Этап 7 - принятие решений по управлению системой менеджмента качества. После определения результативности системы менеджмента по шкале Харрингтона и на основании сделанных выводов, представитель руководства вместе с владельцами процессов приступает к разработке корректирующих и/или предупреждающих действий, мероприятий по улучшению с последующим контролем и анализом выполнения.
Таким образом, мониторинг и оценка качества образования позволяют выявить, насколько результативно и эффективно используется потенциал вуза и формируются основы для его дальнейшего развития в условиях конкурентной образовательной среды.
Список литературы:
1. Анисимов П.Ф. О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) // Официальные документы в образовании. -2005. - № 2. - С. 88-95.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России. - 28 с.
3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993.
4. Титова В.А., Колочева В.В. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента // Стандарты и качество. - 2008. - № 8.
5. Чучалин А., Боев О., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций/ А. Чучалин, О. Боев, А. Криушова// Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 9-17.
СОДРУЖЕСТВО ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ШУЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ГРУППАХ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
© Дементьева E.H.*
Ивановский педагогический колледж им. Д.А. Фурманова, г. Иваново
Проблема повышения качества среднего и высшего педагогического образования в современной России может быть разрешима в том случае, если будут приложены для этого усилия всех заинтересованных сторон: педагогических, студенческих и ученических коллективов, учёных, родителей, политических и общественных деятелей, экономистов.
* Преподаватель педагогики высшей категории, руководитель студенческого научного общества.
В настоящее время речь должна идти о сотрудничестве, сотворчестве, согласии в подготовке будущих учителей. Опыт подобной гуманной деятельности на образовательном пространстве России имеет место: подготовка педагогов-психологов в Ивановском государственном педагогическом колледже и Шуйском государственном педагогическом университете.
Ознакомление с результатами сотрудничества может быть рекомендовано преподавателям, студентам, учащимся психолого-педагогических специальностей колледжей, училищ, институтов, университетов, а также практикующим педагогам-психологам России.
Начиная с 2002 года, в Областном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Ивановский педагогический колледж им. Д. А. Фурманова» проходят педагогическую практику студенты старших курсов факультета педагогики и психологии Шуйского государственного педагогического университета, что стало хорошей традицией и ещё одной славной страницей в 65-летней истории Ивановского педагогического колледжа.
Педагогическая практика в педагогическом колледже - важное средство систематизации, обобщения, повторения и закрепления теоретических знаний студентов, приобретённых на лекциях и семинарских занятиях в университете. Педагогическая практика, как творческий процесс, способствует формированию профессиональных умений и навыков созидательной работы будущих педагогов-психологов в педагогических учебных заведениях, личностному росту, развитию инициативы, самостоятельности, активности.
Принимая участие в решении разнообразных педагогических задач, студенты колледжа и университета овладевают воспитывающей и обучающей, конструкторско-организаторской, диагностической, коммуникативной функциями.
Особое внимание - творческому уроку педагогики, уроку становления личности педагога-психолога - мыслителя, эрудита, творца.
Темы совместно проводимых творческих уроков педагогики:
«Гуманистическая функция деятельности педагога-психолога», «Традиции и преемственность в развитии идей гуманистической педагогики и психологии», «Ценностные основания воспитания базовой культуры личности педагога-психолога», «Личность педагога-психолога - гуманная, творческая, способная к самосовершенствованию», «О личном примере педагога-психолога», «Центрации в деятельности педагога-психолога», «Ценностные ориентации будущего педагога-психолога», «Профессиональное самовоспитание будущего педагога-психолога», «Специфические особенности подготовки педагогов-психологов в Шуйском государствен -ном педагогическом университете и Ивановском педагогическом колледже: опыт сотрудничества», «Коммуникативная культура будущих педагогов-психологов. Опыт установления межличностных отношений с позиций Высшей школы и среднего профессионального образования».
Подобное сотрудничество своевременно и значимо, так как способствует поиску ответов на волнующие нас вопросы: школьный психолог: кто он? Какова его роль в современном образовании? Каковы специфические особенности деятельности педагога-психолога? Что понимается под коммуникативной культурой педагога-психолога?
Целевые урочные установки:
Образовательная - обобщение знаний студентов о целях, задачах, содержании деятельности педагога-психолога; выявление специфических особенностей подготовки педагогов-психологов в Шуйском государст-венном педагогическом университете и Ивановском государственном педагогическом колледже (с раскрытием опыта сотрудничества, личностных характеристик, определением роли и места педагога-психолога в современном образовании). Обобщение знаний о структуре качеств и умений педагога-психолога, определяющих его коммуникативную культуру; ознакомление учащихся с разнообразным тренинговым материалом и упражнениями, которые могут быть использованы в педагогической работе; ознакомление с техниками слушания и понимания партнера, поведения в эмоционально напряженных ситуациях, убеждающего воздействия на партнера и способами овладения навыками эффективного общения.
Развивающая - развитие коммуникативной культуры студентов, исследовательских умений и навыков, умения обосновывать и аргументировать свои ответы, принятые решения. Овладение навыками эффективного общения.
Воспитательная - воспитание коммуникативных качеств, организованности, аккуратности, чувства коллективизма, сотрудничества и сотворчества, ответственности за принятые решения, расширение кругозора, повышение общей культуры, привитие интереса к педагогике и психологии, воспитание культуры речи.
Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский, практический.
Методическая цель: повышение общей культуры студентов, уровня профессиональной направленности, осмысления собственной деятельности путем осуществления совместного научно-исследовательского поиска по актуальным психолого-педагогическим проблемам современности студентами ШГПУ и ИПК. Формирование у учащихся педагогически целесообразного представления о межличностных отношениях; повышение коммуникативной культуры будущих педагогов-психологов.
Одним из направлений сотрудничества Ивановского педагогического колледжа и Шуйского государственного педагогического университета является работа в рамках научных конференций и круглых столов, организуемых и проводимых активистами Студенческого научного общества, действующего в стенах ИПК с 2004 года, при участии студентов ШГПУ.
За 6 лет существования Студенческого научного общества реализованы и реализуются следующие проекты:
2004-2005: «Профессиональное становление педагога», «Система отечественного образования: стратегия развития»;
2005-2006: «Сопричастность времени: идеи великих педагогов в контексте современности»;
2006-2007: «Здоровьесберегающая педагогика: педагог и проблема здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья школьников»;
2007-2008: «Содружество, сотворчество, согласие: Ивановский педагогический колледж - Шуйский государственный педагогический университет. Педагогика действия»;
2008-2009: «Диагностика и контроль обучения в школе: современные методы и методики диагностики в деятельности учителя начальных классов, учителя физической культуры»;
2009-2010: «Учитель 21 века», «Л.Н. Толстой: человек, писатель, педагог»;
2010-2011: «2010 - Год учителя: проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной России. Исторические параллели: Лев Николаевич Толстой и Михаил Васильевич Ломоносов (к 300-летию великого учёного)».
Студенческое научное общество издаёт с сентября 2009 года газету «На научной волне», в которой публикуют свои размышления и студенты педагогического колледжа, и будущие педагоги - психологи ШГПУ.
Приглашаем к сотрудничеству!
Список литературы:
1. Введение в специальность: программа / Автор-сост. E.H. Дементьева. - Иваново, 2010.
2. Дементьева E.H., Новиков Р. Будущее педагогической науки - наше будущее // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 47-49.
3. Дерманова Б.И., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб., 2003.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: «Питер», 2007.
5. Педагогика: Программа / Автор-сост. Е.Б. Орлова. - Иваново, 2007.
6. Психолого-педагогический практикум: программа / Автор-сост. E.H. Дементьева. - Иваново, 2007.
ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Зубова E.H.*
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,
г. Самара
В статье рассматривается проблема контроля и оценки качества образовательного процесса в России.
* Методист Центра довузовской подготовки.