Научная статья на тему 'Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги и научно-методической деятельности в учреждении дпо'

Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги и научно-методической деятельности в учреждении дпо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / САМООЦЕНКА / САМООБСЛЕДОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОНИТОРИНГ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / THE SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / PROCESS-BASED MANAGEMENT MODEL / SELF-ESTEEM / SELF-EXAMINATION / DESIGNING / QUALITY MANAGEMENT / PERFORMANCE INDICATORS / MONITORING / PERSONIFIED SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эпова Надежда Павловна

Статья посвящена вопросам оценки качества образовательных услуг и результативности научно-методической деятельности в учреждении дополнительного профессионального образования. Автор проанализировал актуальные нормативно-правовые документы, определяющие деятельность образовательной организации в области качества образовательных услуг, перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, представил собственное видение процесса проектирования деятельности по управлению качеством услуги, организации системы менеджмента качества, описал требования к качеству менеджмента организации, реализующей дополнительные профессиональные программы. При рассмотрении систем учебной и научно-методической работы кафедр автором использованы процессный подход, принципы самооценки и самообследования, идеология ориентации на потребителя. Статья содержит рекомендации по проведению оценки и самооценки результативности и эффективности рассматриваемой деятельности, по осуществлению оценки процессов, их измерению, анализу и улучшению. Выявлены объекты и субъекты мониторинга, его содержательные линии, проанализирована базовая модель мониторинга и представлена инновационная система мониторинга деятельности кафедр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эпова Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to issues of educational services quality evaluation and methodological activity effectiveness in institution of additional professional education. The author analyzed current regulatory and legal documents that determine the activities of educational organizations in context of educational services quality, list of mandatory information concerning the education system to be monitored. Author presented personal vision for process of designing quality management activities, the organization of quality management system, described requirements to the quality management of the institution that implements additional professional programs. When considering systems of departments educational and methodological activities, author used the process approach, principles of self-evolution and self-examination, ideology of customer orientation. The article contains the recommendations for evaluation and self-evaluation of effectiveness and efficiency of activities for the implementation of processes evaluation, measurement, analysis and improvement. In the article are defined objects and subjects of monitoring, its «content lines»; the monitoring basic model is analyzed and innovative system of departments activitiesmonitoring is presented.

Текст научной работы на тему «Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги и научно-методической деятельности в учреждении дпо»

УДК 378.091.398

Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги

и научно-методической деятельности в учреждении ДПО

Н. П. Эпова

Designing the processes of educational services

and methodological activities management in the institution

of additional professional education

N. P. Epova

Аннотация. Статья посвящена вопросам оценки качества образовательных услуг и результативности научно-методической деятельности в учреждении дополнительного профессионального образования. Автор проанализировал актуальные нормативно-правовые документы, определяющие деятельность образовательной организации в области качества образовательных услуг, перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, представил собственное видение процесса проектирования деятельности по управлению качеством услуги, организации системы менеджмента качества, описал требования к качеству менеджмента организации, реализующей дополнительные профессиональные программы. При рассмотрении систем учебной и научно-методической работы кафедр автором использованы процессный подход, принципы самооценки и само-обследования, идеология ориентации на потребителя. Статья содержит рекомендации по проведению оценки и самооценки результативности и эффективности рассматриваемой деятельности, по осуществлению оценки процессов, их измерению, анализу и улучшению. Выявлены объекты и субъекты мониторинга, его содержательные линии, проанализирована базовая модель мониторинга и представлена инновационная система мониторинга деятельности кафедр.

Abstract. The article is devoted to issues of educational services quality evaluation and methodological activity effectiveness in institution of

additional professional education. The author analyzed current regulatory and legal documents that determine the activities of educational organizations in context of educational services quality, list of mandatory information concerning the education system to be monitored. Author presented personal vision for process of designing quality management activities, the organization of quality management system, described requirements to the quality management of the institution that implements additional professional programs. When considering systems of departments educational and methodological activities, author used the process approach, principles of self-evolution and self-examination, ideology of customer orientation. The article contains the recommendations for evaluation and self-evaluation of effectiveness and efficiency of activities for the implementation of processes evaluation, measurement, analysis and improvement. In the article are defined objects and subjects of monitoring, its «content lines»; the monitoring basic model is analyzed and innovative system of departments activities monitoring is presented.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, система оценки качества образования, потребители образовательной услуги, процессная модель управления, самооценка, самообследование, проектирование, менеджмент качества, показатели деятельности, мониторинг, персонифицированная система повышения квалификации.

Key words: additional professional education, the system of education quality assessment, con-

sumers of educational services, process-based management model, self-esteem, self-examination, designing, quality management, performance indicators, monitoring, personified system of professional development.

В настоящее время происходит уверенное становление общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), призванной стать важнейшим институциональным компонентом системы образования Российской Федерации. Все более актуальными становятся вопросы институциализации современных представлений о качестве образования, ориентации на процедуры самообследования, самооценки и учета мнения потребителей, а также качества процессов, принципов построения процессной модели управления, оценки результативности и эффективности видов деятельности.

В послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию 2006 г. говорилось, что «России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований.

Для исключения этой проблемы следует создать систему объективного независимого внешнего контроля над качеством получаемых знаний; необходимо в широком открытом диалоге с общественностью выработать принципы установления объективных рейтингов образовательных учреждений».

В настоящее время ОСОКО формируется как многофункциональная система, включающая:

- процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, государственный контроль (надзор) в области образования);

- действующие и апробируемые государственные итоговые аттестационные процедуры (ГИА, ЕГЭ, ГЭК и др.);

- процедуры независимой оценки качества образования, включая оценку качества образования внутри образовательной организации;

- международные, всероссийские, региональные, муниципальные мониторинговые исследования;

- находящиеся на разных стадиях разработки и апобации (в том числе в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы) процедуры оценки качества образования, охватывающие все уровни образования, в том числе процедуры самооценки.

Актуальным является создание и функционирование региональных (областных) СОКО, выделение их составляющих, с учетом муниципальных и школьных СОКО, разработка регионального (областного) стандарта качества образования.

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» (подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»), содержит описание проблемного поля. Его составляющими являются: информационная закрытость современной системы образования, непрозрачность для потребителя, не вполне современная культура использования данных об оценке качества потребителями образовательных услуг и др. Среди задач подпрограммы:

- включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственнообщественного управления;

- формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций через повышение квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;

- создание системы мониторинговых исследований качества образования и др.

Рассмотрим проблему оценки качества образования в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).

Постановление Правительства РФ от 05 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» содержит перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу. В Правилах осуществления мониторинга системы образования в разделе III «Дополнительное образо-

вание», в п. 6 «Сведения о развитии дополнительного профессионального образования» указывается следующий список предоставляемой информации:

- численность населения, обучающегося по дополнительным профессиональным программам;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам;

- кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;

- научная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, связанная с реализацией дополнительных профессиональных программ и др. Особое внимание обратим на показатель научной деятельности организаций ДПО.

Приказ Минобрнауки России № 1324 от 10 декабря 2013 г. «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» утвердил показатели деятельности организации ДПО, подлежащей самообследованию. Выделены блоки показателей образовательной, научно-исследовательской и финансово-экономической деятельности, а также инфраструктуры.

Так, в блоке «Научно-исследовательская деятельность» определено:

- количество цитирований в индексируемой системе цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников;

- количество цитирований в индексируемой системе цитирования Scopus в расчете на 100 научно-педагогических работников;

- количество цитирований в РИНЦ в расчете на 100 научно-педагогических работников;

- количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников;

- количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Scopus в расчете на 100 научно-педагогических работников;

- количество публикаций в РИНЦ в расчете на 100 научно-педагогических работников;

- общий объем НИОКР;

- количество подготовленных печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия), методических и периодических изданий;

- количество проведенных международных и всероссийских (межрегиональных) научных семинаров и конференций;

- число научных журналов, в том числе и электронных, издаваемых образовательной организацией и др.

Нормативно-правовые документы должны стать ориентиром для проведения проблемноориентированного анализа текущего состояния (образ «должного» и «сущего») образовательной системы повышения квалификации (ПК), а также служить основой для построения модели внутреннего мониторинга всех направлений деятельности организации ДПО.

Новую концепцию качества дополнительного профессионального образования предлагает

Н. Н. Анискина, ректор ФГОУ ВПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова». Под ее руководством подготовлены «Методические рекомендации по самооценке, оценке результативности и эффективности деятельности организации дополнительного профессионального образования и управлению качеством ДПО».

Исследователь пишет: «При определении качества своей деятельности организации ДПО традиционно в большинстве своем ориентировались на государственные аккредитационные показатели. Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», отменив государственную аккредитацию ДПО, создал основу для управления по критериям удовлетворенности обучаемого контингента, уровня способности применять полученные знания на практике требованиям работодателя. Новый закон «Об образовании в РФ», вводя инструменты независимой оценки качества, ответственность за управление качеством рассматривает как обязательство, добровольно принятое на себя образовательной организацией. Организации ДПО в условиях конкурентных рыночных отношений могут ориентироваться на три вида независимой оценки и соответствующие им системы признания качества» [1]. За основу в методических рекомендациях взята идеология ориентации на потребителя, описан процессный подход к оценке каче-

ства, представлены требования к качеству образовательной услуги и требования к качеству менеджмента. Особое внимание уделено процедурам самообследования и самооценки; оценке и анализу качества процессов; принципам построения процессной модели управления качеством работы кафедр, оценке результативности и эффективности деятельности.

Опыт ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО в статусе федеральной стажировочной площадки по реализации направлений ФЦПРО на 2011-2015 годы, деятельность по научно-методическому сопровождению новых образовательных стандартов, а также предстоящая апробация профессионального стандарта педагогической деятельности в условиях персонификации актуализируют задачи совершенствования системы управления качеством образовательной услуги и реализации современного механизма мониторинга качества деятельности научно-методических кафедр института по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров образования.

Успешное решение данных задач обусловлено интенсивным развитием научно-методической и исследовательской деятельности института в рамках реализации мероприятий ФЦПРО по достижению современного качества образования:

- разработаны инновационная модель персонификации региональной системы повышения квалификации (ПК) и организационно -деятельностный механизм ее осуществления в условиях института и муниципальной методической службы;

- систематизированы научно-теоретические основы мониторинга качества ДПО в рамках монографии «Мониторинг качества дополнительного профессионального педагогического образования в контексте стратегий инновационного развития» [2];

- проведена апробация диагностических инструментов мониторинга продуктивности и инновационной направленности научно-методической работы кафедр института.

В условиях реализации «Программы развития региональной системы дополнительного профессионального образования Ростовской области на 2011-2015 годы», «Инновационной модели региональной системы повышения квалификации педагогических и управленческих

кадров» (2011 г.) разработано и действует «Положение об организации персонифицированной системы повышения квалификации специалистов образования». В п. 1.10 данного Положения сказано: «Качество реализации заказа на образовательные услуги оценивается на основании показателей итоговой аттестации обучающихся в условиях персонифицированной системы ПК, а также наличием сертификатов качества освоения участниками ПК модульных целевых учебных программ. Процедура экспертизы качества исполнения образовательного заказа проводится аттестационной комиссией при РИПК и ППРО и экспертной комиссией профессионально-общественного Совета» [3, с. 17]. В данном Положении (п. 3.4.3; 3.4.4) указывается и на то, что «...качество и эффективность научно-методической деятельности (НМД), обеспечивающей персонифицированную модель ПК, оцениваются по показателям степени вклада каждого участника данного вида НМД в индивидуальный или коллективный итоговый продукт: программу, проект, пособие, а экспертиза качества НМД ее участников проводится в ходе заседаний соответствующих кафедр института, конференций, редакционно-издательского совета, ученого совета РИПК и ППРО в условиях открытости и доступности участия образовательного сообщества региона».

Для проектирования процесса управления качеством образовательной услуги, качества менеджмента организации и инновационной системы мониторинга деятельности кафедр (табл. 1, 2; рис. 1, 2, 3) воспользуемся актуальными для учреждений ДПО нормативно-правовыми документами, методическими рекомендациями [1], а также «Положением об организации персонифицированной системы повышения квалификации специалистов образования в ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО» [3]. В качестве оснований проектирования определим идеи: процессного подхода, самооценки и самообсле-дования, анализа качества процессов [4; 5]. В основе проектирования выделение направлений деятельности по управлению качеством образовательной услуги и действия, обеспечивающие данное управление (табл. 1).

Для построения процессной модели управления качеством работы кафедр необходимым является определение принципов и ша-

гов реализации: 1 шаг - именовать процессы и все их основные составляющие (шаги); 2 шаг - определить руководителя каждого процесса; 3 шаг - описать начало и конец процесса (границы), входы (плановые задания или ожидания, требования, предъявляемые к процессу потребителем) и выходы (полученные результаты, измеренные через показатели); 4 шаг - описать нормативные и культурные ограничения, определить необходимые для его выполнения ресурсы.

Представим систему учебной деятельности кафедр (табл. 3), а также научно-методическую работу в учреждении ДПО как процессы

(рис. 2). Для определения характеристик (показателей) процессов необходимо ответить на следующие вопросы:

- С какой целью данный процесс реализуется в организации?

- В чем можно выразить ценность процесса для организации?

- Каким образом достижение целевых показателей процесса влияет на достижение общих целей организации?

- Кто является потребителем результата процесса?

- Каковы требования потребителя к процессу и его результату?

Таблица 1

Проектирование процесса управления качеством образовательной услуги в условиях реализации персонифицированной системы повышения квалификации

специалистов образования

Направление деятельности по управлению качеством образовательной услуги Действия, обеспечивающие управление качеством образовательной услуги

1. Определение потребностей в ДПО (провести анализ потребностей в обучении)

1.1. Получить аналитическую информацию о соответствующем образовании слушателей Анкетирование, соц. опрос (на входе)

1.2. Определить образовательный запрос (цели, желания, стремления, потребности, трудности), тем самым содействовать персонификации ПК (отдел маркетинга образовательных услуг) Анкетирование, соц. опрос (на входе). Составление (корректировка) персонифицированных образовательных программ. Пункт 4.5. «Положения об организации персонифицированной системы ПК специалистов образования»: участники ПК имеют право принимать участие в экспертизе содержания целевых учебных программ ПК, в работе семинаров, ..., в заседаниях ученого совета и кафедр института по вопросам повышения качества и доступности персонифицированной системы ПК. Аналитические исследования отдела маркетинга образовательных услуг, отдела учебно-методической и организационной работы; отдела научно-методической работы

1.3. Заключить соглашение о предоставлении образовательных услуг с заказчиком Пункт 3.2.2. «Положения ...»: заключение договорных соглашений между Исполнителем в лице ректора ИПК и Заказчиком образовательной услуги в лице Минобразования Ростовской области (государственное задание), муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования (договоры на обучение педагогических и управленческих кадров), работников образования (индивидуальные договоры с физическими лицами на оказание образовательных услуг). Заключение договора с работодателем (директор школы, зав. ДОУ), который направляет сотрудника на ПК, работодатель может определить показатели успеха ПК для своего сотрудника, предоставив обратную связь после курсовой подготовки).

2. ИПК должен убедиться, что:

2.1. Содержание обучения и процесс обучения соответствует потребностям обучающегося, заказчика (например, директора ОУ, который отправляет сотрудника на ПК) Экспертиза образовательной программы, учебных модулей (на заседании учебно-методической комиссии). Посещение учебных занятий преподавателей и методистов, осуществляющих ПК; промежуточная диагностика; диагностика на выходе. Рейтинговые карты. Отчеты руководителей курсовых мероприятий на заседании учебнометодической комиссии.

Пункт 3.2.6. «Положения...»: качество реализации образовательного заказа и эффективность применения результатов ПК определяется на основании экспертизы уровня освоения обучающимися индивидуальной учебной программы ПК

2.2. Методы обучения и материалы, которые будут использоваться, являются соответствующими, точными с точки зрения их содержания, достаточными для достижения целей Посещение учебных занятий преподавателей и методистов, осуществляющих ПК. Диагностика на выходе. Анкетирование «Удовлетворенность качеством образовательной услуги», социологический опрос, репортажи слушателей на сайте института

3. Проектирование образовательных услуг Аналитическая деятельность отдела маркетинга образовательных услуг. Формирование перечня образовательных услуг ИПК, депозитарий программ. *Обновление содержания ПК (с учетом ФГОС, ФЦПРО, профессионального стандарта педагога и др.): разработка образовательных программ, модулей

4. Планирование учебного процесса

4.1. Разработать и документально оформить учебный, учебнотематический планы, средства оценки и контроля Утверждение документации руководителем структурного подразделения; проректором по УМР. Деятельность отдела УМР по формированию современных требований к документации и образовательному процессу ПК

4.2. Выбрать методы обучения. Согласование планируемого результата персонифицированного маршрута ПК и методов, технологий обучения. Активное использование стажировочных практик. Реализация принципа: «преподавателями ПК становятся и сами педагоги, обучающие своих коллег»

5. Предоставление образовательных услуг

5.1. Ознакомление слушателей с инструментарием, критериями, используемыми для оценки Куратор, руководитель курсов. Информация на сайте ИПК

5.2. Проведение процедур, которые должны быть выполнены в случае неудовлетворенности или разногласий между сторонами Отдел управления делами. Анализ

5.3. Обеспечение поддержки обучения (доступ к библиотеке, консультационные услуги, доступ к компьютеру, наставничество) Пункт. 4.5. «Положения...»: пользоваться имеющимися у исполнителя ИК-средствами, нормативной, инструктивной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, библиотекой, медиатекой, услугами подразделений ИПК и ППРО

5.4. Гарантировать, что все ресурсы, указанные в учебном плане, доступны и др. ППС и методический корпус, отвечающие за поставку образовательных услуг, имеют в наличии эти услуги и обучены для их использования

6. Мониторинг поставки образовательных услуг (получение обратной связи о методах и используемых ресурсах, об их эффективности) Пункт 3.2.4 «Положения.»: итогом учебной деятельности обучающегося в условиях персонифицированной системы ПК является разработка и защита проекта решения актуальных проблем модернизации образования, с размещением презентаций проектов в открытый доступ с последующим их обсуждением профессионально-педагогическим сообществом в режиме онлайн. Пункт 3.2.5.: В процессе освоения модулей Потребитель формирует накопительный портфель из сертификатов качества освоения содержания модулей и итогового сертификата успешности освоения индивидуальной учебной программы ПК. Пункт 3.2.6.: Качество реализации образовательного заказа и эффективность применения результатов ПК определяется на основании экспертизы уровня освоения обучающимися индивидуальной учебной программы ПК. Пункт 4.6.: Качество освоения слушателями персонифицированной системы ПК целевых учебных программ, индивидуальных планов ПК оценивается по результатам индивидуального накопительного учета прохождения этапов (освоения модулей) ПК, общественной экспертизы в форме: учета уровня освоения образовательной программы (дневник, зачетная книжка, портфолио); итоговой и промежуточных аттестаций (зачет, экзамен, письменное представление зачетной или выпускной работы, защита творческой работы или проекта, с размещением презентаций проектов в открытый доступ; мониторинга «приращения» педагогической квалификации с привлечением ММС, администрации и творчески активных групп педагогов школ)

Н П Эпова

Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги...

ЧИППКРО

Таблица 2

Требования к качеству менеджмента организации, реализующей дополнительные профессиональные программы

Требования к качеству менеджмента организации, реализующей программы ДПО

1. Общие требования к менеджменту организации, реализующей ДПО В организации принята СМК, принято положение о СМК или СОКО

2. Стратегия и бизнес-менеджмент (описание структуры управления, основных процессов и политики в области качества в организации) Положение о СМК или СОКО утверждено Ученым советом ИПК. Политика и стратегия в области качества отражена в программе развития ИПК

3. Анализ системы менеджмента (результаты внутренних и внешних проверок (аудитов); выявление и разрешение любых несоответствий в системе менеджмента; результаты оценки образовательных услуг) Заседания ректората. Сектор квалиметрии и статистики

4. Предупреждающие и корректирующие действия (выявление несоответствий в системе менеджмента; определение их причин; исправление; своевременное осуществление необходимых действий; запись результатов после принятых действий; обзор эффективности предпринятых корректирующих действий) Заседания ректората. Сектор квалиметрии и статистики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Управление рисками Заседания ректората

6. Управление персоналом (ИПК должен гарантировать, что персонал в рамках своих должностных инструкций владеет всеми ключевыми компетенциями, требуемыми для осуществления процессов, необходимых для предоставления образовательной услуги, и что эти компетенции поддерживаются на должном уровне) Информация на сайте ИПК «Показатели деятельности организации ДПО, подлежащей самообследова-нию»: численность / удел. вес численности научно -педагогических работников (НПР), имеющих ученые степени и (или) ученые звания, в общей численности НПР; численность / удел. вес численности НПР, прошедших за отчетный период ПК или профессиональную переподготовку

6.1. Предоставление должностных инструкций, соответствующих требуемым ключевым компетенциям, которые должны пересматриваться через определенные промежутки времени Корректировка должностных инструкций. Внедрение эффективного контракта

6.2. Гарантия того, что компетенции каждого сотрудника предоставляющего образовательные услуги, оценены или проверены на соответствие их должностной инструкции и эта оценка или отчеты документально оформлены Свидетельства о ПК; сертификаты

6.3. Разработаны и внедрены процессы для управления, оценки и обеспечения обратной связи по компетентности и эффективности работы персонала Обзоры учебных и практических занятий. Анкетирование слушателей ПК

6.4. Осуществляется обратная связь с персоналом по их мотивации и удовлетворенности работой Анкетирование персонала. Рефлексивные недели для обсуждения. Согласование перечня показателей в эффективном контракте

6.5. Персонал подвергается постоянному процессу профессионального развития, и влияние этого развития оценивается и документально оформляется Действуют научные школы института, осуществляется ПК ППС и методического состава института; совершенствуется система НМР подразделений: методологические семинары, научно-образовательные сессии, участие в научных мероприятиях и др. Использование ресурсов библиотечно-информационного центра института. Осуществляется мониторинг выполнения показателей НИД (статьи, публикации, организация и участие в научных мероприятиях и др)

7. Управление коммуникациями Организовано пространство научного общения: рефлексивные недели; научно-образовательные сессии; электронный документооборот

8. Внутренние аудиты (проводятся соответствующим квалифицированным персоналом; аудиторы не инспектируют свою собственную работу; персонал, ответственный за каждую область, по которой проводится аудит, получает информацию о результатах аудита). Ежегодные собеседования с ректоратом о выполнении учебных поручений и плана работы структурного подразделения

9. Обратная связь с заинтересованными сторонами Публичный отчет, аналитические материалы, мониторинговые исследования

Входы:

требования потребителя или плановые задания

Правила и нормы ведения процесса

^ Выходы

удовлетворенные треб.

Учебная работа кафедр Руководитель процесса -заведующий кафедрой

Ресурсы, необходимые для выполнения процесса Рис. 1. Процесс «учебная работа кафедры»

Таблица 3

Система учебной деятельности кафедр как процесс

Название процесса Система учебной деятельности кафедр

Цель процесса Обеспечение образовательного процесса ПК

Границы процесса Процесс начинается с изучения требований потребителей образовательных услуг в сфере ДПО и заканчивается сформированным заданием на разработку программ ПК и 1111

Входы процесса Требования потребителей, преобразованные в «производственное задание» или для корректировки образовательной программы, модуля ПК для данного процесса (информация об образовательном запросе, об уровне информационной осведомленности обучающихся ПК)

Выходы процесса Степень соответствия продукта или услуги требованиям потребителя - обучающихся ПК

Управление процессом Нормативные документы, регламенты, обеспеченность образовательной программы (наличие программы, учебный план, учебно-тематический план, расписание, диагностический инструментарий)

Ресурсы процесса Кадровое обеспечение программы, актуальное содержание ПК (основные темы, связанные с содержанием и используемой методологией обучения - направления государственной политики, стратегические ориентиры ФЦПРО, методология профессионального стандарта педагога, компетенции современного педагога, персонифицированная модель ПК и др)

Шаги процесса и точки контроля Рейтинг «П» (потенциала) кафедры (сведения о квалификационных характеристиках - уч. степень, звание, публикации, количество подготовленных кандидатов, работа в специализированных советах) за все время работы. Рейтинг «А» (активность по основным направлениям за последние 5 лет). Анкета преподавателей (самообследование). Анкета кафедры (самообследование)

Стержневые линии мониторинга (например, реализация персонифицированных моделей ПК; соответствие тематики ПК, его содержания ФГОС НОО и ООО; идеологии) профессионального стандарта педагога и др.)

Ежегодное собеседование

кафедры (всех сотрудников) с ректором (на заседании ректората) о выполнении показателей производственного задания, отчета кафедры, итогов са-мообследования и мониторинга учебной и научной (научно-методической и исследовательской) деятельности кафедры

Обсуждение и принятие производственного задания для кафедры и персонально для сотрудников кафедры

Анкетирование Самообследование (отчеты)

Система мониторинга профессионального роста

преподавателей, методистов

Ресурсы, кадры

Организация непрерывного освоения эффективных образовательных технологий, система научнометодического сопровождения процесса тиражирования и освоения инновационных разработок; система методологических и методических семинаров, научно-образовательных сессий. Выявление тех ресурсов, которые необходимы для реализации целей инновационного развития

Информация

Любая полезная информационная единица, держателем которой является ИПК, тут же передается педагогической общественности области. Автоматизированная циркуляция

информации внутри ИПК

Трансляция образовательных технологий, инновационных продуктов

Внутренний стандарт деятельности. Карта стандартизации требований к качеству работы сотрудника ИПК, описание процесса деятельности (преподавателя, методиста). Технологические карты, приводящие к высокому качеству работы. Карта стандартизации требований к качеству работы сотрудника - это таблица, включающая графы: требования, критерии, индикаторы, стандарты, основания для премирования. Матрица согласования требований и ожиданий. Формулировка, обсуждение и принятие производственного задания сотруднику ИПК. Внесение необходимых изменений в должностные инструкции

Система мониторинга профессионального роста преподавателей, методистов, педагогов, привлеченных к деятельности научных школ

Мониторинг результативности деятельности научных школ в аспекте научнометодического, теоретикопрактического обеспечения современных задач образования в контексте НОИ ННШ, ФГОС, ФЦПРО, профессионального стандарта педагога

Производственное задание

научным школам

Рис. 2. Научно-методическая деятельность как процесс

Рис. 3. Схема мониторинга

На данном этапе можно сформулировать некоторые рекомендации. Представим их ниже.

Проведение самооценки

1. Определение области самооценки.

2. Определение ответственного за самооценку и сроков ее проведения.

3. Определение порядка проведения самооценки.

4. Обобщение результатов в отчете.

5. Оценка текущей эффективности процессов организации и выявление участков, требующих совершенствования и нововведений.

Оценка результативности и эффективности деятельности

1. Определить процессы.

2. Определить последовательность и взаимодействие этих процессов

3. Определить процессы менеджмента, необходимые для постановки целей и развертывания их по уровням управления внутри организации.

4. Определить поддерживающие процессы.

5. Установить показатели для оценки результативности и эффективности процесса и его результатов.

6. Определить методы и критерии, необходимые для обеспечения результативности.

7. Осуществить мониторинг.

Рекомендации по проведению оценки процессов

1. Определить показатели, единицы измерения.

2. Создать условия для проведения оценки (назначить ответственного за проведение оценки; установить периодичность оценки процесса; описать алгоритм (регламент) выполнения оценки с указанием соответствующих инструментов оценки, форм отчетности ответственности полномочий; определить порядок ведения записей по процессу, фиксирующих результаты постоянного мониторинга и их анализа).

3. Использовать статистические методы сбора данных, представлять гистограммы, корреляционные диаграммы, среднее, стандартное отклонение, коэффициент вариативности. Все это дает возможность численно измерять процесс и отслеживать тенденции.

4. Сопоставлять показатели процесса за разные периоды времени для обнаружения тенденций.

Важно: первичные требования (критерии) устанавливает потребитель, дополнительные критерии устанавливает владелец процесса. Для этого необходимо определить потребителей, запросить у них какие требования они хотят предъявить к получаемым документам и услугам; далее определить, как произвести и поставить потребителю данный продукт.

Требования к измерению, анализу и улучшению процессов

Получение данных носит характер мониторинга. Анализ данных используется для улучшения процессов и должен представлять информацию: об удовлетворенности потребителя результатами процесса; о соответствии результатов предъявляемым к ним требованиям; о характеристиках и тенденциях процессов и результатов, включая данные о возможности предупреждающих действий.

Среди методов мониторинга (измерения) процессов: инструментальный; социологиче-

ский (анкетирование, опрос); экспертный (оценки специалистов-экспертов). Важным является обеспечение горизонтальной обратной связи в цепочке процессов «поставщик - потребитель» и вертикальной «руководитель - исполнители» в процессе.

Результативность процесса системы менеджмента качества (СМК) рекомендуется определять по правилу «слабого звена».

Для оценки результативности процесса можно применять вариативные интерпретации, например: процесс функционирует результативно и не требует разработки каких-либо действий; процесс функционирует результативно, но требует разработки предупреждающих действий; процесс функционирует результативно, но требует разработки незначительных корректирующих действий; процесс функционирует недостаточно результативно и требует разработки значительных корректирующих действий; процесс функционирует нерезультативно и требует вмешательства высшего руководства.

Чтобы проектировать инновационную модель, необходимо проанализировать базовую модель мониторинга:

1 шаг. Определить то, что будем понимать под «качеством образования в системе ПК».

2 шаг. Получить информацию о «должном»; информацию о «сущем» (реальном); информацию о «возможном».

ЧИППКРО

3 шаг. Определить показатели состояния образовательной системы ПК (релевантность системы - ее соответствие социальным ожиданиям (например, государственное задание, показатели по направлениям ФЦПРО, соц. опрос); эффективность, результативность, рентабельность (рациональность использования имеющихся ресурсов).

Образ «должного» состояния системы образования:

- набор педагогических программ,

- условия обучения,

- сеть ОУ, базовых площадок,

- уровень ресурсного обеспечения,

- организация управления,

- характер и уровень общественной поддержки образовательной инициативы.

Информация о «сущем», о реальном состоянии ОС:

- количественные показатели (статистические отчеты, мониторинг),

- соответствие стандартам,

- качественные показатели (социологические исследования, систематизация повседневных наблюдений сотрудников управленческих структур).

Информация о «возможном»

- информация прогностическая в отношении конкретного учреждения,

- проблемно-ориентированный анализ работы за предшествующий период с выявлением тенденций развития,

- информация, относящаяся к другим образовательным системам.

Должное ПК -----► Сущее ПК ---^Возможное ПК

«Как должно быть» «Как есть» «Как может быть»

Pest -анализ Swot-анализ

(анализ внешней среды) (внутренний)

Отметим, что для обеспечения работы целесообразным является наличие отдела маркетинга образовательных услуг или сектора квали-метрии и статистики.

Определим последовательность шагов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Организационный сбор исходных данных для оценки качества работы преподавателя, кафедр.

2. Контроль достоверности исходных данных.

3. Обработка данных о работе преподавателя, кафедр и рейтинговая оценка деятельности.

4. Анализ предварительных результатов мониторинга качества работ.

5. Анализ итогов мониторинга качества работ и выработка управляющих воздействий.

Итак, инновационная система мониторинга деятельности кафедр может включать следующее.

Концепцию мониторинга

- процессный подход;

- самообследование, самооценка преподавателя и кафедры;

- рейтингование (рейтинг потенциала «П» и рейтинг активности «А»);

- ориентация на потребителя; персонификация системы ПК;

- внутренний стандарт деятельности сотрудника ИПК (преподавателя, методиста);

- менеджмент качества; управление персоналом; производственное задание; собеседование с ректором, ректоратом;

- внешнее оценивание, экспертное наблюдение (представление ИПК на конкурсах, форумах, получение сертификата соответствия качества и др.).

Нормативно-правовую базу

- Положение о СОКО учреждения ДПО;

- Положение о СМК (система менеджмента качества);

- Положение о мониторинге научно-исследовательской деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава.

Проект перечня объектов и показателей для мониторинга

- системы учебной деятельности кафедр;

- система научной (научно-методической и исследовательской) деятельности кафедр по обеспечению стратегий инновационного развития системы ПК специалистов образования;

- критерии оценки по внутреннему мониторингу научно-исследовательской деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава.

Описание стержневых содержательных линий (ключевых элементов в соответствии с государственной образовательной политикой и инноваций в сфере образования)

- мониторинг реализации образовательного запроса:

- через реализацию основных тем, связанных с содержанием и используемой методологией обучения;

- через включение жизненно важных организационных тем, которые необходимы для осуществления обучения и ПК (обеспечение условий реализации ФГОС НОО и ООО; диагностика образовательных результатов (блоки УУД); эффективный контракт; формирование культуры оценки качества образования на уровне муниципалитетов и отдельных организаций; профессиональный стандарт педагога и др.);

- через охват важных тем, связанных с вопросами, касающихся обучающихся (портрет современного ребенка; варианты развития, девиантное поведение обучающихся; уклад образовательного учреждения; личностные результаты обучения и др.).

Комплексный инструментарий реализации модели мониторинга, технологические карты и др.

В качестве объектов мониторинга мы определяем системы учебной и научной (научнометодической и исследовательской) деятельности кафедр по обеспечению стратегий инновационного развития системы ПК специалистов образования. Поэтому могут быть определены содержательные линии (ключевые элементы) в работе кафедр, обеспечивающие инновационные процессы. Например, мониторинг реализации персонифицированных моделей ПК; соответствие тематике (содержания ПК) идеологии профессионального стандарта педагога и др.). Данные содержательные линии должны быть определены «владельцами процессов» (ректор, проректор, зав. кафедрой).

Субъектами мониторинга выступают руководящий и профессорско-преподавательский состав кафедр, а также участники ПК в областях учебной (курсы, стажировки, семинары) и научной деятельности, проводимой кафедрами («Научные школы», инновационные коллективы целевых программ, проектов, базовых и пилотных ОУ, экспериментальных и базовых площадок института, творческих групп, конференций и пр.).

Таким образом, проектирование процессов управления качеством образовательной услуги и научно-методической деятельности в учреждении Дпо в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей, требует глубокого профессионального осмысления и творческого подхода.

Библиографический список:

1. Методические рекомендации по самооценке, оценке результативности и эффективности деятельности организации дополнительного профессионального образования и управлению качеством дпо : практическое пособие / Н. Н. Анискина, Л. Э. Ковалева, Т. В. Федосеева. -Ярославль : Издательский дом Н. П. Пастухова, 2013. - 37 с.

2. Пустовой Е. А., Королева Л. Н. Мониторинг качества дополнительного профессионального педагогического образования в контексте стратегий инновационного развития : монография / в 2-х кн. Кн. 1 : Теоретическое обоснование / Е. А. Пустовой, Л. Н. Королева. -Ростов н/Д. : Изд-во ГБОУ ДПО РИПК и ППРО, 2013. - 72 с.

3. Инновационная модель региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих кадров : сборник нормативных документов. - Ростов н/Д. : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012. - 86 c.

4. Тринитатская О. Г. Управление образованием в условиях инновационных изменений : учебное пособие / О. Г. Тринитатская, С. Ф. Хлебунова и др. ; под общ. ред. С. Ф. Хлебуновой, О. Г. Тринитатской. - Ростов н/Д. : Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. - 532 с.

5. Тринитатская О. Г. Управление школой: преемственность инноваций в условиях модернизации образования / О. Г. Тринитатская. -Ростов н/Д. : Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2007. -360 с.

6. Ильясов Д. Ф., Солодкова М. И. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. -С. 64-69.

7. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. -№ 2 (92). - С. 30-35.

References:

1. Aniskina N. N., Kovaleva L. A., Fedosee-

va T. V. Metodicheskie rekomendatsii po samoot-senke, otsenke rezul'tativnosti i effektivnosti deya-tel'nosti organizatsii dopolnitel'nogo profession-al'nogo obrazovaniya i upravleniyu kachestvom

ЧИППКРО

DPO: prakticheskoe posobie [Methodical Recommendations on Self-Assessment, Assessment of the Effectiveness and Efficiency of the Organization of Additional Professional Education and APE Quality Management: a Practical Guide]. - Yaroslavl, 2013. - 37 p.

2. Pustovoy E. A., Koroleva L. N. Monitoring kachestva dopolnitel'nogo professional'nogo peda-gogicheskogo obrazovaniya v kontekste strategiy innovatsionnogo razvitiya : Monografiya v 2-kh kn. Kn. 1: Teoreticheskoe obosnovanie [Monitoring of the Additional Professional and Pedagogical Education Quality in the Context of the Innovative Development Strategies. Monography in 2 Books. Book 1: Theoretical Substantiation]. - Rostov-on-Don, 2013. - 72 p.

3. Innovatsionnaya model' regional'noy sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh i ruko-vodyashchikh kadrov: sbornik normativnykh do-kumentov [Innovative model of the regional system of teaching and managerial staff professional

development: complex of normative documents]. -Rostov-on-Don, 2012. - 86 p.

4. Trinitatskaya O. G. Upravlenie obrazovani-em v usloviyakh innovatsionnykh izmeneniy [Education Management Under the Conditions of Innovative Changes]. - Rostov-on-Don, 2011. - 532 p.

5. Trinitatskaya O. G. Upravlenie shkoloy: pre-emstvennost' innovatsiy v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [School Government: Succession of Innovations Under the Conditions of Educational Modernization]. - Rostov-on-Don, 2007. - 360 p.

6. Ilyasov D. F., Solodkova M. I. Features of professional development of teachers in establishment of additional professional pedagogical education // Pedagogical education and science. -2010. - № 1. - P. 64-69.

7. Ilyasov D. F. The organization of training of teachers in establishment of additional professional pedagogical education // Messenger of Tomsk state pedagogical university. - 2010. - № 2 (92). -P.30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.