Научная статья на тему 'Система менеджмента качества вуза и оценка ее результативности'

Система менеджмента качества вуза и оценка ее результативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аглиева В. Ф.

Для улучшения качества образовательных услуг создаются и внедряются системы менеджмента качества. Их эффективность обусловлена постоянным улучшением деятельности, а, следовательно, повышением конкурентоспособности вуза. Комплексная оценка системы менеджмента качества вуза направлена в первую очередь на оценку качества подготовки специалистов в реализуемых в вузе образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аглиева В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества вуза и оценка ее результативности»

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА И ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

© Аглиева В.Ф.*

Набережночелнинский филиал Казанского института экономики, управления и права, г. Набережные Челны

Для улучшения качества образовательных услуг создаются и внедряются системы менеджмента качества. Их эффективность обусловлена постоянным улучшением деятельности, а, следовательно, повышением конкурентоспособности вуза. Комплексная оценка системы менеджмента качества вуза направлена в первую очередь на оценку качества подготовки специалистов в реализуемых в вузе образовательных программ.

Проблема качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности в последнее время становится все более актуальной. Переход к массовому высшему образованию, рост числа высших учебных заведений (в том числе негосударственных), коммерциализация образования и конкуренция на рынке образовательных услуг - далеко не полный список факторов, обостряющих данную проблему. Быстроразвивающаяся наука и быстроизменяющаяся промышленность, новые технологии, в том числе базирующиеся на междисциплинарных (в традиционном понимании) знаниях, требуют от вузов постоянного совершенствования образовательных программ, В то же время, работая в условиях рынка, вузы стремятся следовать требованиям и запросам своего основного потребителя - студента, порой даже в ущерб качеству его подготовки [5].

Несмотря на это анализ опыта вузов позволяет выделить следующие позитивные тенденции:

- во многих вузах страны реализуются работы по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и принципами Всеобщего управления качеством (TQM);

- вузами проводиться самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;

- в ряде вузов создаются системы стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с работодателям их выпускников;

- вузы участвуют в конкурсе на соискание премии Правительства РФ в области качества;

- с каждым годом увеличивается число вузов, принимающих участие в ежегодном конкурсе «Внутривузовские системы обеспече-

* Старший преподаватель кафедры Интегрированных систем менеджмента, кандидат экономических наук.

ния качества подготовки специалистов», организованном Миноб-разованием России в 2000 году.

Разработка и внедрение систем управления качеством ведется более эффективно в тех вузах, где открыта подготовка по специальностям 072000 «Стандартизация и сертификация» и 340100 «Управление качеством». В таких вузах для разработки системы управления качеством образования широко привлекаются студенты, обучающиеся по указанным специальностям, и аспиранты, а структурные подразделения по управлению качеством укомплектовываются собственными выпускниками [1].

Самые значительные результаты при разработке, внедрении и сертификации системы менеджмента качества достигаются в первые 3-5 лет. В течение этого времени вуз, проводит наиболее важные изменения, обнаруживает значительные несоответствия во время внутренних проверок системы менеджмента качества и получает ценные замечания от внешних аудиторов. Все это помогает разрабатывать и проводить наиболее эффек-тивные мероприятия по улучшению деятельности вуза. Однако, со временем, эффективность проверок действующем системы менеджмента качества только на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 значительно снижается. Поэтому при достижении такой ситуации вузу, который функционирует в рамках системы менеджмента качества, рекомендуется разработать собственную дополнительную модель мониторинга и/или применять уже существующие более сложные и специализированные модели.

Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов контингента обучающихся и сети организаций образования.

При оценке качества образования следует выделить следующие положения:

- не стоит сводить оценку качества только к тестированию знаний учащихся, но и полностью от него отказываться нельзя, ведь знания остаются одним из показателей качества образования;

- необходимо комплексно осуществлять оценку качества образова-ния, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности.

Метод оценки каждый вуз выбирает сам. Рассмотрим один из них.

Сначала определяем этапы самооценки:

1. Предварительный (подготовка к самооценке).

На данном этапе принимаются решения о проведении самооценки, назначение ответственного за ее проведение, доводится данная информация до персонала вуза, создается рабочая группа для проведения самооценки, выбираются модели и методы самооценки, определяются ответственные за проведение самооценки по различным критериям, а также проводится обучение членов рабочей группы методам самооценки.

2. Основной (непосредственно самооценка).

В данный этап входит сбор и анализ данных по критериям выбранной модели, составление сводного отчета, а также рассмотрение и утверждение его руководством.

3. Заключительный (принятие и реализация решений по результатам самооценки).

Данный этап предполагает рассмотрение результатов самооценки на Ученом совете, определение важнейших приоритетов улучшения деятельности, формирование плана мероприятий по совершенствованию приоритетных направлений работы и контроль за реализацией разработанного плана мероприятий.

Далее необходимо оценить результативность системы менеджмента качества вуза. Для этого можно адаптировать критерии оценки результативности системы менеджмента качества промышленного предприятия, разработанные В.А. Титовой и В.В. Колочевой [4].

Методика оценки результативности состоит из следующих этапов:

1 этап - разработка критериев оценки. Исходя из определения, приведенного в [2], разрабатываем критерии на основе требований стандартов к системам и устанавливаем их плановые значения, по которым в дальнейшем и будем определять результативность.

Таблица 1

Критерии для оценки результативности системы менеджмента качества

Критерии Расчет критерия

1. Степень выполнения целей в области качества количество выполненных целей / общее количество целей в политике качества

2. Степень компетентности персонала в системе менеджмента качества число работников, прошедших обучение в области качества / общее число работников предприятия

3. Уровень обеспечения необходимыми материально-техническими ресурсами объем ресурсов по факту / объем ресурсов по плану

4. Уровень обеспечения помещениями количество помещений / необходимое количество помещений

5. Степень выполнения плана НИОКР в установленные сроки количество выполненных пунктов плана / количество запланированных мероприятий

6. Уровень выполнения плана НИОКР количество принятых проектов / общее количество разработанных проектов

7. Уровень остепененности профессорско-преподавательского состава количество остепененных преподавателей / общее количество преподавателей

8. Степень дублирования процессов количество дублируемых процессов / общее количество процессов

9. Степень выполнения плана модернизации количество выполненных пунктов плана / общее количество пунктов плана

10. Уровень обеспечения учебно-методической и интегрированной продукцией количество продукции по факту / количество продукции по плану

11. Уровень соответствия средств измерений и испытательного оборудования технологическим требованиям количество единиц СИ и ИО, соответствующих технологическим требованиям / общее количество СИ

12. Степень выполнения плана обучения в срок количество проведенных часов / количество часов по плану

13. Уровень довузовской подготовки студентов количество первокурсников, не имеющих троек в аттестате / общее количество первокурсников

14. Уровень востребованности выпускников количество выпускников, работающих по специальности / общее количество выпускников

Продолжение табл. 1

Критерии Расчет критерия

15. Уровень воспитательной деятельности объем выполненной воспитательной работы / запланированный объем воспитательной работы

16. Уровень выполнения программы внутренних аудитов количество выполненных пунктов программы / общее количество пунктов

17. Степень выполнения корректирующих действий по результатам внутреннего аудита объем выполненных действий / объем действий по плану

18. Степень выполнения предупреждающих действий по результатам внутреннего аудита объем выполненных действий / объем действий по плану

Этап 2 - определение показателей по каждому критерию. Вычисляем отношения между фактическими и плановыми значениями по каждому критерию, которые будем использовать для определения результативности системы.

Этап 3 - определение значимости показателей. Определяем значимость полученных показателей, используя метод анализа иерархий Т. Саати [3].

Этап 4 - определение результативности системы менеджмента качества. Рассчитываем результативность систем менеджмента по формуле:

I. =£ «А,

I=1

где а1 - единичный относительный 1-й показатель; 51 - весовой коэффициент; п - количество показателей.

Этап 5 - оценка устойчивости системы менеджмента качества. После определения результативности, проводим ее оценку по шкале значимости Харрингтона с учетом следующих условий, представленных в табл. 2.

Таблица 2

Шкала интенсивности критериального свойства

Наименование градации Числовые интервалы Состояние устойчивости системы Действия в отношении системы

Очень высокая 1,0-0,8 Устойчива система функционирует результативно, но требует разработки предупреждающих действий, если РИСм = 1, то система не требует разработки каких-либо действий.

Высокая 0,8-0,63 Устойчива система функционирует результативно, но требует разработки незначительных корректирующих действий

Средняя 0,63-0,37 Устойчива система функционирует результативно, но требует разработки корректирующих действий

Низкая 0,37-0,2 Не устойчива система функционирует не результативно и требует разработки значительных корректирующих действий

Очень низкая 0,2-0,0 Не устойчива система функционирует не результативно и требует вмешательства высшего руководства, если РИсм = 0, то система требует разработки

Этап 7 - принятие решений по управлению системой менеджмента качества. После определения результативности системы менеджмента по шкале Харрингтона и на основании сделанных выводов, представитель руководства вместе с владельцами процессов приступает к разработке корректирующих и/или предупреждающих действий, мероприятий по улучшению с последующим контролем и анализом выполнения.

Таким образом, мониторинг и оценка качества образования позволяют выявить, насколько результативно и эффективно используется потенциал вуза и формируются основы для его дальнейшего развития в условиях конкурентной образовательной среды.

Список литературы:

1. Анисимов П.Ф. О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях (на примере Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) // Официальные документы в образовании. -2005. - № 2. - С. 88-95.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России. - 28 с.

3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993.

4. Титова В.А., Колочева В.В. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента // Стандарты и качество. - 2008. - № 8.

5. Чучалин А., Боев О., Криушова А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций/ А. Чучалин, О. Боев, А. Криушова// Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 9-17.

СОДРУЖЕСТВО ИВАНОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ШУЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ГРУППАХ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

© Дементьева E.H.*

Ивановский педагогический колледж им. Д.А. Фурманова, г. Иваново

Проблема повышения качества среднего и высшего педагогического образования в современной России может быть разрешима в том случае, если будут приложены для этого усилия всех заинтересованных сторон: педагогических, студенческих и ученических коллективов, учёных, родителей, политических и общественных деятелей, экономистов.

* Преподаватель педагогики высшей категории, руководитель студенческого научного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.