Научная статья на тему 'Особенности разработки внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании'

Особенности разработки внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЭКСПЕРТИЗА / РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борченко Ирина Дмитриевна

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дополнительного профессионального образования. В статье рассмотрены методы и технологии, применяемые при разработке структура внутренней системы оценки качества образования дополнительного профессионального образования. Обоснована эффективность применения мониторинговых исследований в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании. Правильно выбранные критерии оценивания позволят принимать эффективные управленческие решения на уровне административного аппарата образовательной организации, что обеспечит административную команду информацией о состоянии образовательной системы и позволит достичь положительных результатов в конкурентоспособности в сфере дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борченко Ирина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of developing internal system of education quality assessment in additional professional education

The main task of the state educational policy of the Russian Federation in the conditions of the modernization of the education system is the maintenance of modern quality of education, including additional professional education. The article discusses methods and technologies used in developing structure of the internal system of education quality assessment of additional professional education. The effectiveness of the use of monitoring research within the framework of the internal system of education quality assessment in additional professional education is substantiated. Correctly selected evaluation criteria will allow to make effective management decisions at the level of the administrative apparatus of the educational organization, which will provide the administrative team with information on the state of the educational system and will allow to achieve positive results in competitiveness in the sphere of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании»

УДК 378.091.398

Особенности разработки внутренней системы оценки качества образования

в дополнительном профессиональном образовании

И. Д. Борченко

Features of developing internal system of education quality assessment in additional professional education

I. D. Borchenko

Аннотация. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дополнительного профессионального образования. В статье рассмотрены методы и технологии, применяемые при разработке структура внутренней системы оценки качества образования дополнительного профессионального образования.

Обоснована эффективность применения мониторинговых исследований в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании. Правильно выбранные критерии оценивания позволят принимать эффективные управленческие решения на уровне административного аппарата образовательной организации, что обеспечит административную команду информацией о состоянии образовательной системы и позволит достичь положительных результатов в конкурентоспособности в сфере дополнительного профессионального образования.

Abstract. The main task of the state educational policy of the Russian Federation in the conditions of the modernization of the education system is the maintenance of modern quality of education, including additional professional education. The article discusses methods and technologies used in developing structure of the internal system of education quality assessment of additional professional education.

The effectiveness of the use of monitoring research within the framework of the internal system of education quality assessment in additional profes-

sional education is substantiated. Correctly selected evaluation criteria will allow to make effective management decisions at the level of the administrative apparatus of the educational organization, which will provide the administrative team with information on the state of the educational system and will allow to achieve positive results in competitiveness in the sphere of additional professional education.

Ключевые слова: система образования, контроль и качество образования, внутренняя система оценки качества образования, управление качеством, экспертиза, результат.

Keywords: education system, control and quality of education, internal system for assessment of educational quality, quality management, examination, result.

Современная система образования, многопрофильная и многофункциональная, непрерывно изменяется в соответствии с теми требованиями, которые к ней предъявляет государство и общество.

Вследствие этого система образования испытывает постоянную потребность в получении достоверной информации для оценки своего состояния и перспектив развития. Интегральным показателем такой оценки является качество образования.

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей

при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, среди приоритетных задач в области образования, выделено «формирование механизмов оценки качества и востребованности качества образовательных услуг». Но одной из основных задач качества образования является его оценка, а также система качественного выстраивания согласованного отношения к качеству образовательной услуги у педагогов, родителей, общественности, государства.

Понятие качества образования связано с особенностями системы образования, которая одновременно является и государственным, и социальным институтом. С одной стороны, система образования исполняет государственный заказ и обязана соответствовать определенным установленным в законодательном плане требованиям и нормативам. С другой стороны, система образования связана со становлением, развитием и самореализацией человеческой личности, и поэтому она призвана удовлетворять потребности и ожидания всех субъектов образовательной деятельности и общества в целом.

В условиях действия федерального закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г. создание и обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) является обязательной функцией образовательной организации [1].

В рамках ВСОКО сбор, обобщение и систематизация информации по отдельным направлениям деятельности любой образовательной организации, обеспечивающим качество образования, осуществляется в ходе мониторинговых исследований.

Так, например, итоги мониторинговых исследований, имеющих локальный, институциональный, а также региональный уровень играют важную роль в содержании дополнительных профессиональных программ.

Наиболее острые моменты, выявленные при оценке качества образования в регионе по различным направлениям деятельности образовательных организаций, становятся востребованными задачами дополнительного профессионального образования в рамках проведения

курсов повышения квалификации / профессиональной переподготовки.

В современных конкурентных условиях система дополнительного профессионального образования стремится к внедрению инновационных технологий в работу со специалистами образовательных организаций.

Главные задачи организаций дополнительного профессионального образования:

- удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;

- организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;

- организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

- научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов;

- обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации на рынке труда и необходимости освоения современных методов решения профессиональных задач с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) [2, п. 6]. При этом наиболее важное и необходимое направление деятельности дополнительного профессионального образования является не только обучение и консультирование, но и непосредственная работа с оказанием помощи образовательным организациям общего образования по различным направлениям деятельности, а также постоянный мониторинг деятельности самой организации дополнительного профессионального образования.

Система оценки качества образования сегодня является одной из главных задач развития образования на всех его уровнях.

В пункте 21 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. № 499 оценка качества освое-

ния дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:

- соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;

- соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;

- способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.

При этом оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:

- внутренний мониторинг качества образования;

- внешняя независимая оценка качества образования.

Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов. Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией. Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций [2].

Нормативно-правовые документы ставят перед образовательными организациями еще одно важное направление деятельности - разработку внутренней системы оценки качества образования. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой целостную систему диагностических и оценочных процедур, реализуемых администрацией образовательной организации, педагогическим составом и специально организованными структурными подразделениями, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования [3].

А качество образования, в свою очередь, в дополнительном профессиональном образовании подразумевает, прежде всего, качественную подготовку специалистов сферы образования.

Внутренняя система оценки качества образования в образовательных организациях дополнительного профессионального образования разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13), на основании которого к компетенции образовательного учреждения относится обеспечение функционирования внутренней оценки качества образования, а также на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [2].

Формирование ВСОКО осуществляется на основании действующих нормативных правовых документов Российской Федерации в сфере образования, а Устав и локальные нормативные акты обеспечивают нормативно-правовые основания реализации ВСОКО [4, с. 6].

Образовательная организация обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели ВСОКО, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. В рамках ВСОКО в дополнительном профессиональном образовании можно выделить инвариантный перечень объектов, подвергающихся оценке:

- уровень соответствия содержания дополнительных профессиональных программ;

- уровень достижения планируемых результатов освоения дополнительных профессиональных программ;

- уровень соответствия условий реализации дополнительных профессиональных программ.

При этом вариативными объектами могут быть:

- уровень владения профессорско-преподавательским составом методикой обучения взрослых;

- непрерывность повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательной организации дополнительного профессионального образования (формальное, неформальное и информальное);

- объекты, в рамках самообследования образовательной организации;

- объекты, в рамках индикативных показателей Программы развития образовательной организации дополнительного профессионального образования;

- уровень соответствия нормативным правовым документам Российской Федерации в рамках дополнительного профессионального образования [5].

Мониторинг должен стать основным методом сбора информации, который даст возможность на разных уровнях управления образовательной организацией осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования [6, с. 60].

Мониторинг качества образования в рамках ВСОКО, организуемый по выбранным направлениям, использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские, санитарно-гигиенические, экономические, демографические, статистические и др.

Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей. Определить качество образования в образовательной организации - значит установить степень соответствия фактического состояния дополнительных профессиональных программ, созданных условий и достигнутых планируемых результатов освоения слушателями дополнительных профессиональных программ тем требованиям, что установлены в нормативных правовых документах.

Разработать внутреннюю систему оценки качества в дополнительном профессиональном образовании - значит:

- определить цели, конкретизировать задачи, которые должны реализовывать данную систему;

- определить принципы и объекты ВСОКО;

- четко прописать организационную структуру ВСОКО в соответствии с поставленными задачами;

- выбрать формы, методы, процедуры оценки в рамках ВСОКО;

- определить субъектов оценивания;

- распределить полномочия между ними;

- установить порядок проведения внутренней системы оценки качества образования (ал-

горитм действия), права и ответственность сторон.

Принципы системы оценки качества образования:

- принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

- принцип информационной открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

- преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

- принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

- принцип рефлективности, реализуемый через включение преподавателей в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;

- повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого преподавателя;

- принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления;

- принцип оперативности;

- принцип соблюдения морально-этических норм.

Мероприятия по реализации целей и задач ВСОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности образовательной организации дополнительного профессионального образования, определения методологии, технологий и инструментария оценки качества образования.

Для оценки качества образования в образовательной организации необходимо создать или адаптировать диагностический инструментарий.

Основными функциями управления качеством образования являются мониторинг и контроль, обеспечивающие необходимую для управления обратную связь.

Качество обучения непосредственно связано с достижением слушателями планируемых результатов дополнительных профессиональных программ, выражает полезность образования для субъекта деятельности.

При этом необходимо помнить, что дополнительное профессиональное образование обладает для потребителей образовательных услуг разной ценностью, что приводит к формированию у субъектов деятельности разных представлений или требований к качеству подготовки [7, с. 7]. Качество же курсовой подготовки в рамках дополнительных профессиональных программ определяется удовлетворенностью слушателей предоставляемыми образовательными услугами. Непрерывное повышение требований к современному специалисту -к его профессиональным и личностным качествам, постоянно актуализирует проблемы оценки качества подготовки обучающихся.

Условия реализации дополнительных профессиональных программ включает в себя оценку качества двух направлений: уровня проведения учебных занятий, а также непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательной организации дополнительного профессионального образования. Однако мы не можем не учитывать кадровые условия, финансово-экономические и материально-технические условия, а также информационно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ, без которых невозможно качественное обучение слушателей.

Содержание дополнительных профессиональных программ направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения. Сбор и систематизация информации может включать запросы непосредственных потребителей образовательных услуг, уровень удовлетворенности слушателей содержанием дополнительных профессиональных программ в рамках курсовой подготовки, а также экспертизу соответствия нормативным правовым документами федерального и регионального уровней.

Достижение планируемых результатов слушателями курсов повышения квалификации / профессиональной переподготовки в рамках освоения дополнительных профессиональных программ учитывает сведения о знании слушателей на «входе» и «выходе», то есть в рамках проведения входной и итоговой диагностик освоения.

Деятельность образовательной организации дополнительного профессионального образо-

вания оценивается с учетом мнения всех заинтересованных субъектов: государства, педагогов, общества. Оценить образовательную организацию - значит установить степень достижения поставленных организацией целей, реализации дополнительных профессиональных программ, а также удовлетворенности образовательных запросов педагогов (потребителей образовательных услуг).

Исходя из этого, образовательная организация дополнительного профессионального образования формирует образовательную деятельность, контролирует ее качество изнутри, осуществляя внутреннюю оценку качества образования, а также мы не можем не учитывать влияние на всю систему образования социально-экономического развития региона, так называемых «внешних факторов», запросы в обучении кадров в сфере общего образования. Изменение концептуальных оснований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования привело к смещению акцента с минимума содержания образования на результаты образования в компетентностном формате. В свою очередь, преобразования в андрагогике обусловили необходимость освоения новых принципов структурирования дополнительных профессиональных программ, в которых результаты обучения выступают индикаторами компетенций, а компетенции рассматриваются как «описательный элемент» образовательных результатов [8, с. 4].

Эффективная организация мониторинговых исследований в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании позволяет дать информацию о реальном состоянии и качестве, как всей системы образовательной организации, так и непосредственно качества профессорско-преподавательского состава, обеспечивает прогноз развития, а также эффективности управленческих решений.

Одной из значимых технологий оценки деятельности преподавателя может служить порт-фолио. Наиболее активно портфолио применяется в системе общего образования, особенно в периоды аттестации педагогических работников. В системе дополнительного профессионального образования наличие портфолио регламентируется локальными актами образовательной организации.

Необходимо отметить, что использование технологии портфолио позволит системе управления проанализировать деятельность каждого преподавателя, а также даст возможность эффективно управлять профессорско-преподавательским составом. Портфолио является неким отражением результатов деятельности преподавателя.

На основе портфолио администрация образовательной организации получает возможность на основе исследования педагогической деятельности направлять преподавателей к инновациям и преобразованиям.

Кроме того, применение данной технологии позволяет преподавателям систематизировать опыт и знания, производить самооценку своей профессиональной деятельности, а также определять траекторию своего развития [8, с. 5-7].

Таким образом, внутренняя система оценки качества образования в опирается на нормативное понимание качества образования как комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].

Качество дополнительного профессионального образования - это управляемый процесс, это результат деятельности всего коллектива образовательной организации.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz4cbpx GfR0 (дата обращения 26.03.2017).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система

ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70440506/ (дата обращения 01.06.2017).

3. Подходы к разработке общеобразовательными организациями внутренних систем оценки качества образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / М. И. Солодкова, А. В. Коптелов и др. ; под. ред. В. Н. Кеспикова - Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Яковлева Г. В. Реализация проблемы проектирования внутренней системы оценки качества образования в ДОУ средствами дополнительных профессиональных программ / Г. В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2015. - № 3 (24).

5. Методические рекомендации «О внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области» Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27 июня 2016 года № 03/5697 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minobr74.ru/LegalActs/Show/ 5872 (дата обращения 31.05.2017).

6. Данельченко Т. А. Мониторинг как основа регулирования системы управления качеством подготовки слушателей в учреждении дополнительного образования / Т. А. Данельченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - 2010. - № 3 (5).

7. Пермяков О. Е. Диагностика формирования профессиональных компетенций / О. Е. Пермяков, С. В. Менькова. - М. : ФИРО, 2010. -114 с.

8. Багадирова С. К. Мониторинг качества образования [Электронный ресурс] : учебное текстовое электронное издание (учебное пособие) / С. К. Багадирова, Е. И. Шарова, М. Р. Кудайне-тов. - Майкоп : ЭлИТ, 2015. - 131 с. : электрон. дан. (8,4 Мб).

References:

1. The Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation" (with changes and additions) [Ob obra-zovanii v Rossijskoj Federacii (s izmenenijami i dopolnenijami)] [Web resource]. Access mode: GUARANTOR system: http://base.garant. ru/70291362/#ixzz4cbpxGfR0 (accessed date: 03/26/2016).

2. The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 1, 2013 No. 499 "About the statement of the Order of the organization and implementation of educational activities for additional professional programs" (with changes and additions) [Ob utverzhdenii Por-jadka organizacii i osushhestvlenija obra-zovatel'noj dejatel'nosti po dopolnitel'nym profes-sional'nym programmam (s izmenenijami i dopolnenijami)] [Web resource]. Access mode: GUARANT system: http://base.garant.ru/ 70440506/ (accessed date: 06/01/2017).

3. Approaches to development of internal systems of an assessment of quality of education by the general education organizations: methodical recommendations for heads of the educational organizations [Podhody k razrabotke obshheobra-zovatel'nymi organizacijami vnutrennih sistem ocenki kachestva obrazovanija: metodicheskie rek-omendacii dlja rukovoditelej obrazovatel'nyh or-ganizacij], authors: M. I. Solodkova, A. V. Kopte-lov, etc.; ed. by V. N. Kespikov, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 80 p.

4. Yakovleva G. V. Realization of a problem of design of internal system of an assessment of quality of education in preschool educational institution means of additional professional programs / Scientific support of a system of advanced training: scientific and theoretical journal [Realizacija prob-lemy proektirovanija vnutrennej sistemy ocenki kachestva obrazovanija v DOU sredstvami dopolnitel'nyh professional'nyh programm /

Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov: nauchno-teoreticheskij zhur-nal], 2015, No. 3 (24).

5. Methodical recommendations "About internal system of an assessment of quality of education in the general education organizations of Chelyabinsk region " the Letter of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk region of June 27, 2016 No. 03/5697 [Metodicheskie rekomendacii "O vnutrennej sisteme ocenki kachestva obrazovanija v obshheobrazovatel'nyh organizacijah Cheljabinskoj oblasti" Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti] [Web resource]. Access mode: http://www.minobr74.ru/ LegalActs/Show/5872 (accessed date: 05/31/2016).

6. Danelchenko T. A. Monitoring as a basis of regulation of a control system of quality of training of listeners in establishment of additional education [Monitoring kak osnova regulirovanija sistemy up-ravlenija kachestvom podgotovki slushatelej v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovanija] / Scientific support of a system of advanced training: scientific and theoretical journal, 2010, No. 3 (5).

7. Permyakov O. E. Diagnostics of formation of professional competences [Diagnostika formiro-vanija professional'nyh kompetencij], 2010. 114 p.

8. Bagadirova S. K. Monitoring of quality of education: the educational text electronic edition (manual) [Monitoring kachestva obrazovanija: uchebnoe tekstovoe jelektronnoe izdanie (uchebnoe posobie)] [Web resource] (8,4 MB), Maykop: ELITE, 2015. 131 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.