Научная статья на тему 'Теоретические подходы к проблеме управления качеством образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования'

Теоретические подходы к проблеме управления качеством образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / GENERAL PROFESSIONAL EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / CONCEPT OF EDUCATIONAL QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Т. И.

В статье рассматриваются вопросы управления качеством образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования; сформулированы противоречия и дана характеристика категории качества как дефиниции теории управления качеством; приведены критерии эффективности управления качеством образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования и раскрыты основные позиции концепции управления качеством, рассматриваемые как совокупность прямого (управляемого) и сопряженного с ним управляющего процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN A GENERAL PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATION

The article considers questions of quality management of educational process in a general professional education organization; contradictions are singled out and the category of quality is defined as that of the quality management theory; criteria of efficient educational process management in establishments of secondary vocational training are described and the basic points of the quality management concept considered as a set of direct (guided) and guiding processes affiliated to it are given.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к проблеме управления качеством образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(3), 2011

УДК 371

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2011 Т.И.Остапенко

Самарское управление министерства образования и науки Самарской области

Статья поступила в редакцию 15.04.2011

В статье рассматриваются вопросы управления качеством образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования; сформулированы противоречия и дана характеристика категории качества как дефиниции теории управления качеством; приведены критерии эффективности управления качеством образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования и раскрыты основные позиции концепции управления качеством, рассматриваемые как совокупность прямого (управляемого) и сопряженного с ним управляющего процессов.

Ключевые слова: качество образования, среднее профессиональное образование, управление качеством образовательного процесса, концепция управления качеством образования.

Современный подход к обоснованию структуры и содержания профессионального образования осуществляется сегодня в условиях децентрализации управления, расширения полномочий образовательных учреждений, развития вариативности и дифференциации образования, индивидуализации обучения, повышения роли исследовательской деятельности, расширения спектра образовательных услуг с учетом социального партнерства. В целом данные процессы направлены на вхождение России в единое европейское образовательное пространство, но, к сожалению, в настоящее время имеют некоторые негативные последствия: появление дисбаланса в содержании и интеграции образования, перегрузка студентов, снижение качества образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки выпускников.

Всплеск инновационной активности в профессиональном образовании в последние годы свидетельствует о том, что российское образование, в том числе средне-специальное, активно включилось в процесс поиска ответов на вопросы, которые поставила современная ситуация на международном рынке образовательных услуг1. Речь идет прежде всего о модернизации содержания образования, изменении моделей обучения, подходов к формированию структуры управления. В образовательном процессе все большее воплощение находят идеи гуманизации

и гуманитаризации2. В настоящее время приходится констатировать, что в результате снижения административного давления на образовательные учреждения произошло повышение интенсивности деятельности педагогов в области внедрения инноваций, при этом полученные результаты не в полной мере согласуются с выдвинутыми целями, следовательно, нельзя говорить о диагностичном целеполагании. В целом, обновление профессионального образования носит часто несистемный характер. В силу непродуманности и поспешности реализации многих из полезных начинаний, качество образования не только не повысилось, но даже снизилось. Причинами являются недостаточный учет закономерностей развития, логических связей, внутренней ориентированности образовательных систем, недостаточная проработка теоретико-методологических основ в управлении образованием. Материалы нашего теоретического исследования3 подтверждают, что в теории внутри-школьного управления вопросы рационального сочетания функционально-линей-ных и программно-целевых структур управления качеством решены не полностью. Это касается и вопросов распределения и соотношения основных функций управления между субъектами управления. Существующие достижения еще не определяют становления такого перспективного направления педагогики, как управление качеством образования, но в достаточной мере создают теоретические предпосылки для этого, являются

Остапенко Татьяна Ивановна, начальник отдела профессионального образования. E-mail: ostapenko 31@mail.ru 1 Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Монография. - Казань: 2001; Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Тра-пицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб.: 2001.

2 Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М.Поташника. - М.: 2000. - С. 133.

3 Назарова О.Л., Найн А.Я., Кондрух В.И. Рефлексивное управление профессионально-педагогическим образовательным учреждением: Моногр. - Челябинск: 2006.

важным источником трансформации имеющегося знания в знание более высокого порядка. Контент-анализ литературных источников, реальной практики управления качеством образовательного процесса в системе профессионального образования позволил сформулировать основные противоречия, объясняющие актуальность исследования, между: а) возросшими требованиями всех сфер российского общества к качеству образования и медленным развитием современной системы среднего профессионального образования, доминированием в ней традиционных укладов и подходов; б) необходимостью непрерывного мониторинга качества различных элементов образовательного процесса и отсутствием единых оценочных методик и процедур, а также общепризнанной методологии измерений качественных параметров объектов и процессов.

Понятие «качество» является философской категорией. В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства4. Основываясь на необходимости конкретизации понятия «качество образования» с учётом целей нашего исследования, мы проанализировали существующие подходы к его определению5. Большинство авторов едины в представлении качества как соотношения цели и результата. Весьма важным является сформулированный авторами вывод: результаты образования могут быть реально оценены для разных самых различных объектов и по разным параметрам, при этом основания и уровни измерения могут варьироваться. Соответственно и полученные результаты существенно отличаются друг от друга. Такие результаты не позволяют управлять качеством образования, необходимо соотнесение их с операционально и диагностично заданными целями. С подобным подходом трудно не согласиться. Как известно, множественность и разнообразие запросов к среднему профессиональному образованию от социальных, профессиональных групп, малого и среднего бизнеса, физических лиц порождает множественность целей. Стратегическая цель деятельности образовательного учреждения - обеспечение

4 Гутник Г.В. Информационное обеспечение системы качеством образования в регионе // Информатика и образование. - 1999. - № 1. - С. 9.

5 Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством

среднего профессионального образования: Монография.

- Казань: 2001; Бердникова З.А. Педагогические условия подготовки будущих руководителей профессиональных училищ к управлению качеством начального профессионального образования: Дисс. .. .канд.пед.наук. -Челябинск: 1999; Булынский Н.Н. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: Дис. .д-ра пед.наук. - Челябинск: 1998.

качественного образования, а оно возможно только в соответствия запросам и возможностям конкретной личности. Вот почему во многих исследованиях вполне справедливо ставится вопрос о праве потребителей образовательных услуг на свободу выбора и образовательного учреждения, и учебных программ, а также на участие в процессе выработки требований к условиям обеспечения качества образовательного процесса. Таким образом, и социальный заказ системе среднего профессионального образования, и увеличение потенциала данного уровня профессионального образования обусловливают необходимость пересмотра целей образовательного процесса. Наиболее часто в практической деятельности качество образования идентифицируют с качеством знаний, умений и навыков. Результаты проведенного анализа мировых тенденций в исследовании и применении категории «качество» в психолого-педагоги-ческой науке показали, что в условиях крупномасштабной интеграции наметилась тенденция к приоритетному рассмотрению не столько качества знаний, сколько качества процесса и результата образовательного процесса. При этом происходит уточнение компонентов как содержания образования, так и качественных характеристик образовательного процесса.

В педагогической теории и деятельности, как отмечает В.П.Панасюк, все более осознается, что игнорирование или принижение роли в учебных программах, практике образовательного процесса какого-либо элемента или вида содержания образования наносит громадный ущерб интересам не только отдельной личности, но и всего общества, прогресс которого напрямую связан с качеством образования6.

В нашем изыскании классифицированы подходы к определению качества образования следующим образом: 1) эмпирическое определение качества образования, которым пользуются заказчики образовательных услуг при выборе образовательного учреждения среднего профессионального образования; 2) формальное - определение абсолютной и качественной успеваемости, которое фигурирует во многих показательных данных образовательных учреждений среднего профессионального образования; 3) дидактическое - определение уровня обученности на основе тестовых и других измерительных технологий; 4) психолого-дидактическое - измерение образованности по интегрированным методикам обученности с учетом психологической готовности выпускника; 5) педагогическое - оценка качества образования включает в себя мониторинг

6 Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольно-го управления качеством образовательного процесса: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: 1998. - С. 42 - 46.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №№2(3), 2011

уровня воспитанности; 6) процессуальное -оценка качества образования по параметрам учебного процесса; 7) комплексное - в оценку качества образования включается материальная база, кадровый состав педагогов, учебные программы, формы и методы работы педагогов (ак-кредитационное и лицензионное обследование образовательного учреждения); 8) современное определение качества образования посредством категорий, носящих интегрированный характер - готовность, компетенция, способность, мобильность; 9) многопараметрическое определение качества образования - используется для оценки региональных образовательных систем; 10) методологическое определение - качество образования как соотношение операционально и диагностически заданной цели и результата.

Дефиниция «качество образовательного процесса» проанализирована нами по материалам отечественного и зарубежного производственного менеджмента, исследований по проблемам управления в организации, нормативных документов локального и регионального масштабов7. На этом основании сделаны следующие выводы: 1) приоритетной для управления в российском образовании является процедура - контроль учебного процесса; 2) типовые положения различных профессиональных образовательных учреждений характеризуются размытостью целей или их отсутствием, не согласованы между собой с точки зрения процессного подхода системы менеджмента качества; 3) теоретические и практические подходы к управлению качеством на производстве представляют существенную значимость (ориентация на потребителя, идеология тотального качества, приоритет кадровой политики и т.п.), но не могут быть трансформируемы в полном объеме в систему профессионального образования; 4) существующие индикаторы качества образования не систематизированы для различных уровней управления (регионального - муниципального - институционального - локального); 5) в многообразных подходах к управлению качеством образования не учитываются особенности автономизации образовательных учреждений, требований региональных рынков труда и частно-государственного сектора экономики, вхождения в Болон-

7Квалиметрия в образовании: методология и практика. Книга 4. Системы управления качеством: Проектирование, организация, методология: Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия человека и образования: Методология и практика». - М.: 2002; Байденко В.И., Олейникова О.Н. Научные исследования в сфере профессионального образования: состояние и проблемы (1996 - 1999 гг.). Тематический обзор отчетов, исследовательских программ, монографий и публикаций. - М.: 2000; Найн А.Я., Уметов З.М. Профессиональная жизнедеятельность педагога: Выбор стратегии. - Магнитогорск: 2000.

ский процесс8; 6) отсутствие теоретического и методического обеспечения дидактического единства управления и самоуправления деятельностью педагогического коллектива и студентов; 7) система управления качеством передовых образовательных учреждений среднего профессионального образования отличается созданием системы мотивационно-экономического стимулирования и объективных организационно-педагогических предпосылок для непрерывного развития педагогов; 8) в большинстве образовательных учреждений среднего профессионального образования назрела необходимость создания системы непрерывного и независимого мониторинга качества образовательного процесса.

В качестве критериев эффективности управления качеством образования в учреждении среднего профессионального образования нами определены: 1) успешность реализации стратегических целевых установок образовательной деятельности, обусловленных социальным заказом и современным рынком труда, а также результатами независимой общественной аккредитации образовательного учреждения; 2) качество образования, рассматриваемое как единство качества условий, реализации и результатов образовательного процесса. При этом результаты измеряются в компетентностном формате; 3) степень готовности педагогического коллектива к реализации управленческих решений, обеспечивающих качество образования, то есть достижение диагностично заданных целей образования; 4) рост профессиональной компетентности коллектива профессионально-педагогических работников. Раскроем содержательно основные позиции концепции.

1. Определение сущностных характеристик управленческой деятельности педагогического коллектива учреждений среднего профессионального образования в новых условиях. Разработка концептуальных положений эффективного управления качеством образования начинается с определения сущностных характеристик названного процесса. При этом необходимо принимать во внимание основные тенденции развития отечественной системы профессионального образования; современное состояние рынка труда; инновационные процессы в управлении образованием; системность управленческой деятельности. В качестве основных сущностных характеристик, подлежащих определению и уточнению, выделим следующие: а) принципы управления качеством образования; б) качество образовательного процесса; в) управление качеством об-

8 Плюс болонизации всей страны - в единое европейское образовательное пространство теперь будет входить и наша страна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / /bologna.mgimo.ru/ (11.04.2011).

разования; г) условия, факторы и критерии эффективного управления качеством образовательного процесса в профессионально-педагогическом колледже.

2. Обеспечение дидактического единства управления деятельностью педагогического коллектива и деятельностью студентов. Эффективное функционирование системы управления качеством образования возможно в случае обратной связи между управляемым объектом и структурами управляющей системы. В разработанной концепции управления качеством образования учреждения среднего профессионального образования предусматривается поэтапная реализация управленческой деятельности менеджеров и педагогов по следующим направлениям: 1) подчинение действий всех субъектов образовательного процесса единой цели - достижение запланированного результата образования с помощью локальных актов «Управление качеством реализации основных образовательных программ»; 2) определение полномочий, ответственности и стиля взаимодействия руководителей и исполнителей, всех субъектов образовательного процесса; 3) диагностика профессиональной компетентности и профессионально-значимых личностных качеств менеджеров образования и профессионально-педагогических работников в едином смысловом ключе; 4) реализация непрерывной уровневой системы повышения квалификации профессионально-педагогических работников в области образовательного менеджмента с учетом результатов мониторинга; 5) установка прямых и обратных, внешних и внутренних связей между различными видами, формами, структурными элементами системы управления образованием, отдельными процессами за счет построения матричной структуры управления; 6) системная организация управленческих

действий всех процессов управления на основе современных коммуникационно-информационных технологий.

3. Создание системы мотивационно-экономи-ческого стимулирования и объективных организационно-педагогических предпосылок для непрерывного развития педагогов предполагает осуществление следующих мероприятий:

1) организация действенной техники стимулирования педагогов на основе формирования мотивации педагогического труда и экономической, материальной заинтересованности профессионально-педагогических работников в качестве своего труда. При этом необходим пересмотр критериев качества педагогического труда;

2) внедрение системы повышения квалификации профессионально-педагогических работников, которая включает в себя уровни: методологический, методический, профессиональный, научно-иссле-довательский; 3) создание условий для непрерывного развития педагогов с помощью средств, форм и методик организации самообразовательной деятельности.

Таким образом, основными организационно-педагогическими условиями успешной реализации концепции управления качеством образовательного процесса в учреждении среднего профессионального образования является социальное партнерство учебного заведения с внешними структурами (рынок труда и образовательных услуг, социальные, культурные, информационные и иные институты, другие учебные заведения, предприятия и организации, органы управления, семья и т.п.); учет внешних и внутренних факторов, влияющих на качество образовательного процесса; эффективное взаимодействие управленческих процессов по вертикальной и горизонтальной линиям управления.

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN A GENERAL PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATION

© 2011 T.I.Ostapenko°

Ministry of Education and Science Administration, Samara Region

The article considers questions of quality management of educational process in a general professional education organization; contradictions are singled out and the category of quality is defined as that of the quality management theory; criteria of efficient educational process management in establishments of secondary vocational training are described and the basic points of the quality management concept considered as a set of direct (guided) and guiding processes affiliated to it are given.

Key words: quality of education, general professional education, quality management of educational process, concept of educational quality management.

Tatyana Ivanovna Ostapenko, head of the department. E-mail: ostapenko 31@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.