Научная статья на тему 'Проблема взаимодействия профессиональных и личных качеств в деятельности учителя музыки'

Проблема взаимодействия профессиональных и личных качеств в деятельности учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MUSICAL-PEDAGOGICAL OCCUPATION / INTEGRATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL ABILITIES / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилова К.Г.

В статье рассматривается необходимость гармонического взаимодействия профессиональных знаний, умений и навыков с личностными качествами учителя музыки, благоприятствующими его педагогической деятельности. Автор, считает, что высокий уровень профессиональной подготовленности студента к будущей музыкально-педагогической деятельности определяется не только приобретением необходимых знаний, умений и навыков, но и комплексом личностных, духовных ценностей, составляющих основу человеческой культуры. Следовательно, процесс вузовского обучения должен осуществлять комплексную подготовку будущих учителей музыки, которая предполагает необходимое единство как личностных, так и профессиональных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF A MUSIC TEACHER IN HIS PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article investigates necessity of interaction between music educator's professional skills, experience and personal characteristics. This interaction also facilitates educator's self development. The author emphasizes that highly qualified preparation of future educators depends not only on achieving skills, experience and knowledge, but also on the complexity of personal characteristics and spiritual values that are parts of human nature. Consequently, the process of university education should carry out a comprehensive training of future music teachers, which requires the necessary unity of both personal and professional abilities.

Текст научной работы на тему «Проблема взаимодействия профессиональных и личных качеств в деятельности учителя музыки»

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-ое изд., дополненное Москва, 1999: 762.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. Москва: Гардарики, 2003.

5. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика. Москва: Вентана-Граф, 2006.

6. Философский энциклопедический словарь. Главный редактор Ильичёв Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалёв С.М., Панов В.Г. Советская энциклопедия, 1983.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический Проект, 2003.

8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Основы профориентологии. Москва: Высшая школа, 2005.

9. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Диссертация доктора психологических наук. Москва, 1995.

10. Кулюткин Ю.Н. Психологическая готовность взрослого человека к обучению. Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. Москва, 1980: 37 - 42.

11. Анцыферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития. Принцип развития в психологии. Москва, 1978: 3 - 20.

12. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

13. Алексеева И.С. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы. Диссертация... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

14. Иванова О.А., Фроловская М.Н. Профессиональное становление студентов как педагогическая проблема. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2016; 2: 41 - 46.

References

1. Frolovskaya M.N. Professional'nyj obraz mira pedagoga kak universaliya pedagogicheskoj kul'tury. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 2: 136 - 140.

2. Cen'ko Yu.V. Obrazovanie v gumanitarnojparadigme. Barnaul: Alt. gos. un-t, 2011.

3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. 4-oe izd., dopolnennoe Moskva, 1999: 762.

4. Harlamov I.F. Pedagogika. Moskva: Gardariki, 2003.

5. Simonenko V.D. Obschaya iprofessional'naya pedagogika. Moskva: Ventana-Graf, 2006.

6. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor Il'ichev L.F., Fedoseev P.N., Kovalev S.M., Panov V.G. Sovetskaya 'enciklopediya, 1983.

7. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2003.

8. Zeer 'E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Osnovyproforientologii. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.

9. Borisova E.M. Professional'noe samoopredelenie: lichnostnyj aspekt. Dissertaciya doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.

10. Kulyutkin Yu.N. Psihologicheskaya gotovnost' vzroslogo cheloveka k obucheniyu. Psihologo-pedagogicheskie problemy nepreryvnogo obrazovaniya. Moskva, 1980: 37 - 42.

11. Ancyferova L.I. Metodologicheskie problemy psihologii razvitiya. Princip razvitiya vpsihologii. Moskva, 1978: 3 - 20.

12. Mitina L.M. Psihologiya truda iprofessional'nogo razvitiya uchitelya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

13. Alekseeva I.S. Professional'noe stanovlenie molodyh specialistov v usloviyah sel'skoj shkoly. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

14. Ivanova O.A., Frolovskaya M.N. Professional'noe stanovlenie studentov kak pedagogicheskaya problema. Prilozhenie k zhurnalu «Professional'noe obrazovanie. Stolica». 2016; 2: 41 - 46.

Статья поступила в редакцию 07.04.17

УДК 78:378.116.

Ismailova K.G., senior teacher, Baku State Pedagogical University (Baku, Azerbaijan), E-mall: i-ismailova@yandex.ru

PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF A MUSIC TEACHER IN HIS PEDAGOGICAL ACTIVITY. The article investigates necessity of interaction between music educator's professional skills, experience and personal characteristics. This interaction also facilitates educator's self development. The author emphasizes that highly qualified preparation of future educators depends not only on achieving skills, experience and knowledge, but also on the complexity of personal characteristics and spiritual values that are parts of human nature. Consequently, the process of university education should carry out a comprehensive training of future music teachers, which requires the necessary unity of both personal and professional abilities.

Key words: musical-pedagogical occupation, integration of personal and professional abilities.

К.Г. Исмайлова, ст. преп. Азербайджанского государственного педагогического университета, г. Баку,

E-mall: i-ismailova@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

В статье рассматривается необходимость гармонического взаимодействия профессиональных знаний, умений и навыков с личностными качествами учителя музыки, благоприятствующими его педагогической деятельности. Автор, считает, что высокий уровень профессиональной подготовленности студента к будущей музыкально-педагогической деятельности определяется не только приобретением необходимых знаний, умений и навыков, но и комплексом личностных, духовных ценностей, составляющих основу человеческой культуры. Следовательно, процесс вузовского обучения должен осуществлять комплексную подготовку будущих учителей музыки, которая предполагает необходимое единство как личностных, так и профессиональных способностей.

Ключевые слова: музыкально-педагогическая профессия. Интеграция профессиональных и личных способностей.

Одним из главных направлений современной концепции образования и науки в высшей школе Азербайджана является процесс гуманизации, предполагающий приобщение студентов к мировым гуманистическим и художественным ценностям.

Актуальность обращения к проблеме взаимодействия профессиональных и личных качеств в деятельности учителя музыки непосредственно связана с идеями демократизации и гуманизации современного образования, с ориентацией сознания студента на гуманистические ценности, определяющие его духовное развитие. Вместе с тем, несмотря на активизацию гуманистических принципов современного образования, педагоги-

ческая практика констатирует, что приоритет знаниевого подхода в обучении студентов продолжает сохранять свои лидирующие позиции, оставляя в тени показатели их личностного развития и воспитания. Профессиональная подготовка студентов, несмотря на гуманистическую направленность современного образования на практике и сегодня всё ещё мыслится лишь как приобретение знаний, умений и навыков.

Система профессионального музыкально-педагогического образования в республике постоянно совершенствуется: создаётся новая учебная, учебно-методическая и справочно-ин-формационная литература, осуществляется подготовка и пе-

реподготовка преподавателей, обновляются учебные планы и программы по различным специальностям, интегрируются отдельные предметы, сокращается недельная учебная нагрузка без ущерба для знаний и умений студентов, заметно усилен акцент на практическую подготовку студента, его самостоятельную работу и творческую активность.

Эти реформы позволяют преодолеть односторонний зна-ниевый подход в образовании, технократические тенденции в подготовке педагогов-музыкантов, обеспечить выпуск широко образованных специалистов не только с хорошей профессиональной квалификацией, но и способных к целостному и системному анализу сложных, как профессиональных (педагогических) так и социальных проблем.

Поэтому на современном этапе развития научной музыкально-педагогической мысли особое значение придаётся формированию всесторонней комплексной подготовке будущего специалиста, предполагающей интеграцию важнейших компонентов, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Вместе с тем, несмотря на активный поиск исследователями путей повышения профессионального педагогического мастерства, продолжают наблюдаться характерные негативные тенденции в обучении будущих учителей музыки. Одна из них -это неравномерность в профессиональной подготовке студентов на музыкально-педагогических факультетах в высших учебных заведениях.

Высокий уровень профессиональной подготовленности студента к будущей музыкально-педагогической деятельности определяется не только приобретением необходимых знаний, умений и навыков, но и комплексом личностных, духовных ценностей, составляющих основу человеческой культуры, потенциально способной к активному творческому созиданию. Современному обществу необходимы педагоги-личности, обладающие высоким мастерством, в котором активно взаимодействуют профессиональные знания и умения, творческие способности, инициатива, самостоятельность, культура, интеллект, духовность, высокая нравственность. «Современное образование не может рассматриваться как простое приобретение знаний и его применение. Его цель в том, чтобы первое, также как и второе, помогало ему изменять в позитивном (положительном) направлении личностные ориентиры обучаемого» [1, с. 6].

Эти задачи требуют, существенного обновления и совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта в высшей школе. Процесс вузовского обучения должен осуществлять комплексную подготовку будущих учителей музыки, которая предполагает необходимое единство как личностных1, так и профессиональных способностей. Под комплексной методикой профессиональных и положительно-личностных способностей студентов-музыкантов рассматривается основное исходное дидактическое положение, заключающееся в необходимости создания интегративной системы обучения, опирающейся на взаимодействие педагогических и личностных способностей.

Изучение и анализ широкой практики обучения и воспитания показывает, что приобретаемые студентами педагогические знания, умения и навыки ещё не гарантируют успешность их профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Педагогическая профессия, как никакая другая связанна с человеческим фактором, поскольку учителю приходится работать с «живым материалом», то есть с учеником, непрерывно растущим и изменяющимся, поэтому её продуктивность, эффективность и результативность обусловлена также и его собственными личностными качествами.

Преподавание - сложный психический процесс творческого характера, в котором синтезируются многочисленные и разнообразные факторы. Педагогическую работу нельзя выполнять формально, равнодушно, механически, так как в этом случае результативность всего процесса обучения заметно снижается. «Для нас важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, - подчёркивал А.В. Луначарский, - никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку. Педагог должен осуществлять в себе человеческий идеал» [2, с. 31].

На практике профессиональная подготовка учителя музыки не всегда соответствует его личностным показателям, что, в конечном счёте, отрицательно сказывается на общих резуль-

татах музыкально-педагогической деятельности. Данное несоответствие обусловлено тем, что обучение в вузе в основном ориентируется на приобретение педагогических знаний, умений и навыков, которыми и определяется уровень общей профессиональной подготовки будущих специалистов. В сущности, лишь предметные знания студентов и являются часто главным показателем их будущей педагогической квалификации. В результате такого подхода в обучении студент-выпускник демонстрирует лишь теоретическую подготовленность к педагогической деятельности, а его личностные показатели (комплекс психических и социальных свойств личности, благоприятных для педагогической деятельности) не только не контролируются, но даже и не фигурируют в его общей профессиональной деятельности. Вот почему мы нередко можем наблюдать квалифицированного учителя музыки, не способного общаться, понимать, чувствовать, дружить со своими воспитанниками, не умеющего вести урок увлечённо, творчески и не владеющего педагогическим мастерством. Этот парадокс педагогической деятельности свойственен не только учителям музыки, но и другим специалистам.

С другой стороны, практика нередко демонстрирует и противоположную тенденцию, когда студент, не владеющий необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, но обладающий положительными личностными качествами, также не в состоянии успешно справляться со своей педагогической деятельностью. Обе эти тенденции, весьма характерны для подготовки студентов на музыкально- педагогических факультетах высших учебных заведений. Они констатируют о противоречии между личностными и профессиональными качествами будущего учителя музыки, противоречии между существующей в структуре вузовского обучения, педагогической подготовкой, и отсутствием, необходимых и соответствующих данной подготовке положительных личных качеств.

Ведь те или иные индивидуальные свойства личности могут способствовать, затруднять или даже препятствовать формированию профессионализма преподавателя. Именно поэтому выпускнику как будущему педагогу важно хорошо осознавать, какие из его личных качеств будут благоприятствовать овладению педагогической профессией, а какие необходимо формировать в себе или же, напротив, преодолевать. Нужно проявить максимум желания, сознательности и воли, чтобы всесторонне развивать в себе педагогические способности, основной же путь к этому -критическое осознание своей деятельности, самовоспитание и самообразование.

Профессия педагога-музыканта обусловливает необходимость не только музыкально-педагогических знаний, умений и навыков, технологии обучения, артистизма, но и универсальной культуры, образованности, этики, и воспитанности. Исследователи отмечают, что личным качествам педагога обучающиеся придают весьма важное значение. Например, «Из тысяч ежегодно опрашиваемых студентов-первокурсников примерно 85% стабильно отдают первое место такому качеству, как справедливость. Требовательность занимает второе место. Знание предмета - только третье. Места в первой десятке занимают нравственные качества учителя: доброта, доверие к учащимся, вежливость, скромность, простота, чуткость, организованность, нравственная чистота. Характерно, что образ учителя не остается постоянным, а изменяется от класса к классу» [3, с. 250].

Для педагога очень важно обладать комплексом положительно-личных качеств, чтобы уметь передавать свои знания, формировать необходимые умения и навыки. Ему необходимо обладать острой наблюдательностью и хорошей памятью, тонкой интуицией и развитым воображением, критическим мышлением и толерантностью, профессиональной мобильностью и компетентностью. Он должен быть активным и одновременно сдержанным, эмоциональным и уравновешенным, настойчивым и терпеливым, уметь концентрировать своё внимание и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, легко устанавливать контакты с учениками разного возраста и характера. Во всех этих процессах находят проявление темперамент человека, его характер и особенности психики. Такие неблагоприятные качества человека, как грубость и чёрствость, замкнутость и робость, вспыльчивость и раздражительность, эмоциональная глухота и заторможенная реакция не способствуют успешному педагогическому процессу.

1 В настоящей статье под понятием «личностных» подразумевается комплекс положительных человеческих способностей, благоприятствующих музыкально-педагогической деятельности.

Музыкально-педагогическая деятельность представляет собой сложный, многокомпонентный комплекс, в котором активно интегрируют необходимые профессиональные и личные положительные качества, особо благоприятствующие её осуществлению. Профессиональная подготовка учителя музыки и его личные качества в педагогической профессии тесно взаимосвязаны. «Ибо знания, вручённые человеку безнравственному, могут принести огромный вред не только ему самому, но и окружающим» [4, с. 24]. Успех в педагогической деятельности зависит от предрасположенности к ней человека, наличия у него специальных педагогических способностей и личных качеств, которые предполагают интеграцию универсальных знаний, умений и навыков: педагогических, музыкальных (исполнительских, теоретических, исторических), психологических, артистических, коммуникативных.

На основе сказанного, мы приходим к выводу о том, что суть музыкально-педагогической профессии заключается в интеграции необходимых профессиональных и личных качеств. «Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общеБиблиографический список

ственности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности» [3, с. 240].

Таким образом, вузовский процесс профессиональной музыкально-педагогической подготовки студентов, демонстрирует противоречие между желаемой направленностью обучения и реально существующей практикой, в которой отсутствует гармоническое взаимодействие их профессиональных и положительных личностных способностей. В результате педагогическая подготовка учителей музыки в вузах реализуется недостаточно полно, так как отсутствует комплексная система обучения, основанная на интеграции двух важнейших и взаимосвязанных между собой факторов педагогического мастерства: профессиональных знаний, умений и навыков и личных качеств студента, которые в педагогической профессии находятся в нерасторжимом единстве и определяют её успешность и результативность.

Этим важным фактором и определяется актуальность данной проблемы, которая обусловливает значимость её научного исследования и необходимость поиска соответствующих методов и путей её практической реализации.

1. Кенгерлинская Т.Ф. Музыкальная педагогика: учебник для студентов музыкальных вузов. Баку, 2005.

2. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. Москва: Педагогика, 1976.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2-х книгах. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения. Москва: ВЛАДОС, 1999.

4. Кей-Кавус. Антология гуманной педагогики. Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.

5. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и аксиологический аспекты. Редактор Абдуллин Э.Б. Москва: МГПУ, 2002.

References

1. Kengerlinskaya T.F. Muzykal'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov muzykal'nyh vuzov. Baku, 2005.

2. Lunacharskij A.V. O vospitaniii obrazovanii. Moskva: Pedagogika, 1976.

3. Podlasyj I.P. Pedagogika: Novyjkurs: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij: V 2-h knigah. Kniga 1. Obschie osnovy. Process obucheniya. Moskva: VLADOS, 1999.

4. Kej-Kavus. Antologiya gumannojpedagogiki. Moskva: Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 2000.

5. Problemyiperspektivyprofessional'nojpodgotovkipedagoga-muzykanta: psihologicheskijiaksiologicheskijaspekty. Redaktor Abdullin 'E.B. Moskva: MGPU, 2002.

Статья поступила в редакцию 04.04.17

УДК 37.016:51

Permyakova M.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: permakova_marina@mail.ru

THE TASKS ON INTERCHANGE OF MODELS OF FUNCTIONAL DEPENDENCE AS THE MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF LEARNINGS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS. The article studies a topical problem of forming universal learning actions, in particular, forming the cognitive universal educational actions. The characteristics of the results of mastering of the educational program of secondary education on the basis of Federal state educational standard by pupils are marked. The important attention is given to the tasks on interchange of models of functional dependence as the means of forming cognitive universal educational actions. The author views three models of functional dependence: verbal model of function - the totality of its properties, graphic model of function - its graph and analytic model of function - analytic formula making this functional dependence. Three groups of tasks are given, in which the graphic model may be given on the condition; may be the result of the solution of the task and may be as the means of task's solution. The author gives the characteristic of tasks, where the graphic model attends implicitly. The marked tasks are effective means of forming cognitive universal educational actions.

Key words: cognitive universal educational actions, tasks on interchange of models of functional dependence, analytic model, verbal model, graphic model.

М.Ю. Пермякова, канд. пед. наук, доц. Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринск,

Е-mail: permakova_marina@mail.ru

ЗАДАЧИ НА ВЗАИМОПЕРЕХОДЫ МОДЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования универсальных учебных действий обучающихся, в частности, формированию познавательных универсальных учебных действий. Выделяются характеристики результатов освоения школьниками образовательной программы общего образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Значительное внимание уделяется задачам на взаимопереходы моделей функциональной зависимости, как средству формирования познавательных универсальных учебных действий. Автор рассматривает три модели функциональной зависимости: вербальную модель функции, которой является совокупность её свойств, графическую модель функции - её график и аналитическую модель функции - аналитическое выражение, задающее эту функциональную зависимость. Предложены три группы задач, в которых графическая модель может быть задана по условию; может быть результатом решения задачи; а может выступать как средство решения задачи. Автором приводятся характеристики задач,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.