И. Принцип профессиональной направленности обучения / М.И. Махмутов // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГПИ, 1985.
13. Пудовкина, Н.В. Концептуальные положения разработки модели системы формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза / Н.В. Пудовкина // Педагог в современном образовательном пространстве: Междунар. сб. науч. ст. / М-во культуры РФ; ФГОУ ВПО «СГАКИ»; под. общ. ред. Т.Н. Новожиловой. -Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2010. - С. 135-140.
14. Пудовкина, Н.В. Социально-профессиональная установка как элемент формирования социально-профессиональной компетентности будущих специалистов агропромышленного комплекса / Н.В. Пудовкина // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе: Материалы У1 Самарской Всероссийской научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков. Т. 1. -Самара: Изд-во науч. центра РАН, 2010. - С. 309-312.
15. Сластенин, В.А. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя / В.А. Сластенин, В.С. Ильин // Формирование социально активной личности учителя: межвуз. сб. науч. тр. - М., 1987. -
C. 3 - 12.
16. Торокин, А. Высшее образование: системный подход / А. Торокин // Высшее образование в России. - 1999. - № 4. - С. 42-47.
17. Чернова, Ю.К. Технология реализации компетенстностного подхода в образовании и производственной деятельности: монография / Чернова Ю.К., Антипова О.И. - Самара: изд-во СНЦ РАН, 2009. - 286 с.
18. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1982. - 185 с.