Научная статья на тему 'Стажировочная площадка как проектный полигон инновационного образования'

Стажировочная площадка как проектный полигон инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2120
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАУКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АНТРОПОПРАКТИКА / ПРОЕКТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / TRAINING PLATFORM / PRACTICE-ORIENTED SCIENCE / INNOVATIVE PLATFORM / EDUCATIONAL ANTHROPOPRACTICE / PROJECT EXPERIMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Галина Александровна, Крайникова Маргарита Николаевна, Тулупова Оксана Владимировна

Статья раскрывает возможный путь решения проблемы деятельностного содержания профессионального развития педагогов и инновационных проектно-сетевых форм его освоения построение новой модели взаимодействия науки и практики в образовании, воплощенный в деятельности Федеральной инновационной площадки Минобрнауки РФ «Проектно-сетевой институт инновационного образования». На основе понятийного анализа терминов «стажерская» и «стажировочная» площадки дается характеристика стажировочной площадки как важнейшей составляющей инновационной инфраструктуры региональной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Галина Александровна, Крайникова Маргарита Николаевна, Тулупова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training platform as the project polygon of innovative education

The article reveals the possible way to solve the problem of the activity content of professional development of teachers and innovative project-network forms of its development forming a new model of the interaction between science and practice in education, embodied in the activities of Federal Ministry of Education and Science of the Russian Federation innovative platform «Project network Institute of innovative education». Basing on the conceptual analysis of terms «trainee platform» and «training platform», characteristics of the training platform as the most important component of the innovative regional education system is given.

Текст научной работы на тему «Стажировочная площадка как проектный полигон инновационного образования»

Г.А. Игнатьева, М.Н. Крайникова, О.В. Тулупова

Стажировочная площадка как проектный полигон инновационного образования

Статья раскрывает возможный путь решения проблемы деятельностного содержания профессионального развития педагогов и инновационных проектно-сетевых форм его освоения - построение новой модели взаимодействия науки и практики в образовании, воплощенный в деятельности Федеральной инновационной площадки Минобрнауки РФ «Проектно-сетевой институт инновационного образования». На основе понятийного анализа терминов «стажерская» и «стажировочная» площадки дается характеристика стажировочной площадки как важнейшей составляющей инновационной инфраструктуры региональной системы образования. Ключевые слова: стажировочная площадка, практико-ориентированная наука, инновационная площадка, образовательная антропопрактика, проектный эксперимент, профессиональное развитие педагогов.

Среди приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации в области профессионального образования поставлена стратегическая задача - инвестировать ресурсы в человека. В системе дополнительного профессионального образования речь идет о новых стратегических ориентирах профессионального роста педагогов в его уникальных формах и гуманитарных технологиях, направленных не на «натаскивание» человека и «втискивание» его в наличный социум, а разработку условий и механизмов развития нового педагогического профессионализма.

Как же технологически можно обеспечить решение данной проблемы, и на каких теоретических основаниях возможна интеграция деятельност-ного содержания профессионального развития педагогов и инновационных проектно-сетевых форм его освоения, превратив, тем самым, дополнительное профессиональное образование педагогов в проектный полигон инновационного образования?

Забегая вперед, заметим, что, рассматривая сущность практикоориентирован-ной науки в системе дополнительного профессионального образования педагогов, а также имея многолетний опыт построения практики инновационного образования в рамках проектного эксперимента, мы убеждены, что только через введение рефлексивно-позиционных механизмов профессионального развития педагогов в соотнесении с представлениями о событийных образовательных

технологиях нового (синтезирующего) типа, возможно «выращивание человеческого в человеке в истории культуры и пространстве времени» [5].

Сегодня именно человеческий ресурс с его неисчерпаемым интеллектуальным потенциалом является главной движущей силой инновационных трансформаций в экономике и обществе. Именно развитие главного инновационного капитала региональной системы образования - педагогического - было определено в качестве сверхзадачи деятельности Федеральной инновационной площадки Минобрнауки РФ «Проектно-сетевой институт инновационного образования», в основе которого лежит построение новой модели взаимодействия науки и практики в образовании, которая, пользуясь выражением В.И. Слободчикова, представляет собой диалог «практикоориентированной науки и наукоориентированной практики» [7].

Корпус исследований, получивший название «практикоориентированной науки», которая делает предметом своего анализа, изучения и преобразования образовательную практику, сложился в отечественном образовании еще в 1990-е гг., прежде всего, в виде антропотехнических (проектных) экспериментов, которые специально ориентируются на разработку условий и механизмов становления базовых, родовых способностей человека в образовании, связанных с освоением универсальных способов деятельности и мышления в рамках различных организованностей и, таким образом, положительно влияющих на общий рост гуманитарно-антропологической культуры в образовании [4].

«Проектно-сетевой институт инновационного образования» стал уникальной формой экспонирования проектного эксперимента, осуществляемого научно-практическим коллективом, объединяющим академическую науку, прикладную науку и корпус наукоориентированной практики - инновационные площадки, задающие разные векторы развития регионального образования, объективированные в типологии образовательных антропопрактик: гуманитарной, проектно-технологической, социокультурной, организационно-управленческой и этно-экологической [8]. Проектируемые варианты реализации разных типов образовательных антропопрактик, по сути, представляют собой различные прецеденты построения новой реальности антропологически ориентированного образования, содержанием которого является формирование и развитие способности человека к саморазвитию: способности быть автором и хозяином собственной жизни, быть субъектом собственной деятельности, т.е. способности эту деятельность строить, управлять ею, рефлексировать ее, проявлять свою позицию в общении с другими людьми осознавать и развивать собственную уникальность.

Следует отметить принципиальную нелинейность описываемого в данной статье процесса инновационной деятельности в плане отсутствия жесткой иерархии создания, распространения и внедрения новшеств - от фундаментальных

Е °

О то

0 к исследований до прикладных разработок, их опытного внедрения и последую-

|!| щего повсеместного использования, соответствующей линейной инноваци-

||§ онной модели экономического развития периода индустриальной экономики.

к So Напротив, в период постиндустриального общественного развития ключевым

d си

о -е- звеном инновационного производства становится опытно-конструкторская разработка, на которую приходится до 75% капиталовложений, а в образовании, соответственно, это программные продукты, связанные с внедрением новых типов содержания образования, образовательных технологий, моделей управления образованием и, что особенно важно, образовательных систем. Согласно нелинейной постиндустриальной модели, разработанной академиком А.А. Дынкиным [1], это свидетельствует о том, что создание инноваций (открытие нового знания, изобретение) перестает быть исключительной прерогативой фундаментальной науки, а предполагает кооперацию науки и передовой практики в продуцировании инновационной идеи, разработке концепции ее реализации и затем в ее прикладной разработке.

В условиях непрерывности реформационных процессов именно нелинейные процессы и построенные на их основе образовательные модели имеют перспективу новой образовательной реальности. Это связано с тем, что данные системы имеют большее число степеней свободы, они организационно пластичны и достаточно легко переходят от докритических состояний к критическим и надкритическим, в которых только и могут открываться перспективы развития. Нелинейность образовательных систем связана с ускоряющимся объективным процессом диверсификации образования, растущей потребностью в постоянной трансформации организационных структур в направлении самоорганизации, что делает их полноценными субъектами образовательной политики.

В этом отношении наибольшими преимуществами обладает сетевая организация образовательных систем, которая, с одной стороны, предоставляет расширенный набор вариантов инновационного поведения в ситуациях неопределенности выбора, а другой - выступает в качестве «резонатора» и обеспечивающего поддержку и быстрое распространение по сети эффективного опыта, поскольку скорость распространения опыта есть условие эффективности самого субъекта сети, передавшего данный опыт и компенсирующего деструктивные тенденции, приводящие к неоправданному расходу различного рода ресурсов.

В последнее время в связи с поиском новых форм повышения квалификации педагогических кадров, распространения передового педагогического опыта и построения инновационного, особенно в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, широкое распространение получили такие организационно-управленческие формы дис-семинации результатов инновационной деятельности, как стажерские или ста-жировочные площадки, создаваемые на различных уровнях, от федерального

до муниципального. При этом четкое понимание общего и отличного стажер- к гч ской и стажировочной площадки в теории и практике современного образова- ° ^

о

ния отсутствует. | ^

Так, в качестве стажировочной площадки может рассматриваться образо- 5= | вательная организация или ее структурное подразделение, группа образова- | § тельных организаций, муниципальная образовательная система, действующая 2 как разновидность ресурсного центра, предоставляющая свои ресурсы для проведения стажировок, или как форма дополнительного профессионального образования, организованная на базе образовательной организации дополнительного профессионального образования и осуществляющая повышение квалификации работников образования в форме стажировки в рамках дополнительной профессиональной программы.

Стажерская площадка рассматривается как новая форма профессионального сотрудничества, позволяющая решать задачи внедрения инноваций в практику работы педагогов в современных условиях модернизации образования, обеспечивающая рост профессионального мастерства педагога и способствующая опережающему развитию образовательных учреждений. В рамках стажерской площадки осуществляется, как правило, апробация и внедрение образовательных и управленческих инноваций, повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в установленном порядке по направлениям инновационной деятельности, соответствующим государственной образовательной политике в сфере образования

В региональных системах образования стажерская площадка создается на базе образовательного учреждения, имеющего опыт использования и распространения инновационных практик, с целью формирования и развития профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников в форме стажировки.

Из вышеизложенного следует, что к стажерским, равно как и стажиро-вочным площадкам, относят структуры, связанные с распространением как передового педагогического опыта, так и инновационного. В силу того, что движение стажерских (стажировочных) площадок в последнее время в связи с усилением практической составляющей педагогической науки становится прорывным направлением в формировании нового педагогического профессионализма, возникает необходимость в четком определении понятий «ста-жерская площадка» и «стажировочная площадка», связанных, в свою очередь, с различением понятий «передовой педагогический опыт» и «инновационный педагогический опыт».

Сотрудниками кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» в рамках гуманитарно-антропологического подхода и проектно-преобразующей парадигмы была осуществлена

0 к типология педагогического опыта, выведено понятие инновационного педагогического опыта, который воплощает в себе новый тип взаимоотношений ||§ между педагогической наукой и образовательной практикой [3, с. 53].

к ¡51? Его принципиальное отличие от передового педагогического опыта заключаем си

о -е- ется в том, что он создается чаще всего в искусственных условиях, живет как с некая модель, которая затем, при создании определенных условий, переносится в практику [Там же, с. 52].

Исходя из этого, мы строим предположение о необходимости создания двух типов площадок, на которых будут построены платформы для диссеминации результатов инновационной деятельности. Это платформы для распространения передового педагогического опыта, представляющего собой эффективный опыт учебно-воспитательной работы, позволяющий достигать хороших результатов на основе практического воплощения выводов научных исследований или успешного применения передовых образовательных технологий, и платформы для распространения инновационного педагогического опыта, связанного с выращиванием новых форм общности педагогов и учащихся; проектированием нового содержания и технологий образования; новых способов и техник педагогической деятельности и мышления.

Если говорить о первой платформе, то она связана, прежде всего, с персоной стажера - человека, который знакомится с образцами передового педагогического опыта и нарабатывает первичный опыт их реализации в условиях стажерской площадки. Данный тип площадки мы рассматриваем как организационную форму дополнительного профессионального образования, обеспечивающую демонстрацию опыта практической педагогической деятельности, связанную с наиболее эффективными способами решения актуальных для настоящего времени профессиональных задач. Это форма повышения методического мастерства педагогических работников, представляющая собой специально организованную деятельность по передаче знаний, опыта стажеру по направлению работы образовательной организации. Еще раз обращаем внимание на то, что данный тип площадки привязан к стажеру, поэтому такую площадку, пользуясь привычной терминологией, мы назовем стажерской. Прилагательное стажерская образовано от существительного с помощью суффикса -ск-, обозначающего принадлежность к кому-то или чему-то. В контексте повышения квалификации стажер - это человек, осваивающий новые виды профессиональной практики либо отрабатывающий новые умения и навыки после прохождения теоретической подготовки.

Соответственно, платформа распространения инновационного педагогического опыта может быть поименована как «стажировочная площадка», представляющая собой элемент инновационной инфраструктуры образовательной системы, организационную форму инновационной деятельности, относящуюся

к ее образовательному компоненту, связанному с диссеминацией результа- к гч тов реализации инновационного проекта. Мы исходим из того, что в содер- ° ^ жание инновационного опыта входит, с одной стороны, разработанная кон- | § струкция, представляющая собой механизм инновационных изменений 5= | в образовательной системе, а с другой - среда ее вживления. Соответственно, | § ведущими типами деятельности в формировании данного типа опыта являют- 2 ся переконструирование имеющейся разработки и перепроектирование (пере- ^ ° стройка) среды вживления. Соответствующий тип площадки имеет отношение не к отдельному стажеру, а к проектной команде, к ее деятельности - стажировке; т.е. стажировочный - это прилагательное, которое образуется от существительного стажировка с помощью суффикса -очн-, являющегося словообразовательной единицей, образующей имена прилагательные со значением признака или свойства, которые характеризуются тем или иным отношением к тому, что названо мотивирующим словом. Основным признаком стажировки как мотивирующего слова является деятельность, практика, в данном контексте имеющая смысл формы обучения в виде применения и закрепления на деле знаний, полученных теоретическим путем, эффективного механизма перевода полученных знаний и умений в сферу собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, мы считаем, что прилагательные стажерская и стажиро-вочная необходимо рассматривать не как синонимические, а как пароними-ческие пары, т.е. слова, которые являются близкими по звучанию, но отличающимися по значению. Стажерская площадка - место работы стажера, а стажировочная площадка - это пространство проведения практики или создания практики. Применительно к образованию, это пространство образовательной практики по распространению инновационного педагогического опыта.

Сравнительная характеристика стажерской и стажировочной площадок представлена в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика стажерской и стажировочной площадок

Признаки сравнения Стажерская площадка Стажировочная площадка

Понятие Это место приобретения работником опыта (стажа) работы в рамках своей специальности (от «стажер» - лицо, которое проходит стаж [9]) Это место проведения события, в ходе которого «выращивается» новый педагогический профессионализм и приобретается инновационный опыт для новой профессии [6]

Окончание таблицы 1

Признаки сравнения Стажерская площадка Стажировочная площадка

Функциональное место (компонент) Элемент системы непрерывного профессионального педагогического образования Элемент инновационной инфраструктуры образовательной системы (муниципального, регионального, федерального уровня)

Форма образования Организационная форма повышения квалификации, обеспечивающая демонстрацию опыта практической деятельности, связанного с наиболее эффективными способами решения актуальных для настоящего времени профессиональных задач (например, проектирование уроков, ориентированных на развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами разных предметов). Форма повышения методического мастерства педагогических работников, представляющая собой специально организованную деятельность по передаче знаний, опыта стажеру по направлению работы образовательной организации Организационная форма инновационной деятельности, относящаяся к ее образовательному этапу, связанному с диссеминацией результатов реализации инновационного проекта, что предполагает апробацию и внедрение образовательных и управленческих инноваций, повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в установленном порядке по направлениям инновационной деятельности, соответствующим государственной образовательной политике в сфере образования. «Точка роста», инновационный ресурсный центр, разрабатывающий, концентрирующий и распространяющий инновационный опыт образовательной организации

Отношение к сетевому образованию Сеть стажерских площадок повышения квалификации создается для реализации следующих целей: - формирования открытой образовательной среды в системе повышения квалификации; - расширения альтернативных возможностей и выбора образовательных программ и форм в системе повышения квалификации; - привлечения к реализации дополнительных профессиональных программ лидеров системы образования, показывающих стабильно высокие результаты профессиональной деятельности [10] Сеть стажировочных площадок создается в целях: - формирования пространства проектно-деятельностной кооперации в рамках образовательной компоненты инновационной деятельности, в том числе через разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ, направленных на формирование у обучающихся опыта разработки новых образовательных практик на основе диссеминации нововведений; - организации информационно-методического сопровождения тиражирования в массовой образовательной практик нововведений, создаваемых по направлениям инновационной деятельности, соответствующим государственной образовательной политике в сфере образования

Таким образом, стажировочная площадка - это, по сути, часть инноваци- к гч онной площадки (если в качестве таковой рассматривать, например, Феде- ° ^ ральную инновационную площадку (ФИП) «Проектно-сетевой институт инно- | § вационного образования» Нижегородского института развития образования), 5= | представляющей собой совокупность субъектов образовательной политики, 1§ форм организации их взаимодействия, основных процессов и содержания 2 инновационной деятельности, обеспечивающую осуществление образователь- ^ ° ных инновации по наиболее актуальным направлениям государственной политики в сфере образования.

На основе структурирования стадий развития новации внутри инновационной площадки можно выделить следующие виды площадок:

- апробационную (экспериментальную) площадку - площадку, обеспечивающую осознание, моделирование и освоение концептуальной модели новшества (ведущее направление инновационной деятельности - исследовательское);

- внедренческую площадку - площадку, обеспечивающую внедрение новшеств, т.е. перевод их в нововведения через реализацию инновационного проекта (ведущая составляющая инновационной деятельности - проектная деятельность);

- собственно стажировочную площадку - площадку, обеспечивающую тиражирование нововведений в массовой практике (ведущей в структуре инновационной деятельности является образовательная деятельность).

Данные виды площадок (апробационная, внедренческая, стажировочная) могут быть как в рамках одной образовательной организации, так и распределяться по сетевому принципу между образовательными организациями региона, составляющими единую инновационную площадку, особенно если они объединены одной масштабной проблемой и входят в данное пространство не одновременно.

Принципиальной особенностью стажировочных площадок, действующих в рамках ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования» является то, что они представляют собой конкретные организационные проекты -инновационные модели школьной образовательной системы, показывающие разные возможности осуществления в образовательной практике ключевой идеи антропологии образования - созидания человека в целостности его человеческих проявлений, человека в полноте его телесно-душевно-духовных измерений [5].

К наиболее существенным видовым признакам стажировочных площадок ФИП «Проектно-сетевой институт инновационного образования» мы относим:

- наличие четко разработанной и последовательно реализуемой уникальной концепции, формирующей определенную философию и «миссию» школы;

- специфическую культуру школы, определяемую ведущей системой ценностей, атмосферой сотрудничества и творчества;

0 к - наличие механизма создания наиболее благоприятных условий для формиро-

|§| вания личности ученика по заданной возрастно-нормативной модели разви-

||§ тия, несущей на себе отпечаток культуры школы;

х о о.

I 5о - профессионально-личностные особенности педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся

I— d

с в школе ценностей;

- формы включения учащихся и их родителей, различных субъектов окружающего социума в соавторы реализуемой концепции.

На основе выделенных признаков можно сформулировать следующее определение стажировочной площадки «Проектно-сетевого института инновационного образования» - это образовательная система (это может быть муниципальная образовательная система, образовательная организация или ее отдельная структура) со специфической уникальной культурой (центральным компонентом которой является культура исследовательского педагогического поиска), разработавшая и реализующая проект адекватного и конкретного технологического обустройства образовательной антропопрактики - практики обретения детьми, подростками, молодыми людьми собственной, индивидуальной субъ-ектности - комплекса способностей управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий на основе четко сформулированной концептуальной (инновационной) идеи, субъектами реализации которой становятся различные участники образовательных отношений.

Возвращаясь к вопросу, обозначенному в начале статьи, можно утверждать, что стажировочная площадка действительно является проектным полигоном инновационного образования, который, обращаясь к этимологии этого термина, можно определить как получивший от государства (в лице учредителя образовательной организации) официальный нормативно закрепленный статус и обеспеченный ресурсами участок территориальной образовательной системы, который предназначен для испытаний (апробации) различных типов инновационного содержания, образовательных технологий, программно-методических, дидактических, информационных, технических средств образования, а также для формирования у педагогов новых способов профессиональной деятельности, связанных с практическим использованием испытуемых (апробируемых) образовательных объектов.

Библиографический список

1. Дынкин А.А. Национальная инновационная система России в международном контексте // Безопасность Евразии. 2005. № 2. С. 144-152.

2. Ермакова С.Д. Стажерская площадка как форма профессионального сотрудниче- к гч ства педагогов: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. о ^

3. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике: Пособие для работников образования, участвую- 5 ^ щих в инновационной деятельности. Н. Новгород, 2009. s 1

(V

4. Игнатьева Г.А., Тулупова О. В. «Нижегородская инновационая школа» как инно- 1 g вационный образовательный комплекс в системе общего среднего и дополнитель- 2 Ц ного профессионального образования // Инновации в образовании. Вестник Ниже- g^o городского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 25-32.

5. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. М., 2013.

6. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании. М., 2013.

7. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009.

8. Федеральная инновационная площадка Министерства образования и науки РФ «Проектно-сетевой институт инновационного образования». Информационные материалы к стендовому докладу / Под ред. Н.Ю. Бармина, Г.А. Игнатьевой. Н. Новгород, 2012.

9. Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov. org/words/34306.shtml (дата обращения: 12.12.2015).

10. Стажерская площадка - что это? URL: http://www.akipkro.ru/foram/184-foram-uchastnikov-soobshchestva/962-stazherskaya-ploshchadka-chto-eto.html (дата обращения: 12.12.2015).

А.Б. Самсонова

Об особенностях

контекстного языкового образования в техническом вузе

В статье рассматривается специфика контекстного обучения иностранным языкам будущих специалистов в области инженерных наук.

Ключевые слова: контекстное образование, профессиональная деятельность, преподавание английского языка, технический вуз, учебная деятельность, подготовка специалистов, профессиональная коммуникация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.