Научная статья на тему 'Творческий урок педагогики как пространство формирования познавательных интересов, исследовательских умений и навыков у будущих учителей физической культуры'

Творческий урок педагогики как пространство формирования познавательных интересов, исследовательских умений и навыков у будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Е. Н.

Рассмотрение вопросов профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры актуально, что связано с переходом отечественной системы образования с 2011 года на государственные образовательные стандарты второго поколения, с совершенствованием требований к уровню знаний, умений, навыков, как учащихся, так и педагогов, с развитием личностно-профессиональных качеств и способностей учителей, формированием системы ценностей. Формирование познавательных интересов, исследовательских умений и навыков у будущих учителей физической культуры возможно как на уроках педагогики, так и во внеурочной творческой деятельности. Ознакомление с опытом работы в данном направлении может быть рекомендовано учителям школ и преподавателям физической культуры педагогических колледжей, институтов, университетов, студентам и учащимся, специалистам в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческий урок педагогики как пространство формирования познавательных интересов, исследовательских умений и навыков у будущих учителей физической культуры»

Список литературы:

1. Библер B.C. От наукочтения - к логике культуры. Два философских введения в XXI век. - М., 1991.

2. Кургинян С.Е. Кризис и другие. // Завтра. - 2009. - № 25.

3. Культура, культурология и образование. ВФ. - 1997. - № 2.

4. Лифшиц Р.Ф. Духовность и бездуховность личности / Р.Ф. Лиф-шиц. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1997.

5. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн. 1 - 174 с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шия-нов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.

7. Розин В.М. Философия образования: предмет, концепции, основные темы и направления изучения. // Философия образования для XXI века. -М., 1992.

8. Сковородников А.П. О гуманитарной составляющей современного российского инновационного университете (на примере Сибирского федерального университета): материалы к дискуссии. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010.

9. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебной деятельности: ав-тореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1991.

10.Шиянов E.H. Педагогика: общая теория образования: учебное пособие для студентов педагогических заведений / E.H. Шиянов. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2007.

ТВОРЧЕСКИЙ УРОК ПЕДАГОГИКИ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Дементьева E.H.*

Ивановский педагогический колледж им. Д.А. Фурманова, г. Иваново

Рассмотрение вопросов профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры актуально, что связано с переходом отечественной системы образования с 2011 года на государственные образовательные стандарты второго поколения, с совершенствовани-

* Преподаватель педагогики высшей категории, руководитель Студенческого научного общества.

ем требований к уровню знаний, умений, навыков, как учащихся, так и педагогов, с развитием личностно-профессиональных качеств и способностей учителей, формированием системы ценностей.

Формирование познавательных интересов, исследовательских умений и навыков у будущих учителей физической культуры возможно как на уроках педагогики, так и во внеурочной творческой деятельности.

Ознакомление с опытом работы в данном направлении может быть рекомендовано учителям школ и преподавателям физической культуры педагогических колледжей, институтов, университетов, студентам и учащимся, специалистам в области физической культуры и спорта.

Уроки педагогики... Какими они должны быть? С этим вопросом ко мне не раз обращались учащиеся колледжа, студенты и коллеги - преподаватели Шуйского государственного педагогического университета во время открытых занятий и дискуссий по методике.

Мы единодушны в том, что уроки педагогики в педагогическом колледже должны быть образцовыми, целостными и творческими, уроками сотрудничества, сотворчества, взаимодействия, пространством формирования познавательной активности, исследовательских умений и навыков у будущих учителей физической культуры, учителей начальных классов, педагогов - психологов.

Функция урока педагогики двоякая: обогатить учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовить к использованию других форм обучения: практических занятий, экскурсий, семинаров, лекций.

Типы творческих уроков: уроки когнитивного типа (поисковый, постановки проблем и их решение, конструирования понятий и теорий, работы с первоисточниками, философского обобщения); уроки креативного типа (урок составления и решения педагогических задач, урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа), урок педагогического творчества, моделирования, урок в школе будущего, защиты творческих работ, творческого обобщения); уроки оргдеятельностного типа (уроки с групповой работой, урок - проект, урок - консультация, урок самооценок, урок - рефлексия); уроки коммуникативного типа (урок - конференция, урок - соревнование, урок - «круглый стол», творческий отчет).

Типология уроков позволяет строить систему занятий по педагогике, образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии преподаватель педагогики планирует, разрабатывает и проводит конкретные уроки. (Методика обучения может быть доведена до уровня технологии. Если она отвечает надёжности, объективности, то её можно назвать технологией).

Уроки педагогики в группах подготовки будущих учителей физической культуры выстраиваются в соответствии с разрабатываемой технологией креативно - моделирующего сотрудничества и взаимодействия.

Основа - структурные элементы технологий конструктирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и установления педагогически целесообразных отношений.

Технологическая задача - отыскание и решение научных проблем учебного курса.

Творческая реализация обучающихся состоит в углублённом изучении материала: от учащихся требуется мыслить ясно, живо, нестандартно, находить пути решения профессионально - педагогических задач и ситуаций. Подобное обучение развивает интеллектуальные и творческие способности, готовит к научным конференциям, круглым столам, презентациям, творческому моделированию и символотворчеству.

Деятельность учителя физической культуры сложна. Закономерен вопрос, каким образом возможно осуществить подготовку специалиста, вбирающего гармонию нравственных чувств, сознание и поведение, которые целостно проявляются в его культуре общения с воспитанниками, коллегами.

Необходимо мобильно реагировать на изменения кадровой потребности, а также повысить степень социальной защиты выпускника.

Система практической подготовки учащихся Ивановского государственного педагогического колледжа постоянно совершенствуется. Выпускники колледжа, в их рядах учащиеся отделения физической культуры, отличаются качественной практической подготовленностью, развитыми творческими способностями.

Не случайно, на наших уроках звучат прекрасные стихи великих поэтов и юных дарований колледжа. Мы знакомимся с сочинениями выдающихся писателей и учёных, педагогов прошлого и педагогов - новаторов: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Ш.А. Амонашвили.

Занимаемся вопросами здоровьесбережения по следующим направлениям творческого поиска: здоровьесберегающая педагогика: принципы, средства, методы; педагог и проблема ЗОЖ; практические аспекты ЗОЖ; индивидуальная программа ЗОЖ; подвижная игра с дидактической направленностью как средство педагогики оздоровления; Школа здоровья: теоретический и практический материал по внеурочной физкультурно-оздоровительной работе.

Посещаем художественные выставки и делимся друг с другом впечатлениями. Каждый наполняется знаниями, как сосуд водой из прозрачного родника!

Учащиеся участвуют в дискуссиях, конференциях, «Круглых столах», общаются со студентами Шуйского государственного педагогического университета, учителями физической культуры города Иваново и Ивановской области.

Целостная система креативного образования, сотрудничества, взаимодействия возникает на основе принципов эвристического обучения. Творческая деятельность учащихся расширяется с предметной области изучаемых курсов до охвата всего образовательного процесса, включая его организацию, постановку целей, конструирование содержания образования, выбор траектории обучения.

Особое внимание - этапу планирования урока. Включает взаимосвязанные стадии: целеполагание и мотивацию, актуализацию опорных знаний, практическую работу по творческому моделированию и обобщению.

С технологической точки зрения процесс поиска решения урока педагогики многоступенчат. Нельзя заранее предугадать, каким будет урок, какие ситуации могут возникнуть на нём, но с уверенностью можно констатировать, что современный урок педагогики - урок исследования, анализа вариантов осуществления педагогического замысла, эстетико - художественной основы; публичного признания достоинств учащегося, что позволяет поднять ситуацию на более высокий культурный уровень и изменить ракурс рассматриваемой педагогической проблемы.

Будущие учителя физической культуры стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.

Быть учителем физической культуры - почётно.

Обучать и воспитывать одарённую молодёжь - ответственно и престижно. Я горжусь успехами своих нынешних воспитанников и выпускников прошлых лет. Они молоды, талантливы, творчески активны.

Будущее педагогической науки - в достойныхруках!

Список литературы:

1. Введение в специальность: программа / Авт.-сост. E.H. Дементьева. -Иваново, 2010.

2. Дементьева E.H., Новиков Р. Будущее педагогической науки - наше будущее // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 47-49.

3. Дошкольная педагогика: программа / Авт.-сост. E.H. Дементьева. -Иваново, 2007.

4. Педагогика: программа / Авт.-сост. Е.Б. Орлова. - Иваново, 2007.

5. Психолого-педагогический практикум: программа / Авт.-сост. E.H. Дементьева. - Иваново, 2007.

6. Хуторской A.B. Современная дидактика. - СПб.: «Питер», 2001.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ-МИГРАНТОВ

© Крючкова H.A.*

Технологический колледж, г. Советск

Сегодня актуальным становится поиск форм и средств воспитательной работы, которая в процессе культурного пересечения позво-

* Заместитель директора по методической и инновационной деятельности, соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.