Научная статья на тему 'Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности'

Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Е. Н.

В статье рассматривается проблема контроля и оценки качества образовательного процесса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности»

2005-2006: «Сопричастность времени: идеи великих педагогов в контексте современности»;

2006-2007: «Здоровьесберегающая педагогика: педагог и проблема здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья школьников»;

2007-2008: «Содружество, сотворчество, согласие: Ивановский педагогический колледж - Шуйский государственный педагогический университет. Педагогика действия»;

2008-2009: «Диагностика и контроль обучения в школе: современные методы и методики диагностики в деятельности учителя начальных классов, учителя физической культуры»;

2009-2010: «Учитель 21 века», «Л.Н. Толстой: человек, писатель, педагог»;

2010-2011: «2010 - Год учителя: проблемы и перспективы развития педагогической профессии в современной России. Исторические параллели: Лев Николаевич Толстой и Михаил Васильевич Ломоносов (к 300-летию великого учёного)».

Студенческое научное общество издаёт с сентября 2009 года газету «На научной волне», в которой публикуют свои размышления и студенты педагогического колледжа, и будущие педагоги - психологи ШГПУ.

Приглашаем к сотрудничеству!

Список литературы:

1. Введение в специальность: программа / Автор-сост. E.H. Дементьева. - Иваново, 2010.

2. Дементьева E.H., Новиков Р. Будущее педагогической науки - наше будущее // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 47-49.

3. Дерманова Б.И., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. - СПб., 2003.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: «Питер», 2007.

5. Педагогика: Программа / Автор-сост. Е.Б. Орлова. - Иваново, 2007.

6. Психолого-педагогический практикум: программа / Автор-сост. E.H. Дементьева. - Иваново, 2007.

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Зубова E.H.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

г. Самара

В статье рассматривается проблема контроля и оценки качества образовательного процесса в России.

* Методист Центра довузовской подготовки.

Переход экономики России на рыночные отношения выявил некоторые проблемы, которые можно отнести как к общему состоянию российской системы образования, так и к профессиональной школе.

Быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов, при избытке других; неустойчивый спрос на специалистов со стороны работодателей; ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников; усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных образовательных учреждений и расширение платного образования; низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения, все это предопределяет пересмотр подходов к контролю и оценки качества современного образования.

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением ком -плекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду.

Словосочетание «качество образования» в начале 90-х годов XX века впервые в России появилось в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 и 1996 гг.), в статье о государственном контроле за качеством образования, что породило большое количество различных практик такого контроля.

Анализ дефиниции «качество образования», представленный в [2-6, 8, 9] позволяет выделить широкое и узкое толкование данного понятия.

В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства [6, с. 9].

При этом выпускники, считают некоторые исследователи, должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители (информации, которую они получают в образовательном учреждении), с другой - как поставщики собственных знаний и умений работодателю [8].

Кроме того, результаты образования могут быть оценены для разных объектов (дети, учителя, школа, вуз) по разным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях. И каждый раз речь идет о разных результатах. Это определяет более узкое (или специальное) содержание качества образования.

Качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой - является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому основным связующим отдельные параметры звеном является стандартная профессиональная задача [10].

Основные же параметры оценки качества профессионального образования можно свести к следующим положениям:

- оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования);

- оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

Таким образом, образование предполагается оценивать как результат и процесс деятельности каждого учебного заведения со стороны контроля уровня знаний и умений обучающихся (одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами), так и со стороны контроля, оценки деятельности преподавателей.

Несомненно, что существует связь между образовательным уровнем преподавателя и достигнутыми результатами его учеников. Но необходимо учитывать, что преподаватели и учебные заведения являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависят учебные достижения школьника. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля качества образования важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на академические, учебные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности обучающегося (задатки, мотивация и пр.).

Изучение состояния проблемы качества современного образования как проблемы контроля и оценки образовательной деятельности определяется сегодня факторами внешней среды, а именно социально-экономическими условиями деятельности субъектов, важнейшей составляющей которых выступает рынок труда.

Поддерживаемая в настоящее время государством и многими исследователями цель оценки качества образования на уровне заданных стандартов, не умаляет национальные традиции, богатый опыт и приоритеты российской системы образования. Концепция контроля и оценки качества российского образования, с нашей точки зрения, должна строиться на основе анализа и синтеза лучших достижений мировой и национальной науки и практики. Также, необходима смена парадигмы оценки качества образования с общетеоретической на практикоориентированную, что отвечает запросам современного рынка труда, обеспечивает гарантии востребованности, конкурентоспособности будущего специалиста.

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - В кн.: Труды Института по изучению мозга им. В.М. Бехтерева, IV. - Л., 1935.

2. Анисимов П.Ф. Управление качеством среднего профессионального образования / Монография. / П.Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко - Казань: Ин-т среднего проф. образования РАО, 2001. - 256 с.

3. Багутдинова Н. Управление качеством образования / Н. Багутдинова, Н. Новиков. // Стандарты и качество. - 2002. - № 9.

4. Бердникова З.А. Педагогические условия подготовки будущих руководителей профессиональных училищ к управлению качеством начального профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук. / З.А. Бердникова. - Челябинск, 1999. - 169 с.

5. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

6. Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы качеством образования в регионе /Г.В. Гутник // Информатика и образование. - 1999. -№ 1. - С. 7-12.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.

8. Иродов М.И. Создание системы управления качеством подготовки специалистов в ВУЗе /М.И. Иродов, C.B. Разумов // Университетское управление. - 2003. - № 2 (25).

9. Назарова О.Л. Управление качеством образовательного процесса профессионально-педагогического колледжа. Учебно-метод. пособие. / О.Л. Назарова. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - 81 с.

10. Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста /С.Д. Некрасов // Университетское управление. -2003. - № 1 (24).

О СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ЦЕЛЯХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К УПРАВЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ УЧАЩИХСЯ

© Шамарова Е.С.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье представлены модель личностно-гуманитарной ориентации обучения, задачи направленные на подготовку будущего учителя к управлению самостоятельной работой для реализации методологии технологически-партисипативного подхода.

Многими исследователями (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.) отмечено, что сознательная человеческая деятельность есть более или менее осознанное решение определенных задач. Так, в частности, Д.Н. Богоявленский считает, что любое содержание становится предметом обучения лишь тогда, когда оно принимает для обучаемого

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.