Филологически нну к и
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДРЕЗДЕНСКИХ ОПЫТНЫХ ШКОЛ А. НЕЙЛЛА
Е.Ю. Яценко
SYSTEM OF VALUES OF DRESDEN A.NEILL'S SCHOOLS.
Yazenko E.J.
A.Neill practiced the ideas of "free school" and psychoanalysis at his schools. He had a hostile opinion to physical punishments at school. Neill argued teachers to respect children rights to free choice of creative, craft, art, gymnastic and other classes. He treated to interests as to key concept in pedagogic.
А. Нейлл практиковал в своих школах использование идей «свободного» воспитания и психоанализа. Он резко отрицательно относился к физическим наказаниям в школе. Нейлл призывал учителей соблюдать права ребенка на свободны1й выбор им креативных учебных, ремесленных, художественных, гимнастических и других занятий. Он подходил к интересам как к ключевому понятию в педагогике.
Использование идей «свободного» воспитания и психоанализа практиковал в своих школах известный английский педагог Александр Сатерленд Нейлл (18831973). Его имя связано нонконформизмом в педагогике и организацией в начале XX века школы в графстве Саффолк. А. Нейлл был открыт в 60-е годы после выхода в свет его книги «Радикальный подход к выращиванию ребенка» (1960), которая сразу стала бестселлером, он сам, как последний оставшийся в живых представитель нового «свободного воспитания» анархистского толка, оказался в центре мировой острой педагогической полемики.
Слитые им воедино исходные положения «свободного воспитания» и детского психоанализа, справедливо расцениваются современным педагогом Г.Б. Корнетовым в качестве «принципов, провозглашенных Нейллом и реализованных им на практике», «отражением свободолюбивого импульса детства» в школе, проникнутой «духом свободного творчества и самоуправления», без «обязательных учебных программ, форм и методов занятий» (1).
Дискуссии о путях воспитательной работы в Саммерхилле побудили у педагогов Америки и Западной Европы стремление к изучению и анализу педагогического феномена данной школы, прообразом которой стали несколько экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в Англии и Германии.
УДК 37.013.75
В значительной степени вышесказанное справедливо по отношению к первому периоду педагогической деятельности Нейлла, которая для большинства исследователей ограничивается замечанием о том, что Нейлл открыл свою первую школу в 1922 году во время поездки по Европе, тогда как научное рассмотрение его работы в дрезденской «новой» школе представляет большой интерес и заслуживает изучения и анализа.
А. Нейлл - выходец из семьи деревенского учителя из Шотландии, закончил Эдинбургский университет, работал в издательстве различных журналов, в том числе, международного журнала «Новая эра», преподавал в деревенских школах и учебно-воспитательных учреждениях «свободного воспитания» Б. Рассела, «Школе короля Альфреда», занимался воспитательной работой в исправительной тюрьме, которой руководил педагог-психоаналитик Гомер Лейн, под влиянием которого он увлекся использованием психоанализа в школе. Он резко отрицательно относился к современной ему английской школе, где физические наказания являлись обычным средством привития учащимся послушания, хороших манер и строгой дисциплины, несмотря на то, что его знакомство с работой помощника учителя (1904-1908) началось с ремня, палки и розги, которыми требовалось активизировать внимание и пресекать шепот учащихся, он не бил детей, а ходил с ними в географические походы, ботанические путешествия, играл и рисовал. В студенческие годы Нейлл активно участвовал в политических дискуссиях, поддерживал социалистические идеи Б. Шоу - равенство всех людей на земле, эмансипацию женщин, свободную любовь, выступал против расизма, господствующей религии и церкви буржуазного государства, семьи, брака, традиционной школы зубрежки и унижения личности учащихся. Он был противником войны и глубоко религиозным человеком в собственном понимании бога «Я был как Христос коммунистом с маленькой буквы» (3; 8. 122), - писал он.
Замещая ушедшего в 1914 году на фронт учителя Гера Грин-школы он по-
настоящему понял, что ненавидит строгую дисциплину, наказания, принуждение, традиционный школьный порядок. Он увидел школу глазами ребенка и вместо учебных занятий начал мастерить с ними их любимых драконов, ловить рыбу, кататься на лодке и гонять голубей.
Перенеся после пребывания на фронте (1916-1918) тяжелый нервный кризис, он, по рекомендации своего психотерапевта, до 1920 года работал воспитателем в заведении для малолетних правонарушителей на правах самоуправления, изучал труды психоаналитиков и практику психоанализа. В школе данного заведения учащимся разрешалось разговаривать во время уроков, входить в класс и покидать его без разрешения, заниматься теми дисциплинами, которые учащиеся выбирали сами. Учителя также преподавали те дисциплины, которые им нравились и которые они лучше всего знали. Нейлл решал с учениками задачи и занимался внеклассной деятельностью. В учебно-воспитательном процессе он исходил из предпосылки, что если ему лично что-то не нравится в школе, то и воспитанникам это будет неприятно. Такая позиция в корне отличалась от требования представителей «свободного воспитания», которые требовали ставить интересы, склонности и желания ребенка в центр учебно-воспитательной работы. Исследователь жизни и деятельности Нейлла - Л. Бат-Ам утверждал: «Нейлл выстраивал теорию своеобразно развитию мыслительных действий ребенка и его гипотетическим потребностям; даже в случае, когда объективная реальность опровергала его теоретическую конструкцию, он продолжал относиться к детям, следуя собственному представлению о них» (9; Р. 75).
Эта позиция оказалась неприемлемой для директора самой прогрессивной школы «нового воспитания» Б. Рассела, который в 1920 году сам пригласил А. Нейлла после закрытия школы Лейна в «Школу короля Альфреда». Первые же месяцы работы в этой школе показали, что она «недостаточно свободна для Нейлла», провозгласившего, что «каждый ученик волен делать все,
что хочет, пока не ущемляет свободу других» (7; Р. 103).
С 1920 года Нейлл вместе с Б. Энсор возглавил журнал «Новая эра», публиковал острые статьи о педагогических экспериментах и достижениях, участвовал в конгрессах лиги «нового воспитания», сотрудничал с его представителями А. Ферьером, О. Декроли, Э. Клапередом. Благодаря публикации его книги «Приют учителя» (1915) и полемическим статьям, Нейлл «прослыл в Европе «ужасным ребенком» экстремистской педагогики Великобритании» (10; Р. 383).
В 1921 году после выступления в Ка-лаисе с докладом «Низвержение авторитетов» на конференции движения «Новое воспитание» под названием «Творческое самовыражение ребенка», по заданию редакции «Новая эра», Нейлл из Швейцарии приехал в Дрезден для подготовки серии статей о «наиболее интересных» опытных школах Германии. Здесь он не только написал несколько статей и книг, сделавших его широко известным писателем-педагогом, но и проработал три года руководителем школьного комплекса Хеллерау - прообраза его первой школы Саммерхилл.
Район Дрездена Хеллерау и школьный городок произвели на него большое впечатление организацией школьного самоуправления, экологического, ремесленно-трудового, художественного, физического воспитания и свободой учащихся.
Секретарь союза немецких ремесленников и руководитель строительства города-сада Вольф Дорн в 1909 году поставил перед собой задачу превратить Хеллерау в центр художественных ремесел, культуры (театра, балета, оперы, изобразительного искусства), литературы и гуманной педагогики и для ее реализации пригласил лучших специалистов не только из Германии, но и из-за рубежа. Перед началом Первой мировой войны Хел-лерау стал фокусом всех реформаторских движений Германии. Здесь был открыт для пребывания и посещения архитектурный ансамбль из художественных мастерских, музеев, театров, «Дома праздничных игр» (центр ритмической гимнастики, гигиены,
подготовки преподавателей гимнастики и физической культуры). К нему относились «Дом учителя», лесная школа для детей от 3-х до 14 лет с нервными заболеваниями, профессиональная школа, «Сельский воспитательный дом Хеллерау» - «новая школа -интернат» для подростков от 14-ти до 18-ти лет, народная школа полного дня для учащихся от 6-ти до 16-ти лет, повышенная женская и мужская школы с учебными планами реальной гимназии, включающие изучение двух иностранных языков, широкого спектра естественно-научных дисциплин и предметов эстетического цикла.
Во всех школах работали педагоги-реформаторы, которые широко практиковали сократический, эвристический, дискуссионный, опытно-экспериментальный методы работы, была налажена работа ученического самоуправления. Воспитанники поддерживали дружеские связи с учащимися других «новых школ» Западной Европы.
В годы Веймарской республики народная школа Хеллерау стала одной из самых известных опытных школ в Европе, руководимой Максом Ницше. Наказания, экзамены и отметки во всех типах учебно-воспитательных учреждений Хеллерау были отменены.
После ноябрьской революции в Германии к школам Хеллерау присоединилась реальная дневная гимназия с совместным обучением мальчиков и девочек. В учебно-воспитательной работе все школы ориентировались на школу-интернат «Немецкий сельский воспитательный дом Хеллерау», которым руководил бывший учитель Оденвальдской школы Карл Тайль. В 1920 году будущий президент немецкой академии языка и литературы, биограф Т. Манна - П. Мендельсон, учился в данной школе, о которой он писал: «Когда мне было 12 лет, здесь были дети со всей Европы, работал мой отец - известный скульптор Георг фон Мендельсон, профессор Академии художеств - Франц Сицек. В Хеллерау была воссоздана модель «Свободной школьной общины Виккерсдорф» и Оденвальдской школы» (2; 8. 14).
В 1921 году А. Нейлл открыл «Интернациональную школу - интернат свободного воспитания» с психологическим, трудовым и художественным уклоном. Приступая к работе, он заявил, что ключ к пониманию поведения своих воспитанников, себя и других людей, ему дали работы 3. Фрейда «Толкование сновидений» и «Психопатология обыденной жизни». В них он нашел подтверждение основной идеи о том, что «Учитель, священник ненавидят себя за постоянную обязанность всегда наставлять. Через механизм проекции они замечают собственные недостатки у других и продолжают вести их за собой - к спасению». Здесь же он парадоксально заключал: « Я не могу больше проецировать свои недостатки на детей в классе, поэтому я не способен быть учителем» (4; Р. 198).
На первом же собрании педагогического коллектива школы Нейлл призвал учителей соблюдать права ребенка на свободный выбор им креативных учебных, ремесленных, художественных, гимнастических и других занятий. Если вместо того, чтобы читать книги, воспитанники захотят делать их в типографии школы или строить лодку в лодочном сарае, как в Гера Грин-школе, они должны иметь возможность это делать. Если же они вообще не хотят ничем заниматься, то и такое им следует разрешить (5; Р. 65-67).
Большое впечатление в теории психоанализа на Нейлла произвели постулаты образования механизма психотравматизма и вытеснения, которые он воспринял как опасную силу универсального объяснения психических процессов, что было свойственно и другим педагогам-психоаналитикам. Он утверждал: «Невротик - это индивид, либидо или жизненная энергия которого подавлена... Мальчик, который ненавидит алгебру и должен решать задачи, не имеет никакой возможности для самовыражения» (6; Р. 115). Нейлл преподавал в Хеллерау математику и английский язык. На уроки арифметики к нему никто не приходил, в то время как на уроке географии в соседнем классе присутствовало вдвое больше учащихся. Чтобы заинтересовать учеников, он читал
им веселые книжки о приключениях тигренка и рисовал к ним смешные иллюстрации, например, у лошади вместо ног были колеса, которые развешивал по всем стенам. В педагогических дискуссиях Нейлл аргументировал данный подход к учебно-воспитательному процессу акцентированным выражением внимания к интересам ребенка. Он подходил к интересам как к ключевому понятию в педагогике и как к психологической основе движения «новое воспитание», «единственному критерию в деятельности педагога» (4; Р. 129).
В работе «Приходи, пожалуйста, если захочешь, в школу» Нейлл проанализировал первые недели после переезда в новое здание школы и замены части учительского коллектива, где каждый ученик начал с того, что занял свой угол, обустраивал и разрисовывал его. В течение трех месяцев школа напоминала «сборище эгоистов», однако затем воспитанники постепенно начали вместе посещать мастерские и обучать друг друга, работая вместе.
Единовластное руководство дрезденскими школами дало Нейллу возможность «достичь почти абсолютной свободы в школе, когда нет обязанности посещать уроки, когда ученик может месяцами отсутствовать в классе, если он этого хочет, в школе, где нет расписания уроков, рядов парт, самих уроков и классов, а учитель не дает никаких указаний» (7; 8. 32-33).
Нейлл не сомневался, что через последовательную реализацию своих интересов ребенок придет к добру. В период наивысшего увлечения теорией регрессии Нейлл неоднократно сталкивался с явлением агрессивности у учащихся с девиантным поведением. Он научился выслушивать требования ребенка, понимать их и педагогически верно на них реагировать. Взаимоотношения между ним и воспитанниками быстро приобретали терапевтическую направленность и многие из наиболее трудных подростков вскоре принимали активное участие в психологических дискуссиях, которые он часто проводил по вечерам.
Нейлл поддерживал мысль Э. Клапе-реда объединить в одном понятии интерес и
либидо З. Фрейда. Он стремился к синтезу двух подходов к данному понятию - педагога и психоаналитика: «Интерес ребенка, -разъяснял он, - это попросту то, что он может сделать со своей неиссякаемой жизненной энергией» (4; Р. 229). Через психоаналитическое толкование интереса он недвусмысленно пояснял, что именно через интерес должна происходить эмоциональная разрядка. Цель воспитания состоит в том, чтобы обеспечить выход эмоциям таким образом, чтобы не происходило их подавление, а, следовательно, в будущем не возникало неврозов (6; Р. 114-115).
Если Нейлл считал, что личностные качества учителя могут привести к действиям, травмирующим ребенка, он немедленно добивался его отстранения от работы, он требовал, чтобы учитель умел «распознавать интересы ребенка и помогал ему реализовы-вать их» (8; Р. 145).
«Мои ученики, - неоднократно повторял он, - не посещают никаких уроков, но сколько же терпения и доверия необходимо иметь, чтобы понять и объяснить, что они поступают правильно» (8; Р. 145-146).
Нейлл критиковал позицию А. Ферье-ра, позитивно оценивавшего действия учителя, направленные «на дисциплинирование детей после периода анархии» и поддерживал Г. Лейна, который учил его всегда быть одним из членов детского сообщества и рассказывал о том, что он не жалел о своем участии в погроме, устроенном его воспитанниками в заведении для малолетних правонарушителей «Малое содружество», хотя и произошло это спонтанно, но укрепило его авторитет, чего он не мог добиться раньше никакими воспитательными мероприятиями (10; Р. 32).
Вслед за Фрейдом Нейлл придерживался мнения, что ребенок живет в обществе и должен научиться управлять своими инстинктами, потребностями при помощи принципа реальности и адаптироваться в окружающей среде. Чтобы развить в ребенке сильное эго, ему необходимо дать возмож-
ность общаться c теми воспитателями, которым присущи любовь и твердость, благодаря чему они формируют данные качества в детях, допуская, как этого требовал 3. Фрейд, тонкое взаимодействие любви и агрессивности, служащее основой образования эго.
Нейлл считал гуманистическую педагогику Германии более прогрессивной в сравнении c английской, гордился тем, что он работал в одной из лучших реформированных школ мира, воспринявшей основные черты моделей «новых школ» Оденвальда и Виккерсдорфа. Он высоко ценил заслуги Винекена и Гехеба перед педагогикой нового времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корнетов Г.Б. Феномен «свободного воспитания» // Учительская газета. - 1993. - 21 сентября.
2. Medelsohn Peter Hellerau. Mein unverlierbares Europa. - Dresden: Hellerau-Verlag, 1993. - S. 21-58.
3. Neill А. Erinnerungen an Deutschland // Die Zeit (Hamburg.) - 1970. - 7. August. - S. 14.
4. Neill A. A Dominie Abroad. - London: Herbert Jenkins, 1922. - 256p.
5. Neill A. A Dominie Abroad. - London: Herbert Jenkins, 1923. - Р.5-67.
6. Neill A. A Dominie in Doubt. - London: Herbert Jenkins, 1920. - 256p.
7. Neill A. Education in Germany // The New Era.
- London. - 3. 1922. - 9 January. - P.32-33.
8. Neill A. Hearts Not Heads in School. - London: Jenkins, 1945. - 164 p.
9. Bates.-Ames 1.А. Neill // Pour ou contre Summerhill (collective work). - Paris: Payot, 1972.
- 247p.
10. Ferriere A. L'autonomie des ecoliers dans les communautes d'enfants. - Neuchatel - Paris: Delachaux & Niestle', 1950. - 152 p.
Об авторе
Яценко Евгения Юрьевна, аспирантка кафедры педагогики 3-го года обучения ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет».