МОНИТОРИНГ СТАЖЕРСКОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. П. Эпова
Система дополнительного профессионального образования (далее ДПО) в настоящее время претерпевает существенные изменения, связанные с вызовами развития самой системы российского образования как социального института. Современные образовательные тренды, включающие нововведения в реализации подходов к организации и содержанию образования, введение федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) второго поколения, развитие информационно-коммуникационных технологий, модернизацию педагогического образования, принятие профессионального стандарта педагога, требования к информационной открытости образовательных систем, развитие внешней и внутренней оценки качества образования, ориентацию на потребителя диктуют оперативное реагирование системы профессиональной подготовки.
Одним из ключевых направлений реформирования ДПО является освоение технологий развития важнейших психолого-педагогических компетенций, поиск условий, механизмов и организационно-содержательных форм профессионального развития педагогов. А. К. Маркова, рассуждая о профессиональном развитии, понимала под ним появление в психике человека новых качеств профессионала, овладение новыми профессионально важными качествами. Выделялся психологический механизм повышения квалификации: включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла [3, с. 233]. Современная практика повышения квалификации (далее ПК) доказала необходимость построения и использования индивидуальных программ самодиагностики и индивидуальных планов повышения квалификации, наличия ситуации выбора слушателем форм ПК как условий для проявления и действия выделенных психологических механизмов развития профессионализма.
Явлением настоящего времени становится яркая тенденция перехода от модели «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь», что определяет требования к постоянному профессиональному самосовершенствованию любого специалиста. Кроме того, актуальность реализации деятельностного подхода как в образовании детей, так и взрослых, развитие информационно-образовательной среды определяют необходимость в качественно новом педагогическом образовании. На смену традиционной модели ПК, где в центре находятся преподаватель и методист, которые учат педагогов, приходит модель, в которой преподавателями становятся сами педагоги, обучающие своих коллег.
443
Ориентации на потребителя, вариативность компетенций слушателей, самообследование и самооценка системы ПК, процессный подход к оценке качества и требования к управлению качеством образовательной услуги, актуальность осуществления мониторинга - вот тренды современного этапа развития ДПО. Сегодня востребована персонифицированная система повышения квалификации, мобильная в удовлетворении образовательных запросов педагогического сообщества, располагающая арсеналом демонстрации лучшей педагогической практики, примерами эффективного сочетания теории и практики обучения, воспитания и развития детей. Все более активно используется такая эффективная форма повышения квалификации, как стажировка. Данная форма является демонстрацией современного подхода к организации ПК и позволяет создать деятельностное пространство развития его участников.
В рамках реализации ФЦПРО на 2011-2015 гг. во многих федеральных округах на базе институтов повышения квалификации созданы площадки стажировки по важнейшим направлениям программы. Согласно данной программе будут решаться задачи, среди которых «приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда». Обязательным условием деятельности региональных площадок стажировки является организация сети базовых опорных школ по выбранному направлению для демонстрации примеров лучшей практики решения вопросов современного образования. В рамках «Программы развития региональной системы ДПО Ростовской области на 2011-2015 годы» реализуется инновационная модель региональной системы ПК педагогических и управленческих кадров, разработаны и действуют «Положение об организации персонифицированной системы повышения квалификации специалистов образования», «Положение об организации и проведении стажировки работников образования Ростовской области» [2, с. 61]. Сотрудниками Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования подготовлена первая часть монографии «Мониторинг качества дополнительного профессионального педагогического образования в контексте стратегий инновационного развития» [5].
Логичным и отвечающим современным требованиям шагом является разработка и включение мониторинга качества системы деятельности площадки стажировки и эффективности стажерской практики педагогов в систему организационной стратегии оценки качества ДПО. Система организационной стратегии оценки качества в учреждении ДПО должна ориентироваться на современные нормативно-правовые документы, иметь концептуальную основу и строиться с учетом методических рекомендаций по самооценке, оценке результативности и эффективности деятельности организации ДПО и управлению качеством ДПО.
В ноябре-декабре 2013 г. в рамках мониторинга деятельности СП был проведен анализ анкет на основе выборки 309 стажеров из общего состава стажеров. Из них: 59 стажеров (19,1 %) проходили практику по проблеме «Модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество
444
общего образования в условиях введения ФГОС», 250 стажеров (80,9%) по проблеме «Модели государственно-общественного управления образованием». Стажерами были руководители ОУ, заместители руководителей ОУ, руководители МО, педагоги ОУ. Анализ результатов анонимного анкетирования по каждому критерию анкеты позволил выделить признаки с наибольшим и с наименьшим показателями, свидетельствующими об удовлетворенности стажеров пройденной стажировкой (табл.).
Показатели степени удовлетворенности качеством стажерской практики
Наибольшая удовлетворенность качеством стажерской практики Наименьшая удовлетворенность респондентов
Обеспеченность стажеров дидактическими материалами по завершении стажерской практики и их соответствие заявленной теме базовой площадки (95,5 %) Целесообразность использования ЭОР и другого оборудования в процессе стажировки (43,3%)
Активные методы и формы, используемые при обучении стажеров (80,6 %) Теоретическое моделирование (разработка модели, концепции, локальных документов) (42,2 %)
Проектирование образовательного процесса в рамках пройденной темы (68,6 %) Удовлетворение личностных познавательных интересов: ознакомление с нетрадиционным опытом (34 %)
Актуальность содержания с точки зрения ориентации на современные цели и стандарты образования, а также на практические задачи (68,3 %) Оптимальность времени, отведенного на реализацию программы стажировки (28,5 %)
Доступность концептуального описания и презентации образовательной модели ОУ, ее типового решения (67,3 %) Вид нововведений, которые стажеры планируют внедрить в своем ОУ - структурные (15,2 %)
Высокая практическая значимость содержания и результатов стажерской практики с точки зрения возможности их использования в своей работе (67,3 %) Пассивные, традиционные методы и формы (3,9 %)
Знакомство с инновационным опытом, для того чтобы внедрить его в свою практику (59,2 %); Несоответствие достигнутых результатов ожиданиям (0,97 %)
Приобретение стажерами новых компетенций, необходимых для самостоятельного решения своих актуальных задач (57,9 %); Низкая практическая значимость содержания и результатов (0,32 %)
Вид нововведений, которые стажеры планируют внедрить в своем ОУ - управленческие (58,2 %) Соответствие дидактических материалов теме базовой площадки (0,32 %)
Анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод о том, что деятельность Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в статусе региональной площадки по направлению ФЦПРО на 2011-2015 гг. по распространению моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, в течение 2012-2013 гг. характеризуется достаточно высоким уровнем качества, а также значительными ресурсами повышения эффективности организации стажерских практик в условиях развития регионального кластера инновационных базовых общеобразовательных учреждений.
445
Список литературы
1. Гульчевская В. Г., Королева Л. Н., Осадченко Н. Г. Педагогический мониторинг эффективности стажировочной практики педагогических и управленческих кадров в условиях инновационной системы повышения квалификации: методическое пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013.
2. Инновационная модель региональной системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров: сборник нормативных документов. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2012.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.
4. Методические рекомендации по самооценке, оценке результативности и эффективности деятельности организации дополнительного профессионального образования и управлению качеством ДПО: практ. пособие. - Ярославль: Изд. дом Н. П. Пастухова, 2013 г.
5. Пустовой Е. А., Королева Л. Н. Мониторинг качества дополнительного профессионального педагогического образования в контексте стратегий инновационного развития: в 2 кн. Кн. 1: Теоретическое обоснование. - Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РИПК и ППРО, 2013.
446