Л. Г. Панфилова, О. Н. Шилова
(Санкт-Петербург)
Взаимодействие участников образовательного процесса
в условиях стажировочной площадки
В статье рассматриваются характер, уровни и этапы взаимодействия участников образовательного процесса в условиях стажировочной площадки.
Развитие современного общества диктует особые условия организации образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с обучающимися. Характер современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического мышления, ценностным приоритетом которого являются индивидуальность личности школьника, его образовательные интересы, успешность в дальнейшем непрерывном образовании и профессиональной деятельности. Учитель новой формации - это духовно развитая, самостоятельная и творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, педагогическим даром, профессионализмом и стремлением к новому [3].
В условиях реализации современной образовательной парадигмы актуальна подготовка педагогических кадров новой формации, профессиональная деятельность которых будет ориентирована на потребность и способность исследования и обновления содержания своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, овладение и использование достижений науки в профессиональной практической деятельности [5].
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены не только отдельные педагоги-новаторы, но и учреждения, имеющие инновационный педагогический опыт. Под инновационным педагогическим опытом понимается наличие социально-педагогического результата, достигнутого на основе совокупности творческого активного освоения идей, содержащих элементы новизны, их разработка и внедрение в практику деятельности.
В условиях модернизации образования актуальной формой трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику являются стажировочные площадки - как
источник передовых идей, технологий и практик.
Важная задача работы стажировочных площадок состоит в том, чтобы подготовить как можно больше специалистов, тьюторов, которые затем смогут транслировать инновационный педагогический опыт другим педагогам, в том числе по проектированию новых моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования с учетом социокультурных особенностей территории.
Деятельность стажировочной площадки направлена на обеспечение практической отработки стажерами результативных образцов содержания образования, технологий воспитания и обучения, включая новые механизмы организации образовательного процесса, на приобретение определенной компетентности, а также развитие творческого потенциала и профессиональной самореализации.
Результативность стажировки в условиях интенсивного внедрения инноваций достигается практикоориентированным обучением педагогов, которое определяет стажировоч-ную площадку как актуальную форму организации инновационной деятельности. В данном контексте организацию деятельности возможно представить в виде цепочки преобразований: осмысление дефицита компетенций - поиск ресурсов преодоления дефицита - разработка и реализация проекта, приводящего к модернизации профессиональной педагогической практики - рефлексия, способствующая ценностному присвоению реализованной практики, а также направленная на осмысление новых дефицитов профессиональных компетенций. Отметим, что результаты работы на стажировочной площадке наиболее полно обнаруживают себя именно
при разработке и реализации индивидуального образовательного проекта, который создается стажером для его реализации в профессиональной практической деятельности.
В рамках практикоориентированного обучения безусловным приоритетом является деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Существом данной деятельности является процесс преобразования, в ходе которого специально подготовленный исходный материал подвергается переработке (преобразованию] для достижения намеченного результата.
Процесс практикоориентированного обучения учитывает принципы (познавательной самостоятельности, инициативности, персональной ответственности, профессионального сотрудничества, рефлексивности, технологичности], основные положения которых определяют содержание, формы, методы и условия достижения желаемого результата [2].
Принцип познавательной самостоятельности. Познавательная самостоятельность, как качество личности, которое выражается в проявлении инициативности, потребности осуществлять новые для себя действия с целью приобретения знаний, а также способов их добывания, приобретения опыта творческой работы, могут рассматриваться только через познавательную деятельность. Характер, масштаб и интенсивность познавательной деятельности являются критериями развития самостоятельности: потребность в знаниях; способность к непрерывному образованию; желание глубже познать не только приобретаемые знания, но и способы их добывания; самостоятельность в приобретении новых знаний для дальнейшего их использования в самообразовании и практической деятельности; критичность к изучаемым материалам, суждениям других людей, возможность высказывать собственную точку зрения; способность к саморегуляции познавательной деятельности.
Самостоятельная познавательная деятельность учителя в рамках стажировочной площадки ориентирована на заранее запрограммированный результат - продукт деятельности педагога - индивидуальный образовательный проект, который проверяется в реальном учебном процессе и в дальнейшем является средством (методическим инструментом] самостоятельного использования педа-
гогом для реализации новой модели профессиональной деятельности.
Принцип инициативности. Инициативность - это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, умственная или физическая волевая активность, проявляемая в организации действий, направленных на достижение результатов в соответствии с целью. Благодаря проявлению инициативы учитель способен самостоятельно осваивать новые способы профессиональной деятельности, заниматься ранее неизвестной деятельностью, тем самым расширяя ее поле и уверенность в себе. Для педагога важно самому осознать, что все происходящее в его профессиональной деятельности зависит от него. Осознание педагогом причастности к происходящим вокруг него изменениям влияет на самостоятельный выбор подходов к реализации идей модернизации, технологий и способов решения педагогических проблем. Условия реализации инициативы в процессе данной подготовки педагога предполагают: поддержку выдвигаемых педагогом предложений или идей; содействие в мыслительной активности; проявление настойчивости в выборе или принятии решения; соучастие в поиске средств реализации педагогического решения; поддержку стремления учителя представить свою позицию. Инициатива открывает педагогу новые горизонты и перспективы в рамках стажировочной площадки, позволяет ему увидеть свои возможности и своевременно ими воспользоваться.
Принцип персональной ответственности. Ответственность - это самоценность личности, способность самостоятельно добиваться результатов деятельности, готовность брать на себя ответ за результаты действий и их последствия.
Ответственность включает личную подотчетность (персональную] и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Персональная ответственность - это прямое следствие понимания себя и своих задач при совершении определенных действий, предусматривающих запрограммированный результат. Персональная ответственность личности предполагает способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий] своих действий или бездействий в данной ситуации, совершать выбор формы своих поступков, с готов-
ностью принимать последствия выбора как неизбежно свершившегося факта. Поскольку персональная ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога. Мотив, цель, средство как составляющие содержания деятельности помогают раскрыть механизм проявления персональной ответственности педагога. Чем более очевиден смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия. Педагогические ценности и смыслы, выступая мотивом профессиональной деятельности, раскрываются в инициативности и активности педагога. Педагог несет персональную ответственность за выбор содержания, процедуры и методы работы.
Персональная ответственность позволяет педагогу в формате работы на стажировоч-ной площадке продуктивно управлять процессом теоретического познания и практического освоения компетенций, что обеспечивает формирование уверенности и самоуважения учителя.
Принцип профессионального сотрудничества. Профессиональное сотрудничество в рамках стажировочной площадки представляет совместную деятельность, основанную на взаимопонимании, взаимодействии, взаимопомощи в постановке, решении и корректировке профессиональных и практических задач. Организация профессионального сотрудничества обеспечивает взаимосвязь и личную автономию педагогов на основе признания субъективности человеческого знания и интересов личности, а также потенциала партнеров для самоорганизации и саморазвития каждой личности. Профессиональное сотрудничество, как процесс совместного достижения целей, решения задач или проблем, позволяет воспринимать затруднения партнера как «свои» и вызывает стремление к личному участию в их разрешении.
Принцип рефлексивности. Важнейшим смыслом рефлексивности является способность человека к критическому осмыслению своих особенностей и возможностей, процесса и результата деятельности. Рефлексивное умение складывается из анализа опыта как практических, так и мыслительных действий и включает видение, понимание, комплексное переосмысление проблемы или ситуации.
Рефлексивность обеспечивает такие важнейшие процессы самопознания, как самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ и самоосмысливание. Данная деятельность способствует переосмыслению и перепроверке собственного мнения о себе, о других людях, а также о том, что, по мнению субъекта, думают о нем коллеги, как его воспринимают и оценивают. Рефлексивность является уникальной формой самопознания, которая требует самодисциплины, открытости сознания и ведет к профессиональному и личностному совершенствованию специалиста.
В педагогическом процессе рефлексивные умения позволяют его субъектам организовывать и фиксировать результат состояния, развития, саморазвития, а также причин положительной либо отрицательной динамики такого процесса. В такой ситуации рефлексия выступает как средство профессионального роста учителя, когда совершается не просто анализ прошедшего действия, а проектируется будущее профессиональное развитие с постановкой новых целей деятельности.
Принцип рефлексивности при обучении в формате стажировочной площадки позволяет: критически оценить ситуацию, процесс, результат собственной деятельности; увидеть разрыв между знанием теории и умением ее применять и устранить его; помогает определить сильные и слабые стороны собственной деятельности, задуматься над образовательными потребностями в сфере методической подготовки, поставить перед собой цели по ее усовершенствованию, сформулировать собственные педагогические задачи.
Принцип технологичности. Технологичность - это способность комплексно и целостно представить поэтапно планируемую деятельность, продумывая способы ее выполнения и контроль в узловых точках для оперативной коррекции действий. В профессиональной деятельности педагог должен использовать принцип технологичности, который позволит ему построить процесс обучения с ориентацией на четко и детально определенные цели и планируемые результаты. Применение принципа технологичности в деятельности стажировочной площадки научно-практической лаборатории осуществляется в двух аспектах:
- при использовании конкретной образовательной технологии, которая одновременно является предметом и способом освоения программы обучения;
- при организации деятельности стажеров в период создания индивидуального образовательного проекта.
Результаты деятельности стажировочной площадки в современных условиях развития образовательных систем свидетельствуют о том, что стажировочные площадки рассматриваются как центры роста и дальнейшего распространения инновационного и позитивного образовательного и педагогического опыта, как открытая система, к достижению целей деятельности которой привлекаются не только внутренние, но и внешние ресурсы (кадры, проекты, среды, сообщества и др.], как комфортная форма преодоления «кризиса компетентности» в условиях постоянной модернизации, механизм обеспечения условия для достижения современного качества общего образования в соответствии с новыми требованиями.
Организация деятельности стажировоч-ной площадки нацелена на «проживание» профессиональных ситуаций при поддержке коллег, которые уже обладают соответствующим опытом. Непосредственное проживание опыта максимально способствует его достаточно быстрому присвоению и, как следствие, мотивированному и ответственному использованию в собственной профессиональной деятельности, ощущению профессиональной успешности и бесстрессовому принятию ситуации перемен и непрерывного профессионального саморазвития.
Ключевым результатом деятельности учителя на стажировочной площадке является «компетенция непрерывного образования».
Отмеченные позиции являются основой для понимания характера взаимодействия участников образовательного процесса в условиях стажировочной площадки и определения его уровней.
Понятие «взаимодействие» в современной науке многозначно. Разные науки рассматривают его с позиций исследования своего предмета. В этой связи определения понятия дают философия, социология, психология, педагогика. С позиций категории общего взаимодействие рассматривается как интегрирующий фактор любой системы, структура и динамика которой являются основой всякого изменения [4]. Таким образом, взаимодействие выступает как необходимое условие любого развития и основа единства всех структурных уровней системы.
Проведенный за рамками данной статьи контент-анализ понятия «взаимодействие» позволил понимать взаимодействие участников образовательного процесса в условиях стажировочной площадки как систематические действия с целью организации совместных действий, позволяющих реализовать общую для участников площадки деятельность по приобретению практического опыта инновационной педагогической деятельности и предполагающих возобновление действий в практической профессиональной деятельности. В таком понимании взаимодействие субъектов деятельности является и условием дальнейшего развития стажировочной площадки, и результатом профессионального развития каждого субъекта, который достигается через достижение определенных уровней. Взаимодействие является также исходной позицией для создания сообществ, имеющих общую цель, решающих значимую и актуальную профессиональную задачу.
Среди основных характеристик взаимодействия выделяют: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Взаимодействие всегда интерактивно.
По мнению С. К. Викуловой, механизм реализации действия помогает описать так называемая «всеобщая функциональная формула действия», нацеленная на создание продукта, способного удовлетворить потребности субъектов и побуждающего новые потребности: потребности - их отражение в (коллективном] сознании, выработка идеальных программ действия - их операционная реализация в ходе координируемой определенными средствами активности [1].
В рамках стажировочной площадки процесс обучения, преобразования, проектирования и практического воплощения основан на педагогическом взаимодействии, обеспечивающем мотивацию, потребность, результативность, творческий характер и развивающий эффект совместной деятельности участников образовательного процесса.
В этой связи видится необходимым обозначить три уровня взаимодействия участников образовательного процесса в условиях стажировочной площадки: самоопределение к взаимодействию, методическое взаимодействие и творческое взаимодействие.
На каждом обозначенном уровне стажер вступает в процесс обмена информацией и
Таблица
Уровни взаимодействия участников образовательного процесса на стажировочной площадке
Уровни взаимодействия Параметры взаимодействия
Предмет взаимодействия Формы и характер взаимодействия Результат взаимодействия
I уровень. Самоопределение к взаимодействию - Индивидуальные потребности. - Профессиональные проблемы. - Содержание совместной деятельности. - Конструктивный диалог, консультирование и т.д. - Выбор модулей программы обучения. - Составление плана стажировки. - Программа стажировки. - Индивидуальный план стажировки
II уровень. Методическое взаимодействие - Инновационный опыт коллег. - Определение проблемных аспектов профессиональной деятельности. - Содержание методической деятельности. - Инструментально-технологическое знание. - Модерация. - Тьюторское сопровождение. - Методическое сотрудничество. - Методическое сопровождение. - Разработка методических инструментов. - Методические семинары, мастер-классы, индивидуальное консультирование. Владение определенной компетентностью для выполнения индивидуального образовательного проекта.
III уровень. Творческое взаимодействие - Новая модель профессиональной деятельности. - Практическое применение новой модели деятельности. - Творческое сотрудничество. - Научное сопровождение. - Моделирование деятельности. - Разработка методических продуктов. - Семинар-презентация, стажерская проба и др. - Индивидуальный образовательный проект. - Рабочая программа. - Модель технологии. - Дидактическое/ методическое пособие. - Методические рекомендации. - Презентация инновационного педагогического опыта на уровне педагогического сообщества.
действиями со специалистами (тьюторами], имеющими опыт инновационной практико-ориентированной деятельности и способными его передать через организацию этой деятельности, активного и результативного включения в неё других людей (таблица].
Сущность деятельности на каждом уровне раскрывают такие параметры, как предмет, формы и характер, результат взаимодействия.
На первом уровне - «Самоопределение к взаимодействию» - в условиях стажировоч-ной площадки происходит выявление инди-
видуальных потребностей, профессиональных проблем стажера, определяется содержание совместной деятельности. Данный уровень фиксирует интересы и возможности стажера в начале обучения. Для продуктивности взаимодействия на данном уровне используются диагностика, консультирование и конструктивный диалог, которые позволяют выделить важное и желаемое, опустить несущественное, четко сформулировать цели и задачи, создать основу для дальнейшей деятельности, привести к взаимополезному и плодотворному результату при выборе модулей
обучения программы и составления плана стажировки. Например, для оказания помощи в выборе программы обучения используется опыт высококвалифицированных научных и педагогических кадров и определяется консультант, который оказывает методическую помощь при оформлении программы и индивидуального плана стажировки и выборе разнообразных форм деятельности. В результате стажеры не только приобретают нормативную составляющую обучения (Программа, индивидуальный план стажировки], но имеют высокую мотивацию к предстоящей деятельности, стремление преодолевать возможные трудности, желание развивать собственный потенциал.
На втором уровне - «Методическое взаимодействие» - в условиях стажировочной площадки конкретизируются проблемы профессиональной деятельности стажера, для решения которых необходима методическая поддержка. Определяется уровень существующего инструментально-технологического знания специалиста, уточняется содержание предстоящей методической деятельности, изучается инновационный опыт коллег, структурируются материалы для создания индивидуального образовательного проекта. Для эффективности взаимодействия на данном уровне используются: тьюторское сопровождение, методическое сопровождение и сотрудничество, выбор или разработка методических инструментов, а также методические семинары, мастер-классы, индивидуальное консультирование, участие в педагогической экспертизе и другие активные формы, обеспечивающие практикоориентированную деятельность педагога в рамках стажировочной площадки. В результате стажеры приобретают определенную/ые компетентность/ти для выполнения индивидуального образовательного проекта.
На третьем уровне - «Творческое взаимодействие» - в условиях стажировочной площадки создается индивидуальный образовательный проект (рабочая программа, модель технологии, дидактическое/методическое пособие, методические рекомендации, учебный проект и др.], который реализуется специалистом в условиях реальной практической деятельности. Для продуктивности взаимодействия на данном уровне используются: моделирование деятельности, творческое сотрудничество, внешняя и внутренняя
экспертиза, научное сопровождение при разработке методических продуктов. Для публичного представления результатов творческой деятельности на уровне педагогического сообщества используются такие формы, как семинар-презентация, стажерская проба, презентация инновационного педагогического опыта и др., которые позволяют представить новую модель профессиональной деятельности и ее практическое применение.
Таким образом, появляется возможность увидеть не только потенциал специалиста, возможности его развития, но трансляцию инновационного опыта педагога, приобретенного в условиях практикоориентирован-ной деятельности в условиях стажировочной площадки.
Продвижение стажера по уровням обеспечивается фиксацией главного результата, получение которого обусловливает данный уровень. Достижение результата опосредовано совокупностью действий, которые осуществляются в рамках определенного этапа стажировки. Именно при прохождении этапов уровни взаимодействия участников образовательного процесса обогащаются освоением действий, способствующих достижению основного результата.
Таким образом, продвижению по уровням могут соответствовать следующие этапы стажировки: информационно-ресурсный, коммуникативный, проектный.
Информационно-ресурсный этап включает следующие действия: согласование ценностей и целей, опредмечивание мотивов стажеров, анализ имеющихся у сторон ресурсов и возможностей, особенностей нормативной базы, выбор и создание среды устойчивых и открытых информационных потоков; разработка индивидуального плана прохождения маршрута стажировки; отбор, обсуждение и корректировка организационных документов и образовательных ресурсов; поддержка мотивации совместной деятельности стажеров и тьютора для конструктивного сотрудничества с опорой на взаимообогащающую продуктивную деятельность; формирование готовности к активному взаимодействию в информационно-образовательной среде ста-жировочной площадки; согласование и принятие критериев результативности работы стажеров на стажировочной площадке, запуск коммуникативных и рефлексивных практик.
Коммуникативный этап включает: развитие коммуникативных и рефлексивных практик; визуализацию процесса коммуникативных связей «стажер-стажер», «стажер-тьютор» и др.; проведение мониторинга на основе разработанных критериев и обсуждение прогресса и др.
Проектный этап включает: реализацию разнообразных практик (учебных, коммуникативных, экспертных, оценочных, креативных], выходящих на конкретный результат (проект], способствующих профессиональному росту и саморазвитию, принятию и реализации смыслов изменений в профессиональной деятельности.
Литература
1. Викулова С. К. Социологические концепции социального взаимодействия: проблема определения социальной напряженности // Информационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3. - С. 4.
2. Панфилова Л. Г. Научные основания технологии подготовки и повышения квалификации педагогов в условиях внедрения и реализации ФГОС общего образования // Педагогическое образование в государствах СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой. -СПб.: СПбИУО РАО, 2015. - С. 177-185.
3. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2010 № 246-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant. ru/
4. Философская энциклопедия / / Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc_philosophy/1929/взаимодействие/
5. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-Ф3 от 29.12.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
Публикация поддержана грантом
РГНФ № 15-06-10679