Научная статья на тему 'Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя музыки'

Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / PERSONAL-CREATIVE COMPONENT OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER OF MUSIC / MUSICAL-PEDAGOGICAL REFLECTION / CREATIVITY / CREATIVE INDIVIDUALITY / ART TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тазетдинова Гульнара Мансуровна

Цель данной статьи направлена на раскрытие личностно-творческого компонента педагогической культуры учителя музыки. Представленная статья демонстрирует необходимость критического осмысления сложившейся практики подготовки музыкально-педагогических кадров. Основанием исследовательского поиска выступает поликомпонентная структура творческой индивидульности учителя-музыканта: познавательно-интеллектуальный, мотивационный или ценностно-ориентационный, преобразовательный или деятельностный, эмоционально-коммуникативный компоненты. В статье приведены особенности соотношения педагогической культуры и профессионально-творческой деятельности учителя-музыканта в образовательной практике. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами развития творческой индивидуальности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тазетдинова Гульнара Мансуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-CREATIVE COMPONENTS OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER OF MUSIC

The purpose of this article is aimed at the disclosure of personal-creative components of pedagogical culture of the teacher of music. Article demonstrates the need for critical reflection on the current practice of training musical-pedagogical staff. The basis of the research the search appears polycomponent structure individulnosti creative teacher-musician: cognitive-intellectual, motivational or value-orientation, conversion or the activity, emotional and communicative komponenty.V article presents particular ratio of pedagogical culture, professional and creative activity of the teacher-musician in educational practice. This article is intended for educators, researchers, heads of educational institutions for the development of the creative personality of the teacher.

Текст научной работы на тему «Личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя музыки»

УДК 378

ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Г.М. Тазетдинова

Аннотация. Цель данной статьи направлена на раскрытие личностно-творческого компонента педагогической культуры учителя музыки. Представленная статья демонстрирует необходимость критического осмысления сложившейся практики подготовки музыкально-педагогических кадров. Основанием исследовательского поиска выступает поликомпонентная структура творческой индивидульности учителя-музыканта: познавательно-интеллектуальный, мотивационный или ценностно -ориентационный, преобразовательный или деятельност-ный, эмоционально-коммуникативный компоненты. В статье приведены особенности соотношения педагогической культуры и профессионально-творческой деятельности учителя-музыканта в образовательной практике. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных учреждений, занимающихся вопросами развития творческой индивидуальности педагога.

Ключевые слова: личностно-творческий компонент педагогической культуры учителя музыки, музыкально-педагогическая рефлексия, творчество, творческая индивидуальность, арт-технологии.

PERSONALITY-CREATIVE COMPONENTS

OF PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER OF MUSIC

G.M. Tazetdinova

Abstract. The purpose of this article is aimed at the disclosure of personal-creative components of pedagogical culture of the teacher of music. Article demonstrates the need for critical reflection on the current practice of training musical-pedagogical staff. The basis of the research the search appears polycomponent structure individulnosti creative teacher-musician: cognitive-intellectual, motivational or value-orientation, conversion or the activity, emotional and communicative komponenty.V article presents particular ratio of pedagogical culture, professional and creative activity of the teacher-musician in educational practice. This article is intended for educators, researchers, heads of educational institutions for the development of the creative personality of the teacher.

Keywords: personal-creative component of pedagogical culture of the teacher of music, musical-pedagogical reflection, creativity, creative individuality, art technology.

В современной психолого-педагогической науке отражена необходимость критического осмысления сложившейся практики подготовки музыкально-педагогических кадров, проработки концепции современного педагогического образования, которая должна строиться с учетом развития личности будущего педагога - музыканта. Появился ряд работ, авторы которых (В.А. Сластенин, Ю.В. Сенько, Е.И. Исаев и др.) [9, 10], анализируя состояние системы педагогического образования, приходят к выводу, что эта система рассматривает учителя как объект массового воспроизводства кадров, игнорируя его как субъекта психического и профессионального развития; не создает условия, побуждающие его к поиску личностно значимого смысла профессии, профессиональному самоанализу; не формирует его как носителя педагогической рефлексии.

В настоящее время полемика о соотношении науки и искусства в педагогической прак-

тике, ведущаяся со времен К.Д.Ушинского, продолжается. Один из современных подходов к пониманию сути педагогики закладывается в рассмотрении ее как триединства (науки, искусства и любви). Педагогика как наука развивает мысль и чувство, утверждает ценностные основания бытия человека. Педагогика как искусство одухотворяет педагогический процесс, наполняет его содержание и методы особым светом человеколюбия и добросердечия, позволяет найти принципиально новое качество педагогического профессионализма. Педагогика как любовь согревает педагогическое общение, наполняет его истинным уважением к личности.

Это триединство предполагает непрерывное, общекультурное развитие музыканта-педагога, направленное на реализацию идеи личностной ориентации в соответствии с творческими способностями с целью формирования таких качеств как служение истине, интелли-

гентность, самостоятельность в суждениях, творческая индивидуальность.

Все эти качества учителя музыки интегрируются в его педагогической культуре. Под педагогической культурой мы понимаем оптимальную совокупность общечеловеческих идей и ценностей, профессионально-

гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и творческих действий. Творчество рассматривается в качестве интегративного компонента культуры. В философии проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества определяет культуру как «объективизация человеческого творчества» [6, с. 32].

Рассмотрим особенности соотношения педагогической культуры учителя-музыканта и его профессионально-творческой деятельности в образовательной практике.

В процессе профессионально-

педагогической подготовки назрело следующее противоречие: с одной стороны, функции педагога заданы обществом, предъявляющим свои требования, перерастающие порой в давление установок, «подгонку» деятельности учителя «под норму», единообразие и шаблонность учителя. С другой стороны, общественное сознание обязывает сегодня педагога нового поколения ускорить процесс формирования творческого индивидуального почерка работы. Объективная необходимость педагогического творчества обусловлена тем, что учитель музыки, достигший творческой индивидуальности, способен вносить «вклады» в личность своих учеников, оказывать влияние на их ценности, развивать их творческие способности [4].

В качестве факторов, тормозящих развитие личностно-творческого компонента педагогической культуры учителя музыки, можно назвать:

1) слабое осознание педагогами своих индивидуальных особенностей, стремление к стандартному поведению как к единственно верному;

2) отсутствие умений, навыков и средств творческого самовыражения.

Специфика личностно-творческой индивидуальности раскрывается в работах М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, И.С. Кона [2,3,7]. Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах В.И. Загвязинского, А.Н. Лука и др. [8, 11]. Изучение трудов философов, психологов, педагогов позволило охарактеризовать творчество как высшую форму самодеятельной активности человека, предпо-

лагающую оригинальную и высокопродуктивную способность к решению проблемных ситуаций, а индивидуальность - как личностное качество, отражающее неповторимое своеобразие личности. Творческая индивидуальность выступает в качестве видовой конкретизации личностно-творческого компонента педагогической культуры учителя музыки.

Творческая индивидуальность учителя-музыки может быть рассмотрена в следующей поликомпонентной структуре:

- познавательно-интеллектуальный компонент - креативность мышления, творческое воображение, осознание себя творческой индивидуальностью, склонность к моделированию, знания о закономерностях становления творческой индивидуальности педагога;

- мотивационный или ценностно-ориентационный - степень выраженности желания стать педагогом-профессионалом, актуализация потребности в творческой самореализации;

- преобразовательный или деятельностный - творческая деятельность педагога, умения и навыки творческого педагогического поиска в применении новых инновационных технологий;

- эмоционально-коммуникативный - наличие чувств и переживаний в процессе педагогического общения, восприимчивость к творческим моментам учебной и профессиональной деятельности.

Все эти интегративные компоненты творческой индивидуальности преломляются в лично-стно-творческом компоненте педагогической культуры учителя музыки.

Анализ ответов, полученных на основании опроса по рабочей диагностической карте для определения личностно-творческой самооценки педагогов позволил прийти к следующим выводам: 80% опрошенных определяют максимальное количество креативных умений, присущих себе. Почти 50% педагогов считают себя способными сделать учебный материал доступным для понимания на основании определения его художественно-образной обозначенности. А вот умение вступать в эмоционально-коммуникативное общение обнаружили в своих ответах - 28% педагогов. 53% опрошенных считают, что у них живая, яркая, образная речь. Состояние душевного подъема, вдохновения способны испытывать 32% опрошенных. То есть мы видим, что самооценка будущих педагогов в отношении формирования у них лично-стно-творческого компонента педагогической культуры достаточно высокая.

Достижение динамики развития личностно-творческого компонента педагогической культуры учителя-музыки возможно на основании применения новых инновационных технологий, обеспечивающих развитие следующих художе-ственно-твоческих качеств педагога: художественная экспрессивность, коммуникативно-эстетическая личностная выразительность, эстетическая рефлексия. Такими технологиями выступают арт-технологии [1].

Главные черты арт-технологии - глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу личной выразительности, что обеспечивает повышение качества учебного занятия на основании совершенствования творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов. В процессе реализации этих технологий формируется мотивационно-ценностное отношение студента к содержанию образования; эмоциональное восприятие материала способствует сохранению устойчивого внимания и интереса; появляется чувство раскованности, свободы, расположенности к собеседнику; способность переводить знания в лич-

Литература :

1. Артпедагогика. Учебно-методическое пособие для учреждений профессионального образования. Л.Ю. Мухаметзянова Казань: Изд-во «Данис», ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО. 2015. - 120 с.

2. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., «Художественная литература», 1975. - 504 с.

3. Выготский, Л.С.. Психология искусства. Издание третье Москва «Искусство», 1986. - 574 с.

4. Гильмеева Р.Х., Тихонова Л.П., Мухаметзянова Л.Ю., Шайхутдинова Г.А. Концепция модернизации содержания и технологий формирования и развития культуры и гуманитарной образованности студентов профессиональной школы, ориентированной на российско-европейское партнерство / под ред. академика РАО Г.В. Мухаметзяновой. -Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2011. - 46с.

5. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / В.И. Загвязинский - М.: Akademia, 2004. - 187 с.

6. Коган, М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 179с.

7. Кон, И.С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с.

8. Лук, А.Н. Психология творчества / Отв. ред. В.А. Лекторский; АН СССР. - М.: Наука, 1978. — 128 с.

ностный смысл, развивается позитивное творческое самочувствие.

Разработка арт-технологий опирается на принципы: 1) приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; 2) отношения к образованию как к социокультурному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников, а к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству.

Таким образом, формирование педагогической культуры учителя музыки предполагает реализацию идеи личностной ориентации в соответствии с творческими способностями с целью развитие таких качеств как служение истине, интеллигентность, самостоятельность в суждениях, творческая индивидуальность. Формирование этих качеств возможно на основе применения арт-технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов.

9. Сенько, Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 44.

10. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

11. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. / В.И. Загвязинский - М.: Akademia, 2004. - 187 с.

References:

1. Artpedagogika. Uchebno-metodicheskoe po-sobie dlja uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija. L.Ju. Muhametzjanova Kazan': Izd-vo «Danis», FGNU «Institut pedagogiki i psihologii professional'nogo obra-zovanija» RAO. 2015. 120 s.

2. Bahtin, M. Voprosy literatury i jestetiki. Issle-dovanija raznyh let. M., «Hudozhestvennaja literatura», 1975. 504 s.

3. Vygotskij, L.S. Psihologija iskusstva. Izdanie tret'e Moskva «Iskusstvo», 1986. 574 s.

4. Gil'meeva R.H., Tihonova L.P., Muhametzjanova L.Ju., Shajhutdinova G.A. Koncepcija moderni-zacii so-derzhanija i tehnologij formirovanija i razvitija kul'tury i gumanitarnoj obrazovannosti studentov pro-fessional'noj shkoly, orientirovannoj na rossijsko-evropejskoe partnerstvo / pod red. akademika RAO G.V. Muhametzjanovoj. - Kazan': Izdatel'stvo «Danis» IPP PO RAO, 2011. - 46s.

5. Teorija obuchenija. Sovremennaja interpreta-cija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - 2-e izd. / V. I. Zagvjazinskij - M.: Akade-mia, 2004. - 187 s.

6. Kogan, M.S. Filosofija kul'tury. - SPb.: Petro-polis, 1996. 179s.

7. Kon, I.S. Rebjonok i obshhestvo. — M.: Aka-demija, 2003. — 336 s.

8. Luk, A. N. Psihologija tvorchestva / Otv. red. V. A. Lektorskij; AN SSSR.' — M.: Nauka, 1978. — 128 s.

9. Sen'ko, Ju.V. Gumanitarnoe opredelenie stilja novogo pedagogicheskogo myshlenija // Pedagogika. -1999. - № 6. - S. 44.

10. Slastenin, V.A. i dr. Pedagogika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped.ucheb. zavedenij / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; Pod red. V.A. Slastenina. - M.: Izdatel'skij centr "Akademija", 2002. -576 s.

11. Teorija obuchenija. Sovremennaja interpreta-cija: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - 2-e izd. / V.I. Zagvjazinskij - M.: Akade-mia, 2004. - 187 s.

Сведения об авторе:

Тазетдинова Гульнара Мансуровна (г. Казань, Россия), аспирант ФГБНУ «Институт педагогии и психологии профессионального образования Российской академии образования», преподаватель музыки ДМШ № 8 г. Казани, e-mail:guinar.72@mail.ru

Data about the author:

Tazetdinova G.M. (Kazan, Russia), PhD student FGBNU "Institute of pedagogy and psychology of professional education of the Russian Academy of Education», a music teacher music school number 8 of Kazan, e-mail: guinar.72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.