Научная статья на тему 'Становление и развитие стажировочных площадок как центров, обеспечивающих инфраструктурную поддержку развития академической и научной мобильности в классическом университете'

Становление и развитие стажировочных площадок как центров, обеспечивающих инфраструктурную поддержку развития академической и научной мобильности в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВКА / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / INTERNSHIP / INTERNSHIP PLAYGROUND / ACADEMIC MOBILITY / SCIENTIFIC MOBILITY / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATION DEVELOPMENT OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосюк Д. В., Верзунова Л. В., Пересыпкин А. П.

В статье поднимаются вопросы создания и развития в вузах стажировочных площадок, которые обеспечивают прием и обучение стажеров в рамках академической и научной мобильности. Описываются возможности стажировки как вида обучения, особенности научной стажировки. Рассматривается опыт регионов по организации стажировочных площадок. Определяются структурные подразделения вуза, которые наиболее успешно могут стать стажировочными площадками кластерного типа. Обеспечение инновационного роста экономики страны квалифицированными профессиональными кадрами, способными обеспечить весь процесс инновационной деятельности -от научных исследований и разработок до передачи их в освоение на производстве и дальнейшей коммерциализации является одной из важнейших актуальных задач российских вузов. Актуальность проекта создания стажировочных площадок была обусловлена инновационными процессами, инициированными в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», и необходимостью закрепления достигнутых результатов по обновлению образовательной практики в дошкольных и школьных учреждениях. Стажировочные площадки должны были обеспечить согласование номенклатуры предоставляемых дополнительных профессиональных образовательных услуг и требований к качеству с потребностями педагогического сообщества за счет качественного использования потенциала как отдельных педагогов, так и образовательных учреждений и включения их практического опыта в программы стажировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосюк Д. В., Верзунова Л. В., Пересыпкин А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INTERNSHIP SITES AS CENTERS FOR PROVIDING INFRASTRUCTURE SUPPORT TO THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC AND SCIENTIFIC MOBILITY IN CLASSICAL UNIVERSITY

The article raises questions about the creation and development in higher education internship sites that provide reception and training of interns within the academic and scientific mobility. Internship opportunities as a form of learning, especially scientific training are described. The experience of regions in the organization of internship sites is shown. Structural units of the university, who can become the most successful internship sites cluster type, are determined. Providing innovative growth of the economy with qualified professional staff capable of providing the whole process of innovation from research and development to transfer them to the development in the production and further commercialization is one of the most important topical problems of Russian universities. The relevance of the project to create internship sites was due to the innovation process, initiated during the implementation of the priority national project "Education", and the need to consolidate the results achieved to update educational practice in kindergartens and schools. Internship site had to harmonize nomenclature provided additional professional educational services, and the quality requirements with the needs of the education community at the expense of high quality use of the potential of both individual teachers and education-enforcement agencies and the inclusion of practical experience in an internship program.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие стажировочных площадок как центров, обеспечивающих инфраструктурную поддержку развития академической и научной мобильности в классическом университете»

УДК 37.013.2 ФЕДОСЮК Д.В.,

Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия

ВЕРЗУНОВА Л.В.,

Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия

ПЕРЕСЫПКИН А.П.,

Белгородский государственный университет,

г. Белгород, Россия

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СТАЖИРОВОЧНЫХ ПЛОЩАДОК КАК ЦЕНТРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИНФРАСТРУКТУРНУЮ ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И НАУЧНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье поднимаются вопросы создания и развития в вузах стажировочных площадок, которые обеспечивают прием и обучение стажеров в рамках академической и научной мобильности. Описываются возможности стажировки как вида обучения, особенности научной стажировки. Рассматривается опыт регионов по организации ста-жировочных площадок. Определяются структурные подразделения вуза, которые наиболее успешно могут стать стажировочными площадками кластерного типа. Обеспечение инновационного роста экономики страны квалифицированными профессиональными кадрами, способными обеспечить весь процесс инновационной деятельности -от научных исследований и разработок до передачи их в освоение на производстве и дальнейшей коммерциализации - является одной из важнейших актуальных задач российских вузов. Актуальность проекта создания стажи-ровочных площадок была обусловлена инновационными процессами, инициированными в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», и необходимостью закрепления достигнутых результатов по обновлению образовательной практики в дошкольных и школьных учреждениях. Стажировочные площадки должны были обеспечить согласование номенклатуры предоставляемых дополнительных профессиональных образовательных услуг и требований к качеству с потребностями педагогического сообщества за счет качественного использования потенциала как отдельных педагогов, так и образовательных учреждений и включения их практического опыта в программы стажировок.

Ключевые слова: стажировка, стажировочная площадка, академическая мобильность, научная мобильность, инновационная инфраструктура, инновационное развитие университета.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-288-292

FEDOSYUK D.V., Belgorod State University, Belgorod, Russia

VERZUNOVA L.V., Belgorod State University, Belgorod, Russia

PERESYPKIN A.P.,

Belgorod State University, Belgorod, Russia

FORMATION AND DEVELOPMENT OF INTERNSHIP SITES AS CENTERS FOR PROVIDING INFRASTRUCTURE SUPPORT TO THE DEVELOPMENT OF ACADEMIC AND SCIENTIFIC MOBILITY IN CLASSICAL

UNIVERSITY

The article raises questions about the creation and development in higher education internship sites that provide reception and training of interns within the academic and scientific mobility. Internship opportunities as a form of learning, especially scientific training are described. The experience of regions in the organization of internship sites is shown. Structural units of the university, who can become the most successful internship sites cluster type, are determined. Providing innovative growth of the economy with qualified professional staff capable of providing the whole process of innovation - from research and development to transfer them to the development in the production and further commercialization - is one of the most important topical problems of Russian universities. The relevance of the project to create internship sites was due to the innovation process, initiated during the implementation of the priority national project "Education", and the need to consolidate the results achieved to update educational practice in kindergartens and schools. Internship site had to harmonize nomenclature provided additional professional educational services, and the quality requirements with the needs of the education community at the expense of high quality use of the potential of both individual teachers and education-enforcement agencies and the inclusion of practical experience in an internship program.

Keywords: internship, internship playground, academic mobility, scientific mobility, innovation infrastructure, innovation development of university

Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области образования, как отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической конкурентоспособности России на мировой арене [1]. Система образования должна удовлетворять потребностям экономики в инновационном обновлении. Исходя из этой логики, в процессе совершенствования структуры образовательной системы России в соответствии с требованиями инновационного развития экономики необходимо переосмыслить отечественную образовательную теорию и практику, уточнить их цели, задачи и механизмы реализации, сформировать новые подходы к подготовке и повышению квалификации профессиональных кадров.

При этом создание в Российской Федерации образовательной инфраструктуры, позволяющей человеку на протяжении всей жизни осваивать новые востребованные на рынке труда квалификации, предполагает существенное возрастание роли высших учебных заведений как активных субъектов национальной инновационной системы (далее - НИС).

Обеспечение инновационного роста экономики страны квалифицированными профессиональными кадрами, способными обеспечить весь процесс инновационной деятельности - от научных исследований и разработок до передачи их в освоение на производстве и дальнейшей коммерциализации - является одной из важнейших актуальных задач российских вузов. Решение данной задачи требует развития в России новых элементов образовательной инфраструктуры.

Одним из таких элементов является стажировочная площадка на базе ведущих российских вузов и научно-образовательных центров. Стажировка как форма обучения отличается большей субъектностью и самостоятельностью по сравнению с другими формами обучения. Стажировку определяют как специально организованное взаимодействие специалистов-ученых, практиков и стажеров по овладению современным содержанием и технологиями деятельности [2].

Стажировка предоставляет стажерам возможность активно и реально участвовать в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения. Появляется возможность сделать обучение строго индивидуализированным, адресным, четким и функциональным. Совместная деятельность активных участников стажировки позволяет повысить эффективность, реальную значимость процесса обучения, процесса научного исследования для каждого стажера [2].

В последнее десятилетие наиболее полно идея стажировочной площадки разработана в контексте повышения квалификации различных категорий специалистов системы дошкольного и школьного образования. В этом контексте под стажировочной площадкой понимают площадку, имеющую обобщенный инновационный опыт, распространяющую его и тем самым обеспечивающую повышение квалификации по конкретному направлению инновационной деятельности [3].

Актуальность проекта создания стажировочных площадок была обусловлена инновационными процессами, инициированными в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование», и необходимостью закрепления достигнутых результатов по обновлению образовательной практики в дошкольных и школьных учреждениях. Стажировочные площадки должны были обеспечить согласование номенклатуры предоставляемых дополнительных профессиональных образовательных услуг и требований к качеству с потребностями педагогического сообщества за счет качественного использования потенциала как отдельных педагогов, так и образовательных учреждений и включения их практического опыта в программы стажировок. Благодаря этому достигались эффективные устойчивые прямые и обратные связи дополнительного педагогического образования с практикой инновационной деятельности дошкольных и общеобразовательных учреждений [4].

В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61, было создано во всех федеральных округах 48 стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации 27 500 педагогов и управленческих работников сферы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования [5].

В регионах стажировочные площадки созданы на базе образовательных учреждений по приоритетным направлениям развития образования (например, в Белгородской области открыта федеральная стажировочная площадка для распространения моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся [6], в Костромской области -«Духовно-нравственная культура в условиях реализации ФГОС общего образования» [7], в Республике Бурятия - республиканская стажировочная площадка по направлению «Развитие техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей» [8].

Проводимые на них стажировочные мероприятия представляют собой преимущественно дополнительные профессиональные образовательные программы, а также иные формы повышения профессионального мастерства по заявленной тематике, среди них: научно-методические семинары, игровые тренинги, практикумы, мастер-классы, методические консультации и другие.

В отдельных субъектах Российской Федерации, к примеру в Пензенской области, часть региональных стажировочных площадок открыта также в ведущих вузах региона (Пензенский

государственный университет - стажировочные площадки по материалообработке и сварочному производству, Пензенская государственная технологическая академия -стажировочные площадки в сфере медико-биологической и фармацевтической промышленности и в сфере пищевой инженерии и организации питания) [9]. Однако, невзирая на их территориальное расположение, они остаются ориентированными в первую очередь на повышение квалификации педагогических кадров системы общего, начального и среднего профессионального образования при использовании вузовской ресурсной базы.

Для вузов более характерен другой вид стажировочных мероприятий, далеко не всегда формализованный в виде традиционной для системы ДПО стажировочной площадки, но тесным образом связанный с понятиями открытого образовательного пространства и академической мобильности.

В современной научно-педагогической литературе однозначного и официально установленного определения понятия «академическая мобильность» на данный момент не существует. В большинстве источников под термином «академическая мобильность» понимается «перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение» [10]. Тесно с академической мобильностью связана научная мобильность ученых, выезжающих из своих вузов в другие с целью научного обмена и проведения научно-исследовательских работ. И академическая, и научная мобильность рассматриваются исследователями как составляющие социальной мобильности, способствующей формированию и развитию образовательного потенциала личности [11].

При этом инфраструктурную поддержку развития академической мобильности в вузе осуществляют специализированные подразделения. В отсутствии специализированных структурных подразделений, как это имеет место в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (далее - НИУ «БелГУ»), исполнение данных функций возлагается на управление, обеспечивающее развитие международных связей. Ключевую роль в НИУ «БелГУ» при решении этих задач играет Управление дополнительного профессионального образования. Однако фокус внимания данного Управления, равно как и других структурных подразделений, занимающихся оказанием дополнительных профессиональных образовательных услуг (Институт государственного и муниципального управления, Институт последипломного медицинского образования, Научно-образовательный центр «Фармация» и др.), направлен не столько на развитие академической мобильности посредством проведения соответствующих стажировочных мероприятий, сколько на удовлетворение актуальных и востребованных потребностей сотрудников НИУ «БелГУ» и сторонних организаций в повышении квалификации, стажировке и профессиональной переподготовке с выдачей подтверждающих документов.

Полиструктурный вариант стажировочной площадки как центра развития академической мобильности в классическом университете является предпочтительнее моноструктурного. При этом взаимоотношения структурных элементов стажировочной площадки (например, между выпускающей кафедрой и профильными НОЦ) целесообразно выстаивать по кластерному принципу. Кластерная организация деятельности стажировочной площадки в особой мере позволяет оперативно реагировать на изменения внешней актуальной среды (в первую очередь, на потребности рынка дополнительных образовательных услуг), формировать благодаря этому стратегию развития стажировочной площадки, позволяющей ей работать на опережение, расширяя спектр предоставляемых стажировочных программ. Также кластерные взаимоотношения обеспечивают использование ресурсов всех структурных элементов стажировочной площадки, достижение значительного синергетического эффекта и тем самым увеличение эффективности повышения квалификации (стажировки).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 15.12.2015).

2. Новохатько О.В. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов учреждения дополнительного образования детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2004. - 19 с.

3. Стажерская площадка - что это? [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.akipkro.ru/forum/184-forum-uchastnikov-soobshchestva/962-stazherskaya-ploshchadka-chto-eto.html (дата обращения: 15.12.2015).

4. Положение о региональной стажировочной площадке [Электронный ресурс] - Режим доступа:

5. http://www.eduportal44.ru/koiro/dno/Pl/Shared%20Documents/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1 %8 2%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1 %8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1 %83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1 %82%D1 %8B.aspx (дата обращения: 15.12.2015).

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-normy/b8v.htm (дата обращения: 15.12.2015).

7. Богачева Е.А. Нормативно-правовые и организационные аспекты деятельности региональной стажировочной площадки по распространению моделей здорового и безопасного образа жизни обучающихся в Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/10/Bogacheva.pdf (дата обращения: 15.12.2015)

8. Федеральная стажировочная площадка «Духовно-нравственная культура в условиях реализации ФГОС общего образования»: Сборник / Под ред. Лошаковой Л.А. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2012. - 200 с.

9. О стажировочной площадке по развитию техносферы в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.manrb.ru/ploshadka (дата обращения: 13.04.2013).

10. В вузах Пензы открылись стажировочные площадки. «Пензенская правда». - № 26. - 10 апреля. - 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.penzainform.ru/press/pp/2012/04/12/v_vuzah_penzi_otkrilis_stazhirovochnie_ploshadki.html (дата обращения: 15.12.2015).

11. Описание лучшей практики вузов по направлению Болонского процесса «Академическая мобильность» на примере вузов Дальневосточного федерального округа [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/case_mobility_vsues.pdf (дата обращения: 15.12.2015).

12. Калинина Н.М., Елкин С.Е., Радионова О.А., Каныгина Е.С. Модернизация отечественной системы образования: развитие индивидуальной академической мобильности участников образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5; URL: www.science-education.ru/105-7095 (дата обращения: 15.12.2015).

REFERENCES

1. The concept of long-term socio-economic development of Russian Federation for the period up to 2020. [Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 g.]. Available at: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. (access date: 12.15.2015). (in Russ.)

2. Novohatko O.N., Internship as a form of training pedagogov establishment of an additional education of children. [Sta-zhirovka kak forma povyshenija kvalifikacii pedagogov uchrezhdenija dopolnitel'nogo obrazovanija detej] Author. Dis. ... Moscow, 2004, 19 p. (In Russ.)

3. Trainee marketplace - what is it? [Stazherskaja ploshhadka - chto jeto?]. Available at: http://www.akipkro.ru/forum/184-forum-uchastnikov-soobshchestva/962-stazherskaya-ploshchadka-chto-eto.html (access date: 12.15.2015). (in Russ.)

4. Regulation on regional internship site. [Polozhenie o regional'noj stazhirovochnoj ploshhadke]. Available at: http://www.eduportal44.ru/koiro/dno/Pl/Shared%20Documents/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%8 2%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0 %BD%D1 %82%D1 %8B.aspx (access date: 12.15.2015). (in Russ.)

5. Federal target program of education development for 2011 - 2015, [Federal'naja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2011 - 2015 gody]. Available at: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-normy/b8v.htm (access date: 12.15.2015). (in Russ.)

6. Bogachev E.A., Regulatory and organizational aspects of regional internship sites for the dissemination of MO-models of healthy and safe lifestyle of students in the Belgorod region. [Normativno-pravovye i organizacionnye aspekty deja-tel'nosti regional'noj stazhirovochnoj ploshhadki po rasprostraneniju modelej zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni obuchajushhihsja v Belgorodskoj oblasti ]. Available at: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/10/Bogacheva.pdf (access date: 12/15/2015) (in Russ.)

7. Federal internship marketplace "Spiritual and moral cul-round implementation of the GEF in a general education": by ed. Loshakov LA. [Federal'naja stazhirovochnaja ploshhadka «Duhovno-nravstvennaja kul'-tura v uslovijah realizacii FGOS obshhego obrazovanija»]. Kostroma: Kostroma Regional Development Institute, 2012, p. 200 p (In Russ)

8. On the internship site for the development of the technosphere in additional education of children. [O stazhirovochnoj ploshhadke po razvitiju tehnosfery v dopolnitel'-nom obrazovanii detej]. Available at: http://www.manrb.ru/ploshadka (access date 04.13.2013). (in Russ.)

9. University of Penza opened internship site. «Penza truth», № 26, April 10, 2012 . [V vuzah Penzy otkrylis' stazhiro-vochnye ploshhadki. «Penzenskaja pravda»]. Available at:

http://www.penzainform.ru/press/pp/2012/04/12/v_vuzah_penzi_otkrilis_stazhirovochnie_ploshadki.html (access date 12.15.2015). (in Russ.)

10. Description of the best practice of universities in the direction of the Bologna Process "Academic mobility" as an example of high schools of the Far Eastern District.[Opisanie luchshej praktiki vuzov po napravleniju Bolonskogo processa «Akademicheskaja mobil'nost'» na primere vuzov Dal'nevostochnogo Fede-ral'nogo okruga]. Available at: http://www.bologna.ntf.ru/DswMedia/case_mobility_vsues.pdf (access date 12.15.2015). (in Russ.)

11. Kalinina N.M., Elkin S.E, Radionova O.A., Kanygina E.S., Modernization of our education system: the development of individual academician mobility participants in the educational process . modern-WIDE problems of science and education, 2012, № 5 [Moderni-zacija otechestvennoj sistemy obrazovanija: razvitie individual'noj akade-micheskoj mobil'nosti uchastnikov obrazovatel'nogo processa]; www.science-education.ru/105-7095 (access date 12.15.2015). (in Russ.)

Information about the author

Федосюк Д.В., аспирант, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия

Верзунова Л.В., кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела грантов и программ управления науки и инноваций, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия

Пересыпкин А.П., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель проректора по научной и инновационной деятельности, Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия Получена: 15.12.2015

Для цитирования статьи: Федосюк Д.В., Верзунова Л.В., Пересыпкин А.П. Становление и развитие стажировочных площадок как центров, обеспечивающих инфраструктурную поддержку развития академической и научной мобильности в классическом университете. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 288-292.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-288-292

Информация об авторе

Fedosyuk D.V., Postgraduate Student, Belgorod State University, Belgorod, Russia

Verzunova L.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Grants and Programs of Management of Sciences and Innovation, Belgorod State University, Belgorod, Russia

Peresypkin A.P., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Vice Rector for Science and Innovation, Belgorod State University, Belgorod, Russia

Received: 15.12.2015

For article citation: Fedosyuk D.V., Verzunova L.V., Peresypkin A.P. Formation and development of internship sites as centers for providing infrastructure support to the development of academic and scientific mobility in classical university. [Stanovlenie i razvitie stazhirovochnykh ploshchadok kak tsentrov, obespe-chivayushchikh infrastrukturnuyu podderzhku razvitiya akademicheskoy i nauchnoy mobil'nosti v klassicheskom universitete]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 288-292. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-288-292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.